Станковая живопись иконы. О жанрах живописи в изобразительном искусстве. Алгоритм создания станковой картины

СТАНК О ВОЕ ИСКУССТВО - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение. Идейное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин "станковое искусство" произошёл от "станка", на котором создаются многие произведения искусства (в живописи, например, им является мольберт). Станковое искусство получило широкое развитие начиная с эпохи Возрождения.

ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ – род искусства включающий архитектурные сооружения, скульптурные монументы, рельеф, стенную роспись, мозаику, витражи и др. Монументальное искусство ориентируется на массовое восприятие и стремится воздействовать на эмоции и мысли множества людей. Монументальная скульптура – это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые дополняют архитектуру. Монументальная живопись – это панно, роспись, мозаика, витражи. Монументальная графика – настенное графическое изображение, участвующее в создании монументального образа. Для монументального искусства характерна определенная постоянная среда бытования. Свойства: лаконизм, броскость, спокойно, уравновешенно, ясно, просто, цельно и величаво. «Биография» монументального искусства восходит к человеческим творениям эпохи каменного века. Росписи Альтамиры и Ласко, камни Стоунхенджа, вертикально врытые в землю высокие камни (до 20м.), имеющие культовое значение («менгиры»). Расцветы монумент. искусства совпадают с эпохами, когда высоко развито коллективное сознание и недостаточно индивидуальное. Не случайно все древние культуры и культура Средневековья тяготели преимущественно к монументальному.

4. Виды изобразительного искусства.

1.Архитектура или зодчество - это одновременно наука и искусство проектирования зданий. В широком смысле слова архитектура - это организация среды обитания человека, начиная с проектирования городов, вопросов организации городской среды, ландшафтной архитектуры и заканчивая дизайном мебели и внутреннего убранства зданий.

2.живопись : монументальная-живопись на арх сооруж и др стационарных основаниях(фреска, мозайка, витраж). станковая жив(пейзаж,портрет,натюрморт, бытовая жив, историч жив)

3.графика -вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль).

4.театрально-декоративное искусство

5.ДПИ -область декор искусства:создание худож изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и худож обработка утилитарных предметов(батик, гобелен, нитяная графика, керамика, вышивка)

6.скульптура -вид изоб искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов.

5. Скульптура как вид искусства.

Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов. Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре : она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность. Материальность скульптуры обусловлена способностью человека осязать объем. Но высшей формой осязания в скульптуре, выводящей его на новый уровень восприятия, становится способность человека «зрительно осязать» воспринимаемую через скульптуру форму, когда глаз приобретает способность соотносить глубину и выпуклость разных поверхностей, подчиняя их смысловой целостности всего восприятия. Материальность скульптуры проявляется в конкретности материала, который обретая форму, перестает быть объективной реальностью для человека и становиться материальным носителем художественной идеи. Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема. Каждая культура приносит свое понимание соотношения объема и пространства: античность понимает объем тела как расположение в пространстве, средние века – пространство как ирреальный мир, классицизм – равновесие пространства, объема и формы. Лаконичность скульптуры связана с тем фактом, что она практически лишена сюжетности и повествовательности . Легкость восприятия скульптуры - только кажущаяся. Скульптура символична, условна и художественна, а значит сложна и глубинна для восприятия.

«Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, неразлучна с человеком», - писал Ф. М. Достоевский.

Действительно, история свидетельствует о том, что человек всегда был неразлучен с искусством. В горах, в пещерах разных стран мира сохранились древние наскальные изображения. Эти выразительные рисунки животных и охотников были сделаны еще в те времена, когда люди не умели писать.

Памятники искусства говорят нам, какое огромное значение оно имело в жизни человека и человеческого общества. Древние греки создали прекрасный миф о музах - вечно юных сестрах, олицетворяющих искусства и науки. Мельпомена - муза трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танцев, Клио - муза истории… Миф рассказывает, что когда бог Аполлон - покровитель искусства, поэзии и музыки - появлялся в сопровождении муз, то вся природа внимала их пению… Музыка, музей - эти слова произошли от слова Муза.

Поэтический миф о музах-сестрах не утратил своего смысла. У каждого вида искусства свои выразительные средства: в музыке - это звук, в изобразительном искусстве - цвет, линия и т. д., в литературе - слово. Но родственная сущность всех видов заключается в том, что искусство - это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности.

К изобразительным искусствам, связанным со зрительным восприятием, относятся: живопись, графика и скульптура. Эти искусства создают изображение на плоскости (живопись и графика) и в пространстве (скульптура).

Картину, рисунок, эстамп, скульптуру, которые имеют самостоятельное значение, то есть не связаны с каким-либо художественным ансамблем или с чисто практическим назначением, мы называем станковыми произведениями . Определение это происходит от слова «станок» (в данном случае - мольберт), на который ставится холст, когда пишется картина. И даже то, что картина обязательно вставляется в раму, подчеркивает независимость, то есть отъединенность станковой живописи от окружающей среды. Рама отделяет картину, создает возможность воспринимать ее как самостоятельное художественное целое. Некоторые станковые живописные произведения репродуцированы в книге.

В отличие от станковой монументальная живопись по своему назначению и характеру связана с архитектурным ансамблем. Фреска, мозаика, панно, витражи органично входят в архитектуру, дополняя и обогащая художественное оформление интерьера или всего здания. Прекрасными образцами монументальной живописи являются фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Высочайшего уровня монументальная живопись достигла в византийском и древнерусском искусстве.

В наше время монументальная живопись находит широкое применение в дворцах культуры, клубах, театрах, станциях метрополитена, вокзалах и т. д. Многие из вас видели мозаики в метро, созданные по эскизам П. Корина, А. Дейнеки и других советских мастеров. Росписи интерьера Автовокзала и Музея Вооруженных Сил в Москве (художник Ю. Королев), росписи Музея Циолковского в Калуге (группа художников во главе с А. Васнецовым), витражи литовских мастеров, чеканные панно грузинских художников украсили многие новостройки наших городов.

Международную известность завоевало монументальное искусство современной Мексики. Мозаики Сикейроса и других крупных художников отражают героическую борьбу мексиканского народа за свою независимость.

Не всегда можно провести резкую грань между станковым и монументальным произведением искусства. Это объясняется тем, что качеством монументальности обладает нередко и станковая живопись. А монументальные произведения иногда имеют и самостоятельное значение, воспринимаясь как законченные станковые картины.

Существует еще очень большая область декоративно-прикладного искусства. Это художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ткани, ковры, вышивки, ювелирные изделия и т. д. Однако некоторые виды декоративно-прикладного искусства (гобелен, чеканка, декоративная скульптура) можно также рассматривать как самостоятельные произведения. Живопись, которая предназначена для украшения или выявления конструкции и назначения предмета и не имеющая явно самостоятельного значения, называется декоративной.

Таким образом, живопись разделяется на станковую, монументальную и декоративную.

Станковая живопись - это техника, когда краска наносится на передвижную поверхность с целью создания самостоятельной картины. Название этого типа происходит от слова «станок», которым чаще всего бывает мольберт художника. Сегодня станковая живопись является самым распространенным искусством.

Благодаря мобильности произведений картины стали доступными для широкой массы зрителей. Также благодаря возможности перемещать полотна значительно облегчается реставрация станковой живописи, особенно в сравнении с произведениями монументального искусства.

Типы живописи

Живопись - один из самых древних способов самовыражения и передачи собственного видения реальности. Она учит изображать окружающий мир с помощью зрительных образов, техник и приемов, которые составляют язык изобразительного искусства. Его создавали и развивали художники и теоретики на протяжении тысячелетий, и сегодня он позволяет современным живописцам создать собственное «повествование».

Традиционно выделяют следующие типы живописи:

  • Декоративная - создана для украшения поверхностей и предметов, которые служат другой цели. Такая живопись применяется в интерьере, на мебели, аксессуарах, одежде и др.
  • Театральная - создание декораций и костюмов к постановкам.
  • Монументальная - выполняется на неподвижных поверхностях зданий как фасадных, так и интерьерных. Это самый древний тип искусства, традиционно называемый фреской. Также к монументальной живописи относятся мозаики, витражи и панно.
  • Станковая - существует вне зависимости от того, где она была создана. Это самый распространенный, развитый и жанрово богатый тип живописи.

Определение и характеристика станковой живописи

Станковое произведение является самостоятельным предметом искусства. Оно может передвигаться в пространстве и даже пересекать государственные границы. Это и есть главная характеристика станковой живописи - то, что она не должна быть привязана к месту создания.

Картина - это предмет и результат такого искусства. На сегодняшний день нет единогласного мнения о том, какие техники и материалы принято считать станковой живописью, а какие - графикой. Мы будем придерживаться мнения, что станковая живопись - это нанесение любого типа краски на любую передвижную поверхность, вне зависимости от материала и размера. Таким образом, произведения, созданные акварелью, гуашью и даже пастелью, являются примерами этой техники.

История

История станковой живописи началась с использования каменных плит и деревянных панелей. Произведения, которые положили начало современному пониманию такого искусства, - иконы. Самое древнее нестационарное изображение Христа датируется VI веком и выполнено на деревянной панели, покрытой специально обработанной тканью.

Первые картины на дереве носили религиозный характер, но при этом не были иконами. Новатором станковой живописи стал представитель эры Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Он создал несколько произведений - все они были выполнены темперой на тонких деревянных панелях из тополя, оклеенных холстом, обработанным смесью гипса и животного клея. Эта технология использовалась для создания икон в Византии.

Виды станковой живописи

В зависимости от материалов, использованных при создании картины, станковая живопись делится на несколько видов:

  • По типу поверхности различают живопись на холсте, картоне, бумаге, дереве, шелке, пергаменте, металлических панелях и камне. В качестве основы для станковой картины подойдет практически любая передвижная поверхность, не выполняющая никаких дополнительных функций.
  • В зависимости от использованных красок станковая живопись может быть масляной, акварельной, темперной, акриловой и пастельной. Реже используются такие составы, как гуашь и тушь.

Кроме того, станковая живопись позволяет применять ряд вспомогательных материалов, таких как кисти, губки, валики, картонные полоски, мастихины и аэрозольные баллончики.

Особенности техники исполнения

С развитием искусства изменилась и технология станковой живописи. Современный мир расширяет доступ к знаниям и материалам, обеспечивая благодатную почву для экспериментов и поисков новых возможностей. Сегодня произведения станковой живописи могут быть созданы с помощью трафаретов и паттернов. Цвета добываются из новых материалов и пигментов. Сложно не потеряться в таком водовороте средств и ресурсов.

Однако масляные полотна, так же как и станковая темперная живопись, прошли многовековой путь развития. Именно поэтому сегодня существует традиционная, или академическая, техника станковой живописи, которая подразумевает следование ряду правил и традиций. Масляные краски являются наиболее популярными благодаря легкости нанесения и способности надолго сохранять цвета. Темпера, в свою очередь, отличается большей сложностью. Техника создания станковой темперной живописи обладает рядом специфических правил - например, затемнения тона пигмента лучше всего добиваться штриховкой или накладыванием одного слоя на другой.

Жанры станковой живописи

Жанровое богатство станковой живописи обусловлено ее мобильностью. Ведь легче перенести мольберт в лес, чем деревья в помещение. Тем самым станковая живопись расширяет возможности для написания полотен с натуры. Это особенно важно для таких жанров, как пейзаж, портрет и натюрморт.

Среди оказавших наибольшее влияние на становление и развитие станковой живописи необходимо выделить религиозный и мифологический жанры, а также исторический, портретный и сюжетный. Для современной станковой живописи особое значение имеют портрет, пейзаж и натюрморт.

Портрет

Такой жанр является очень динамичным, иногда его границы размываются и сливаются с такими жанрами, как мифологический, аллегорический и религиозный. Суть портрета заключается в том, чтобы с помощью художественных средств изобразить на холсте человека с присущими ему формами, чертами лица и особенностями характера.

В станковой живописи внешний вид модели, ее осязаемые и видимые характеристики сливаются с внутренними чертами, характеризующими ее. Все это находится в прямой зависимости от авторского восприятия, а также связи художника с моделью и портретом.

Пейзаж

Произведения, выполненные в этом жанре, изображают природу. Так же как и портрет, пейзаж часто размывает границы строгих жанровых определений и характеристик. Вероятно, из-за того, что на протяжении многих веков он использовался лишь как заполнение пространства на картине, сейчас, когда это самостоятельный жанр, его все еще применяют для создания фона в произведениях других жанров.

Пейзаж изображает природу в нескольких ее ипостасях - не тронутую человеком, преображенную человеком и взаимодействующую с ним. Среди поджанров стоит отметить морской, городской и деревенский пейзажи.

Натюрморт

С французского такое название переводится как «мертвая природа». Этот жанр станковой живописи фокусируется на изображении неодушевленных объектов. Как самостоятельная техника натюрморт оформился в XVII веке благодаря стараниям североевропейских мастеров. Во времена Возрождения он пользовался популярностью в декоративной живописи и часто становился украшением мебели и посуды.

Среди других популярных жанров станковой живописи можно выделить бытовую, иллюстрацию, аллегорию и анималистику.

Основной плюс станковой масляннойживописи – легко перемещать с места на место.

Для каждого хужожественного произведения неоходима основа.Основой, на которой писали живописцы, изначально было дерево – тополь, ясень, орех, ива. Затем, в античности, дерево сменяет холст. Сначала холст проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение. Со второй половины XVI века появляются медные доски. Их преимущество заключалось в том, что они не допускали проникновения воздуха, вредного для масляных красок.

Для каждой основы необходима особая грунтовка. Задача грунтовки – уровнять, сгладить поверхность основы, чтобы помешать связующим веществам всасываться в основу, кроме того, участвовать своим тоном в колорите картины.


Масляная живопись – одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Используется масло льна, мака или масло грецких орехов. Основой может быть дерево, фанера, картон бумага, холст. Не разбавляются, не смываются водой. высыхает долго, слои сохнут с разной скоростью. цвета смешиваются легко, возможность создания сложных цветовых переходов и разработанного колорита.


Билет №12. Станковая живопись. Пастель

Станковая картина – самостоятельное произведение живописи, свободное от всяких декоративных функций и выполненное на мольберте или станке.

Станковая живопись - разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной,

не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер.

Термин «станковая живопись» произошёл от станка(мольберта), на котором создаются картины.

Пастель

Мало связующих веществ (Связующие вещества:

вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.

Основное предназначение - скрепление между собой частиц пигмента и грунта, в создании устойчивого и связного красочного слоя, обеспечивая этим сохранность краски.)

Высокая степень укрывистости

Свобода в работе

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ

Особенности работы старых мастеров и художников нового времени.

1. Рисунок тушью

2. Подмалевок

3. Лессировка


Билет №13. Станковая живопись. Акварель и гуашь

Станковая живопись - разновидность живописи, которая, в отличие от монументальной, не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер. Термин «станковая живопись» произошёл от станка (мольберта), на котором создаются картины.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ

Старые мастера – работа с три стадии:

· Рисунок тушью

· Подмалевок

· Лессировка

Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).

Гуашь
Гуашью называется живопись, исполненная непрозрачными, плотными и кроющими клеевыми красками с примесью белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».

Источники XVI века упоминают о гуашевой живописи. В эпоху Возрождения гуашью пользовались для исполнения иллюстраций, подцвечивания рисунков, расписывания вееров, табакерок и т. п.

С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.

Акварель
Акварель была известна еще в глубокой древности, но до XVII века не имела самостоятельного значения, ею пользовались для раскрашивания рисунков, черновых набросков и т. п.

Самостоятельное значение в живописи акварель приобрела, начиная с XVII века. Картины, исполненные акварелью, представляют собой вполне законченные произведения изобразительного искусства с достаточно глубоко разработанной манерой и техникой письма. Из русских акварелистов известны Брюллов К., Соколов, Бенуа, Врубель, Савинский и др.

Билет №14. Станковая живопись. Темпера

От линеарно-плоскостного стиля к иллюзии пространства. Роль прямой и световой перспективы
Легко перемещать с места на место. Основой изначально было дерево – тополь, ясень, орех, ива. Затем дерево сменяет холст. Сначала холст проклеивают, а потом грунтуют плотным слоем специальной смеси. На загрунтованный холст красками наносится изображение
У станковой живописи есть много жанров. Важнейшие из них - сюжетная живопись, портрет, пейзаж и натюрморт.
Разделят: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью.
В объёмно-пространственном и линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое.
Световая перспектива - определяется расстоянием до источника света и положением предмета по отношению к нему.
Прямая перспектива - рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагающая единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения.


Билет №15. Цвет в живописи

Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологическихфакторов.

Это видимое электромагнитное излучение, волна определенной длины.

Параметры цвета:

1. Тон (название цвета – красный, синий, желтый и т.д.)

  1. Насыщенность

3. Светлота

4.Температура: теплые и холодные цвета

Цветовой круг:

Включает в себя все видимые цвета спектра и строится как система непрерывного перехода цветов.

Основные цвета - красный, желтый, синий.
Составные цвета - цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно основных цветов: красного, желтого и синего.
Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый + желтый = получается желто-оранжевый. Таких цветов шесть.
Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций:
красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый;
сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый.
На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами.

Родственные цвета - принадлежат любой одной четверти круга.

Контрастные (дополнительные) цвета - находятся на диаметрально противоположных сторонах круга.

Оттенок - градация тона; различие в цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Нюанс - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени и т.п.

Насыщенность (интенсивность) – характеризует степень чистоты цветового тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого. Это понятие так же связано с яркостью , так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.

Живая, сильная, глубокая насыщенность.

Ненасыщенные цвета - тусклые, слабые, вымытые.

Степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.


Билет №16. Перспектива

Фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в окружающем (реальном) мире.

Виды перспективы

1. Прямая перспектива - вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

ТОЧКА СХОДА - точка на перспективном изображении, в которой пересекаются проекции линий, параллельных в предметном пространстве.

2. Обратная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности – так, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

3. Панорамная перспектива - изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности.

4. Воздушная перспектива - характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя (эффект сфумато - дымка). При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.

5. Сферическая перспектива – вид перспективы, при которой глаза зрителя всегда находятся словно в центре «отражения» на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Виды Монументальная Станковая Монументально декоративная Иконопись Миниатюрная Живопись Жанры Стили Мифологический Батальный Исторический Пейзаж Портрет Натюрморт Анималистически й Бытовой Ню

Оглянись, как красиво вокруг! Люди всегда искали способы сохранить и запомнить увиденное. Можно сфотографировать мир вокруг себя, но раньше не было фотоаппаратов, да и рисовать гораздо увлекательнее!

Живописец может творить чудеса – показать события далёкого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок, перенестись в будущее и представить нам несуществующих персонажей.

Главное выразительное средство живописи - цвет. Художник обычно составляет цвет на палитре, а затем переносит краску на полотно картины, создавая цветовой порядок - колорит.

Колорит может быть тёплым и холодным, весёлым и грустным, спокойным и напряжённым, светлым и тёмным. Цвет создаёт настроение картины.

Для создания картины, кроме цвета, необходима композиция, то есть, расположение деталей рисунка. Художник начинает работу над полотном с набросков - эскизов.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на мольберте, который также называется станком. Отсюда и название "станковая живопись".

А слово "монументальная" говорит о чём-то большом и значительном. Монументальная живопись - это большие картины на стенах зданий в метро, аэропортах, церквях. Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания.

К монументальной живописи относятся мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов.

Витраж – это картина на стекле или из кусочков разноцветного стекла. Витражи вставляют вместо окон или в дверь.

Фреска - техника росписи водяными красками по сырой штукатурке на стенах, требует очень быстрой работы, пока не высохла штукатурка.

Чем только не писали картины! Краски делали с помощью яичного белка, клея или сока фигового дерева. Потом появились масляные краски, на основе растительного масла.

Живопись на основе яичного желтка или белка называется темперой. Пользуясь темперной техникой, художник не должен смешивать краски, их надо накладывать очень тонким слоем, одну рядом с другой, без переходов. Смешанные тона можно получить только накладывая один слой на другой.

Восковая живопись Живопись на основе клея называется гуашью. Гуашевые краски плотные, матовые. Ими рисуют на бумаге, картоне, полотне, шёлке, кости.

Пастель - техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги или картона специальными карандашами. При этом начинают жестковатыми карандашами и заканчивают мягкими, а красочный порошок растирают пальцами.

Акварель - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге, растворяя краски в воде. Акварельная живопись прозрачная и мягкая.

Мастихин - инструмент в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Мастихин применяется художниками для удаления незасохшей краски с картины. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.

Жанры живописи появились тогда, когда художники начали на своих картинах отображать разные темы. Главная задача художникапейзажиста – показать природу во всей её красоте.

В переводе с французского языка слово «натюрморт» означает «мёртвая природа» . Натюрмортом называют изображение вещей, которые окружают человека – посуда, ткани, цветы, овощи и фрукты, дары моря и дичь.

Портрет – это изображение человека или группы людей. В портрете художник не только передаёт внешнее сходство, но и старается рассказать о жизни, занятиях человека.

В античную эпоху человек стремился изобразить на картинах мир таким, каким он сам его видел. Живопись служила для украшения храмов, жилищ и гробниц.

В эпоху Возрождения появились жанры живописи, которые мы с тобой уже рассмотрели - пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, мифологический, исторический, батальный.

Классицизм - художественный стиль, ориентированный на формы античной, прежде всего, греческой классики. Особое внимание художники отдавали светотени. Обрати внимание на то, как точно автор с помощью теней изобразил складки на тканях. А ещё художники классицизма в своих картинах использовали всего три краски – красную, синюю и жёлтую, - а для получения других цветов смешивали их.

Слово «барокко» означает «странный» , «причудливый» . Картины в стиле барокко - причудливые, пышные. Они часто сочетают в себе очень крупные и – наоборот – очень мелкие детали, а свет и тени не плавно переходят друг в друга, а резко очерчены.

Живопись романтизма часто отображала события истории и современности, использовала контраст света и тени, насыщенный колорит.

Переворотом в живописи было появление импрессионизма, стремившегося передать мимолётное впечатление, избегая всяких подробностей в рисунке. Такие картины писали на свежем воздухе, а смотреть их лучше, отойдя на несколько шагов.

Если художников-импрессионистов интересовало всё мимолётное, случайное, то представители направления постимпрессионизм искали постоянное, устойчивое. Картины писались не по мгновенному впечатлению, а с учётом хода световых лучей, расчётом теней.

Модернизм стремился утвердить свои основы искусства. Модернизм объединял множество художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт. Экспрессионизм - направление в искусстве, для которого характерны броскость, гротескность.

Картины в стиле кубизм изображают реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырёхугольников, треугольников, полуокружностей).

Абстрактная живопись, её иногда называют авангардизмом, абстракционизмом или андеграундом, использует смелые, необычные цвета, правильные, как по линейке очерченные фигуры.

Посмотри на произведение автора, работающего в стиле фовизм. Он использует немного цветов, совсем как в твоей коробочке с красками. Ещё он использует чёткие контуры, как будто сначала рисовал карандашом, а потом только красками. Фигуры на рисунке - без теней, без объёма.

Примитивизм - направление в изобразительном искусстве, картины которого напоминают произведения первобытного, средневекового, народного и детского творчества.

Как много всяких «-измов» ! Даже страшно браться за кисточку или карандаш! Но не бойся, каждый из художников, картины которых ты сейчас увидел, когда-то взялся за краски и бумагу впервые. И у него тоже не всё сразу получилось. Смелее – фантазируй, твори, рисуй!