Даммарный лак для масляной живописи: состав, применение, время высыхания. Картины маслом на холсте. Искусство обмана: Настоящие гении и гении поддельные Как состарить предметы: все техники состаривания

Картины могут стать отличным способом декорировать интерьер. При этом смотрятся они очень благородно. Есть много техник, позволяющих состарить произведение. Некоторые из них требует навыка, а потому пробуйте на каком-нибудь материале, а затем уже приступайте к обработке картины.

Вам понадобится

  • -картина;
  • -горячая камера;
  • -холодная камера;
  • -лак;
  • -наждачная бумага;
  • -чайная заварка.

Инструкция

Попробуйте произвести резкую смену температур. Сначала поместите картину в горячую сухую камеру на 24 часа, а затем столько же продержите ее в камере с очень низкой температурой. Повторите процедуру несколько раз, пока краска не растрескается, после чего покройте картину лаком с эффектом патины.

Другой возможный способ - потрите некоторые места картины наждачной бумагой (с мелким зерном) до образования трещин, а местами - до полностью стертого рисунка, а затем уже покройте произведение лаком с эффектом патины.

Приобретите лак с эффектом кракелюра. Такой лак дает эффект трещин на поверхности картины. Вам потребуется двухшаговый кракелюр, но не наносите его на картину сразу - попробуйте на других поверхностях, чтобы почувствовать материал, - он достаточно капризный. Затем нанесите на картину лак только в тех местах, где вы хотите добавить эффект старины, не покрывайте таким лаком всю картину, это не будет смотреться хорошо.

Если вы сами рисуете, то можно получить неплохой эффект при помощи простого лака. Покройте им непросохшую картину и краска пойдет трещинами.

Эффект старой картины можно получить и из репродукции, напечатанной на листе бумаги. Размочите лист, приклейте его на другую поверхность, чуть собрав некоторые места картины (будто складочки). Некоторые области потрите наждачной бумагой. Дайте картине просохнуть. А потом покройте ее лаком с эффектом патины.

Панно можно попробовать состарить так: натрите картину чайной заваркой (именно заваркой, а не размоченным пакетиком), а затем дайте панно высохнуть, после чего покройте его лаком.

Можно использовать несколько лаков с различной основой. Нанесите на картину лак, сделанный на акриле, а затем лак на масляной основе, и так несколько раз. После высыхания образуются трещины.

Еще одно из очень интересных направлений нашей деятельности - репродукции картин знаменитых художников в технике "Кракле". Суть данной техники заключается в следующем: покрытие печатных холстов специальным лаком, дающим эффект растрескивания. 100% ручная работа. Лак наносится в 2 слоя. Первый слой создает основу, второй эту основу превращает в трещины, создавая эффект старого лака - кракелюра. Отсюда и название техники. После того, как лаки высыхают в образовавшиеся трещины втирается маслянная краска, со специально намешанным коллером. В темные места - светлая, в светлые - темная. После высыхания краски репродукция картины покрывается дамарным лаком в 2 слоя.

Использование данной техники очень популярно для создания репродукций картин старых мастеров и реалистичных фотомонтажей (соединение фото и картины в единое целое).

Сразу заметим, что репродукции картин с эффектом кракелюра это увы удовольствие недешевое, так как все материалы, которые используются в данной технике стоят весьма дорого. К тому же добавляется необходимость соблюдения температурного режима в помещении при изготовлении таких картин.

Образцы репродукций картин с эффектом старения (кракелюр ) представлены у нас в мастерской. Если вас заинтересовала данная услуга мы будем рады показать их вам!

Репродукции картин с эффектом старения (кракелюр) цена

В стоимость включено:

  • печать репродукции на холсте выбранной категории
  • изготовление подрамника, натяжка холста на подрамник
  • двухшаговый кракелюр + затирка трещин маслом
  • покрытие готового холста дамарным лаком
Размер картины Холст Solo Hard хлопок Холст льняной художественный
20х30 см 900 р 1370 р
30х40 см 2320 р 2670 р
40х40 см 2750 р 3100 р
40х50 см 3040 р 3390 р
40х60 см 3410 р 3810 р
50х60 см 3880 р 4320 р
50х70 см 4370 р 4870 р
60х80 см 5540 р 6350 р
60х90см 6050 р 6860 р

СТАНДАРТНЫЙ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ 4-5 дней
Срочные заказы:
- менее 1 дня + 100% к стоимости;
- 1 день + 35%;
- 2 дня + 10%.

Вам понадобится

  • - отрез натуральной кожи;
  • - эскиз будущего изделия;
  • - фанерная растяжка, маленькие гвозди и молоток;
  • - бритвенное лезвие, пресс, жесткая щетка и наждак;
  • - пульверизатор и вода;
  • - медицинский и нашатырный спирт;
  • - глицерин;
  • - касторовое масло;
  • - вата и ветошь;
  • - лак-кракле или краска для кожи;
  • - губка и кисть;
  • - соль.
  • - гуталин;
  • - старый утюг;
  • - жарочный шкаф;
  • - деревянная форма;
  • - мраморный порошок.

Инструкция

Тщательно продумайте внешний вид будущего изделия. Иногда бывает достаточным просто размять кожу, хорошенько растянуть ее по диагонали в разные стороны. С помощью наждачной бумаги вы можете сделать готовое изделие более или менее потертым в определенных местах (например, на локтях или коленях). Для наглядности нарисуйте на бумаге сеть декоративных заломов и трещинок, кое-где даже можно наметить надрезы.

Для создания усиленного эффекта старины кожи придется предварительно ее подготовить, сделать мягче и податливее. Смочите отрез водой из пульверизатора, натяните его на фанеру с помощью гвоздей и просушите на солнце.

Вотрите в поверхность кожаного полотна касторовое масло, или же глицерин. После высыхания материала протрите его спиртом и начинайте разминать и выполнять продуманный рисунок морщин. Царапинки можно сделать жесткой щеткой, а заломы – с помощью пресса. Работайте аккуратно и неторопливо, ведь процесс создания искусственно состаренной кожи необратим!

Протрите состаренный материал чистой водой, сухой ветошью и вторично просушите его на растяжке. Пока поры полотна слегка увлажнены, пропитайте их касторовым маслом с небольшим количеством нашатырного спирта. После жирования материал должен высохнуть, и его можно снять с фанеры. Еще раз разомните кожу, чтобы жир хорошенько проник между волокон коллагена.

Для стилизации кожаной вещи можно воспользоваться специальным патинирующим средством для кожи из магазина для дизайнеров и художников. Внимательно прочитайте информацию на упаковке и действуйте точно по инструкции. Состав -кракле превращает новое изделие в потрескавшееся, словно от времени.

Опробуйте краску для кожи, сделав окраску вещи неоднородной, с затемнениями и обесцвеченными пятнами. Этого можно добиться, растирая поверхность губкой, кистью и наждачной бумагой, а также с помощью сочетания разных оттенков краски.

Наконец, воспользуйтесь методом состаривания кожи от обувных мастеров. Возьмите отрез коричневого цвета и замочите ее в подсоленной воде (50 г на литр) на сутки. После этого достаньте его из емкости с раствором, дайте жидкости стечь и оберните мягкой ветошью для просушки. Поверхность полотна должна стать немного волглой.

Смажьте кожу гуталином и погладьте при температуре 120 градусов, стараясь не прожечь материал. Для этих целей умельцы специально держат под рукой старый утюг. Когда гуталин перестанет липнуть к рукам, снимите остатки средства с помощью глицеринового спирта. Вы можете приготовить его самостоятельно: смешайте глицерин и спирт 2:1 и немного подогрейте смесь на водяной бане. В результате ваших манипуляций коричневая кожа должна почернеть.

Натяните покрашенный материал на нужную форму (например, на полено) и поместите его в жарочный шкаф (120 градусов). После появления сильного выньте материал и быстро окуните его в емкость с холодной водой. После двух-трех повторных процедур кожа покроется замысловатых трещинок, и в швах между ними проявится коричневый цвет. Для эффекта потертости дополнительно обработайте полотно мраморным порошком.

Полезный совет

Процесс состаривания кожи с помощью различных красок и лаков требует определенного мастерства. Рекомендуется сначала опробовать то или иное средство на небольшом образце материала, и только потом приступать к декоративной обработке остального полотна. Защищайте кожу рук от химикатов резиновыми перчатками и работайте в проветриваемом помещении, чтобы не дышать вредными испарениями.

Источники:

Состаривание лица – это ретушь высокой сложности, которую выполняют специалисты высокой квалификации. Но программа Adobe Photoshop позволяет cделать старое лицо простым способом, доступным даже новичкам.

Вам понадобится

  • Инструменты: Adobe Photoshop CS2 или выше

Инструкция

Сохраните результат работы (Shift+Ctrl+S).

Видео по теме

Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие - для укрепления живописного слоя, разжижающие - применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.

Выгорание красок на солнце

Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».

Подобная же участь постигнет и если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.

В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.

Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.

Кроме всего вышеперечисленного, могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.

Наследие прошедших веков

Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.

Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.

Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов

Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.

Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.

Изготовление лака своими руками

Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.

Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.

Рецепт, доступный каждому

Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.

Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.

Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.

Когда можно покрывать картину даммарным лаком?

Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?

Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.

В наши пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.

Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.

После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.

Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, - это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.

В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.

В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.

прошлого завораживают своими красками, игрой света и тени, уместностью каждого акцента, общим состоянием, колоритом. Но то, что мы видим сейчас в галереях, сохранившееся до наших дней, отличается от того, что лицезрели современники автора. Масляная живопись имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это не учитывая мелких ошибок, которые мог допустить талантливый мастер, экспериментируя с новыми методами. По этой причине впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться.

Техника старых мастеров

Техника масляной живописи дает огромное преимущество в работе: картину можно писать годами, постепенно моделируя форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой). Поэтому корпусное письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы с маслом. Продуманная поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.

Фламандский метод, который так любил применять Леонардо да Винчи, состоял из таких этапов:

  • На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени.
  • Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема.
  • Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализации.

Но темно-коричневая пропись Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях. В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену. Его окончательное нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить. Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.


Рембрандт – Ночной дозор

В итальянском методе работали Рубенс, Веласкес и Тициан. Ему характерны такие этапы работы:

  • Нанесения цветного грунта на полотно (с добавлением какого-либо пигмента);
  • Перенесения контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей краской.
  • Подмалевок, местами плотный, особенно в освещенных местах изображения, а местами полностью отсутствующий – оставляли цвет грунта.
  • Окончательная работа в 1 или 2 приема полулессировками, реже тонкими лессировками. У Рембрандта шар слоев картины мог достигать сантиметра в толщину, но это скорее исключение.

В этой технике особое значение отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт. Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском методе, что больше нравилось заказчикам. Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину.


Колорит картины

Чтобы достичь гармонии в живописном произведении используют всю силу рефлексов и взаимодополнения цветов. Есть также такие небольшие хитрости, как применение цветного грунта, как принято в итальянской методе, или покрытие картины лаком с пигментом.

Цветные грунты могут быть клеевыми, эмульсионными и масляными. Последние являют собой пастозный слой масляной краски необходимого цвета. Если белая основа дает эффект свечения, то темная придает глубину краскам.


Рубенс – Союз Земли и Воды

Рембрандт писал по темно-серому грунту, Брюллов – на основе с пигментом умбры, Иванов тонировал полотна желтой охрой, Рубенс использовал пигменты английской красной и умбры, Боровиковский предпочитал для портретов серый грунт, а Левицкий –серо-зеленый. Потемнение полотна ждало всех, кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).


Буше – нежный колорит всветло-голубых и розовых оттенках

Для тех, кто делает копии картин великих художников в цифровом формате будет интересен этот ресурс , где представлены веб-палитры художников.

Покрытие лаком

Кроме земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, копал, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтые оттенки. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой схожий. Но сильное потемнение скорее вызовет избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске , что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново.


Брюллов – Последний день Помпеи