Конспект НОД по рисованию «Рыбки в аквариуме» для детей средней группы детского сада. Конспект занятия по рисованию для старшей группы "аквариум"

закрепить у детей старшей группы умение изображать животных из круга и овала, и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.

Задачи занятия:

  • закрепить умение изображать животных при помощи круга и овала;
  • учить составлять композицию, располагая основной рисунок в центре, а дополнительные детали равномерно распределяя по всему листу;
  • показать красочность и разнообразие рыбок при помощи смешивания красок и различной техники наложения мазка (линии, штрихи, точки, примакивание);
  • «оживить» рисунок используя воображение и передавая эмоции и настроение, отражённые в музыке, при помощи красок на бумаге.

Средства и материалы: бумага для рисования, кисти различной толщины, краски «Гуашь», палитра для смешивания красок, запись музыкального произведения А. Вивальди «Весна», часть 1, из скрипичного концерта «Времена года».

Ход занятия:

Ребята, хотите узнать, что мы будем сегодня рисовать? Тогда отгадайте загадку:

Разноцветные сестрицы

Проведут всю жизнь в водице.

Ловко плавают, ныряют,

Весело в воде играют?

Догадались? Конечно, это рыбки. Где они живут? Эти удивительные существа живут только в воде — пруду, реке, озере, море или океане. Но у нас дома они тоже могут поселиться. Как? В специальном домике для рыб — аквариуме, от латинского слова «аква» — вода, т.е. водяной дом. У кого из вас есть аквариумы? ?

Эти подводные животные очень разнообразны — от самых маленьких рыбок, меньше ногтя, до огромных акул. Цвет может быть совершенно любой, а вот форма чаще всего круглая или овальная. Нарисуйте в воздухе круглую рыбку (дети пальцем в воздухе чертят круг) и овальную (чертят в воздухе овал). Овал может быть округленный, широкий (повторяют за учителем в воздухе форму) и вытянутый, узкий (чертят в воздухе длинный овал).

А вы знаете, что наблюдать за рыбками, плавающими в воде не только интересно, но и полезно: это помогает нам успокоиться и отдохнуть. Поэтому очень хорошо, что у вас дома живут рыбки.

Из-за того, что мы можем наблюдать за рыбками только через воду, они кажутся нам немного волшебными, и раскрашены так ярко, необычно, как в сказке. А вдруг они и правда сказочные, и даже разговаривают между собой? Давайте перенесемся в сказку и узнаем, о чем они говорят. (Звучит музыка А. Вивальди «Весна», часть 1).

Закройте глаза и слушайте музыку, которая переносит нас в другой мир. Она игривая и нежная, яркая и светлая, завораживающая и немного загадочная. Представьте, как под эту музыку плавают рыбки, как они кружатся, кувыркаются, играют, догоняют друг друга. Композитор очень красочно передал это в музыке, можно даже увидеть, какие эти рыбки разноцветные, яркие, блестящие, так и переливаются. (Музыка заканчивается).

Теперь давайте изобразим эту сказку на бумаге красками.

(Дальше включается музыкальная пьеса и звучит до конца работы над рисунком).

Подумайте, сколько у вас будет рыбок, как они будут располагаться на бумаге, чтобы всем было просторно, они легко плавали бы и не мешали друг другу.

Сначала выбираем цвет рыбки, затем рисуем её контур и раскрашиваем круг или овал. Чтобы сделать её ярче, добавляем другой цвет, смешиваем краски, украшаем полосками, кружочками, пятнами, точками или другими деталями на ваш выбор.

Дорисуем хвосты и плавники — длинные волнистые линии, маленькие треугольники и любой другой формы, какую придумаете сами; глазки (точки) и ротик — примакиванием.

Можно дорисовать под водой камешки, ракушки, траву и водоросли. Придумайте, что ещё бывает в воде. Остальное пустое место на листе закрашиваем бледно-голубым цветом — получились рыбки в воде.

Подведение итогов:

Смотрите, сколько ярких, замечательных рыбок у вас получилось. Расскажите, о чём они говорят, что между ними происходит в волшебном, подводном царстве. (Дети делятся впечатлением, каждый рассказывает о своём рисунке).

Давайте теперь поселим наших рыбок в один большой аквариум, чтобы они подружились.

Работы собираются в большой прямоугольник, вокруг которого делается рамка из реечек и вешается на стену.

Конспект занятия по рисованию животных подготовила Котлобай О.

Занятие на тему «Рыбы» в старшей группе

Задачи:

    формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

    формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

    активизация и обогащение словарного запаса детей.

    вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

    воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря»

Воспитатель: Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети: Это рыбы.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети: Скользкая.

Воспитатель: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка?

Рассматривание модели.

Воспитатель: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель: Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог: Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание: по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

РИСОВАНИЕ

«Что бы ты попросил у золотой рыбки»

Программное содержание:
Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать красками; дополнять изображение деталями. Учить детей составлять предложения на заданную тему: «Что бы ты попросил у золотой рыбки». Побуждать кратко рассказывать содержание мультфильма «Сказка о золотой рыбке». Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина; объяснить значение слов «невод», «чешуя». Развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук. Воспитывать желание доброжелательно обсудить изображение.

Оборудование:
Запись шума морского прибоя, фоновой музыки. Иллюстрации к «Сказке о золотой рыбке» А. С. Пушкина. Листы бумаги, тонированные голубым цветом. Палитра с разноцветной гуашью. Оборудование для рисования.

Предварительная работа:
Наблюдение за рыбками в аквариуме. Просмотр мультфильма «Сказка о золотой рыбке».

Ход занятия :
Ребята, прислушайтесь! (Звучит шум морского прибоя). Что это за шум? Это море шумит. Как называется наше море? Черное море. Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

А сколько слов можно найти, если присмотреться и подумать. Ведь слова можно найти везде:
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
Дидактическое упражнение «Найди слова»

Найдите слова на небе.
(Облака, птицы, ветер, тучи, самолет, молния, голубое, солнце.)
Найдите слова в море.
(Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.
У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать.
Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками - чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).

Не только в нашем море царевны морской – золотой рыбки, которая умеет говорить человеческим голосом и исполнять желания. О такой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Эта сказка так и называется – «Сказка о золотой рыбке». Послушайте отрывок из этой сказки, в которой рассказывается о том, как старик забросил в море невод – такую большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в этот невод попала золотая рыбка.
Чтение отрывка из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина

В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой.
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

А сейчас поиграем. Выходите на ковер.

Динамическая пауза "Море волнуется"
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)

Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение-расхождение, приседание).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать золотую рыбку.
Рисование «Золотая рыбка»
Обратите внимание, какой формы тело рыбки? Какого цвета золотая рыбка?
Что есть у рыбки?
Показ выполнения работы.
Чтобы сделать рыбку красивой давайте нарисуем ей чешую.
А еще нарисуем камушки и водоросли, чтобы рыбке было где спрятаться.
Показ выполнения работы.
Выполнение работы детьми под фоновую музыку.
Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

Ребята, давайте пофантазируем. А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте! Вот я бы попросила у рыбки, чтобы мой дедушка поскорее выздоровел и больше не болел, а вся моя семья отправилась в далекое интересное путешествие. А каковы ваши желания? Дети рассказывают свои желания, а воспитатель записывает их на обратной стороне рисунка

Открытое занятие по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе

Цели:

Задачи:

. Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.

. развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.

. Развивать воображение и фантазию;

. Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.

Оборудование и материалы : демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, лист бумаги для сминания, ватные палочки, печатки из картофеля.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель:

Воспитатель: -Даша почему ты плачешь?

Машенька:

Воспитатель:

Беседа:

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож?(треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

Воспитатель:

Но, прежде чем мы нарисуем рыбку давайте вспомним где она живёт? (в воде)

А воду мы нарисуем смятыми бумажками, заодно и ручки разомнём. (Дети сминают бумажный лист в комок.Затем, дети макают его в тарелочку с синей краской и пришлёпывающими движениями рисуют воду.)

Воспитатель

Физкультминутка

Рыбки плавают в водице

Рыбкам весело играть

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке

Рисование:

Воспитатель:

Теперь возьмём полоски из картона зачерпнём зелёную краску и рисуем водоросли (держим полоску под наклоном, проводим сверху вниз). Рисуем волнистую линию не отрывая, нажимаем сильно, чтоб прорисовалось хорошо.

Воспитатель:

Заходит Дашенька.

Машенька:

Просмотр содержимого документа
«Занятие по ИЗО "Рыбки в аквариуме"»

Открытое занятие по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе «Рыбки в аквариуме».

Цели:

1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;

Учить рисовать нестандартной техникой (рисование мятой бумагой, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)

2. Развивать эстетическое восприятие;

Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы;

Формировать интерес к занятиям ИЗО деятельности.

3. Воспитывать любовь к комнатным животным;

Воспитывать доброжелательность к людям, оказывать помощь людям.

Задачи:

Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.

развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мышление, внимание, исследовательский интерес и познавательную активность детей.

Развивать воображение и фантазию;

Воспитывать желание оказывать помощь, поощрять желание участвовать в совместном труде, учить доводить начатое до конца.

Оборудование и материалы : демонстрационный материал - игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, лист бумаги для сминания, ватные палочки, печатки из картофеля.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места. Сели правильно, красиво, ножки вместе, спинки прямые. Улыбнулись мне, потом друг другу.

Стук в дверь, и в группу заходит кукла Дашенька. Она плачет.

Воспитатель: -Даша почему ты плачешь?

Машенька: -У меня рыбка заболела потому что ей скучно одной в аквариуме. А помочь мне некому.

Воспитатель: -Не плачь Даша мы тебе поможем! Ребята поможем Даше? Давайте нарисуем друзей для рыбки.

Беседа:

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

Посмотрите на рыбку, у неё голова и туловище вместе. Образуют одно единое.

Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож? (треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

Подвижная игра: «Узнай свой цвет».

Воспитатель раздает детям рыбок красного, желтого, синего цветов. Затем показывает шар и предлагает детям с рыбками такого же цвета, что и показываемый шар, по команде «бегите ко мне!» подбежать к нему.

Воспитатель: Ребята теперь смотрим внимательно я покажу вам, как мы будем рисовать рыбку.

Но, прежде чем мы нарисуем рыбку давайте вспомним где она живёт? ( в воде )

Правильно, поэтому, чтоб наши рыбки не погибли, мы наполним свои аквариумы водой.

А воду мы нарисуем смятыми бумажками, заодно и ручки разомнём. ( Дети сминают бумажный лист в комок.Затем, дети макают его в тарелочку с синей краской и пришлёпывающими движениями рисуют воду.)

Воспитатель : Отлично! Вода есть, теперь нарисуем рыбку.

Ладошку опускаем в тарелочку с краской. Затем прикладываем ладошку на центр листа и хорошо прижимаем. Затем вытираем салфеткой руку.

Физкультминутка

Рыбки плавают в водице

Рыбкам весело играть

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке

Рисование:

Воспитатель:

Теперь садимся на свои места. И, что бы наша рыбка ожила, нарисуем ей глазки и ротик. Для этого возьмите ватные палочки, опустите в чёрную краску и нарисуйте рыбкам глазки и ротик.

Теперь возьмём полоски из картона зачерпнём зелёную краску и рисуем водоросли ( держим полоску под наклоном, проводим сверху вниз ). Рисуем волнистую линию не отрывая, нажимаем сильно, чтоб прорисовалось хорошо.

На дно аквариума мы можем положить камушки. А их мы нарисуем печатками их картошки.

Молодцы. Очень красивые рыбки у нас получились.

Воспитатель: -Ребята внимательно посмотрите на рисунки. Какой рисунок вам больше понравился? Почему?

Заходит Дашенька.

Машенька: - Ребятки посмотрите как стало весело моей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам!

«Рыбки плавают в водице»

(рисование ватными палочками)

Цели и задачи: вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами; учить обводить контуры по трафарету, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов; расширить представления детей о рыбах; вызвать интерес к жизни рыб.

Предварительная работа: беседы о жизни и развитии рыб, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги, разучивание стихотворений о рыбах.

Словарь: рыбы, плавники, чешуя, жабры, речная, морская рыба, аквариумные рыбки.

Материал: тонированные листы бумаги, трафареты, ватные палочки, краски, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, картинки с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, магнитофон.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Ход занятия.

Сегодня наше занятие будет посвящено… А чему или кому узнайте, отгадав загадку:

В водице живет,

Нет клюва, а клюет.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (рыбы)

Беседа.

А каких вы знаете рыб (ответы детей)

Игра «Какие бывают рыбы? »- подбор прилагательных, определение видов рыб в зависимости от среды обитания (морские, пресноводные, аквариумные)

Какие части тела рыбы вы знаете?

Чем рыбы отличаются от птиц, животных? (Живет в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами.)

Чтение стихотворений детьми.

Загляните в водоем,

Кто хозяйничает в нем?

Кто в нем плавает, ныряет?

Рыба – каждый это знает.

Вы слыхали или нет,

Что у рыбы есть скелет?

Есть для гребли плавники,

Есть костюм из чешуи.

И предмет мечтания

Жабры для дыхания.

Форма рыб бывает разной:

Круглой, плоской, Т- образной,

Змеевидной и овальной-

Абсолютно идеальной.

Рыбка не затеет спор,

Не поддержит разговор,

Ведь для нас они немые-

И речные, и морские,

Хищные, ужасные, добрые, опасные,

Бесцветные, цветные, мелкие, большие.

Дети рассматривают иллюстрации, картинки с изображением различных рыб. Уточняется названия некоторых рыб, обращается внимание на форму тела рыб, их цвет, форму плавников и хвоста.

Подвижная игра «На дне»

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки

Свои домики везут, за спиной.

Рожками шевелят, Делают «рожки» из пальчиков у головы,

На рыбок глядят. сложили ладони в кольцо у глаз.

Рыбки плывут, Передвигаются мелкими шажками.

Плавничками гребут, двигая только ладонями.

Влево, вправо, поворот, Плавные повороты туловища влево,

А потом наоборот. вправо, поворот.

Продуктивная деятельность. Дети садятся за столы. Наносят рисунок на тонированный лист бумаги, используя трафарет.

Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек.

Правила рисования ватными палочками:

1. Заполните точками сначала контур рисунка.

2. Затем заполните точками весь рисунок.

3. Каждую новую краску берите новой палочкой.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Подгруппа детей становится в круг, изображая рыбаков. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая подгруппа изображает рыбок, они бегают, «проплывая» между «сетями».

По сигналу воспитателя или по окончании музыки «рыбаки» опускают сети. «Рыбки», оказавшиеся к кругу, считаются пойманными. Игра проводится 2-3 раза, затем подгруппы меняются ролями.

Подведение итогов занятия.

Дети любуются своими работами, анализируют их.

Оформляется выставка детских рисунков.

Занятие по экологии в старшей группе на тему:

«Рыбы, какие они?»

Программное содержание:

1. Продолжать развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.

2. Ввести новое понятие – быстро плавающие.

3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера.

4. Использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения.

5. Воспитывать интерес к природе.

Ход занятия

На доске – картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

Дети. Нет, Чепухарь, это птица – ласточка.

Чепухарь. Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья, это настоящая рыбка.

Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

Чепухарь. Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы ошибаетесь?

Эколог. Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На доске – картинки с рыбками) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют)

Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия, какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

Эколог. Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей)

Чепухарь. Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

Эколог. Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей)

Эколог подводит итог высказываниям детей. Форма тела у рыб обтекаемая – удобна для плавания. Они очень быстро плавают в воде. Чем рыбы дышат? (Жабрами)

Чепухарь. Раз они быстро плавают, я буду их называть быстро плавающими. Здорово я придумал?

Эколог. Да, это ты хорошо придумал. Теперь мы тоже будем рыб называть быстро плавающими. Но разве ты больше ничего не хочешь узнать про них узнать?

Чепухарь. Конечно, хочу. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

Эколог. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

Чепухарь. А это вот как называется? (Показывает на плавники и хвост). А зачем рыбам плавники? (Ответы детей)

Эколог. Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

Чепухарь. Вот это да! Как интересно! Я что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

Эколог. Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы – перьями, а рыбы… Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей) Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание) Давайте расскажем Чепухарю, почему все рыбы разные. (Ответы детей)

Эколог. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

Эколог. Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой воде. А как рыбки рождаются? (Ответы детей)

Эколог. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята еще раз расскажут тебе по схеме, чем отличаются рыбы или, как ты их назвал быстро плавающие, от других животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме)

Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тела + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

Чепухарь. Ну, теперь я никогда не спутаю рыб, ой, то есть быстро плавающих. Давайте мне картинки, я выберу всех быстро плавающих. (Чепухарь выбирает рыб, среди птиц и животных. при этом все время называет из быстро плавающими)

Эколог. Чепухарь, ты молодец! Все очень хорошо запомнил и даже придумал, как по другому называть рыб. Ребята, давайте повторим это новое название. (Дети повторяют – быстро плавающие) А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

Рыбы. Что вы вяжете?

Рыболовы. Невод.

Рыбы. Что вы будете ловить?

Рыболовы. Рыбу.

Рыбы. Какую?

Рыболовы. Щуку.

Рыбы. Ловите.

Рыболовы догоняют рыбу. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ДОМАШНИЕ РЫБКИ
(наблюдение за изменением и развитием рыбок)

З а д а ч и: создать условия для наблюдения за декоративными рыбками, их ростом, развитием, размножением; развития умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель; формировать представления об отличии живых рыбок от игрушечных; практиковать в навыках ухода за рыбками в аквариуме.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Наблюдение за рыбками в аквариуме (в группе, в экологической комнате).

– Уход за рыбками.

– Беседа «Обитатели аквариума».

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

Ход занятия

1. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.

Детям раздаются картинки с изображением золотых рыбок.

– Как называются эти рыбки? Как выглядят? (У них красивые и необычные формы тела, плавники, яркая окраска, медленные плавные движения.)

– Чем золотые рыбки отличаются от карасей? (Показ картинки.) У карасей вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваются в укрытиях. Золотые рыбки, предками которых являются караси, утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах.

2. Р а с с м а т р и в а н и е рыбок в аквариуме.

– Могут ли золотые рыбки жить в озере?

– Как они будут себя вести в новых условиях?

– Что с ними может произойти?

В ы в о д: золотые рыбки не выживут в озере, потому что они очень яркие и их схватят хищники, не могут быстро плавать, тело неповоротливое, не могут добывать себе корм, привыкли к готовому.

3. И г р о в о й п р и е м с игрушечной рыбкой.

В тазу с водой плавает игрушечная рыбка. Дети рассматривают.

– Где ей лучше жить? Чем она отличается от рыбок в аквариуме?

Дети приходят к выводу, что это игрушечная рыбка, и с ней интересно играть.

4. К о р м л е н и е р ы б о к.

Детям предлагается покормить рыбок в аквариуме и понаблюдать за их поведением.

– Как едят?

– Много ли времени потребовалось им, чтобы они съели весь корм?

– Как часто нужно кормить? И т. п.

5. Р и с о в а н и е «Любимая рыбка».

Задание 1. Родителям рекомендуется : - рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); - обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; - ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб; - прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; - рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними. Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб. Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. У родителей и детей вся одежда из монеток. Блещут в речке чистой спинкой серебристой. Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) - .... Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба - рыбка, рыбак, рыболов, рыбный. Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.) Задание 6.Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба». Задание 7. Ответить на вопросы. Как называется суп из рыбы? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки) Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла). Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке - чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать. Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу. Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками. Задание 14. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных).

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб.

Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)

Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Подбери признак»

Рыбка (какая?) – аквариумная, речная, красивая, яркая, серебристая, тихая, спокойная, … и т. д.

Упражнение «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова - щучья, хвост - ... , плавник - ... , туловище - .... и т. д.

Упражнение «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок; один окунь, два …, пять … и т. д.

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).

Подобрать родственные слова.

Рыба - рыбка, рыбешка, рыбак, рыбалка, рыболов, рыбный, рыбачий.

Ответить на вопросы:

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (Рыбкины детки)






Они бывают большими и маленькими, зелеными и красными, опасными и не очень. Они плавают практически во всех водоемах нашей планеты, в озерах, в реках, в морях и океанах. Да, сегодня мы будем разбираться как нарисовать рыбу.

Реалистичный пример

Начнем мы со сложного примера, в конце которого вы поймете как нарисовать рыбу поэтапно за 7 шагов. Это непростой способ рисования и если хотите что-то попроще, то просто можете пролистать страницу вниз. Ниже мы будем разбирать более простые способы рисования.

Для начала мы должны сделать набросок как на картинке ниже. Он должен получиться максимально симметричным.

С правой стороны подрисовываем хвост. Его нижняя часть может быть чуть длиннее, чем верхняя.

Теперь берем ластик и стираем все лишние линии. Также, на кончике подрисуем рот короткой полоской, а чуть выше добавим глаз.

Изобразим плавники. Обратите внимание, что правые стороны всех трех плавников должны получиться острыми.

Мы подошли к самому сложному моменты, к наложению светотени и прорисовку чешуи. Если хотите, то можете просто раскрасить получившуюся рыбку в какие-нибудь цвета, а те кто хочет добиться максимального реализма читают дальше.

Рисуем градиент по всему туловищу. Сверху нужно очень сильно нажимать карандаш, и чем ниже тем слабее. Таким образом вы получите эффект как на картинке ниже.

Чтобы нарисовать чешую, нужно туловище покрыть перекрестными линиями, а плавники обычными.

На последнем этапе для придания ещё бОльшей реалистичности можно добавить синего цвета.

Способ рисования карандашом

В этом примере мы будем работать над маленькой, но очень красивой рыбкой. Итак, готовьте ластик и бумагу, так как сейчас мы будем учиться как нарисовать рыбу карандашом.

Первым делом делаем эскиз, на котором будут изображены контуры нашего морского создания.

Теперь поработаем над головой. Прорисовываем глаз, жабры и рот. Изображается всё это достаточно просто, главное расположить глаз и жабры в нужных местах.

Детализируем плавники. На месте простейших контуров, которые мы уже нарисовали карандашом на первом шаге, мы рисуем изящные линии плавников. Внутри заштриховываем их полосками.

Стираем все линии контура, они нам больше не понадобятся.

Пришло время раскрашивать. Можно взять оранжевый фломастер и сразу всё раскрасить или же пойти по сложному пути. Ниже вы увидите результат профессионального художника. Узнать как он добился такого результата вы сможете после просмотра видеоролика.

Золотая рыбка

Мы подошли к достаточно простым примерам, которые подойдут и взрослым и детям. В данном примере мы будем разбираться как нарисовать золотую рыбку, героиню сказки, в которой она исполняла желания.

В начале рисуем основу, в которой уже должен быть рот и глаз.

Сверху добавляем гребень, а снизу два небольших плавника. Чешую можно нарисовать тремя вертикальными волнистыми линиями.

Теперь добавляем длинный хвост, который сначала идет вверх, а потом плавно спускается в самый низ. Это отличительная особенность золотой рыбки.

Если хотите, то можете добавить в рисунок пузырьки и длинные морские водоросли.

Берем черный маркер или фломастер и обводим наш эскиз. Линии нарисованные карандашом нужно стереть ластиком.

Теперь берем любые принадлежности для рисования, цветные карандаши, фломастеры или краски, это не важно. Главное, выберите золотой или желтый цвет и раскрасьте рыбку.

Рыба для детей

Этой простой пример рисования, который поможет нарисовать рыбу детям. Она очень добрая, красивая и радужная, поэтому наверняка понравится любому ребенку и взрослому.

Наша рыба будет готова всего за 4 шага. На данном шаге мы нарисуем ее основу: туловище, голова и хвост.

Подрисовываем три плавника и гребень. Так как наша рыба плывет в левую сторону, то плавники должны немного откланяться в правую сторону.

Изобразим чешую по всему туловищу в виде плавных, округлых линий.

Берем самые яркие фломастеры и раскрашиваем ее. Также, если хотите, то можете подрисовать водоросли и воду.

Красивый рисунок за 5 шагов

Рыба имеет достаточно простое строение тела, поэтому всего лишь за 5 шагов вы сможете узнать как нарисовать рыбку. Готовьте цветные маркеры, мы приступаем!

Как обычно, первым этапом является изображение наброска. В данном случае у нас стандартный рыбий набор: тело, плавники, хвост.

Основываясь на контурах нашего наброска мы должны прорисовать большой рот и большой глаз. Рисунок будет выполнен в мультяшном стиле, именно поэтому некоторые части должны быть больше, чем обычно.

Штрихами детализируем конечности нашей рыбки.

Мы подошли к достаточно интересному моменту, к раскрашиванию. Чтобы добиться эффекта мультяшной объемности нам понадобятся два оттенка оранжевого: первый потемнее, второй посветлее. Это могут быть оттенки не только оранжевого, а вообще любого цвета, который вы только найдете у себя на столе.

Темным цветом окрашиваем нашего персонажа, как на примере ниже.

А теперь более светлым цветом закрашиваем всю оставшуюся часть. Таким образом мы сможем добиться мультяшного эффекта.