Кто на балу. Исторические балы – светские причуды? Что танцуют на современных балах

бал или балл

Как правильно пишется?

В именах существительных «бал» и «балл» оба варианта написания являются верными – бал и балл .

Эти слова являются омофонами (звучат одинаково, но пишутся по-разному).

Этимология слова «бал»

Существительное «бал » обозначает торжественное собрание мужчин и женщин для совместного времяпрепровождения, где основным занятием являются танцы. Слово «бал » пишется с одной буквой «л », так как происходит от французского bal и является калькой этого слова. Во французском языке bal произошло от глагола bailer – танцевать. В России впервые упоминается в 1705 году.

Примеры

  • По убранству и красоте интерьеров этот бал может посоперничать с балами в лучших домах Европы.
  • На балу было столько привлекательных мужчин, что у Марии голова шла кругом.
  • Попасть на Венский бал было мечтой ее жизни!

Этимология слова «балл»

Слово «балл » известно в России со времен Петра I. Происходит от французского balle – шар. Раньше на выборах выражали свое согласие или недовольство с помощью черных и белых шаров. Они служили мерилом согласия или несогласия в обществе. Позже слово «балл » приняло более общее значения, отождествляя собой оценку и единицу измерения.

Примеры

  • На экзамене по английскому языку я получил высший балл !
  • При силе ветра в 10 баллов МЧС проинструктировало жителей о мерах безопасности.
  • Мне не хватило одного балла для поступления в МГИМО.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 64% ответили правильно)

Австрийская столица знаменита не только дворцами, музеями и кофейнями, но и удивительным событием, которое проходит здесь каждую зиму, - Венским Оперным балом. Красивейшее мероприятие поражает не только своим размахом, но и трепетным отношением к традициям и культуре своей страны. В этом году Оперный бал состоится 12 февраля.

Вена - настоящая бальная столица. Здесь ежегодно проходит около 450 баллов. Пик бального сезона приходится на январь и февраль, когда в городе проводят новогодние праздничные мероприятия. В это время балы следуют один за другим: бал Красного креста сменяется новогодним балом, за ними следует охотничий бал и бал юристов, которые передают эстафету традиционному балу кофеен и карамельному балу. Апофеоз праздника - Венский Оперный бал, который проводят в Венской государственной опере.

Первые балы в Вене стали проводить в первой половине XIX века. Отличительной особенностью венских балов была вовлеченность в мероприятие абсолютно всех горожан. И вельможи, и простолюдины кружились в вальсах и полонезах во время проведения танцевальных вечеров. Придворный бал, который устраивала императорская семья, собирал всю знать государства, поэтому он по праву носил титул «главного события года».

В 1921 году, когда Австро-Венгрия распалась, знаменитый придворный бал сменился оперным. И хотя оперные балы проводились и раньше, центральным событием они до этого не были. Теперь же именно мероприятие в Венской опере стало считаться основным в череде танцевальных вечеров, проводимых в городе.

Только аншлюс Австрии Германией и Вторая Мировая война заставили австрийцев на время позабыть про свое любимое увлечение. В это время балы не проводились, народу просто было не до них. Восстановили традиционный Оперный бал только в 1956 году. С тех пор Вена каждый год устраивает настоящий танцевальный марафон для своих жителей и гостей.

Оперный бал - масштабное событие, к которому тщательно готовятся не только организаторы, но и участники. Количество гостей на этом великолепном вечере насчитывает до 5000 человек. Кстати, вопреки распространенному мнению, Оперный бал - не закрытое мероприятие. Посетить его может любой желающий. Для этого достаточно купить билеты, который распространяются и на сайте Венской оперы, и соответствующий случаю наряд. Правда, о билетах стоит позаботиться заранее: их раскупают задолго до открытия сезона. Цена входных билетов довольно высока и варьируется от 390 до 18000 евро. Для гостей бала существуют строгий дресс-код: мужчины обязательно должны быть во фраках и белой бабочке, а женщины - в классический бальных платьях. Такие костюмы стоят довольно дорого, но в Вене нашли выход из положения: прокаты помогают сэкономить, но выглядеть достойно.

Открывают бал дебютанты. Молодые девушки и парни проходят строгий отбор, чтобы принять участие в выходе дебютантов: обязательно умение красиво танцевать и холостой статус.

Девушки должны быть в белых бальных платьях и коронах. В руках у каждой дебютантки маленький нежный букетик цветов, который подчеркивает красоту юных участниц.

Пары танцуют традиционный полонез и вальс. После выхода дебютантов уже все участники могут принимать участие в танцах.

Музыкальная программа бала - образец вкуса. Великие композиторы Моцарта, Шуберт, Бетховен и, конечно, король вальсов Шуберт помогают воссоздавать классическую атмосферу танцевального вечера.

Поражает Оперный бал и великолепием убранства. Чтобы оформить помещения, в Венскую Оперу свозят больше 60 тысяч роз. Вход в Оперу украшают традиционной красной дорожкой, что только добавляет мероприятию торжественности.

Венский бал - настоящий хранитель духа прошлых столетий, сосредоточие утонченности и аристократизма, изящества и грациозности. Недаром ЮНЕСКО включило это мероприятие в список мирового нематериального культурного наследия.

Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.

Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.

История балов в России

Первый бал в России состоялся в Москве на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи. Ассамблеи представляли собой собрания с танцами. Ассамблеи стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати.

Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.

Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.

В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.

Бальный дресс-код

Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.

Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме (в зависимости от конкретных требований и условий), белой рубашке и жилетке. Кстати, фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.

Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки. Штатские носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Костюмы штатских кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах.


Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.

На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные и лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось. Дело в том, что шпоры во время танца рвали платья. Но некоторые уланы нарушали это правило ради щегольства.

Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды.

Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо. Например, в 24 января 1888 года в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет.

Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".

К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.

Дамы могли украсить себя головным убором.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.

При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений, например, с подвеской на шее или скромным браслетиком.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Оправляясь на бал, дама брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

Правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, каждый брал на себя, тем самым, обязательство танцевать. Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считалось признаком дурного тона. И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считалось танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.
Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считалось неприличным. В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) было также неприемлемо.

На балах действовала особая культура приглашения на танец. Допускалось приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считалось неучтивым, если дама прибывала на бал, пообещав заранее больше трёх первых танцев.

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен был следить за тем, чтобы его дама не скучала.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.

На балах не уместно шутовство. Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством. Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала. Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества. Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.

Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.

Танцы

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.

В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
В конце XIX столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала. Так в начале века это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать.


Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.
В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

Как правило, после мазурки кавалер вёл даму к столу на ужин, где можно было пообщаться и даже признаться в любви.
Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками.
Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским, большим выбором горячительных и прохладительных напитков.

В начале века бал заканчивался котильоном или греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.

… Хотя, это действительно всего лишь кажется. Во времена давно минувшие бывало еще не то разнообразие в светских танцевальных утехах. Балы приурочивались к особым торжествам, разделялись по сословным и профессиональным категориям, бывали частными, общественными, придворными, купеческими, детскими, свадебными, посольскими, балы цветов, монохромные и проч., и проч… Надо признать, что наша клубная действительность «слегка» уступает по масштабам тем увеселениям, в которых знало толк русское дворянство.

Авось эта замечательная мода на балы вернулась к нам не только из желания экзотического антуражу среди модной тусовки, а как реальная потребность современного человека в изяществе и красоте. Будем на это очень надеяться.

Как ни крути даму в вальсе, а все же хочется, чтобы все было по-настоящему. Так, как когда-то во дворцах. Посему самыми заманчивыми, самые популярными, самыми интересными сегодня вновь становятся балы «по всей дворянской форме», так называемые - исторические.

Если сформулировать определение исторического бала, то это - бал, все составляющие которого подчинены правилам той или иной минувшей эпохи: костюмы гостей, убранство зала, этикет, атмосфера, музыка и сами танцы. Причем, если организаторы такого бала ставят своей целью провести не просто светское развлекательное мероприятие, а привлечь внимание к культуре и истории общества, то танцы исполняются не в современной их интерпретации, а именно так, как было принято в тот промежуток времени, когда они были популярны и исполнялись на балах. При серьезном подходе к проведению такого вечера исторические танцы восстанавливаются доподлинно по описаниям и изображениям в старинных танцевальных учебниках. А для воссоздания атмосферы выбранной эпохи изучаются манеры, особенности этикета, быта и даже социальных отношений определенного периода.

Но, все же, чаще историческим балом в России и за Рубежом называют упрощенный костюмированный вариант не очень строгих правил, где исполняются исторические танцы. Лакеи, ливреи, кареты - соблюсти атмосферу выбранной эпохи до мелочей – удовольствие не из дешевых. Доступное разве что мировой элите.

Кстати, к вопросу о доступности балов. В этом смысле нам с вами, несомненно, повезло. Посетить исторический бал и ощутить себя прекрасной дамой или галантным кавалером, может сегодня любой желающий.

Тысячи звёзд взорвались,

Тысячи нот и ног,

И бесконечный вальс

Забарабанил Бог.

Для того, чтобы мысленно вкусить всю красоту и блеск тех далеких дворянских балов, прогуляемся назад во времени и посмотрим, как они проходили, что на них танцевали, что дозволялось дамам и как предписывалось вести себя кавалерам .

Конечно же, балы были присущи не только российскому дворянству. Высшее европейское общество ничуть не отставало. Однако нас интересуют местные нравы, тем более что размахом, непосредственностью и энергетикой русских балов открыто восхищалась вся Европа.

Итак, 19 век - золотая пора дворянских балов. Можно сказать, что они были настолько важной частью жизни высшего общества, что весь остальной досуг был, так или иначе, подчинен балам. Их ожидали, к ним готовились. В течение года брали уроки танцев, выбирали ткани для нарядов, учились музыке, пению, в домах не умолкали клавикорды, а чуть позже клавесины. Танцы и музыка были обязательной частью дворянского образования. Чувствовать ритм и танцевать в музыку было наиважнейшим умением для того времени. Промах в танцах на балу мог нанести большой урон светской репутации, а иногда и стоить карьеры (настолько постыдным было потерять такт).

Детей обучали искусству танца, начиная с 5-6 лет. Умение танцевать закреплялось, как у натренированного спортсмена – тело так хорошо запоминало движения, что в нужный момент, каково бы не было волнение на балу, у танцоров присутствовала ловкость, непринужденность, уверенность и привычность в движениях. Вместе с умением танцевать молодежи прививалась правильная осанка, азы светских приличий и хороших манер, грация, изящество, умение держать себя и общаться.

Балы были излюбленным развлечением не только великосветской публики, но и мещанского сословья. В имения к добропорядочным семействам съезжались соседи, родственники и сослуживцы, но все равно данное мероприятие считалось балом и проводилось как можно более роскошно.

Заинтересованное общество того времени хорошо знало все правила и условности, касающиеся организации бала. Приглашения рассылались загодя, как правило, за две-три недели. Причем все приглашенные обязательно должны были дать ответ, смогут ли они прибыть на мероприятие или нет. Приглашение было весьма лаконичным, в нем указывалось лишь место и время проведения бала, все остальное не требовало объяснений, бальные порядки впитывались всеми с детства.

Как это было?

Для балов высшего света предназначались великолепные огромные залы, с трех сторон окруженные колоннами. Освещались такие залы хрустальными люстрами с сотнями восковых свечей, а по периметру настенными медными подсвечниками.

Обычно, молодежь большую часть бала танцевала и кокетничала, а господа и дамы в солидном возрасте, протанцевав минут 10, принимались за карты и разговоры.

Программа балов в дворянском обществе была традиционная и четко утвержденная. И все в ней подчинялось танцам, так как именно они задавали тон вечеру. В 18 веке было принято открывать бал полонезом, который впоследствии заменили . Вторым танцевали . Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Вечер сопровождался роскошным обедом, происходящим в боковых гостиных помещениях. Кроме того, в течение вечера всегда действовал буфет с напитками и закусками.

Что танцевали?

Итак, бал открывался , который длился 30 минут. Дамы во время этого танца встречали кавалеров. Полонез представлял собой торжественное шествие, в котором должны были принять участие все присутствующие. Даже если гость собирался весь оставшийся вечер провести за игрой в карты и светскими разговорами, полонез он обязан был исполнить, дабы выказать уважение хозяевам дома. Мода на полонез пришла во времена Екатерины II и продержалась достаточно долго. Иностранцы в шутку именовали этот танец «ходячий разговор».

Ни один бал не обходился без вальса. Это второй танец вечерней программы. При всем однообразии постоянно повторяющихся движений, вальс был наиболее любим светским обществом. Видимо потому, что в нем соседствовали романтика и безумство: кавалер в вихре танца кружил даму по залу, галантно обхватив её за талию. Говорят, что такие «воздушные, летучие» вальсы исполнялись только на русских балах.

За вальсом следовали , венгерка, несколько , которые, кстати, как и мазурка были расписаны у каждой дамы заранее и все знали, какой танец, когда и с кем им надлежит танцевать.

– главный танец любого бала. В Россию она «приехала» в 1810 году из Парижа. Даме в этом танце отводилась роль необычайно женственная: она должна идти изящно и плавно, грациозно скользить и бегать по паркету. Кавалер же в мазурке был весьма активен. Чего только стоят «антраша» - прыжки, во время которых он должен был в воздухе три раза ударить нога об ногу. Надо признать, весьма непростой элемент. Именно это умелое постукивание каблуками так подкупает в мазурке, придает ей неповторимость и шик. Во время мазурки, которую танцевали в четыре пары, допускались разговоры между дамой и кавалером.

Завершали бал котильоном. Этот французский танец-игра позволял закончить вечер в шаловливой и непринужденной форме. Кавалеры в нем становились перед дамой на колени, сажали её, заигрывали и обманывали, отскакивали, перепрыгивали через карту или платок. Вечер завершался на мажорной ноте.

Страсть общества к балам была всепоглощающей. Их давали круглый год, но, все же, сезон начинался с поздней осени. В это время представители высшего света возвращались из поместий в город и весь зимний период, за исключением времени постов, балы устраивались так часто, что в день приходилось бывать на 2- 3 вечерах, что на самом деле требовало недюжинной выносливости от гостей.

Современный исторический бал

Исторические балы сегодня проводятся достаточно часто. Организаторами выступают благотворительные культурные фонды, исторические клубы, общества или увлеченные предприниматели. Чтобы максимально соответствовать духу эпохи, гостям таких мероприятий необходимо соблюдать определенные правила.

Внешний вид на балу (готовимся на примере века 19-го)

Если ориентироваться на дам и кавалеров конца XIX века, то костюм на исторический бал следует выбирать так:

Строго регламентированный внешний вид: открытые платья, дополненные небольшим бутоном искусственных или живых цветов. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев, простые украшения и незамысловатая прическа. Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, размере и количествах ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сведите к минимуму (в оригинале дамы позволяли себе пользоваться лишь пудрой и то в умеренных количествах).

Кавалеры:

Здесь также имеются свои каноны: фрак, белый жилет, черный или белый галстук. Кроме того, мужчинам можно прибыть на исторический бал в мундире (такие носили на балу гражданские служащие в соответствии со своей должностью) или в военном торжественном обмундировании того или иного именитого полка (пошить или взять на прокат сегодня можно все, что угодно, зато какой фурор произведет такой кавалер!).

Обычно организаторами бала оговаривается «дресс-код» для приглашенных гостей. Может быть четко указано, что костюмы должны соответствовать моде конкретных десятилетий такого-то века, оговаривается, какая военная форма допустима и можно ли надеть современный фрак. А вот в смокингах и современных деловых костюмах на исторические балы не ходят.

Важнейший атрибут бального наряда дам и кавалеров – это безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском - лайковые, у «военных» - замшевые. Перчатки снимаются лишь на время обеда, который происходит в середине бала сразу после мазурки, затем же надеваются снова.

Собираясь на исторический бал, даме необходимо подумать о таком кокетливом атрибуте, как веер. Современная бальная мода советует применять веер не только для создания свежего дуновения, но и изучить хотя бы несколько приемов общения с помощью веера, что сделает ваш вечер еще более интересным.

Конечно, бальный этикет соблюсти до тонкостей достаточно сложно. Но в том и прелесть исторических балов современности, чтобы максимально приблизиться к ушедшей эпохе в самых незначительных деталях. Это и придает особый шарм таким мероприятиям.

Итак, вы приглашены на исторический бал. Что следует знать и уметь, чтобы чувствовать себя на нем «в своей тарелке»?

Прежде всего, нужно разучить танцы, которые входят в программу бала. Исторический бал, так же как и его давний предок, имеет своим стержнем, самым главным своим назначением, именно танцы. Поэтому, если вы будете вести себя неуклюже на паркете, это не просто испортит общий рисунок танца, но и однозначно испортит вам настроение. Кстати, именно этим недостатком чаще всего грешат современные исторические балы. Если на такое мероприятие приходит неподготовленная публика, то бал выглядит весьма плачевно.

Гостям на исторических балах предлагается прелюбопытнейшая программа: исторические танцы той или иной эпохи, рулетка и карточные салоны, старинные бальные игры, исторические лотереи и викторины, литературные и музыкальные салоны и даже профессиональные фотосессии во всем этом великолепии.

Предварительно для гостей, купивших или получивших пригласительные билеты, за несколько недель до бала проводятся мастер-классы по всем танцам, которые включены в программу. А танцы могут быть весьма разнообразные: полонез, вальсы, тампет, разнообразные кадрили, триоле, краковянка, вальс-контрданс, мазурка, петровский марш, алеман, гусарская полька, венецианка, конский бранль, котильон и т.д. Танцевальная программа зависит от того, какой именно исторический отрезок времени взяли организаторы за основу бала и культуру какой страны они собираются представить. Исторические балы часто связывают не только с российским дворянством, но и с эпохой Возрождения и прочими многозначительными вехами европейской истории.

Почему так хочется на бал?

Исторический бал, в отличие от дискотеки, могут посетить мужчина и женщина в любом возрасте, даже если им по 80 лет. И в этой общей кружащейся толпе ни одна пара не будет выглядеть неуместно. Балы посещали все поколения и возраста, они и сейчас этим чрезвычайно привлекательны. Кстати, если задуматься, то исторический бал – это одно из немногих мест, где сегодня может происходить позитивное и культурное общение нескольких поколений.

Второе – видимо мы устали от современных зрелищ. Потанцевать в клубе - уже не кажется таким уж классным способом провести время. Привычно, а иногда, и, прямо скажем, скучно. А вот выпрыгнув из джинсов и надев шикарный костюм (пусть даже взятый напрокат), можно ощутить себя совершенно по-новому.

И да, бал – это весело, необычно и незабываемо. Тем, кто соскучился по романтике, хорошим манерам и новым впечатлениям - дорога на бал!

О писание балов встречается во многих текстах русской литературы. На протяжении XIX - начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для неформального общения, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины - разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе. Мы собрали самые известные описания балов в русской классике и попытались проанализировать, о чем идет речь в том или ином эпизоде.

Московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, - первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. Запоминается этот эпизод прежде всего своим эмоциональным накалом, где смешаны мотивы ожидания, разочарования и радости. А между тем, помимо описаний чувств Наташи, Лев Толстой дает в «Войне и мире» довольно интересные подробности бального ритуала XIX века , начиная с того, что бал открывался полонезом, который после Великой французской революции вытеснил менуэт, считавшийся премьерным танцем, и заканчивая порядком, в котором располагались танцы: полонез, мазурка, вальс…

Кстати, именно на вальс - танец, считавшийся молодежным и среди старшего поколения неприличным, - была приглашена дебютантка Наташа.

Еще немного про полонезы. Толстой указывает на то, что император Александр I вел в этом танце хозяйку дома, что полностью соответствовало бальному этикету. Если же самодержец открывал придворный бал, то его партнершей становилась старшая (по положению мужа) приглашенная гостья. В случае с Александром I это часто была его невестка, Александра Федоровна. Имейте это в виду, если вам встретится не вошедшее в итоговый текст «Евгения Онегина» , но также очень известное описание бала.

Лалла-Рук - прозвище хорошенькой Александры Федоровны, полученное ею после публикации одноименного стихотворения Жуковского, а царем здесь, конечно, является Александр, а не Николай, как ошибочно полагали некоторые комментаторы романа Александра Пушкина .

В «Войне и мире» после полонеза оркестр заиграл мазурку - один из важнейших танцев вечера. Так же как и полонез, этот танец появился в Польше и стал популярным на европейских балах. В начале века умение танцевать мазурку, особенно среди кавалеров, у которых были сольные партии, было своеобразным маркером хорошего воспитания. К 30-м годам XIX века в моду вошел дендизм, молодые мужчины стали пренебрегать танцем вообще, однако тот же Евгений Онегин «легко мазурку танцевал». Это пушкинское замечание доказывает, что «сплин» его героя в начале романа наполовину поддельный.

Нередко во время исполнения этого танца между юношами и девушками происходили судьбоносные, невозможные в любой другой ситуации объяснения. Именно на мазурку надеялась Кити Щербацкая, героиня «Анны Карениной» .

Частью мазурки была и игра с выбором партнера. В «Евгении Онегине» этот эпизод танца послужил началом конфликта Онегина и Ленского.

Иногда такой выбор был сопряжен с угадыванием каких-либо качеств, причем выбирать могли не только юноши, но и девушки.

Завершался бал обычно котильоном - веселым танцем-игрой, сочетавшим в себе элементы вальса, мазурки, галопа и многих других танцев.

Особым явлением в России XIX - начала XX века был провинциальный бал. И если в крупных городах балы были привилегией дворян, то в провинции гостями становились все статусные жители города. Описание провинциального высшего общества можно встретить у Николая Гоголя в «Мертвых душах» .

В XVIII веке происходит эволюция маскарадов: из площадного зрелища, в котором чаще всего участвовали юродивые и люди с физическими отклонениями, он превращается в изысканный праздник. Однако публика, в отличие от бала, здесь по-прежнему была самая разная. Намек на это мы встречаем в