Общественный деятель культуры российской империи 19 века. Культура России XIX века. Русская живопись и искусство XIX в

изобразительный искусство культура крепостнический

XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение. Культурное наследие этого столетия так велико, что мне бы хотелось написать о развитии каждого из видов искусства того времени отдельно.

Литература

19 век - знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением. Русская литература первой половины XIX в. - одно из?наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На?рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким?штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением?- сентиментализмом. Основоположником этого направления в?русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств,?пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина?сыграло большую роль в развитии русского литературного?языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского,?преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской?конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,?естественной, разговорной русской речи". Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем?национального самосознания вызвал к жизни такое?литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал?В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто?обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,?перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая?деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с?шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским?пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов -?декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно?богата яркими именами. Величайшим проявлением народного?гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. "...через эпоху?Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся?представителей отечественной философской мысли?В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь?Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с?самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е?годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего?современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную?скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре?разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина?и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического?направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на?дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное?влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную?деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М. Достоевский,?М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и?мировой культуры. Крупным событием литературной жизни?конца 30-начала 40-х годов стала короткая творческая?деятельность А.В. Кольцова, поэзия которого восходила к?народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И. Тютчева. Шедеврами русского?национального гения стали элегии Е.А. Баратынского.

Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем. Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века. И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений. Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение. Все творчество Ф.М. Достоевского -- это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского -- это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского - это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это - мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди. Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру. Мир Достоевского - это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом». Изображение духовного роста человека, «диалектики души» -- самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи -- все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например). ? Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину. Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени - это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Реферат
по истории на тему:
«Русская культура XIX века»

Введение.

XIX век- это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создает новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство.
Именно в XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Этот век действительно можно назвать золотым ведь происходит необычайный взлет российской культуры. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Глава 1.
Иностранное влияние на развитие культуры в России.
Россия волею исторических обстоятельств объединила сотню племен и народов, с непохожим историческим опытом, имеющих различные верования и этнические характеристики. Это предало ей весьма своеобразный культурный облик. В российских городах существовали бок о бок совершенно непохожие этнические общности, сохраняющие собственный исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.
Русский язык открывает пути к достижению определенных административных и ощутимых материальных преимуществ, а так же становится единственным средством межэтнического общения. Многие представители родовых и племенных элит еще до XIX века начинают инкорпорироваться в состав высшего привилегированного сословия. Множество известных аристократических фамилий имели помимо старославянских и европейских корней, имели тюркские, греческие, грузинские и армянские корни.
Полиэтничность государственного портрета России повлияла на весь культурный процесс. Среди выдающихся русских художников, поэтов, писателей и людей творческих существует немало представителей не чисто русских кровей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Рахманинов, Левитан…Само понятие «русскости» подразумевало под собой отражение духовного состояния, принадлежность к христианству, а не к чистой племенной родословной.
В последующие века Россия ощущала влияние как с Востока, так и с Запада. В России многое менялось и изменялось, но в национально-культурном отношении страна сохраняла свой «код самобытности». В первой половине XIX века Россия представляла собой образец сложной социокультурной амальгамы. Верхние слои общества жили в соответствии с западноевропейскими нормами и правилами. Они владели иностранными языками (чаще всего французским и немецким), что позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями, в том числе и художественного творчества. В страну ввозилось огромное количество книг и журналов, в которых рассказывалось о политической и общественной жизни дальних стран, важных событиях и открытиях. Наиболее состоятельные люди отправлялись в путешествия. Часть аристократии настолько европеизировалась, что французский язык стал для них фактически родным, владели им в совершенстве, в то время как родным языком многие пользовались с большим трудом. Некоторые дворяне перенимали так же образ мыслей иностранцев, вступали в масонские организации. В начале XIX века масонство стало модным увлечением русского дворянства. Элитарные слои были затронуты влиянием заподноевропейской буржуазной цивилизации, которая сформировала социоправовой строй экономически развитых европейских стран, где фетиши рационализма, прагматизма властвовали безраздельно. Однако в России они не приобрели должного влияния в общественном сознании.
Россию всегда волновал вопрос о смысле жизни, а в Европе главным вопросом была цель жизни человека. От этого и появлялась внутренняя психологическая напряженность русской культуры. Русская культура в это время становится практически светской, но сохраняет глубокую духовную интенцию. Нравственно-этические проблемы человеческого бытия всегда оставались в поле зрения культуры. Психологизм русских художественных творений нередко озадачивал иностранцев. Русское художественное действие - это решение философской дилеммы между «сущим» и «должным» бытия, постижения внутреннего мира человека. В силу этого персонажи русской литературы и драматургии значительно чаще размышляют и говорят, чем действуют. Ярким примером можно назвать литературные произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и пьесы Антона Чехова.
Сословная стратификация сходила на нет в храме, где все становились равными перед образом Бога. Православие остается мощным средством, сохраняющим различные элементы общественной среды в рамках единого народа. Процессы секуляризации разрушали это единение, но до самого падения монархической России православное понимание жизни было широко распространено.
До сих пор распространена точка зрения о том, что почти все исторические обретения России есть результат заимствования. Россия действительно заимствовала художественно-эстетические представления, технические новации и интитуциональные приемы у Запада, но все эти приобретения адаптировались к местным условиям и новый симбиоз современных форм и традиционных ценностей часто уже не имел ничего общего с первоисточником. Но даже в проявлениях, равнявшихся на запад, русская культура оставалась национальной. Если что-то и подрывало ценности в России, то это общий антихристианский дух западной буржуазной цивилизации, высказывавшей индивидуалистические принципы после французской революции 1789 года.
Православие придает всему процессу национально-созидательного развития специфический облик и не похожие на западноевропейские черты. Церковь, ее обряды, таинства, символы веры поднимали простых русских людей от повседневных забот и заставляли смотреть на мир по-другому. Простые люди, в отличие от дворян, которые уже к началу XIX века фактически порвали с церковью, сохраняли безусловную веру. Народ создавал замечательные сказки, былины, песни, изделия из кожи, дерева, льна, камня, металлов, строили деревянные жилища и церкви, отличавшиеся причудливостью форм и затейливостью оформления.
В первой половине XIX века привилегированные группы населения начинают осознавать значение культурной самобытности России. Происходит появление творцов, преодолевших старый культурный разрыв между «верхами» и «низами».

Глава 2.
Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века стала времени расцвета всех искусств, временем достижений в области архитектуры, театра, живописи и музыки.
В архитектуре господствует классицизм, для которого было характерно преклонение перед образцами искусства Древней Греции и Древнего Рима. Расцветает имперское монументальное искусство. Города и селения украшались сооружениями, посвященными героическим страницам истории.
С 1709 года появляется новое направление в изобразительном искусстве, искусство имперской монументальной пропаганды. В некоторых районах России начинают появляться памятники, не характерные для России: триумфальные арки, стелы, колонны, пирамиды, обелиски, статуи и скульптурные группы. Первым наиболее крупным и долговечным становится памятник Петру I, скульптор Э.Фальконе, памятник был установлен в 1782 году в центре Петербурга, данный памятник более известен, как «Медный всадник».
Храмовая и монументальная тенденция в русском изобразительном искусстве была направлена на увековечвание памяти героических потомков, прославивших Россию. В их числе: святой Владимир, Иван Сусанин, князь Потемкин и многие другие…
Так же стоит отметить, Исаакиевский собор в Петербурге, Александровскую колонну. Эта колонна посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном. В 1811 году архитектор Воронихин строит большой Казанский Собор. В XIX веке строится здание императорского Эрмитажа, по воле Николая I в 1852 году Эрмитаж становится первым общедоступным музеем в России.
В Москве в 1817 году появляется здание Манежа, предназначенное для проведения военных смотров, учений и парадов. В 1825 году появляется Большой Театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий. На Красной площади в 1818 году устанавливается первый московский памятник Минину и Пожарскому. Заканчивается строительство Странноприимного дома (более известный как Институт скорой медицинской помощи имени Склифосовского).
В XIX веке происходит становление отечественного общественного театра. Раньше театральные труппы существовали в усадьбах богатых дворян или при царском дворе. Располагались они в маленьких темных помещениях, которые не были рассчитаны на большое количество зрителей. Репертуар состоял из незатейливых водевилей, легких пьесок.
В Петербурге существовали французские и немецкие театры, выступали итальянские артисты. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры, ставятся отечественные пьесы, в которых затрагиваются большие серьезные общечеловеческие проблемы. Например, «Ревизор».
В 1832 году строится здание Александринского театра по проекту Карла Росси. Этот театр возник еще в середине XVIII веке, на его сцене стали известы имена таких русских актеров, как Ф.Г.Волков, И.Ф,Дмитриевский, В.Н.Асенкова., В.А. Каратыгин.
В Москве крупнейшим драматическим театром являлся Малый театр, в 1824 году для него строится здание, в котором и по сей день находится этот театр. М.С.Щепкин и П.М.Садовский прославились на сцене Малого театра. Вскоре Малый театр стали называть «Домом Островского», потому что произведения этого драматурга заняли доминирующее положение в репертуаре данного театра.
Наиболее заметных результатов в XIX веке занимает портретная живопись и эпические полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже распространяются пейзаж и жанровая живопись. С середины XIX века именно живопись приобретает направление критического реализма, вершиной которого становятся произведения художников-передвижников. В первой же половине XIX века изобразительное искусство было лишено ангажированной критической направленности, а главными критериями оставались красота и гармония. Среди портретистов наиболее известны Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, которых в началу века относили к числу лучших в России.
Стоит отметить К.П.Брюллова, написавшего «Последний день Помпеи», написанного в Италии по заказу богатого вельможи А.Демидова. Так же стоит поговорить о О.А.Кипренском, В.А.Тропинином и П.А.Федоровом. Первые два прославились портретами, а последний написал целую серию полотен, отражавших быт и нравы России XIX-ого века.
Что касается музыкальной культуры, в начале XIX века господствовали сочинения иностранных авторов. Но с 1830-х годов появляются крупные музыкальные произведения, в которых использовали национальные мотивы. Начало русской оперной традиции положил А.Н.Вертовский, чья опера «Аскольдова могила» была создана на основе русского фольклора и народных напевов.
М.И.Глинка совершает переворот в русской музыкальной культуре, он является родоначальником русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» кладет начало народно-музыкальной драмы, а опера «Руслан и Людьмила» опере-сказке.
Так же в XIX веке происходит грандиозное событие – написание русского гимна «Боже, Царя храни!». Создают его поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов. Впервые как гимн он звучит в 1834 году и до самого падения монархии в России (1917 год).

Глава 3.
Русская православная церковь.
Русская православная церковь возникла еще в 988 году, в 1721 года начинается синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший правительствующий синод, включавший видных церковных иерархов, решавший важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе стоял обер-прокурор Святейшего синода. Положение церкви и ее роль регулировались законом, по которому православная вера первенствующая и господствующая в России. Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
Приход - первичная церковно- административная единица, приход имел храм с причтом. Приходское духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Территория государства делилась на церковные округа – епархии. В среднем на одну епархию было около тысячи церковных приходов.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых - Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
В середине XIX
и т.д.................

Всем известно, что в начале 19 века Россия стала отставать в экономическом и от Европы. Но эти отставания компенсировались резким взлетом культурной сферы. выражала На нее очень сильно повлияла Отечественная война с Францией в 1812 году.

Российское государство испытывало острую нужду в образованных, всесторонне развитых людях. С приходом в Россию капитализма, эта проблема стала наиболее актуальной, она и послужила толчком к развитию культуры. Очень часто правительство шло наперекор развивающейся отрасли. Передовые идеи литераторов, публицистов, художников не воспринимались всерьез императорами-консерваторами. Ситуация стремительно менялась, и уже очень скоро 19 век стали назовать «Золотым веком». А театр, литература и музыка России стали широко известны западной публике.

19 века под влиянием идей классицизма оставила огромное количество шедевров. Картины писались художниками в большинстве случаев на библейскую тематику. Также часто можно было встретить мифологические сюжеты или портреты. Наша культура 19 века подарила истории двух выдающихся портретистов - Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Именно они, кстати, оставили нам несколько потрясающе точных прижизненных портретов А.С. Пушкина. Еще один известный художник 19 века - Карл Брюллов. В 1803 году он побывал на раскопках древнего города Помпеи, который был разрушен Брюллов написал картину под названием «Последний день Помпеи», которая прославила его на всю Европу. Чуть позже прославился и живописец Александр Иванов. Около 20 лет жизни он посвятил работе над картиной «Явление Христа народу».

Преобразился в самом начале 19 века и театр. На сцене можно было увидеть как постановки зарубежных авторов, таких как Шиллер или Шекспир, так и отечественных. Особенной популярностью у публики пользовался Н.В. Кукольник. Он занимался написанием различных исторических пьес. Вслед за ними зрителям полюбились сатирические комедии Крылова и Фонвизина. Ближе к середине 19 века на театр огромное влияние оказывала литература. После разрешения на сцене состоялась большая премьера «Ревизора» (автор Н. В. Гоголь). Настоящим прорывом можно назвать оперу Глинки «Жизнь царя».

Русская культура 19 века особенно знаменательна литературой. Классицизм постепенно сменяется сентиментализмом, а затем романтизмом. Романтизм стал делиться на прогрессивный и консервативный. Основные деятели этого течения литературы: Кюхельбекер, Рылеев, Давыдов, Бестужев-Марлинский, Баратынский, Жуковский. Также великие русские писатели Лермонтов, Пушкин, Гоголь иногда писали свои произведения в традициях романтизма. Далее наступает новый этап литературы - реализм. Основоположником принято считать Александра Сергеевича Пушкина. С выходом в свет его «Евгения Онегина», это течение литературы считается господствующим. «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Медный всадник» - наиболее популярные реалистические произведения Пушкина. Настоящими сокровищами «Золотого века» можно назвать «Горе от ума» Грибоедова, «Мертвые души» Гоголя и «Героя нашего времени» Лермонтова. Творчество великих писателей и поэтов, таких как Некрасов Н. А. Тургенев И. С., Достоевский Ф. М., Толстой Л. Н. приходится на вторую часть 19 века, с того времени начинается развитие символизма, одного из ярчайших течений литературы.

Европейская культура 19 века тоже испытывала в это время изменения. Главную роль тут играла политика. Но культура 19 века в Европе резко отличалась от отечественной. Империализм диктовал Европе свои требования. В это время развитие театра и литературы несколько замедлилось, но началась новая эра европейской философии.

Культура 19 века - это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века - основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы - это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Именно эклектизм как архитектурный стиль, основанный на декоративных формах, и стал торжествовать в то время. Культура 19 века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем. Само слово «эклектикос» в переводе с греческого значит «выбирающий», что великолепно характеризует и направление в искусстве девятнадцатого века, отражающее психологию современника того периода, считающего именно свою эпоху и цивилизацию просто вершиной истории. Культура 19 века и основана именно на апологии подобных принципов и воззрений.