Тургенев роза филологический анализ. Сочинение: Спор разума и сердца в стихотворении «Роза» Тургенева. Лингвистический анализ миниатюры

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастерская по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Роза» по Автор разработки учитель школы 639 Невского района Надежда Михайловна Минкина 2008 год

Цели мастерской 1. Исследовать образ розы в легендах и русской литературе 2. Сформировать личное отношение к стихотворениям в прозе И.С.Тургенева 3. Соединить личный опыт учащихся с опытом русских поэтов Подготовить к написанию эссе по рассказу И.С.Тургенева «Роза»

Этапы мастерской Задание-индуктор; «включение» в тему; Записать ассоциации, связанные со словом «Роза»

Этапы мастерской Этап социализации Обращение к личному опыту учащихся Время совместной деятельности Работа в группах Рассказать историю, связанную с розой Записать, что символизирует роза в рассказе

Этапы мастерской 3. »Деконструкция текста» Работа с научным описанием розы и статьёй в словаре Даля 1 группа Работа с раздаточным материалом о первых упоминаниях и легендах о розе 2-3 группы

Этапы мастерской 4. Работа со стихами русских поэтов Учащиеся выписывают ключевые слова, создающие образ розы, выясняют, что символизирует образ в стихотворении

Этапы мастерской 5. Чтение и осмысление стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза» (Апрель, 1878год)

Рефлексия Было ли скучно в мастерской? Чтение работ Обмен мнениями о работе

Предварительный просмотр:

Возможные вопросы И.С.Тургенева и И.С.Тургеневу.

  1. Как может гореть сад под потоком дождя?
  2. Что свершалось её душе?
  3. Что она делала, пока отсутствовала почти два часа?
  4. Почему упала роза с её груди?
  5. Почему лирический герой бережно поднял упавший в грязь цветок?
  6. Как образ розы помогает передать состояние героини?
  7. Что символизирует роза в данной миниатюре? (быстротечность, изменчивость чувства).
  8. Всегда ли любовь умирает? Как она проявляется в человеке?
  9. Какие символы любви присутствуют в стихотворении? (роза; огонь; умиравшее пламя; слёзы, жгучие, но счастливые)
  10. Как соотносится с символами любви эпитет «дерзостно»?
  11. В чём смысл стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Роза»?

Предварительный просмотр:

Работа с ключевыми словами

по стихотворению в прозе И.С Тургенева

Слова, связанные с описанием окружающего мира

Слова, передающие состояние лирического героя

Слова, передающие состояние лирической героини

Последние дни августа; солнце садилось; внезапный порывистый ливень, без грому и без молний; сад горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя; всё потемнело, ночь надвинулась; на сыром песку дорожки; молодая, чуть распустившаяся роза; измятые, запачканные лепестки…

Я знал, что свершалось в её душе;

я не сомневался; я бережно поднял упавший в грязь цветок; я вздумал выказать глубокомыслие; промолвил с значительным выраженьем; я понял, что и она была сожжена…

Она с упорной задумчивостью глядела в сад; после недолгой, хоть и мучительной борьбы..отдавалась чувству, с которым уже не могла более сладить; её лицо и побледнело и ожило; быстро, с весёлым смущеньем бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшённые глаза; глаза её, внезапно остановившись, засияли слезами; воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, ещё блестевшие от слёз, засмеялись дерзостно и счастливо; она была сожжена…


Цель работы – выявление художественной детали – розы в произведениях И.С. Тургенева, исследование влияние её на характеры персонажей, их судьбу.

Задачи исследования :

Доказать важность роли художественной детали в произведениях.

Определить символическое значение розы в литературе.

Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева.

Доказать, что роза – это не случайная аллегория в творчестве поэта.

Объект исследования – произведения писателя, в которых упоминается цветок роза.

Роза – «знак» любви главных героев повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

В тургеневскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: «Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно - как лепестки столиственной розы…» Не случайна в этой связи сама фамилия героини - Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится «знаком» любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. «Возвращённую розу» Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены «знойным вихрем» любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под «знаком» розы: Санин три дня носил её «у себя в кармане» и без конца «лихорадочно прижимал к губам».

В сцене свидания Санина и Джеммы, «когда мгновенно как вихрь налетела на него любовь», девушка, «достав из корсажа уже увядшую розу, бросила ее Санину. – «Я хотела дать вам этот цветок…» Он узнал розу, которую отвоевал накануне…» (VIII, 297-298). Эта красная роза – метафорический образ Джеммы и ее жизни, которые девушка отдает Дмитрию Санину.

Роза – одна из внешних причин, вызывающих поступки Санина. После дуэли он понимает, что любит Джемму. «Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли» (VIII, 314).

Тургеневская повесть наполнена красными розами. Они цветут в саду Джеммы, вазы украшают ее дом.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны – загубленную жизнь героя.

Роза как атрибут красивой женщины в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц – так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

Владимир видит девушкуЗину среди зелени, в саду - это обнаруживает связь героини с природой, гармоничность ее образа. «…Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила.

Дайте мне руку, – сказала она мне с прежней лаской, — мы давно с вами не болтали.

Я взглянул на нее: глаза ее тихо светились и лицо улыбалось, точно сквозь дымку.

Вы все еще нездоровы? – спросил я ее.

Нет, теперь все прошло, -отвечала она и сорвала небольшую красную розу. — Я немножко устала, но и это пройдет…». Почему же героиня сама сорвала розу – символ любви? Неужели юноша не мог этого сделать в знак уважения и восхищения женщиной? И.С. Тургенев хочет показать, что Володя совсем юный, хотя влюблён в Зинаиду. Она относится к нему как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

«… – И вы опять будете такая же, как прежде? – спросил я. Зинаида поднесла розу к лицу -и мне показалось, как будто отблеск ярких лепестков упал ей на щеки…»

Будемте друзьями — вот как! — Зинаида дала мне понюхать розу…»

Я для вас ребенок, — перебил я ее.

Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую к себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства, – прибавила она, вдевая розу в петлю моей курточки, — знак нашей к вам милости. ,..»

Это признание и подаренная роза как атрибут красивой женщины переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед. (Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание символике розы: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, – атрибут Богородицы. Это символ любви, красоты, памяти, вечности. Роза - атрибут богинь любви, весны.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Уже при обрисовке портрета молодой женщины в этой сцене появляется символ розы. Фенечка “очень похорошела”: “Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки”.

Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков.

Когда после размолвки с Одинцовой, Базаров вновь оказался в имении Кирсановых, он с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета в подарок: “Какую вам, красную или белую?” Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: “Красную, и не слишком большую”. Роза как таковая Базарову ни к чему, она нужна только как символ. « А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали». «.. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку…»

Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», – были далеко не шуточными.

Получается, что Базаров посредством «языка цветов» иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы..» И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе» создавались на протяжении 1877-1882 годов. Критика увидела в новом произведении Тургенева прежде всего отражение наиболее сокровенных мыслей и переживаний писателя, «зеркало его духовного состояния».

Задумчивая элегия Мятлева «Розы» возродилась в 19 веке в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…».

Начинается такими строками: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

« Как хороши, как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тема стихотворения в прозе Тургенева - грусть при воспоминаниях о давно прошедшей юности, Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание.

Какие образы возникают в этом произведении?

Зима- старость;

Роза – молодость.

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью – «Как хороши, как свежи были розы…»

Строчки из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» – своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

А еще два десятилетия спустя строки вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

«Роза» И.С. Тургенев

Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто - Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Любовь налетела на нее внезапно. Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы , брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование», – писал в восхищении Павел Анненков, отзываясь на «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Роль детали в русской литературе имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.

В ходе данного исследования можно доказать, что роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. И именно эта деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу 60 – 70-х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

Отцы и дети . – М.: Издательство: АСТ, 2005.
  • Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.
  • Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция. Тургеневские “Стихотворения в прозе” и их отдаленные предшественники. Учение поэтики реализма. Вологда, 1990.
  • Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX в. – М.: Высшая 2005.
  • Учитель литературы: , учитель биологии:

    Цели урока:

    1. расширить представление учащихся о творчестве поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах; Учится видеть за строками лирики и прозы чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл.

    2. развивать навыки анализа литературного произведения;

    3 .обогатить знания учащихся о литературе, искусстве, вызнать интерес к слову лирического и художественного произведения;

    Оборудование урока: видеопроектор, презентация;

    Ход урока :

    Организационный момент

    Учитель : О ней поют поэты всех веков.

    Раскрывшийся благоуханной чашей

    Как он прекрасен, холоден и чист,-

    Глубокий кубок, полный аромата.

    Как дружен с ним простой и скромный лист,

    Темно - зеленый по краям зубчатый.

    Итак, тема нашего урока « Роза в русской литературе».

    Запишите тему урока в тетрадь.

    Посмотрите на тему урока и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? (О произведениях русских поэтов и писателей, которые посвящены розе).

    Учитель : а еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

    Учитель: Роза - царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. О ней сложено много легенд. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

    В трудах ученых описаны находки, которые доказывают, что история розы началась около 25 миллионов лет назад, когда на земле не было признаков человека. Наиболее древние письменные данные о розах найдены в царских гробницах Халдеи в городе Уру около 5000 лет назад. Впервые в России роза появилась как украшение садов при Петре Первом.

    Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. Ее упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно-белых до голубовато - сиреневых. И каждый цветок есть волшебная, божественная мелодия.

    Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (звучит флейта, фортепиано, скрипка.

    Ребята, вы проделали дома большую творческую работу, попробовали сочинить свои стихотворения о РОЗЕ. Давайте мы с ними познакомимся (дети читают свои стихи.)

    Читают дети: Под моим окошком летом

    Роза алая растет

    Распустилась нежным цветом

    Запахом своим влечет.

    Не рви ты роз, не надо!

    Их нежный аромат

    Наполнил воздух сада,

    Они так красят сад.

    Темной ночью белых роз

    Сон неясный тих.

    Ветерок ночной прохладой

    Обвевает их.

    Розы в руки не даются

    Только все кусаются,

    А девчонкам во дворе

    Эти розы нравятся

    Когда выпадет снег и ударит мороз

    Душу согреет букет белых роз

    Он любовь и нежность принесет

    А ссоры и обиды унесет

    Ведь царица всех цветов – это роза

    Не сравниться с ней ни астра, ни мимоза.

    Когда шумят в июле грозы,

    В саду чудесно пахнут розы,

    Порхают бабочки, стрекозы

    И оживает старый сад.

    Шумят зеленые березы

    И капельки росы, как слезы

    На лепестках цветов блестят.

    Учитель : Однажды в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Молодой человек 16 лет по имени Саша написал такие строки:

    Где наша роза,

    Друзья мои?

    Увяла роза

    Дитя зари.

    Не говори:

    Так вянет младость!

    Не говори:

    Вот жизни радость!

    Цветку скажи:

    Прости, жалею!

    И на лилию

    Нам укажи.

    Этот юноша впоследствии стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

    В каком году было написано стихотворение, если поэту было16 лет? (1815)

    Учитель биологии : Стихи, как и цветы,украшают нашу жизнь, приносят радость. Много интересного из жизни растений раскроется перед теми, кто пройдет неторопливо по саду, цветнику оранжерее и внимательно приглядится к окружающему миру. Роза относится к семейству розоцветных, их насчитывается около 2000 видов. Роза произошла от дикорастущего шиповника. Образует род розы, семейство розоцветных, относится к классу двудольных, отделу цветковых и царству растений.

    Вспомните и запишите в тетрадь классификацию розы. (дети записывают и затем зачитывают;)

    Учитель биологии : Вспомните органы растений, строение цветка.

    Ученик : органы розы - это корень, стебель, листья, цветок; цветок состоит из цветоножки, чашелистиков, венчика, лепестков, тычинок и пестика. (демонстрируется таблица).

    Учитель биологии : В июне - июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник или дикая роза с крупными, или белыми цветками и сильным приятным запахом. Это шиповник кустарник до 2 м. высоты, с тонкими ветвями, покрытыми коричнево - красной корой с изогнутыми книзу шипами, расположенными попарно у основания листовых черешков. Листья, очередные, опущенные. Непарноперистые из 5-7 листочков, цветки крупные, на гладких цветоножках. Цветет в июне. Плоды шаровидные, гладкие, красные - называются ложная ягода внутри орешки, созревают в августе.

    Шиповник майский встречается во всех районах Алтайского края. В плодах шиповника содержатся витамины С, В, К, Р, Е. В народе плоды шиповника применяют как противоцинготное, желчегонное и поливитаминное средство. Чай из плодов шиповника повышает иммунитет.

    Среди розоцветных есть и травянистые растения, кустарники, деревья.

    На ваших столах лежат гербарии растений. Узнаете ли вы их?

    Рассмотрите и назовите эти растения. (ученики называют растения).

    Какое значение имеют растения семейства розоцветных в природе и жизни человека? Запишите ответ в тетрадях. Теперь поработайте в парах, обменяйтесь информацией. Спикер каждой группы зачитает ответ.

    В это время один из учащихся вызывается к доске и получает задание на карточке. Его задание: назовите главные части цветка, выбрать из корзины плоды растений семейства розоцветных.

    (Учитель биологии проводит физминутку).

    Учитель : Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными, черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

    Стоит дерево, дерево ханское,

    Платье панское,

    Цветы ангельские,

    Кости дьявольские.

    О чем эта загадка? (о розе)

    Как вы понимаете слова: «цветы ангельские», «кости дьявольские» ?

    Ребята, а знаете ли вы стихотворения русских поэтов, посвященные этому царственному цветку? (дети читают стихотворения русских поэтов)

    Державин:

    Юная роза

    Лишь развернула

    Алый шипок;

    Вдруг от мороза

    В лоне уснула,

    Свянул цветок

    Гроза прошла и ветка белых роз

    В окно мне дышит ароматом.

    Еще трава полна прозрачных слез,

    И гром вдали гремит раскатом.

    Осыпал лес свои вершины,

    Сад обнажил свое чело

    Дохнул сентябрь и георгины

    Дыханьем ночи обожгло.

    Но в дуновении мороза

    Между погибшими одна,

    Лишь ты одна, царица-роза,

    Благоуханна и пышна.

    Назло жестоким испытаньям

    И злобе гаснущего дня

    Ты очертаньем и дыханьем

    Весною веешь на меня

    И. Бунин: Розы

    Блистая, облака лепились

    В лазури пламенного дня.

    Две розы под окном раскрылись-

    Две чаши полные огня.

    В окно, в прохладный сумрак дома,

    Глядел зеленый знойный сад,

    И сена душная истома

    Струила сладкий аромат.

    Как хороши, как свежи были розы

    В моем саду! Как взор прельщали мой!

    Как я молил весенние морозы

    Не трогать их холодною рукой!

    Как я берег, как я лелеял младость

    Моих цветов заветных, дорогих;

    Казалось мне, в них расцветала радость,

    Казалось мне, любовь дышала в них.

    Вывод : Вы подобрали замечательные стихотворения!

    Учитель : Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают об этом цветке… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

    Какой художественный прием использован автором в названии произведения?

    Какие средства художественной выразительности использует автор для описания этого цветка? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их.

    (Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.

    Учитель: Этот прием в литературе называется АЛЛЕГОРИЕЙ, запишите его в тетрадь. (греч. Allegoria)- иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой-либо мысли, идеи в конкретном образе.

    Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.)

    О чем вы вспомните в следующий раз, взглянув на этот цветок?

    Итог: Что нового вы узнали на уроке? Произведения, каких авторов звучали на занятии?

    Учитель биологии : Что нового мы узнали на уроке с точки зрения биологии?

    Вывод учителя:

    Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

    Если каждый посадит и вырастить хотя бы один цветок - земля превратиться в сад.

    Оценивание учащихся.

    Стихотворение: (в оставшееся время)

    Они цветут, сердца отогревая,

    Как маленькие, теплые костры

    Начало: У нас сегодня необычный урок: интегрированный, его проводит учитель биологии - и Учитель русского языка и литературы -

    Ход урока.

    Орг. Момент.

    О ней поют поэты всех веков.

    Нет в мире ничего нежней и краше,

    Чем этот сверток алых лепестков,

    Раскрывшийся благоуханной чашей.

    Чему посвящены эти строки? (Розе)

    Итак, тема нашего урока: «Роза в русской литературе», запишите ее в тетрадь.

    Посмотрите на тему и скажите, о чем мы будем говорить? (о произведениях поэтов и писателей, которые посвящены розе)

    А еще мы должны почувствовать ответственность за ту хрупкую красоту природы, которая окружает нас.

    Слово учителя: Роза. Ей любовались, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали розу нектаром, который и придал ей чудный аромат.

    Именно поэтесса Древней Греции Сафо за 6 веков до нашей эры назвала розу царицей всех цветов. Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: от снежно - белых до голубовато - сиреневых. И каждый из них есть волшебная, божественная мелодия.

    Учитель: Ребята, со звучанием какого инструмента можно сравнить запах розы? (флейта, фортепиано, скрипка).

    Учитель: Я думаю, что столь же мелодичны будут ваши поэтические творения, которые вы посвятили этому цветку. Давайте их послушаем. (дети читают свои стихи)

    Учитель: Однажды, как вам сегодня, в одном классе лицеистам предложили выполнить подобное задание. Юноша по имени Саша написал такие строки:

    Где наша роза,

    Друзья мои?

    Увяла роза

    Дитя зари.

    Не говори:

    Так вянет младость.

    Не говори:

    Вот жизни радость.

    Цветку скажи:

    Прости, жалею

    И на лилию нам укажи.

    Этот юноша стал поэтом. Как его имя? (Пушкин)

    (Рассказывает учитель биологии.)

    Учитель: Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы растут на страницах книг, и эти страницы побуждают в нашей душе чувства красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными черствыми сердцами. Вот и УНТ есть загадка:

    Стоит дерево, дерево ханское,

    Платье панское, цветы ангельские,

    Кости дьявольские. – О чем эта загадка? (о розе)

    Учитель: Многие поэты, восхищаясь красотой этого царственного цветка, посвящали ему свои творения. Некоторые ребята по моему заданию приготовили выразительное чтение стихотворений о розе. Давайте их послушаем. (дети читают произведения поэтов).

    Учитель: Кроме поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

    Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

    Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

    С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

    Вывод учителя:

    Домашнее задание: написать историю о розе.

    Стихотворение:

    Цветы, как люди, на добро щедры

    И, щедро нежность людям отдавая,

    Они цветут, сердца отогревая,

    Как маленькие, теплые костры

    Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

    Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

    Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

    Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

    Отрывок из произведения «Сказка о жабе и розе»

    Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки. Улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего на ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой

    поэтических произведений в русской литературе есть и прозаические, которые тоже рассказывают о красоте розы… известно, что один русский писатель, будучи подростком, очень любил цветы и интересовался загадками природы. Его любимым занятием в отрочестве было наблюдение за растительным и животным миром. Это был Всеволод Михайлович Гаршин. Он родился 2 февраля 1855 года в дворянской семье скромного достатка. В историю русской литературы Всеволод Михайлович вошел как мастер социальных рассказов. В его произведениях будничное, обычное становится общечеловеческой трагедией.

    Ребята, давайте обратимся к его произведению «Сказке о жабе и розе», с которой вы уже познакомились.

    Понравилось ли вам сказка? Какое впечатление она произвела?

    Какой художественный прием использован автором в названии произведения антитеза)

    Какие средства художественной выразительности использует автор для описания розы? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.) Найдите и зачитайте их. (работают по рядам)

    1 ряд: метафору, 2 ряд: олицетворение, 3 ряд: эпитеты и сравнения.

    С какими словами ассоциируются у вас образы жабы и розы? Назовите эти слова.

    (Жаба: мерзкая, грязоно - серая, безобразная, злая, липкая. Роза: нежная, розовая, роскошная, прекрасная, разливает вокруг себя нежный и тонкий запах.)

    Учитель: Все в мире познается в сравнении. Наверное, чтобы осознать прекрасное, нам нужно увидеть уродливое, мерзкое.

    Какие еще образы есть в произведении, кроме жабы и розы? (мальчик и его сестра).

    Что есть общего между розой и мальчиком?

    Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни»?

    Какова главная мысль произведения? (Красота спасет мир. Добро победит зло.) на занятии?

    Вывод учителя:

    П. С. _ Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…

    Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок - земля превратиться в сад

    Учитель: Итог:Что нового вы узнали на уроке? Произведения каких авторов звучали на занятии?.

    Домашнее задание: написать историю о розе.

    Стихотворение:

    Цветы, как люди, на добро щедры

    И, щедро нежность людям отдавая,

    Они цветут, сердца отогревая,

    Как маленькие, теплые костры

    Родословная розы уходит в глубокую древность. Самые первые сведения о ней встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной «королевы цветов» считается Персия. Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии является красота весны и любовь соловья и розы Если розу срывают, соловей вскрикивает. Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, самым ярким представителем которой был Омар Хайям.

    Но не только Хайям отдавал дань розе. «Бустан» - цветочный сад и «Гюлистан» - розовый сад – известные сочинения Саади. А поэма Низами «О любви Лейли и Меджнун» дает нам представление о персидских садах двенадцатого века. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы: где «листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис поднимает свою голову. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла свою голову и смотрит на птицу».

    Из книги «Мифы народов мира» мы узнаем, что Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы.

    По одной из античных легенд, роза покраснела от того, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков АдонисаПривезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза посвящается богине красоты Афродите. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками усыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни. О силе их любви к цветам можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.

    Во времена христианства святые отцы начинают называть розу «райским цветком» и посвящают ее богородице. Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным Богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы

    Упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков – от снежно-белых и голубовато-сиреневых до густо-лиловых. И каждый цветок – словно строка из поэмы, нота из волшебной мелодии.

    «Благоухая, розы рассказывают сказки», - писал Гейне. «Живая молния!» - воскликнул А. А. Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. «Как луч зари»,- назвал М. Ю. Лермонтов раскрывшийся на заре алый бутон. «Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь» - замечал А. С. Грибоедов. «Ярко-радостными» показались молодому В. Я. Брюсову цветы после майской грозы. «Пусть роза сорвана, она еще цветет» - это Надсон.

    Как хороши, как свежи были розы

    В моем саду! Как взор прельщали мой!

    Как я молил осенние морозы

    Не трогать их холодною рукой! так писал в середине XIX века русский поэт И. П. Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И. С. Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора В. Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках.

    Из выдающихся поэтов XIX столетия особенно любил и увлекался розами величайший поэт В. Гюго. Он всегда говорил, что ничего так не желал бы, как умереть в эпоху цветения роз. И желание его исполнилось. Он умер как раз в конце мая, когда они в полном расцвете; гроб его буквально утопал в розах.

    Из ранних стихотворений Пушкина лицейской поры, вероятно, лишь одно небольшое стихотворение «Роза» давно уже вызывает различные недоуменные вопросы, догадки, несогласия и споры, хотя на первый взгляд оно кажется прозрачным и ясным. Напомним прежде всего весь его текст:

    Где наша роза,

    Друзья мои?

    Увяла роза,

    Дитя зари.

    Не говори:

    Так вянет младость!

    Не говори:

    Вот жизни радость!

    Цветку скажи:

    Прости, жалею!

    И на лилею

    Нам укажи.

    В академическом издании «Сочинений» Пушкина 1900 г. Л. Н. Майков снабдил этот текст довольно подробным комментарием, в котором проследил эмблематическое значение лилии и розы в различные периоды словесного искусства, от античности и средних веков вплоть до нового времени. Однако вывод, к которому пришел этот опытный исследователь, был неопределенным и неясным: в стихотворении Пушкина, по его словам, «противоположение между двумя цветками проведено так осторожно и тонко, без всякого намерения вызвать нравоучительное заключение, что пиеса не представляет никакой печати искусственности и является подобием наивной народной песни». Несколько неожиданной, но правдоподобной долгое время казалась догадка о «Розе» Ю. Г. Оксмана, высказанная в начале 20-х годов нашего века. Так, например, в «Сочинениях» Пушкина (в изд. «Academia») 1936 г. говорилось: «В последних четырех стихах своего стихотворения Пушкин образу розы противополагает образ лилеи, символизирующий неувядаемую красоту и жизненную силу. Последний образ, возможно, заимствован Пушкиным из тридцать четвертого письма „Писем русского путешественника“ Карамзина». «Правдоподобность» этой догадки отмечал также Б. П. Городецкий и другие.

    В недавнее время поиски нового истолкования «Розы» возобновились в связи с появлением публикаций статей о нем зарубежных исследователей. В 1966 г. профессор Гамбургского университета Дитрих Герхардт напечатал весьма интересное сообщение «Первый немецкий перевод стихотворения Пушкина». Ему удалось обнаружить, что произведения русского поэта впервые появились на немецком языке не в 1823 г. , как это считалось доныне, а несколько ранее, - в 1821 г. , когда в малоизвестном издании «Муза» было напечатано стихотворение «Роза» в вольном переводе Христофа-Августа Тидге. Но последнее, третье четверостишие в интерпретации Тидге теряет всю свою загадочность и приобретает заурядный бытовой смысл: поэт предлагает читателю не думать об увядшей розе и взглянуть на «свежую лилию». При таком истолковании стихотворения весь скрытый смысл противопоставления лилии - розе пропадает; в передаче Тидге увядшей розе без всякого ущерба могла быть противопоставлена вместо лилии «свежая» или расцветающая роза: как будто переводчик не почувствовал, что у Пушкина роза и лилия, несомненно, играют роль не реальных цветов, а являются лишь цветочными символами. Повинен ли в этом сам Тидге или автор немецкого подстрочника пушкинского стихотворения, которое Тидге перелагал в немецкие стихи, мы сказать не можем, не располагая никакими данными по этому поводу. Д. Герхардт, однако, отмечает, что цветочная символика не была чужда поэзии самого Тидге, в чем убеждают такие его стихотворения, как «Утренняя роза» («Die Morgenrose») или «Блеск лилии невинности» («Lilienglanz der Unschuld»). Поэтому нельзя не признать вполне своевременной попытку еще раз обратиться к истолкованию «Розы», предпринятую Уолтером Викери в статье «К вопросу о замысле „Розы“ Пушкина».

    В самом деле, как мы уже видели, замысел этого стихотворения, ключ к которому одно время казался утерянным, все еще представляется зыбким, неясным, интригующим; хотя известен ряд опытов его объяснения, большинство их относится к давнему времени, а результаты их не могут считаться ни бесспорными, ни даже правдоподобными.

    Свою статью У. Викери начал с полемики против упомянутой выше гипотезы, что замысел «Розы» возник из рассуждения Гердера, приведенного в «Письмах русского путешественника» Карамзина. Эту старую догадку, долго державшуюся в пушкинской литературе, У. Викери счел неправдоподобной и нуждающейся в пересмотре. Он писал: «При истолковании „Розы“ надо иметь в виду не только автора, но и адресата. Вполне правдоподобным нам кажется предположение М. А. Цявловского, что „Роза“ Пушкина является откликом на стихи Вяземского „К друзьям“ - о символе молодости - розе, которая „утром гордится красой“, а к ночи увядает». У Чайковского есть романс «Если розы тихо осыпаются» (на слова Д. С. Мережковского). Это одно из лучших творений гениального композитора.

    Любовь – это горькое счастье,

    Она средь шипов цветет.

    И кто в это счастье поверит,

    Тот сердце свое разобьет

    Стихи эти написал в юности Ю. Фучик. Их нашли в бумагах писателя-борца уже после казни его в фашистском застенке. А помните легенду или быль о гениальном грузинском художнике-самоучке Нико Пиросманашвили? Влюбившись в звезду кафе-шантана, он продал свое нехитрое имущество и на все деньги купил для нее миллион алых роз.

    Проникновенные строки посвятил розе и французский поэт Теофил Готье. В стихотворение «Видение розы» он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала. Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который приглашает ее танцевать. В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру «Видение розы». В 1967 году Большой театр возродил этот балет.

    Роза, как известно, связана с образом богини весны Флоры.

    У Э. М. Фальконе Флора – это сидящая молодая девушка, у ног которой лежат розы и наполненный ими колчан. Ритмичные контуры стройного тела, мягкие почти детские черты ее юного лица, изящное движение опущенных рук придают ее облику благородную простоту.

    У К. Коровина в натюрморте с портретом Перцевой великолепные розы в антикварных вазах красуются на первом плане, тогда как нежная и хрупкая модель скромно «прячется» на втором плане, как колористически необходимый, но не главный элемент композиции.

    Художник же начала XIX века В. А. Тропинин сравнивает свою модель московскую купчиху Е. И. Корзинкину, изображенную в русском костюме, с этим нежным цветком. В этюде почти с одинаковым отношением написаны и фигура, и костюм, и красочный интерьер.

    Художник изменяет масштабные соотношения между изображением и интерьером. В результате фигура композиционно приобретает доминирующее значение на плоскости картины, а сам образ Корзинкиной получает большую психологическую убедительность. Молодая женщина в богатой одежде лишь внешне кажется живущей благополучной жизнью – глаза ее смотрят грустно, улыбка неуверенна.

    Основное в характере модели – женственность и душевное обаяние – передано художником через нежные, хрупкие розовые лепестки.

    Неоднократно обращались к образу этого цветка и чувашские поэты, художники.

    Картина Р. Ф. Федорова «Розы Нарспи» густо насыщена символами, но это не набор абстрактных знаков и схем, которые он призывает нас разгадать. Одна из особенностей творческой манеры художника - смешение жанров: элементы портрета, пейзажа или натюрморта объединяются в одном произведении.

    Этот стилистический приём даёт наглядное представление о гармонии всего мироздания.

    Творчество еще одного нашего земляка, художника А. В. Данилова основано на принципах сохранения и развития традиций реалистического направления в искусстве. Его профессиональное кредо - утверждение красоты и гармонии во взаимоотношениях природы и человека. Одна из характерных особенностей палитры художника - обращение к тёплой гамме красок, вызывающей ассоциации с солнечным светом, воздухом, наполненным сочным запахом трав, нежностью и благоуханием цветов. Это позволяет ему наиболее правдиво и искренно выразить чувства любви к природе.

    Через века и страны гордо и властно шествует царица цветов. Французский поэт П. Гамарра сказал, что она распространяет дыхание будущего. Художники и поэты всех времен и народов не устают воспевать ее, потому как «нет в мире ничего нежней и краше, чем этот сверток алых лепестков, раскрывшийся благоуханной чашей». Это – С. Я. Маршак. Они, розы, «гордятся своим телом, которое нежнее, чем грудь девушки». Это – Метерлинк. И они символ не только любви, но и беззаветной сыновней верности родной земле. Недаром говорил К. Кулиев:

    Родную землю просьбой беспокою.

    Я говорю ей тихо: «Не забудь,

    Когда умру, ты мне своей рукою

    Клинок и розу положи на грудь»

    Если хотите порадовать любимого друга, открыть перед ним сердце – подарите ему розу!