Сохраним памятники культуры родного края. Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края. Отныне здесь – на Родине героев

Подготовила:

Старшая вожатая

Добровольская А.Н.

с.Жалтыр

«Из прошлого настоящее

строит будущее»

Цель проекта: активизировать работу Астраханского историко-краеведческого музея для развития творческого потенциала личности, воспитание духовно-нравственных ценностей, качеств гражданина и патриота, привлечение внимания к проблеме сохранения памятников и активное вовлечение их в воспитание любви к Отечеству, бережного отношения к минувшему.

Задачи проекта:

Овладение знаниями об истории создания памятников Астраханского района

Формирование самостоятельной, творческо-поисковой, познавательной

деятельности

Развитие гражданских и патриотических качеств, привитие навыков коллективной работы

Сбор и систематизация материалов об истории памятников, героях – земляках, которым посвящено монументальное наследие, ветеранах Вов, воинах-афганцах первоцелинниках.

Вовлечение воспитанников в краеведческую деятельность

Создание базы данных об участниках Вов, первоцелинниках, работниках тыла, жертвах тоталитарного режима

Приобщение молодежи к славному прошлому села, района, чтению книг по краеведению

Выпуск сборника «Люди земли Астраханской»

Создание слайд-фильма «О чем молчат обелиски…»

Исторический опыт ставит перед казахстанским обществом социальные, духовные и организационные проблемы. Уклад образования и воспитания основными приоритетами в этом вопросе определяет культуру, патриотизм и гражданственность. Патриотизм органично вписывается в образование человека ХХІ века, идея патриотизма должна стать стержнем, вокруг которого сформируются высокие социально-значимые взгляды, чувства убеждения, позиции и устремления детей и подростков, их готовность и способность в будущем к активным действиям во благо Родины.

Сегодня мы призываем наших детей к необходимости знать, понимать и любить историю своей страны, своего народа. Но все это будет напрасно, если не будет подкреплено деятельным чувством любви к прошлому, к той, давно прошедшей жизни.

Нас, взрослых, беспокоит вандализм молодого поколения: искореженные остановки, расписанные стены подъездов и т.д. Мы пытаемся найти ответ на вопрос: «Почему такое происходит?» И приходим к выводу, что ценностные деформации в сознании и поведении молодых людей связаны с отсутствием в целом национальной идеи с патриотическим смыслом служения Отечеству на основе единства личных, общественных и государственных интересов.

Благодаря проекту «Памятники – хранители истории родного края» очевидны патриотические возможности краеведческого материала, которые позволяют расширить знания современного гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни конкретных людей- односельчан, на событиях из жизни и истории своего села.

Повседневная жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней.

В этом огромную роль играют памятники Астраханского района, которые и стали объектом нашего проекта.

Создание памятников – это память сердца и благодарность землякам. В монументальном наследии хранится кладезь памяти о прошлом. Ведь вся летопись прошлого и пережитого покоится в них – в этих, казалось бы, безмолвных памятниках. Они являются связующими звеньями между веками и поколениями. Это не только памятники истории, это предмет гордости за свою Родину, это часть малой Родины, поэтому, сохраняя и изучая памятное наследие предков своего села, района, мы сохраняем историю своего края как часть истории нашей Родины – Республики Казахстан.

Особо хочеться отметить, что все памятники в с.Астраханке поставлены за годы Независимости Республики Казахстан, это подчеркивает значимость и актуальность проекта «Независимость –это право народа на свободу», посвященного 24- летию Независимости Республики Казахстан, который раскрывает патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан. Ведь основным источником чувства гражданственности и патриотизма является память о прошлом.

Что заставило нас работать по этому проекту?

Мы провели анкетирование в школе по краеведению, знаниям по истории сел, района, подвигов героев – земляков, героическом прошлом астраханцев, памятном наследии и сделали вывод о слабой краеведческой осведомленности молодежи об истории края.

А познать этот краеведческий материал возможно при изучении памятного наследия наших земляков.

По условиям проекта необходимо собрать материал об истории памятников, их создателях, земляках-героях, помещенных на обелисках, планируются также проведение экскурсий с учащимися Астраханского района, выездные заочные уроки-экскурсии о памятном наследии Астраханского района в школы района членами краеведческого клуба «Исток» при ДДТ. Совет музея сделал слайд -фильм «О чем молчат обелиски…» о памятниках Астраханского района, также начата огромная работа по сбору материала для книги о героях - астраханцах «Люди земли Астраханской».

Краеведческая работа по этому проекту позволяет организовать экскурсии, выполнение познавательных заданий по изучению истории памятников, их героев, встречи с знаменитыми земляками.

Тема памяти, поднятая в проекте «Памятники – хранители истории родного края», особенно актуальна и важна накануне празднования 20- летия Независимости Республики Казахстан. Но хотелось бы, чтобы о значимых страницах истории нашей Родины мы вспоминали не только в преддверии круглых дат, поэтому мы и создали данный проект, который способствует проявлению интереса и уважения к истории у подрастающего поколения.

Реализация проекта

І этап – Подготовительный сбор и систематизация информации.

Создание единой базы памятников села, района

Оформление материала об истории создания памятников и героях – земляках,

чьим подвигам посвящены обелиски. Изготовление буклетов, альбомов.

Создание фильма «О чем молчат обелиски…»

Встречи с ветеранами Вов, воинами – интернационалистами, первоцелинниками,

репрессированными.

Создание текстов экскурсий к памятникам

Паспортизация памятников, обелисков на территории района.

Разработки сценариев уроков из цикла «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь»

Создание живого музея памяти – документального фильма «Живые голоса Победы» о ветеранах Вов и тыловиках.

ІІ этап – Основной – проведение экскурсий к памятникам Астраханского района «У вечного огня», «Афганистан – боль моя», «О чем молчат обелиски…», «Целина – подвиг поколений», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Три камня скорби астраханцев».

Проведение «памятного каравана» уроков в школах района из цикла «Памятники – хранители истории родного края»

Презентация сборника «Люди Земли Астраханской» (о земляках, подвигу которых посвящены обелиски, памятники)

Конкурс сочинений «Не зарастет народная тропа»

Экскурсии, музейные уроки проводятся с приглашением общественности, земляков Астраханского района.

Проведение патриотических акций, воспитывающих подрастающее поколение на примерах мужества и героизма ветеранов, пропагандирующих престиж служения Родине.

Презентация документального фильма «Живые голоса Победы.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта будет создана единая информационная краеведческая база памятников Астраханского района, а также подготовлены печатные и электронные продукты о памятниках, обелисках, памятных знаках, мемориальных досках на улицах, названных в честь героев- земляков. Эти материалы будут адресованы школьникам, молодежи, учителям, всем интересующимся мемориальным наследием наших земляков.

Будет создан слайд-фильм «Памятники – хранители истории малой Родины» и документальный фильм «Живые голоса Победы». Кроме этого будет разработан цикл уроков «О чем молчат обелиски…», «Память сердца», «У вечного огня»,

«Учись у героев Отчизну беречь» и изданы брошюры с текстом экскурсий к памятным местам Астраханского района, создана книга памяти «Люди земли Астраханской». Этот поистине бесценный материал позволит сохранить для потомков память о героях-земляках, участниках ВОв, о целинниках, знаменитых земляках, памятниках района. Все мероприятия будут способствовать самому главному – гражданско-патриотическому воспитанию и просвещению молодежи, развитию интереса у воспитанников к краеведческой и исследовательской деятельности.

О тех, кто уже не придет никогда,

заклинаю Вас, помните!

Р.Рождественский

Есть ценности, которым нет забвения, одна из них – это память о прошлом. В нашем селе в память о земляках, погибших в трагические периоды нашей истории, поставлены обелиски.

Они напоминают нам, живущим ныне, о том, что таких скорбных событий никогда не должно быть.

Обелиски – это наказ о мире, история, боль, страдание, любовь к Родине, наказ о мирной жизни, память и преемственность. Внизу на фото помещен памятный знак, прочитайте слова, выбитые на нем, к каждому из нас обращены эти слова из прошлого: «Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем, не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбою» Помните!!!

В канун 40 - летия Победы над фашистской Германией в 1985 году был открыт обелиск героям, погибшим в Великой Отечественной войне на центральной площади Астраханки.

На обелиске высечены имена погибших астраханцев в Вов. Всего на фронт ушло 1500 земляков, погибли 1075 воинов.

Многие воевали на фронте в составе 310 стрелковой дивизии, которая защищала Ленинград, обеспечивала перевозки военных грузов по дороге жизни, а так же подо Ржевом.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

310-я стрелковая дивизия была сформирована в Акмолинске в августе 1941 года. Участвовала в боях под Ленинградом в 1941-1942гг, под Волховом в 1943 году, в Новгородской наступательной операции (январь-март 1944 г.), после чего ей было присвоено наименование Новгородская. Дивизия участвовала в освобождении Карелии, Польши. Закончила боевой путь на острове Узедой (Приморская бухта, Балтийское море).

Была награждена орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

Недалеко от села Астраханки в июне 2002 года у бывшего аула Тайжан поставлен обелиск, посвященный жертвам тоталитарного режима. Называется он «Три камня скорби». Установила его на свои средства Алтыншаш Жаганова – писатель, драматург, заслуженный деятель культуры Казахстана. Это по её предложению день 31 мая был утвержден у нас в республике как день памяти политических репрессий. Место, где поставлен памятник – это братская могила аульчан, умерших в голодные 30-32 годы.

Мор голода был настолько сильным, что хоронить умерших по обычаям предков не было ни средств, ни сил.

Памятник состоит из 3 камней. На одном из них-слева имена предков Каиржановых, которые здесь похоронены, на другом справа – надпись на казахском языке «Здесь покоятся жертвы голода 1930-1932гг», а на средней плите написано «Памятник поставила Алтыншаш Жаганова». Теперь есть куда прийти и склонить голову детям и внукам, умерших в годы страшного искусственно созданного властями джута.

В 2006 году установлен памятник жертвам политических репрессий на площади у Дома культуры. Казахстан стал местом, куда вынуждены были ехать тысячи людей, без суда и следствия приговоренных к ссылке.

Места поселения ссыльных называли точками Карлага. Были они и на территории нашего района, сейчас это села Каменка, Камышенка, Лозовое, Первомайка, Приишимка. По сей день живут там потомки, сосланных в годы репрессий, поляков, немцев, ингушей, чеченцев. В СССР была организована целая система лагерей, в которых содержалось почти 2 млн. узников.

Время идет вперед, но боль истерзанных и уничтоженных людей забвению не подлежит. И поэтому в последний день мая астраханцы вспоминают тех, кто видел Карлаг и Алжир наяву, они несут цветы к скромному обелиску

Отныне здесь – на Родине героев,

афганцам будет памятник стоять…

Галина Водолей

(астраханская поэтесса)

В 2007 году состоялось торжественное открытие обелиска воинам – интернационалистам, погибшим в Афганистане . Этого момента в Астраханке ждали. 51 воин – интернационалист из Астраханского района был в Афганистане. 1 пропал без вести, пятеро погибли. Примечательно, что этот памятник стоит на главной площади села, рядом с обелиском астраханцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Словно сделан еще один шаг к тому, чтобы уравнять в правах солдат этих двух войн – Великой и другой, необъявленной.

На Астраханской площади так тихо

В бессмертие шагнувшие лежат

В созвездье плит…

А красные гвоздики беспомощно

От холода дрожат

Что жизнь бесценна – пишут все поэты

Распорядиться может лишь герой

Своим последним взорванным рассветом

Ведя других на подвиг за собой…

Годы освоения целинных и залежных земель – яркая, замечательная страница в жизни Астраханского района . Весной 1954 года было создано 5 совхозов-«Астраханский», «Новочеркасский», «Красногвардейский», «Кайнарский», «Степняк». В район прибыло 1337 человек по путевкам комсомола.

Далеко за пределами района известны сейчас имена лучших первоцелинников района: Героев Социалистического Труда Дитюк В.О., Полторьян С.В., Кайдановича А.И., Коротецкого П.Я. и многих других. Все они, как и тысячи других жителей района, сделали все от них зависящее, чтобы хорошела Астраханка. Этот памятник – трактор С-80, поднявший первую целинную борозду поставлен астраханцами навечно на астраханской земле.

Творческий проект «Памятники – хранители истории родного края », проводимый к 24-летию Независимости Республики Казахстан, ярко подтверждает, что «независимость – это право народа на свободу». Народ Казахстана решает, каким идеалам и подвигам жить в сердцах нашей молодежи, о чем важно сохранить память сердца, поэтому за эти 24 года Независимости эти памятники были поставлены в Астраханском районе. Они помогают раскрыть патриотические идеалы казахстанского народа в годы демократического развития Республики Казахстан.

Патриотизм – это проявление лучших чувств, которые только есть в человеке, это сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание с ней ее счастливых и несчастливых дней. Мы считаем, что памятное наследие наших предков играет огромную роль в воспитании казахстанского патриотизма.

Великая степь… Много помнит она

На давно ушедших равняются ныне живущие .

Народная мудрость гласит: «Если ты не знаешь, как жить, - живи как твои предки».

Введение С. 2-3

Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию
прошлого. С. 3-4

Глава II. Роль церкви в судьбе казачестваС. 5-10

Глава III. Судьба православных храмов нашего края С. 10-19

Заключение С. 19-20

Литература и источники С. 21-22

Введение
Любовь к своейстране, своему народу память предков есть то начало, которое по- настоящему освящает жизнь каждого из нас, приносит счастье, делает нас сильными и едиными. Разве это не та национальная идея, которую мы сегодня ищем, не патриотизм, как чувство ответственности перед потомками за сохранение и преумножение культурных традиций и ценностей своего народа.
Конституция Российской - статья 44, закрепляет правокаждого гражданина на доступ к культурным ценностям и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Но, ни один закон не может заставить душу человека любить свое прошлое бескорыстно, не по закону, а нравственно, с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями, светло и искренне, с чувством ответственности за всё – и прошлое, инастоящее, и будущее. А начинается все с любви к родному краю, городу, а затем и к человеческой культуре.
Можно ли полюбить храм, разрушенный временем, традиции прошлого, которые сегодня кажутся, подчас, наивными, смешными, не вписывающимися в нашу жизнь? Можно и нужно, ведь это твои корни, твои истоки, без которых невозможна жизнь!
Сегодня народ земли хоперской обращается к своим истокам иистории, изучая их, возрождая православные храмы, восхищаясь щедростью и широтой души предков, великолепием храмов, созданных их стараниями и пожертвованиями.
Целью нашей работы является:
изучить судьбу православных храмов и роль церкви в истории казачества как элемент культурного наследия родного края.

Для решения целей поставлены задачи:
- актуализировать проблему духовно-нравственного восприятияи культурно-исторического наследия;
- показать, как воздвигались отечественные святыни, какие шедевры создавались в области культуры стараниями и талантами народа;
- формирование интереса к изучению православных традиций казачества хопёрского края, как одного из путей развития гражданского самосознания и патриотизма.
Объект исследования: православные храмы города Урюпинска иУрюпинского района, сохранившиеся до наших дней, разрушенные и восстанавливающиеся сегодня.
Предмет: история православных традиций казачества и роль церкви в жизни Прихоперья.
Гипотеза: цель данной работы будет достигнута, если проследить историю становления православной веры в казачьих станицах нашего края и судьбу православных храмов как основу культурного наследия родного края.
Методы:
- анализисторико-краеведческой публицистической литературы;
- работа с документами церковных архивов материалами музея;
- интервьюирование церковнослужителей местных приходов.
Глава I. Возвращения к историко-культурному наследию прошлого.
Многие памятники культуры сегодня утрачены. Их потери невосстановимы, а воссозданные вновь эти памятники теряют свою индивидуальность, связь с эпохой, с мастерами, ихсоздавшими. Памятники культуры неповторимы и даже восстановленные заново, они только «портрет», видимость эпохи, ведь портреты мертвы. Наличие памятников культуры ограничено, оно измеряется не количеством, яркостью и красотой, а способностью источать дух эпохи, наполнять душу гордостью за свое прошлое и любовью к настоящему.
Много ошибок, трагических просчетов и...

1 Паспорт проекта

Название проекта:

Руководитель проекта: учитель изобразительного искусства

Швыдченко Людмила Сергеевна

Учебный предмет: « Изобразительное искусство».

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: « Краеведение».

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14–15 лет
(8 класс).

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создать экспозицию для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Методические задачи проекта:

метапредметные – познакомить учащихся с концепцией проектной деятельности; научить видеть проблему пополнения экспозиции школьного музея, намечать и реализовывать пути её решения; изучать художественный язык архитектуры зданий немецкого поселения XIX века, понимать смысл соразмерности форм, красоту конструкций зданий; учить ориентироваться в информационном пространстве, использовать Интернет, расширять навыки работы с ПК;

предметные – развивать интерес к процессу познания архитектурных памятников XIX века родного края на уроках изобразительного искусства; формировать творческую инициативу во время поиска информации по истории архитектурных сооружений музея-заповедника «Старая Сарепта», желание разобраться в проблеме создания экспозиции для школьного музея;

личностные – формировать нравственно-эстетический интерес к среде, в которой мы живём, истории архитектурного наследия родного края – музея-заповедника «Старая Сарепта»; воспитывать любовь к малой родине, гордость за историческое наследие колонии «Сарепта», ставшей одним из промышленных, торговых, научных и культурных центров Нижнего Поволжья, активную гражданскую позицию; формировать умения работать в коллективе, ощущать себя членом команды, находить компромиссы; воспитывать умение принимать решение и нести за него личную ответственность.

Вопросы проекта:

Какие экспонаты необходимо изготовить для краеведческого школьного музея?

Как выполнить заказ администрации школы?

Необходимое оборудование: ПК, проектор, экран, бумага, карандаш, ластик, картон, клей, ножницы; поисковые и другие материалы для реализации замысла автора.

Аннотация

Актуальность метода данного проекта в том, что в процессе работы активизируется познавательная деятельность учащихся. Учитель подводит ребят к самостоятельному выбору темы, а это является мотивацией к высокой стабильной результативности. Учащиеся самостоятельно разрабатывают план своих действий, конечный результат. Они видят цель поставленной перед собой задачи, что способствует развитию определённых личностных качеств: умения работать в коллективе, способности ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя.

Практическая значимость проектной деятельности заключается в том, что образовательный процесс имеет логический, личностный смысл – учащиеся знают, для чего работают над поставленной проблемой. В конечном итоге они оформляют экспозицию школьного музея, проводят экскурсии. Видят заинтересованность и одобрение окружающих, что качественно развивает творческий потенциал учащихся. Ребята могут примерить на себя определённую профессиональную роль взрослого человека: архитектора, программиста, экскурсовода... Им предоставляется возможность для получения опыта публичного выступления.

Новизна опыта заключается в применении метода практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательной деятельности. Учащиеся знакомятся со сложным процессом работы архитектора над окончательным вариантом проекта здания.

Творческие проекты учащихся выходят за рамки урока и могут применяться в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

Концептуальность проектного метода состоит в том, что современный образовательный процесс включает в себя развитие художественно-экспозиционной мысли, формирует развитие умения демонстрировать продукты творческой деятельности. В данном проекте это оформлено в игровом моменте – открытие музея.

Краткое содержание проекта

Проект долгосрочный , рассчитан на две четверти. Он практико-ориентирован, так как нацелен на социальные интересы самих учащихся, заказчик – администрация школы, продукт деятельности заранее определен и может использоваться в жизни школы (макеты для школьного музея).

Это монопроект , он проходит в рамках одного предмета, но при работе используется информация из других областей знаний (краеведение).

Проект внутриклассный , проводится в восьмом классе.

Форма продукта данного проекта: экспозиция для школьного музея – макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Работа над проектом состоит из четырёх этапов .

I этап . Определение темы и цели проекта.

1. Определение темы и цели проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный музей.

Проблема: в музее недостаточно экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ:

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея, подготовить экскурсию в школьный музей.

Определилась тема: «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: Сарепта».

Задачи: изучить архитектуру немецкого поселения XIX века; изготовить макеты зданий музейного комплекса; пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты.

2. Подбор рабочей группы.

II этап . Определение источников информации. Определение способов сбора информации. Выбор объекта. Распределение задач.

1. Определение источников информации, способов сбора информации.

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскурсовода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая Сарепта».

мотивы»

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня.

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект макетирования:

1- я группа – здание кирхи в Сарепте;

2- я группа – Дом Лангерфельда (знаменитая аптека);

3- я группа

4- я группа – горчичный завод И. К. Глича;

5- я группа центральная площадь Сарепты с видом на здания (ныне площадь Свободы).

роли и виды деятельности: архитекторы – 2 чел., программист – 1 чел., научные сотрудники – 2–3 чел.

III этап . Сбор и уточнение информации. Представление информации. Поэтапное выполнение макета.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» учащиеся нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея... В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали информацию по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Данную графику Алексей Григорьевич создал, изучая архивы музея «Старая Сарепта», – это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи об архитектуре Германии XIX века, о реставрации музея-заповедника и его статусе сегодня.

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную информацию членам своей команды. Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное.

3. Поэтапное выполнение макета.

архитекторы, строители, дизайнеры, ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность.

IV этап . Защита проекта.

1. Анализ информации.

Защита проекта в форме деловой игры «Пресс-конференция».

Присутствовали: директор и администрация лицея.

Оценка результатов проекта – «отлично».

Ход игры

Рассматривает предложенные материалы, задаёт вопросы. Отвечают все члены команды.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались для изготовления макета?

Какие трудности возникали во время создания макета?

2. Определение способа представления результатов.

PowerPoint .

План работы над проектом

Стадии работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

I. Подготовка

1. Определение темы и целей
проекта.

Экскурсия в краеведческий школьный
музей.

Проблема: в музее недостаточно
экспонатов.

Вопрос: чем можно их пополнить?

Ответ: учащиеся из предложенных ими тем выбирают проблему пополнения музея-заповедника «Старая Сарепта» дополнительными информационными данными и новыми экспонатами.

Предлагают собрать материал по истории архитектурных памятников комплекса «Старая Сарепта», выполнить макеты зданий для экспозиции музея,
подготовить экскурсию в школьный
музей.

Определилась тема – «Памятники культуры родного края».

Цель проекта: создать макеты архитектурных объектов немецкого поселения XIX века музея-заповедника «Старая Сарепта».

Учащиеся знакомятся со школьным
музеем. Обсуждают с учителем
недостаток экспонатов в музее.
Предлагают:

пополнить музей экспонатами редких растений дендрария своего
района;

изготовить экспонаты христианских храмов своего района;

экспонаты, посвящённые легендарным улицам своего района;

экспонаты, посвящённые музею-
заповеднику «Старая Сарепта».

Учащиеся обсуждают темы проекта
с учителем.

Предлагают остановиться в выборе: создать экспонаты для музея-заповедника «Старая Сарепта», подробнее изучить историю поселения; создать макеты архитектурных памятников Сарепты.

Проводить по школьному музею экскурсии, обогащённые новой информацией, с представлением созданных руками ребят макетов.

Учитель проводит обзорную экскурсию по школьному музею. Обращает внимание на недостаточное
количество экспонатов в музее. Администрация школы делает заказ классу на создание дополнительных экспонатов для школьного музея.

Помогает в определении цели
проекта.

Наблюдает за работой учеников

Задачи: изучить архитектуру немецкого
поселения XIX века.

Выполнить макеты зданий музейного комплекса.

Пополнить лекционное содержание экскурсий фактами из истории Сарепты

2. Подбор рабочей группы.

Учащиеся делятся на группы по 5–6 чел.

Учащиеся объединяются в группы
по желанию (5–6 чел.)

Каждая группа выбирает объект
для изучения и макетирования

Учитель предлагает разделиться на группы и выбрать объект для организации деятельности.

Наблюдает за работой учащихся.

Условия для успешной реализации проекта:

отсутствие лидера;

равенство всех членов команды;

команды не соревнуются;

все члены команды должны
проявлять активность, вносить свой вклад в общее дело;

все участники проекта ответственны за конечный результат;

составить и записать план своих действий;

согласовать личный план с планом своих товарищей

II. Планиро-
вание

1. Определение источников инфор-
мации, способов сбора информации.

На первом этапе поиска информации
ребята получают консультацию учите-

Учитель предлагает ребятам
распределить между собой виды

Экскурсия в музей-заповедник «Старая Сарепта» (запись информации экскур-
совода).

Посещение экспериментальной Немецкой библиотеки при музее «Старая
Сарепта».

Рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы» Алексея Григорьевича Ильина.

Информация из Интернета: архитектура Германии XVIII–XIX вв., музей-заповедник сегодня

ля (условия для успешной реализации проекта).

Ребята разработали общий план действий:

1. Определить источники информации.

2. Как собирать информацию?

3. Как оформить информацию?

4. Как подготовить информацию
для экскурсовода?

5. Как представить результат?

деятельности во время поиска информации.

Наблюдает за работой учащихся

2. Выбор объекта.

Распределение задач.

За каждой группой закрепляется тема исследовательской работы и объект
макетирования:

1-я группа – здание кирхи в Сарепте;

2-я группа – Дом Лангерфельда
(знаменитая аптека);

3-я группа немецкое кладбище братства гернгутеров;

4-я группа – горчичный завод
И. К. Глича;

5-я группа – центральная площадь
Сарепты с видом на здания (ныне
площадь Свободы).

Распределяют между собой роли.

Архитекторы – ищут и исследуют
чертежи, планы и характеристики архитектуры зданий, связанные
с выбранным объектом.

Из группы выделяется тот, кто лучше владеет навыками работы с компьютером , он непосредственно будет заниматься оформлением информации
в программе
PowerPoint .

Остальные члены группы будут собирать информацию по истории создаваемого объекта и другую информацию, необходимую, по мнению команды, для проекта

Между членами группы распределяются роли и виды деятельности:

архитекторы – 2 чел.;

программист – 1 чел.;

научные сотрудники – 2–3 чел.

III. Исследо-
вание

1. Сбор и уточнение информации.

В музее-заповеднике «Старая Сарепта» ребята нашли фотографии знаменитых сарептян, буклеты с информацией о Церковной площади Сарепты, сведения об экспозиции музея. В экспериментальной Немецкой библиотеке собрали данные по истории архитектурных немецких построек XIX в.

Историк, художник, участник Великой Отечественной войны Алексей Григорьевич Ильин подарил школьному музею рисунки тушью «Сарепта. Исторические мотивы».

Данную графику Алексей Григорьевич
создал, изучая архивы музея «Старая
Сарепта», это стало для ребят ещё одним источником информации.

В Интернете учащиеся нашли статьи
об архитектуре Германии XIX века,
о реставрации музея-заповедника
и его статусе сегодня

Ребята собирают информацию.

Обсуждают её с членами команды, консультируются с учителем.

Ребятами разработан алгоритм выпол-нения макета:

1. Фронтальный чертёж, определение масштаба.

2. Модули (развёртки геометрических тел) будущего здания.

3. Выполнение рельефа и дополнительных элементов (колокол, лестница,
черепица и пр.).

4. Оформление участка вокруг здания.

5. Монтаж объектов

Учитель следит за ходом обсуждения, консультирует, помогает,
направляет деятельность учащихся

2. Представление информации.

Ребята предлагают собранную инфор-
мацию членам своей команды.

Обсуждают её. Выбирают самое главное и интересное

На этапе практического макетирования роли меняются в соответствии с деятельностью.

Архитектор – выполняет фронтальный чертёж здания, размечает его расположение на местности, готовит чертежи модулей.

Программисты и научные работники становятся строителями, дизайнерами и ландшафтными дизайнерами.

Строители и дизайнеры – выпол-
няют макет рельефа и дополнительные элементы.

Ландшафтный дизайнер – привязывает к местности и оформляет участок вокруг здания.

Команды изучают фронтальный
чертёж здания, расположение на местности, масштаб.

Начинают выполнение модулей и параллельно рельефа, определив, какой рельеф лучше выполнить в развёрнутом виде.

Делают макет ландшафта, соединяют его с архитектурным объектом и природными формами: забор, мостик,
деревья...

2. Поэтапное выполнение макета.

Роли для практической деятельности:

архитекторы, строители, дизайнеры,
ландшафтный дизайнер.

Все члены команды по намеченному плану выполняют самостоятельную практическую деятельность

Выполняют монтаж архитектурных объектов с ландшафтным макетом

IV. Представ-
ление

1. Защита проекта.

В форме игры «Пресс-конференция».

Ход игры

«Журналист» (учащийся соседней команды) интересуется теоретической частью проекта.

Слушает предлагаемую информацию,
задаёт вопросы. Отвечают все члены
команды.

Ребята остальных команд – зрители.

«Журналист» переходит к рассмотрению макета.

Задаёт вопросы по практической деятельности:

Какие материалы использовались
для изготовления макета?

Как выполнялись особенные элементы макета?

Какие трудности возникали во время
создания макета?

Ребята проводят деловую игру «Пресс-конференция» (каждая
команда).

Один человек из команды представляется журналистом и проводит интервью с ребятами соседней команды,
которые предлагают ему приготовленную информацию о проделанной
работе.

В ходе игры ребята представляют свой макет здания «журналисту». Отвечают на вопросы

Учитель наблюдает, консультирует. Присутствующие: директор, администрация лицея. Оценка результатов проекта – «отлично».

Учитель предлагает заполнить анкету «Оцени свою работу в проекте».

2. Определение способа оформления результатов.

Оформляют информацию в программе PowerPoint

Составляют план презентации.

Оформляют информацию по истории возведения здания в программе PowerPoint

Ребята завершили проект.

Проделана серьёзная работа, собрано много интересного материала. Возникла идея привлечь внимание учащихся всего
лицея к школьному музею

Как привлечь внимание учащихся
к школьному музею?

Приняли решение: провести игру «Открытие музея» .

Действующие лица: учитель (автор
проекта); авторы макетов; гости (учащиеся, учителя, директор); «экскурсоводы»; «журналисты»; «фоторепортёры».

Ход игры

1. Открытие музея.

2. Экскурсия по школьному музею.

3. Интервью «журналистам».

4. Торжественное завершение работы выставки

Гостей встречает группа «экскурсо-
водов».

Представители команд («экскурсово-ды») проводят для гостей экскурсию.

На вопросы гостей отвечают все члены команды.

Члены команд дают интервью «журналистам»

На этапе торжественного завершения работы выставки гостям предлагается высказать своё мнение.

Гости задают вопросы командам.

«Журналисты» берут интервью, ведут съёмку.

Директор награждает команды грамотами.

«Журналисты» готовят информирование школьной общественности

Анкета
«Оцени свою работу в проекте»

Поставь отметку на оценочных шкалах по десятибалльной системе:

1) Оцени, насколько интересным показался тебе этот проект.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе в реализации проекта).

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10

5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе?

ДА НЕТ (подчеркни)

Почему ____________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

_________________________________________

Краеведение в системе историко-культурного образования являются традиционными и эффективными средствами воспитания и привития любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач является организация работы краеведческого музея. Его создание в сельском клубе с.Душоново вызвано стремлением участников организационного процесса знать больше об истори своей местности, каснуться её прошлого, о природе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Сельский краеведческий музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и писание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Краеведческий музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа в школе ведется уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомится с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомится с приемами собирательной и музейной работой через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
В краеведческом музее представлены экспозиции:
Глиняная посуда.
Льняные ткани.
Сельскохозяйственные орудия труда.
Атрибуты православной церкви.
Предметы крестьянского быта.
Народные промыслы.