Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура. Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа) Проект в доу народные традиции

Светлана Дьячкина
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа)

Проект

«Русский народ: быт, традиции и обычаи»

(старшая группа)

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта : групповой.

Ожидаемые результаты:

Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.

Актуальность темы

С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее

традиции, историю, культуру, язык.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

1 Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2 Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

3 Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4 Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5 Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6 Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7 Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

Организованные занятия.

Совместная деятельность.

Праздники и развлечения.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков и поделок

Посещение тематических выставок

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Встреча с интересными людьми.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»

Постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.).

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта :

I Этап. Концептуальный – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

Проведение информацию для родителей на тему: «Традиции русского народа».

Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

Первичный мониторинг.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II Этап . Формирующий – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

Занятия в соответствии с планом.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Слушание классической музыки.

Просмотр видеосюжетов, презентаций.

Экскурсия в русскую избу.

Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.

III Этап. Рефлексионный – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Мониторинг.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

Выпуск информации на сайт

Презентация проекта

Мероприятия с детьми

Занятие «Жилище русского человека».

Цель: Познакомить детей с жилищем русского человека-избой, с тем как её строили.

Беседа по картине «Крестьянская семья».

Экскурсия в краеведческий музей города.

Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Праздник «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Устное народное творчество»».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами.

Беседа «В русской горнице»

Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека.

Изготовление макета избы

Рисование «Дымковская игрушка»

Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

Рисование «Гжель»

Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т. д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т. д.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

Рисование- раскраска «Национальный костюм».

Мастер –класс «Платок»

Беседа «Русские богатыри»

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!», А. Пушкин «Осень»(отрывок, И. Демьянов «Осень», И. Демьянов «Летят дождинки», Н. Некрасов «Славная осень», А. Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Результативность на начало проекта

Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.

Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

МОНИТОРИНГ.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

Знает народные приметы

Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Результаты диагностики на окончание проекта

Дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

Дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.

Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.

У детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.

Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.

Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.

Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.

Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Педагогический проект

«Приобщение детей к истокам народного творчества через организацию худежественно-продуктивной и твореской деятельности»

«Мастера земли русской»

воспитатель МБДОУ № 3, г. Пролетарск

Паспорт проекта.

Название проекта: «Мастера земли русской».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 2017-2018уч. год

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).

Тип проекта: развивающий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Основополагающие принципы реализации проекта – это принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

· поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

· личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

· уважение личности ребёнка;

· реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено, и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций - воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания и развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности воспитываются лучшие черты характера: трудолюбие, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, доброжелательное отношение к товарищам при высказывании оценочных суждений о своих и их работах. Встреча с искусством, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

Факторы актуальности проекта:

Это цель современного образования, которое воспитывает и развивает личность ребенка в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ;

Это изучение народных росписей, которое способствует эстетическому воспитанию и развитию дошкольников;

Это проведение занятий по росписи, оказывающие психотерапевтическое воздействие на детей: уверенность в себе, спокойствие, ощущение радости, чувство защищенности.

Цель проекта: Формирование национальной памяти через знакомство со старинными праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-прикладным искусством.

  • Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через художественно-продуктивную и творческую деятельность.
  • Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.

Этапы реализации проекта:

I этап (аналитический): сентябрь 2017г

Обоснование актуальности проекта

Определение системы, направлений, цели и задач

Подбор методической и педагогической литературы, пособий, атрибутов

Составление плана мероприятий

Проведение мониторинга

Анкетирование родителей.

II этап (организационный): октябрь 2017г.

Разработка НОД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям

Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре; изготовление картотек – закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр; художественной литературы

Подбор и изготовление костюмов, поделок и сувениров

Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы НОД, выступления, рекомендации.

Работа с детьми: беседы, НОД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно-игровом, художественном, музыкальном), знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер –классы, дидактические игры

Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер –классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование

IV этап (итоговый): май 2018г.

Анализ достижения целей и полученных результатов

Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта

Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий

Проведение выставки совместных работ родителей и детей

Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры»

Обобщение опыта по теме проекта в форме презентации.

История создания проекта

Работа по данной теме ведется мною второй год, начиная со средней группы. По началу детям было очень трудно - они не понимали старинных названий предметов быта, элементов росписи, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли интерес, ждали новых для себя открытий. Формы работы выбираю разные: путешествие в сказку, превращение в мастеров-художников, экскурсия в гончарную мастерскую. Так, знакомство с каждым новым видом народного промысла я начинаю с просмотра компьютерной презентации, из которой дети узнают историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изо деятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно, развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. Так в средней группе дети познакомились с народным праздником "Масленица", заучивали заклички, веснянки. Я познакомила ребят с православным праздником "Пасха", после чего расписывали пасхальное яйцо. Дети познакомились с праздником "Рождество Христово", узнали историю возникновения праздника, его традициях, узнали, как празднуют в других странах. Кроме того, мы играли и в народные игры: «Пузырь", "Колпачок", "Ходит Ваня", "Заинька" и многие другие.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.

Изобразительные эталоны красоты дети усваивают через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи и нашей родной, Семикаракорской). Каждое новое знакомство с народным промыслом планируется сопровождать творческим подходом: «устраивать ярмарки», «ходить в гости к мастеру», «украшать избу», «делать подарки для дорогих гостей», «устраивать музей ремёсел». Дети становятся «гончарами, мастеровыми», лепят и расписывают предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формирует у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладевают приемами народной росписи, лепки из глины, теста.

Работ по народному искусству проводится в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях.

Фольклорные праздники:

Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник - обряд. Через игровые забавы создается радостная атмосфера современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивает детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. Календарные праздники, («Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д.) повторяясь традиционно из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила.

Каждый ребёнок выполняя то, что мог, что уже знал, чему научился, участвует в традиционных действиях. Насыщенность народных праздников творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Взаимодействие с родителями.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов в мини-музеи, в украшении группы, в пополнении развивающей среды, участвуют в проектах.

Создание предметно-развивающей среды

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации: в группах пополняются уголки ряжения, театральные, музыкальные, изо уголки, игровые уголки.

Новшество проекта - создание мини – музеев, «Музей народной игрушки»

«Музей Матрешки»

«Музей русского быта»

«Музей народного творчества»

Особенностью музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.

Для пополнения предметно – пространственной среды также используются репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме " Народное прикладное искусство", альбомы с образцами росписи, альбомы с изображением народных промыслов, раскраски по темам, скульптуры малых форм (глиняные игрушки, деревянная посуда)

Изобразительный материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки», пластилин, стеки, доски для лепки, цветная бумага, ножницы, клей, палитры.

Предполагаемый результат:

Воспитанники детского сада:
- Знают виды народных промыслов их отличительные способности

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Умеют играть в русские народные подвижные игры,

Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участвуют детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Бережно относятся к предметам быта, произведениям декоративного народного творчества.
Родители:
-формируется активная родительская позиция;
- повышается компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
- родители активно участвуют в жизни детского сада.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций - воспитательная, т.к. в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Календарное планирование образовательной деятельности по приобщению дошкольников
старшей разновозрастной группы
к истокам народной культуры на 2017-2018год

Источник

Сентябрь

«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Д/И «Вершки да корешки» загадывание загадок

О.Л. Князева, с 66

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе

О.Л. Князева, с 66

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

О.Л. Князева, с 68

Декоративное рисование «Завиток»

Учит украшать лист бумаи крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий), использовать различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги)

Т.С. Комарова с.45

Беседа о дымковских игрушках «Игрушки не простые – глиняные, расписные»

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства

И.А. Лыкова ст.гр. с.60

Гончарные мастерские

Д/И «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

О.Л. Князева, с 69

Лепка из глины по мотивам народных игрушек «Лошадки (веселая карусель)»

Лека лошадки из цилиндра (приемом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковских игрушек

И.А. Лыкова с.62

Дек. рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»

Дек. оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)

И.А. Лыкова с.64

«Здравствуй, зимушка – зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок

О.Л. Князева с.71

Лепка сюжетная о мотивам народных сказок «Бабушкины сказки»

Лепка о мотивам русских народных сказок: самостоятельный выбор образов сказочных героев и сказок; определение способов и приемов лепки; передача движений и взаимодействий персонажей

И.А. Лыкова с.110

Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок)

Иллюстрирование знакомых сказок; создание контрастных по характеру образов одного героя «Зайчишки – храбришка и трусишка»

И.А. Лыкова с.29

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

О.Л. Князева с73

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек

О.Л. Князева с 74

Рисование по мотивам городецкой росписи «Кони - птицы»

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней –птиц о мотивам городецкой росписи

И.А. Лыкова с. 120

Используемая литература:

1. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014)

2. Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева С-Петербург Изд. «Детство - Пресс» 2015г

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа» ИД «Цветной мир» Москва 2017

4. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Изд. «Мозаика - синтез» Москва 2014г

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» Кореневского района Курской области

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«Неделя по приобщению

дошкольников к истокам

русской культуры»

Составители:

воспитатели старшей группы

Коноваленко Е.А.

Ткачёва Л.В.

2016 год

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверен-ностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Технологическая карта проекта

Пояснение

Название проекта

«Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».

Тип проекта

Групповой, краткосрочный, творческий

Направления развития

Познавательное

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Участники проекта

Педагоги, дети, музыкальный руководитель, родители

Целевая группа

Сроки реализации (длительность)

Основание для разработки проекта

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Цель

    Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;

    создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи

    Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

    Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

    Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

    Воспитывать уважение к культурам других народов.

    Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

    Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

    Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

    Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

    Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;

    Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

    Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Планируемые

результаты

    Расширение представлений детей об окружающем мире.

    Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

    Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.

    Знание правил народных игр, умение в них играть.

    Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

    «Традиции русского народа»;

    «О русских народных промыслах»;

    «Русская матрёшка»;

    «Устное народное творчество в России»;

    «Русские народные музыкальные инструменты».

Коммуникативное развитие (развитие речи):

    Составление рассказов по пословицам и поговоркам.

    Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

    Пересказ русских народных сказок.

    Викторина по русским народным сказкам.

Разучивание:

    Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».

    Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».

Сюжетно-ролевые игры:

    «К нам гости пришли»;

    «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».

2. Познавательное развитие.

Беседы:

    Народные обряды и обычаи встречи весны;

    «Исконные символы России»;

    «Чудо-чудное, диво-дивное»;

    «Как раньше в гости ходили».

Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.

Презентации:

    Художественно-эстетическое развитие.

Чтение:

    Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

    Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Предметы художественных промыслов:

    Предметы городецкой росписи;

    Филимоновские дымковские игрушки;

    Загорские и Семёновские матрёшки.

Репродукции картин художников:

А.М.Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М.Кустодиев «Масленица»; А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; А.М.Васнецов «Родина».

Книги энциклопедического характера:

    Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.

    «Русские художественные промыслы».

    Альбом «Народная игрушка».

    Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».

Иллюстрации:

    О праздниках на Руси;

    Устройство русской печи;

    Иллюстрации старинных предметов;

    Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.

Музыка.

Попевки:

«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус.нар.прибаутка, обр. Т.Попатенко.

Слушание:

П.И.Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.

Пляски и игры:

    «Заинька», обр. С.Кондратьева;

    «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;

    Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;

    Игры с деревянными ложками.

Пение:

    Заклички, приговорки, прибаутки.

    Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».

Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

«Знакомство с русским народным костюмом»,

«Русская матрёшка»

Лепка: «Пряники печатные».

Самостоятельное художественное творчество:

    Изготовление масок животных к русским народным сказкам.

    Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

    Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».

    Пение русских народных песенок и попевок.

    Придумывание пословиц и поговорок.

    Инсценированное чтение потешек.

    Рассказывание сказок по ролям.

Центр театрализованных игр:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.

    Взаимодействие с семьёй:

    Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».

    Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

    Приобщение детей к семейным традициям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Понедельник

ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА

Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»

Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»

Беседа «Народные традиции встречи весны»

Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»

Русская народная игра «Колпачёк»

Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».

Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.

Вторник

ПРЕДМЕТЫ ИЗ

БАБУШКИНОГО СУНДУКА

ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»

Физическая культура. НОД « Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».

Беседа «Исконные символы России»

Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»

«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.

Путешествие в прошлое предметов (утюг).

Презентация «Русская народная кукла»

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ

Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».

Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».

Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»

Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»

Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»

Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.

С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Д/и «Народные промыслы»

РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ

Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»

Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»

Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».

Прогулка «Белая берёза»

Конкурс «Коса - девичья краса»

Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»

Физическая культура . Интегрированная НОД «Колобок».

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».

ольга бадулина
Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«»

воспитатель

Бадулина О. А.

с. Александровское, 2017г

Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину ,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

Шёпот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Актуальность.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа . С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой .

Как жили русские люди ? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи ? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры , истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ , поддержать интерес к его истории и культуре , помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русские народные традиции и культура » .

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры , развитие у детей интереса к народной культуре , потребности приобщения к народным традициям , формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества .

Технологическая карта проекта

Цель : сформировать понятие о русском народном творчестве ; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (5-6 лет) через знакомство с историей и культурой России , через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи :

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором , с жанром устного народного творчества .

2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр , которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)

Технологичность : проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.

Условия реализации : детский сад, семья.

Участники : дети старшей группы , воспитатель МДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Тематика : творческий проект

План работы на 1 неделю

«Русские народные традиции и культура »

Экскурсия музей

Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте , уважения к русской народной культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с устройством русской избы .

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме , особенностях его изготовления и применения.

4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины , воспитывать бережное отношение к старинным вещам .

6. Воспитывать патриотические чувства.

Просмотр презентации «Изба на Руси» , сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина » .

Цель :

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы , её внешним и внутренним убранством.

3. Словарная работа : изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке» .

Цель :

1. Закреплять знания о русских народных промыслах .

2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали) .

4. Формировать представление о народном костюме .

5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

Подвижные, русские народные игры , игра «Ручеёк»

Цель :

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

Прослушивание и пение русских народных песенок , закличек.

Цель :

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке .

Аппликация «Украшение тарелочек»

Цель :

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом (гжель, раскрыть его характерные черты.

2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов.

3. Развивать интерес к народному творчеству , изделиям народного искусства .

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

Чтение русских народных сказок , потешек, небылиц.

1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение , память, фантазию.

3. Пробуждать интерес к сказкам.

4. Воспитывать культуру речи , учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Выставка «Предметы старины »

Цель :

1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину .

2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам .

3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.

План работы на 2 неделю.

«Народная игрушка . Фольклор»

Знакомство с народными игрушками , беседа.

Цель :

1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.

2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси .

3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке» .

Цель :

1. Закрепить знание детей о народной игрушке – матрёшке .

2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.

3. Развивать интерес к народной игрушке , умение украшать матрёшку.

Рисование «Весёлые матрёшки»

Цель :

1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки .

2. Воспитывать интерес к народной культуре , эстетический вкус.

Лепка «Украшение разделочной доски»

Цель :

1. Познакомить с предметом старины , показать, как украшены досточки в городецкой росписи.

2. Учить раскатывать пластину из пластилина, вырезать из нее прямоугольник, делать узор стекой, развивать умение составлять узор.

3. воспитывать умение оценивать свою работу.

Консультации для родителей.

«Воспитание детей на традициях народной культуры »

«Фольклор в воспитании детей»

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».

(Д. С. Лихачев).

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МДОУ № 3 «Дельфинчик» уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Продолжительность проекта: с 01.01.2016 г. по 31.05.2018 г.

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи реализации проекта

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Этапы реализации проекта

Этап 1 «Подготовительный» - 1.02.2017г.- 31.08.2017г.

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности;

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности;

Разработка рабочих программ по проектной деятельности;

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Этап 2 «Основной» - 01.09.2017г.- 30.04.2019г.

Внедрение проекта в образовательную деятельность;

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»;

Направление «Русские народные игры»;

Направление «Рождество»;

Направление «Масленица широкая»;

Направление « Светлая Пасха»;

Направление «Народная игрушка»;

Направление «Народно-прикладное искусство»;

Направление «История русского костюма»;

Направление «Чудесный сундучок».

Этап 3 «Заключительный» - 01.05.2019г.- 30.06.2019г.

Анализ и оценка результатов реализации проекта;

Обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;

Презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом сообществе;

Трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Методы реализации проекта

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

  1. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом, дидактических, подвижных, малоподвижных;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности.

Календарный план реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Описание мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

«Подготовительный»

Создание методического объединения педагогов, желающих реализовать программы духовно-нравственной направленности.

Изучение нормативно-правового обеспечения проекта;

определение состава рабочей группы по реализации проекта и

распределение функциональных обязанностей.

Февраль, 2017г.

Методическое объединение педагогов, желающих работать по проекту.

Организация родительских собраний по информированию родителей об организации в МДОУ проекта духовно-нравственной направленности

Определение среды реализации проекта, основных проблем и

путей их решения;

анализ факторов, рисков и возможностей реализации проекта.

Определение доли родителей и воспитанников, ориентированных на получение углубленных знаний духовно-нравственной направленности.

Разработка рабочих программ по проектной деятельности.

Определение основной идеи, постановка целей и задач проекта,

выработка стратегии его реализации;

отбор проектных идей для разработки проекта;

определение сроков реализации основных мероприятий

проекта и его отдельных направлений.

Апрель, 2017г.

Разработанные рабочие программы

Корректировка рабочих программ проектной деятельности.

Откорректированные рабочие программы

Закупка оборудования для реализации мероприятий проекта.

Июнь-август, 2017г.

Получение оборудования, удовлетворяющего запросы участников реализации проекта

«Основной»

Направление «Фольклор для детей дошкольного возраста»

Беседа с детьми «Что такое фольклор?»

Досуг «Вечер загадок»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Посещение историко-краеведческого музея г.Лыткарино.

Кружок «В гостях у сказки»

Сентябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с понятием «Фольклор». Научить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора.

Направление «Русские народные игры»

Игры с бегом:

"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос", "Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".

Игры с прыжками:

"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .

Игры с мячом:

"Мяч вверху", «Лапта».

Игры малой подвижности:

"Краски"," Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".

Спектакль «Рукавичка» по мотивам русской народной сказки.

Кружок «В гостях у сказки».

Октябрь-ноябрь, 2017г.

Знакомство детей и родителей с русскими народными играми, разучивание различных русских народных игр, показ театрализованного представления «Рукавичка».

Направление «Рождество»

Беседа «Новый год за собой Рождество ведет»

Чтение рассказа «Светлый праздник - Рождество Христово» Веретенниковой А.

Совместный досуг детей с родителями «Рождественские посиделки».

Музыкальное развлечение «Святки».

Лепка из солёного теста «Ангел».

Кружок «В гостях у сказки».

Декабрь-январь, 2017г.-2018г.

Развитие эстетического восприятия детей, формирование познавательного интереса к празднику Рождества. Воспитывать уважение к культурному наследию своего народа.

Побуждение детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Направление «Масленица широкая»

Беседа: «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Игры: «Пятнашки», «Второй лишний», "Горелки", «Игра с Солнцем», игра-хоровод «Колпачок».

Чтение художественной литературы: Т. Лаврова «Широкая масленица - сырная неделя!», «Русоволоска Масленица добрая», «Маслена-гулёна», Н. Губская «Радость - в каждый дом!», Л. Фирсова-Сапронова «Масленица широкая».

Просмотр мультфильмов:

«Ишь ты, масленица!»,

«Смешарики. Масленица»,

«На масленице».

Развлечение «Масленица».

Выполнение поделки из соленого теста «Солнышко лучистое».

Кружок «В гостях у сказки».

Февраль-март, 2018г.

Расширить знания о традиции празднования Масленицы; создавать атмосферу приобщения к традиционному народному празднику Масленица. Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности

Направление « Светлая Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха».

Игры - эксперименты: «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо».

Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце».

Аппликация «Открытка к празднику».

Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха».

Кружок «В гостях у сказки».

Апрель-май, 2018г.

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.

Направление «Народная игрушка»

Презентация «Народная игрушка».

Рассматривание иллюстраций и игрушек.

Чтение художественной литературы «Матрешкины потешки».

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери матрёшку», «Народные узоры», «Сенсорная коробка».

Слушание песен: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Наша Хохлома» сл. Синявского, муз. Ю. Чичкова.

Консультация для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника».

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной игрушки «Малышок-голышок».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Сентябрь-октябрь, 2018г.

Знакомство детей с народной игрушкой: кукла - пеленашка, крупеничка, кукла столбушка, закрутка, Ванька-встанька, Богодской игрушкой - Медведь в кузнице, Зайчик обедает, Медведь - барабанщик., зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками.

Направление «Народно-прикладное искусство»

Беседа « Что такое народно-прикладное искусство?»

Рассматривание иллюстраций и картинок на заданную тему.

Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».

Чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», Е. А. Никоновой «Узоры Гжели».

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»,

«Найди отличия»,

«Составь узор».

Хороводные игры: «Каравай», «Заря-заряница»,

«Ручеек».

Музыкальный досуг «Ой вы гусли, мои гусли».

Лепка «Дымковские игрушки».

Кружок «Народный умелец».

Создание музея русской избы.

Ноябрь -декабрь, 2018г.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Направление «История русского костюма»

Презентация на тему «История русского костюма».

Рассматривание репродукций картин В. Васнецова к русским народным сказкам и другим художественным произведениям.

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры:

«Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись».

Тематического занятие «Из истории русской вышивки».

Аппликация «Русский народный костюм».

Костюмированный досуг с родителями: «Чаепитие на Руси».

Кружок «Народный умелец».

Посещение музея русской избы.

Январь -февраль, 2019 г.

Формирование представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Расширить и уточнить представления детей о деталях русского народного костюма.

Направление «Чудесный сундучок»

Беседы «Быт русских людей», «В гостях хорошо, а дома лучше".

Рассматривание иллюстраций и картинок на тему «История происхождения различных

предметов из глины и дерева в быту русского народа».

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке?».

Игры-драматизации по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди».

Русская народная игра «Мил ли соседушка».

Консультация для родителей «Как знакомить детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».

Кружок «Народный умелец».

Март-апрель 2019г.

Знакомство детей с историей русского быта.

Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры, стремление возродить традиции семейного воспитания.

«Заключительный»

Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Итоговое родительское собрание.

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ: презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа».

Анализ и оценка результатов реализации проекта, обобщение

опыта полученного в ходе реализации проекта,

оформление результатов проекта, презентация проекта в

средствах массовой информации и в педагогическом

основных мероприятий проекта после завершения проекта,

трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Май - июнь, 2019г.

Подведение итогов работы по проекту.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области духовно-нравственного воспитания.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений на основе отечественных традиций;

Повышение общественного престижа семьи, сохранение и возрождение традиционных общенациональных и семейных ценностей;

Изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

Ожидаемые эффекты проекта

Для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение у детей интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование у детей чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов :

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.