Доклад: К. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста. К. Ушинский – писатель и педагог. Идейно-тематическая и жанровая особенность книг К.Д. Ушинского для детей

Журина Наталья Евгеньевна, Воспитатель
Гаврилова Оксана Николаевна, Воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 74 Винни – Пух» Архангельская область, г. Северодвинск
Реализация проекта «Мир К. Д. Ушинского» с детьми старшей группы. ()

Реализация проекта «Мир К. Д. Ушинского» с детьми старшей группы.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, сегодня бесспорна. И гуманизм, и коллективизм, и чувство собственного достоинства необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны. Творчество К. Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают.

Мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.

Проект «Мир К. Д. Ушинского» рассчитан на 5 месяцев (январь – май) для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К. Д. Ушинского.

Целевая группа проекта – дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Задачи:

– Познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского;

– Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий;

– Продолжить работу по развитию: познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы работы; речи детей, активизация словарного запаса слов.

– Воспитание любви и уважения к творчеству писателя, к своей малой Родине; желания и умения работать в детском коллективе, договариваться, проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты: Развитие интереса к творчеству К. Д. Ушинского; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Реализация проекта позволяет дошкольнику расширить знания и представления о своей родной стране, о своеобразии природы, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений, он не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Формы работы: познавательная, продуктивная, игровая, работа с родителями.

Круг чтения: произведения К. Д. Ушинского.

Реализация проекта осуществлялась в несколько этапов.

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение этапов работы; подбор форм и методов работы. Подготовительный этап включает в себя: анкетирование родителей по данной теме, целью которого является выявление круга домашнего чтения воспитанников; «круглый стол» с родителями; подбор библиотеки и наглядно – дидактических пособий для демонстрации произведений автора; оформление родительского уголка.

2-й – основной: выполнение намеченных задач через проведение мероприятий. Апробация разработанного в ходе подготовительного этапа методического материала осуществляется на втором основном этапе, который реализовывался с января по май. В образовательный процесс включена система занятий в разных видах деятельности, что предполагает погружение в темы:

«Наша страна Россия» – через чтение рассказов «Путешествие по Волге», «Поездка из столицы в деревню». Рассказы: «Играющие собаки»; «Утренние лучи», «Любопытство», «Поездка из столицы в деревню», «Трусливый Ваня», «Четыре желания», «Дети в роще». В интересных рассказах К. Д. Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей. Человек счастлив только тогда, когда он честно трудится. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного… Заставляя своих героев путешествовать, Ушинский мог в коротком рассказе показать жизнь всей России.

«В мире животных» – через чтение рассказов о животных: «Пчелы и мухи»,

«Медведь и бревно», «Пчелки на разведках», «Бишка», «Жалобы зайки», «Слепая лошадь».

«Мы – сказочники» – погружение в тему через многообразие форм работы с произведением: чтение, пересказ, фантазирование, переложение.

Конечным продуктом стало гала-представление «Что за прелесть эти сказки!»

3-й – обобщающий (заключительный): подведение итогов работы (презентация проекта и распространение информации о проекте среди дошкольных учреждений города.)

План мероприятий:

месяц Название мероприятий
Январь

1.Познавательный час «Что мы Родиной зовем».

2.Чтение произведений Ушинского о России.

3.Оформление книжного уголка, рассматривание иллюстраций, прослушивание песен о России.

4. Выставка рисунков по прочитанным произведениям.

Февраль

1.Занятие – беседа «Путешествие за красотой» (знакомство с природой России).

2. Проведение дидактических игр («Подбери признак», «Составь предложение», «Какой, какая, какие», «Хорошо – плохо» и др.), подвижных игр («Котик Васька», «На лежанке дремлет кот», «Кошки на окошке», «Мышки в норочках сидели» и др.).

3. Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

4. Литературная викторина «Умники и умницы».

Март

1.Чтение произведений Ушинского о животных.

2. Занятие – путешествие «Четыре желания».

3. По следам пословиц (поисковая работа с родителями – поиск пословиц и поговорок о временах года).

4. Просмотр видео по рассказам Ушинского.

Апрель

1.Чтение рассказов Ушинского. (домашнее прочтение и пересказ).

2.Музыкально – литературное развлечение «Мир Ушинского».

3.Выставка детских поделок из бросового материала по произведениям К. Д. Ушинского (совместное творчество с родителями).

Май

1.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

2. Гала-представление «Что за прелесть эти сказки!»

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между участниками проекта, проявилась творческая активность детей и родителей, раскрылись скрытые эмоциональные возможности, увеличился интерес детей к книге.

Список литературы

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. – М.: Просвещение, 1989.

2.Лопаткина А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.

3.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 160 комбинированного вида

Педагогический проект

Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

Выполнил:

воспитатель Третьякова Н.А.

Нижний Тагил 2014

Введение

Формирование связной речи - одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа - это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

Задачи проекта:

Познакомить детей с творчеством К.Д. Ушинского;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, руководитель изобразительной деятельности, родители.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

Принципы реализации проекта:

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

Предполагаемый результат:

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

Фото отчето проведении проекта.

Этапы работы над проектом:

1. Целеполагание.

2. Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

3. Разработка проекта:

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

Организация методической работы;

4. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

5. Презентация проекта (фото отчет).

Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского

творчество Ушинский сказка рассказ

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году.

Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, юыли изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".

Но директор гимназии И.Ф.Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки юыли уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".

"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок было и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.

Сказки и рассказы К.Д. Ушинского

Пчелы и мухи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Медведь и бревно. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Пчелки на разведках. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Лес и ручей. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

В лесу летом. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Орел и кошка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Бодливая корова. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Дятел. Ушинский Константин Дмитриевич

Ворон и сорока. Ушинский Константин Дмитриевич

Гусь и журавль. Ушинский Константин Дмитриевич

Два козлика. Ушинский Константин Дмитриевич

Козел. Ушинский Константин Дмитриевич

Васька. Ушинский Константин Дмитриевич

Петушок с семьей. Ушинский Константин Дмитриевич

Лошадка. Ушинский Константин Дмитриевич

Бишка. Ушинский Константин Дмитриевич

Уточки. Ушинский Константин Дмитриевич

Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

Жалобы зайки. Ушинский Константин Дмитриевич

Слепая лошадь. Ушинский Константин Дмитриевич

Два плуга. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Ветер и солнце. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Дети в роще. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Чужое яичко. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Четыре желания. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Утренние лучи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

История одной яблоньки. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Гадюка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Как рубашка в поле выросла. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Перспективный план реализации педагогического проекта

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак».

6.Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

11. Поисковая работа (совместно с родителями) - найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

2.Работа над содержанием рассказа.

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы -сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2015

    Становление лексико-грамматической системы у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, разработка методов коррекции.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2010

    Антропологическое обоснование педагогического знания. Закон детской природы. Народность в воспитании. Общественный характер образования. Оригинальность и новаторство подхода К.Д. Ушинского. Физиологическая, психологическая и социальная природа человека.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. Сказка как жанр художественной литературы. Основные функции и виды речи. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2009

    Лингвистические и психологические аспекты изучения связной речи у детей. Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи. Разработка рекомендаций по формированию связного речевого высказывания у детей школьного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Научно-методическое обоснование лингводидактической проблемы развития связной речи у младших школьников. Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи. Работа над словом, словосочетанием и предложением. Методы развития связной речи.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Выявление уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2015

    Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

Российский Государственный Университет

Физической культуры Спорта и Туризма

Реферат

По курсу «Педагогика»

на тему:

«К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста»

Выполнил:

Москва 2008

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. «Родное слово» – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. «Родное слово» представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет «Детского мира» (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год «Родного слова» (книга первая) обнимает собою «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и «Книжка для учащих», т.е. руководство к преподаванию по «Родному слову». Как заявил сам Ушинский в своем «Руководстве к преподаванию», его «Родное слово» заключает в себе «много нового как в методе, так и в приемах учения». В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: «Моя милая мама», «Мой милый папаша». Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: «Мои милые дети». Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: «Не шали!», «Не шали и не шути!», «Не хвались!», «Не бранись!», «Не хвастай силой, не хвались и умом!». Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: «Уметь читать, писать и считать - большое счастье».

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: «Люди живут в мире, да не в мире». И тут же: «У Бога милости много». Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. «Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: „Мир вам!“- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: „Я зазевался на лошадей и упал“, » На горе в лесу птицы рано сегодня запели", «Няня вымела сор и нашла в нем три гроша», «В супе нет соли: посоли его», «Тащи-ка на стол щи!». Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

«Первая после Азбуки книга для чтения» продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.

Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет «говорить».

Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка «Петушок».

Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика «Вместе тесно, а врозь скучно».

Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.

Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.

Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.

Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.

Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?

Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.

К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.

Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.

Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.

Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.

С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.

Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из «Теремка». Нельзя разрушать то, что созидают другие.

Домашние и дикие животные дают пищу человеку, одевают его. В старину было так: если нет на дворе скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно лает, но при этом сама волков боится. Не всегда тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него сила.

Чем отличаются четвероногие животные от птиц? Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо уметь управлять ими, чтобы не споткнуться. У каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и невелик, а все же птица. Каждому свое место обитания, свои условия.

Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла. Все важное заявляет о себе в жизни рано или поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два розные пива. Розные не значит разные. Розные - те, что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво здесь - это то, что пьют, питье.

И снова урок нравственного воспитания: как относиться к другим: «Других не суди - на себя погляди» - учит нас история о свинье, решившей высказать нелестное мнение о красавце-коне.

Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое опрометчивое дерзновение козлик поплатился жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем, кто хочет твоей погибели.

Каждый урок учит мудрости, рассудительности, преподносит знание о мире. Вот сказка «Старик и волк ». Проведал волк, что у старика скотинки много, и стал требовать свое. Отдал старик все богатство земное волку, а старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться богатством, а душу спасти.

Череда уроков продолжается. Перед нами выстраивается весь сложный мир, окружающий нас, определяется роль и место человека в этом мире. Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира, как пространство и время, соотношение целого и части. Завершается экскурс стихотворением - игрой «Птичка». Это урок милосердия для детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. «Ну так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!» Птичка улетает на свободу, словно душа из неволи греха. Как освободиться из темницы греха? Молитвенным покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги венчается молитвами для детей. «Написать первую книгу после азбуки, - скажем мы словами Ушинского, - едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Тем не менее, он весьма удачно выполнил эту задачу. Сделав центром первоначального обучения родной язык, Ушинский постепенно, держась строго индуктивного метода, знакомит детей не только с тем, что им необходимо знать в обиходе обыденной жизни и окружающей природы, но также с основаниями религии, молитвами, грамотным письмом, счетом и первоначальным рисованием. Всему этому придана в «Родном слове» такая форма, что приобретение новых сведений дается ребенку без всякого насилия над его природой: знания как бы сами собою вливаются в ребенка со страниц разумной книги, гармонично укладываются в его сознании, вызывая любознательность, пытливость и самодеятельность в учащемся.

Год второй (т.е. вторая книга «Родного слова») представляет дальнейшую книгу для чтения, посвященную уяснению детьми домашнего и школьного быта, предметов окружающей природы, времен года и прочего. «Вторая после Азбуки книга для чтения» и «Времена года» продолжают и углубляют постижение мира в заданных направлениях, в этих книгах темы первого года подхвачены снова и обогащены словесным и образным материалом. И вот здесь К.Д. Ушинский, как оказалось по удивительному духовному наитию подобрал произведения фольклора, духовно воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет ничего случайного, внутренняя логика движения каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились, не нарушена, каждое произведение заботливо вплетается в канву повествования, в контекст, образуя четкий орнамент - вот он и есть иносказание, притча, которую необходимо прочесть и постичь.

Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.

В своем «Руководстве к преподаванию» Ушинский, между прочим, так определяет назначение «Родного слова»: «Издавая руководство для учащихся по „Родному слову“, я имел в виду не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу. Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе… Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, - в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку… Я в этой книге имел главною целью - помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения».

Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.


Список использованной литературы

1. К.Д. Ушинский/Избранные труды Учебное пособие; ВУЗ; В 4 кн. - М. «Дрофа», 2005

2. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

3. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинений, в 10 т. М.-Л., 1952, с.182

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография

Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.

Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.

Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.

В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.

Личная жизнь

Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.

От брака у них родилось три сына и две дочери:

  • Павел - погиб на охоте.
  • Константин.
  • Владимир.
  • Вера - на свои сбережения открыла мужское Городское Училище (Киев), которое получило имя ее отца.
  • Надя - открыла в селе Богданка начальную школу на средства, которые выручила от продажи труда своего отца.

Основные педагогические идеи

Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».

Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».

Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Влияние идей Ушинского

Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».

Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.

Произведения для детей

Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».

Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.

Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.

Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.

Список основных рассказов:

  • «Бодливая корова».
  • «Ветер и солнце».
  • «Гадюка».
  • «Два козлика».
  • «Жалобы зайки».
  • «Коровка».
  • «Лес и ручей».
  • «Любопытство».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Осень».
  • «Паук».
  • «Ручей».
  • «Спор деревьев».
  • «Трусливый Ваня».
  • «Ученый медведь».
  • «Хлеб».
  • «Четыре желания».

Память о педагоге

Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

Именем этого человека названы многие учреждения и не только:

  • Село Ушинское (теперь Бакконыс) носило название до 2000 года.
  • Научная педбиблиотека РАО в Москве.
  • Южноукраинский педуниверситет в Одессе.
  • Ярославский педуниверситет.
  • Гимназии и колледжи, школы в Москве, Симферополе, Гатчине, Нижнем Новгороде, Киеве, Туле.

Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.