Презентация на тему "георгий свиридов". Свиридов георгий васильевич-музыкально-общественный деятель Презентация на тему георгий свиридов

Слайд 2

Слайд 3

Биография

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте -балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова иД. Д. Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), перебазированное в августе 1941 в город Бирск Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония[источник не указан 1407 дней]. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

Слайд 4

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 годачлен правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах секретарь, в 1968-1973 - первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. ДепутатВерховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Наумович Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Один из основателей Петровской академии наук и искусств. В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания вхраме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Слайд 5

Творчество

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» - Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников,С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Слайд 6

Слайд 7

Кроме того автор получил огромное количество различных премий!

Народный артист РСФСР (1953); Народный артист СССР (1970); Герой Социалистического Труда (1975); Ленинская премия (1960) - за «Патетическую ораторию» на слова Владимира Владимировича Маяковского; Сталинская премия первой степени (1946) - за трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945); Государственная премия СССР (1968) - за «Курские песни» для хора и оркестра; Государственная премия СССР (1980) - за концерт для хора «Пушкинский венок»; Государственная премия Российской Федерации (1994); Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 декабря 1995); Четыре ордена Ленина (16 декабря 1965; 2 июля 1971; 18 декабря 1975; 13 декабря 1985); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954); Ордена и медали иностранных государств; Почётный гражданин Курска (1982); Почётный гражданин Москвы (1997).

Слайд 8

Память и факты:

Памятник Георгию Свиридову вКурске 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора. В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В Тольятти с 1995 года работает МБУ ДО школа искусств, которой в 2006 году было присвоено имя Г. В. Свиридова. В городе Петрозаводске(столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998). Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).

Слайд 9

Заключение

В заключении хочется сказать что Свиридов Георгий Васильевич был прекрасным композитором и пианистом. Но его творчество останется навсегда останется на страницах нашей истории!

Посмотреть все слайды

«Конкурс презентаций «Великие люди России» Номинация: Другие великие люди России Название: Жизнь и творчество Свиридова Георгия Васильевича. Работу подготовила: Панкеева Людмила Анатольевна, учитель истории и Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» обществознания

Слайд 2

Биография Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух,

Слайд 3

Биография С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». «Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 4

Творчество Георгия Васильевича «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» Свиридов Георгий Васильевич Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Слайд 5

Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» - Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 6

Произведения В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кинотеатральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» . В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) .

Слайд 7

Фильмография Георгий Свиридов - автор музыки к тринадцати фильмам.  «Поднятая целина» (1940)  «Пржевальский»(1951)  «Римский- Корсаков»(1952) «Великий воин Албании Скандерберг» (1953) «Полюшко-поле»(1956)  «Красная площадь»(1960) «Воскресенье» (1961)  «Русский лес»(1964)

Слайд 8

Фильмография «Метель» (1964) «Время, вперед!» (1966) «Доверие» (1976) «Царь Федор Иоаннович» (спектакль Малого театра) (1981) «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982) Композитор некоторое время входил в съёмочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»).

Слайд 9

Последние годы жизни В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 10

В память о Свиридове… Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову (скульпторы – Николай Криволапов и Игорь Минин) появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. На нем высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Слайд 11

В память о Свиридове… В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Слайд 12

В память о Свиридове… В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие » имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В Тольятти с 1995 года работает МБУ ДО школа искусств, которой в 2006 году было присвоено имя Г. В. Свиридова. В городе Петрозаводске(столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л.Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998). Имя «Георгий Свиридов» носит Airdus A320 (б/н VP-BDK).

Слайд 13

Свиридов Г.В.- великий российский композитор. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна - не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. В этой парадоксальной хрупкости музыки Свиридова и кроется та загадка, о которой идет речь. Как бы ни был масштабен, огромен мир образов композитора, сущность его - в пронзительности и нежности лирического переживания. Но это переживание совершенно особого свойства. Оно не может быть описано в терминах субъективного романтического переживания и ни в коем случае не сводимо к нему. Михаил Аркадьев «Лирическая Вселенная Георгия Свиридова»

Слайд 1

Свиридов георгий васильевич.

Слайд 2

Свиридов Георгий Васильевич

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Слайд 3

Биография Г.В Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе. Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе.

Слайд 4

Творчество Г.В Свиридова.

Фортепианное трио (1945, 2-я ред. 1955) Сталинская премия, 1946 Музыка к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Ленинградского драматического театра (1948) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937) 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938) Камерная симфония для струнного оркестра (1940) Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски) 3 романса на стихи А. А. Блока (1941) «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён) Соната для фортепиано (1944) «Из Шекспира», вокальный цикл для низкого голоса и фортепиано (1944, 2-я ред. 1960) Фортепианный квинтет (1944, 2-я ред. 1944-1945)


Свиридов Г.В г.


Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) романсов на слова М.Лермонтова (1938) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) 3 романса на стихи А.Блока (1941)1941 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира () Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира ()Уильяма Шекспира194460Уильяма Шекспира Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)1950 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)Роберта Бернса Самуила Маршака1955Роберта Бернса Самуила Маршака1955 Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)Сергея Есенина1956Сергея Есенина1956 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169)Александра Блока196169Александра Блока Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Фёдора Тютчева1965Фёдора Тютчева1965 Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)1973 Гимны Родины для хора (1978) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока () 10 романсов на слова А.Блока () «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока () «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока ()Александра БлокаАлександра Блока «Петербург», вокальная поэма (1995) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)


Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)1951 Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)1943 Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)Александра ПушкинаМетель1964Александра ПушкинаМетель1964 Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др. «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.



По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г. Свиридов В.Г.


Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано () 7 маленьких пьес для фортепиано () Соната для фортепиано (1944) Соната для фортепиано (1944)1944 Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Квинтет для фортепиано и струнных (1945)1945 Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)1945 Сталинская премия Сталинская премия1946 Партита Ми минор Партита Ми минор Партита Фа минор Партита Фа минор Трио Ля минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Камерная симфония для струнных (1940)1940 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)


Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В. Свиридов Г.В.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Знакомство с творчеством композитора Георгий Васильевич Свиридов. (16.12.1915г. – 06.01.1998г.) Выдающийся советский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР, кинокомпозитор. Его называют «последним классиком XX века». Основные музыкальные жанры, в которых работал композитор – симфоническая и хоровая музыка.Обладатель очень многих правительственных наград. Родился 16 декабря 1915 г. в городе Фатеже Курской губернии. Мать – учительница.Отец – почтовый служащий, поддерживал большевиков в годы гражданской войны, был убит, когда Георгию исполнилось 4 года. Когда Георгию исполнилось 9 лет, семья переехала в Курск. В это время мальчик страстно увлекся книгами и музыкой. Балалайка была его первым музыкальным инструментом, на котором он играл по слуху и поражал всех своим талантом. Георгия приняли в ансамбль народных инструментов, а позже он поступил в ДМШ в класс фортепиано. По окончании музыкальной школы приехал в Ленинград для продолжения образования в Центральном музыкальном техникуме, а потом и в Ленинградской консерватории. Учился у Дмитрия Шостаковича. В эти же годы был принят в Союз композиторов СССР. В 1941 г., сразу после окончания консерватории и в первые же дни ВОВ, был зачислен курсантом военного училища. Но через год по состоянию здоровья его комиссовали и направили в г.Новосибирск, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Там писал военные песни и музыку к спектаклям эвакуированных в Сибирь театров.После ВОВ вернулся в Ленинград, потом переехал в Москву, где и прожил до конца своих дней. Свои первые музыкальные сочинения написал ещё в годы учёбы в музыкальном техникуме. Его работы пользовались грандиозным успехом за их простые лирические мелодии и яркий национальный характер.Композитор сочинял музыку текстовую, не тяготел к «абстрактным» музыкальным жанрам. Любил работать для театра и кино. Среди его творческого наследия 13 фильмов, известнейшие из которых – «Метель» и «Время, вперёд!» В послевоенные годы писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, романсы и очень много песен. Стал членом Союза композиторов СССР и народным артистом СССР. Сегодня в Фатеже, в доме, где родился композитор находится музей.У нас в стране есть памятная медаль «Наше наследие» имени Г.Свиридова за достижения в области музыкального искусства и поддержку отечественной культуры. Во многих городах ДМШ носят имя композитора. Есть даже аэробус А 320 Аэрофлота им. Г.Свиридова. 23 сентября 2005 г. в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться." Пушкинская повесть «Метель» - это одна из повестей цикла «Повести Белкина». Написана в 1830 г. за один день. Это была золотая пора творчества Пушкина. Тогда он находился в своём нижегородском имении Болдино всю осень из-за холерного карантина. Этот период его творчества критики назвали «Болдинская осень». Поэт находился в одиночестве и очень много писал.«Метель» - это по сути анекдот о провинциальной 17-летней девушке Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, чтобы обвенчаться с бедным избранником (прапорщиком), которого не принимали её родители, ожидая более богатого жениха. Но вмешалась метель, и судьбы трёх людей смешались и стали развиваться совсем иначе. Её жених заплутал в метель. Тем не менее история счастливо заканчивается новой любовью. Сюита «Метель» Сюита создана композитором в 1973 г. на основе его же музыки к фильму по повести А.С.Пушкина «Метель» (режиссёр В. Басов). Однако Г.Свиридов ушёл от пушкинского сюжета, его музыка стала действующим лицом фильма. В ней нет иронии Пушкина, она очень душевна, поэтична и задаёт настроение картине. Так появился шедевр. Фильм вышел в 1964 г. и музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что кажется, будто видишь картины природы, и бал, и жанровые сцены. Прошло ещё 9 лет и Свиридов решил переделать разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Так появилась сюита: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. «Тройка» Композитора привлекла идея создать образ провинциальной России. И интонации он берёт те, которые бытовали тогда, в XIX веке: вальсы, марши, романсы, перезвон бубенцов, всегда висевших на дугах ямщиков. В мелодии «Тройки» угадывается бег саней, скользящих по снегу русской зимы за лихой тройкой лошадей. Наш современник: « Это русский мелодизм, это дух русский, это оторопь перед простором бескрайним – русская!!! Нет ничего лучше, чем ехать на машине среди снегов под «Тройку» Свиридова.» «Вальс» «Вальс» открывается призывными фанфарами, но он без пышности и великолепия, так как по сюжету должен исполняться в провинциальном дворике или усадьбе, в небогатой семье. «Сколько нежности, грусти, ожидания можно передать через музыку. Божественное чудо,Слава Богу, что мы можем наслаждаться музыкой…» «Самый любимый композитор, который в своеймузыке отобразил глубину русской души…» «Романс» «Военный марш» А.С.Пушкин: «Солдаты весело разговаривали между собой, вмешивая в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное, время славы и восторга. Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество», как сладки были слёзы свиданий. С каким единодушием мы соединяли чувство народной гордости и любви к государю…. Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы…» «Отзвуки вальса» Мелодия знакома по «Вальсу», но болееприглушённая, как воспоминание о минутах былого счастья. «Зимняя дорога» Композитор вновь возвращает нас к образу тройки, бегущей по снегу и тянущей сани. Сюита из музыки к кинофильму «Время, вперёд!» Сюита написана к кинофильму режиссёра М. Швейцера в 1968 году.В 80-е годы использовалась её I часть как заставка к программе «Время». Современники: «Под такую музыку хочется строить! И перевыполнять планы!» «…Помню программу «Время», аж дрожь по спине…»Во время церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. на музыку Свиридова был поставлен «супрематический балет». Супрематизм – это господство цвета над всем. Красный цвет, как воплощение идеи революции – главного события XX века, заставившего содрогнуться весь мир. Новое время, в новой стране, в новом веке! На олимпийской арене царят механизмы – Россия рвётся вперёд, к прогрессу любой ценой!