Музей прадо в испании. Музей Прадо: уникальная коллекция европейской живописи. Музей Прадо в Мадриде на видео

ПРАДО,Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, в Мадриде, один из крупнейших художественных музеев мира. Основан в 1819 г. на базе королевских коллекций. Содержит богатейшее собрание испанской живописи XV-XVI вв. (произведения Эль Греко, X. Риберы, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойи и др.), коллекции картин итальянских мастеров XVI в. (Рафаэля, А. дель Сарто, Тициана), художников нидерландской школы XV-XVI вв. (Р. ван дер Вейдена, X Босха), фламандской (П. Рубенс) и французской (Н. Пуссен) школ.

Музей Прадо (исп. – Museo del Prado) это известный во всем мире музей и картинная галерея, расположенная в Мадриде.Здесь находится одна из самых прекрасных коллекций европейского искусства, начиная с четырнадцатого заканчивая началом девятнадцатого века. Основывался Прадо как музей картин и скульптур, сейчас в нем около пяти тысяч полотен, две тысячи репродукций, тысяча разнообразных монет и медалей и приблизительно две тысячи образчиков декоративно-прикладного искусства. Скульптура представлена более чем семью сотнями работ и чуть меньшей коллекцией малых скульптурных форм. Превосходная картинная галерея объединяет 8 600 полотен, что помогло музею получить статус мировой сокровищницы.

В Прадо представлены, бесспорно, лучшие в мире собрания работы испанских художников Диего Веласкеса, Франциско Гойи , равно как и голландского художника Иеронимуса Босха – любимца испанского короля Филиппа II. Музей также ожжет похвастаться превосходной коллекцией работ эль Греко, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля, Тициана, Бартоломео Эстебана Мурильо . Прекрасные примеры трудов Мелоццо да Форли, Боттичелли, Караваджо, Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Веронезе, Ханса Бальдунга, Фра Анджелико, Ван дер Вейдена и других художников с мировой славой можно увидеть в залах музея.

Самая известная работа, выставляемая в музее это «Менины» Веласкеса . Веласкес не только самолично поставлял свои работы в Прадо, но и старательно следил за тем, чтобы коллекция музея постоянно пополнялась самыми лучшими образчиками итальянских мастеров. Он был ответственен за ввоз иностранных работ в Испанию.

Известная работа Пабло Пикассо «Герника» выставлялась в Прадо после его возвращения, связанного с реставрацией демократии, но позже была перевезена в музей королевы Софии, так как это место больше подходило для представления этого потрясающего полотна.

Представляет собой одно из зданий, построенных во время правления Карла III , как часть грандиозной строительной схемы, спроектированной по стандартам Мадрида. Эта «долина» (именно так переводится с испанского слово «Прадо») получила общее название, Salon del Prado, а позднее Paseo del Prado, а названием музея оно стало только во времена национализации. Работа над зданием приостановилась с окончанием правления Карла III на время полуостровной войны и была возобновлена только во времена его внука, Фердинанда VII . Эта постройка служила как штаб кавалерии и склад боеприпасов, когда войска Наполеона засели в Мадриде в течение Войны за независимость. После свержения с престола Изабеллы II в 1868 году, музей был национализирован и получил название Museo del Prado. Позднее оказалось, что здание, для того, чтобы представлять королевскую коллекцию предметов искусства – очень мало. Первое расширение произошло в 1918 году.

Со временем к музею присоединилось еще два здания, стоящих неподалеку. Cason del Buen Retiro с 1971 года выставляет коллекцию шедевров девятнадцатого века. Palacio de Villahermosa сегодня является пристанищем для музея Thyssen-Bornemisza, т.е. коллекции тех вещей, которые не относились к королевскому собранию и стали частью Прадо в 1985 году.

Во время Гражданской войны в Испании по рекомендации Лиги Наций, музей перевез триста пятьдесят три картины, сто шестьдесят восемь набросков и сокровища Дофина в Валенсию, позже – в Гирону и, наконец, в Женеву. Предметы искусства должны были вернуться на родину ночными поездами через Францию в начале Второй мировой войны.

Одним из наиболее популярных мест в Мадриде считается Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, который является одним из крупнейших в мире.

Начал свою историю музей в 1775 году, когда Карл III велел создать проект здания музея архитектору Хуану де Вильянуэва. Свое название музей получил благодаря парку Прадо, в котором его и построили. Строительство заняло около 20 лет.

19 ноября 1918 года состоялось официальное открытие музея, в котором было только 319 полотен. С 1827 года музей стал обладателем картин Академии Сан Фернандо, которые в свое время собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV. В 1871 году произведения искусства, которые были прежде конфискованы у различных церквей и хранились в Национальном музее при монастыре Ла Тринидад, перешли в музей Прадо.

Когда в 1936 году разразилась гражданская война, музей закрыли. Чтобы сохранить его достояние, все вывезли в Швейцарию. 7 июля 1939 года музей вновь начал действовать. Правда поначалу экспозиция была не полной. Многие экспонаты были выставлены в Женеве. Все произведения искусства были возвращены в Испанию только в начале Второй мировой войны.

Сейчас музей имеет более 8600 полотен. Но, поскольку галереи не такие уж и большие, то постоянная выставка состоит только из 2000 экспонатов, остальные же находятся в хранилищах.

В коллекции музея Прадо есть шедевры во всех жанрах живописи. Основу коллекции испанской живописи составляю картины Эль Греко, Веласкеса, Гойи. Также имеются полотна таких испанских художников как Франсиско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Муриль, Алонсо Кано и других.

Итальянская живопись представлена в работах художников эпохи Возрождения. В музее имеются работы Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Веронезе.

В Прадо также имеются картины фламандской и голландкой школ живописи, яркими представителями которых есть Питер Пауэл Рубенс, Антонив Ван Дейк, Иероним Босх и другие.

В музее периодически выставляются картины из различных коллекций всего мира.

Музей Прадо работает со вторника по воскресенье. Билеты продаются непосредственно в кассах музея или в Интернете на сайте музея. К услугам посетителей приветливые и опытные гиды. А также работает кафе «Прадо».

Предыдущие материалы:

  • Underground (андеграунд) бунтарское искусство в современном обществе. Определение андеграунда, краткая история развития, место андеграунда в современном обществе.

Есть места на карте мира, в которых концентрация произведений искусства на единицу площади резко отличается от среднестатистической. К ним относится парижский Лувр, Санкт-Петербургский Эрмитаж. Мало на свете музеев, сравнимых с ними. Но они все же есть.

Прадо - испанская сокровищница

В Мадриде тоже есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно не сравнится ни одна коллекция, ни в каком городе. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Его смело можно назвать главной достопримечательностью испанской столицы, и не побывать здесь - значит не узнать этой страны и не понять ее души.

Музей Прадо - вершина «золотого треугольника»

Сокровища живописи сосредоточены на Пиренеях в трех главных галереях. Самые известные художественные музеи Софии, Тиссена Борнемисса и Прадо) составляют своеобразный «золотой треугольник», притягивающий любителей искусства со всего мира. Даже туристы, не испытывающие особого интереса к живописи и скульптуре, посещают эти достопримечательности, и увиденное производит столь сильное впечатление, что зачастую меняет их взгляд на искусство и весь окружающий мир. И нет в этом ничего удивительного. Многие собранные здесь картины известны во всем мире и обладают определенной магией. Их сюжеты захватывают, судьбы авторов трагичны и таинственны, как и истории этих произведений, которые обладают магнетическими свойствами для неискушенных. Знатокам же хочется увидеть своими глазами известные им по репродукциям полотна и насладиться этим открытием. Ведь никакая полиграфия, пусть и самая качественная, не дает полного представления о мастерстве художника.

Основа собрания живописи

Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев.

До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место - парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища.

Рождение галереи

Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи.

Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи.

Голландский дипломат Рубенс успешно совмещал государственную службу с созданием бессмертных полотен. Приехав в 1628 году в Испанию, он продал королю картины, написанные здесь же, а другие его полотна украсили музей Прадо в Мадриде позже, после смерти художника.

Расширение экспозиции

Шло время, и статус королевского собрания становился тесен для Прадо. Экспозиция расширялась, во второй половине XIX века она обогатилась картинами из Эскориала и некоторых монастырских собраний. С 1868 года Прадо - музей Испании, принадлежащий уже не королевской династии, а всей стране, с общегосударственным статусом.

Знаменательным стало событие, произошедшее в 1927 году. Меценат и один из величайших коллекционеров дон Кабанес сделал щедрый дар. Полотно «Иоанн Евангелист», на котором изображен любимый ученик Христа, пополнило богатое собрание картин, посвященных новозаветной тематике, которыми так славится музей Прадо в Мадриде. Картины этого живописца украшают отведенный под них зал наряду с работами других испанских мастеров. Обширна подборка и старых голландских авторов.

Новые архитектурные решения и старина

В связи с постоянным пополнением и расширением экспозиции на рубеже прошлого и текущего веков актуальным стал вопрос об увеличении площади. Проект Рафаэля Моне был прият за основу плана реконструкции, и в результате его реализации в 2007 году появились новые здания, отвечающие всем современным требованиям, и при этом гармонирующие со старой частью. Музей Прадо в Мадриде сегодня представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий монастырь San Jeronimo, построенный в XVIII веке, здания современной постройки и основные галереи. Работы обошлись недешево, их смета составила сумму, превышающую полторы сотни миллионов евро, но результат стоит затраченных денег.

Сочетание старинной испанской архитектуры с новейшими достижениями современного зодчества производит радостное впечатление, обозначая преемственность эпох и вечность великого искусства.

Вход в музей и его план

Ни один турист, посещающий Мадрид, не минует центральной части города, где находится музей Прадо. Ориентиром могут служить площадь Сибелес, вокзал Аточа, там же есть и очень красивый ботанический сад.

Для удобства и систематизации осмотра экспозиции администрацией разработан маршрут. Посетители входят в ворота «Пуэртаде лос Херонимос», затем следуют в центральный холл музея. На первом этаже находятся коллекции фламандской и испанской живописи. Они занимают весь первый этаж вместе с собранием работ итальянских и XVI-XVII веков, находящихся в северном крыле. Войти в музей можно и через другие ворота, названные в честь гениальных испанских живописцев Мурилло и Гойя.

Второй этаж полностью посвящен Рембрандту и Рубенсу. Оттуда лестница вновь спускается, начинается экспозиция искусства «Золотого века», представленного Веласкесом, Мурилло и Эль-Греко. Картины великого Гойи есть на обоих этажах, на втором размещена его «черная живопись». В центральной части музея представлены все эпохи европейского искусства вплоть до шедевров XIX века.

Побывать в Прадо и увидеть «Три грации»

Осмотреть все произведения Прадо за одно посещение практически невозможно, некоторые из них останавливают, надолго привлекая внимание. Настоящие любители живописи, пришедшие сюда не «для галочки», повторяют визит неоднократно, предпочитая проводить в галерее все свободное время. Как и в других величайших сокровищницах мировой культуры, есть здесь и произведения, ставшие своеобразной «визитной карточкой», по которым знаток всегда отличит музей Прадо в Мадриде. Фото и репродукции «Сада Земных Восхищений» Босха, «Триумфа Смерти» Брюхеля, «Давида и Голиафа» Караваджо стали символами этой галереи. Есть и другие шедевры, посмотреть на которые приезжают поклонники высокого искусства со всего света. «Снятие с креста», написанное Вандером Вейденом, рубенсовские «Три грации», и, конечно же «Черные Картины» Гойи не могут оставить равнодушным никого.

Как дорого обойдется посещение Прадо

В наше время стал доступным не только толстосумам, но и людям среднего достатка. В отличие от богачей, им приходится во время поездки думать об экономии, а, как известно, любовь к искусству не всегда прямо пропорциональна суммам доходов. К чести руководства музея Прадо следует отметить демократичность стоимости входных билетов в эту замечательную художественную галерею. Посетить ее можно за 14 евро, дороже всего (23 евро) это удовольствие обойдется тем, кто пожелает воспользоваться услугами гида, но зато существует несколько надежных способов удешевить общение с прекрасным. Последние два часа по воскресеньям вход бесплатный. Пожилые граждане и студенты из объединенной Европы, учителя и журналисты тоже проходят свободно. Учащиеся из других стран платят символическую сумму в три евро, это меньше, чем стоит чашка кофе в Мадриде. Кроме этого, бывают и другие акции, о которых можно узнать в кассах музея. Служащие доброжелательны и всегда помогут выбрать наиболее экономное время для посещения Прадо. Особенно интересно то, что детей сюда пускают бесплатно, а таковыми считают всех, кто не достиг восемнадцатилетнего возраста.

Инфраструктура Прадо

Помимо выставочных залов, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Современные скульпторы имеют возможность представлять свои работы в галерее, предназначенной для сезонных выставок. Создана и одна из лучших в Европе реставрационных мастерских, где есть условия для проведения особо тщательных как для собственных экспонатов, так и для оказания помощи другим мировым музейным фондам.

Не остались забытыми и посетители. Учитывая, что на посещение Прадо и знакомство с его сокровищами одного дня хватить не может, и гости проводят в нем многие часы иногда несколько дней подряд, им созданы условия для отдыха. Подкрепиться можно в ресторане и кафе. Есть и магазины, в которых туристы покупают сувениры на память. Парк, примыкающий к выставочному комплексу, служит местом отдыха посетителей, утомленных, но счастливых.

Туристы, хотя бы раз бывавшие в Мадриде, знают, сколько интересных мест есть в столице Испании. Одной из самых популярных достопримечательностей этого испанского города является музей Прадо. Этот уникальный культурный объект стоит на одной ступени с такими крупнейшими мировыми музеями, как Лувр, Эрмитаж, Третьяковская галерея.

Историческая справка

Коллекция картин, представленная в Прадо, начала собираться еще задолго до строительства и открытия самого музейного здания. Еще в XVI веке правители династии Габсбургов (король Карл V и его сын Филипп II) начали собирать полотна известных испанских художников. Чуть позже королевский двор приобрел несколько картин итальянских и фландрийских живописцев. На протяжении многих лет коллекция Габсбургов росла и постоянно пополнялась. Уже в те далекие времена испанские правители могли похвастаться большим количеством работ таких мастеров, как Босх, Рафаэль, Тициан, Ван Дейк, Брейгель Старший и др.

Здание, в котором сейчас размещается музей Прадо, также имеет длинную историю. Его возведение началось еще в 1785 году. Изначально планировалось, что в помещении будет размещен Дом наук, но из-за оккупации Мадрида войсками Наполеона с 1808 по 1813 год в здании пришлось организовать казарму, где базировалась испанская кавалерия.

В 1814 году король Испании Фердинанд VII решил открыть в освободившемся помещении Королевский музей европейского искусства. Торжественное открытие культурного объекта состоялась лишь пять лет спустя – в ноябре 1819 году. Король хотел не только продемонстрировать собранную коллекцию (на тот момент она состояла из 311 полотен), но и доказать всему миру, что творения испанских живописцев ничуть не уступают работам других европейских творцов.

Свое название испанский музей получил неслучайно. Ранее на месте построенного здания располагался парк Прадо де Сан-Херонимо. Основатели галереи решили оставить старое название – Прадо (это слово переводится с испанского языка, как «лужок»).

После начала функционирования музея коллекция полотен также продолжала расти. Уже в 1826 году сюда попали картины, хранившиеся в академии Сан Фернандо. После закрытия некоторых монастырей и церковных школ произведения искусства также передавались в мадридскую галерею. Помимо этого, многие частные коллекционеры завещали свои коллекции Прадо.

Что посмотреть?

В наши дни коллекция Прадо насчитывает более 8,5 тысяч полотен. Из-за нехватки площади для просмотра одновременно доступно всего около 2 тысяч картин, остальные произведения искусства хранятся в запасниках. Кроме этого, посетители галереи смогут увидеть скульптуры, эстампы, гравюры, исторические документы, монеты, драгоценности, медали, фарфоровые изделия, посуду и др.

На сегодняшний день в музее Прадо, которым гордится весь Мадрид, представлено наиболее полное собрание картин испанских живописцев (около 4800 полотен). Посетители смогут увидеть работы Гойи, Веласкеса, Мурильо, Эль Греко, Алонсо Каны и других известных художников .

Кроме этого, людям, пришедшим в музей Прадо, будут доступны для просмотра работы живописцев из других европейских стран. Здесь находятся полотна фламандских мастеров — Брейгеля, Мемлинга, Босха, Вейдена, Рубенса, Йорданса (в общей сложности около 1000 картин). Также в залах галереи можно увидеть работы итальянцев — Тинторетто, Боттичелли, Рафаэль, Тициан, Веронезе, Джорджоне, Мантеньи, Фра Анжелико, Андреа дель Сарто (более 1000 полотен, большая часть которых относится к XVII-XVIII столетиям).

Помимо вышеперечисленных живописцев, в коллекции Прадо имеются творения немецких, голландских, французских художников. Сотрудники музея постоянно ведут реставрационные работы и восстанавливают различные полотна, написанные в эпоху Возрождения.

Устав бродить по выставочным залам, туристы могут зайти в кафе, находящееся в здании галереи. После осмотра экспозиции посетителям будет предложено заглянуть в сувенирный магазин. В нем можно приобрести книги о музее и его экспонатах, сувениры на память и разные полезные мелочи.

Как добраться?

Музей Прадо расположен по адресу Calle Ruiz de Alarcón, 23. Доехать до него можно на метро. Туристы могут выйти на таких станциях метрополитена, как Atocha, Anton Martin или Banco de España. Также добраться до культурного объекта удастся на автобусе. До галереи ходят автобусы под номерами 34, 45, 37, 27, 14, 10. Ехать нужно до остановки Paseo del Prado.

Время работы

Тем, кто желает посетить мадридский музей, необходимо знать, что галерея работает с понедельника по субботу с 10 часов утра до 8 часов вечера. По воскресеньям и в праздничные дни график работы музея таков: с 10 часов утра до 7 часов вечера. 6 января, 24, 31 декабря культурный объект работает до 14 часов дня. 1 мая, 25 декабря, 1 января галерея закрыта для посещения.

Наибольший поток посетителей в Прадо фиксируется с 11 часов утра до 2 часов дня. Туристам, которые не любят большое скопление людей и толкучку, лучше всего запланировать посещение культурного объекта на вечер.

Стоимость посещения

Туристы, решившие посмотреть на экспозицию музея Прадо в городе Мадрид, должны будут купить входные билеты. Взрослым посетителям придется заплатить за вход 14 евро (за отдельную стоимость можно взять аудиогид на русском языке). Для людей пенсионного возраста стоимость билета составит 7 евро. Дети до 18 лет и студенты, которым не исполнилось 25 лет, смогут зайти в музей бесплатно.

Кроме этого, в вечернее время (с понедельника по субботу с 18.00 до 20.00 и в воскресенье с 17.00 до 19.00) посетить постоянную выставку музея можно бесплатно. На временные выставки в эти часы стоимость снижается в 2 раза. Чтобы узнать более подробную информацию или заранее забронировать билет, туристы могут зайти на официальный сайт Прадо www.museodelprado.es.

Начало королевской коллекции положила королева Изабелла еще в XVI веке, затем вплоть до XIX века ее преемники дополняли собрание. В Прадо одновременно может быть выставлено около 1500 произведений искусства, в основном - живопись. Постарайтесь осмотреть коллекции произведений Гойи и Веласкеса. В последние годы в музее шла реставрация, в том числе появился подземный переход к главному зданию, был перестроен комплекс Касон дель Буэн Ретиро с коллекцией испанского искусства XIX века. Неподалеку расположены другие музеи - Музей королевы Софии, Музей Тиссен-Борнемиса и Археологический музей, где расположены коллекции египетского, месопотамского, греческого и римского искусства, ранее экспонировавшиеся в Прадо.

Тел.: 91 3302800
Пн.-сб. 10.00-20.00; вс. и праздники 10.00-19.00;
закрыто 1 янв., 1 мая и 25 дек.
Вход платный
Метро: Банко-де-Эспанья

Самый знаменитый музей Испании привлекает в Мадрид множество туристов. Это огромное собрание удобнее осматривать небольшими частями, например, работы определенных художников или конкретный исторический период; поэтому рекомендуем посетить его минимум дважды. Если у вас только один день, то найдите хотя бы три часа времени. В конце недели музей обычно переполнен.

Испанская живопись

Испанское искусство времен раннего Средневековья представлено в Прадо в основном эскизами, но также есть несколько полноцветных образцов, таких как фрески анонимного автора из обители Санта-Крус-де-Мадеруэло, для которых характерны романская тяжесть линий и воссоздание самобытных характеров.

Испанская готика представлена в Прадо работами Бартоломе Бермехо и Фернандо Гальего. Реализм их картин объясняется заимствованиями у фламандских живописцев того времени.

Приметы наступающего Ренессанса появляются в работах таких художников, как Педро де Берругете, чья картина «Аутодафе» вызывает сильную эмоциональную реакцию. В картине «Святая Катерина» Фернандо Яньеса де ла Альмедины просматривается стиль Леонардо да Винчи, на которого, возможно, работал Яньес во время обучения в Италии. Испанский стиль, главными чертами которого является суровость, мрачность и глубокая эмоциональность, начал складываться в период маньеризма XVI в. Примером может послужить картина «Снятие с Креста» Педро Мачуки и мадонны Луиса де Моралеса, по прозвищу Божественный. Нарочито удлиненные человеческие фигуры на полотнах Моралеса были заимствованы Эль Греко (Доменико Теотокопули). Несмотря на то обстоятельство, что многие из шедевров Эль Греко находятся в Толедо, в Прадо хранится солидное собрание его работ, в том числе «Портрет аристократа».

«Золотой век» был временем небывалого расцвета испанского искусства. Хосе де Рибера, живший в испанском Неаполе был последователем Караваджо, используя реалистический характер письма и технику светотени. Другим мастером, который использовал тот же метод, был Франсиско Рибальта, чья картина «Христос и Св. Бернард» также находится в Прадо. В музее также есть ряд работ Сурбарана - натюрморты, изображения святых и монахов.

Этот период великолепно представлен полотнами Диего де Веласкеса, который стал придворным живописцем, когда ему еще не было тридцати лет, и оставался в этой должности до своей смерти. Он писал парадные портреты членов королевской фамилии, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Многие из его картин находятся в Прадо. Возможно, самой значительной из его работ является «Менины» («Фрейлины»).

Другой великий испанский живописец, Гойя, творивший в XVIII в., в начале своей карьеры рисовал эскизы для гобеленов, а позднее стал придворным художником. К наиболее интересным картинам Гойи, хранящимся в Прадо, относятся «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», осуждающая войну и насилие, и известная серия «Мрачные картины».

Фламандская и Голландская живопись

Множество великолепных полотен фламандских и голландских живописцев находятся в Прадо. Примерами могут служить картины «Св. Варвара» кисти Роберта Кампена, пронизанная ощущением интимности, и «Снятие с Креста» Рогира ван дер Вейдена, вне всякого сомнения являющееся шедевром. Наиболее известными являются впечатляющие, мистические полотна Иеронима Босха, среди хранящихся в Прадо «Искушение Св. Антония» и триптих «Воз сена». В числе интереснейших произведений XVI в. «Триумф смерти» Брейгеля Старшего. Музею принадлежит почти сотня холстов фламандского живописца XVII в. Питера Пауля Рубенса, в том числе картина «Поклонение волхвов». Одной из самых известных картин, выставленных в Прада является «Артемисия» Рембрандта, написанная с жены художника. Из других фламандских и голландских художников, работы которых представлении в Прадо, нужно упомянуть Антониса Мора, Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса, считающихся одними из лучших художников-портретистов XVII в.

Итальянская живопись

Музей Прадо превосходит многие музеи и может по праву гордиться обширной коллекцией итальянской живописи. Великолепные декоративные деревянные профили Боттичелли, объединенные названием «История Настаджио дельи Онести», история о рыцаре, навсегда осужденном преследовать и убивать свою возлюбленную, были заказаны живописцу двумя богатыми флорентийскими семьями.

Здесь модно увидеть полотна Рафаэля «Христос на пути к Голгофе» и «Святое семейство с ягненком» и раннюю картину Тинторетто «Христос омывающий ноги ученикам». Испанские живописцы находились под сильным влиянием Караваджо и использовали его характерную манеру обращения со светом и тенью, как на картине «Давид с головой Голиафа». В Прадо также широко представлены работы венецианских живописцев Веронезе и Тициана. Тициан был придворным художником-живописцем при дворе Карлоса V, его полотна выражают наиболее драматические моменты габсбургской эпохи, примером этого может послужить мрачная и торжественная картина «Император Карл V в Мюльберге». В музее также демонстрируются работы Джордано и Тьеполо, признанного мастера итальянского рококо, написавшего картину «Непорочное зачатие», которая входит в серию предназначенную для церкви в Аранхуэсе.

Французская живопись

В музее Прадо имеются восемь картин, приписываемых Пуссену, среди которых его безмятежные «Святая Сесилия» и «Пейзаж со святым Иеронимом».

Лучшей из представленных в Прадо работ Клода Лоррейна является «Отыплытие Святой Паулы в Остию». Среди художников XVIII в., чье творчество здесь представлено, являются Антуан Ватто и Жан Ранк. Интересен портрет «Филиппа V» кисти королевского художника-портретиста Луи-Мишеля Ван Лоо.

Немецкая живопись

В музее Прадо хранятся несколько полотен Альбрехта Дюрера, в том числе картина «Адам и Ева», ставшая классикой. Его выразительный «Автопортрет» 1498 г., написанный им в возрасте 26 лет, - жемчужина небольшого, но весьма ценного собрания немецкой живописи в Прадо. Также здесь можно увидеть несколько картин Лукаса Кранаха и полотен художника конца XVIII в. Антона Рафаэля Менгса, среди них портрет Карлоса III.