Скульптор ватагин работы. Биография. Наиболее известные работы

(1969-05-31 ) (85 лет)

Василий Алексеевич Вата́гин (1883 - 1969) - русский и советский график и скульптор-анималист . Народный художник РСФСР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского) .

Биография

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января ) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н. А. Мартынова , затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета (с 1903) занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона . Ещё студентом начал работать с М. А. Мензбиром , позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Университет он закончил в 1907 году.

С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами - деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии . В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» - по материалам зарисовок в Московском Зоопарке , серия кавказских пейзажей. Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов.

В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии.

В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве.

Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью художницы Антонины Леонардовны Ржевской - Антониной Николаевной . У них было две дочери: Ирина и Наталья.

Ватагин проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга , Д. Лондона , Л. Толстого , Э. Сетон-Томпсона . Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).

Среди учеников Ватагина - известные художники-анималисты Д. Горлов , Г. Никольский , В. Смирин , В. Трофимов .

Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности вместе с Д. Горловым оформил вход в Московский Зоопарк (1936 ; не сохранился, разобран при перестройке главного входа в 1964 году).

В период 1963-1969 годов преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года - в качестве профессора.

Наиболее известные работы

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Меориальная доска В. А. Ватагину в Лазаревском

Произведения художника находятся в экспозициях многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея . Крупнейшим собранием анималистической живописи, графики и скульптуры художника обладает Государственный Дарвиновский музей.

  • Обезьяний шкаф (1908-1909)
  • Голова белого медведя (1911)
  • Орел (1913)
  • Тигр (1925-1926), бронза – Третьяковская галерея
  • Кречет (1936)
  • Семья бегемотов (1954)
  • Кот-манул (1957), керамика - Русский музей
  • Панда (1964)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1952) - за скульптурные работы на анималистические темы
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1968) - за серию анималистических скульптур

Память

  • Имя присвоено Детской художественной школе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ватагин, Василий Алексеевич"

Примечания

Источники

  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки . - Л.-М.: Искусство, 1958. - с.215.
  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.
  • Русские художники. Энциклопедический словарь. // Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. - СПб., «Азбука» - 2000. - ISBN 5-267-00064-7
  • Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. - М., «Сварог и К» - 1999. - ISBN 5-93070-013-3
  • Ватагина И. В. // Журнал «Московский журнал. / Грубее А. А.. - М .: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал», 2001. - № 5, май .

Ссылки

  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)

Отрывок, характеризующий Ватагин, Василий Алексеевич

Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.

Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969) родился и вырос в Москве. Учился на естественном факультете Московского университета и одновременно в частной художественной школе Н.А. Мартынова, а затем в художественной студии К.Ф. Юона. Став ученым, Василий Алексеевич не оставил занятий искусством, которое впоследствии стало делом его жизни.

Ватагин заложил основы анималистического жанра в русском советском искусстве, стал народным художником РСФСР и действительным членом Академии художеств, но в душе продолжал быть ученым-естествоиспытателем. Талант скульптора и графика органически сочетался в нем с научной эрудицией. В его произведениях чувствуется любовное отношение к природе, знание характеров и повадок животных, понимание их эмоций.

Ватагин - автор монументально-декоративного оформления Московского и Берлинского зоопарков. В этих работах проявляется его фантазия скульптора-анималиста. Напротив, его стенные росписи в Зоологическом музее отличает суховатая научная достоверность. Будучи в течение нескольких лет профессором Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), Василий Алексеевич воспитал многих талантливых молодых анималистов.

Совершенно особое место в воспитании любви к животному занимает художник. Анималист - это одна из узких специализаций художника, избравшего объектом своего изображения животное. Но когда-то анималистом был любой первобытный художник. Анатом, зоолог, охотник, колдун - художник на открытой скале или на искусственно освещенной стене пещеры изображал животное с гораздо большим знанием дела, чем тоненькую, схематичную, нарисованную бесплотными черточками фигурку человека.

В России первые «чистые» анималисты появились только в XX веке, и крупнейший из них - Василий Алексеевич Ватагин.

Как счастлив деревенский ребенок, которого окружает целый мир зверей. Всех этих радостей лишен городской ребенок, и к москвичу Васе Ватагину животное пришло через книгу. Брем, вызубренный назубок, стал Васиной библией, а мечты о далеких странах и удивительных зверях - его единственной мечтой.

Никому не пришло в голову, что бесконечно рисующий зверей мальчик должен стать художником-анималистом: окончив гимназию, Ватагин поступил на естественный факультет Московского университета.

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках - и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты маленького москвича - живые звери словно вставали со страниц Брема, шевелили щупальцами причудливо окрашенные медузы, пальмы качали над ним своей широкой кроной, и под колоннадой индийского храма медленно и важно проходили слоны.

Если прочесть книгу Ватагина «Изображение животного», из нее можно узнать, что художник был недоволен своей жизнью. Он всю жизнь разрывался между двумя диаметрально противоположными задачами - создать точную, объективную и сухую научную иллюстрацию, требующую локального цвета, мелочной и отчетливой прорисовки деталей, и художественные образы зверей, выразительные, эмоционально окрашенные, предполагающие некоторое отклонение от натуры, пропуск многих деталей, свободный полет творческой фантазии и воображения.

Иногда художник делал более творческой, чем следовало, научную иллюстрацию и менее творческим, очень близко копирующим природу, художественное изображение животного. Тогда заказчик научной иллюстрации гневно говорил Ватагину: «Что вы мне здесь Художественный театр намазали?!»

Но такие вторжения искусства в естествознание и сухого естествознания в искусство происходили все реже. Ватагин-художник научился остерегаться слишком дотошного «знания костей», которым располагал Ватагин-ученый и от которого предостерегал еще Леонардо да Винчи.

Свое удивительное «знание костей» животных Ватагин вкладывал в огромное количество работ, за десятилетия труда созданных для Дарвиновского, Антропологического и Зоологического музеев, в свои мастерские иллюстрации к энциклопедии и Брему.

В зоологических изображениях Ватагин сух, объективен и точен. В анималистических образах он настоящий «поэт звериного царства».

И не только поэт. Он портретист звериного царства. Самое сильное впечатление от творчества В. А. Ватагина - сложные, психологически точные и глубокие портреты животных. Василий Алексеевич Ватагин создал целую галерею запоминающихся портретов животных.

Вот керамика «Кот Манул». Кот Манул - наглец и захватчик. Его не спутаешь ни с каким другим котом. У него широкая самодовольная морда, полосатые щеки и полосатый хвост. Желтые глаза, равнодушные и наглые. Манул - тиран дома и гроза квартала.

Вот «Умирающий Ганс». Рисунок сделан за три дня до смерти обезьяны. У Ганса большие, печальные, больные и всепонимающие глаза.

Деревянная скульптура «Печальная обезьяна». Это вдова Ганса. Когда Ганс умер, она долго сидела неподвижно, сжавшись, охватив голову руками, как человек, глубоко горюющий о близком.

Два орангутанга - самец и самка. Два портрета. У него далеко вперед выступающие мощные челюсти, прямо поставленная голова, самоуверенный взгляд. Она - жеманно наклонившая голову, с глуповатыми, близко посаженными глазами, с почти отсутствующим крошечным носиком.

Детеныш оранга, с нелепыми тоненькими четырьмя ручками, с непомерно большой, как продолговатая тыковка, головой, с обыкновенными младенческими глазами. Художник считал, что про обезьян неловко говорить «морда», потому что у них лицо выразительное, сложное, почти как у людей.

В создании выразительных и поэтичных изображений животных Ватагину-скульптору помогает художественно использованный материал. Особенно пленяет художника дерево, ритм роста которого кажется ему сходным с ритмом движения животных и изгибы ветвей которого приводят его в изумление точнейшим повторением изгибов тел ползущих змей и ныряющих рыб.

Ватагин, работая с деревом, всячески старается не нарушить его природную пластику, он угадывает в изгибе ствола, коряги движение словно затаившегося в них зверя. Задумав создать сидящую «Обезьяну с орехом», мастер долго искал изогнутый под прямым углом сук, чтобы слои древесины плавно текли по скульптуре, а не резали ее поперек.

Особенно хороши рисунки и низкие рельефы, созданные с минимальной затратой художественных средств на простых, грубо распиленных досках. Художник в разводах древесных слоев, в рисунке сучков угадывает то чешую, плавники и зубастую голову рыбы, то страшного дракона с выпученными, как у лягушки, глазами. Один из зрителей, плененный превращением почти на глазах простой грубой доски в художественное произведение, написал в книге отзывов: «Здесь есть таинство искусства». «Таинство искусства», чудесное слияние образа и материала есть во многих работах художника. Мертвый материал словно оживает в руках Ватагина, безошибочно превращающего тонкую перламутровую пластинку в сверкающую светом и цветом тропическую рыбку или извлекающего из серой плотной древесины векового дерева серых плотных, массивных, неповоротливых тюленей.

Но «таинство искусства» выступает не менее поразительно, когда, отказавшись от бесконечного богатства природных материалов - от древесины, покрытой разводами тончайших слоев, от камня сложной окраски, от мамонтовой кости и перламутра, - художник ограничивает себя скромными средствами графики.

Из графических работ Ватагина лучшая серия - иллюстрации к «Маугли».

На выставках листы этой серии более всего волнуют сердца зрителей. Именно о них пишут: «Вспоминаю детство. Первая книжка с рисунками Ватагина - «Маугли». Слоны. Тигры. Большое ему спасибо…», «Эту книгу мы запомнили на всю жизнь благодаря таланту не только Киплинга, но и Ватагина…»

И снова зрители разглядывают рисунки: крошечный голенький детеныш - «Лягушонок» - жадно сосет волчицу; волчата смотрят на него в невероятном изумлении.

Иллюстрация к «Маугли»

Почему так волнует сердце человека любой рассказ о дружбе человека с животным? Может быть, корни мечты о такой дружбе уходят в седую древность, когда не была приручена даже собака, когда у мужчины не было коня, а женщина никогда еще не доила корову?

Как бы то ни было, графическая серия Ватагина о романтической дружбе человека с животными воспитывает уже не одно поколение.

Ватагин относится к животным серьезно. Он «зверопоклонник». «Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации».

Художника, как всякого естествоиспытателя, привыкшего с уважением относиться к созданиям природы, огорчает бессмысленная жестокость, часто проявляемая по отношению к животным.

Человеку образованному, культурному, живущему полнокровной, счастливой жизнью, свойственна разумная, спокойная любовь к животному как к другу и помощнику, как к чудесному созданию природы, общение с которым может человека многому научить и доставляет радость. Животные знают много удивительных секретов, которые еще только открывают наука и техника. Инженер учится у животного, биолог изучает животное и восхищается им.

Благожелательности ко всему живому, гуманизму, широте восприятия мира учит зрителей творчество Ватагина. Художник приобщает к царству животных всех, городской жизнью оторванных от жизни степей, гор и лесов.

Мир животных еще не открыт до конца. Он хранит еще много тайн для ученых. В изобразительное искусство животное обязательно войдет полнокровным объектом, и анимализм, с которого началась вся история искусства, займет должное место в искусстве современном, как занял его, например, пейзаж, еще недавно казавшийся не имеющим права на самостоятельное существование.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог, действительный член Академии художеств. Основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс одним из первых обратил внимание на талант молодого художника. Практически с самого основания музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора В.А. Ватагина и директора музея А. Ф. Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ.
Родился Ватагин в Москве в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, с 15 лет посещал студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. В 1902 году Василий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Дополнительно учился в студии живописца К. Ф. Юона.
Окончив университет, художник совершил несколько поездок по зоологическим садам Западной Европы, побывал в Средней Азии, Индии, на Севере России, где выполнил большое число набросков животных и птиц, которые в дальнейшем стали незаменимыми помощниками в работе над различными произведениями - зоологической иллюстрации, станковой живописи, книжной иллюстрации, скульптуры.
Коллекция изобразительного искусства Дарвиновского музея начала формироваться ватагинскими рисунками обезьян. Художник запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Н. Н. Ладыгина-Котс. Разнообразие внешности и окраски обезьян, их ярко выраженный «психологизм» давали живой материал как для рисунка, так и для скульптуры. Уже в самой первой «обезьяньей» серии наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, понимание животной мимики. В фондах Дарвиновского музея палитра обезьяньих эмоций представлена более чем полно зарисовками с натуры. Тема хищников проиллюстрирована в нескольких сериях картин Ватагина. Метод серийного показа позволяет проследить ряд сцен из жизни того или иного вида в различных местах его обитания. Одна из таких серий, рассказывающая о буром медведе, представлена картинами, выполненными в 1932 году. Об этой серии А.Ф. Котс писал: «Шесть картин! Медведь - властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе и он же разгребает муравейник; тот же “мишка” у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным “делом”». Автор прекрасно знал модель, поэтому в каждом из сюжетов представил медведя крупным планом. Возможно, он сделал это в знак большого уважения к животному, издревле почитаемому на Руси. При этом художник соединил в портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением.
Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум. Художник создал ряд серий, каждая из которых представляет собой живописное повествование о разнообразии этих грациозных хищников. Он тщательно выписал их впечатляющую окраску с четко очерченными пятнами, кольцами и полосами. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту - одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть “пейзажем с фигурой” или приблизиться к зоологической иллюстрации». В.А. Ватагин прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах - выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.

1. В. А. Ватагин. Голова мартышки. 1913.
Бумага, акварель. 20x18. Дарвиновский музей.

2. В. А. Ватагин. Мартышка Диана. 1913.
Бумага, акварель. 44,5x33,3. Дарвиновский музей.

3. В. А. Ватагин. Детство бегемота. 1920.
Ватман, масло. 96x69. Дарвиновский музей.

4. В. А. Ватагин. Крокодилова зубочистка. 1920.
Акварель, ватман. 85x58. Дарвиновский музей.

5. В. А. Ватагин. Школа турят. 1920.
Ватман, масло. 71x98. Дарвиновский музей.

6. В. А. Ватагин. Буйвол и цапли. 1920.
Ватман, масло. 84x58. Дарвиновский музей.

7. В. А. Ватагин. Медведь в поисках меда. 1932.
Фанера, масло. 162x109. Дарвиновский музей.

8. В. А. Ватагин. Медведь за рыбной ловлей. 1932.
Фанера, масло. 133x162. Дарвиновский музей.


Вряд ли найдется на земле человек, который не любил бы животных. Некоторые из животных наводят страх, другие необыкновенно милы, третьи так красивы, что вызывают восхищение, а другие радость и улыбку. И чтобы сохранить эту красоту в памяти, человек изображает увиденное в рисунках. Найдены древние пещеры, стены которых украшены рисунками животных. Хоть у первобытных людей не было кистей и красок, но они умело передавали настроение и повадки животных. Наскальные рисунки


И только 300 лет назад в Голландии изображения животных стало отдельным направлением в искусстве. Назвали это направление – АНИМАЛИЗМ, от английского слова «animal», а художников работающих в этом направлении – АНИМАЛИСТАМИ. Кони на лугу.1649 г. Паулюс Поттер. Птицы на фоне пейзажа г., Савери Рулант


В России первым художником- анималистом был Василий Алексеевич Ватагин – российский график, скульптор, один из лучших художников- анималистов XX века, основоположник московской анималистической школы. Он с юных лет любовался красотой зверей и птиц, любимым его занятием было рисование. Он обладал хорошей памятью и мог рисовать часами, не скучая. Хоть по образованию Василий Алексеевич был биологом, но основной для него стала профессия художника.


Стиль работ Ватагина В.А. складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Все свободное время художник проводил в музеях, изучая в подлинниках величайшие произведения мирового искусства. Ватагин мучительно искал свой путь, в нем боролись два противоречия: художник боролся в нем с биологом. Он рисовал научную иллюстрацию и создавал при этом художественный образ. Так сложился индивидуальный ватагинский почерк. Мартышка Диана г.. Бумага, акварель. Детство бегемота, 1920 г. Ватман, масло.


Чувства неиссякаемой любви к животному миру лежали в основе творчества В.А.Ватагина. Он часто обращался к жанру звериного портрета. Умело передавал характерные особенности каждого животного. Мягкость движения рыси, гордый взгляд орла, грациозность леопарда, неуклюжесть медведя. Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. Портрет обезьяны 1913 г. Бумага, акварель. Пума в компасах Патагонии г. Фанера, масло.


Пробовал Ватагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. Так в г.г. он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка. А в 1935 г. за 12 дней вылепил три фигуры львов для одного из крымских санаториев. При биологической точности его скульптур Ватагин создавал яркий живой образ зверя. Он мастерски владел различными материалами: резал камень, дерево; работал с керамикой, металлом. Слон. дерево. Вход на территорию Московского зоопарка г.г.


Василий Алексеевич всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы. Много лет работал для Дарвиновского и зоологического музеев. В 20-х годах обратился к детской книге. Он иллюстрировал произведения о природе, о животных таких авторов как Тургенев, Дж.Лондон, Лев Толстой, А.Чехов, Сетон-Томпсон, Бианки. Медведь за рыбной ловлей г. Тигр амурский г.


В 1926 году Ватагин делает «Азбуку в картинках», помещая в неё яркие, точные изображения животных, соответствующие разным буквам алфавита. Выпустил книжку – картинку «Кто нас возит» и другие. Для детских книг Ватагин выбирал яркие цвета, собирая рисунок из плотных цветовых масс.


Самая известная графическая работа – иллюстрации к его любимой книге – «Маугли» Киплинга. Для первого варианта Ватагин сделал около двухсот эскизов. Рисовал с натуры не только животных, но и детей. В течение 30 лет художник обращался к «Маугли» 6 раз. В этой книге объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии. Творческое наследие Василия Ватагина огромно и не случайно многие художники-анималисты именно его считают своим Учителем.

Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969). По образованию Василий Алексеевич Ватагин-биолог. Он закончил естественный факультет Московского университета. Однако основной стала для него профессия художника. «С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.

В 1898 году Ватагин поступает в студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. Педагогическая система Мартынова заключалась в отсутствии всякой системы. Он ставил перед учеником чучело какого-нибудь зверя и предоставлял тому действовать, как он умеет, требуя лишь «законченности» рисунка. Проучившись таким образом несколько лет, Ватагин, как вспоминает он сам, «приобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные, и добросовестно исполнять работы мало интересные».

В 1903 году, будучи студентом второго курса университета, Ватагин поступает в художественную школу К. Ф. Юона. Каково же было его изумление, когда, показывая работы учителю, он услышал вопрос: «А где же искусство?» Впервые узнает о~н о существовании принципов техники, о характере цвета, линии, формы, о законах композиции. С этого времени начинается «борьба» науки и искусства в творчестве Ватагина. Это было тем более трудно, что в течение всей жизни Ватагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного «научного» рисования. Ученый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке. Следы этой борьбы заметны на многих произведениях художника.

Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.

Все свободное время Ватагин проводил в музеях, изучая в подлинниках величайшие произведения мирового искусства. В Афинском музее его поразила египетская скульптура. Отныне искусство Египта с его полными значительности образами животных, лаконизмом формы, изысканностью силуэта надолго подчинит себе воображение художника.

Первые скульптурные опыты Ватагина относятся к 1908 году и носят следы подражания египетскому искусству,-это рельефы «Кондор», «Бизон», «Обезьяна», круглая скульптура в дереве и камне. Одна из лучших работ этого периода- «Голова белого медведя» (1911, дерево). Мощная, выразительная, вырубленная конкретно и смело,-скульптура создает образ, полный «звериного достоинства». Обращение к египетскому искусству и к дереву как материалу, требующему более условного решения формы, было частью сознательной борьбы художника по преодолению свойственной ему склонности к натурализму.

Дальнейшие усилия художника направлены к созданию эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению «простоты и понятности изображения». Он работает серьезно и углубленно, стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.

Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета: «Голова оранга», «Голова гориллы», «Голова львицы» и др. В них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и неясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры», «Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.

Пробовал Ватагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. Так, в 1931-1932 годах он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка, а в 1935 году за 12 дней вылепил три величественные фигуры львов, украшающие спуск к морю в одном из крымских санаториев. Много занимался керамикой, создавая как уникальные работы, так и произведения для массового производства. Хорошо известна его серия «Промысловые звери СССР».

Как уже упоминалось, Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы, путеводители по зоосадам. Много лет работал для Дарвиновского и Зоологического музеев, создав более 400 живописных панно и около 100 скульптур и скульптурных групп на мотивы первобытной культуры. Нельзя сказать, чтобы эта работа угнетала художника. Она была близка Ватагину-ученому. К тому же Ватагин наделил научную иллюстрацию той долей художественности и живости, которая в то время была ей недоступна.

Еще в 1910 году, будучи в Берлине, Ватагин изучал технику литографии в мастерской известного немецкого графика Капштейна. В этой технике выполнены многие работы Ватагина: альбом «Индия», появившийся после его поездки в Индию в 1913 году, альбом «Рисунки»-по материалам зарисовок в Московском зоопарке, серия кавказских пейзажей по впечатлениям экспедиции 1929 года. В 1938 году Ватагин выпускает две серии: «Звери» и «Ископаемые», а в 1944 году серию «Звериное и птичье детство и материнство». И, конечно, самая известная графическая работа Ватагина- иллюстрации к его любимой книге «Маугли». В ней объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.

Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Много лет своей жизни посвятил Ватагин научно-исследовательской работе. Им создан труд «Образ животного в искусстве», в котором его интересовали роль и значение анимализма в различные эпохи развития искусства.

Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.

Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.

Использованы материалы статьи Е.Поляковой в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.

Литература:

В. А. Ватагин. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. М., 1980

Далее читайте:

Художники (биографический указатель).