Тема родины в русской литературе. Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы


Что такое патриотизм? Как его обрести? Каким образом это чувство будет влиять на дальнейшую жизнь человека? Эти вопросы задает известный писатель, классик русской литературы Константин Георгиевич Паустовский. В своём тексте он поднимает проблему обретения человеком чувства любви к Родине.

Автор раскрывает её на примере рассказа о жизни Берга. Он не придавал большого значения слову «родина», не испытывал привязанности к Отечеству, родной земле, пока не провёл лето в «муромских лесах». В самом деле, природа способна пробудить в человеке чувство патриотизма.

Так, жизнь Берга после проведенной в лесном краю осени изменилась. Он осознал связь со своей страной. Любовь к Отечеству перевернула жизнь Берга, сделала её более красочной и насыщенной. Чувство патриотизма обогащает будни человека, наполняет их истинным смыслом, теплом и светом.

Позиция автора очевидна. С ней нельзя не согласиться, потому что чувство патриотизма заложено в нас с самого рождения, и оно может проявиться лишь спустя определённое время. Действительно, в жизни и в литературе есть немало примеров, которые подтверждают данную точку зрения.

Многие писатели в своих произведения затрагивали проблему патриотизма.

Так, например, Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой» хорошо показал трепетное отношение жителей деревни к малой Родине. Матёра должна была быть затоплена в связи со строительством гидроэлектростанции. Лишь старики и старухи бережно относятся к прошлому, что хранят эти места, защищают свою деревню. Понимаем, что они - люди, искренне любящие родную землю.

Подобные ситуации встречаются и в истории. Стоит вспомнить героизм и самоотверженность советской партизанки Зои Космодемьянской. Юная защитница Родины проявила несгибаемый характер, не выдав информации ни о названии группы, ни о товарище, которому чудом удалось спастись. Девушка была подвержена мучительным пыткам, однако не проронила ни единого слова. Вот истинный пример бесстрашия и любви к своей Родине, вошедший в историю.

Таким образом, проблема, поднятая Константином Георгиевичем Паустовским, актуальна всегда. Хочется надеяться, что истинные патриоты, люди, искренне любящие свою Отчизну, готовые защищать родную землю, будут жить и в современном мире. Примеры из жизни и литературы это только подтверждают.

Обновлено: 2017-06-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

Анна Ахматова Навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Для С. А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России.

Патриотизм — это чувство любви и преданности свое-му народу и своей Родине. Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к време-нам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданнос-ти Русской земле руководствуется, например, неизвест-ный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и плене-ния князей, острой ненавистью к врагам при описании ра-зорений Русской земли. Но нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, сме-лости и отваги русских воинов. Любовь к Родине и русско-му народу определила авторский выбор художественных средств, которые близки народной поэзии. Народная по-эзия наделяет автора подлинным поэтическим вдохновени-ем и придает его произведению высокую идейность. Вот почему значение «Слова о полку Игореве» не теряло и не теряет своей актуальности многие века спустя.

Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авто-ры «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александ-ра Невского» и других произведений древнерусской лите-ратуры.

И в новое время трудно найти хотя бы одного русского писателя, который не признался бы в своей безграничной любви и преданности Родине — России. Мне кажется, что даже теми, кого обвиняли в непатриотизме (как, напри-мер, Чаадаев, Герцен), руководила скрытая любовь к Ро-дине. Не зря ведь говорят, что «от любви до ненависти — один шаг». А еще — что «в великой ненависти и великая любовь сокрыта».

В год своей гибели М. Лермонтов написал два стихо-творения, в которых признается в странном противоречи-вом чувстве, испытываемом к Родине. В стихотворении «Ро-дина» он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой…

Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.

И у Ф. Тютчева мы встретим это двойственное чувство. В одном из стихотворений он пишет о России:

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья…

А в знаменитом четверостишии признается: Материал с сайта

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотво-рения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Кле-ветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дуб-ровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Оне-гин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Но и у него мы находим некоторую проти-воречивость. Например, в письме к жене в мае 1836 года он писал: «Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом». А через полгода он написал Чаадаеву по поводу публикации первого «Философского письма»: «Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить Отечество или иметь иную историю, чем история наших предков, какую Бог нам дал». В «Дневнике писателя» Ф. Достоевский говорит о Белинском, что тот «бил по щекам свою мать» Россию. Но сам Белинский признавался: «Чем больше живу и думаю, тем больше, кровнее люблю Русь»; «Любовь моя к родному, русскому — страдальчес-кое чувство».

Безжалостный обличитель недостатков русского госу-дарства и русского народа М. Салтыков-Щедрин писал: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыс-лить себя где-либо, кроме России».

Еще более остро и глубоко недостатки русского наро-да описал в своих произведениях Ф. Достоевский. Но вот строки, написанные великим писателем за месяц до смер-ти: «Я за народ стою прежде всего; в его душу, в его великие силы, которых никто еще из нас не знает во всем объеме и величии их, — как в святыню верую».

Так мог сказать только тот, кто всей своей жизнью доказал неизменный принцип истинного патриотизма: не произноси пустых слов, а на деле помогай Родине в осуществлении ее единственного предназначения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • родина в произведениях писателей
  • малая родина в произведениях русских писателей 20 века
  • тема патриотизма в литературных произведениях
  • тема патриотизма в творчестве маршака
  • патриотичные слава великих писателей о россии

Содержание

Введение…………………………………………… …………….…....…2
Глава I. Патриотизм в русской литературе.
1.1.Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»
Б. Полевого………………………………………………………… ……...4
1.2. Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”..5
1.3.Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова……………….……....8
1.4. Патриотизм в лирике А.С. Пушкина ………………………... 11
1.5. Патриотизм в произведениях А.А.Блока и С.А. Есенина…......13
Заключение……………………………………… ………..…………...…18
Список литературы…………………………………………….…… ...…20

Введение
Тема патриотизма в русской литературе, на мой взгляд, сегодня очень актуальна. Потому что, поэты, писатели, в свое время создавали идеальный образ «настоящего» патриота. Так же сами писатели были патриотами своей страны, во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинают по-другому относиться к России, у молодежи формируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства). Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека.
В русской литературе накоплено достаточно информации о патриотизме, это нам позволяет выделить проблему патриотизма как самостоятельный объект исследования.
Предмет: Патриотизм в творчестве русских писателей.
Цель: Рассмотреть патриотизм в творчестве русских писателей.
Задачи:
1.Изучить патриотизм в творчестве различных русских писателей.
2. Рассмотреть понятие «патриотизм» по различным признакам, принципам и позициям, в произведениях русских писателей.
3. Трактовка понятия «патриотизм» в творчестве русских писателей.
Проблема патриотизма очень остро затрагивается в русской литературе. У многих русских писателей в произведениях отражается любовь родине, а так же трепетное отношение к своему Отечеству.
Тема патриотизма очень ярко проявляется в таком произведении, как «Война и мир» Л.Н.Толстого. В этом произведении патриотизм рассматривается на реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Так же проблему патриотизма можно встретить в таком произведении, как «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Тему патриотизма затрагивают и многие другие русские писатели, например А.С.Пушкин, С.А.Есенин, М.Ю.Лермонтов, А.А. Блок, они патриотизм рассматривают как любовь и верность своему Отечеству.
Творчество русских поэтов, оставивших след в отечественной литературе и в памяти народа, как нельзя лучше проникнуто словами патриотизма и героизма русского народа.

Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»
Б. Полевого.

Главный герой произведения Маресьев – настоящий патриот своей Родины. Он очень хотел летать, поэтому на войне был летчиком. Отважно сражаясь в бою, был сбит. Маресьев после падения самолета выжил. Но оказался один в тайге.
Очнувшись, он понял, что его ноги не двигаются, ему пришлось ползком добираться до своих. Три дня он полз по тайге. Отморозив ноги он все-таки добрался до русской границы. Там его встретили русские пограничники и отправили в госпиталь. В больнице он лишился ног…
Подлечившись, Маресьев хотел снова летать, но врачи не разрешали, ведь у него не было ног.
Когда он вышел из госпиталя, то решил, что будет летать, ни смотря, ни на что. Сделав себе протезы, Маресьев совершил первый вылет. Он оказался довольно таки удачным. Получив опыт полетов с протезом, герой совершил первый боевой вылет, и он тоже оказался удачным.
В этой повести автор хотел показать не только силу воли, любовь к небу и самолетам, но и настоящий патриотизм, исходящий из души. Маресьев по- настоящему любил свою Родину, ведь он так хотел летать – защищать свою страну он вражеских нападений.

Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”

Л.Н. Толстой говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах. В первом томе произведения автор рассказывает о войне с Наполеоном. После того как Австрия отказалась продолжать войну в союзе с Россией и Пруссией, над русскими войсками нависла угроза разгрома. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.
В этом сражении, патриотизм показывается на примере бесстрашного Долохова. Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». В этом поступке, я считаю, не показывается истинный патриотизм, потому что настоящий патриот не будет настолько гордится своим поступком, а так же стремиться стать героем.
Меня не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар сражения Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров было достаточно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, личные интересы.

Русская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».
Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и начали отступать. Казалось, все потеряно. Не в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад - в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Исходя из его поступков, можно сказать, что Тимохин и есть истинный патриот своей родины.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему храбрых людей с огромным чувством патриотизма к своей родине.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.
Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе- эпопее «Война и мир».

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой».
В этих строчках автор пишет о истинном патриотизме к своей Родине. Именно под словами «но странною любовью» и понимается скрытый патриотизм, который должен быть в каждом человеке.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм.
М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю. Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» - наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.
Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Для М.Ю. Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю. Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь, слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян.

Стихотворение «родина» явилось одним из лучших образцов патриотической лирики.
Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби», которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби. Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном.

Это человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать, и понимать свое страдание.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.

Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,

Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.

В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!
В Царском Селе были воздвигнуты памятники русским победам, и Пушкин воспевает эти памятники, воспевает русскую славу. Стихотворение это поразительно для пятнадцатилетнего мальчика. Содержание стихотворения не могло не поразить Державина.
В истории России были и другие замечательные победы. И Пушкин считает своим долгом напомнить о них. Так, в поэме «Полтава», написанной в 1829 году, возвеличиваются подвиги и мужество петровского воинства. Хотя Пушкин отдает должное и сильным противникам русских - шведам, он дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены высокой идеей, тогда как Петр I и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе. За ними возникает образ России, которую нельзя отдать врагу. А сам поэт полон гордого патриотического чувства.
С победой над шведами связана и поэма «Медный всадник». Вступительная часть содержит как бы гимн городу, построенному Петром. Город здесь - символ возрождения России. Это ясно звучит в таких строках вступления:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...

Исключительное значение творчества Пушкина для всей культуры русского народа было признано уже его современниками: «Солнце русской поэзии закатилось», - писал В. Г. Белинский о смерти поэта. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивидуальностью.

Патриотизм в произведениях А.А.Блока и С.А. Есенина.

Обращаясь к лирике Блока, следует отметить одну особенность в изображении Родины. Основную роль в восприятии поэтом Родины играют не его внешние впечатления, а скорее, их преломление в душе поэта, сопоставление с его внутренними переживаниями, Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, с щемящей болью и светлой надеждой. Его судьба – судьба родины, неотделима от нее, неразрывно связана с ней:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, –
Как слезы первые любви!..
Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, горящие села, бешеные тройки, серые избы, тревожные крики лебедей и плач журавлиной стаи, верстовые столбы, поезда и станционные платформы, пожар войны, солдатские эшелоны, песни и братские могилы – всё это как в пестром калейдоскопе проносится перед нами, когда мы читаем стихи Блока, и всё это Россия, его многострадальная родина. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна, но поэт видит в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам и насильникам:
С годами само представление о родине становилось у поэта все более реальным и отчетливым.
В цикле «На поле Куликовом» голос поэта словно растворяется в голосе самой истории родной страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что дух захватывает, именно в прошлом ищет поэт животворную силу, позволяющую Руси не бояться «тьмы». Так появляется образ Родины – степной кобылицы, несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у Блока трагичны. Страдание – неизбежная плата за движение вперед. Поэтому путь Родины лежит через боль: «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». В этом стихотворении Блок создал самобытно-неповторимый лирический образ родины – не матери, каким он был у поэтов прошлого, а красавицы-подруги, возлюбленной, невесты, «светлой жены» – образ, овеянный поэзией русского песенного и сказочного фольклора:
Россия Блока – надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею «и невозможное возможно», – она ведет на «вечный бой» и указывает путь вперед, в будущее. «Будущее России лежит в еле тронутых силах народных масс и подземных богатств…» – писал Блок за два года до Октябрьской революции. «Россия – буря», – говорил Блок. Свое новое понимание родины и революции поэт выразил в поэме «Двенадцать». В ней он запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной родины. Олицетворением новой всемирной и всечеловеческой религии, символом всеобщего обновления жизни стал образ Христа в финале поэмы.
А.А.Блок, я считаю, «настоящий» патриот России, он верил в великое будущее своей родины. В 1918 году он писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой…»
Так же истинной любовью-патриотизмом к России обладал русский писатель С.А.Есенин. Поэтом, у которого «в сердце светит Русь», был Сергей Есенин. К теме любовь к родине, Есенин оставался верен всю жизнь. И весь он как одна сердечная и пронзительная песня о России: ей пропел он свои самые задушевные песни, любовь к ней его «томила, мучила и жгла». Всё: и костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к русской земле:
и т.д.................

К теме Родины обращались все поэты и писатели, независимо от времени в которым они творили. Естественно, в творчестве каждого автора мы наблюдаем интерпретацию этой темы, что обусловлено личностью каждого из них, социальной проблематикой эпохи, художественным стилем.

Тема родины в древнерусской литературе

По-особенному волнующе тема Родины звучит в периоды в неблагоприятные для страны времена, когда на судьбу народа выпадали всяческие испытания. Писатели и поэты тонко чувствовали всю остроту проблематики и выражали ее в своих произведениях.

Еще на первоначальном этапе своего зарождения русская литература уже изобиловала тематикой Родины, а также восхищением героями, которые ее защищали. Яркими примерами этому являются «Слово о полку Игореве» , «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Эти произведения несут в себе не только драматические моменты истории Древней Руси, но еще и воспитательный смысл: авторы восхищаются смелостью и отважностью русского народа и ставят их в пример будущим поколениям.

Патриотические традиции в эпоху Просвещения

В XX век, в эпоху Просвещения, русская литература продолжает нести патриотические традиции. Особенно остро тема Родины поднимается в произведениях М. В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского.

Идеи сильного государства и нации в Золотой век русской литературы

Золотой век русской литературы совпал с периодом серьезных испытаний для страны и всей нации. Это Отечественная война 1812 года, Крымская война, противостояние на Кавказе, нестабильная внутриполитическая ситуация: угнетение крепостных и оппозиционные движения, которые зарождались вследствие этого.

Поэтому идеи сильного государства и нации находили свое отображение и в литературных произведениях. Достаточно вспомнить роман «Война и мир» Л. Н. Толстого, который ярко и патриотично описал не только события 1812 года, но и силу духа народа, который смог противостоять захватчикам.

Тема Родины и патриотизма также была присуща и лирическим произведениям Пушкина, Жуковского, Батюшкова. На раннем этапе творчества поэзия Лермонтова насыщена восхищением красоты русской природы, однако позже ее вытесняет остросоциальные мотивы.

Гонимый Императором, Михаил Юрьевич в своих произведениях открыто описывал все вопиющие недостатки монархической России, но вместе с тем, не оставлял надежды на изменения к лучшему.

Тема Родины в русской литературе XX века

Неспокойный XX век внес свои закономерные изменения в литературу. С установлением советской власти русская литература была разделена на две составляющие.

Одна группа авторов прославляла коммунистическую идеологию в своих произведениях, другая – видела все ее существующие пороки и уничижительное воздействие на общество и открыто, а порой и между строк, осуждала правящую власть.

В творчестве таких знаменитых поэтов как А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, А. Блок, А. Белый ярко описывалась трагедия русского народа и государства. Ведь страна, в которой человеческая жизнь не имеет абсолютно никакой ценности, заблаговременно обречена на погибель.Это такие произведения, как «Реквием» Анны Ахматовой , «Кто создан из камня...» и «Тоска по родине» Марины Цветаевой , Анализ «Доктора Живаго» Пастернака .

Представители Серебряного века русской поэзии, как ярые патриоты своей Отчизны не могли этого допустить, и своим творчеством «открывали глаза» многим людям на существующее беззаконие и своеволие власти.

Однако нельзя также забывать о патриотическом творчестве М. Горького и А.Фадеева. Писатели прославляли коммунистический строй, однако делали это настолько искренне, что их любовь к Родине не вызывает никакого сомнения.

На героях романа А. Фадеева «Молодая Гвардия» воспитывалось не одно советское поколение. Мужеством и патриотизмом Любы Шевцовой, Ольги Кошевой, Сергея Тюленина и поныне восхищаются наши современники.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Абрамов «Пелагея»: замысел повести, трагизм героини
Следующая тема:   «В дороге» и «Элегия» Николая Некрасова: анализ, особенности, смысл