Штрихи смычковых струнных инструментов. Методический доклад работа над штрихами в классе скрипка

Музыкант - это мастер, передающий при помощи инструмента настроения: радость, счастье, печаль, грусть… Весь спектр человеческих эмоций и переживаний музыканты передают мелодией, ритмом, темпом. Но расставлять акценты помогают музыкальные штрихи.

Штрих играется специальным способом. Во время исполнения штриха меняется характер звука, тембр, появляется (или убывает) атака. Штрихи играют на всех музыкальных инструментов, и для каждого штриха в нотной записи существует соответствующее обозначение. Стаккато - один из музыкальных штрихов.

На струнных смычков инструментах штрихи извлекают путем изменения скорости движения смычка, силы удара, направления и т.д. Чтобы украсить музыку штрихами, необходимо иметь хорошую координацию движений запястья, кисти, плеча, т.к. при ошибке получится не музыка, а скрип.

Как играть стаккато на скрипке

Стаккато - это отрывистые звуки. Музыка звучит резко, а между нотами слышна пауза. Играйте стаккао, если в нотной записи вы увидели слово staccato или небольшие точки над изображением нот. Разновидностей стаккато много, они отличаются звучанием и манерой исполнения.

Виды стаккато:

  • обыкновенное;
  • большое;
  • летучее;
  • спиккато;
  • сотийе;
  • стакато пикэ.

Обыкновенное, часто используемое в оркестре, стаккато, звучит, будто музыкант делает паузу. На самом деле паузы нет, а отрывистый звук достигается артикуляцией. Техника исполнения обыкновенного стаккато остается на усмотрение музыканта: играть кистью, плечом, или использовать и кисть, и плечо.

Сторонники игры кистью - это скрипачи 19 века: Крейцер, Роде, Шпор, Йозеф Иоахим. Это стремительное стаккато средней скорости, которое подходит для Баха, Бетховена, Тартини.

В том же 19 веке играл скрипач Анри Вьётан, и он использовал комбинированную технику: играл стаккато и плечом и кистью. Особенность игры была в исполнении большого количества нот одним смычком.

Наиболее быстрое, но достаточно механическое, стаккато показывал Генрик Венявский, используя при игре только плечо, оставляя кисть неподвижной, каменной.

Если вы слышите стаккато, но менее отрывистое, скорее грациозное, чем резкое - это летучее стаккато. Летучесть достигается благодаря отскоку смычка после звукоизвлечения каждой ноты. Движение эластичное, похоже на работу пружинки. Во время обычного стаккато смычок врезается в струну и не отрывается после каждой ноты.

Скрипка - сложный и серьезный инструмент, и тонкости отработки штрихов следует разбирать на уроках скрипки , и отрабатывать полученные навыки дома. Неправильно заученные движения приведут к невозможности быстрой игры стаккато.

Работа над штрихами в классе скрипки

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в единстве с вибрато и определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на смычковых инструментах - в целом явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесённой без артикуляции и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической мысли неотделимо от особенностей её произнесения на инструменте. Таким образом выявляется художественная функция штрихов - они предстают как артикуляционное явление интонационного порядка.

Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приёмом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартеле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы. К сожалению, многие педагоги, рассматривают различные штрихи смычка со стороны их двигательно-технической специфики, изолируя тем самым проблему штрихов от анализа звукоизвлечения, в результате чего получают чисто механические движения смычка, никоим образом не связанные с образно-художественными задачами, исполняемого произведения. Понятие «штрих» применительно к смычковым инструментам, должно рассматриваться как продиктованный образно-интонационным содержанием мелодии характер произнесения музыкальных звуков, достигаемый соответсвующими движениями смычка.

Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные.

К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартеле, соттие и спиккато.

Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков, а так же (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Соттие и спиккато рассматриваются в качестве виртуозного владения смычком, поэтому и объединены они в одном разделе, несмотря на существенные различия по ряду параметров. Остальные скрипичные штрихи правомерно считать производными, поскольку в их звуковых характеристиках и приёмах исполнения так или иначе комбинируются отдельные элементы названных пяти типов. Понятия «основные» и «производные» штрихи используются здесь лишь с методической целью, а не в качестве ещё одного варианта общей классификации смычковых штрихов. Основные скрипичные штрихи активно формируют исходные навыки управления звуком скрипки, приёмы звукоизвлечения и звуковедения, смены направления смычка, переходов с одной струну на другую. Вместе с тем штрихи в известном смысле представляют собой систему - между основными и производными штрихами существуют не только прямые, но и обратные связи. Следовательно, усиление внимания к производным штрихам совершенствует выполнение основных, улучшает звучание скрипки в целом.

Легато

Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который, по словам Л.Ауэра, представляет собой «осуществление идеала мягкого, округлённого, непрерывного потока звуков». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным». Большим подспорьем в освоения различных приёмов связывания звуков смычком может послужить сольфеджирование, но достижение звуковысотной чистоты интонации здесь не является главной задачей, главное состоит в том, чтобы добиться правильного осмысления мелодии, её грамотной фразировки, мелодического дыхания. Трудно преувеличить значение общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного легато, Действительно, в результате даже самой незначительной зажатости какого - либо сустава или излишней напряжённости мышц рук, кисти, плечевого пояса движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важная роль отводится умению сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости (некоторым торможением) движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет немало общего с певческим дыханием. Приём «дыхания смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка (как и в начале штриха) оптимально сочетаются факторы скорости и давления его на струну. Типичный в этом отношении недостаток - неуправляемую в самом начале в самом начале скорость его движения, особенно при игре вниз от колодки, - следует преодолевать настойчивой работой над воспитанием соответствующего навыка.

Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Иными словами, речь идёт о хорошей атаке звука на другой струне. Важное значение здесь имеет и подготовка пальца левой руки на этой струне. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаётся на ней, пока оба звука не соединяться. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.

Важнейшее условие хорошего легато - умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков - неотделимо от образно-художественного постижения смысла и строения музыкальной фразы.

В основе процесса овладения выразительной фразировкой лежит формирование двух навыков:

  1. умения расчленять мелодию на синтаксические единицы (периоды, предложения, фразы, мотивы)
  2. умения определять кульминационные моменты (подход к кульминации, саму кульминацию и посткульминационный спад).

Варианты распределения смычка можно классифицировать на несколько видов:

  1. Равномерное распределение целого смычка - употребляется в тех случаях, когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер. Естественно, что всякие ускорения или замедления ведения смычка в подобных случаях могут вызвать разрыв единой линии мелодической линии поэтому движение исполняется ровно, без каких-либо динамических изменений.
  2. Неравномерное распределение всей длины смычка употребляется обычно при исполнении музыки взволнованного характера, когда восходящая направленность мелодии к опорным звукам, смысловым акцентам и кульминациям сопровождается обычно значительным крещендо. В этом случае движение смычка, сдержанно-экономное вначале, к концу лишь постепенно ускоряется.
  3. Третий вид представляет собой такой вариант неравномерного распределения, когда в пределах одной, обычно краткой лиги, происходит спад динамики в момент отхода от кульминационного (или опорного) тона мелодии с филировкой звука (диминуэндо). Активная вначале атака звука и быстрое проведение смычка сменяются постепенным замедлением его инерционного движения.
  4. Короткое легато (по два звука), где смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки.
  5. К особым видам скрипичного легато относится и специфическая его форма - бариолаж (в переводе с французского - пёстро раскрашивать), когда при быстром чередовании смежных струн два или несколько звуков объединяются одним движением смычка, при этом происходит быстрый перевод его с одной струны на другую с помощью кистевого движения, при участии предплечья и свободно «подвешенного плеча».

Как же организовать перспективное формирование и развитие многочисленных приёмов и навыков, составляющих мастерство владения скрипичным легато?

Прежде всего нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности - качеств, исконно присущих певческому голосу.

Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путём сравнения с другим штрихом, целесообразно привлекать внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии - менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). В представлении ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь».

Подобный дидактический приём заметно способствует осознанию характера связной игры. Знакомить ребёнка с подобным разграничением штрихов можно уже на стадии, когда осваиваются элементарные приёмы игры. Такой сравнительный метод позволяет ещё на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по два, затем по четыре звука на одно движение смычка), используя материал мелодически целесообразных этюдов и пьес. С этого момента начинается детальная работа над умением правильно, в соответствии с поставленной задачей распределять длину целого смычка.

Этюд А. Комаровского (Избр. этюды вып.1 №9) можно начать разучивать с ровного разделения частей смычка на количество нот в лиге, но вместе с тем не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка в связи с фразировкой. Поэтому и при работе над указанным этюдом оправданно некоторое замедление смычка в начале второй половины первого такта с последующим ускорением (для возрастания громкости к кульминационному звуку «ми») и, напротив, ускорение-замедление смычка при интонировании нисходящего квинтового тона от пятой ступени к тонике во втором такте (диминуэндо в конце фразы). В то же время можно объяснить ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков легато далеко не всегда ограничено лигой, выписанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки, подчас на несколько тактов. При этом ряд небольших лиг объединяется одной длинной (воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны.

Строение песенной мелодии «Соловьём залётным» (русская нар. песня в обр. А Комаровского) определяет протяжённость фразировочных лиг. В первом предложении - две фразировочные лиги, каждая из которых объединяет фразу из двух тактов. Второе предложение объединено одной большой фразировочной лигой, включающей четыре такта.

С возможностью мягкого разделения звуков в связной игре (подготовка к декламационному легато и портато) ученик знакомиться ещё в том периоде занятий, когда изучается «Сурок» Л. Бетховена. При исполнении этой пьесы отдельными штрихами обычно нелегко достичь хорошего звучания и верной акцентировки: ребёнок не может правильно сочетать скорость и давление смычка, так как ещё не владеет навыком мгновенной перемены скорости смычка при смене его направления. Поэтому более логичны и художественно оправданны такие штрихи, когда восьмая, слигованная с предшествующей четвертью, мягко отделяется от неё.

Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Возьмём для примера пьесу А. Яньшинова «Прялка». При непрерывной игре на разных струнах и необходимости выделять мелодический голос решение этой задачи связано с несколькими факторами. Во-первых, смычок здесь нужно распределять равномерно, добиваясь чётких и мягких переходов на другую струну. Главная роль в этом принадлежит свободной кисти, взаимодействующей со вспомогательными движениями остальных частей руки. Во-вторых, необходимо как можно естественнее извлекать звук, то есть максимально использовать вес правой руки и смычка для полнокровного звучания всей мелодической ткани, наконец, требуется чутко корректировать давление смычка при его перемещении от колодки к концу (и в обратном направлении), а так же с одной струны на другую.

На основании вышеизложенного можно суммировать главные требования в работе над штрихом легато это:

  1. Слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность, текучесть, напевность звучания.
  2. Фразировка мелодии как музыкальная основа работы над разнообразными техническими приёмами.
  3. Последовательное изучение различных вариантов распределения смычка, основанное на анализе метроритмической структуры и выразительности музыкальной фразы (с учётом взаимодействия трёх основных факторов звукоизвлечения - скорости движения смычка, его давления на струну, игровой точки)
  4. Систематическое совершенствование навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую.
  5. Целенаправленная координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки - чёткой артикуляцией пальцев, сменами позиций, вибрато.

Деташе

Среди других скрипичных штрихов деташе (значит «отделяемый») по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к легато. Несмотря на иной способ игры - извлечение каждого звука отдельным движением смычка - деташе, как и легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки. Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка. Отличается деташе от легато более отчётливым началом каждого звука, благодаря чему появляется возможность варьировать характер их соединения. Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:

  1. певучее, слитное
  2. декламационное (часто называемое «баховским»)
  3. маркированное

Слитное деташе, отличающееся кантабильностью, требует соответствующей слуховой настройки. Ученик должен прежде всего ясно представлять и активно воспринимать напевность звукового потока, нужна постоянная забота о выравнивании силы звучания, осуществляемом противоположными движениями смычка (вниз и вверх). Работа над деташе в начальном периоде обучения должна быть самым тесным образом связана с правильным формированием элементарных двигательных навыков и основных приёмов звукоизвлечения. В первую очередь над штрихом следует работать в верхней и нижней частях смычка (как в подвижных, так и в медленных темпах), где легче достичь полноценного и разнообразного звучания. Что же касается средней части, то деташе в этой части смычка, особенно при игре в быстрых темпах, несколько ограничено в своих выразительных возможностях. Хотя деташе в принципе может быть исполнено любой частью смычка, наиболее целесообразно использование верхней его части. Именно здесь особенно ярко выявляется певучая природа и вместе с тем его живой, устремлённый характер.

Декламационное деташе отличается иной артикуляцией смежных звуков - скорее разделительным, нон-легатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более чёткого произнесения каждого звука фразы. Подобное речевое артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.-С. Баха.

Способ исполнения декламационного деташе имеет две особенности. Первая состоит в том, что в момент смены направления смычка давление на струну несколько ослабляется. Другой особенностью является то, что ведущее движение здесь осуществляется не предплечьем, а плечом.

Маркированное деташе чаще всего применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующего особого подчёркивания, как бы утяжеления каждого звука. Маркированное деташе, как правило, употребляется в мелодических построениях, изложенных четвертями или восьмыми, реже - половинными нотами. (А. Вивальди «Концерт a-moll, ч.1)

Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. Важнейшую роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение этюдного материала. Следует особо тщательно изучать те этюды, которые наиболее полезны для освоения разбираемого штриха, к их числу относится этюд Ф. Вольфарта (Избр. этюды вып.1 №33)

На основе мелодического строения данного этюда, где восьмые попеременно исполняются в различных частях смычка - верхней и нижней, - отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну. Четверти следует играть более быстрым проведением смычка, восьмые - ограниченной скоростью, так как здесь возникают различные ситуации: необходимость искусственного увеличения тяжести смычка в верхней части или облегчения у колодки. Чередуется и направление смычка относительно сильной доли, которые играются «прямым» или «обратным» (сильная доля вниз или вверх) штрихом.

На начальной стадии обучения ребёнка вполне оправдана увеличенная вдвое запись нотного текста в «Избранных этюдах», что способствует созданию у ребёнка правильных темпо-ритмических и двигательных представлений. Однако в дальнейшем для развития хорошего звучания и технических навыков ученика необходимо использовать текст оригинала, что потребует исполнения верхней половиной смычка с использованием его коротких отрезков.

Изучая данный этюд, нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность, следует как можно раньше разъяснить ученику, что напевный характер мелодики этюда требует применения слитного деташе.

Подобный певучий характер имеет и другой этюд, представляющий определённую веху на пути овладения штрихом деташе — Ф. Мазас «Этюд № 5»

Его можно изучать, используя различные виды штриха деташе, а так же различных его комбинаций с легато. Характер мелодии этого этюда позволяет использовать его для освоения декламационного деташе. Применять этот штрих в музыкальной школе приходится довольно рано, например при изучении «Гавота» И.С.Баха.

В старших классах владение этим штрихом необходимо для художественно полноценного исполнения многих произведений, в частности первой части концерта И.-С. Баха.

Маркированное деташе обычно изучают на материале этюда № 2 Ф. Мазаса.

Данный этюд содержит фрагменты, исполняемые иными видами деташе, а так же другими штрихами. Немалое место в нём занимают мартеле, пунктирные штрихи и т.д. Всё это делает этюд №2 своего рода «мини-энциклопедией» штриховой техники начинающего скрипача.

В учебном репертуаре младших классов школы имеются сочинения, требующие использования маркированного штриха. Например - «Концертино» А. Яньшинова, исполнение темы которого слитным звучанием потеряло бы свою художественную содержательность.

Поэтому знакомить ученика с приёмом «маркирования» звука нужно довольно рано, задолго до систематического изучения этюдов Ф. Мазаса. Итак, раннее освоение всех трёх видов деташе - слитного, декламационного и маркированного - создаёт прочный фундамент для дальнейшей разносторонней работы над данным штрихом и гибкого его применения в процессе исполнения музыки самого различного характера.

  1. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., «Музыка», 1988.
  2. Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб., 2009.
  3. Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. М., «Музыка, 1984.
  4. Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980.

Соловьева А. А., г. Кондопога, Республика Карелия

5. Гаммы

Зачем вообще нужны гаммы, инструктивный материал?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём издалека.
Управление игровым процессом требует некоторого количества внимания.
Очевидно, что однородный процесс проще, чем процесс, содержащий в себе изменения (смены позиций, смычков, etc.). Чем больше их на единицу времени, тем труднее. Сложен для контроля также процесс, совмещающий одновременно несколько факторов (трудности в правой и левой руках, двойные и переходы и т.д.).

Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие . Этот приём – один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, "разделяй и властвуй" .

Так вот, гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Не стоит воспринимать эти слова буквально, хотя гаммы и в чистом виде встречаются сплошь и рядом. Я имею в виду и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции. Это как конструктор.

Теперь расшифрую, что, собственно, я включаю в понятие "гамма" :

Во-первых, не ограничивайтесь одной гаммой Ля мажор. Играйте все гаммы – по одной в день, и скоро вам станет всё равно, какую гамму сыграть.

Во-вторых, начинайте гаммы Ре и выше как со струны Ре, так и с Соль и как с 1 пальца, так и со 2-го.

В-третьих, длительности: включите в стандартный набор триоли, квинтоли, секстоли.

Всегда играйте гамму хорошим, качественным меццо-форте! Хорошо сделать небольшое крещендо к верхней точке.

Дополнительные упражнения:

  1. Гамма только 1-2 (или 2-3, или 3-4) пальцами – с сохранением большого пальца "на якоре" (серединное положение, позволяющее доставать обе позиции). Очень полезно для раскрепощения руки и интонации в двойных.
  2. Упражнение на чёткое падение-поднятие пальцев:

Арпеджио

Я предлагаю три арпеджио: Т3/5, VI6, S6/4 + два септаккорда: УмVII7 и D6/5 в тональности, а не от пальца, это полезнее, слух воспитывается в тональности.

NB: При исполнении IV6, S6/4, 7A возможна оптимизация движений пальцев ЛР:

Интервалы, отмеченные скобкой, ставятся одновременно.

Требует привычки, но повышает надёжность интонации и сокращает количество пальцевых движений. Этот приём одномоментной постановки можно использовать в самых разных пассажах. Не пренебрегайте им, окупится сторицей.

Двойные ноты

Тут всё обычно: терции, сексты, октавы обычные и фингерированные и децимы.

Кроме уже упоминавшегося приёма - большого пальца на "якоре" – можно обратить внимание на следующее:

Добивайтесь звучания "третьего звука" – обертона, возникающего при чистом взятии двойной и достраивающего аккорд.

Не пережимайте пальцами левой руки.

В секстах переходите с ноты на ноту переезжая-перекатываясь пальцами, почти не поднимая их.

В октавах и децимах особое внимание к переходам. Они должны быть мягкими, движение чем-то напоминает вибрационное, рука непрерывно готовит переход в новую позицию. В октавах должны звучать обе ноты .

При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.

В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.

Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).

6. Штрихи смычка

Этюды играют роль гамм для правой руки, т.е. для штриховой техники, а также для некоторых форм деятельности левой руки – особые виды переходов, трели etc. Полезно учить (культивировать) штрихи именно на гаммах и арпеджио. Хорош также Крейцер №1, знакомый каждому с детства и не отвлекающий в силу этого от основной задачи.

Когда штрих-приём достаточно освоен – а критерием тут является способность варьирования – динамики, темпа, характера – рекомендую переходить к "эпизодам из жизни" – отрывкам из музыкальных произведений, где в чистом виде встречается тот или иной приём. Выберите себе несколько отрывков на каждый вид техники и шлифуйте. Так, говорят, работал над штрихами Давид Фёдорович. Полезно использовать как эпизоды из уже пройденных произведений (не будете отвлекаться на текст и пьеса сохранится "в боевой готовности"), так и штудировать трудности из того, что только предстоит сыграть.

Чем мельче штрих, тем мельче часть руки, его выполняющая.

Внутри самого короткого штриха должна быть маленькая чёрточка.

Некоторые замечания с списку штрихов:

Длинный звук. Параллель: наберите полную грудь воздуха, надуйте щёки и медленно-медленно выпускайте воздух через малюсенькую щёлочку в губах – туго и очень ровно.

Деташе . Здесь вариантов очень много, вот лишь некоторые из них:

  • Grand detache (широкое деташе) с удлинняющим дополнительным движением кисти в ТОМ же направлении, что и штрих.
  • фингерштрих . Попробуйте играть его медленно, в кантиленном характере, максимально используя пальцевой резерв.
  • максимально широкое и быстрое деташе на весь смычёк. Чтобы он не прыгал – следите, чтобы соотношение горизонтального и вертикального момента было очень выверенным.

Мартле – следить, чтобы штрих не сводился к одной атаке – после неё должно следовать тело звука.

Чем резче движение смычка, тем жёстче рессора пальцев.

Идентичный штрих у колодки, так называемые "качели" . Мизинец отпускает смычёк, тот падает на струну и в момент падения совершается кистевое горизонтальное движение. Смычёк отскакивает от струны, и цикл повторяется вверх.

Спиккато. Крупное – практически всей рукой, мелкое – кисть, пальцы.

  • легато+спиккато : 2+2, 3+3.
  • Только вверх , кисть совершает круговые движения. При ускорении этого штриха он превращается в
  • летучее стаккато на одном месте – очень эффектный приём.

Стаккато.

  • "Шпоровское". Один из алгоритмов нахождения (возникновения) ощущения: 1.Кистевое тремоло (кисть расслаблена, подвешена, упор на указательный палец, минимальный смычёк) – 2. Тремоло в одну сторону (остаётся только движение вверх). Сохранять подвешенное состояние кисти, не идти пальцами, задирая кисть и, в конце концов, запирая себя..
  • Летучее – не стараться прыгать, идти от струны, от лежачего.

Сотийе – Маленький очень плотный смычёк в определённой, довольно узкой зоне близко к середине – не в самом конце. Упругая природа смычка заставляет его самопроизвольно отскакивать от струны. В этом принципиальное отличие от спиккато – штрих идёт от струны , а не бросок НА струну. Правильно отрегулированный приём отличается стабильностью, устойчивостью, звучностью.

Рикошет – завершающая нота вверх кистью, тогда как сам рикошет - всей рукой. Опять-таки меньше прыгать, стремиться к звучности штриха.

Соединение струн – обратить внимание на подготовленность и, как следствие, плавность выполнения. Как и в смене позиций – сначала подготовка – потом игра. Никогда одновременно!

При повторяющихся фигурациях – усреднённое положение локтя; плавность, восьмёрки и кружки.

Хрестоматийный Крейцер №11.

Переход на нижние струны – всей рукой, особенно у колодки – иначе проваленное запястье чревато хрипом.

Аккорды. Сначала арпеджиато, затем более цельно. Собранная рука. Дополнительное движение кисти-пальцев важно, но не должно переходить в расхлябанность. Возвратное движение кисти-пальцев.

Не стараться продавить среднюю струну, всегда, в самом быстром темпе круговое движение.

Играть вверх и вниз.

И напоследок одно замечание касательно левой руки – после каждого аккорда расслабляйте пальцы!

Трели – активизация на короткое время – расслабление. Помогать вибрационным движением, но не подменять им работу пальцев.

Главной, конечной целью в работе над штрихом является его образное наполнение, содержательность извлекаемого звука. Поэтому:

Не играйте штрих, играйте характер.

7. Как учить?

Как учить, как заниматься? Этот один из самых часто задаваемых вопросов.

Большое значение для оптимизации домашних занятий имеет момент осознанности повторений. Между двумя повторами должна быть пауза для анализа и осознания сыгранного и корректировки сиюминутной задачи для нового повторения. В процессе занятий должна уставать голова, а не руки. Это спасёт их от переигрывания, сэкономит вам время, разовьёт аналитические способности и сбережёт нервы окружающим. Сколько плюсов! Ради этого стоит постараться.

Важно соблюсти два момента – предслышание того, что собираешься сыграть и контроль над сыгранным. Это не так просто. Слышание вперёд, чёткое ясное представление о последующем развитии фразы (и – как следствие – об игровых приёмах, необходимых для достижения цели) является для нас той путеводной звездой, по направлению к которой нам нужно двигаться. При её отсутствии занятия превращаются в поиск наугад. Чем точнее наше внутреннее представление, тем больше мы имеем шансов добиться цели. В то же время это идеальное внутреннее звучание не должно заглушать в нас то, что выходит из-под смычка, ибо в противном случае мы рискуем из исполнителя превратиться в сам-себя-слушателя, а остальная аудитория может не разделить нашего восторга. Это случается, когда, страстно увлечённый чьим-нибудь исполнением того или иного произведения, стремишься повторить его. Отдельные характерности тогда затмевают собой общую, объективную картину, и с увлечением музицирующий не отдаёт отчёта в несоответствии слышимого внутри и возникающего из-под смычка.

Сказанное не исключает возможности неожиданных колористических, технологических находок, идущих от сенсорной стороны занятий. Но совершенно очевидно, что путь проб и ошибок, метод коррекции “постфактум” гораздо менее эффективен, чем тот, при котором каждое следующее повторение скорректировано в соответствии с тем идеальным звучанием, которое непременно должно присутствовать и присутствовать активно в ушах каждого исполнителя.

Предслышание далеко вперёд вообще является необходимым условием соблюдения пропорциональности формы, логики построения фразы, но особое значение приобретает в быстрых, моторных эпизодах, когда нет времени думать о каждой ноте. Мышление блоками (ритмическими, аппликатурными, штриховыми) повышает надёжность исполнения, освобождая внимание. Чем быстрее темп, тем крупнее блок, расстояние от одного “опорного пункта” внимания до следующего. Объединять в блоки лучше начиная с небыстрого темпа, предвидя темп окончательный.

Итак:

Первый этап: Предельно ясно услышать то, что собираетесь сыграть – нота, мотив, фраза.

Второй этап: Не издавая ни звука, представьте в голове и в руках , что уже играете. Почувствовали? Ещё раз.

Половина работы сделана. Осталось воплотить ясно видимое-слышимое в жизнь, повторить пару раз, внося необходимые коррективы и "вбивая в руки".

Ещё:

Способ первый: медленно, ноту за нотой осваивать материал, не спеша, контролировать свободу аппарата, успевать думать обо всём, хорошо слышать вперёд. Ускорение до темпа в этом случае происходит по следующей схеме:

1) медленно мыслим – медленно играем, 2) быстро мыслим – медленно играем, 3) быстро мыслим – быстро играем.

Способ второй: берётся небольшая группа нот и сразу играется довольно быстро – пауза - ещё раз. Всё это с анализом – что плохо и как это “плохо” исправить (собственно, это актуально для всех способов). Группировать эти ячейки можно по разным принципам: аппликатурному, позиционному и т.д.

Отдельно можно просмотреть все элементы, из которых состоит музыкальная ткань и соединения этих элементов. Каждый из них, взятый в чистом виде, скорее всего не вызовет особых проблем. Трудность, как правило, заключается именно в их соединении. Наша задача – отыскать место, вызывающее сбой, расчленить его на элементарные составляющие, прочистить их и собрать всё воедино – невольно напрашивается аналогия с починкой какого-нибудь агрегата J

2009 © Все права защищены. Перепечатка статьи только с письменного разрешения автора и администрации сайта с ссылкой на источник.

Глава пятая

ШТРИХИ СМЫЧКА

1. Detache

Detache, вместе с протяженными «длинными» звуками, или, как их называют французы, «sons files», описанными нами в предыдущей главе, составляет основу смычковой техники. Применяя штрих detache, употребляйте всю длину смычка, играя в умеренном темпе, и стремитесь получить звук одинаковой силы при штрихах вниз и вверх. Начинайте каждый штрих с кисти, продолжая его с помощью вступающего в игру предплечья, пока не достигнете головки смычка при штрихе вниз или его колодки при штрихе вверх. Варьируйте этот штрих, используя отдельно различные участки смычка, играя верхней половиной смычка, серединой и у колодки.

Этот штрих, исполняемый у конца смычка, очень важен сам по себе, а его применение способствует увеличению мускульной силы кисти. Он служит основанием двум другим формам штриха: staccato и так называемым «пунктирным нотам», которые, подобно martele, играются у конца смыч a. Martele достигается крепким нажимом на струну головкой смычка, используя при этом лишь кисть руки для извлечения желаемого звука. В случае, если вы почувствуете, что не в состоянии овладеть этим штрихом с помощью одной кисти, можете прибегнуть к легкому нажиму предплечья, но никогда не применяйте нажима плеча.

3. Stаcсatо вниз и вверх смычком

О способе выполнения штриха staccato мнения разделяются. Мастера прошлого века - Крейцер, Роде, Шпор и другие - учили, что staccato следует исполнять с помощью кисти. У Шпора, по-видимому, было превосходное staccato, ибо он часто использует его в своих концертах.

Многие из великих виртуозов XIX века, которых мне самому удалось услышать, например Иоахим, обладали средней быстроты staccato. Иоахим добивался его исключительно кистью, и оно было достаточно стремительным для предпочитаемого им классического репертуара в сольных и камерных выступлениях. Иоахим первый провозгласил принцип: «виртуоз существует для музыки, а не музыка для виртуоза». Он первый создал популярность скрипичному концерту Бетховена, сонатам для скрипки соло Баха и главное - его «Чаконе», сонатам Тартини, в особенности той, которая известна под названием «Les trilles du Diable», и большей части классического репертуара, фигурирующего в настоящее время в концертных программах.

В юности я слышал, как Вьетан играл свои концерты и некоторые другие собственные сочинения; исполняя staccato смешанным образом - кистью и предплечьем, он был в состоянии сыграть большое число нот на один смычок, достигая этим удивительных эффектов.

Несомненно, наиболее блестящее staccato имел Венявский. Он пользовался для этого только плечом, напрягая кисть до состояния настоящей одеревенелости. Его staccato было головокружительно быстрым и одновременно отличалось механической равномерностью. Я, лично, пришел к убеждению что подобный метод игры staccato наиболее действен, и пользуюсь им.

Наоборот, Сарасате, обладавший ослепительным тоном, употреблял только staccato volant, не очень быстрое, но бесконечно грациозное. Последняя черта, то есть грация, освещала всю его игру и дополнялась исключительно певучим звуком, однако не слишком сильным.

4. Staccato volant

Staccato volant (летучее стаккато) представляет собою комбинацию двух методов - игры плечом и игры кистью, применяемых одновременно, но с той разницей, что при твердом staccato смычок не отделяется от струны и, если можно так выразиться, вонзается в нее, а при staccato volant смычок эластично отскакивает после каждой взятой ноты.

Здесь я снова повторяю, что только наглядная демонстрация методов игры staccato может принести действительную пользу учащемуся. Но на основании долгого опыта я должен признать, что для успеха в этом направлении необходимо еще и нечто другое, наряду с самим обучением игре staccato. В добавление к нему у ученика должно быть природное предрасположение к штриху, и кисть его должна действовать подобно пружине из лучшей стали.

5. Spiccato

Я всегда учил приему spiccato при помощи detache посредине смычка, играя его по возможности короче, без какого бы то ни было усилия, пользуясь одной кистью, и, что важнее всего, в умеренном темпе. Упражняясь в этом штрихе, следует постепенно увеличивать скорость, хорошо установив смычок на струне. Как только кисть обретет некоторую техническую ловкость, можно начать следующее упражнение на двух струнах (соль-ре):

Затем подобное же упражнение следует повторить и на других двух струнах (А--Е). Чтобы получить правильное spiccato, нужно только ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для уже yказанных коротких штрихов detache. Смычок непроизвольно будет отскакивать, если только исключены резкие движения руки.

Произвольные действия в этом направлении, стремление заставить смычок отскакивать как можно больше, благодаря силе руки, приводят к противоположным результатам. Трость делает неравномерные скачки, и вы будете не в состоянии контролировать движения трости и управлять ею. Все, что необходимо сделать в целях достижения большей звучности, это, не меняя положения кисти, держать смычок таким образом, чтобы пользоваться тремя четвертями ширины волоса смычка. Рука остается в покое и сохраняет обычное положение. Лишь третий палец находится в почти незаметном движении, поворачивая смычок так, чтобы большая часть волоса оказалась на струнах: иначе звук будет слабым, не будет резонировать, и волос, касающийся струны, начнет скользить с одного места на другое со свистящим звуком. Во избежание этого свиста вы должны стараться удержать смычок на одном месте, между подставкой и грифом".

6. Ricochet-saltato

При этом приеме держите смычок по возможности легко, едва касаясь пальцами трости. Поднимите смычок на четверть дюйма " или более над струнами в зависимости как от веса и эластичности трости, так и от искусства играющего. Дайте смычку упасть с помощью эластичного движения кисти, и вы заметите, что он отскочит ровно настолько, насколько вы ему это позволите. Вначале вы извлечете несколько беспорядочных, торопливых звуков, но после работы указанным способом в течение некоторого времени вы добьетесь овладения беспорядочным движением и сможете абсолютно ритмично сыграть две, три, шесть и восемь нот на один штрих в зависимости от того, будете ли вы укорачивать или удлинять его.

7. Tremolo

Движениями смычка, производимыми непосредственно один за другим, согласно тем же принципам, которыми достигается только что рассмотренный штрих ricochet-saltato следует пользоваться и для tremolo.

Делайте на каждом штрихе вниз отчетливый акцент кистью, значительно ослабив ее напряжение для того, чтобы смычок мог отскочить. Чем слабее и эластичнее будет акцент, тем сильнее отскочит смычок. Это применяется также при отскакивании смычка в случае штриха вверх.

Примечание редактора Дюйм = 2,52 см.

Берио употребил этот штрих в блестящем сочинении, именующемся «Tremolo» - вариации на Andante из ля-мажорной сонаты, ор. 47, Бетховена, известной под названием «Крей-церовой». Франсуа Прюм, высоко ценимый в середине прошлого столетия виртуоз, также широко пользовался tremolo в своей чрезвычайно популярной пьесе «Меланхолия». Еще совсем недавно Анри Марто применил tremolo, пренебрегаемое в течение ряда лет виртуозами и композиторами, во многих своих произведениях.

8. Арпеджио

Подобно tremolo, арпеджио играется согласно тем же принципам, что и ricochet-saltato. Если вы хотите облегчить себе работу над арпеджио, то сперва играйте его legato для того, чтобы добиться равномерного движения смычка вниз и вверх по всем четырем струнам. Делайте это, не напрягая руки, используя верхнюю половину смычка. Для обеспечения лучшего начала на струне G поднимите слегка руку и опустите ее настолько, насколько это необходимо, чтобы вы могли свободно перейти на струны А и Е. Как только вы совсем овладеете этим движением, можете начать арпеджио, так же как вы делали это в отношении tremolo, эластичным движением кисти вниз смычком:

9. Legato

Legato является наиболее употребительным штрихом и при хорошем исполнении отличается большой выразительностью. Для того чтобы оно звучало чисто, переходите с одной струны на другую с помощью кисти, поддерживаемой движением предплечья; переходите от струн А и Е к струнам G и D, и обратно к А и Е, позволяя руке вернуться в нормальное положение. Но это переходное движение руки с одной струны на другую должно происходить совершенно незаметно, без каких бы то ни было толчков и резкости. Улучшая ваше legato указанным мною здесь способом, вы с течением времени убедитесь, что можете сыграть большое количество нот на один смычок:

Полезно упражняться в различных тональностях и различных интервалах, например терциях, секстах и октавах, вначале очень медленно - четвертями, затем - восьмыми и шестнадцатыми. После этого перемените струны: перейдите на А и Е. Положите смычок на две струны G - D или А-£ и попробуйте извлечь им звук, не нажимая, не стремясь его увеличить или уменьшить. После некоторого времени, посвященного разумному использованию указанных упражнений, можете перейти к специальным легким этюдам Кайзера, Фиорилло и Крейцера (последние следует предпочесть в редакции Мазаса). «Принципы и практика скрипичной смычковой техники» («Principles and Pratice of Violin Bowing») А. Блоха принесет неоценимую пользу, в особенности начинающим.

Играйте упражнения в различных тональностях и различных интервалах: терциях, секстах, октавах. Несколько позже попробуйте играть восьмые и шестнадцатые на один и тот же смычок и в темпе, ускоряющемся пропорционально увеличению беглости ученика при передвижении по струнам и от одной позиции к другой.

Для достижения действительно совершенного legato надлежит следить за тем, чтобы пальцы, находящиеся на обечх струнах, продолжали оставаться в этом положении до тех пор, пока смычох переходит с одной струны на другую. Поднимая какой-нибудь из этих пальцев, вы нарушите непрерывность звука, и тогда, несомненно, получится нечто вроде заи анья.

Legato в действительности есть не что иное, как уничтожение углов в скрипичной игре. Это - осуществление идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков. Техника legato, развиваемая так, как было объяснено мною, дает в результате прекрасный певучий звук, то есть естественный тон скрипки. Мы, конечно, должны употреблять detache, martele, staccato и другие штрихи, ибо красота «длинных» звуков - sons files - должна быть выделена, иначе даже их совершенство превращается в монотонность. Однако квинтэссенцией кантиленной игры является legato: без него пение скрипки невозможно. И даже тогда, когда оно редко сменяется другими штрихами, legato не производит монотонного впечатления. Приведу пример из вокальной литературы: рассмотрим некоторые из больших арий в кантатах Баха. Им по существующим правилам должен предшествовать речитатив. Но великий музыкант Бах знал, что ничто так не утомительно для музыкального слуха, как длинные декламационные речитативы - нечто вроде вокального detache,- и писал поэтому короткие речитативы и длинные арии.

Скрипка - гомофонный, мелодический, поющий инструмент. Ее главным экспрессивным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Все триумфы виртуозности - победа над двойными терциями, превосходные штрихи staccato, «фингерированные» октавы и децимы - не изменяют основного факта. Вот почему смычковый штрих legato, создающий мелодию, останется одним из наиболее употребительных и единственным штрихом, который должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным. Я желал бы, чтобы в сознание каждого скрипача, стремящегося обрести хорошее legato, врезалось следующее общее правило: не поднимайте пальца со струны, пока не услышите, что уже зазвучала другая.

Работа над штрихами в классе скрипки

Необходимыми условиями для достижения успешных результатов в работе над штрихами являются: соответствие музыкально-выразительного значения того или иного штриха характеру исполняемого произведения, качество его звучания, ритмическая точность, координация движения обеих рук, целесообразность распределения смычка.

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии с вибрато и определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесѐнной без артикуляции и оттенков речевой интонации, так мелодическая мысль неотделима от особенностей еѐ произнесения на инструменте. Таким образом, выявляется художественная функция штрихов – они предстают как артикуляционное явление интонационного порядка.

Изначально понятие «штрих» имеет несколько значений. Это и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приѐмом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартеле и пр.), а также способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы. К сожалению, многие педагоги, рассматривают различные штрихи смычка со стороны их двигательно-технической специфики, изолируя тем самым проблему штрихов от анализа звукоизвлечения, в результате чего получают чисто механические движения смычка, никоим образом не связанные с образно-художественными задачами, исполняемого произведения.

Понятие «штрих» применительно к смычковым инструментам, должно рассматриваться как продиктованный образно-интонационным содержанием

мелодии характер произнесения музыкальных звуков, достигаемый соответсвующими движениями смычка.

Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные.

К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартле, сотийе и спиккато.

Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков, а так же (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сотийе и спиккато рассматриваются в качестве виртуозного владения смычком, поэтому и объединены они в одном разделе, несмотря на существенные различия по ряду параметров. Остальные скрипичные штрихи можно считать производными, поскольку в их звуковых характеристиках и приѐмах исполнения так или иначе комбинируются отдельные элементы названных пяти типов. «Основные» и «производные» штрихи рассматриваются лишь с методической целью, а не в качестве ещѐ одного варианта общей классификации смычковых штрихов. Основные скрипичные штрихи активно формируют исходные навыки управления звуком скрипки, приѐмы звукоизвлечения и звуковедения, смены направления смычка, переходов с одной струну на другую. Вместе с тем штрихи в известном смысле представляют собой систему – между основными и производными штрихами существуют не только прямые, но и обратные связи. Следовательно, усиление внимания к производным штрихам совершенствует выполнение основных, улучшает звучание скрипки в целом.

Легато

По словам Л.Ауэра, штрих легато представляет собой «осуществление идеала мягкого, округлѐнного, непрерывного потока звуков». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не

прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным». Для освоения различных приѐмов связывания звуков помогает сольфеджирование, но это не является главной задачей достижение звуковысотной чистоты интонации, главное состоит в том, чтобы добиться правильного осмысления мелодии, еѐ грамотной фразировки, мелодического дыхания. Нельзя не сказать об общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного легато, так как, в результате даже самой незначительной зажатости какого - либо сустава или излишней напряжѐнности мышц рук, кисти, плечевого пояса движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важная роль отводится умению сочетать свободно выполняемое начальное движение руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости (некоторым торможением) движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет немало общего с певческим дыханием. Приѐм «дыхания смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка (как и в начале штриха) оптимально сочетаются факторы скорости и давления его на струну. Типичный в этом отношении недостаток – неуправляемую в самом начале скорость его движения, особенно при игре вниз от колодки, - следует преодолевать настойчивой работой над воспитанием соответствующего навыка.

Штрих легато не просто ведение смычка по струне, в то время, как левая рука играет ноты. Легато – штрих, имеющий своѐ начало, развитие и конец. Главная трудность этого штриха – соединение певучести звучания в целом и певучести и звучания ноты. Полагаться только на действия правой руки нельзя,

    певучести легато активны обе руки. Легато – основа всех штрихов. Основные упражнения для легато – это длительное звучание одной ноты. Чем звучание дольше, тем лучше. Исполняя легато необходимо помнить об атаке – начало звука.

Можно проделать следующее упражнение: сначала на каждой струне, не касаясь еѐ, провести смычок вверх и вниз. Затем положить смычок на струну у колодки, научиться делать рывок вниз движением кисти и пальцев. Тоже сделать концом смычка при движении вверх. После этого добавить движение смычка минимально нажимая на струну.

Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приѐма, необходимо заблаговременно приблизить волос смычка к последующей струне, увеличить плотность прилегания к ней в момент перехода. Иными словами, речь идѐт о хорошей атаке звука на другой струне.

Упражнение . Смычок проводит попеременно по двум соседним открытым струнам. Нужно, как можно быстрее менять струны, проводя смычком вверх и вниз, начиная от середины расстояния между грифом и подставкой, приближаясь к подставке. У подставки звукоизвлечение затруднено, поэтому многие скрипачи начинают легато ближе к грифу, подводя затем смычок ближе к подставке. Если на пиано скрипка не звучит, то это исправляется следующим образом: нужно сначала извлечь форте у подставки, а затем уменьшить скорость смычка, получится яркое пиано. Главное, всѐ делать, запоминая мышечные ощущения.

Важное значение имеет и подготовка пальца левой руки на струне. Палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаѐтся на ней, пока оба звука не соединяться. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.

Важнейшее условие хорошего легато – умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков – неотделимо от образно-художественного постижения смысла и строения музыкальной фразы.

    основе процесса овладения выразительной фразировкой лежит формирование двух навыков:

    разделять мелодию на синтаксические единицы (периоды, предложения, фразы, мотивы)

    умения определять кульминационные моменты (подход к кульминации,

саму кульминацию и посткульминационный спад).

Варианты распределения смычка можно классифицировать на несколько видов:

    Равномерное распределение целого смычка – употребляется в тех случаях, когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер.

Естественно, что всякие ускорения или замедления ведения смычка в подобных случаях могут вызвать разрыв единой линии мелодической линии поэтому движение исполняется ровно, без каких-либо динамических изменений.

    Неравномерное распределение всей длины смычка употребляется обычно при исполнении музыки взволнованного характера, когда восходящая направленность мелодии к опорным звукам, смысловым акцентам и кульминациям сопровождается обычно значительным крещендо. В этом случае движение смычка, сдержанно-экономное вначале, к концу лишь постепенно ускоряется.

    Третий вид представляет собой такой вариант неравномерного распределения, когда в пределах одной, обычно краткой лиги, происходит спад динамики в момент отхода от кульминационного (или опорного) тона мелодии с филировкой звука (диминуэндо). Активная вначале атака звука и быстрое проведение смычка сменяются постепенным замедлением его инерционного движения.

    Короткое легато (по два звука), где смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки.

    К особым видам скрипичного легато относится и специфическая его форма – бариолаж (в переводе с французского – пѐстро раскрашивать), когда

при быстром чередовании смежных струн два или несколько звуков объединяются одним движением смычка, при этом происходит быстрый

перевод его с одной струны на другую с помощью кистевого движения, при участии предплечья и свободно «подвешенного плеча».

Как же организовать перспективное освоение и развитие многочисленных приѐмов и навыков, составляющих мастерство владения скрипичным легато? Прежде всего, нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу.

Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путѐм сравнения с другим штрихом, целесообразно привлекать внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии – менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). В представлении ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь».

Знакомить ребѐнка с подобным разграничением штрихов можно уже на стадии, когда осваиваются элементарные приѐмы игры. Такой сравнительный метод позволяет ещѐ на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по два, затем по четыре звука на одно движение смычка), используя материал мелодически целесообразных этюдов и пьес. С этого момента начинается детальная работа над умением правильно, в соответствии с поставленной задачей распределять длину целого смычка.

Этюд А. Комаровского № 9 (Избр. этюды вып.I в состав. Гарлицкий, Радионов, Фортунатов) соединение штрихов деташе и легато. Написан в трехчастной форме, где первая и третья части исполняются штрихом деташе, а вторая – легато. Нужно начинать разучивать легато с ровного разделения

смычка на количество нот в лиге, но вместе с тем не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка в связи с фразировкой. Так как скорость ведения смычка внутри лиги напрямую связана с выполнением крещендо, диминуэндо, кульминацией в исполняемом произведении.

Этюд Н. Баклановой № 16 (Избранные этюды I вып.) помогает понять ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков не всегда ограничивается лигой, указанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки. При этом ряд небольших лиг объединяются одной длинной (можно воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны. Данный этюд, написанный по 4 легато, в дальнейшем желательно играть по 8 легато, соединяя две лиги в одну. Движение смычка в начале сдержанно, экономно, а к концу лиги лишь немного ускоряется.

Строение песенной мелодии «Соловьѐм залѐтным» (русская нар. песня в обр. А Комаровского) определяет протяжѐнность фразировочных лиг. В первом предложении – две фразировочные лиги, каждая из которых объединяет фразу из двух тактов. Второе предложение объединено одной большой фразировочной лигой, включающей четыре такта.

    возможностью мягкого разделения звуков в связной игре (подготовка к декламационному легато и портато) ученик знакомиться ещѐ в том периоде занятий, когда изучается «Сурок» Л. Бетховена. При исполнении этой пьесы отдельными штрихами обычно нелегко достичь хорошего звучания и верной акцентировки: ребѐнок не может правильно сочетать скорость и давление смычка, так как ещѐ не владеет навыком мгновенной перемены скорости смычка при смене его направления. Поэтому более логичны и художественно оправданны такие штрихи, когда восьмая, слигованная с предшествующей четвертью, мягко отделяется от неѐ.

Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Возьмѐм для примера пьесу Ф.Шуберта «Пчѐлка». При непрерывной игре на разных струнах

    необходимости выделять мелодический голос решение этой задачи связано с несколькими факторами. Во-первых, смычок здесь нужно распределять равномерно, добиваясь чѐтких и мягких переходов на другую струну. Главная роль в этом принадлежит свободной кисти, взаимодействующей со вспомогательными движениями остальных частей руки. Во-вторых,

необходимо как можно естественнее извлекать звук, то есть максимально использовать вес правой руки и смычка для полнокровного звучания всей мелодической ткани, наконец, требуется чутко корректировать давление смычка при его перемещении от колодки к концу (и в обратном направлении), а так же с одной струны на другую.

Основными требованиями в работе над штрихом легато являются:

    Слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность, текучесть,

напевность звучания.

2. Фразировка мелодии как музыкальная основа работы над разнообразными техническими приѐмами.

    Последовательное изучение различных вариантов распределения смычка,

основанное на анализе метроритмической структуры и выразительности музыкальной фразы (с учѐтом взаимодействия трѐх основных факторов звукоизвлечения – скорости движения смычка, его давления на струну, игровой точки)

    Систематическое совершенствование навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую.

    Целенаправленная координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки – чѐткой артикуляцией пальцев, сменами позиций, вибрато.

Деташе

Среди других скрипичных штрихов деташе (значит «отделяемый») по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к легато. Несмотря на иной способ игры – извлечение каждого звука отдельным движением смычка – деташе, как и легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки. Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка. Отличается деташе от легато более отчѐтливым началом каждого звука, благодаря чему появляется возможность варьировать характер их соединения. Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:

    певучее, слитное

    декламационное (часто называемое «баховским»)

    маркированное

Слитное деташе,передающее певучесть, требует соответствующей

слуховой настройки. Ученик должен, прежде всего, ясно представлять и активно воспринимать напевность звукового потока, контролировать силу звучания, осуществляемую противоположными движениями смычка (вниз и вверх). Работа над деташе в начальном периоде обучения должна быть самым тесным образом связана с правильным формированием элементарных двигательных навыков и основных приѐмов звукоизвлечения. Изучать деташе сначала нужно большими участками смычка (верхним, потом нижним), лишь после этого можно переходить к игре всем смычком и комбинировать штрихами. Играть в разных частях таким образом, чтобы не было изменения звучания. Это дает свободу игры, звучность, качество штриха. Главное в этом штрихе – атака звука, как вниз, так и вверх.

Что же касается средней части, то деташе в этой части смычка, особенно при игре в быстрых темпах, несколько ограничено в своих выразительных

возможностях. Хотя деташе в принципе может быть исполнено любой частью

смычка, наиболее целесообразно использование верхней его части. Именно

здесь особенно ярко выявляется мелодичность и вместе с тем его живой,

устремлѐнный характер.

Существующие ошибки.

    Оставление нажатия смычка на протяжении всего движения, что делает звук «безликим», в то время, как насыщенность звучания является основой этого штриха.

    Увеличение скорости ведения смычка. Из-за этого используется большее

количество части смычка, чем нужно.

Исполняя штрих деташе, нужно хорошо чувствовать смычком струну, следить за свободной кистью.

Декламационное деташе отличается иной артикуляцией смежных звуков – скорее разделительным, нон-легатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более чѐткого произнесения каждого звука фразы. Подобное речевое артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.-С. Баха.

Способ исполнения декламационного деташе имеет две особенности. Первая состоит в том, что в момент смены направления смычка давление на струну несколько ослабляется. Другой особенностью является то, что ведущее движение здесь осуществляется не предплечьем, а плечом.

Маркированное деташе чаще всего применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующего особого подчѐркивания, как бы утяжеления каждого звука. Маркированное деташе, как правило, употребляется в мелодических построениях, изложенных четвертями или восьмыми, реже – половинными нотами. (А. Вивальди «Концерт a-moll, ч.1)

Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При

этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. Важнейшую роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение этюдного материала. Следует особо тщательно изучать те этюды, которые наиболее полезны для освоения разбираемого штриха, к их числу относится этюд Ф. Вольфарта (Избр. этюды вып.1 №33)

На основе мелодического строения данного этюда, где восьмые попеременно исполняются в различных частях смычка – верхней и нижней, - отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну. Четверти следует играть более быстрым проведением смычка, восьмые – ограниченной скоростью, так как здесь возникают различные ситуации: необходимость искусственного увеличения тяжести смычка в верхней части или облегчения у колодки. Чередуется и направление смычка относительно сильной доли, которые играются «прямым» или «обратным» (сильная доля вниз или вверх) штрихом.

На начальной стадии обучения ребѐнка вполне оправдана увеличенная вдвое запись нотного текста в «Избранных этюдах», что способствует созданию

    ребѐнка правильных темпо-ритмических и двигательных представлений. Однако в дальнейшем для развития хорошего звучания и технических навыков ученика необходимо использовать текст оригинала, что потребует исполнения верхней половиной смычка с использованием его коротких отрезков.

Изучая данный этюд, нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность, следует, как можно раньше, разъяснить ученику, что напевный характер мелодии этюда требует применения слитного деташе.

Подобный певучий характер имеет и другой этюд - Ф. Мазас «Этюд № 5»

Его можно изучать, используя различные виды штриха деташе, а так же различных его комбинаций с легато. Характер мелодии этого этюда позволяет использовать его для освоения декламационного деташе. Применять этот

штрих в музыкальной школе приходится довольно рано, например, при изучении «Гавота» И.С.Баха.

    • старших классах владение этим штрихом необходимо для художественно полноценного исполнения многих произведений, в частности первой части концерта И.-С. Баха.

Маркированное деташе обычно изучают на материале этюда № 2 Ф. Мазаса.

Данный этюд исполняется разными видами деташе, а так же другими штрихами. Немалое место в нѐм занимают мартеле, пунктирные штрихи и т.д. Всѐ это делает этюд №2 очень полезным в освоении штриховой техники начинающего скрипача.

    • учебном репертуаре младших классов школы имеются сочинения, требующие использования маркированного штриха. Например – «Концертино»

    Яньшинова, исполнение темы которого слитным звучанием потеряло бы свой художественный смысл

Поэтому знакомить ученика с приѐмом «маркирования» звука нужно довольно рано, задолго до систематического изучения этюдов Ф. Мазаса. Итак, раннее освоение всех трѐх видов деташе – слитного, декламационного и

маркированного – создаѐт прочный фундамент для дальнейшей разносторонней работы над данным штрихом и гибкого его применения в процессе исполнения музыки самого различного характера.

Мартле

Мартле – отрывистый штрих, исполняемый обычно в верхней половине смычка. Особенностью исполнения является наличие пауз между штрихами и отрывистая атака звука. Для того, чтобы штрих получился острым, коротким и

    то же время лѐгким, необходимо во время остановки смычка сделать небольшой нажим на трость и отпустить этот нажим во время движения смычка. Стоит отметить, о необходимости следить, чтобы он не сводился к одной атаке. Чем резче движение смычка, тем жѐстче рессора пальцев.

Хорошим материалом для освоения штриха мартле являются Этюд № 30 (Избранные этюды I вып), Этюд № 10 Мазаса (I тетрадь).

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Гаммы являются действенным средством развития всех элементов скрипичной техники. Это достижение чистой интонации в различных тональностях, четкая артикуляция и беглость пальцев, устойчивость ритма, совершенствование звука и его динамики, отработка смены позиций, смены струны и смычка, развитие штриховой техники.

Этюды наряду с гаммами и упражнениями служат активному развитию технического оснащения ученика, но вместе с тем активно развивают и музыкально-исполнительскую сторону.

Большое значение имеют этюды художественного плана. Этюдов можно брать много, тщательно продумывать их выбор. Для чего же нужны этюды?

    Средство освоения разнообразных видов техники, в особенности того вида, который отстаѐт у ученика.

    Относительно произведения, которое проходит ученика. Этюды

можно проходить параллельно изучаемого произведения, а иногда и заранее, чтобы подготовить технические моменты, необходимые для конкретного произведения.

Например, для того, чтобы хорошо сыграть Ф.Шуберта «Пчѐлку» в быстром темпе, где необходима триольная техника, нужно начинать приобретать этот навык на сравнительно легком этюде Комаровского на раннем этапе обучения.

Ещѐ пример прохождения этюдов. Для Концерта a-moll А. Вивальди полезен Этюд Вольфарта № 4, «За работой» Комаровского, Этюд № 3 Кайзера.

Говоря о штрихах, можно обозначить инструктивный материал для

учащихся младших классов.

Радионов К. «Начальные уроки игры на скрипке» Захарьина Т. «Скрипичный букварь»

Н.Бакланов «Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24-х тональностях» Гарлицкий М. Шаг за шагом

«Юный скрипач» выпуск I (редакция Фортунатова К.)

Григорян А. Гаммы и арпеджио

Шридик Г. Упражнения I тетрадь

Этюды на различные виды техники

Деташе

Избранные этюды I выпуск №№1,4,5,6,21,25,42 Избранные этюды II выпуск №№2,8.9,12,39

Легато

Избранные этюды I выпуск №№5,7,16,17,31,44,45,56,58 Избранные этюды II выпуск №№1,4,5,11,13,18,20,22,30,34 Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь №№ 2,4,6,8 и др.

Смена струны

Избранные этюды I выпуск №№ 27,29,35,54,55,57,62,66 Избранные этюды II выпуск №№ 7,13,20,31

Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь №№ 7,10,12,34 Соединение деташе и легато

Избранные этюды I выпуск №№ 3,9,13,14,20,37,52 Избранные этюды II выпуск №№ 6,15,19,24,36

Мартеле

Избранные этюды I выпуск № 30 Избранные этюды II выпуск №№ 14,35 Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь №№ 7,14,18 Не симметричные штрихи

Избранные этюды I выпуск №№ 13,14,20,49,56 Избранные этюды II выпуск №№ 8,23,24,26,32,33

Сотийе

Избранные этюды I выпуск № 61

Избранные этюды II выпуск № 38

Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь № 19

Хроматизмы

Избранные этюды I выпуск №№ 39, 51,52,53 Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь №№ 8,12

Трель

Избранные этюды I выпуск №№ 41,64

Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь № 15

Пунктирный ритм

Кайзер Т. Этюды ор.20 I тетрадь №№ 23,31

Двойные ноты

Избранные этюды I выпуск раздел двойные ноты №№ 1-14 Гарлицкий М. Шаг за шагом раздел двойные ноты

Развитие беглости

Избранные этюды I выпуск №№ 44,45,47,48,58,60,65,66 и др. сборники

Комбинированные штрихи

Избранные этюды I выпуск №№ 3,9,13,14,20,52 Избранные этюды II выпуск №№ 15,24,36

Данный инструктивный материал далеко неполный и носит рекомендательный характер. Каждый педагог, исходя из своего личного опыта, может использовать в работе другие сборники этюдов.

    учебном процессе инструктивный материал должен быть в авангарде и не должен быть абстрактным. Все наработанные учеником навыки должны в последствие применяться в работе над репертуаром. Целеустремлѐнная работа над техническим материалом необходима для развития юного скрипача. Она создает крепкую техническую базу, в которой штрихам отведена огромная роль, что позволяет обеспечивать высокий уровень изучения художественного материала и играет значительную роль в становлении юного скрипача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получая хорошую техническую базу и приобретая необходимые игровые навыки, ученик приобретает возможность развиваться гармонично, так как технический и художественный материал не могут существовать отдельно друг от друга.

Основная идея овладения штрихами сводится к тому, что технический арсенал скрипача должен быть подготовлен заранее для тех произведений, которые ему предстоит играть. Если новые технические навыки приходится приобретать на пьесах и концертах, то в этом случае ученику уже будет не до музыки.

    заключении мы можем говорить о том, что рассматривать штрих, как исключительно двигательный приѐм, будет неправильно. Это не специфическое движение смычка по струне, а его музыкально-выразительная роль,

продиктованная интонацией в музыке.