В гостях у художника В. Тропинина.doc - В гостях у художника В. Тропинина и московских художников пушкинской поры. Сочинение: описание картины В. А. Тропинина "Кружевница" Описание по картине тропинина

Для того чтобы сочинение по картине "Кружевница" получилось наиболее полным, представим план работы.

План

Вступление. О художнике.

1. История создания портрета.

2. Описание картины "Кружевница" Тропинина.

3. Колорит и общий настрой картины.

Заключение.

Вступление

Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857) - выдающийся русский художник-портретист. Его кисти принадлежат множество портретов, написанных в основном в романтическом стиле. Биография художника достаточно хорошо изучена.

В сочинении по картине "Кружевница" перечислим лишь несколько фактов. Известно, что судьба Тропинина сложилась непросто. Он родился в 1776 году в семье крепостных, принадлежавших графу Ираклию Моркову, генералу, геройски воевавшему в Крыму, и, как пишут, жесткому и упрямому человеку. В возрасте 22 лет молодой Тропинин, проявивший незаурядные способности к рисованию и изображению людей, был отдан на обучение кондитеру, чтобы тот научил его делать фигурные изображения для тортов и пирожных.

После того как Тропинин окончил учебу, двоюродный брат графа Моркова подал тому мысль определить молодого художника вольнослушателем в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Идея была интересная: иметь своего крепостного живописца хотели бы, наверное, многие дворяне. Тропинин учился, жил на квартире у профессора академии Степана Семеновича Щукина, знаменитого портретиста, и служил тому в качестве слуги и подмастерья: подготавливал холсты, тер краски, выполнял различные поручения.

Тропинин отлично зарекомендовал себя в учебе, дважды побеждал в конкурсах Академии художеств и даже одной из своих работ обратил на себя внимание императрицы Елизаветы Алексеевны. Моркову следовало бы дать ему вольную. Но вместо этого он отзывает его из Санкт-Петербурга, и в 1804 году художник едет в украинскую деревню Кукавку, где становится слугой, пастухом, живописцем и маляром при графе одновременно.

Вот так - из столицы, когда ты молод, и жизнь сулит прекрасные перспективы, и ты сам чувствуешь, как растешь и набираешься опыта... И вдруг - снова на 19 лет оказаться в глуши, где ничего этого нет, и все зависит от воли помещика. Кто бы ни озлобился, не опустил руки, не проклял все на свете? А вот сам Тропинин позднее в своих мемуарах писал, что, несмотря ни на что, благодарен графу: истинным художником, как он считал, его сделала Украина. "В Малороссии, - вспоминал он, - я без отдыха писал с натуры, а лучший учитель - природа".

Моркова много раз просили дать вольную художнику и даже предлагали деньги. За него хлопотала и Академия художеств, но генерал всем отказывал. Он сам привязался к Тропинину, и только этим Моркова можно извинить.

В 1823 году, когда Тропинину было уже 47 лет и когда им уже была написана ставшая впоследствии знаменитой картина "Кружевница", он получил наконец вольную. Но его жена и сын Арсений еще в течение 5 лет были крепостными.

Уже через год после получения свободы Тропинин становится академиком Академии художеств. Приобретенные в молодости навыки его умножились, он стал настоящим мастером художественного портрета. Его кисти принадлежат такие полотна, как "Кружевница", "Гитарист", "Золотошвейка", "Странник", "Портрет Николая Карамзина"... И конечно, знаменитый портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина, написанный художником в 1827 году.

1. "Кружевница". История создания портрета

Несомненно, Василий Андреевич Тропинин был удивительным человеком с большим запасом оптимизма и жизнелюбия. По воспоминаниям современников, он легко сходился с людьми, был незлобивым и дружелюбным. И конечно, характер художника нашел свое отражение в созданных им полотнах.

В сочинении по картине "Кружевница" необходимо указать, что она была написана художником в 1823 году. Весь портрет пронизан игривым, легким, романтическим настроем. Молодая девушка, едва оторвавшись от своего занятия, взглянула на художника, чтобы тут же вернуться к кружевам. Она улыбается, словно говоря: "А, это ты! Привет!"

У художника есть еще картины того же "поэтического" типа, которые посвящены работающим молодым женщинам-простолюдинкам. Это "Золотошвейка" и "За прошивками". Полотна Тропинина можно было бы назвать жанровыми, если бы не их явная романтическая направленность, особенно характерная для первой половины его творчества. Неслучайно на одной из выставок за портрет "Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке" Тропинин был назван в честь французского портретиста "Русским Грёзом". Портреты обоих этих художников чувственны, выразительны и сентиментальны.

2. Описание картины

Кажется, все в портрете не настоящее: девушка - не дворовая девка, которую посадили за кропотливую работу плетения кружевного полотна. В сочинении по картине "Кружевница" поясним, что изготовление кружев с помощью коклюшек - тяжелое занятие, от которого страдает зрение и болит спина. Недаром к концу "своей карьеры" кружевницы, работающие в помещичьих мастерских становятся полуслепыми сгорбленными старухами. Большую часть жизни им приходится проводить в помещении, склонившись над подушкой, перебирая коклюшки с намотанными нитками. Чуть ошибешься в выборе нити - и нарушен тончайший узор, и работа пошла насмарку. Так трудно достигается мастерство.

У Тропинина же это не работница, а настоящая фея. Такой должна была быть Оксана из гоголевских "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Тот же очаровательный малороссийский тип лица, на который засматриваешься.

Тропининская кружевница работает, как играет. Кажется, все просто и счастливо в ее жизни. Она молода, здорова, полна сил и энергии. И нет никаких социальных тягот и зависимостей - художник идет за характером человека, изображая самое светлое в нем. Но ведь человек неразрывен с той средой, в которой он живет - значит, художник идеализирует то, что изображает, приукрашивает его. Поэтому-то его простолюдинка-кружевница совсем не выглядит таковой: руки у нее нежные, мягкие, взгляд лукавый, улыбка кокетливая, а движения, которые художнику, благодаря таланту, удалось передать, утонченные и грациозные.

В то же время детали интерьера занимают художника не меньше, чем лицо и фигура девушки. С большой тщательностью выписаны им коклюшки, холст с кружевами, ножницы и шкатулка.

3. Колорит и общий настрой картины

Несомненно, большую часть художественных навыков Тропинин позаимствовал у Щепкина во время своей учебы. Он умело использует палитру со светлыми цветами, предпочитая серебристые и сиреневые оттенки. Общий колорит картины "Кружевница" выдержан в благородном оливковом цвете.

И этой общей идее - благородству и простоте, которая выражена в образе милой девушки, очаровательной простолюдинки, не лишенной ума и грации, но совершенно избавленной художником от грубости, обычно присущей людям, выросшим на лоне природы, - подчинено все в картине. Тропининская Кружевница гармонично вписалась в ряд женских сентиментально-романтических образов, характерных для искусства тех лет - от Бедной Лизы до Барышни-крестьянки, которые так пленили сердца современников.

Заключение

Василий Андреевич Тропинин - выдающийся мастер русского портрета. Им создано около трех тысяч произведений. Среди них портреты выдающихся людей своего времени: Пушкина, Карамзина, Брюллова, Витали, Айвазовского, Самарина и др. По словам кого-то из современников, он был очень популярен и "переписал пол-Москвы". Впрочем, популярность мастера не мешала ему каждый раз тщательно подходить к выполнению работы, обдумывая композицию и стиль. Это лишний раз подтверждает, что даже находясь в глуши, по чужой воле, вдали от учителей и друзей, можно не только сохранить свой талант, но и приумножить его.

Есть живописные полотна, которые сразу же запоминаются и западают в душу какой-то особенной тихой красотой и одухотворенностью. Такова картина "Кружевница", принадлежащая кисти известного русского художника Василия Андреевича Тропинина.

Мы расскажем вам об истории создания данного произведения искусства, о том, кто изображен на этом портрете, а также приведем ряд интересных фактов из биографии живописца.

Факты из биографии В. А. Тропинина

Картина Тропинина "Кружевница" является столь совершенным и прекрасным творением, что зрителям и в голову не придет усомниться в таланте и мастерстве художника. А между тем, Василий Андреевич Тропинин был рожден крепостным, и на его пути к творчеству и свободе было немало препятствий. Подумать только: если бы звезды были менее благосклонны к этому одаренному человеку, то его художественный талант мог бы и не получить развития.

Итак, В. А. Тропинин появился на свет в 1776 году. Когда будущий живописец подрос, граф Морков, бывший тогда его хозяином, отправил мальчика в Петербург обучаться кондитерскому делу. Но талант подростка к рисованию проявился столь ярко, что волею судьбы он все-таки смог посещать учебные классы Академии художеств. В то счастливое время Тропинин познакомился с Орестом Кипренским, Александром Ивановым. Нашлись именитые люди, которые стали ходатайствовать перед графом Морковым, чтобы он дал юноше вольную. Но тот, напротив, велел Тропинину вернуться, чтобы вступить в лакейскую должность.

Свободу Василий Андреевич получил лишь в 1823 году, в ту пору ему уже было 44 года.

Как и когда была написана картина "Кружевница"

Сразу же после обретения долгожданной свободы художник отправляется в дорогой его сердцу город - Санкт-Петербург. Он страстно мечтает получить диплом живописца в Академии художеств, где он когда-то обучался изящному искусству рисования. Для того чтобы продемонстрировать мастерство перед строгой академической комиссией, он должен был представить на суд несколько живописных полотен. Картина "Кружевница" была среди оных.

Члены комиссии дали полотну самую высокую оценку. И диплом академика был торжественно вручен Тропинину. "Кружевница" была тепло встречена критиками. Они восхищались цветовой гаммой, освещением, умением художника передавать характер модели. Правда, находились и недовольные, обвинявшие Василия Андреевича в том, что он пытается идеализировать простой труд, что героиня картины совершенно не похожа на девушку-крестьянку: ее движения слишком уж грациозны, а руки - нежны. Но эти единичные критикующие возгласы терялись на фоне всеобщего восторга.

Описание полотна

Картина "Кружевница" изображает милую молодую девушку, склонившуюся над своей работой. Она словно отвлеклась на мгновение и встретилась глазами со зрителем, неожиданно вошедшим в комнату. Руки юной особы, обнаженные почти полностью, замерли только на секунду. Кажется, что через мгновение она вновь погрузится в работу и примется плести витиеватые ажурные узоры. Кружевница не позирует - она живет.

"Кружевница" невозможно без рассказа об удивительной внешности главной героини. С одной стороны, она - простая девушка. На ней обычный наряд крестьянки и нет никаких украшений. Но лицо ее светится, и не только красотой и приветливостью, но и умом. Да и вся поза кружевницы очень грациозна. Одним словом, любая дворянка тех времен могла бы позавидовать такому милому, изысканному, и в тоже время простому облику.

Очень красив общий колорит картины, написанной в мягких, сдержанных и естественных серебристо-зеленовато-оливковых тонах. Все внимание зрителя сразу же приковывается к лицу героини, которое как бы светится изнутри, к ее глазам и еле заметной улыбке. Тропинин мастерски выписал и все мелкие предметы: коклюшки, часть кружевного рукоделия, ножницы на рабочем столике, незатейливые предметы одежды работницы. В этом произведении живописец поэтизирует труд и гармонию простой и честной повседневной жизни.

Такова картина "Кружевница". Художник, видя, какой любовью и популярностью пользуется его творение у современников, несколько раз повторял в разных вариантах полюбившийся ему и публике сюжет. Стоит ли говорить, что после успеха полотна Тропинин был буквально завален многочисленными заказами на написание портретов.

Где можно увидеть "Кружевницу"

Картина Тропинина "Кружевница" сегодня занимает достойное место среди живописных полотен московской Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке, в доме № 10, в зале под тринадцатым номером. Здесь же находятся и многие другие тропининские портреты и пейзажи. Музей принимает посетителей шесть дней в неделю, кроме понедельника (выходной день).

Заключение

Говорят, что русская портретная живопись славится во всем мире своей особой поэзией и духовностью. Портрет кружевницы кисти Тропинина - это одно из самых ярких тому подтверждений.

Художник Василий Тропинин на этапе своего творческого пути создал новый стиль живописного произведения, изюминкой которого является радости повседневного бытия. Картина Кружевница - это первая из опубликованных автором в качестве вольного художника.

На дворе 1823 год. В подарок на Пасху 47-летний художник получает долгожданную вольную. Радость освобождения омрачается лишь одним фактом: его сын вынужден остаться крепостным. Таким способом граф Морков надеется удержать художника при своем дворе, но тот все равно выбирает свободу. Тропинин переезжает в Петербург, желая получить диплом художника в академии, где ранее получал образование. Чтобы доказать свое мастерство, он должен представить комиссии несколько собственных полотен, среди которых художником была представлена «Кружевница».

Комиссия ставит художнику высшую оценку. Несмотря на наличие ошибок в других картинах, «Кружевница» оставляет у членов комиссии неизгладимое впечатление. Тропинину с почетом вручают диплом, удостоив его звания академика живописи. Многие современники и знатоки живописи также положительно отозвались о его работе, даже критик Свиньин не нашел в работе Тропиниа каких либо изъянов, говорил это полотно вызывает неподдельное восхищение. Он расхваливает цветовую гамму, освещение, и характер, легко прослеживающийся в картине. Кроме того, вопреки устоявшейся моде, Тропинин не меняет никаких черт лица девушки, показывая ее такой, какая она есть в реальности. «Кружевница» - картина Тропинина, в которой художник сумел идеально совместить мягкую кисть, правильное освещение, и главное – душу, характер героини.

Само собой, нашлись и недовольные. В особенности, художника корят, говоря, что он идеализирует простую работницу. Появляются заявления, что героиня совершенно не похожа не крестьянку: ее руки слишком нежны, движения излишне грациозны, а работа дается ей слишком легко, и как будто бы приносит удовольствие. Но, эта критика теряется в общей массе похвальбы, и выглядит скорее как завистливые попытки очернить творца.

Что же на самом деле видит на полотне обычный зритель? А видит он девушку, склонившуюся над работой. Ее взгляд направлен в сторону зрителя, который, кажется, лишь только что вошел к ней в комнату. Руки девушки, почти полностью обнаженные, на секунду замерли, кажется она вот вот продолжит свою работу работу. Она не позирует для художника, а продолжает плести кружева. Но работа не только не портит ремесленницу, но и делает ее еще красивее. Этой картиной Тропинин хочет показать, что даже простая крестьянка может выглядеть в стократ лучше знатной дворянки.

Красавица действительно совсем не похожа ни на дворянку, ни на царевну. У нее нет изысканных нарядов и дорогих украшений. Это всего лишь простая девушка, но чувствуется в ее образе некоторая притягательность, что заставляет взгляд остановиться. Крестьянка не скованна светскими манерами и нормами – она просто остается собой, и это… прекрасно. С кружевницей так и хочется заговорить, можно по взгляду догадаться, что она не станет лгать и лукавить. Она честна и открыта, то есть отражены черты характера, редкие в реальной жизни

«Кружевница» - картина Тропинина, которая по праву занимает место в истории русского искусства. Сейчас увидеть этот шедевр портретной живописи можно в Третьяковской галерее, размер картины – 75 на 59 сантиметров.

оформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное ­
труд.
­ Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите высказывание А.С. Пушкина.Z/p>
­ Наш вернисаж открывают экскурсоводы:
Горд, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.
(Показывая репродукции)
Москва конца 18 ­ начала 19 века. Улочки узкие, намощенные. Беспорядочно расположены каменные и
деревянные здания, из ­ за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась
Москва в памяти Пушкина.(Репродукции картин Тропинина).
Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады,и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! ­ писал Ф. Глинка в стихотворении "Москва".
Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные...
Щетининский переулок, дом 10 с мезонином ­ здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников
пушкинской поры.
Музей создан на основе дар известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского.
Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю. В музее собраны и
представлены произведения живописи, графики, декоративно ­ прикладного искусства, посуда, мебель.
Предоставим слово группе "языковедов ­ экспертов".
­ Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня на уроке.
Плеяда ­ группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.
Плеяду московских художников пушкинской поры составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А. Кипренский,
В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау.
Реставрация ­ восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или
переделок.
Занимаются реставрацией экспонатов музея ­ реставраторы.
Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е. Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные
на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стеклянных
заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь ­ был мастером на все руки. Но добрую славу он заслужил
как реставратор мебели.
Репродукция ­ рисунок, картина, воспроизведённые типографским способом. Прекрасно выполнены
репродукции картин из музея Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как рождается музей" Евграфа
Кончина, "В.А. Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских художниках" А.Б. Иванова, "Москва и
Подмосковье в пейзажах 18­19 веков".
Автопортрет ­ это портрет художника, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ.
"АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна история
появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское)"
Автопортрет" (1846).

Акварель ­ водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Художников, работающих с такими
красками, называют акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович Гау.
Колорит ­ 1. Гармоническое сочетание красок., создающее определённое единство содержания и формы. 2.
(перен) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего­либо.
­ А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы проверим, как вы знаете значение слов.(проводится устный
искусствоведческий диктант.(пейзаж, гравюра, портрет, миниатюра, живопись, репродукция, акварель,
вернисаж, фон, натюрморт, эскиз, автопортрет, мольберт, палитра).
Предоставим слово группе искусствоведов ­ экспертов.
(выступления о жизни и творчестве художников и описание картин ребята готовили самостоятельно, поле
предварительной консультации).
Василий Андреевич Тропинин (1780 ­ 1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в
образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа
Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной
живописи, наконец стал свободным. С того времени жил в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К.
Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный превосходный художник". Первые работы художника ­ это
опоэтизированные образы украинских девушек ­ поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних
произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица.
Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающихся москвичей: актёра Щепкина, его
жены, Сергея Сергеевича Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича
Голицына(попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и др.Прекрасно выполнена серия
портретов в "халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина, Платона Николаевича Зубова.
Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это произведение было представлено на звание "назначенного в
академики". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.
Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение
оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказался вовлечённым в пространство картины. С
любовью и тщательностью выписан натюрморт ­ кружева, коклюшки, ящичек для рукоделия. Ощущаешь такой
покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.
(рассказывая о картине, ученица демонстрирует настоящее кружево, коклюшки, ящичек для рукоделия).
Картина "Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В ней отразились
представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов ­ скульптор ­ самоучка, возглавивший в
Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента
памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника ­
труженика, мастера.. На портрете ­ лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью
написаны тонкие артистические руки творца ­ каменщика.
"Автопортрет" Тропинина.
"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне Кремля" (1844) заказан был Московским художественным
обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого
художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя как личность, подчёркивая величие своего
труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой ­ атрибутами искусства. У художника
открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося способным выполнить своё
предназначение и сохранившего верность искусству. Не случайно он изобразил себя на фоне Кремля (до 1825
года В.А. Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от храма Христа Спасителя).
Пётр Фёдорович Соколов(1791 ­ 1848) ­ мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в
музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в
жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к
альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и
Орловского.
Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего
творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" ­ шедевр творчества. Её писали многие портретисты, но никто не
изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся горделивым

цветком, величественно; спокойный холодный взгляд серо ­ зелёных глаз, исключающий задушевность, лишает
теплоты общения. Художник, моделирующий объёмы лица плотными мазочками, одежду пишет прозрачной
акварелью. Соколов использует в изображении поверхность белой бумаги, создающей воздушный фон при
помощи лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся совершенством филигранной отделки, изысканностью
тонких цветовых сочетаний.
­ Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления с личности.
Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются
тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.
"Живопись ­ это поэзия, которую видят, а поэзия ­ это живопись, которую слышат", ­ писал великий Леонардо да
Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения.
­ На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.
­ На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились "читать" портрет
как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Звучит тихая классическая музыка. Желающие могут вслух прочесть свои отзывы.