Общая идея дизайна муниципальной библиотеки. Как выглядит современная библиотека. В центре внимания - мероприятие

15.04.2019

04.03.2019

25.02.2019

18.02.2019

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

Все статьи 16.12.2015

Кардинальные перемены возможны в рамках стандартного бюджета на ремонт

Команда дизайнеров KIDZ превратила библиотеку им. Н. В. Гоголя в одно из самых модных городских пространств и с тех пор преобразила не одну петербургскую библиотеку. Именно они на портале Библиотеки нового типа визуализировали идеи и принципы, заложенные в «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки».

Как трансформировать книжные хранилища в актуальные социальные пространства? Дизайнеры поделились опытом.

Алексей Пузин ,
директор по развитию, дизайн-бюро KIDZ

Егор Богомолов ,
архитектор, дизайн-бюро KIDZ

Настя Терещенко ,
архитектор, дизайнер, дизайн-бюро KIDZ

Санкт-Петербург

Идеология определяет дизайн

Когда нам предложили преобразить библиотеку Гоголя, мы задали себе вопрос: «А что такое библиотека? Что она есть сейчас? Для кого она работает?» Именно от ответов на эти вопросы зависит, какими будут структура и оформление пространства.

Идеология пространства меняется. В «Модельном стандарте» прописано, что публичная библиотека превращается в центр социальной активности и коммуникации. Сама книга утрачивает значение как вид ценности, а библиотека реорганизуется из книжного хранилища (хотя одна из основных функций библиотеки - продолжать хранить книги как ценность) и приобретает функцию социальную: проведение мероприятий и выстраивание коммуникации. Именно от формата мероприятий, когда люди собираются и через различные виды активности взаимодействуют друг с другом, отталкивается и концепция пространства. Человеку должно быть удобно идеологически, визуально и на уровне ощущений.

В центре внимания - мероприятие

В верхней части нового сайта библиотеки Гоголя обращает на себя внимание фраза «предложить мероприятие». Это знаковая деталь. Пользователь сам может предложить провести занятие или встречу в библиотеке и ему, скорее всего, не откажут. Такой подход, конечно, отражается в структурировании и оформлении пространства. По сути, нужно дать возможность на небольшой площади организовать культурное мероприятие, не зная наперед, что конкретно могут предложить посетители. Это значит, что за 10–15 минут, без использования грубой мужской силы, пространство, которое было приспособлено, например, для чтения 50 человек, должно превратиться в зрительный зал для 100 человек. Как это сделать? А просто передвинуть стеллажи на колесах, освободить место, расставить стулья - все, идет лекция! Через час-полтора она закончилась и также легко пространство принимает прежний вид.

Сделать пространство мобильным

Мобильность достигается за счет многофункциональной мебели, которая вместе с тем служит и разграничителем пространства. Мы обожаем многофункциональность. Например, у нас есть объекты, которые одновременно представляют собой стеллаж для хранения книг, место для сидения и отдыха и разделяют зоны различной активности. Один предмет мебели решает несколько задач: функциональных, пространственных и дизайнерских. К тому же, большая часть мебели - на колесиках, ее можно легко и быстро передвинуть.

Сделать пространство прозрачным. Буквально

В библиотеке Гоголя входная зона оформлена не тяжелой массивной дверью, а с помощью больших стеклянных поверхностей. Окна во всю стену и стеклянные двери символизируют открытость библиотеки. Прохожие видят, что происходит внутри, т. е. снаружи понятен функционал помещения. Персоналом такая «прозрачность» не всегда воспринимается позитивно, потому что она обязывает и даже требует изменений в методах работы.

Однако если бы все библиотеки были украшены большими окнами, это бы им сильно помогло. Человек, который не планировал прийти в библиотеку, а просто проходил мимо, мог бы видеть, что там происходит что-то живое. Одно это может побудить его зайти. Библиотекарь, который встречает посетителей и рассказывает, что и где происходит, дает понять, что их здесь ждут. Такие этические моменты не менее важны, чем приемы оформления.

Библиотекарь - фасилитатор активности

Новый формат библиотеки обслуживает не книги с точки зрения ценности, а людей. Если раньше библиотекарь выполнял технические функции по оформлению абонемента, то теперь он становится фасилитатором активности в библиотечной среде. Одна из целей проекта Библиотеки Нового Типа - создать пространство, которое красноречиво бы заявляло о том, что оно способно стать площадкой практически для любого мероприятия. Мы мыслим категориями мероприятия - в таком формате людям удобнее всего взаимодействовать. Каждый посетитель может выступить со всей задумкой, поэтому библиотекарь должен быть открыт любой идее и выстраивать коммуникацию с активными пользователями. Планы на будущее - сформировать вокруг библиотеки и ее персонала неравнодушное коммьюнити. Надо сказать, что пространство в своем развитии опережает сообщество. Даже в Петербурге количество реорганизованного пространства сейчас на уровень выше, чем количество людей, которые могут его профессионально обслуживать.

Пусть пространство будет гибким

Любые жесткие функции рискуют отмирать со временем, поэтому в пространство необходимо закладывать способность к переменам. Например, арт-холл изначально планировался нами как пространство для проведения музыкальных вечеров и выставок. Но со временем он особенно полюбился детям, которые стали приходить сюда после школы. В результате арт-холл расширил свое функциональное назначение. В дневное время здесь проводят детские мероприятия: уроки и мастер-классы. И это правильно: пространство должно быть гибким и откликаться на реальные потребности пользователей. К тому же, мы против деления на детские и взрослые библиотеки. Родитель может прийти с ребенком и оставить его на пару часов педагогу: так оба проведут время с пользой.

От традиционного разделения к открытой планировке

Библиотека всегда создавалась как книгохранилище, куда можно прийти и взять книгу. С этим связана традиционная планировка: абонемент, читальный зал, хранилище для книг, а также множество стеллажей и узкие проходы между ними. Время сместило приоритеты: мы ожидаем, что человек, придя в библиотеку, останется здесь, причем не только поработать, но и пообщаться, посетить мероприятия. Поэтому необходимость разделять пространство по-старому отпала. Все пространство - для людей, закрытых зон практически нет, все книги в открытом доступе. В библиотеке Гоголя есть закрытый запасник непопулярной литературы, но это совсем небольшое помещение.

Конечно, у посетителей разные цели: кто-то пришел за общением, а кому-то нужно сконцентрироваться на работе. Поэтому мы делим большое пространство на меньшие зоны, в том числе за счет мобильной мебели. Как ни странно, чтобы уединиться и почувствовать себя защищенным, нет необходимости прятаться за бетонной стеной, достаточно стоящих слева стеллажей. Да, идеальное пространство создать невозможно, тем более на такой ограниченной площади. Поэтому необходима сеть городских библиотек: если тебе некомфортно в одной из них, ты можешь пойти в другую, решенную в ином стиле.

У каждой библиотеки свое лицо

У каждой из библиотек должно быть свое концептуальное решение: одна может специализироваться на мероприятиях и лекциях, другая - на музыкальных вечерах и обладать студией звукозаписи, третья проводить мастер-классы и иметь свою мастерскую. Речь даже не столько о сети библиотек, сколько о сети городских пространств, будь они коммерческими или некоммерческими. Очень важно партнерство библиотеки с коммерческими партнерами. Идея в том, чтобы объединить местное сообщество. Люди могут собраться в библиотеке в том числе и для того, чтобы решить насущные проблемы (например, вопрос с парковкой или благоустройство двора). Библиотека становится пространством-активатором и влияет на то, что происходит в городе, его культурном, социальном и физическом ландшафте. Цель в этом.

Стандартный бюджет на ремонт

Многим кажется, будто классная, модная обстановка - либо заграничная, либо очень дорогая, но это не так. Мебель для библиотеки Гоголя разработана нами и собрана на рязанской фабрике. Хорошие пространственные решения не всегда дороги. Никакого космического бюджета! Мы вписались в сумму, выделенную на стандартный ремонт для районной (даже не городской!) библиотеки. Хороший дизайнер всегда сможет для конкретной проблемы подобрать эффектное решение, которое потребует минимальных затрат.

Сложным оказалось убедить подрядчиков пойти нам на встречу и выпустить мебель на заказ по нашим эскизам. У поставщиков за десятилетия сформировалась стандартная линейка, которую они и продают библиотекам, и не видят смысла что-то менять. Нам, дизайнерам, удобнее было бы сотрудничать с небольшими мастерскими, которые могут легко вносить изменения в технологический процесс в отличие от крупных производителей. Но жесткая система тендеров преграждает им выход на этот рынок.

Вписать библиотеку в городской контекст

Что именно создавать в библиотеке зависит от того, где она расположена и в чем нуждаются жители. Например, в одной из петербургских библиотек создали звукозаписывающую студию - по примеру финских коллег. Проект неплохой, но искусственный, потому что реальной потребности в этой студии нет. Тогда как посетители библиотеки Финляндии, с которой брали пример, действительно нуждались в такой студии - было проведено социологическое исследование. Рядом с ней находится музыкальная школа и жителям нужна площадка для записей, репетиций и выступлений.

Нельзя создавать библиотеку в вакууме, в отрыве от того, что уже существует. Нужно, чтобы библиотека поддерживала уже сложившиеся активности, тогда люди придут сами. Библиотека Гоголя - пилотная площадка, там не был полностью учтен контекст, ее цель была иная - громко заявить о себе и происходящих в библиотечном мире переменах. Но работая над Ржевской библиотекой, мы «настраиваем» ее на окружающее пространство. Например, уже многие годы там существует театральная студия и люди хотят ее сохранить, поэтому проект предусматривает зрительный зал. Важно обратить внимание и на то, что находится вокруг. Если есть ряд учреждений, которые уже выполняют определенную функцию, библиотеке стоит от нее отказаться, чтобы не дублировать друг друга.

Юля, библиотека Гоголя находится на Охте, вдалеке от центра, вокруг пустыри и многоэтажки середины ХХ века. С какой стороны ни приближайся - ничто не предвещает такого буйства современности, ярких красок… Как такое стало возможно?

Самой библиотеке уже почти сто лет, и мы являемся центральной районной библиотекой Красногвардейского района. По всем статьям - вполне классическое учреждение. Инициатором перемен стала Марина Борисовна Швец, которая возглавляет районную библиотечную систему. Библиотека Гоголя была первой площадкой, где произошла полная реконструкция. Следом за нами этот путь уже прошла детская библиотека «Город». Планируется, что постепенно перемены коснутся всех тринадцати библиотек Охты.

- Ориентировались ли вы при этом на какие-то образцы?

Мы ориентировались на Финляндию - благо, она совсем рядом. Там прекрасная библиотечная культура, много вдохновляющих инициатив. И сотрудники библиотеки, и наши дизайнеры-архитекторы (бюро KIDZ) специально изучали финский опыт.

- В чем же заключается главная идея перемен?

Главная задача - привлечь в библиотеку молодых людей, не потеряв при этом более зрелого читателя. Стать местом, куда люди хотят прийти, чтобы провести свое свободное время в общении с культурой.

В новом формате библиотека работает уже два года - заметны ли перемены? Вот сейчас, например, начало двенадцатого - а посетителей в библиотеке совсем мало…

Наша библиотека - для взрослых, и днем большинство наших потенциальных посетителей работают. Именно поэтому, открывшись после ремонта, мы изменили часы работы. Теперь мы ежедневно открыты до 20.00, единственный выходной - понедельник. Открываемся мы в 11, и в первой половине дня, когда большинство взрослых учатся или работают, к нам приходят, в основном, пожилые люди. После 16 часов и вплоть до самого закрытия идут старшеклассники, студенты, работающие взрослые. Да, количественные показатели - посещаемость, выдача книг ‒ после обновления увеличились, но не это главное. Мне важнее всего качественные перемены. Изменилось и наше собственное ощущение библиотеки. Пришли молодые сотрудники, с горящими глазами, с драйвом, с желанием придумывать и реализовывать новые проекты. Нам очень нравится наше место работы.

И чем же занимаются взрослые в обновленной районной библиотеке? Появились ли у вас какие-то новые форматы работы, кроме выдачи книг?

Мы всегда стараемся исходить из потребностей аудитории, и множество мероприятий устраивается по инициативе наших читателей и посетителей. Например, именно так возник проект «Детское время», направленный на популяризацию семейного досуга. К нам приходят мамы, папы с детьми, бабушки и дедушки с внуками, и мы проводим занятия по чтению, рисованию, лепке, делаем спектакли даже для самых юных зрителей.

Правильно ли я понимаю, что в этих случаях библиотека просто предоставляет помещение инициативным посетителям? Ни ее коллекции, ни сотрудники никак в этих занятиях не задействованы?

Не совсем так. Действительно, упомянутые мною мероприятия родились по «инициативе снизу», и библиотека поддержала их своими ресурсами. Но не только помещениями: к таким встречам мы делаем тематические книжные выставки из наших фондов, и те, кто приходит на эти встречи, нередко становятся нашими постоянными читателями.

Что касается сотрудников библиотеки, то у них помимо текущей работы есть и свои большие проекты. Так что я как заведующая только рада, если какие-то мероприятия проводятся без непосредственного участия сотрудников на площадке.

- Расскажите о самом интересном, на ваш взгляд, проекте.

Наверное, это «Безумные шестидесятые». В течение полугода, с февраля по июнь 2016 года, в библиотеке проходят лекции и встречи с филологами, искусствоведами, музыкантами, культурологами. Они рассказывают о музыке, зарубежной литературе, искусстве, моде, субкультурах 1960-х годов. Мы готовим книжные выставки, приглашаем ведущих. Проект оказался невероятно востребованным, на лекциях часто не хватает мест для всех пришедших. Люди очень заинтересованно слушают, задают вопросы, предлагают дальнейшие темы. В последний раз разобрали все книги, о которых шла речь на лекциях. В рамках этого проекта мы и кино смотрим, и музыку слушаем, и даже модное дефиле 60-х годов планируем провести.

Как это устроено: по залам библиотеки имени Гоголя


У библиотеки есть свой брендбук, включающий логотип и фирменный стиль, в котором оформляются все анонсы, печатные материалы и видеоролики, которые создает библиотека. Элементы этого стиля постоянно встречаются в интерьерах здания, начиная с холла.

Первое, что видит при входе посетитель, - медиастена: на черной стене закреплены экраны и репродукции в одинаковых рамах. На большой телевизионной панели и четырех маленьких телевизорах постоянно транслируются тематические ролики, сделанные сотрудниками библиотеки. Например, на одном телевизоре сменяют друг друга слайды на тему «Новости литературы», на другом - «Библиотеки мира», на третьем - «Афиша мероприятий Санкт-Петербурга». На большом телевизоре транслируются видеоролики из серии «Я читатель», в которых Александр Архангельский, Майя Кучерская и другие известные критики рассказывают о литературных событиях. Здесь же появляются буктрейлеры, ролики читателей «Я советую».


До реконструкции в библиотеке Гоголя было два традиционных зала: абонемент и читальный зал. Теперь вместо них есть зал художественной и зал отраслевой литературы. Это оказалось очень удобно для читателей, которые обычно точно знают, в какой зал они направляются. Художественный и отраслевой залы зеркально повторяют друг друга, что значительно облегчает читателям навигацию в библиотеке.

В «художественном» зале представлена классика, современная массовая и не только литература, и есть несколько компьютеров с доступом к полнотекстовым базам данных.

Один из «героев» этого зала - Николай Васильевич Гоголь, чье имя библиотека на Охте получила в 1952 году. Никакого отношения ни к этому месту, ни к библиотеке Гоголь не имел, просто тогда отмечалось столетие со дня смерти писатели. После реконструкции сотрудники библиотеки решили не упускать прекрасную возможность и создали проект «Библиотека с именем», став одним из центров «гоголеведения» в Петербурге. Здесь разрабатывают и проводят экскурсии по гоголевским местам города, собирают коллекцию его книг, проводят просветительские акции. На стене - символический портрет Гоголя, составленный из его цитат.

Зал отраслевой литературы
Здесь собрана литература по разным отраслям знания, есть места для работы с электронными ресурсами, диалоговая зона. И даже стоит стилизованная телефонная кабинка, где посетитель может уединиться для разговора по сотовому телефону.

Вся мебель и в художественном, и в отраслевом зале - на колесиках. Это позволяет легко сдвигать книжные стеллажи и организовать необходимые посадочные места, превращая библиотеку то в лекционное пространство, то в концертный зал. Когда библиотека Гоголя участвовала в Ночи музеев, здесь проводились даже фехтовальные турниры. Мобильность, трансформация - один из основных принципов пространственного устройства библиотеки, который позволяет наиболее эффективно использовать небольшие помещения.


Основной элемент дизайна в этом помещении - книжная полка СЛОВО, созданная из больших декоративных букв. «Обращаться со словами нужно честно», - говорил Гоголь. Смысл этого пространства - именно честное обращение со словами. Здесь создана деловая атмосфера, на встречах одновременно могут присутствовать до 40 человек. Проводятся и серьезные научные конференции (зал оборудован системой видеоконференций), и мастер-классы для детей и взрослых (например, связанные с рукоделием, рисованием или освоением компьютерных программ).


Сотрудники библиотеки позиционируют это пространство как коворкинг, территорию молодежных инициатив, площадку для коммуникаций. Здесь имеется большой фонд медиа-изданий (в том числе обучающие программы), проводятся вебинары, компьютерные мастер-классы. Стеллажи стилизованы под игру «тетрис», поскольку ключевой принцип этой игры - богатство интерпретаций - стал основой и концепции медиатеки. Даже оформление окон включено в концепцию: над каждым окном - надпись, например «Real life» или «Nice view»


«Взять книгу и уйти домой» - от этой классической схемы в библиотеке Гоголя решили отказаться. Здесь нет и строгой надписи «Вход с печатной продукцией запрещен». В библиотеку Гоголя можно прийти со своими книгами и почитать их в комфортной для себя обстановке.

В отраслевом и художественном залах есть удобные места для уединенного чтения, а арт-холл рассчитан на тех, кто хочет читать вместе - вслух или про себя. Здесь студенты готовятся к экзаменам. Проводятся литературные чтения и конкурсы, молодежные кинофестивали, выставки. По выходным - детский час, когда родители и дети вместе смотрят кинофильмы или театральные постановки, читают вслух и играют в настольные игры. Здесь можно лежать на полу, похожем на травяную лужайку, или сидеть на подоконниках. Символ арт-холла - книжная полка-дерево, образ постоянного роста и развития.

Материал подготовила Анна Рапопорт
Фото автора

Нужно ли говорить, что современные библиотеки - это нечто большее, чем читальный зал и архив?

Скорее всего, нет.

А все потому, что архитекторы с особым трепетом относятся к этому типу общественных пространств и не боятся экспериментировать. Что из этого получается - посмотрим же скорее!

Библиотека в торговом павильоне корпорации CREC в Гуйяне (Китай)

Год реализации: 2016

У этого пространства, созданного по проекту архитектурной студии Van Wang Architects, имеется очень забавная история - первоначально здание было создано в качестве торгового павильона CREC, которое так бы и ждала печальная участь своих «собратьев», ведь такие сооружения быстро сносят после того, как поставленные коммерческие цели достигнуты. Но архитекторы сказали «нет» такому непростительному расточительству и внесли в проект общественную функцию!

Так и появилось пространство библиотеки, навеянное идеей детской игрушки-конструктора. Антресольные галереи, секции книжных шкафов, стеллажи, полки - все это создает игривое и целостное впечатление.

Публичная библиотека города Сидар-Рапидс (штат Айова, США)

Год реализации: 2013



После наводнения в 2008 году, разрушившего центральную библиотеку города, было принято решение создать новое сооружение, которое бы стало динамичным центром всего города, демонстрировало бы технологические достижения 21-го века и свело бы к минимуму негативное воздействие на окружающую природу. Немало требований к одной библиотеке, не правда ли?

Но архитекторы со студии OPN Architects мужественно выдержали напряжение и реализовали именно то, что от них ждал весь город.

Здесь реализована идея объединения общественных и технических пространств (архивов, помещений администрации и т.д.), продумана система естественного и искусственного освещения, созданы все необходимые для посетителей пространства, сдобренные красивейшей зеленой кровлей.

Фото: MainStreetStudio - WayneJohnson

Общественная библиотека в провинции Бандунг (Индонезия)

Год реализации: 2016

Эта небольшая библиотека в индонезийской провинции Бандунг, скорее всего, уже не единожды возглавляла список самых оригинальных построек такого типа.

А все это благодаря тому, что архитекторы из студии SHAU Bandung подошли к вопросу со знанием и чувством долга. Их первоочередной задачей стала важнейшая проблема экологии. Так и была реализована небольшая городская библиотека площадью 160 кв.м. из пластиковых ведерок из-под мороженного. Всего их, кстати, понадобилось более 2000 единиц.

Конструкция здания очень проста: металлический каркас, бетонные плиты и ведерки в качестве элементов внешних стен. Климат региона позволяет особо не заморачиваться с утеплением и кондиционированием.

Библиотека в городе Тонглинг (Китай)

Год реализации: 2014

Примечательно, что здание библиотеки находится на территории заброшенной набережной на берегу реки. Само здание, созданное по проекту студии АТА, является частью масштабного проекта по преобразовании промышленного района в городской парк.
Был создан искусственный причал длиной 40 метров и 14 метров в ширину из щебня и бетона.

Основание здания - это стальная конструкция, поддерживаемая 6-ю железобетонными колоннами.

Внутреннее пространство библиотеки очень лаконичное и удобное. Сделано все для того, чтобы посетители смогли почитать, рассмотреть умиротворяющий вид из окна, подумать и пофилософствовать в тишине и покое.

Старинная библиотека в Делфте (Нидерланды)

Год реализации: 2015

Здание библиотеки, построенное в 1912-1915 годах, является образцом стиля эпохи Возрождения. Позже оно служило учебным центром индустрии морской энергетики, а в 2015 году претерпело масштабную реконструкцию, в ходе которой архитекторы и дизайнеры интерьеров вдохнули в этот памятник архитектуры новую жизнь.

Так историческое наследие библиотеки было дополнено современными дизайнерскими элементами, а система кондиционирования, вентиляция и акустика были дополнены новейшими технологиями.

Завтра в Петербурге откроется обновлённая детская библиотека № 5 Красногвардейского района. The Village посмотрел, как устроен передовой читальный зал и поговорил с куратором проекта.

Библиотека представляет собой город в миниатюре, разделённой на пять функциональных площадок. Первая - «Маленький город», где выставлены книги для детей от шести месяцев и старше. Читатель может воспользоваться единым электронным билетом, самостоятельно оформить и сдать книги с помощью станции книговыдачи. Пространство наполнено игровыми развивающими компонентами: здесь есть конструкторы, сборная железная дорога, сенсорный игровой терминал и игровые модули, собранные по методике Монтессори - для развития моторики, внимания, воображения и других важнейших основ становления малыша.

На второй площадке - «Большой город» - собрали книги по всем отраслям знаний для читателей среднего и старшего школьного возраста. Есть Wi-Fi, компьютеры, столы для работы и коллекция художественных и мультипликационных фильмов.

Далее идут «Аллея» и «Парк развлечений», где можно сыграть в напольные шахматы, Xbox и многочисленные развивающие игры. Здесь же будут проходить семейные мероприятия, которые помогут подучить биологию, физику, этнографию и другие науки. Рядом расположена «Академия» - небольшой конференц-зал для детских лекций, мастер-классов, встреч с писателями и выдающимися людьми. Он оснащён проектором, интерактивной доской, домашним планетарием.

Наконец, тут есть «Театральная площадь» - театральный мини-зал, который может трансформироваться под разные события: лекции, концерты, мастер-классы, встречи, выступления кукольного театра.























ЕЛЕНА ШПАКОВСКАЯ
куратор проектов библиотек Красногвардейского района

Проекты обеих библиотек (этой и Гоголя) разрабатывались одновременно. Инициаторами этих перемен ещё с 2011 года являются коллектив и директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района.

По нашей концепции, библиотеки - это пространство для развития и действия. Мы создаём для жителей района детскую библиотеку нового поколения, мультикультурный развивающий социально ориентированный центр для детей и родителей, в котором комфортно читать, отдыхать, познавать новое, встречаться с друзьями и интересными людьми.
Помимо традиционных форм библиотечного и информационного обслуживания, в пространство библиотеки органично включаются зоны эдьютейнмента с игровым/развивающим оборудованием для детей разного возраста. Для родителей специально заказаны книги о том, как развивать своего ребёнка.

Следующий проект - реконструкция библиотеки Ржевской в Красногвардейском районе - там будет создан современный технологичный полифункциональный информационный центр, включающий самые разные форматы существования человека в информационном пространстве: от коворкинга до профессионального общения

ФОТОГРАФИИ: Яся Фогельгардт

Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль - первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Поскольку через вестибюль проходят все читатели, его реклама ориентирована на массовые потребности пользователей. Она должна быть расположена на пути читательского потока. При этом зону самый актуальной информации (перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий и другое) следует разместить напротив входа, чтобы посетитель сразу обратил на нее внимание. Другие необходимые сведения (например, перечни выписываемых библиотекой периодических изданий, работающих клубов по интересам и т.д.) могут быть предоставлены с обеих сторон от зоны актуальной информации, в том числе посредством использования справочных установок, терминалов. В оформлении вестибюля библиотеки, обслуживающей определенную территорию, целесообразно отразить особенности региона (например, местные промыслы, картины местных художников, детское творчество), тем самым, обратив внимание на достопримечательности края, района, содействуя формированию интереса, любви к своей родине.

Особую психологическую роль играет озеленение вестибюля. Также в вестибюле рекомендуется поставить столик с тетрадью для пожеланий, мнений читателей о работе библиотеки. (45, с.69).

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию - сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.

Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Здесь обычно происходят наиболее интересные встречи. Помещение, в котором он расположен, должно быть необычно и привлекательно. Здесь необходимо учитывать различные цели и психологические установки, потребности и запросы, возрастные отличия и специфику деятельности читателя.

Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей (44, с.410).

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) - в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Конечно, шторы и занавески играют не последнюю, а иногда и первостепенную роль в создании естественного освещения и дизайна библиотеки. Ведь помещение, даже прекрасно отремонтированное, с превосходной мебелью смотрится не красиво, если окна “голые”. И наоборот, иногда достаточно уютных штор, мягкого света - и интерьер почти готов. Кстати дизайнеры советуют начинать продумывать обстановку не с современных напольных, стеновых и потолочных покрытий и обоев, а именно с гардин и различных дополнений к ним.

Помещение, в котором расположен читальный зал, в какой-то мере является центром, где находит отражение культурная жизнь района, поселка, города. Этой цели служат постоянные выставки с часто меняющимся материалом, где можно получить информацию о новостях искусства области, республики, страны и т.д. Самая подвижная часть выставки может состоять из рисунков местных художников, учащихся школ. Национальный орнамент может использоваться в заголовочных и полочных разделителях.

Можно создать небольшую картинную галерею - собрания репродукций картин известных художников.

Благоприятные условия труда в читальных залах обеспечиваются и необходимыми параметрами микроклимата (температурно-влажностного режима и воздухообмена), оптимальными условиями для зрения, снижением уровня шума, частичной изоляцией рабочего места экранами, перегородками, боксами.

Для удобства читателей необходимо соблюдать требования к размещению оборудования в помещениях обслуживания читателей.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными (46, с.71).

На абонементе при закрытом доступе к фонду предоставляются перечни выполняемых абонементом услуг, выставки (новых поступлений к знаменательным датам и другие текущие газеты, список выписываемых абонементом и библиотекой в целом периодических изданий, бюллетень новых поступлений, сданные пользователем в течение дня книги).

Рядом с кафедрой выдачи целесообразно выделить справочные материалы (проспект библиотеки, ее печатные каталоги, если они имеются, каталог абонемента, таблицы классификации, применяемые в данной библиотеке с алфавитно-предметным указателем к ним, телефонный справочник города (области), энциклопедический словарь, словари русского языка, иностранных слов и тому подобное).

Несколько по иному организуется библиотечная среда, на абонементе, с открытым доступом к фонду. Пространство для пользователей находится в этом случае между кафедрой выдачи, которая в целях регулирования потока читателей и контроля размещается у входа в помещение библиотечного фонда. Наиболее спрашиваемые документы приближены к кафедре выдачи.

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего, для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу (12, с.39).