Мягкость карандашей для рисования. Типы графитных карандашей. Наименования и основные показатели специальных карандашей

Определитесь, для чего вам нужны карандаши.

  • Что вы собираетесь делать карандашом? Вы будете много писать? Или делать домашние задания? А может быть решать кроссворды? Или делать наброски и рисовать полноценные картины?
  • С какой силой вы давите на карандаш, когда пишете или рисуете?
  • Вы предпочитаете тонкую линию или толстую?
  • Склонны ли вы к тому, чтобы регулярно терять карандаши, давать их другим, жевать или портить их, или вы стараетесь беречь карандаши и хранить их исключительно в пенале?
  • Вы носите карандаши в кармане, рискуя поранить себя острием грифеля?
  • Вы стараетесь сохранить ластик на карандаше, или он, как правило, теряется? Вы пользуетесь ластиком редко, и он просто высыхает?

Обратите внимание на то, что вам нравится или не нравится в карандашах, которыми вы пользуетесь. Возможно, какой-то очень удобно держать в руке, а другим, напротив, тяжело двигать по листу бумаги.

Подумайте, что вам больше нравится: механический карандаш или традиционный.

  • Механические карандаши не нужно точить, но они требуют замену грифеля правильной толщины. Как правило, когда от грифеля остается примерно 1 сантиметр, им уже нельзя пользоваться.
  • Механические карандаши позволяют делать тонкие и равномерные линии, что может быть предпочтительно при создании технических чертежей или мелких рисунков.
  • Длина механического карандаша не меняется со временем.
  • Механические карандаши обычно дороже традиционных, особенно качественные, рассчитанные на продолжительное использование. Чаще всего, в механических карандашах предусмотрена возможность замены грифеля и ластика, что позволяет пользоваться им очень долго.
  • Обычные карандаши, как правило, дешевы. Толщина линии может различаться в зависимости от угла наклона и степени затупления грифеля.
  • Преимущества обычных карандашей заключаются в их дешевизне, доступности и простоте использования. Многим также нравятся ощущения при использовании обычного карандаша.
  • Определитесь с толщиной грифеля при выборе механического карандаша.

    • Если вы слегка неуклюжи и привыкли давить на карандаш с силой, попробуйте грифель с толщиной 0,9 мм. Карандаши с грифелем 0,9мм обычно темнее других, потому что их грифель почти вдвое толще обычного.
    • Грифель с толщиной 0,5мм предназначен для тех, кто предпочитает легкие движения. Такие карандаши позволяют делать даже очень маленькие рисунки аккуратными и детализованными.
    • Толщина 0,7мм является средним вариантом.
    • Художников и чертежников могут заинтересовать другие размеры грифелей, однако следует помнить, что толстые грифели требуют заточки, даже если это грифель от механического карандаша, а тонкие могут быть очень хрупкими.
    • Вообще говоря, толстый грифель является гибким решением, поскольку путем заточки можно получить нужную толщину.
  • Пишите с комфортом. Используйте карандаши с удобным корпусом. Некоторые конструкции могут препятствовать возникновению судорог, что полезно при написании объемных текстов.

    Выберите твердость грифеля. Разобраться в степенях твердости может быть трудно, потому что существуют две разные шкалы измерения, которые, к тому же, не очень хорошо стандартизированы. Можно, однако, понять основы разделения карандашей по твердости грифеля.

  • Определите, какими еще параметрами должен обладать ваш карандаш.

    • Должен ли быть встроенный ластик? Нужен ли вам колпачок?
    • С помощью какого действия вам будет наиболее удобно двигать грифель в механическом карандаше? Нажатием сверху или сбоку? Вращением определенной части карандаша?
    • Насколько прочна должна быть конструкция карандаша?
    • Удобно ли его держать в руке?
    • Сколько стоит карандаш?
  • Используйте цветные карандаши для раскрашивания, подчеркивания и других действий вплоть до разрисовывания книг.

    • Если вы занимаетесь рисованием профессионально, вам следует посетить специализированный магазин и приобрести цветные карандаши для художников. Хоть они и дороже, однако разнообразие цветов больше, а качество выше.
    • Карандаш для подчеркивания является разновидностью цветного карандаша. Хоть он и был вытеснен маркером, однако его по-прежнему можно найти в хорошем канцелярском магазине.
  • Карандаш - это графитный стержень в деревян­ной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. До этого для рисования использовали свинцовые или серебряные стержни (известные как серебряный карандаш). Современная форма свинцового или графитного карандаша в дере­вянной оправе вошла в обиход в начале XIX в.

    Обычно карандаш «работает», если вести его или нажимать грифелем на бумагу, поверхность которой служит своеобразной теркой, расщепля­ющей грифель на мельчайшие частицы. Благода­ря нажиму на карандаш частицы грифеля прони­кают в волокно бумаги, оставляя линию, или след.

    Графит, одно из видоизменений углерода, на­ряду с углем и алмазом, является основной соста­вляющей грифеля карандаша. Твердость грифе­ля зависит от количества глины, добавленной в графит. Самые мягкие марки карандашей содер­жат мало - или совсем не содержат - глины. Ху­дожники и чертежники работают целым набо­ром карандашей, выбирая их в зависимости от поставленной перед собой задачи.

    Когда грифель в карандаше стирается, его можно продолжать использовать, заточив с по­мощью специальной точилки или бритвы. За­точка карандаша - важный процесс, от которо­го зависит тип линий, наносимых карандашом. Способов заточки карандашей много, и каждый из них дает свой результат. Художник должен попробовать по-разному заточить карандаши, чтобы знать, какие именно линии можно про­водить тем или иным карандашом при разных способах заточки.

    Нужно хорошо знать достоинства и недостатки карандаша, как каждого материала, с кото­рым вы работаете. Различные марки карандашей используются в определенных случаях. В следу­ющем разделе рассматриваются некоторые ви­ды рисунков с указанием, какой маркой каранда­ша или графитового материала они были вы­полнены.

    Приведенные примеры дают представле­ние о штрихах и линиях, сделанных разными карандашами. Глядя на них, по очереди берите свои карандаши и смотрите, какие штрихи вы можете получить, работая тем или иным ка­рандашом. Наверняка вам не только захочется попробовать каждый карандаш и открыть для себя новые возможности для рисования, вы вдруг обнаружите, что у вас повысилось «чувст­во карандаша». Мы как художники чувствуем материал, которым пользуемся, и это влияет на произведение.

    Материалы и примеры штрихов и линий.

    ТВЕРДЫЙ КАРАНДАШ

    Твердым карандашом можно нанести штри­хи, которые почти не отличаются друг от дру­га, разве что длиной. Тон обычно создается штриховкой перекрестными линиями. Твер­дые карандаши обозначаются буквой Н. Как и мягкие, они имеют градацию твердости: НВ, Н, 2Н, ЗН, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н и 9Н (самый твер­дый).

    Твердыми карандашами обычно пользуют­ся проектировщики, архитекторы и специа­листы, создающие точные чертежи, для кото­рых важны тонкие аккуратные линии, как при создании перспективы или других систем проекций. Хотя штрихи, наносимые твердым карандашом, мало отличаются друг от друга, они могут быть очень выразительными. Тон, как и мягким, можно создать твердым карандашом, штрихуя перекрестными линиями, хо­тя в результате мы получим более тонкий и более формальный рисунок.

    СИСТЕМЫ ПРОЕКЦИЙ Д ЛЯ ТВЕРДЫХ КАРАНДАШЕЙ

    Твердые карандаши идеально подходят для создания чертежей. Как мы уже говорили, та­кие чертежи обычно выполняют инженеры, проектировщики и архитекторы. Готовые чертежи должны быть точными, на них сле­дует указывать размеры, чтобы исполнители, например мастера, следуя указаниям, могли создать объект по проекту. Чертежи могут быть выполнены с использованием разных систем проекций, начиная с плана на плос­кости и заканчивая изображениями в пер­спективе.


    ШТРИХИ ТВЕРДЫМ КАРАНДАШОМ
    Я не привожу примеры штрихов, наносимых карандашами 7Н - 9Н.



    МЯГКИЙ КАРАНДАШ

    Мягкий карандаш обладает большими воз­можностями для тонировки и передачи фак­туры, чем твердый карандаш. Мягкие карандаши обозначают буквой В. Карандаш с маркировкой НВ представляет со­бой нечто среднее между твердым и мягким карандашом и является основным средством между карандашами с крайними свойствами. В диапазон мягких карандашей включаются карандаши НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, бВ, 7В, 8В и 9В (самый мягкий). Мягкие карандаши позволяют художнику выразить свои идеи благодаря тонировке, воспроизведению фактуры, наложению штриховки и даже простым линиям. Самые мягкие карандаши можно использовать для тонировки группы предметов, хотя в целом я считаю, что в этом случае удобнее пользо­ваться графитной палочкой. Все зависит от того, на какую поверхность нужно наложить тон. Если это небольшой рисунок, например на бумаге формата АЗ, то, вероятно, больше подойдет мягкий карандаш. Но если вы хоти­те наложить тон на рисунок большего форма­та, я посоветовал бы вам пользоваться гра­фитной палочкой.

    Единственным мягким карандашом, удоб­ным для выполнения рисунков, требующих высокой точности, - пальма первенства, ко­нечно, за твердым карандашом, - является ка­рандаш с зажимаемым тонким грифелем.

    ­ДРУГИЕ ТИПЫ КАРАНДАШЕЙ

    Помимо карандашей, описанных выше, суще­ствуют и другие карандаши, представляющие гораздо больше возможностей для экспери­ментов и открытий в области рисования. Вы найдете эти карандаши в любом магазине, продающем товары для художников.



    - Карандаш, помещенный в оправу из скру­ченной бумаги, - графит в оправе из скрученной бумаги, которую отворачи­вают, чтобы освободить грифель.
    - Поворотный карандаш - выпускается во многих видах, с самыми разными механиз­мами, открывающими острие графита.
    - Карандаш с зажимаемым грифелем - ка­рандаш для эскизов с очень мягким топ­ким или толстым грифелем.
    - Стандартный толстый черный карандаш, в течение многих лет известный как «Черный красавец».
    - Плотницкий карандаш - используется столярами и строителями для нанесения размеров, записей и набросков новых идей.
    - Графитный карандаш или палочка. Этот карандаш представляет собой твердый графит примерно той же толщины, что и обычный карандаш. Тонкая пленка, за­крывающая острие с внешней стороны, отворачивается, открывая графит. Гра­фитная палочка представляет собой бо­лее толстый кусок графита, подобно пас­тели, обернутый в бумагу, которая снима­ется по мере необходимости. Это универ­сальный карандаш.
    - Акварельный эскизный карандаш - это обычный карандаш, но если опустить его в воду, то может использоваться как аква­рельная кисть.


    Что такое графит.


    Графит - это вещество, из которого делают гри­фели карандашей, но существующий в природе графит не помещают в деревянную оправу. Гра­фит, добываемый в разных месторождениях, различается толщиной и различной степенью твердости/мягкости. Как видно из рисунков, графит не предназначен для создания деталь­ных рисунков. Он больше подходит для набро­сков экспрессивного характера, графитом удоб­но работать вместе с виниловым ластиком.

    Графитным карандашом можно делать бы­стрые, тяжеловатые, драматичные зарисовки, где используются энергичные линии, большие области темных тонов или интересные фактур­ные штрихи. Такой способ рисования хорошо передаст настроение, но совершенно не подхо­дит для выполнения чертежей. Графитом лучше рисовать большие рисунки: причины этого по­нятны всем. Графит является универсальным средством, и прежде чем вы начнете им рабо­тать, узнайте побольше о его свойствах и осо­бенностях. Так как он не имеет наружной опра­вы, можно полностью использовать его боко­вые поверхности. У нас нет такой возможности, когда мы рисуем карандашом. Вы будете прият­но удивлены, когда увидите, чего можно дос­тичь, рисуя графитом. Лично я если рисую в сво­бодной и динамичной манере, то всегда исполь­зую графит. Если вы в такой манере тоже будете рисовать графитом, то, без сомнения, достигне­те больших успехов.

    РИСОВАНИЕ МЯГКИМИ КАРАНДАШАМИ И ГРАФИТОМ

    В отличие от твердого карандаша, мягким ка­рандашом и графитом можно делать более толстые штрихи и создавать широкий тоновой спектр - от глубокого черного до белого. Мяг­кий карандаш и графит позволяют делать это быстро и эффективно. Мягким, достаточно ост­рым карандашом можно передать и контур предмета, а также его объем.

    Рисунки, выполненные этими средствами, более экспрессивные. Они связаны с нашими чувствами, представлениями, впечатлениями и мыслями, например, это могут быть наброски в блокноте, как результат наших первых впечат­лений об объекте. Они могут быть частью наше­го визуального наблюдения и записей. Рисунки передают изменение тона в процессе наблюде­ния, либо благодаря творческой фантазии, либо выражают поверхность фактуры. Эти рисунки могут также произвольно объяснять или выра­жать экспрессию - то есть они сами могут быть произведениями изобразительного искусства, а не заготовками для будущей работы.

    Ластик усиливает действие мягкого каранда­ша. Мягкий карандаш и ластик позволяют до­биться большей выразительности рисунка. Лас­тик, используемый вместе с твердым каранда­шом, чаще всего служит для исправления оши­бок, а в качестве дополнения к мягкому каранда­шу и углю является средством создания образа.


    Можно добиться разных результатов, если при работе мягким карандашом и графитом по-разному нажимать на них. Нажим позволяет преобразить изображение, либо изменяя тон, либо делая штрихи более весомыми. Посмотри­те на примеры градаций тона и попытайтесь са­ми поэкспериментировать в этом направлении. Изменяя нажим на карандаш, попытайтесь из­менить максимальное количество изображе­ние, используя различные движения.

    ­Что такое ластики.

    Как правило, мы впервые знакомимся с ласти­ком, когда нужно исправить ошибку. Мы хо­тим стереть то место, где допущена ошибка, и продолжить рисовать. Поскольку ластик ассо­циируется с исправлением ошибок, мы довольно отрицательно относимся к нему и его функциям. Ластик кажется неизбежным злом, и чем больше он стирается от постоянного использования, тем чаще мы считаем, что ом не отвечает нашим требованиям. Пора пересмотреть роль ластика в нашей работе. Если умело пользоваться ластиком, он может ока­заться самым полезным предметом при рисо­вании. Но сначала нужно отказаться от мысли, что ошибки - это всегда плохо, ведь на ошиб­ках учатся.

    Выполняя эскиз, многие художники обду­мывают процесс рисования или решают, как будет выглядеть рисунок. Эскизы могут ока­заться ошибочными, и их нужно исправлять в процессе работы. Такое случалось с каждым из художников - даже с такими великими ма­стерами, как Леонардо да Винчи и Рембрандт. Пересмотр представлений почти всегда явля­ется частью творческого процесса, он заме­тен во многих работах, особенно в набросках, где художники разрабатывают свои идеи и за­мыслы.

    Желание стереть целиком погрешности в работе и начать рисовать снова - одна из рас­пространенных ошибок начинающих худож­ников. В результате они делают еще больше ошибок или повторяют прежние, что вызыва­ет чувство неудовлетворенности, приводящее к ощущению неудачи. Когда вы вносите ис­правления, не стирайте первоначальные ли­нии до тех пор, пока вас не устроит новый ри­сунок и вы не почувствуете, что эти линии лишние. Мой совет: сохраняйте следы исправ­ления, не уничтожайте их полностью, поскольку они отражают процесс ваших раз­мышлений и уточнение замысла.

    Другая положительная функция ластика - воспроизводить области света в тоновом ри­сунке, выполненном графитом, углем или ту­шью. Ластик можно использовать для прида­ния экспрессивности штрихам, подчеркива­ющим фактуру, - ярким примером такого подхода служат рисунки Фрэнка Ауэрбаха. В них техника «тонкинга» является примером использования ластика для создания ощуще­ния атмосферы.

    На рынке представлены многие виды лас­тиков, с помощью которых удаляются следы всех веществ, которыми работает художник. Ниже перечислены виды ластиков с указани­ем их функций.

    Мягкий ластик («клячка»). Обычно использу­ется для рисунков углем и пастелью, но ему можно найти применение и в рисунке каран­дашом. Этому ластику можно придавать любую форму - это его основное достоинство. Он по­могает выработать позитивный подход к рисо­ванию, поскольку предназначен привносить новое в рисунок, а не уничтожать сделанное.



    - Виниловый ластик. Обычно им стирают штрихи углем, пастелью и карандашом. Его можно использовать также для создания не­которых видов штрихов.
    - Индийский ластик. Используется для удале­ния штрихов, нанесенных световым каранда­шом.
    - Чернильный ластик. Очень трудно полно­стью удалить штрихи, сделанные чернилами. Ластики для удаления чернил и машинопис­ного текста выпускаются в виде карандаша или имеют круглую форму. Можно пользо­ваться комбинированным ластиком, один ко­нец которого удаляет карандаш, другой - чер­нила.
    - Очистители поверхности, а именно скаль­пели, бритвенные лезвия, пемза, тонкая сталь­ная проволока и наждачная бумага, использу­ются для удаления неподатливых следов туши на рисунках. Очевидно, что, прежде чем поль­зоваться этими средствами, нужно убедиться, что ваша бумага достаточно плотная, чтобы можно было снять ее верхний слой и не про­тереть до дыр.
    - Средства, наносимые на бумагу, такие, как корректирующая жидкость, титановые или китайские белила. Неверные штрихи замазы­вают непрозрачным слоем белил. После их высыхания по поверхности снова можно ра­ботать.

    Меры безопасности художника.

    Работная с материалами, не забывайте о мерах безопасности. Осторожно обра­щайтесь со скальпелями и лезвием брит­вы. Не оставляйте их открытыми, если ими не пользуетесь. Узнайте, не токсичны ли и не горючи ли используемые вами жид­кости. Так, нанесение белил - очень удоб­ный и дешевый способ удаления чернил, в основе которых вода, но белила ядовиты, и пользоваться ими нужно, соблюдая ос­торожность.

    Пемза используется для удаления трудно стираемых штрихов. Однако пользоваться пемзой следует осторожно, так как она может повредить бумагу. Бритвенное лезвие (или скальпель) позволяет соскрести штрихи, которые нельзя удалить другими средствами. Ими можно пользоваться в случае крайней нужды, потому что, удаляя лишние штрихи, вы можете

    Карандаши - удивительный инструмент, который используется для рисования и чертежных работ. Чтобы работа была удачной, важно знать всё о характеристиках этого инструмента. Необходимо разобраться, какие они бывают, какова расшифровка твёрдости грифеля карандаша и какие эффекты могут получиться при использовании инструментов с разными характеристиками.

    Разновидности карандашей

    Карандаши разделяются на две большие группировки: цветные и графитовые (простые). Они в свою очередь делятся на разновидности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

    Классификация цветных инструментов:

    • Цветные. Это самые обычные инструменты, которыми наверняка все рисовали в школе. Бывают твёрдые, мягкие, мягко-твёрдые.
    • Акварельные. После рисования их размывают водой для получения эффекта акварели.
    • Пастельные. Это мелки пастели в деревянной оправе. Они очень мягкие. Удобны тем, что не пачкают руки, защищены от частой ломки мелков, а также имеют стандартный размер.

    Классификация инструментов с графитовым стержнем:

    • Простые. Как раз они чаще всего и используются в графике (рисование карандашами). Они имеют множество различных маркировок, подробнее о них поговорим позже.
    • Угольные. Представляют собой прессованный уголь для рисования в деревянной оправе. Преимущества те же, что и у пастельных.
    • Конте. Они почти такие же, как пастель, но имеют другую цветовую палитру: бывают чёрные, серые, коричневые и других оттенков. Также в гамме цветов присутствует белый.

    Как определять твёрдость карандашей

    Теперь подробнее рассмотрим графитовый тип. Ими можно изобразить всё что угодно, причем очень реалистично. Работы получаются «живыми» благодаря растушёвке, правильному наложению тона, верному нажиму на инструмент. Поэтому именно от его качества и номера зависит весь рисунок или чертёж в целом.

    Схема отлично подходит для определения твёрдости карандашей. Таблица также подойдёт. Чтобы наглядно представить и определить плотность, можно использовать таблицу мягкости карандашей, а также определять жёсткость по специальной шкале. Кстати, такую шкалу можно нарисовать самостоятельно. Для этого нужно взять все инструменты, которые есть, и поочередно заштриховать ими небольшие участки бумаги: от самого тёмного к самому светлому или наоборот, в середине будет маркировка H. B. Благодаря такой схеме можно будет легко ориентироваться и вспоминать тип инструмента.

    Маркировки и их значение

    В первую очередь, можно увидеть как английские, так и русские обозначения твёрдости карандашей. Разберём оба вида:

    Часто маркировка кроме букв содержит цифры, которые показывают силу жёсткости или мягкости и тон. Например, бывают карандаши 2B, 3B, 4B, 5B, 6B, 8B. 2В - самый светлый, 8В - самый тёмный и мягкий. Аналогично выглядит цифровая маркировка твёрдых карандашей.

    Наложение тона на рисунок

    Правила наложения тона очень важны при рисовании. Особенно это относится к графике, ведь в ней работа создаётся исключительно в одной гамме: чёрный или серый цвета в сочетании с дополнениями белого.

    Качество зависит от правильного подбора твердости карандашей .

    Твердыми карандашами с заточенным и сухим острием можно нарисовать сероватые линии. На таких карандашах обычно стоит буква Н (от англ. hard - "твёрдый"). Их хорошо использовать для высокоточных изображений, например, для линейных рисунков или чертежей. Твердые грифели в отличие от мягких дают тонкие линии и не оставляют чрезмерных следов на бумаге.

    У мягких карандашей грифель на масляной основе. Рисуя таким карандашом и слегка нажимая на грифель, можно получить более тёмные и толстые линии . На них ставят букву В (от англ. bold - "жирный"). В художественном рисунке использование мягких карандашей позволяет придать большую экспрессивность и выразительность работе художника.

    • Качественно заточенный грифель карандаша с пометкой 6В позволяет сделать хороший набросок. Основа наброска наносится мягким грифелем. Чтобы получить бледные линии, следует наклонить карандаш.
    • По мере создания рисунка нужно постепенно накладывать новые штрихи на предыдущие, чтобы сделать тени более глубокими и расширить средние тона. Осветленные зоны на белой бумаге остаются не закрашенными, то есть на них не нужно наносить штрихи .