Возникновение курского драматического театра. Курский драматический театр: история, репертуар, труппа. Как все начиналось

К урский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина – один из старейших театров России.

Основан в 1792 году стараниями просвещенного и делового генерал-губернатора А. А. Беклешева.

В 1805 году состоялся дебют на Курской сцене талантливого крепостного Михаила Щепкина, ставшего впоследствии великим русским артистом. В Курском театре начинали свою сценическую деятельность известные актеры: Николай Хрисанфович Рыбаков и Любовь Ивановна Млотковская. На его подмостках выступали такие корифеи русского театра, как П. Н. Орленев, В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. И. Качалов, А. А. Яблочкина и другие. В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина, Курский театр удостаивается чести носить имя великого поэта.

Спектакли, поставленные в Курском театре, неоднократно становились участниками показа лучших спектаклей страны. Работы Курского театра всегда оценивались высоко, что подтверждают многочисленные государственные награды. В разные годы театром руководили многие именитые режиссеры. С 1982 года в Курском театре началась новая эпоха – эпоха ученика выдающегося педагога, народный артистки РСФСР Марии Кнебель – Юрия Валерьевича Бурэ, ныне народного артиста России, кавалера ордена Почета, лауреата Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, лауреата премии ЦФО в области литературы и искусства, который возглавляет Курский театр и по сегодняшний день.

Курский театр в разные годы успешно выезжал с гастролями в Германию, Монголию, Чехословакию, Венгрию.

Театр активно участвует в театральных форумах и фестивалях: фестивале Камерных сцен в городе Ярославле, в VIII Международном Волковском фестивале, откуда был привезен памятный подарок – Хрустальный колокол, в XVI Международном фестивале «Славянские театральные встречи». Артистам Курского театра аплодировали зрители Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Рязани, Таганрога, Вильнюса, Харькова, Баку, Уфы, Петрозаводска, Ставрополя, Владикавказа, Омска, Нальчика и многих других городов. С большим успехом в 2012 и 2014 гг. прошли обменные гастроли Курского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина и Государственного академического Малого театра России.

В апреле 2015 года Курский драмтеатр принял участие в XI Международном театральном фестивале «Островский в Доме Островского» в Москве на сцене Малого театра России, а затем труппа театра отправилась на гастроли в Тулу. А уже в сентябре 2015 года при поддержке Министерства Российской Федерации состоялся обменный гастрольный проект по городам воинской славы к 70-летию Великой Победы между Курским драматическим театром имени А. С. Пушкина и Тверским академическим театром драмы.

Зрителей Курского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина радуют своим творчеством 47 артистов. Из них четыре артиста имеют почетное звание «Народный артист России» и 12 – почетное звание «Заслуженный артист России».


Курский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина
Основан
Здание театра
Местоположение
Руководство
Директор

Лобода Михаил Александрович

Главный режиссёр

Бурэ Юрий Валерьевич

Ссылки
К:Театры, основанные в 1792 году Координаты : 51°44′20″ с. ш. 36°11′30″ в. д.  /  51.7390361° с. ш. 36.1916667° в. д.  / 51.7390361; 36.1916667 (G) (Я)

Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина - театр в Курске , один из старейших театров России, основан в 1792 году .

История

Первый любительский театр в Курске появился в 1729 году . Первый профессиональный крепостной театр был открыт в 1792 году братьями Барсовыми . Театр располагался в здании Дворянского собрания (сейчас - дом Офицеров).

В 1805 году на сцене Курского крепостного театра дебютировал талантливый крепостной Михаил Щепкин , ставший впоследствии великим русским актёром и одним из основоположников русской актёрской школы.

В 1875 году театральное здание сгорело и было вновь отстроено на средства собраные жителями Курска в 1886 году . До 1886 года постоянной труппы не имел. В 1911 году театру было присвоено имя М. С. Щепкина .

В 1927 году труппе театра было предоставлено новое здание («Дом Ильича») на улице Ямская гора (теперь улица Перекальского) . В 1928 году Курск утратил статус губернского центра и постоянная труппа была расформирована, восстановлена в 1934 году, после образования Курской области . В 1937 году (по другим сведениям - в ) театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина .

Напишите отзыв о статье "Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина"

Примечания

Литература

  • Внукова Т. Курский драматический театр имени А. С. Пушкина. - Тула: ИПО «Лев Толстой», 1992. - 40 с. - 8000 экз.
  • Курск. Краеведческий словарь-справочник. - Курск: ЮМЭКС, 1997. - С. 381-382. - ISBN 5-89365-005-0 .
  • Левченко В.В., Грива Т.А. Встреча с Курском. Путеводитель-справочник. - Курск: «Курск», 1993. - С. 62.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Курский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина

– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.

Входит в число старейших культурных центров страны. Он существует уже более двухсот лет. В репертуаре курского театра драмы как классические пьесы, так и произведения современных драматургов.

История

Курский был открыт в 1792 году. Построен он был на средства местного дворянства. Инициатива открытия в городе театра принадлежала генерал-губернатору Курска А.А. Беклешеву. Именно здесь в 1805 году дебютировал легендарный актёр, именем которого названо Московское театральное училище - Михаил Щепкин, бывший в то время был крепостным. На сцене театра выступали такие артисты, как В.И. Качалов, В.Ф. Комиссаржевская, К.А. Варламов, А.А. Яблочкина и другие. В 1911 году драмтеатру Курска было присвоено имя М.Щепкина, а в 1937 - Александра Сергеевича Пушкина. Труппа выезжала и продолжает выезжать на гастроли за границу, активно участвует в фестивалях. Курский - активный участник различных фестивалей. В 2012 году он отпраздновал свой 220-летний юбилей. По этому случаю состоялся большой творческий вечер.

Репертуар

Курский драматический театр репертуар своему зрителю в сезоне 2015-2016 предлагает следующий:

  • «Голодранцы и аристократы».
  • «Женитьба Фигаро».
  • «Портрет Дориана Грея».
  • «Семь криков в океане».
  • «Альпийская баллада».
  • «Молодые люди».
  • «Обыкновенная история».
  • «Хочу сниматься в кино».
  • «Дикарь».
  • «Пришел мужчина к женщине».
  • «Школа соблазна».
  • «День рождения кота Леопольда».
  • «Квадратура круга».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Дон Жуан, или Каменный гость».
  • «Номер 13».
  • «Барышня-крестьянка».
  • «Соловьиная ночь».
  • «Лисистрата».
  • «Чморик».
  • «Американская рулетка».
  • «Эти свободные бабочки».
  • «Мышеловка».
  • «Ханума».
  • «Горе от ума».
  • «Правда - хорошо, а счастье лучше».
  • «Золушка».
  • «Шикарный мужчина».
  • «Афинские вечера».
  • «Сирано де Бержерак».

Труппа

Актёры Курского драматического театра:

  • Александр Швачунов.
  • Елена Гордеева.
  • Эдуард Баранов.
  • Людмила Акимова.
  • Валерий Егоров.
  • Людмила Мордовская.
  • Евгений Сетьков.
  • Евгений Поплавский.
  • Дарья Ковалёва.
  • Валерий Ломако.
  • Виктория Лукьянова.
  • Светлана Сластёнкина.
  • Виктор Зорькин.
  • Людмила Скородед.
  • Дмитрий Баркалов.
  • Наталья Комардина.
  • Юлия Гулидова.
  • Инна Кузьменко.
  • Мария Нестерова.
  • Мария Землякова.
  • Лариса Соколова.
  • Андрей Колобинин.
  • Оксана Бобровская.
  • Геннадий Стасенко.
  • Сергей Репин.
  • Роман Лобынцев.
  • Людмила Манякина.
  • Марина Кочетова.
  • Сергей Малихов.
  • Галина Халецкая.
  • Любовь Сазонова.
  • Александр Олешня.
  • Ольга Лёгонькая.
  • Екатерина Прунич.
  • Елена Петрова.
  • Дмитрий Жуков.
  • Сергей Тоичкин.
  • Любовь Башкевич.
  • Николай Шадрин.
  • Алексей Поторочин.
  • Максим Карпович.
  • Елена Цымбал.
  • Сергей Бобков.
  • Михаил Тюленев
  • Арина Богучарская.
  • Нина Полищук.

Худрук

Юрий Валерьевич Бурэ-Небельсен получил режиссёрское образование в ГИТИСе. Его педагог - М.О. Кнебель. Начал он свою карьеру с Волгоградского театра музыкальной комедии. Там он был режиссёром и работал исключительно с комедийным жанром. Следующим этапом его творческого пути был театр имени И.С. Тургенева в городе Орле. В Курский драматический театр Юрий Валерьевич пришёл работать в 1982 году по приглашению. Начинал он здесь как режиссёр. Поразил зрителя своим талантом постановщика с первых же спектаклей. За свою работу Ю.Бурэ неоднократно был награждён премиями и дипломами. Его постановки пользуются неизменным успехом у публики. Одним из ярчайших его спектаклей стала драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад». За неё Юрий Васильевич получил Государственную премию России. Художественным руководителем театра Ю. Бурэ был назначен в 1991 году и до сих пор занимает эту должность. Благодаря этому человеку в Курском колледже культуры было открыто актёрское отделение. Руководит студентами сам Ю. Бурэ. На сцене Курского театра Юрий Васильевич поставил уже больше сотни спектаклей.

Драмтеатр (Курск) - один из старейших в нашей стране. Он носит имя одного из величайших русских поэтов - Александра Сергеевича Пушкина. Здесь выступали многие великие актёры и актрисы.

История театра

Драмтеатр г. Курск был основан в 1792 году. Построен благодаря стараниям просвещенного человека, любителя искусства А.А. Беклешева (генерал-губернатора). В 1805 году здесь начинал свой творческий путь крепостной артист Михаил Щепкин, который впоследствии стал величайшим актёром. На сцене Курского драмтеатра выступали такие артисты, как В.Ф. Комиссаржевская, А.А. Яблочкина, П.Н. Орленев, В.И. Качалов, К.А. Варламов и многие другие.

В 1911 году драмтеатр (Курск) получил имя Михаила Семёновича Щепкина. На этой сцене начинала свою карьеру Народная артистка Советского Союза Вера Ершова.

В 1937 году, когда исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, театру было присвоено имя этого великого русского поэта. Через год после этого события труппа выехала на гастроли в Москву. Спектакли получили в столице высокую оценку, и театр был признан одним из ведущих в стране.

С 1982 года и по сей день художественным руководителем театра является Юрий Валерьевич Бурэ. Благодаря ему началась новая эпоха: расширился репертуар, спектакли драмтеатра стали получать дипломы на конкурсах и фестивалях; труппа стала выезжать с гастролями за границу: в Германию, Чехословакию и так далее. На фестивале в Венгрии спектакль курской драмы «Фаворит» был отмечен дипломом. В 1983 году на Всесоюзных соцсоревнованиях среди зрелищных предприятий театр занял 3 место.

В 2004 году Юрий Бурэ был награждён орденом "Знак Почёта". Три актёра театра получили медали «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. В начале 2000-х годов труппа пополнилась несколькими молодыми и талантливыми артистами.

В 2012 году театр праздновал свой 220-летний юбилей. По случаю этого события был организован творческий вечер. А затем театр отправился в столицу на гастроли, где представил московской публике свои спектакли на сцене знаменитого Малого театра.

Спектакли

Репертуар драмтеатр (Курск) своим зрителям предлагает следующий:

  • «Собака на сене».
  • «Семь криков в океане».
  • «Маскарад».
  • «Счастье мое…».
  • «Ужин дураков».
  • «Ключ для двоих».
  • «День рождения кота Леопольда».
  • «В день свадьбы».
  • «Альпийская баллада».
  • «Обыкновенная история».
  • «На всякого мудреца довольно простоты».
  • «Ханума».
  • «Дикарь».
  • «Чужой ребенок».
  • «Семь криков в океане».
  • «Ох, уж эта Анна!».
  • «Правда - хорошо, а счастье лучше».
  • «Любовь на свежем воздухе».
  • «Ромео и Джульетта».
  • «Молодые люди».
  • «Шикарный мужчина».
  • «Бременские музыканты».
  • «Эти свободные бабочки».
  • «Афинские вечера»
  • «Соловьиная ночь».
  • «Квадратура круга».
  • «Голодранцы и аристократы».
  • «Номер 13».
  • «Аленький цветочек».
  • «Пришел мужчина к женщине».
  • «Чморик».
  • «Жертвы века».
  • «Американская рулетка».
  • «Сирано де Бержерак».
  • «Боинг-Боинг».
  • «Хочу сниматься в кино!».
  • «Лисистрата».
  • «Веер Леди У.».
  • «Тартюф».
  • «Портрет Дориана Грея».
  • «Школа соблазна».
  • «Мышеловка».
  • «Слуга двух господ».
  • «Золушка».
  • «Красавица Снежана».

Труппа

Драмтеатр (Курск) - это, прежде всего, замечательные актёры. В труппе служит 45 артистов. Среди них есть и именитые личности. Четверо награждены званием «Народный артист России». Это Евгений Поплавский, Валерий Егоров, Лариса Соколова и Валерий Ломако. Двенадцать актёров имеют звание «Заслуженный артист России»: Елена Гордеева, Александр Швачунов, Людмила Манякина, Галина Халецкая, Елена Петрова, Эдуард Баранов, Виктор Зорькин, Инна Кузьменко, Людмила Стародед, Геннадий Стасенко, Ольга Яковлева, Людмила Мордовская.

«Лисистрата»

Один из спектаклей, который предлагает своим зрителям драмтеатр (Курск), носит название «Лисистрата». Это постановка в популярном на сегодняшний день жанре - мюзикл. Спектакль создан по мотивам комедии Аристофана. История, которую рассказывает мюзикл, произошла очень давно - 25 веков тому назад. Случилось всё это там, где родились могущественные боги Олимпа. Грецию раздирали междоусобные войны несколько десятков лет. Воевали все мужчины: от высших мужей государства до рабов. Они убивали, грабили, оставляли без присмотра свои дома. Покончить с войной решает Лисистрата. Она собирает всех женщин Греции и призывает их не делить супружеские ложа со своими мужьями до тех пор, пока они не прекратят воевать и не воцарится между Спартой и Афинами мир. Сначала женщины долго спорят, препираются, но, в конце концов, соглашаются с её планом. Лисистрата уводит их, и они укрываются в Акрополе. Теперь мужчины должны выбрать, что для них важнее - война или любовь.

Постановка «Лисистрата» красочная, увлекательная, незабываемая, с юмором, танцами и музыкой. Заряд положительной энергии и хорошее настроение обеспечены тем, кто придёт посмотреть спектакль в курский драмтеатр.

Покупка билетов

Приобрести билеты можно в кассе либо в сети Интернет на спектакли, которые предлагает своему зрителю драмтеатр (Курск). Схема зала, представленная в данной статье, поможет выбрать подходящее по расположению и ценовой категории место.

Курскому драматическому театру (КДТ) недавно исполнилось 225 лет. Он является одним из старейших в нашей стране и на его сцене в разные годы блистали такие звезды, как Вера Комиссаржевская и Василий Качалов. Сегодня Курский драматический театр имени А. С. Пушкина играть важнейшую роль в культурной жизни всей области, а его труппа регулярно выезжает на гастроли в Москву, Санкт-Петербург и в другие города России.

Как все начиналось

Конец 18 века в нашей стране ознаменовался ростом интереса к театру. Многие помещики организовывали в своих имениях труппы из крепостных крестьян, которые ставили спектакли для увеселения своего барина и его гостей. Одним из наиболее известных таких театров принадлежал графу Волкенштейну. Он находился в его имении близи города Суджа. В начале 1790-х годов генерал-губернатор А.А. Беклешев решил, что курскому дворянству следует последовать примеру графа. Он предложил местным помещикам внести свой вклад в организацию культурной жизни губернии и профинансировать открытие публичного театра с постоянным репертуаром и труппой. Вскоре нужная сумма была собрана, и в 1792-м году в специально построенном для этих целей новом здании Благородного собрания состоялась премьера первого спектакля. Сам же театр был передан в управление крепостным крестьянам — братьям Барсовым. Последние так удачно справлялись с обязанностями антрепренеров, что вскоре получили свободу и стали состоятельными людьми.

Дальнейшая история

В 1805 году в Курском драматическом театре состоялось первое выступление на профессиональной сцене крепостного актера графа Волкенштейна Михаила Щепкина. Он предстал перед жителями города в драме «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье. Публика высоко оценила игру крепостного актера, поэтому графу пришлось позволить Щепкину стать членом труппы театра братьев Барсовых.

В 1895 году в Судже был открыт памятник Михаилу Семеновичу, который за свою 60-летнюю актерскую карьеру внес огромный вклад в развитие отечественного драматического искусства. На торжественную церемонию приехали члены труппы Императорского Малого театра, в том числе М. Ермолова.

В 20-м веке

В 1937 году Курскому драматическому театру присвоили имя Александра Пушкина. Спустя год его коллектив получил возможность показать столичному зрителю спектакли «Гроза» и «Волки и овцы» А. Островского, «Ромео и Джульетту» У. Шекспира, «Собаку на сене» Л. де Вега. Все они получили положительную оценку зрителей и критиков, а сам театр московская пресса назвала одним из ведущих в стране. В родном городе КДТ играл важную роль, способствуя формированию художественного вкуса у зрителя и повышения его культурного уровня.

В годы ВОВ Курский драматический театр находился в эвакуации. Однако его актеры продолжали давать спектакли в разных городах Средней Азии, в Моршанске и в Калуге.

Уже в 1943-м году труппа вернулась в Курск и сразу же начала работу, выступая перед ранеными в госпиталях и солдатами, отправляющимися на фронт.

Успешной и плодотворной можно назвать деятельность театра и в послевоенный период. Однако настоящий расцвет КДТ пришелся на конец 70-х годов, когда его главным режиссером стал В.В. Бортко. На сцене Курского государственного драматического театра он поставил такие спектакли, как «Фаворит» Д. Йеша, «Полк идет» М. Шолохова, «Утиная охота» А. Вампилова и пр. Они получили высокую оценку у специалистов и зрителей. Постановка пьесы «Полк идет» участвовала в Шолоховском фестивале и была показана в Чехословакии, Монголии и в ГДР. Его создатели были награждены Серебряными медалями за лучшее представление военно-патриотической темы на театральной сцене.

Новая эпоха в истории театра

В 1982-м году театр возглавил Юрий Валерьевич Бурэ, который и сегодня руководит КДТ. Спустя год, поставленный им спектакль «Люди, которых я видел» стал участником Всесоюзного смотра народов СССР, посвященного 40-летию Великой Победы, и был награжден Почетным дипломом. Значительные успехи были у театра и в последующие годы. Даже в послеперестроечное время он продолжал давать спектакли, бережно сохраняя традиции, заложенные основателями Курского областного драматического театра более 20 лет назад.

Ситуация стала меняться к лучшему в начале 2000-х годов, когда труппа стала активно гастролировать не только по регионам России, но и за рубежом. В 2004 году худруков театра Народный артист РФ Юрий Бурэ был награжден орденом Почета. Кроме того, ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени получили трое артистов КДТ.

Достижения за последние годы

За последние 2 десятилетия репертуар Курского драматического театра пополнился множеством новых спектаклей. К числу наиболее удачных работ относятся постановки пьес А. Касоны («Деревья умирают стоя»), П. Мариво («Игра любви и случая»), Л. Разумовской («Медея»), Э. Ростана («Сирано де Бержерак»), К. Гоцци («Принцесса Турандот»), Ж. Летраза («Крошка»), А. Цагарели («Ханума»), В. Гюго («Рюи Блаз»), И. Губача («Корсиканка»), К. Гольдони («Слуга двух господ»), В. Розова («Традиционный сбор») и многие другие.

Многие из них неоднократно демонстрировались на различных фестивалях и пользовались успехом. Прежде всего в этом есть большая заслуга руководства коллектива и членов труппы, в составе которой наряду с молодежью присутствуют именитые актеры и актрисы, такие как Лариса Соколова, Александр Швачунов, Виктор Зорькин, Генадий Стасенко и др.

Курский драматический театр имени Пушкина: отзывы

Безусловно, КДТ является одной из главных достопримечательностей всей области. Можно сказать, что традиция регулярно бывать в его гостеприимных стенах, особенно на премьерных показах спектаклей в крови у местной интеллигенции. Об этом свидетельствуют отзывы постоянных зрителей. В родном Курском драматическом театре, афиша которого содержит анонсы о спектаклях в разных жанрах, им нравится все — от оформления фойе и наличия системы безопасности, до игры актеров и доброжелательной атмосферы, которой так не хватает в повседневной жизни. Конечно, есть и недовольные. Однако все зависит от степени подготовленности конкретного человека. Ведь многие, особенно молодые куряне, идут в театр просто развлечься и ожидают увидеть там шоу. Но театр — это совсем другой мир и он должен воспитывать публику и будить в сердце зрителя чувства любви к ближним, сострадание и патриотизм.

Как добраться

Адрес Курского драмтеатра — ул. Ленина, 26. Он находится рядом с известным ТЦ «Пушкинский», и на общественном транспорте до него легко добраться из любой точки города. Для этого можно воспользоваться, например автобусами, следующими по маршрутам NN 7, 13, 15 и 27. Они проходят через центр Курска, соединяя спальные районы, расположенные на окраинах.

Теперь вы знаете, где находится КДТ и, наверняка, захотите посетить его, если окажетесь в Курске. Театр постоянно обновляет свой репертуар, включая в него спектакли на актуальные темы современности и вечно живую классику.