Художественная культура древнего рима кратко. Культурная жизнь Рима.doc - Культурная жизнь Рима Социальная культура древнего рима

    Социальная история и характерные черты Древнеримского общества.

    Религия. Право и наука Древнего Рима.

    Возникновение христианства как синтез позднеантичной и иудейской традиции.

    Древний Рим замкнул античную культуру, завершив ее развитие. Его собственная история охватывает период с 8 века до н.э. по 5 век н.э. В отличие от Греции, население Древней Италии, состояло из нескольких разноязычных народов. Лишь применительно к 1 веку до н.э. можно с полным основанием говорить о единой итальянской народности римлян и о едином латинском языке, вытеснившем все прочие. Основу собственно римской культуры составляла культура латинов, сохранившая самобытные черты на разных этапах исторического развития и впитывавшая элементы других культур. Римская культурная самобытность часто отрицается учеными из-за попыток римлян подражать недосягаемым образцам греческой классики и постоянных заимствований. При этом не учитывается момент базисного сходства двух цивилизаций. Древнегреческая и древнеримская культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины, что предопределило схожую школу ценностей, норм культуротворчества и создало условия для взаимовлияния. Но сходство не означает тождество. В самих основах культуру Древних Римлян отличало иное ощущение жизни. Римлянам, было чуждо понятие генетической связи людей и богов, и в религиозном чувстве доминировали утилитарно-рассудочные отношения. Вся сложная система римской обрядности была подчинена единой цели, гарантировать неизменно благоприятную реакцию богов. Это отношение исключало любые личные эмоции. Абстрактно-рациональная римская религия вросла изнутри в римскую государственность. Если у греков владение мастерством высоко ценилось и почиталось даром богов, то в Риме занятие любым мастерством считалось унизительным и недостойным времяпрепровождением. Изначально ремесло было для плебеев, иноземцев и рабов. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что определило строй его жизни и историю. Соответственно основными добродетелями для исполнения долга хорошего гражданина считалось мужество, стойкость, суровая непреклонность, гордость.

Своими особенностями отличались внутрисоциальные отношения. В Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии. Первостепенное значение при этом приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у патрициев. Она обусловливала особую роль права в жизни общества. Характерной и специфичной римской чертой была неразрывная связь свободы и экономической независимости. Человек, экономически зависимый, не смел высказать мнение неугодное тому, кому он был чем-то обязан.

В конце 6 века до н.э. возникла Римская республика, просуществовавшая около 5 столетий. Римский историк Полибий подчеркивал совершенство республиканского политического строя, соединившего элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль и согласованность действий всех этих институтов придавали всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и править ими (политика «Политическая жизнь» в Римской республике не была специально выделенной областью. Специфика заключалась в том, что политическая деятельность для активного и полноправного гражданина являлась не только необходимой, но и единственно возможной формой самовыявления. По этой причине для римского общественного сознания качества политического деятеля всегда сливались с общечеловеческими. Все моральные понятия и категории были политизированы, политическая сфера сближалась с хозяйственной и повседневно-бытовой.

Победные завоевания римлян способствовали большому притоку рабов, сильному росту имущественного неравенства и обострению общественных противоречий. Все это завершилось установлением в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.

Эволюция Древнего Рима от полиса к империи сопровождалась эволюцией римлянина от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Определенными связями становились связи подчинения; и в этой системе происходило смешение исконно римских ценностей с новыми, ориентированными на психологию подданного.. Но, хотя Рим, в духе древних традиций, требовал абсолютной социальной дисциплины; он стимулировал и одобрял любую инициативу в интересах империи. У римлян всегда любое общее явление могло раскрываться только через частное.

    Вместе с соц. истор. Древн. Р. происходила эволюция его религии от древнейшей общинной до христианства. По мере развития государственности римляне формировали ….. пантеон, вводя новые культы и персонифицируя своих безличных богов. Но, даже наделяя богов индивидуальностью и соответствующими функциями, римляне не испытывали потребности обращения к антропоморфным образам. Они решили задачу, восприняв и олицетворив пантеон греческих олимпийских богов, дав им лишь другие имена. В эпоху империи, несмотря на реформы Августа, ……. культ., роль религии как средство воздействия на умы и души людей значительно ослабевает, хотя императоры не прекращали попыток сделать их власть теократической. При этом в настроении общества выявлялись две тенденции.

С одной стороны, у человека появилась потребность осознания собственной личной значимости и личного познания жизни. Она стимулировала поиск новых форм общения с божеством, обращаясь к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии.

Во-вторых, углубление социального неравенства, деспотическая имперская политика, моральное разложение поздней римской античности, привели к поиску единого верховного, общего для всего человечества бога, как гаранта правильной жизни и моральных норм.

Эти две тенденции вместе с активными поисками древнеримской философии средств обретения духовной свободы, подготовили победу христианства, которое наиболее полно ответило на общественные вопросы.

На всех этапах римской истории оставалась высокой роль и значение права, основой развития которого стали законы к табл…., составл. в 451 – 450 г. до н.э. Они содержали ряд элементов обычного права, но уже отличались наличием специфичных присущих римской общине черт, которые сохраняли свое значение на всех стадиях ее эволюции. По мере углубления классовых противоречий, все более суровым становилось наказание для граждан Рима, а их равенство перед законом исчезло в связи с дифференциацией. В эпоху империи суд перестал быть публичным зрелищем и процесс утратил политическую значимость. Между тем, усложнение права требовало его систематизации, кот. предоставили Инст…. Гая. Римская мысль при этом придавала новый смысл понятиям объктивной рациональности и естественности закона, развивая принципы законного обязательства и владения собст. и ввела ясную систематизацию в сферу торговых и юридических сделок на территории всей империи. В этот же период окончательно складывается знаменитый признак «презумпции невиновности» Римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу кодекса Наполеона и ряда др. нормативных документов нового и новейшего времени.

Своеобразна и римская наука. В Римской империи различались теоретические и практические науки, к которым относили и искусство удовлетворять потребности в роскоши. Занятие практическими науками традиционно считалось достойным благородного человека, а основой всего практического знания были: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия, геометрия и музыка. Среди теоретических наук ведущее место занимала философия, в которой присутствовали все философские школы античности. Своеобразие римской науки было обусловлено переплетением в мировоззрении римлян греческой эллинистической и чисто римской культурных традиций. Уже в эпоху республики римская культура становится двуязычной, поэтому и наука в Римской империи развивалась на двух языках: греческом и латинском. К тому же наука была разнонаправленной теоретически - наследие развивали иноземцы, по преимуществу греки. Накопленный запас практических знаний и опыта составлял гордость Рима. Здесь римляне представили и исследования и многочисленные труды обобщающего характера. Они стали создателями агрономии, которой специально занимались из числа видных людей Катон и Колумема. Под потребности градостроительства и зодчества Витр. были написаны «10 книг об архитектуре». На высокий уровень поднялась хирургия.

Военная и торговая активность римлян повлекла географические открытия итоги которых были сведены в обширном труде Клавдием Птолемеем.

В 1 веке н.э. Плиний Секунд Старший составил энциклопедию естественных наук, добавив к ней обзор истории искусств. Из его работ 37 книг «Естественной истории» дошли до нашего времени.

Шаг вперед сделала в Риме историческая наука, которая осмысливала ход истории, не в мифопоэтических категориях, а опираясь на определенные исходные моменты. Среди римских историков особо выделяется Саллюстий и Тацид.

    В эпоху империи римское общество, как цивилизация, знала этапы расцвета и упадка, но в культурно-духовном плане уже в 1 веке н.э. наметился серьезный кризис. Римская идея власти над всем миром была реализована и себя исчерпала. Идеал «вечного Рима» не ……. вдохновл. цели и Рим все больше предстает как историческая форма общества потребления со знаменитым лозунгом «Хлеба и зрелищ!» Он становится образом жизни всех слоев общества и даже у элиты, которая проповедовала гедонизм (культ удовольствий, который превращался в культ грубых развлечений и наслаждений). Жестокое моральное разложение и духовный кризис привели общество к гибели. И не случайно, что уже в 1 веке н.э. в римской империи возникло христианство, как противодействие духовному распаду общества.

Раннее христианство, синтезировало элементы многих культурных традиций, которые закрепились в римской империи и развились на подготовленной почве. Потеряв доверие к языческим богам, римское общество вело поиски нового бога, который, во-первых, выполнил миссию гаранта правильной жизни и моральных норм, а, во-вторых, обеспечил новую форму общения человека с богом. Официальный Рим вел поиски единого бога как средства сохранения единства империи.

Философское сознание римлян формировалось под влиянием греческой философии, и римляне разработали все ее основные течения. Особенное значение имели римский стоицизм и римский неоплатонизм. Стоики (Сенека, Марк Аврелий) рассматривали философию как достижение внутренней свободы и счастья, путь к которому они видели в невозмутимости духа при любых обстоятельствах бренной жизни. Для этического учения стоиков было характерно тяготение к космополитизму, что отражало политику огромной империи. Воззрения стоиков органично вошли в раннее христианство. Римский неоплатонизм представлял синтез учений Платона и Аристотеля без их рационального содержания с идеями восточной мистики. Смысл учения – о восхождении человеческой души к слиянию с единым в неком мистическом экстазе. Идея монотеизма (единобожия) созрела на библейской почве в Палестине. Единобожие оказалось единственным неизменным учением во времена всеобщей романизации. На этой почве, в рамках иудаизма, в эриместической Иудее возникло христианство. Первоначально это было учением, которое строилось на идее мессионизма (прихода спасителя) и ненависти к угнетателям Риму. Затем оно превращается в религию рабов, бесправных и покоренных народов.

Императорская власть и верхи общества подозрительно относились к христианским общинам, обвиняя их в человеконенавистничестве и нелояльности к власти, и начались многочисленные гонения на христиан. Но постепенно в римском обществе распространились симпатии к христианам. Само вероучение утрачивает воинственность и ведет проповедь дара, любви, равенства перед богом, утверждая новую форму гуманизма – вселенского, общечеловеческого, который не делил людей по этническим или классовым признакам. Христианство выводит на первый план духовно-нравственные ценности. Эти идеи созвучны настроениям многих. К 4 веку христианство становится силой, с которой вынуждены считаться императоры. В 325 г. император Константин объявил христианство государственной религией. Именно развитие ранних христианских идей в рамках позднеантичной римской культуры обеспечили ему мировую историю. Христианство впитало в себя образов. элемент римского общества, что обеспечило логическую стройность к учению. Оно опирается на философию стоиков и неоплатонизм. Оно распространилось благодаря римским средствам сообщения, формировалось в полемике с учеными язычниками, выразило себя на самых богатых и разнообразных языках (греческом и латинском), впитало правовую мысль Рима (в частности, согласно Гаю, суд, рассматривая преступление, должен учитывать и оценивать волю человека к совершаемому преступлению, а не сам факт), принцип. освещ. христианством, церковь организов. по принципу римской империи.

    Этапы становления и типологические черты Византийской культуры.

    Греко-православное христианство как идеологическая основа византийской культуры.

    Принципы эстетического освоения мира в художественной культуре Византии.

    В истории Византии обычно выделяют 5 этапов:

  • 1-ый (IY-YII в). В этот период происходит формирование многонационального государства и сословной структуры общества. Одновременно формируется многочисленная военная бюрократия, группирующаяся вокруг императора, которому принадлежит вся полнота власти. В отличие от Западно-Римской империи в Византии в этот период существует множество городов, в стране активно ведется строительство.
  • 2-ой (2 пол-на YII – 1-я пол-на IX в.). В этот период Византия была вынуждена со всем напряжением сил отражать нашествие арабов и славян. В результате территория державы сокращается вдвое, выравнивается национальный состав: преобладающими этническими группами становятся греки и славяне. На этом же этапе усиливается также конфликт между церковью и государством, первые признаки которого дали о себе знать уже в конце 1-го этапа. В итоге церковь вышла победителем, и культура в целом оказывается в атмосфере консерватизма и охранительства.
  • 3-й (2 пол-на IX – cер. XI в.). Он считался “золотым веком” истории Византии. Он характеризуется бурным развитием экономики и беспрецендентным расцветом культуры. Города продолжают расти и множиться, возрождается школа и университеты, создается превосходная библиотека, разворачивается миссионерская деятельность. В 1054 г. происходит разделение христианской церкви на Восточную и Западную, что отделяло Византию от Запада и обеспечивало ей духовную независимость. Однако на этот же период приходится и поражение, которое Византия в 1071 г. потерпела от турок-мусульман, однако это еще не было падением империи.
  • 4-ый (2 пол-на XI – нач. XIII в.). Он был временем нового подъема. Турки были частично оттеснены, и их власть ослабела, но империя подрывалась многочисленными внутренними смутами. В результате в 1204 г. рыцари IY Крестового похода без особых усилий завоевали Константинополь и основали на Босфоре Лат. империю. Императорская власть утрачивает свою объединяющую роль и на первый план выходит церковь.
  • 5-ый (1261 – 1453). Он начинается с освобождения Константинополя от латинян. Тем не менее, империя не смогла возродиться в своем былом великолепии. Страна была разоренной и слишком ослаблена и в таком состоянии Византия смогла сохранить свою культуру. Более того, к сокровищнице прежних достижений были добавлены результаты небывалого для таких ущербных эпох развития философии, богословия, искусства. Но в 1453 г. турецкая армия осадила и взяла Константинополь. Этот год был и концом Византии.

Говоря об истоках и особенностях Византийской культуры, следует, прежде всего, что она в отличие от Западно-Европейской культуры не подвергалась сильному воздействию со стороны варваров. С момента своего возникновения империя оформилась как христианская держава, тогда как Запад. Римская империя сталкивалась с серьезными проблемами христианизации варваров. Преобладающая роль греческого населения Византии позволила непосредственно усваивать достижения Древне-Греческой культуры. В отличие от Зап. Римск. империи церковь в Византии не имела самостоятельности и выступала в качестве части государственной машины, не имеющей, практически, никаких политических функций. Естественным следствием такого подчиненного положения церкви является культ императора в качестве настоящей сакральной фигуры. Такой сакрализации светской власти христианский Запад никогда не знал. Истоки и особенности Византийской культуры останутся непонятными и без учета более высокого (вплоть до 12 века), по сравнению с Западом, уровня развития материального производства.

Если на Западе античные города были разрушены и разорены, в результате набегов варварских племен, то Византия сохранила и развила городскую структуру Античности. Есть и еще один важный момент: отсутствие сословно-корпоративных отношений, характерных для Зап. Средневековья, и происходящих из родовых общественных связей. Эти связи возродились под воздействием воли варваризации, разрушивших более высокий уровень жизни.

2. Второй крупной силой в Византии, после императора, была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные верования. В то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Несмотря на то, что в Византии христианство было признано вIYвеке государственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправление домашних языческих культов сохранилось до концаYвека. В деревне даже вXIIвеке продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству ….. Юлиан хоть и получил христианское воспитание, но став императором выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. В Александрии в концеIYвека был разрушен Серапиум – центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков христиан погибла женщина философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских игр. Имущество закрывавшихся языческих храмов отбиралось в пользу казны. Постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым – христианством, которое все больше определяло духовную жизнь Византии. В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению церковников человек должен был постичь содержание священного писания вне прикосновения и сохранить данные ему божественные истины, не менять их знание и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия. Богословы и еретики по-разному понимали священное писание, а поэтому духовная жизнь средних веков представляет собой поле битвы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразой из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматичными спорами.

На Вселенских соборах речь шла о правомерном или неправомерном учении, от членов общины требовалось соблюдение обрядов и признания церковных догматов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства – о единой и неделимой Троице, включающей Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Христа. Бог он или человек? В христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись на Эдиска (431) и Халкидонском (451) соборах победило мнение, которое пыталось обосноват миф о земной жизни Христа. С течением времени возрастали противоречия между Зап. (католич) и Вост. (православн) церковью. Шла борьба между Папой Римским и Конст. Патриархом за политическое и религиозное первенство. В IXвеке Восточная церковь обособилась от Зап.

В XI веке произошел раскол, вследствие чего католическая и православная церкви стали независимыми ответвлениями христианства. Говоря об особенностях положения Византийской церкви, следует иметь в виду ее относительную бедность. Церковь в Византии не обладала теми богатствами, которые были в распоряжении церкви на Западе. Куда менее богатым был, по сравнению с Папой и Константин Патриарх. Не было у Византийской церкви и вассалов. Для достижения своих целей Византийская церковь обращалась к социальным низам и почти всегда добивалась успеха. Церковные деятели видели свою задачу в том, чтобы смягчать и ослаблять общественные противоречия, гасить волны политических страстей. Несмотря на постоянные конфликты между церковью и государством их объединяло одно – стремление сохранить традиционный порядок вещей, не допустить никаких существенных изменений. Христианское мироощущение пронизывает и повседневную жизнь. Высшими ценностями явл. аскетизм, смирение и благочестие, а земная жизнь понимается в качестве подготовки к переходу к вечно жизни.

Отсутствие «разрывов» в развитии культуры приводит Византию к настоящему культу книжной мудрости, под которой понимается не только священное писание и священное предание, но и античная, художественная и философская классика. Взаимодействие античной традиции и христианского мировоззрения наложило свой отпечаток на византийскую литературу. ВIY-YIвеках античные литературные жанры были еще широко распространены. Встречалась даже любовная лирика и эротическая поэзия, но уже с концаYI века особое значение приобретают новые жанры (церковная поэзия, назидательное чтение для широких народных масс – житие святых).

Огромных успехов Византийская культура добилась в ИЗО и архитектуре. И в этих областях проявилось взаимодействие двух линий влияния – Античной и церковной. Византийским мастерам удалось сохранить и усовершенствовать античную технику ИЗО. В то же время эта техника использовалась для передачи новых христианских образов и символов.

3. В культуре Византии полностью торжествуют обобществленные духовные принципы, общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей. Окончательно складываются и основные принципы в Византийской эстетике. Идеальный эстетический объект переносится в духовную сферу, и она теперь описывается с помощью таких эстетических категорий, как, прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ. Эти категории помогают освещению глобальных проблем искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получил преобладание традиционализм, каноничность. Искусство теперь не противоречит догмам официальной религии. Однако двойственность Византийской культуры, противоборство в ней аристократического и народного направлений не исчезают даже в периоды наиболее полного господства догматизированной церковной идеологии.

В XI –XII веках в Византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги: рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, формирование политического и интеллектуального самосознания горожан, консолидация господствующего класса при сохранении централизованного государства, сближение с Западом, не могли не отразиться на культуре. Значительное накопление позитивных знаний, рост естественных наук, расширение представлений человека о земле и Вселенной, потребности мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром, все это –приводит к обогащению Византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении Византийского общества. Это было время подъема научных знаний, и зарождение рационализма философской мысли Византии. Рационалистические мысли у Византийских философов и богословов так же как у Западно-Европейских схоластовXI – XII веков проявились, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры.

Важной предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения Античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI – XII веков воспринимали от античных философов уважение к разуму, на смену слепой веры, основанной на авторитете, приходят исследования причинности явлений в природе и обществе.

Византийская философия основана на античных философских учениях разных школ, а не только на трудах Аристотеля.

Подводя итого развития Византийской культуры в XI – XII веках можно отметить новые черты:

    безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, каноничной, но уже пробивались ростки рационализма и свободомыслия, усиливалась борьба различных общественных группировок в сфере культуры, растет социальное недовольство.

    В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к появлению авторской позиции, в ней зарождалось критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки.

    Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году привел к распаду Византийской империи.

В области архитектуры собственно возрождаются планировочные и пластические принципы, начинают проявляться в ряде городов Германии: Аугсбурге, Нюрнберге, Галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрождающейся архитектуре изощренность и вычурность. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось десятки лет вообще невозможно установить границу, разделяющую готику от более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, собор в Умли, а также ряд замковых дворцовых сооружений. Интерьеры церквей украшены скульптурой, фресками, реже витражами, алтарями и станковой живописью.

Церкви выполняли функции музея наряду с отправлением культовых моментов. В целом достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре. Интересна и музыка времен Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый фольклор (вокальный). Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крест. война и реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей Европейской музыки, но в первую очередь, на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественно научное.

Быт римлян

Дом не имел окон. Свет и воздух поступали через широкое отверстие в крыше. Стены из кирпича штукатурились и белились, часто изнутри их покрывали рисунками. В богатых домах пол украшался мозаикой — кусочками разноцветного камня или цветного стекла.
Беднота жила в лачугах или в тесных комнатушках многоквартирных домов. В жилища бедняков не проникали солнечные лучи. Дома для бедняков строились плохо и нередко обрушивались. Случались страшные пожары, уничтожавшие целые районы Рима.
За обедом не сидели, а возлежали на широких ложах вокруг низкого стола. Бедняки довольствовались на обед горстью маслин, куском хлеба с чесноком и стаканом кислого вина (пополам с водой). Богатые люди тратили целые состояния на дорогие кушанья, изощрялись в придумывании удивительных блюд вроде жаркого из соловьиных языков.
Нижней одеждой римлян была туника (род рубахи до колен). Поверх туники надевали тогу — плащ из куска белой шерстяной ткани овальной формы. Сенаторы и магистраты имели тогу с широкой пурпурной каймой. Ремесленники носили короткий плащ, оставлявший открытым правое плечо. Так было удобнее работать.
Богатые и знатные римляне, не знавшие никакого труда, проводили ежедневно помногу часов в банях (термах). Там были облицованные мрамором бассейны с горячей и холодной водой, парильни, галереи для прогулок, сады и магазины.


Достижения в технике

Раньше из размягченной стеклянной массы лепили, как из глины. Римляне стали получать дутое стекло, изготовляли стеклянную посуду, научились отливать стеклянные изделия в форму.
Римские строители сооружали дороги, покрывавшиеся плотными каменными плитами. По обочинам дорог имелись обложенные камнем канавы для стока воды. Расстояния отмечались милевыми столбами Многие римские дороги сохранились до наших дней.
Римляне изобрели бетон, составными частями которого был известковый раствор, вулканический пепел и щебень. Бетон позволял применять при постройке мостов арки. По арочным мостам с желобом для труб наверху (акведукам) самотеком вода бежала в город. Рим времен империи имел 13 водопроводов.
Исключительно точный расчет требовался для купольных построек, так как при сооружении куполов не применялись, как теперь, металлические или железобетонные балки и крепления. Образцом купольной постройки является Пантеон (храм всех богов), построенный в Риме в I в. и ныне служащий местом погребения выдающихся людей Италии.
Чудом строительной техники древности является Колизей, огромный амфитейтр 2, сооруженный в Риме во второй половине I в. Стены Колизея достигали 50 метров высоты, он вмещал не менее 50 тысяч зрителей.
Многие архитектурные памятники Рима посвящены прославлению побед римского оружия. Таковы деревянные, а затем каменные триумфальные арки — парадные ворота, через которые проезжал победивший полководец и проходило победоносное войско во время триумфа. В ознаменование военных побед воздвигались также высокие каменные колонны со статуей импера¬тора-полководца.


С техникой строительства нас знакомит сочинение римского инженера Витрувия (I в. до н. э.), долго служившее образцом для инженеров и строителей нового времени.
В древнем Риме поощрялась агрономическая (сельскохозяйственная) наука. Римские агрономы разрабатывали способы лучшей обработки почвы, приемы лучшего ухода за сельскохозяйственными культурами. О сельском хозяйстве и его технике писали Катдн (И в. до н. э.) и многие другие выдающиеся люди.


Скульптура древнего Рима

Чем больше было предков, тем знатнее считался род.
Когда по греческому обычаю стали высекать статуи из камня, римские скульпторы сохранили обычай точно передавать черты человека, как это делалось на работах из воска. Если статуя изображает старика, то можно видеть морщины, дряблую кожу. Римская скульптура носила реалистический характер. Статуи были настоящими портретами, точно передававшими черты изображаемых лиц.

Литература древнего Рима

Прекрасную по форме и глубокую по мысли поэму «О природе вещей» написал поэт и ученый Лукреций Кар (I в. до н. э.). Он доказал, что природа подчиняется своим естественным законам, а не воле богов. Лукреций боролся с суевериями и религией, пропагандировал достижения науки.
Поэт времени Августа Вергйлий в звучных и торжественных стихах поэмы «Энеида» рассказал о далеком прошлом Италии, связав ее судьбы с мифом о троянце Энее, спасшемся при гибели Трои и попавшем после долгих странствий в Италию. Вергилий восхвалял Августа, считавшего себя потомком Энея, Вергилий также возвеличивал Римское государство, которому, будто бы сами боги повелели править другими народами.

Современник Вергилия поэт Гораций писал чудесные стихи о дружбе и благах мирной жизни, воспевал красоту природы Италии и труд земледельца.
Август хорошо понимал степень воздействия художественной литературы на массы и поэтому стремился привлечь поэтов и писателей на свою сторону. Друг Августа, богатый рабовладелец Меценатдарил поэтам поместья и делал им другие подарки. Поэты прославляли Августа как спасителя Римского государства, а время его правления называли «золотым веком».
1 Слово меценат стало обозначать знатного покровителя искусств.


Календарь в древнем Риме

Январь был назван в честь бога Януса; февраль получил название от празднеств в память предков — фебруарий; март носил имя бога войны и растительности Марса; июль и ав¬густ названы в честь Юлия Цезаря и Августа; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
обозначают «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый». Счет дней был сложным. Вместо «7 мая» римлянин сказал бы «8 дней до 15 мая». Первое число месяца называлось календы — отсюда календарь.

Значение римской культуры

Римляне. завоевавшие многие области Европы и Африки, познакомили другие народы с культурными
достижениями греков. Они сохранили копии замечательных произведений греческой скульптуры, не дошедших до нас в подлиннике. Многие труды греков известны нам лишь в римской передаче.
В новое время греческую и римскую культуру стали называть античной (от латинского слова антйквус — древний).
Римляне вносили в культуру и новое, особенно в области строительства и техники. Язык римлян — латынь — стал родоначальником и основой языка многих народов (итальянского, французского, испанского и др.). Латинским алфавитом сейчас пользуются народы Западной и частично Восточной Европы, большей части Африки, Америки, Австралии (см. карту). Римскими цифрами мы обозначаем столетия, используем их на циферблатах часов. Ученые пользуются латинским языком для обозначения растений, минералов, частей человеческого тела.

Множество латинских слов вошло и в наш язык. Слова коммунизм, партия, республика, пролетариат, школа и многие другие латинские. Имена Павел, Виктор, Наталия, Маргарита, Максим, Сергей также латинские. Планеты Марс, Юпитер, Венера, Сатурн носят имена римских богов. Всемирно известный крейсер «Аврора» назван именем римской богини зари.

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Художественная культура древнего Рима

К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев=античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами. Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.

Этапы Римской культуры:

1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства.

2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим - город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей, при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.

3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Римляне применили новые конструктивные принципы: арка, свод, купола. В I в. до н.э. римляне применяют бутон и створчатые конструкции.

4. Период империи. Конец I в. до н.э. - V в. н.э. Римская империя - огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

Источники: oldgoods.ru, www.skachatreferat.ru, prezentacii.com, gumfak.ru

Установление империи в Риме

Убийцы Цезаря не были поддержаны беднотой Рима, а также большинством сенаторов, боявшихся возмущения солдат и простонародья. Брут и...

Новейший российский вертолет

Ка-31СВ разрабатывался в рамках ОКР «Горьковчанин» с начала 2000-х в интересах ВВС и сухопутных войск. Проект подразумевал создание...

Профилактика для здоровья глаз

На сегодняшний день многие люди хотят иметь хорошее и качественное зрение, но к сожалению не многим...

Культура Древнего Рима существовала с 8 в. до н. э. и до 476 г. н. э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, удостаивается самых высоких слов и оценок, древнеримская оценивается всеми по-разному. Некоторые известные культурологи (О. Шпенглер, А. Тойнби) полагали, что Рим не пошел дальше заимствований и популяризации того, что было сделано греками, никогда не поднимался до высот эллинской культуры. Более обоснованным, однако, представляется взгляд, что римская культура и цивилизация являются не менее самобытными и оригинальными, чем другие.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры. Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского, подчинив себе практически все Средиземноморье. Следствием этого стали веками длившиеся войны с соседями, в которых участвовало подряд несколько поколений римских граждан.

Поздние римские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. В них сообщалось, что после гибели Трои (Малая Азия, территория современной Турции) некоторые троянцы во главе с царем Энеем бежали в Италию. Там Эней основал город. Другое предание гласит, что царь был свергнут своим братом. Новый царь, боясь мести со стороны детей и внуков Энея, принудил его дочь Сильвию стать весталкой (жрицей богини Весты), которые давали обет безбрачия. Но у Сильвии от бога Марса родились сыновья-близнецы - Ромул и Рем. Их дядя приказал бросить мальчиков в р. Тибр. Однако волна выбросила близнецов на берег, где их вскормила молоком волчица. Затем их воспитывал пастух, а когда они выросли и узнали о своем происхождении, то убили коварного дядю, вернули царскую власть своему деду и основали город на Палатинском холме на берегу Тибра. По жребию город получил название от имени Ромула. Позже между братьями возникла ссора, в результате которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, разделил граждан на патрициев (аристократов) и плебеев (простой народ), создал войско. Днем основания Рима римляне считали 21 апреля 753 г. до н. э., именно от него римляне вели свое летоисчисление.

В действительности имя «Ромул» было образовано от названия города, а не наоборот. Территория Апеннинского полуострова со 2 тыс. до н. э. была заселена индоевропейскими племенами, пришедшими из Центральной Европы (италики, сабины, латины и др.), позже в область современной итальянской Тосканы пришли этруски (расены, туски) - племя неевропейского происхождения, споры о происхождении которых ведутся до сих пор. Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Этруски были как опытными земледельцами, так и искусными ремесленниками. Именно от них римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, «римские» цифры, одежду-тогу и мн. др. (характерно, что даже «Капитолийская волчица», вскормившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

В культуре Рима выделяются 2 периода:

  • 1) культура царского и республиканского времени (от основания Рима в 8 в. до н. э. до 30 г. до н. э.);
  • 2) культура императорского Рима (с 30 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

В отличие от древних греков мифология не стала почвой для развития и расцвета римской культуры. У древних римлян существовал обычай переманивать богов враждебных племен с помощью определенной формулы и учреждать им культ. Так, в Рим перешли многие боги италийских и этрусских городов, а позднее - антропоморфные боги древних греков, которых римляне переименовали, сохранив их функции: так Зевс стал Юпитером, Афродита - Венерой, Арес - Марсом, Посейдон - Нептуном, Гермес - Меркурием, Гера - Юноной, Афина - Минервой, Дионис - Вакхом и т. д. Исконно римскими богами, указанными в жреческих книгах, были божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, первого крика ребенка и др. Римляне верили также в души умерших, покровительствующих своему роду (маны), в непогребенные души, не находящие себе покоя (ларвы или лемуры), в божества, охраняющие дом и семью (лары), в хранителей домашнего очага (пенаты). Хранителем человека, формирующим его характер и сопутствующим ему всю жизнь, был Гений, которому посвящался день рождения римского гражданина. Своего Гения-покровителя имели города, общины, семьи. Древнейшим италийским богом, принявшим у себя свергнутого Сатурна, отца Юпитера, бога земледельцев и урожая, считался Янус. Его изображали двуликим.

К своим богам римляне относились небескорыстно. Но главными для каждого римлянина были не боги, а исторические легенды и предания, которые формировались в период становления римской государственности.

С ранних лет римскому гражданину внушались идеи конкора - согласия, внутреннего единства, законности, вырабатываемой в ходе развития римского права, и его покровительницы - богини Юстиции, верности нравам предков, доблести. Реальные исторические деятели раннего Рима стали образцами для подражания. Так история становилась мифом, а миф - историей.

В первый период римской истории и культуры - эпоху правления семи царей (Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гастилий, Анк Марций, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый) произошел переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу. В 510 г. до н. э., после изгнания Тарквиния Гордого, Рим стал городом-государством (цивитас), которым управлял сенат в количестве 300 человек, народное собрание (комиции), во главе с двумя консулами, избираемыми сроком на 1 год.

Образованная в 510 г. до н. э. аристократическая рабовладельческая Римская республика просуществовала до 30-х гг. н. э. Затем наступил период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т. д. Римляне не разделяли греческое прославление свободной личности, допускающей нарушение установленных законов общества. Напротив, они всячески возвышали роль и ценность закона, непреложности его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера или драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки» как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства.

Одним из высших достоинств римлян была воинская доблесть. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. Воинская доблесть, ратные подвиги и заслуги являлись главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.

Благодаря завоевательным войнам Рим из небольшого городка превратился в мировую империю.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к 1-му веку до н. э. после завоевания эллинистической Греции. Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов, и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись. Следует, однако, отметить, что в отличие от греческой, римская культура является гораздо более рациональной, прагматичной, направленной на практическую пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо показал Цицерон на примере математики: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же - чтобы измерять земельные участки».

Греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимовлияния, что, в конце концов, привело к их синтезу, к созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой даже в развалинах покоряют своей мощью. Основные принципы римской архитектуры использовались в эпоху Возрождения и остаются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от греческой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широкое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане конструкций. На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Римляне положили начало новой эпохи мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской и сельский пейзаж. Произошло это благодаря открытию совершенно нового строительного материала - бетона. Сначала возводились 2 параллельные кирпичные стены, пространство между которыми заполнялось чередующимися слоями гравия и песка. Когда масса бетона застывала, он образовывал со стенами сплошной монолит. Римляне использовали облицовку из каменных блоков или мраморных плит, а не строили из этих материалов, как греки. Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - Колизей (75-80 гг. н. э.), в его амфитеатре (отличался от театра тем, что у него был замкнутый овальный план с рядами сидений вокруг арены, постепенно возвышающихся и окруженных снаружи мощной кольцевой стеной) одновременно могли разместиться 50 тыс. зрителей. Вплоть до 405 г. в Колизее проводились гладиаторские бои.

Зрелища занимали в жизни римлян очень большое место. Римские зодчие обращались к тем типам общественных сооружений, которые с наибольшей полнотой воплощали идеи могущества государства и императорской власти: форумы (от лат. «fora» - центр города), триумфальные арки, базилики, цирки, термы, амфитеатры. В императорский период каждый из императоров, следуя примеру Юлия Цезаря, строил свой форум, украшенный триумфальными арками, мемориальными колоннами и памятниками, прославлявшими деяния императора. В ансамбль форума входили также храмы и библиотеки, площади для массовых собраний. Создаются и новые типы жилища: виллы (загородные дома для патрициев), домусы (городские дома для богатых римлян), инсулы (многоэтажные дома для римской бедноты).

Одним из самых посещаемых мест в Риме, особенно во времена Римской империи, были термы (бани). Это комплекс построек, окруженных садами, стадионами, аллеями для прогулок, библиотеками; в термах выставлялись произведения искусства, выступали риторы и поэты. Из 11 терм императорского Рима прославились своей роскошью, стенными росписями и мозаиками термы императоров Тита и Каракаллы.

Велики достижения римского художественного гения и в области скульптурного портрета, ведущего свое начало от этрусков, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом (канопа), а также от восковых масок умерших римлян. В отличие от греков, стремившихся к типизации, римские скульпторы стараются не льстить своим моделям даже тогда, когда создают идеальный образ, точно передавая самые примечательные особенности внешнего облика. Именно римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

Римская наука имела прикладной характер. Крупнейшими учеными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Менелай Александрийский, Гален, Диофант. Своеобразной энциклопедией, обобщившей естественно-научные познания о мире и человеке, стало огромное сочинение Плиния Старшего (23-79 г. н. э.) «Естественная история» в 37 книгах.

Одной из наиболее ярких и значительных страниц мировой истории и культуры является римское право. С одной стороны, оно поставило в центр правоотношений интересы индивида-собственника, а с другой - выработало ценностную основу правопорядка, содержание которого составили:

  • - справедливость, равенство;
  • - целесообразность;
  • - добросовестность;
  • - добрые нравы.

Римскому праву были свойственны точные формулировки, оно достигает совершенных правовых форм, его решения обоснованы, а термины и понятия составляют основу современной юриспруденции. Анализ случаев из древнеримской правовой практики и сегодня способствует развитию юридического мышления, оттачивает аргументацию «за» и «против», систематизирует логические обобщения.

В 1-м в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика, или искусство политического и судебного красноречия, что явилось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом.

Риторика становится ступенькой на пути вхождения в римскую элиту. Самым ярким оратором Рима был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Для населения империи был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю и высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Развитие римской литературы прошло несколько этапов. Во время царского и частично республиканского периодов литературное творчество существовало в виде культового песнопения, родового эпоса, примитивной драмы, юридических текстов. Первым известным римским писателем, имя которого дошло до нас был Аппий Клавдий Цек (ок. 300 г. до н. э.). Ливий Андроник, греческий раб, вольноотпущенник (конец 3 в. до н. э.), перевел «Одиссею» и тем самым положил начало созданию римской литературы по греческому образцу. Заметного развития позже достигла драматургия (комедии Плавта и Теренция). Первым римским прозаиком считается Катон Старший, написавший на латинском языке историю Рима и италийских племен. Цицерон своей писательской и ораторской деятельностью открыл эпоху, которую принято называть эпохой «золотой латыни». Во времена первого римского императора Октавиана Августа (1 в. до н. э.) расцвет литературы, названный «золотым веком римской поэзии», был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Знаменитая поэма Вергилия «Энеида» о мифическом божественном предке римской аристократии и самого Августа (царе Энее) возвеличивала особую историческую миссию Рима, прославляла римский дух и римское искусство. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

В конце 2 в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. С 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине) начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Жестоко гонимое и преследуемое на первых порах христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в 4 в. н.э. стало официальной религией Римской империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, вандалов, франков, гуннов, германцев и др. Восточная часть Римской империи (Византия) просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (9 в. до н. э. - 5 в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

богатейшее мифотворчество;

опыт демократического устройства общества;

систему римского права;

непреходящие произведения искусства;

законы истины, добра и красоты;

многообразие философских идей;

обретение христианской веры.

Персоналии: Геродот, Эзоп, Аристотель, Платон, Сократ, А. Македонский, Ю. Цезарь.

Контрольные задания

  • 1. Рассмотрите отличия между греческой и римской архитектурой.
  • 2. Почему греческую культуру называют «культурой философов», а римскую «культурой риторов»?
  • 3. Перечислите 7 чудес света в представлении античного общества.
  • 4. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки древнегреческой культуры, сопроводите свой рассказ характеристикой их произведений.
  • 5. Назовите выдающихся деятелей литературы и науки римской цивилизации, сопроводите рассказ характеристикой их творений.
  • 6. Подготовьте презентацию по любому из аспектов данной темы.
  • 7. Что сделало возможным «греческое чудо»? Изложите Вашу версию.

Культура Древнего Рима развивалась на протяжении почти тысячелетнего существования его цивилизации.Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.

Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.

Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества - этрусские города, греческие колонии Южной Италии, Сицилий и Лаций, на территории которого был в 754-753гг. до н. э. основан Рим.

Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима -- волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема -- потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.

Римская культура изначально формировалась на местной, латинской основе. к концу IV в. до н. э. окончательно оформилась латинская письменность, вобравшая в себя элементы греческой и этрусской.

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия. Древнейшие верования римлян сводились к одушевлению природы, культу предков и священного огня. Домашний очаг и семью охраняли добрые гении человека - пенаты, а вне дома семью охраняли лары. Почиталисьманы - духи предков, охранявшие живых родственников и членов семьи. Если же потомки переставали умилостивлять манов, то они превращались в лемуров - злых и мстительных духов. Почиталась капитолийская волчица, вскормившая Ромула и Рема, божества первого крика ребенка и первого детского слова, божества бледности, страха, стыда верности и др. божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из множества неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса, бога входа и выхода, начала и конца, Весты - олицетворения благодетельной силы огня, Вулкана - олицетворения его разрушительной силы, Марса - древнего божества солнца, посылавшего плодородие, и бога войны, Сатурна - бога посева, Юпитера - бога дневного света, грозы, облаготворяющих дождей, Юноны - богини Луны, Орка - бога смерти, божеств плодородия - Либера и Либеры, Дианы, Флоры и др. от этрусков древними римлянами была заимствована Минерва, богиня разума, искусств.

Хронология

В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

  • 1) монархия -- 753 -- 509 гг. до н. э.;
  • 2) республика -- 509 -- 29 гг. до н. э.;
  • 3) империя -- 29 г. до н. э. -- 476 г. н. э.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).

Храм Весты

На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.

На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).

Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками надорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.

Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).