Традиции: это что такое? Виды традиций - национальные, социальные, культурные, религиозные и другие. Арсеньев Н.С. Духовные традиции русской семьи

Интервью с Александром Хакимовым для газеты «Новая Эпоха»

У нас в гостях побывал Александр Хакимов -

известный специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ.

«Семейная духовная жизнь», «Последний экзамен» и других.

Александр Хакимов - почетный директор Института прикладных духовных технологий имени Джона Фейворса.

Его мудрый философский взгляд на современность наверняка будет интересен читателю.

«Духовные традиции»

«Новая эпоха»: Новая эпоха характеризуется, на наш взгляд, двумя противоречивыми тенденциями в человеке и в обществе: с одной стороны - нарастающая деградация, нравственное и культурное обнищание, а с другой стороны - пробуждение интереса к духовному знанию, в частности к ведическому. Как, по-вашему, во что выльется это противоречие?

Александр Хакимов: Веды объясняют, что люди делятся на три типа в зависимости от их способности обретать жизненный опыт. Первый тип - те, которые получают опыт на слух. Им достаточно просто услышать или прочитать об Истине, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Это наиболее разумные люди, их в наш век совсем немного. Большинству же, чтобы утвердиться в чем-то, нужен практический результат, реальное подтверждение на собственном примере того или иного суждения. Получив какой-то опыт - позитивный или негативный - в виде наказания или просто угрызений совести - они принимают эту Истину. Третий тип людей - наименее разумные, те, до которых Истина не доходит ни теоретически, ни практически. Их не изменяет ни страдание, ни наказание. Они не учатся, ни на собственных ошибках, ни на чужих ошибках. Их состояние безнадежно, они стремительно деградируют. Первый тип людей найдет Истину в любом случае. А вот второму типу надо помогать. Им нужен опыт, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Так вот, противоречивая тенденция в обществе, о которой вы говорите, дает людям этого типа возможность получить как позитивный, так и негативный опыт и на основе этого опыта сделать свой выбор.

Материальный мир преподносит человеку одни идеи -вот, пожалуйста, свободная любовь, потребитель-ское настроение. Можно пова-риться какое-то время в этих реалиях и почувствовать их обманчивость и ненадежную сущность. И рядом есть другая информация -о благочестии, о Боге, о ду-ховном счастье. Ее также можно проверить, попро-бовать на вкус, сравнить со вкусом иллюзорных материальных радостей. Разумный человек на ос-новании этого опыта сде-лает правильные выводы.

«Новая эпоха»: В наше время во всем западном мире, втом числе, и у нас, терпит крушение институт семьи,60 процентов семей рас-падается, да и в тех, ко-торые уцелели, редко ца-рит гармония. Ответьте как директор Института прикладных духовных тех-нологий, какую духовную технологию можно предло-жить для спасения семьи, ячейки общества?

Александр Хакимов: Семью связывает лю-бовь - такое мнение бытует в обществе. Мы пытаемся вне-сти небольшую корректиров-ку: семья существует на осно-ве любви к Богу. Это духовное утверждение, сделанное на основе заповеди. Ведь «Воз-люби Бога» -это первая запо-ведь, а следом уже идут дру-гие. Вот эту Истину мы как уче-ные, как Институт пытаемся применить к семье. Без Бога семьи не бывает, потому что любовь к человеку непостоян-на, она может с легкостью пе-ренестись на другого челове-ка, что сейчас нередко быва-ет, и семьи разрушаются. По-этому в Ведах говорится, что, если вы любите только чело-века, то вы рано или поздно пресытитесь этой любовью. Но если вы любите Бога и эту любовь распространяете на человека, то вы не только со-храните семью, но и охватите своей любовью детей, внуков, зятьев, невесток и т.д. В ко-нечном счете вы поймете, что мир есть большая семья, се-мья Бога. Наш Институт учит, как строить семью на осно-ве любви к Богу и служения обществу, как от маленького пространства собственной семьи перейти к семье Бога. Если нет божественного понимания целостности общества, тогда каждая семья -за себя. Семьи конкурируют, ссорятся, уводят друг у друга жен, му-жей, отбирают имущество.

Духовные технологии та-ковы: сначала нужно устано-вить связь с Богом, а потому уже создавать все остальные человеческие ценности -се-мью, образование воспитание детей, экономику, политику. Тогда политика будет мирная, экономика - здоровая, семья - постоянная, дети - послушные, традиции будут поддер-живаться, потому что будет понятны высшая причина, ра-ди чего это нужно делать. Ес-ли таковой причины нет, то бу-дет, как в «Братьях Карамазо-вых» Достоевского. Помните, там брат Алеша говорит: «Ес-ли Бога нет, значит все мож-но». То есть нет точки отсчета. Нужно восстановить институт духовной семьи, это оздоро-вит общество.

«Новая эпоха»: На основе каких ду-ховных традиций работа-ет ваш Институт?

Александр Хакимов: Мы используем мно-гие традиции. Но ведическая традиция очень хорошо клас-сифицирована, поэтому поль-зуемся, в основном, этой си-стемой. На самом деле в нее вмещаются все религии. Мо-жет быть, в них не так систе-матично все изложено, как в Ведах, но в этих религиях можно найти и выделить те же самые моменты: карма-йога, гьяна-йога, мистическая йога и, наконец, йога любви к Бо-гу. «Возлюби Бога» - это бхакти-йога, «Не кради, не лги, не прелюбодействуй» -это кар-ма-йога. Применяя классифи-кацию Вед, мы можем ориен-тироваться в любой религии. Веды -это не совсем религия, это, скорее, научная класси-фикация религий и систем ценностей.

«Новая эпоха»: Иногда кажется, что все религии несправед-ливы к женщине. В религи-озных учениях женщине вы-деляется второстепенная роль в обществе. Там она - «номер два», своего рода приложение к мужчине. А современная жизнь показы-вает как раз обратное: жен-щины стали активной ча-стью общества. Многие из них успешно делают карьеру, руководят бизнесом, за-рабатываю больше мужей. Нет ли здесь опровержения религиозных постулатов?

Александр Хакимов: Общество может стро-иться в соответствии с божественными или наоборот, демоническими принципами, на основе гордости, эгоизма, тщеславия, и тогда система ценностей оказывается перевернутой. Один из главных прин-ципов, провоз-глашаемых в Ве-дах, -это защита женщин. Говорит-ся, что женщина всегда должна находиться под защитой любви. Если она утрачи-вает защиту, то она теряет красоту, здоровье и погружается в скорбь. Женщину защищает мужчина -в детстве отец, в семье -муж, а в зрелые годы - сыновья. Вот поче-му ей в обществе отводится не первая, а вторая роль. Ли-дирующее положение в соци-уме, в экономике отводится мужчине. Зато в доме, в семье «номер один» -это женщина, прежде всего, как вдохнов-ляющая сила. Благодаря ее общению мужчина добивает-ся успехов. Она имеет более тонкую материальную приро-ду и вдохновляет мужчину на великие дела. Говорится, если есть Цезарь, то за ним обяза-тельно угадывается фигура Клеопатры.

Что же происходит в совре-менном обществе? Из-за того, что мужчина чрезмерно обща-ется с чужими женщинами, он теряет силу, дающую защиту его жене. Она интуитивно это чувствует и приходит в бес-покойство, так как у нее есть дети (ответственность за де-тей у женщины выше, чем у мужчины). И тогда она искус-ственно принимает на себя роль мужчины: одевается, как мужчина, водит автомобиль, и, берясь за неженское дело, всячески пытается убедить себя: «Я могу это сделать». И это действительно ей удается. Однако это напоминает мне, как первобытные охотники, вооруженные деревянными копьями, ходили на медведя. Пойти на медведя с деревян-ным копьем -большой риск. Чтобы избавиться от страха, они разжигали костер, становились в круг и, двигаясь по кругу, долго повторяли одно и то же: «Мы убьем медведя». И, убедив себя, таким обра-зом, они шли и действительно убивали медведя. Понятно, что их сила и храбрость были несколько искусственны. Что-то похожее видится и в пове-дении современных женщин. Женщина идет на сложную, но высокооплачиваемую ра-боту с большим риском и по-терями для себя, и добивает-ся успеха. Успеха -только в работе, потому что как мать ее никто не заменит. Она это делает вместо мужчины, хотя на самом деле ее истинная за-дача - вытолкнуть наверх му-жа, подняв его авторитет. Вот в чем ее величие. Конечно, для этого женщине нужно со-ответствующее знание, позво-ляющее выполнять свою роль в семье так, чтобы приносить пользу себе и своим близким, не прибегая к искусственным и рискованным для семьи ме-тодам.

«Новая эпоха»: Вы сказали, что женщину, идущую по жизни «мужским» путем, ждут по-тери. Внешне многие бизнес-леди удовлетворены своей жизнью. О каких по-терях идет речь?

Александр Хакимов: Главная из них та, что на пути к карьере и успеху в обществе женщина не мо-жет полноценно выполнять роль матери. Дети не полу-чают материнской защиты, материнской силы. Можно ви-деть, что в таких семьях дети предоставлены сами себе. Характером они оказываются слабее матери, и ее материн-ская энергия действует таким образом, что она просто по-крывает их недостатки за счет материального положения. У меня недавно был разговор содной достаточно богатой женщиной. Она говорила: «У меня приемный сын. Я сдела-ла для него все, что могла. У меня есть деньги, он сирота, и я беспокоилась о нем лучше, чем о родном ребенке. Он вы-рос и из тюрьмы не вылеза-ет...». Так случилось, потому что, не имея времени уделить ему достаточно внимания, она покрывала его недостатки за счет своих финансовых воз-можностей. Мир устроен так, что материальное благососто-яние и положение в обществе женщина должна получить от мужа. Тогда она будет полно-ценной матерью. Когда же она получает все это отдельно от мужа или без него, ее мате-ринство будет неполноцен-ным.

«Новая эпоха»: Заповеди религии рекомендуют своим после-дователям жить добро-детельно, то есть быть честными, миролюбивыми, открытыми, не мститель-ными. С другой стороны, общество живет по до-вольно жестоким законам. Правомерно ли готовить к жизни людей, которых все будут обманывать и оби-жать?

Александр Хакимов: Если зло активно, а добродетель пассивна, она проиграет. Делать нужно на-оборот: чтобы благость бы-ла активна, а зло -пассивно. Добро должно быть способ-ным отстаивать свои права. Бороться при этом нужно не за свою выгоду, а за принци-пы добродетели. Активное добро -значит распростра-нять вокруг себя знание и закон. Когда люди видят, что законы работают, зло стано-вится пассивным, потому что зло -это невежество. Когда в обществе начинают понимать законы кармы, то есть неот-вратимой ответственности за содеянное зло, зло теряет свою активность.

«Новая эпоха»: Но это слишком обобщенный ответ. Как быть, к примеру, честному человеку в отношениях с партнерами или управленцами, которые обманыва-ют его и всячески эксплу-атируют его положитель-ные качества? Нужно ли из добродетельных побужде-ний терпеть плохое отно-шение к себе?

Александр Хакимов: Нет не нужно. Веды говорят: «Не позволяйте себя эксплуатировать. Место, где вас эксплуатируют, необхо-димо немедленно покинуть». Если все так поступят, мир изменится в одну секунду. Но люди, привязанные к сво-ему положению, ради крохи какой-то выгоды позволяют себя эксплуатировать. Они сами виноваты в этом. Позво-лять себя эксплуатировать не есть добродетель. Насто-ящая добродетель подобна огню. Огонь освещает все во-круг и в то же время сам себя защищает -не прикоснешься. По-настоящему добродетель-ный человек находится под высшей защитой, под защи-той вселенских законов.

г. Днепропетровск, май, 2012 г


протоиерей Евгений Шестун

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». «Этика», «мораль», «нравственность» – это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом.

Совесть – это проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека. «Совесть выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм.

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность – путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, – по словам архимандрита Платона, – являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание» (30. 325). Православие признает, что нравственный закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако, с точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он – не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает , никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожению».

Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

«Стыд, – по словам Архимандрита Платона, – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство» (30. 327).

Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: «Долг это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

Воздаяние – это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

Нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

Понятие «духовно-нравственное воспитание » давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в святоотеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий «душевный» и «духовный» предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность – как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея «целе-устремленности». В первом случае цель определяется как «истина», цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные «целе-устремления», но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что «была духовность – теперь нет». «Ошибка, – пишет он, – заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как искания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры – культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…» (1. 30).

В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем». Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости.

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность – это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека , необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятия как благодать Божию , как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

(Публикуется с сокращениями)

ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ

В Индии до XIX в. единственный способ существования, трансляции и развития духовной культуры. Т. предполагает, что обучение ее содержанием охватывает всю личность человека, во всех ее аспектах - интеллектуально, эмоционально, поведенчески, деятельностно. Возможность обучения открывается инициацией; оно продолжается в тесной личной связи с учителем (гуру), в т. ч. в быту, и подразумевает научение подражанием, т. е. воспроизведение в себе существенных черт его личности. Такое личностно-связанное содержание нередко крайне существенно и для чисто интеллектуальной области деятельности, тем более для духовного опыта. Оно никогда не претворялось в текстовую форму и плохо для этого приспособлено. Без него, однако, и текстовое содержание зачастую вовсе не понимается, понимается частично или извращенно. Для разных конкретных духовных традиций Индии характерны различные соотношения элементов, к-рые в европ. терминах называются философскими, научными, религиозными, духовно-практическими и т. п.: традиция может быть школой логики, адвайтийской метафизики, общиной почитателей Вишну или сектой хатха-йогов. Традиционность имеет положительной стороной высочайший профессионализм и такой уровень личной развитости адепта, к-рый в Европе кажется почти чудом (в Европе аналог этому способу бытия культуры есть разве что у цирковых артистов и колдунов); недостаток ее - в затрудненности обмена содержаниями между отдельными традициями и хрупкость: если цепь поколений прерывается, то по текстам восстановить традицию будет уже невозможно.
А. Парибок


Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. - М.: Республика . М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский . 1996 .

Смотреть что такое "ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ" в других словарях:

    Традиция (лат. traditio передача). Термин имеет несколько значений: Традиция в антропологии, социологии и культурологии набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в… … Википедия

    - (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Традиция (значения). Традиция (обычай) множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним… … Википедия

    ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ - ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio — передача, предание) — это… … Литературный энциклопедический словарь

    Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия

    Традиция - понятие, отражающее сущность социокультурного наследования, исторической устойчивости и преемственности. Т. понимается, во 1 х, как порядок (стереотип) наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, норм, образцов точное… … Русская Философия. Энциклопедия

    Московская православная духовная академия (МДА) Международное название Moscow Theological Academy … Википедия

    Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно просветительская деятельность Обложка книги «Вайшнавская традиция в России»

Книги

  • , Скворцова, Елена Львовна, Луцкий, Александр Леонидович. Книга посвящена актуальным проблемам традиционной и современной духовной жизни Японии. Авторы рассматривают становление теоретической эстетики Японии, прошедшей путь от традиции к философии в…
  • Духовная традиция и общественная мысль в Японии ХХ века , Скворцова Е.. Книга посвящена актуальным проблемам традиционной и современной духовной жизни Японии. Авторы рассматривают становление теоретической эстетики Японии, прошедшей путь от традиции к философии в…

Традиция, как мы это обычно понимаем, — «вечная мудрость», лежащая в основе любой подлинной религии или духовного учения, приближающая человека к Реальности, а также способ ее передачи из поколения в поколение.

Я могу порекомендовать текст ведущего современного представителя традиционализма, авторитетного исследователя суфизма и ислама Сейида Хусейна Насра.

Отрывки:

Традиция это как живое присутствие, которое оставляет свой след, но не допускающее уменьшения по отношению к этому следу. То, что передаётся традицией, можно представить как слова на пергаменте, но это так же могут быть истины, запечатленные в душах людей, и субтильное, как дыхание или быстрый взгляд, посредством которого передаются учения.

Традиция, как мы используем это понятие в данной работе и во всех других наших работах, означает истины или принципы божественного источника, открытые человечеству, и, в действительности, целый космический сектор, посредством различных образов рассматриваемый как мессии, пророки, аватары, Логос или другие средства передачи Знания. Данная структура способствует применению этих принципов в различных областях таких, как закон, социальные системы, искусство, символизм, науки

В своём более универсальном смысле традиция включает в себя законы, которые приближают человека к Небесам, то есть к религии. С другой стороны, религия рассматривается как те законы, открытые человечеству Небом, соблюдение которых приближает человека к его Первоисточнику. В этом случае традиция рассматривается как применение этих законов. Она состоит из истин сверхиндивидуального порядка, которые укоренены в природе реальности, так как было сказано: «Традиция это не наивная и архаичная мифология, но наука, которая по-настоящему реальна». Она, подобно религии, есть одновременно и истина, и присутствие

В последнее время все интересующиеся традицией стали соотносить её значение с вечной мудростью, лежащей в основе каждой религии, которая есть не что иное, как София, чьё обладание мудростью на Западе, как и на Востоке рассматривалось в качестве увенчанной подвигом человеческой жизни.

Эта вечная мудрость, от которой неотделима идея традиции и которая является одним из важнейших её составляющих, есть не что иное, как Sophia perennis, так её называют в Западной традиции; для индусов это Sanatana dharma, для мусульман Hikmat al-khalidah (javidan khirad по-персидски).

Каждая традиция и Традиция как таковая имеет глубокие связи с вечной мудростью, или Софией, если только это звено не рассматривается исключительно во временном контексте и не как причина отвергать другие Небесные послания, составляющие различные религии, и которые, конечно, на духовном уровне соприкасаются с Примордиальной Традицией, не являясь при этом просто её историческим или временным продолжением. Дух и особенность отдельных традиций нельзя отвергать ради всегда настоящей мудрости, лежащей в основе каждого небесного источника.

Многие суфии не только называли Платона “божественным”, но для них имена Пифагора и Эмпедокла, которому приписывается важное сочинение, повлиявшее на некоторые школы Суфизма, ассоциировались с примордиальной мудростью или пророчеством.

Садр аль-Дин Ширази отождествлял истиное знание с вечной мудростью, существовавшей с самого начала человеческой истории. Исламская концепция универсальности откровения это та же примордиальная истина, которая всегда существовала и будет существовать, истина вне исторической длительности.

Чтобы лучше понять значение традиции необходимо также более подробно обсудить её отношение к религии. Если традиция этимологически и концептуально соотносится с передачей (трансмиссией), то слово «религия» произошло от латинского religare (religatio привязывание), английское binding. Как уже мы заметили выше, это то, что привязывает человека к Богу, и в то же время связывает людей между собой, как членов священной общины, то, что в Исламе называется умма. Если понимать религию именно так, то тогда её можно рассматривать как источник традиции, небесное начало, через которое откровение манифестирует некоторые принципы и истины (применение последних потом включает в себя традиция). Как мы говорили выше, полное значение традиции включает в себя этот источник наряду с его различными ответвлениями и развёртыванием. В этом смысле традиция понятие более общего характера, охватывающее религию…

1. Введение

2. Что такое семья?

3. Формы семьи

4. Зачем создавать семью?

5. Функции семьи

6. Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Введение

С чего начинается жизнь человека, пришедшего в воплощение?

Как правило, с семьи.

В семье он получает заботу и любовь, делает первые шаги, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Всё, что происходит в семье, прочно запечатлевается с первых минут воплощения и потом отражается на будущей жизни человека. Это и образ жизни семьи, и эмоциональные реакции членов семьи на разные ситуации, и круг их интересов. Все эти представления, привычки передаются из поколения в поколение, формируя традиции семьи.

Семья крепка, прежде всего, духовными традициями.

Семья является основой любого общества. И потому оттого, насколько крепки духовные традиции семьи, зависит процветание общества или его упадок в целом.

Семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия. Они позволяют всем членам семьи почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь.

Духовные традиции отражают нравственную позицию всех членов семьи.

Наверно, каждому человеку в той или иной мере эти традиции знакомы. Они существуют тысячелетиями как нравственные правила, завещанные мудрыми учителями человечества. Они бережно сохранялись и передавались в памятниках древней литературы, в обычаях народов, в религиозных обрядах. И в данной лекции мы рассмотрим некоторые из этих традиций.

Вот только само понимание нравственности постепенно мельчает, сводится порой к обрядности, к выполнению завещанных предками ритуальных действий без осознания истинных причин необходимости определённого поведения.

А также мы наблюдаем как в семье, так и в обществе полное падение нравов.

И прежде всего это связано с отсутствием сексуальной культуры, которая должна быть частью общей культуры общества. А сексуальная культура напрямую связана с репродуктивной функцией семьи – одной из главных её функций. Эти и другие вопросы мы затронем в лекции.

Для начала рассмотрим, что такое семья и ответим на вопрос, зачем создавать семью.

Что такое семья?

Существует множество определений понятия семья . Если словари середины прошлого века (Толковый словарь Ожегова, Толковый словарь Ушакова) называли семьёй группу живущих вместе близких родственников, то современные энциклопедии дают более расширенное определение.

Так, Философская энциклопедия и Большой энциклопедический словарь дают такое определение:

Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.


А под браком подразумевается «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу» .

То есть брак – это своего рода контракт, заключаемый тремя сторонами: мужчиной, женщиной и государством. В нём оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия договора. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Во многих странах освящение брака совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу перед Богом и берут на себя обязанность взаимной опеки «и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии, пока смерть не разлучит». Освящение брака перед церковным алтарем считается очень сильной формой укрепления брака.

Брак – это таинство. Через вступление в брак супруги могут отрабатывать карму со своим спутником жизни, нести ношу ближнего. Это понимание брака в настоящее время практически утрачено в западном мире.

В 2006 году Владыки Мудрости дали нам возможность во время диспенсации 23 числа отрабатывать карму кого-то из близких людей. И мы можем выбрать в качестве такого человека, например, своего супруга.

Поддерживать непорочное понятие о своём партнёре, думать о нём, как о Боге – это долг каждого супруга. Иначе люди просто сосредотачиваются на ошибках и негативных моментах совместной жизни, а не на Божественном потенциале друг друга.

В наше время усилилось схождение кармы, и потому обостряются многие отношения, в том числе и семейные. А отсюда так много разводов. Но никогда не нужно допускать даже мысли о разводе: пока вы не думаете о разводе, ваши мысли нацелены на преодоление возникающих проблем. Развод – самый простой способ решения проблем, как кажется супругам. Но он порождает только новые проблемы, новые кармические долги. Поэтому не нужно позволять затруднениям стать причиной расторжения брака.

Человек является ареной борьбы со своим эго (а не с внешним миром). В браке эта борьба особенно остро проявляется, поскольку супруги связаны друг с другом. И каждому из супругов приходится ежедневно контролировать проявление своего эго и находить общий язык с членами семьи, тем самым защищая свой брак.

Формы семьи

Формы семьи постепенно менялись в связи с изменением социально-экономических условий жизни общества.

Так, в 19-м веке в России, где крестьянство представляло собой самый обширный класс, семьи были большими, включали несколько поколений (до четырёх – пяти) и напоминали общину. Такая семья была многосемейной , и включала в себя связанные кровным родством несколько семей, живущих вместе и ведущих одно хозяйство под управлением одного человека, который назывался домохозяином.

Например, семья воронежского крестьянина Леона Измайлова насчитывала 54 человека. Она состояла из домохозяина с женой (76 и 74 года), 6 женатых сыновей (от 36 до 55 лет), 7 женатых внуков, 9 внуков неженатых, 10 внучек незамужних, 3 малолетних правнуков и 4 правнучек. Всего 26 мужчин и 28 женщин.

Многосемейность придавала крестьянскому хозяйству устойчивость и выступала залогом экономического благополучия.


С развитием научно-технического прогресса и в связи с индустриализацией общества во многих семьях отпала необходимость в тяжёлом крестьянском труде, а вместе с этим и необходимость совместного проживания нескольких поколений.

Современная семья по большей части является нуклеарной , то есть такой, которая состоит из родителей и их детей (пока дети не вступили в брак). Причём, когда дети создают свою семью, они стремятся жить самостоятельно, и их семья также становится нуклеарной.

Всё чаще возникают семьи, которые живут так называемым гражданским браком . В этом случае мужчина и женщина не регистрируют свой брак, хотя во всём остальном их союз выполняет те же функции, что и оформившая свои отношения семья.

На этом общество не остановилось. Представители секс-меньшинств выступают за легализацию однополых браков и их узаконивание на государственном уровне. В обществе идут нешуточные дебаты, возможно ли такое партнёрство назвать семьёй. Но, как сказал один из участников такой дискуссии, проходившей в Литве, «вопрос не в том, будет ли принят этот законопроект, вопрос только в том, когда он будет принят» .

Таким образом, мы наблюдаем стремительную деградацию института семьи. Всего за каких-то 130-150 лет семья из патриархально-общинной превращается в гражданский брак, неузаконенный перед Богом и перед государством. И, более того, – в сожительство людей одного пола, которые не могут осуществить одну из важнейших функций семьи – детородную. Если так пойдёт и дальше, то через несколько поколений население развитых стран попросту вымрет.

Зачем создавать семью?

Таким образом, верным мотивом для создания семьи является помощь и поддержка друг друга, а также рождение детей и воспитание их в лучших традициях. А вовсе не получение сексуальных наслаждений.

Обратим внимание: речь идёт не просто о создании семьи, а о законном создании семьи – о вступлении в брак.

В современном обществе мотивы, по которым люди объединяются в семьи, очень разнообразны.

Приведём результат одного небольшого студенческого исследования. Из таблицы видно, что наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов.


Прежде всего, люди ищут любви и надеются через семейные отношения закрепить это чувство. В большей степени молодые люди хотят получать любовь и в меньшей – отдавать, т.е. и в любви, как и в других сторонах жизни общества потребления, присутствует потребительство. Кроме того, многие связывают это чувство с сексуальностью и стремятся получить стабильные и гармоничные сексуальные отношения с партнёром в семейной жизни.

Создавая семью, человек надеется найти в ней отраду для своей души и источник счастья. Духовная близость делает супругов по-настоящему счастливыми. Одинаковые или похожие взгляды на жизнь ведут к взаимопониманию. Общие интересы дают множество интересных тем для общения, создают возможность совместной самореализации. Духовное общение способствует взаимообогащению, личностному, интеллектуальному и духовному росту членов семьи.

Эмоциональная поддержка и взаимопонимание в семье помогают человеку чувствовать себя более уверенно, спокойно и безопасно, что способствует поддержанию и восстановлению психического здоровья всех членов семьи. Вступая в брак, человек надеется найти в лице своего партнёра верного друга, который будет принимать его таким, каким он есть, поддерживать во всех начинаниях, сопереживать и сочувствовать, разделять все радости и горести.

Рано или поздно супруги задумываются о детях, о продолжении своего рода . Семья нужна человеку, чтобы иметь возможность обзавестись потомством, вырастить и воспитать счастливых и здоровых детей.


Создание семьи позволяет человеку наладить хозяйственно-бытовую и экономическую стороны жизни. В семье формируется общий бюджет, позволяющий удовлетворять материальные и биологические потребности её членов в питании, приобретении и содержании домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, создание домашнего уюта. У каждого из супругов возникает своя зона ответственности. Налаженный и стабильный быт значительно облегчает жизнь человека, помогает поддерживать членов семьи в случае, если у них возникают экономические трудности.

Вспомним пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу – модель потребностей человека.


Семья удовлетворяет перечисленные выше потребности на всех уровнях:

– на физическом плане реализуются хозяйственно-бытовая и экономическая стороны жизни семьи, дающие физическое здоровье членам семьи, а также удовлетворение сексуальных отношений, приносящих удовольствие,

– на астральном плане – это эмоциональная поддержка и взаимопонимание, которые придают психологическую устойчивость и психическое здоровье всем членам семьи,

– на ментальном плане обеспечивается потребность в любви и уважении: даже если не все окружающие люди тебя понимают, то в семейном коллективе тебя будут любить таким, каков ты есть;

– на эфирном уровне – это самореализация в продолжении рода и воспитании детей.

И эти четыре уровня потребностей при условии их реализации дают человеку возможность роста и развития и на более высоких планах. Поскольку в семье – как в малой модели общества – происходит нарабатывание тех качеств человека, которые потом останутся в его высших телах и перейдут в его новое воплощение. То есть семья предоставляет человеку многочисленные возможности для развития на всех планах.

На пятом уровне человек может осуществить свою миссию в семье, реализуя духовную сторону жизни и помогая близким возвышать их сознание. К рассмотрению этого вопроса мы ещё вернёмся позднее, в разделе «Баланс духовного и физического».

Функции семьи

Таким образом, мы выяснили, что человек стремится удовлетворить ряд потребностей, создавая семью. А семья как раз и наделена этими функциями . Психологи отмечают около полутора-двух десятков функций семьи. Причём авторы учебников по семейной психологии распределяют их по важности в ином порядке, начиная с репродуктивной и воспитательно-образовательной функции. Затем уже идут (в разной последовательности) коммуникативная, эмоциональная, духовная, хозяйственно-бытовая, экономическая, защитная, статусная, социализации и другие функции.


Много внимания уделяется именно первым двум основным функциям семьи: репродуктивной и воспитательно-образовательной.

Репродуктивная функция связана с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, продолжением человеческого рода. Зачатие детей происходит с помощью сексуальной энергии.

Воспитательно-образовательная функция связана с формированием личности ребёнка. Также в семье происходит систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена. Родители постоянно влияют на детей, а те, в свою очередь, влияют на родителей и других членов семьи.

В семье происходит обучение подрастающего поколения. Здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. А также учат обретению качеств: выработке силы воли, умению преодолевать сложные жизненные ситуации, проявлению заботы о старших и младших.

В семье происходит распределение обязанностей, приобщение к труду. Приобретается начальный опыт общинной жизни: опыт деления общим или обретения общего с другим человеком. Приходит понимание понятия Общего Блага – сначала как общего блага семьи.

Главное условие обретения счастья в семейной жизни

Итак, от того, насколько правилен мотив в самом начале создания семьи, зависит, будут ли люди счастливы в семейной жизни. А счастливая семейная жизнь чрезвычайно важна для человека. Так, по социологическим опросам российских женщин, именно этот показатель занимает первое место в их шкале ценностей жизни.

Но есть одно условие – самое главное условие обретения счастья в семейной жизни:

Поклонение Божественному Закону должно стать главной духовной традицией любой семьи и основой для всех остальных семейных устоев. Без этого условия невозможно осуществить миссию (пятый уровень в пирамиде Маслоу).

Лекцию подготовила Е.Ю. Ильина