В а тропинин биография. Художник В. А. Тропинин. Внезапный уход. Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение красотой форм и

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Василий Андреевич Тропинин

ТРОПИНИН Василий Андреевич (1776-1857), русский живописец. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына, 1818; «А. С. Пушкин», 1827; автопортрет, 1846), создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

Тропинин Василий Андреевич (19.03.1776-3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего помещика С. С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.

Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его произведениях. Портреты 1820-30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека. Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П. Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах “Кружевница”, “Золотошвейка”, “Гитарист” Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную живопись московской школы.

В. А. Федоров

Девушка с горшком роз. 1850 год.

Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - российский живописец. Крепостной до 1823 г.

В ранних произведениях создавал интимный (в духе сентиментализма), живой и непринужденный образ человека в характерной для него, несколько идеализированной бытовой обстановке (И. И. и И. И. Морковы, 1813 и 1815; портреты жены, 1809 и сына, 1818; «Кружевница», «Гитарист», «Булахов», 1823).

В 1820-1840-х гг. его портретам была характерна внимательная характеристика модели, усложнение композиции, скульптурная четкость объемов и интенсивность колорита при сохранении камерности, интимной (домашней) обстановки («К. Г. Равич», 1825; «А. С. Пушкин», 1827; «К. П. Брюллов», 1836; автопортрет, в котором художник изобразил себя на фоне Московского Кремля, 1846). Некоторые элементы салонного романтизма проявились в картине «Женщина в окне» (1841), навеянной поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Акцент художника на бытовых деталях («Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е) предвосхитил развитие жанровой живописи в середине XIX в.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 518.

В. Тропинин. Пушкин. 1827 г.

ТРОПИНИН Василий Андреевич , русский художник. Один из основоположников романтизма в живописи России.

Родился в семье крепостных. Был крепостным сначала графа А. С. Миниха, затем И. И. Моркова. В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком (последний тоже стал впоследствии видным мастером русского романтизма). В 1804 Морков вызвал молодого художника к себе; затем тот попеременно жил то на Украине, в селе Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного одновременно выполнять хозяйственные поручения помещика. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. Получил звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, в 1824 поселился в Москве.

Раннее творчество

Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба - в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное - вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823; автопортрет, около 1824; все три - там же). Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Портрет и жанр

Уже с раннего периода художник активно интересуется и бытовым жанром, создав большое количество рисунков и этюдов украинских крестьян. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823, там же), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом; тип девушки из низов становится лирическим олицетворением Женственности как таковой, не теряя тонкой натурной убедительности. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному портрету («Гитарист», 1823, там же; «Золотошвейка», 1825, Художественный музей Республики Коми, Сыктывкар), обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).

В портретах 1830-40-х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев - пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит. Романтическая атмосфера, стихия творчества, предстает еще более наглядной в портрете «К. П. Брюллова» (1836, Третьяковская галерея) и автопортрете 1846 года (там же), где художник представил себя на эффектном историческом фоне Московского Кремля. При этом романтизм художника, не возносясь в эмпиреи, обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним» - даже там, где очевиден намек на сильное чувство, эротический мотив («Женщина в окне», чей образ был навеян поэмой М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша», 1841, там же). Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850-е гг., там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, предвосхищающей страстный интерес к бытописанию, свойственный русской живописи 1860-х гг..

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особенности карандашные портретные наброски, выделяющиеся острой характерностью наблюдений. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов не раз воспринимались как специфическая черта старомосковской художественной школы. В 1969 году в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художников его времени.

Copyright (c) "Кирилл и Мефодий"

Творчество Василия Андреевича Тропинина

(1776-1857) Василий Андреевич Тропинин принадлежал к тому поколению, которое выдвинуло первых русских романтиков. Тропинин был до 45 лет крепостным художником в украинском поместье графа Моркова и с занятиями живописью совмещал обязанности кондитера и старшего лакея. По прихоти помещика он не смог завершить своего образования в Академии художеств. Годы молодости Тропинина ушли на то, чтобы самоучкой, наперекор препятствиям овладеть техническим умением и добиться профессионального мастерства. Граф Морков, решивший заиметь у себя в доме живописца, в 1799 году посчитал выгодным для себя определить способного крепостного «посторонним учеником» Академии Художеств. Вот тут Тропинин и обучался портретному искусству у С.С. Щукина. На академической выставке в 1804 году работа Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» привлекла внимание самой императрицы. Учился Тропинин блестяще и вскоре получил серебряную и золотую медали. Президент Академии С.Строганов начал хлопотать об освобождении талантливого юноши, но не успел: крепостному Тропинину поступил приказ от хозяина переехать из Петербурга в новое имение Моркова - Подолье, что на Украине. Там Тропинину напомнили о том, что он крепостной, назначили на должность кондитера и лакея, а также вменили в обязанность выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников, которые впоследствии украсили дом графа, а также расписывать местную церковь, писать для нее иконы. Тропинину было также поручено выполнить живописные портреты хозяев. Незлобивый и добрый по натуре, Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. «Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных», - вспоминал он позднее. Колорит этих работ мягкий, приглушенный - преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.

"Портрет сына Арсения" . Художник работал над этим портретом с особым подъемом. Он как бы изливает свою душу. С сокровенной интимностью он раскрывает свою веру в светлое предназначение человека, в ценность личности людской. Перед зрителем предстает мир юной мечты, озаренный особенно пронзительной и щемящей доверительностью. Мастер словно раскрывает нам свой секрет, драгоценную тайну, которую художник тщательно хранит.. Освещенное трепетным светом возникает лицо мальчика. Только что он был занят детскими играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен Куда-то в неведомые нам дали глядит этот кудрявый мальчик, с тонкими, вдохновенными чертами лица. Голова повернута влево. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Все гармонично в этом полотне: чуть вздернутые тревожно брови, ласковый, но беспокойный взор, целомудренный, мягко очерченный рот, округлый подбородок. Все, все до малейшей черточки в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде/. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Возвращение в Москву было для него радостным. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства. Особенно хлопотали за Тропинина А.А. Тучков - генерал, герой 1812 года и коллекционер, П.П. Свиньин, Н.А. Майков. Однако граф Морков не спешил давать вольную своему крепостному живописцу, талант и человеческие качества которого он очень ценил. Это произошло только в 1823 году. Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет.

«Кружевница» (1823) - одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. .

Тщательно и с любовью выписаны кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Аналогичных картин Тропинин написал много. Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием - золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника - нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд. За эту и другие работы в 1823 году В.А. Тропинин был удостоен звания «назначенного в академики».

Долгожданная свобода пришла только в 1823 году, когда Тропинину было уже сорок семь лет; к этой поре и относится расцвет его дарования. Именно в этот период возникла его собственная, самостоятельная художественная система, своеобразно переработавшая наследие классицизма и живописные приемы XVIII века, и окончательно оформился созданный Тропининым жанр интимного бытового портрета.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому «Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей, его любящих», - говорил сам Тропинин; в этом несколько наивном утверждении заключена, в сущности, целая программа, характеризующая задачи Тропинина и его отношение к действительности. В тропининских портретах передан интимный, «домашний» облик людей его эпохи; персонажи Тропинина не «позируют» перед художником и зрителем, а запечатлены такими, каковы они были в частной жизни, вокруг семейного очага.«Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появились. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из лучших тогдашних портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем халате, растрепанного, с заветным перстнем на пальце», - рассказывает, со слов самого Тропинина, один из современных ему мемуаристов. Таким, по-видимому, и был первоначальный замысел портрета. Дело художника сводилось лишь к тому, чтобы запечатлеть облик Пушкина со всей возможной точностью и правдивостью, не задаваясь сложными задачами психологического анализа и раскрытия внутреннего содержания образа. В эскизе, написанном непосредственно с натуры, Тропинин ближе всего подошел к осуществлению пожеланий Соболевского. Он дал непритязательное, но, несомненно, вполне точное и похожее изображение Пушкина - «в домашнем халате и растрепанного», как просил Соболевский. Но в самом облике поэта было нечто, настолько отличавшее его от рядовых москвичей, обычных моделей Тропинина, что решение образа не смогло войти в уже устоявшуюся, привычную тропининскую систему. Работая над портретом, Тропинин, в сущности, очень далеко отошел от своего первоначального замысла. Это не значит, конечно, что он отошел и от правдивого воспроизведения натуры. Нет сомнений, что Пушкин позировал не только для эскиза, но и для портрета, и воссоздание живого облика поэта по-прежнему оставалось главной задачей Тропинина. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным. От первоначального замысла остались только внешние атрибуты «домашности» - халат, расстегнутый воротник рубашки, растрепанные волосы, но всем этим подробност ям придан совершенно новый смысл: они воспринимаются не как свидетельство интимной непринужденности позирующего, а, скорее, как признак того «поэтического беспорядка», с каким романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении. Тропинин написал не «частного человека Пушкина», о чем просил его Соболевский, а вдохновенного поэта, уловив в его облике выражение глубокой внутренней значительности и творческой напряженности. По своему образному строю портрет Пушкина перекликается с произведениями современной Тропинину романтической живописи, но при этом Тропинин сумел создать романтический образ, не поступившись реалистической точностью и правдивостью изображения. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Кроме этой книги, в портрете нет никаких аксессуаров, связанных с литературной профессией Пушкина. Он одет в просторный домашний халат с синими отворотами, а шея повязана длинным голубым шарфом. Фон и одежда объединены общим золотисто-коричневым тоном, на котором особенно выделяется лицо, оттененное белизной отворота рубашки, - самое интенсивное красочное пятно в картине является одновременно и ее композиционным центром. Художник не стремился «приукрасить» лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт; но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность Современники единодушно признали в тропининском портрете безукоризненное сходство с Пушкиным. Во взгляде Пушкина, напряженном и пристальном, с наибольшей силой выражено содержание портретной характеристики. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. В соответствии с романтическим замыслом Тропинин стремился придать его взору то выражение, которое он принимал в минуты творчества. В сравнении с известным портретом Пушкина работы Кипренского тропининский портрет кажется более скромным и, пожалуй, интимным, но не уступает ему ни по выразительности, ни по живописной силе. Портрету Пушкина, бесспорно, принадлежит одно из первых мест и в иконографии поэта, и в творчестве Тропинина.В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Тропининский Пушкин вовсе не приземлен - он так царственно величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат подобен античной тоге.

На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал «буквально всю Москву». Он пишет портреты первых лиц города, государственных деятелей, дворян, купцов, актеров, писателей, художников.

" Автопортрет" Тропинина написан художником в поздние годы жизни. Перед нами пожилой мастер, спокойно глядящий перед собой. Тропинин как бы подводит итог прожитой жизни, являя собой спокойного, несмотря на пережитые грозы, человека, достигшего прочного положения, устойчивой славы, которая значительно отличается от громкого и быстротечного успеха петербургских мастеров. Мастер изображает себя у окна мастерской с дивным видом на древний Кремль. Он спокойно опирается на муштабель - старинный инструмент живописца, столь удобный в работе над картиной, требующей точности рисунка и гладкой поверхности живописи. В руках у Василия Андреевича палитра и кисти, он предстоит на фоне любимого вида со знаками своей профессии - именно таким он навсегда останется в памяти потомков, к которым устремлен его спокойный и ласковый взгляд добродушного и гостеприимного московского жителя. Тропинин передает холодный колорит кресла и своего костюма в интерьере мастерской, погруженной в предвечерний сумрак, в комнату будто входит вечность. За окном разливается теплый свет нежного розового заката - наступает московский вечер, когда колокола малиновым звоном наполняют город и черные грачи стаями кружат среди чистого небосвода.

Василий Андреевич Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Умер он 3 мая 1857 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

РУССКИЕ ХУДОЖНИИ.Тропинин Василий Андреевич (1776-1857), часть 1

Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.


«Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль»
1846г.
Холст, масло 106 х 84,5

Москва

В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. В Императорской Академии художеств разрешалось посещать академические классы крепостным в качестве “посторонних”, вольноприходящих учеников.
После рисовальных классов Тропинин поступил в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Щукин. В 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: “Возвращение ратника к своему семейству”, “Русская крестьянская свадьба”, “Русская крестьянская пляска” и “Ворожба на картах”. Таким образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен народной жизни.
В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя, тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда — определенное сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков — “Автопортрет” Щукина.


По свидетельству Николая Рамазанова Тропинин “мягкостью своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова”.
На академической выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей птичке”, написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей.


«Мальчик с мертвым щегленком», 1829
Холст, масло, 60х47
Ивановский областной художественный музей
1829г, холст, масло
Областной Xудожественный музей, Ивaново
Это повторение сгоревшей картины 1804 г.\

О Тропинине заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.


Девочка с собакой. Копия картины Ж.-Б. Греза. 1820—1830
Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже.

По копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским мастерам — Рембрандту, Йордансу, Тенирсу.
Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим, то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации, исканиям в области жанра.


Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре художественной жизни Петербурга. Кроме Щукина, он общался с Егоровым, Шебуевым, Андреем Ивановым, Угрюмовым и Дуайеном.

В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.

Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку. “Я мало учился в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется, лучшие из всех до сих пор мною написанных”, — вспоминал он позднее.

Красоту национального малороссийского типа Тропинин запечатлел в картинах “Украинская девушка с Подолья” (1800-е), “Мальчик с жалейкой” (1810-е), “Украинец с палкой”, “Пряха” (обе 1820-е) и др. Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный — преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.


«Девушка-украинка, собирающая сливы», 1820
Дерево, масло
24х18,8


«Пряха», 1820
Холст, масло. 60.3 x 45.7 см
Государственная Третьяковская галерея

Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х — начала 1820-х годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян. Лучшие жанровые эскизы художника — “Жницы” и “У мирового судьи” — также связаны с Украиной.


У мирового судьи. Около 1818


«Девушка украинка в пейзаже», 1820
Холст, масло. 41.5 x 33 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



«Украинец с палкой», 1820
Холст, масло, 65,5х49,6
Киевский музей русского искусства

Сохранился живописный эскиз сцены жатвы и два подготовительных карандашных наброска к нему. Художнику удалось передать значительность крестьянского труда. Замысел, непосредственно предшествующий картине Венецианова “На жатве. Лето”, проникнут тем же эпическим настроем.


Жатва. Этюд. Около 1820

В 1807 году под руководством Василия Андреевича было закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника.


«Портрет жены художника»
Ок. 1809 г

В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. В это время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И.Морковых (1813 г.).


Портрет Ираклия и Николая Морковых
(этюд к "Семейныму портрету Морковых")
1813 г., холст, масло

Ираклий и Николай — cыновья И.И.Моркова.


«Семейный портрет графов Морковых»
1815 г
Холст, масло 226 х 291
Государственная Третьяковская галерея
Москва

“Портрет Арсения Тропинина” (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.


«Портрет сына Арсения Васильевича Тропинина»
1818г.
Холст, масло 40,4 x 32
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Портрет Натальи Морковой — одно из самых вдохновенных произведений художника. Лицу молодой графини с его неправильными чертами присуща необычайная прелесть. Одухотворенность модели передается всем строем произведения. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Он обладает удивительной живописной свежестью и демонстрирует духовную и художественную зрелость мастера.


В духе элегической поэзии Жуковского написан “Мальчик с жалейкой. Портрет Ираклия Моркова” (1810-е).


«Мальчик с жалейкой»
(Портрет Ираклия Моркова)
1810е гг
Холст, масло 60,2 x 45,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя.
В живописной стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются многие черты искусства XVIII века — рокайльная гамма смягченных дополнительных цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная, мерцающая фактура.


Девочка с куклой, 1841г,
холст, масло, 57 x 48 cм


1840-e г., холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку.
Он изображает детей с животными, птицами, игрушками, музыкальными инструментами.


Мальчик, выпускающий из клетки щегленка. 1825

Несомненна связь детских портретов Тропинина с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением в философии.
Просветители считали ум ребенка tabula raza (“чистой доской”), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.

Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона.
В середине 1810-х годов ему позировал издатель П.П.Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей.
Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И.Дмитриев.


Портрет И. И. Дмитриева. 1835

Эти ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского камерного портрета XVIII века.
Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны — генералов И. И.Алексеева, А.П.Урусова, Ф.И.Талызина, П. И. Багратиона.


«Портрет князя П.И.Багратиона, 1816»


«Портрет сына художника за мольбертом»
1820-е гг.

В 1821 году Тропинин навсегда возвращается в Москву. Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным, что вызывало удивление и недовольство в кругах просвещенного дворянства.
Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Тучков — генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Свиньин, Н. А. Майков. Однако граф Морков дал вольную своему крепостному живописцу лишь в 1823 году.


Портрет Н. А. Майкова. 1821

При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания “назначенного в академики” за картины “Кружевница”, “Нищий старик” и “Портрет гравера Е. О. Скотникова”.


«Нищий старик»
1823г.

Эти ранние произведения Тропинина, продолжающие линию украинского периода, прочно связаны с традициями русского академического искусства XVIII века. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе “Нищего старика”.


Портрет E.O.Скотникова
1821 г., холст, масло, 58.5 x 42.5 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Скотников, Егор Осипович, (1780-1843), художник, гравер на меди, академик.


«Кружевница»
1823г.
Холст, масло 80 x 64

Москва

“Кружевница” (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. Миловидная девушка, плетущая кружева, изображена в тот момент, когда она на мгновение оторвалась от работы и обратилась взглядом к зрителю, который таким образом оказывается вовлечен в пространство картины. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности каждого мгновения повседневного человеческого бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.
Аналогичных картин Тропинин написал много.
Обычно на них изображены молодые женщины за рукоделием — золотошвейки, вышивальщицы, пряхи. Их лица похожи, в них ясно просматриваются черты женского идеала художника — нежный овал, темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка, кокетливый взгляд.
Образы рукодельниц 1820 — 1830-х годов свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. От живописного стиля ранних работ он приходит к линейно-пластическому, с более четким контуром и корпусным наложением красок. Живописная фактура приобретает плотность. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали.
“Кружевница” выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в “Золотошвейке” (1826) цветовое решение более активно.


«Золотошвейка»
1826 г
Холст, масло 81 х 64
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Говоря об идеализированном решении тропининских женских образов, надо иметь в виду и то обстоятельство, что эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностью дарования художника, воспринимавшего жизнь не критически, а поэтически, не обличавшего, а утверждавшего. Вот почему труд в его произведениях предстает не как изнурительное необходимое занятие, а как радостная сторона жизни, в которой раскрываются прекрасные качества женской натуры.

Однако, создавая мужские портреты-типы, Тропинин более трезво осмысливает действительность. Здесь невольно сказалось глубокое понимание им простого народа, той среды, откуда он вышел сам.
Вот почему образам русских крестьян (“Старик крестьянин”, 1825; “Ямщик, опирающийся на кнутовище”, 1820-е; “Крестьянин, обстругивающий костыль”, 1834; “Странник”, 1847) художник уделял подчас больше внимания и тепла, чем своим великосветским “героям”.


«Крестьянин, обстругивающий костыль»
1830-е
Холст, масло 76 x 56
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


«Старый ямщик, опирающийся на кнутовище»
Этюд.
1820-е
Холст, масло 54,6 x 44,5
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался тип “гитариста”.
Начало ряду одноименных работ положил “Гитарист в косоворотке. Портрет Моркова” (первая половина 1820-х гг.).
Морков представлен в момент исполнения романса в сценическом костюме, повторяющем народную одежду.

В 1824 году за “Портрет медальера К. А. Леберехта” Тропинин был признан академиком портретной живописи.


Портрет К. А. Леберехта. 1824

Портрет К. А. Леберехта. Фрагмент. 1824

Совет Академии художеств предлагал ему остаться в Петербурге и принять должность профессора.
Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.
В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. И чисто личный — в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостным которого оставался сын художника, и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение.

Искусство в России всегда было делом государственным. Императорская Академия художеств распределяла государственные заказы, “пенсионерство” и субсидии, определяла судьбу художников.
Тропинин же, живя в Москве исключительно частными заказами, сумел завоевать славу одного из лучших портретистов, создать себе независимое положение, которым обладали очень немногие русские художники.
Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни.

Живя и работая в Москве, Тропинин не принимал участия в академических выставках и, как следствие, остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с Академией и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: “У вас есть собственный превосходный художник”.
В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина.

В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. В этом портрете художник с наибольшей отчетливостью выразил свой идеал свободного человека. Он написал Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки и небрежно повязанным галстуком-шарфом. Особую внушительность, почти монументальность сообщают образу поэта гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему его домашний халат уподобляется античной тоге.

У этого портрета была странная судьба. С него было сделано несколько копий, а сам оригинал пропал и появился лишь много лет спустя. Его купил в московской меняльной лавке директор московского архива Министерства иностранных дел М. А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком.
Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Но Тропинин отказался, сказав, “что не смеет трогать черты, положенные с натуры и притом молодой рукой”, и только почистил его.

На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”.
У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Тут и первые лица в городской иерархии, люди государственные, частные лица — дворяне, купцы, а также духовно близкие Тропинину актеры, писатели, художники.

Среди них можно выделить “Портрет С. С. Кушникова” (1828) — бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома,
и “Портрет С. М. Голицына” (после 1828) — “последнего московского вельможи”, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. Князь Голицын покровительствовал Тропинину.



«Портрет Сергея Сергеевича Кушникова»
1828
Холст, масло 76,5 x 64,7
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

«Портрет Сергея Михайловича Голицына»
После 1828.
Холст, масло 71 x 58,2
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Тучковым.
Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. Для выполнения заказов его приглашали Общество любителей сельского хозяйства, Скаковое общество. Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Щепкина, П. С. Мочалова, актера петербургской “Александринки” В. А. Каратыгина.


«Портрет архимандрита Феофана»
1837
Холст, масло 99 x 78
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Значительную часть заказчиков художника составляли московские купцы, которым был близок тропининский трезвый и вдумчивый взгляд на модель, умение подчеркнуть достоинство личности.
Фамильные купеческие галереи часто создавались в подражание дворянским, но во многом отражали и вкусы своей среды.
Тропинин писал портреты членов купеческих династий Киселевых, Карзинкиных, Мазуриных, Сапожниковых.
“Портрет Е. И. Карзинкиной” (после 1839) решен как парадный. Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике.


«Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной»
1838
Холст, масло 102,5 x 80
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва

В 1830 — 1840-е годы русский народный костюм был в большой моде.
При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле.
На торжественные мероприятия с присутствием членов царской семьи купеческие жены должны были являться в народных костюмах.
В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира. Он с любовью передает блеск шелка, прозрачность вуали, красоту золотого шитья, переливы жемчугов на матовой коже. В этом портрете Тропинин выделял те черты женского идеала, которые к тому времени уже сложились в его жанровых произведениях.

Также типичен “Портрет Е. В. Мазуриной” (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины.


«Портрет Елизаветы Владимировны Мазуриной»
1844
Холст, масло 67,5 x 58,5
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени
Москва


Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839


Разбойник (Портрет кн. Оболенского). 1840

Спасибо за внимание. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Первый московский портретист прошлого века был убежден, что портрет любого человека пишется "для памяти людей, близких ему, людей, его любящих". Бывший крепостной, он отклонял лестные официальные предложения, но старался не отказывать никому, кто обращался с частными просьбами написать портрет для семьи или друзей. То, что рисовалось для памяти любящих, составило нашу память, наше представление о добродушных, талантливых, знаменитых и малоизвестных людях века минувшего. Людях, как оказалось, и нам близких.

Много ли дохода от своего крепостного Василия Тропинина имел граф Морков Ираклий Иванович, который отличился при взятии Очакова и при штурме Измаила, получивший после польской кампании алмазную шпагу и огромное поместье на юге Украи­ны, сказать определенно сложно. Но на протяжении многих лет упрямо родил он от просьб известнейших и влиятельных людей дать вольную уже оцененному всеми по достоинству художнику. Будто необходимо ему было, чтобы талант, отмеченный самой императрицей Елизаветой Алексеевной, талант, перед которым прекло­нялся великий Карл Брюллов , прислуживал бы за сто­лом во время обеда в качестве главного лакея. Современники отмечали, что Тропинин Василий Андреевич пользовался большим доверием графа. Видимо, Ирак­лий Иванович знал цену этому добряку и чудаку, наделенному не только большим талантом, но и бесконечным смирением и терпением. Цену знали все. Бывшие на выданье дочери спорили между собой, кому из них достанется в приданое крепостной худож­ник. Ираклий Иванович отвечал на это, что он никому не доста­нется. И только в 1823 году, когда художнику исполнилось 47 лет, в праздник Воскресения Христова, после заутрени, которая правилась на дому у графа Моркова, Тропинину вместо красного яйца была вручена отпускная, однако, одному, без сына. Лишь спустя пять лет после смерти графа наследники его выдали вольную Арсению Васильевичу, любимому сыну Василия Андреевича, тому, чей портрет в числе других составил славу замечательного художника.

Художник родился кре­постным в селе Карповка Новгородской губернии, принадлежавшем графу Миниху. Затем его господином стал граф Ираклий Иванович Морков, получивший Тропинина в качестве приданого за женой, дочерью Миниха.

Раннее страстное влечение к рисованию, которое проявилось у Тропинина, и способности были настолько очевид­ными, что уже тогда, в детстве, заставляли обращать на себя внимание друзей графа Моркова. Графу многие советовали отдать Тропинина учиться живописи. Но чем настоятельнее были советы, тем больше сопротивлялся тот. В Петербург, но - на кондитера, такое было решение. Только в 1798 году по просьбе близкого родственни­ка графа Моркова, который обязался в случае неуспеха Тропинина в изучении живописи заплатить за него собственные деньги, он был отдан в художественную Академию вольноприходящим учеником (по уставу Академии в то вре­мя было запрещено принимать крепостных) к С.С. Щукину, ученику Д.Г. Левицкого. Тропинин учился легко и успешно, и в 1804 году на ученической выставке выставил портрет мальчика, который тоскует об умершей птичке. Его работа очень понравилась академическому начальству, а также императрице Елизавете Алексеевне. Граф Морков, предупрежденный о возможных просьбах об освобо­ждении талантливого крепостно­го, срочно отозвал Тропинина в свое малороссийское имение в се­ле Кукавка. Вот там-то крепост­ной Василий Тропинин и заслу­жил «большое доверие» графа: что называется, и «швец, и жнец, и на дуде игрец ». Изредка ему позволяют писать то, что он хочет. Большинство ранних работ Тропинина не сохранилось, они сгорели в московском доме Моркова при пожаре Москвы 1812 года.

Ранние работы Тропинина обла­дают особой изысканностью и вместе с тем застенчивой робостью в выражении чувств, светятся трогательной нежностью к миру. Их живопись тонкослойна и про­зрачна. Наиболее интересная работа из сохранившейся группы ранних произведений - «Портрет Натальи Морковой » - этюд к большому групповому портрету семьи Морковых .

Золотистые его волосы беспорядочны, карие живые глаза отведены в сторону. В искусстве XVIII века дети изображались как маленькие взрослые с деревянными фигурками и кукольными личиками. В последующем столетии искусство как бы открывает детство, пытается познать огромный мир ребенка, который живет яркими, чистыми чувствами.

Уже в 1820-х годах Василий Андреевич был знаменит в Москве как достойный внимания художник. А спустя год, обладая вольной, Тропинин избирается акаде­миком Академии художеств. Н.А. Рамазанов пишет: «Тропини­ну предстояло в Петербурге зака­зов на 14000 р.ас., но северная Пальмира, воспетая не одним петербургским поэтом, очень не понравилась Василию Андреевичу, который говорил: «Все я был под началом, да опять придется подчи­няться то Оленину, то тому, то другому... Нет, в Москву!» Уставший от подневольной жизни, Тропинин отклонил все предложения официальной службы, он хотел те­перь вести жизнь частного челове­ка и быть независимым. Успешная ранняя официальная карьера не дала развиться в полную силу таланту его преподавателя С.С. Щукина. И Тропинин не захотел повторить его путь. В наследии Тропинина нет заказных официальных работ. Поселившись в Москве, художник вскоре стал первым московским портретистом. Здесь он написал около трех тысяч портретов. Было честью заказать у него портреты Москва художественная, Москва мелкопоместная дворянская и Москва купеческая. К нему не то на Ленивку, не то на Твер­скую (точно не установлено) приходил позировать Александр Сергеевич Пушкин . Тропинин оказал большое влияние на московскую живописную школу, он стоит у истоков образования Московского училища живописи, ваяния и зодчества. У него учились братья Владимир и Константин Маковские .

К Тропинину приезжали из других городов и из далеких помещичьих усадеб. По свидетельству того же Рамазанова, Карл Брюллов отказывался писать портреты москвичей, ссылаясь на Тропинина , как на превосходного художника. Когда английский мастер Д. Доу работал над галереей портретов героев войны 1812 года для Зимнего дворца, то Тропинин писал москвичей, не желавших ездить позировать в Пе­тербург. Эти портретные этюды Доу затем использовал в своих произведениях.

Популярность не отразилась на особенности формирования характера Тропинина. Он писал портреты дома у заказчиков, дорабатывая их потом у себя в мастер­ской. Цены на его портреты были невысоки, копии со старых мастеров Тропинин оценивал дороже. Так же, как Федотов и Венециа­нов , Тропинин за границей не был, но не сетовал на это: «Может быть, вышло и к лучшему, что я не был в Италии, будь я там, может быть, я не был бы своеобразен». Но западноевропейское искусство Тропинин знал хорошо, изучал частные коллекции Петербурга и Москвы, а также богатейшее собрание Эрмитажа.

Из всех мастеров первой половины XIX века Тропинин более все­го сохраняет связи с искусством XVIII столетия. Одним из его любимых художников был Ж.-Б. Грез, его работы Тропинин много копировал. Он также копировал рабо­ты австрийского художника И.-Б. Лампи, учителя В.Л. Боровиковского, «Портрет дочери Агаши » Д.Г. Левицкого. Несомненны связи искусства Тропинина с «головками» итальянского мастера П. Ротари. Прихотливый, игривый, кокетливый стиль рококо и нежная грация искусства сентиментализма - все это есть у Тропинина. Ароматы искусства галантного века долго сохраня­ются в его творчестве.

Натуре Тропинина был также близок гедонизм искусства XVIII века, утверждающий наслажде­ние, удовольствие как самую высшую цель и главный мотив поведения человека, его упоение красотой форм и красок реального мира. Все его «кружевницы », «золотошвейки », «пряхи » и «прачки » словно покрыты тонкою вуалью легкой эротики.

Они ласковы, улыбчивы, кокетливы. Откровения Тропинина в том, что он любит. Он любуется своими натурами как самыми удивительными творениями природы. Тропинин использует систему контрастов - сложных поворотов фигуры, когда плечи развернуты сильно в три четверти, лицо почти в фас, глаза скошены влево или вправо, в результате получается винтовая линия, создается впечатление игры со зрителем. Наиболее известная работа этой серии - картина Василия Андреевича Тропинина «» - стала визитной карточкой Тропинина.

Эту работу он неоднократно повторял. Здесь Тропинин уже выступает зрелым мастером. Исчез­ли погрешности в анатомии и небрежность, которые были в ранних работах. «Кружевницу » отличают четкость и точность силуэта, скульптурная округлость форм. Многочисленные тонкие полупрозрачные слои краски позволили добиться Василию Андреевичу Тропинину нежного эффекта фарфоровой прозрачности внешности, при освещении которые начинают изнутри светиться. Тщательно и любовно написаны детали: завитки волос, коклюшки, ножницы.

Портреты Тропинина часто неглубоки по психологической характеристике, но очень достовер­ны в передаче бытового окружения человека. Творчество Тропи­нина сопоставимо с так называемым течением бидермейер, развивавшимся в искусстве Германии, Австрии и ряда скандинавских стран в 20-40-е годы прошлого ве­ка, воспевавшим идеал семейной жизни, привязанности членов се­мьи друг к другу, любования уст­роенным бытом не напоказ.

Тропинину нравились камерные портреты. Он всегда заботился о естественности позы модели, советовал обращать внимание, «чтобы... лицо не заботилось сесть так, уложить руку этак и пр., постарайтесь отвлечь его разговором и даже отвлечь от мысли, что вот он сидит для портрета». Его выраженные в портретах образы отличают индивидуальное и естественное своеобразие позы, душевную и доброжелательную открытость.

Один из лучших портретов Тропинина - портрет Булахова .

Эскизная манера живописи, небрежность и артистизм письма соответствуют мягкому характеру изображенного человека. Он представлен в домашнем облике частного человека, что подчеркивает одежда - халат на беличьем меху. Но журнал «Вестник Европы» в руках Булахова говорит о том, что он не чужд интеллектуальных занятий. Домашняя одеж­да воспринималась как антитеза фраку, это была «свободная одеж­да свободного человека».

От более чопорного и строгого стиля жизни чиновничьего Петербурга, столицы, резиденции императора, Мо­сква отличалась вольностью. В Москве предпочитали жить многие писатели, это был город арти­стической богемы. Москва слави­лась своим радушием, своими чудаками. Мос­ковские барыни часто одевались с безвкусной причудливостью и пышностью. Пример тому графиня Н.А. Зубова , любимая дочь Суворова, с тропининского портрета.

Ее яркий красный головной убор с белыми перьями кажется сошедшим с картины эпохи ба­рокко. Тем не менее этот наряд соответствует ее монументальной фигуре, здоровому благодушию натуры, всей брутальности облика и не делает ее смешной и нелепой. Но не следует думать, что дарованию Тропинина был недоступен аристократизм духа, внутренний мир интеллектуальной модели. Длинными жидкими мазками он пишет тонкое умное лицо знаменитого историка Карамзина .

Он ук­рупняет лицо, дает его строго в фас, отказавшись от сложных поворотов, от деталей обстановки, элементов «житейской прозы» в портрете.

Тропинин жил в эпоху расцвета романтического жизнечувствования. Он, лично знакомый с Карлом Брюлловым и Пушкиным , восхи­щался их творчеством, сопереживал их мироощущениям, что, естественно, сказывалось и на письме. Портрет А.И. Барышникова под деревом на фоне вечернего пейзажа, этакого рефлексирующего англий­ского денди; портрет Брюллова на фоне дымящегося Везувия , портрет В.М. Яковлева с печатью разочарования и усталости на лице .

Но в це­лом романтические влияния были чужды трезвому характеру Тропинина, он воспринимал их скорее внешне, отдавая дань настроениям эпохи. Наиболее удачный портрет этой группы произведений - портрет А.С. Пушкина .

Портрет был за­казан художнику самим Александром Сергеевичем и подарен в качестве неожиданного подарка своему другу С.А. Соболевскому. В этот портрет Тропинин вложил много собственного чувства. Творчество и свобо­да - идеи, которые лежат в основе руководящей идеи портрета Пушкина, были сокровенными для са­мого художника, невероятным трудом одолевшего всю сословную лестницу иерархического российско­го общества.

1840 - 1850-е.

Холст, масло

Холст, масло

Начало 1830-х.

Холст, масло

В 1855 году спокойная в последнее время жизнь Василия Андреевича омрачилась потерей любимой его супруги Анны Ивановны, с которой он обвенчался в Кукавке около полвека назад. Вскоре после похо­рон он перебрался в купленный им домик за Москвой-рекой. А два го­да спустя «5-го мая в 10-м часу утра на Полянке сходились и съезжа­лись художники, друзья, родственники и чтители Василия Андрееви­ча Тропинина к его небольшому, уютному и красивенькому домику. Никогда еще не было такого боль­шого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей; - а в этот день была толпа, которая была безмолвна... Мы проводили усопшего на Ваганьково кладбище. Снег и град метались нам в лицо; своенравная северная весна, казалось, хотела напомнить, что хороним нашего северного художника, никогда не таявшего на итальянском солнце и потому скончавшегося в полной памяти...» - вспо­минает Шихановский.