Наталья царькова - официальный художник ватикана. Тайная вечеря Ватикан не смущает, что вы православная

Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» - от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины...

- Почему именно «Тайная вечеря» и 11 сентября? - спросил я доктора Паоло Бискоттини, директора Миланского епархиального музея.

Гуманистическая западная культура вышла из европейского Ренессанса, яркой звездой которого был Леонардо. Именно этой западной культуре, ее ценностям брошен вызов 11 сентября прошлого года. В том, что картину написала русская художница, есть некий обнадеживающий знак неразделимости христианского мира.

- Наташа, а не волнуетесь, видя такое соседство: Леонардо и Вы?

Конечно, робею. Это ни в коем случае не сравнение с Леонардо, а только один из этапов путешествия картины. После Милана она будет выставлена в Риме, в церкви Санта-Мария делле Анджели-э-дей-Мартири, построенной по проекту Микеланджело. Потом на Пасху поедет в Москву и, может быть, в Нью-Йорк к 11 сентября 2003 года.

В Италии мою картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». Потому что только 11 сентября 2001 года началось третье тысячелетие. До этого все в мире вроде бы уже уладилось, все успокоились. Но - нет. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущем. На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов - на небо. Но вот случилась нью-йоркская трагедия, и мир изменился. Как будто все проснулись. На моей картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу.

«Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины. Не было женщин и среди персонажей. Апостолы все же. На полотне Царьковой появилась женщина. Далеко, на заднем плане, любопытная простоватая женская головка из-за портьеры: Наташин автопортрет.

Лучшие дня

- Что значит это новшество?

Это как бы взгляд из третьего тысячелетия. Мой и моих ровесников.

- А вы религиозный человек?

Да, религиозный, но это очень относительно. Во-первых, потому что я веду особенную жизнь. Это отдельный вопрос, сложный и очень личный. Во-вторых, состояние души. Необязательно писать только религиозные объекты, чтобы принадлежать религии.

На презентацию в Милан Наташа позвала людей, которые ей позировали для «Тайной вечери». Состав компании открывает некоторые секреты успеха художницы.

На банкете за бокалом шампанского она познакомила меня с «Христом» - графом Пепи Морджа, архитектором, автором проекта реконструкции купола собора Св. Петра в Риме; со своим приятелем «Иудой» - «крутым» стилистом миланской моды Джилермо Мариотто; с блистательным римским адвокатом Витторе Корделлой, чей благородный профиль и густая копна длинных седеющих волос представляют на картине св. Андрея Первозванного. Св. Иоанна Наташа писала с графа Андреа Марини, Филиппа - с профессора архитектуры графа Дарио дель Буфало. А моделями для образов Симона, Фаддея и Фомы послужили соответственно великий приор Мальтийского ордена Франц фон Лобштайн, граф Романо дель Форно и принц Николо Боргезе.

То есть итальянская и католическая аристократия, люди, которых Наташа пишет по заказам. Фрагменты состоявшихся или будущих портретов включила она в свое полотно. Желание аристократов пополнить фамильные галереи не только семейными фото, но и солидными, похожими на оригинал и тщательно исполненными в традиционной манере портретами привлекло их к русской художнице. Аристократы вывели на мальтийцев, а после портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса ее заметили в Ватикане и заказали портрет папы.

- Наверное, Папа Римский – не совсем обычная модель?

Он вообще не позирует художникам. Даже если бы захотел, не позволяют церковные правила. Работала девять месяцев вместо обычных двух. Мне приносили его фотографии, посох, одежду, перстень. А вы знаете, что перстень, который должен быть целован всеми верующими при встречах с ним, индивидуален и существует только при жизни каждого конкретного папы? Потом его уничтожают огнем, расплавляют.

- И тот первый портрет папе понравился?

Да, и он удостоил меня частной аудиенции. Я рассказала, как работала. Он был растроган тем, что в портрете отражены секреты, которые не каждый заметит. В посохе отражается Мадонна с младенцем. Считается, что Мадонна спасла папу от смерти во время покушения. Он всегда держит перед собой ее образ. В Ватикане сказали, что я угадала «третий секрет Фатимы», предсказавшей, что Мадонна спасет «человека в белом».

- Русские люди, работающие на Западе, вынуждены утверждаться, преодолевая порой жестокую конкуренцию. Существует ли эта проблема для вас?

Слава богу, что художников достаточно, иначе я бы умерла от заказов. Портретов Папы Римского написано миллионы. Сам по себе портрет папы - далеко не редкость. Но мой был написан по заказу Ватикана, потому что они видели мои предыдущие картины, которые им понравились.

- Лучше ли здесь работать, чем в России?

Не знаю, как сейчас художникам работается в России. Просто так получилось, что я здесь, и дела идут хорошо. Я здесь себя чувствую нужной. Есть люди, которые ждут мои картины, годами стоят в очереди. Как правило, заказчики из аристократии. А что такое аристократия? Это люди, которые следуют семейной традиции, знают историю своего рода за века. Среди клиентов есть представители фамилий, известных с ХI-ХIII веков. Вижу некий символ в том, что в «Тайной вечере» я собрала портреты аристократов. Для них важно иметь свое художественное изображение для потомков. Для итальянской, европейской и даже американской знати это вовсе не тщеславие, а вопрос преемственности. Я писала портрет князя Людовизи. Было пять пап из этого рода. В их числе - Григорий ХIII, который произвел реформу календаря в 1582 году (это когда православная церковь осталась при юлианском).

- Кем себя ощущаете - итальянкой, русской, православной, католичкой? Религии, к сожалению, часто не объединяют, а разделяют людей.

Конечно, русской, православной. Но это не значит - чужой в этой среде. Впервые русский православный художник, более того - художница, признан официальным портретистом папы. Это очень полезно, очень нужно. Это маленький шаг на пути к миру. Не к примирению, а именно к миру.

- Не сомневаюсь в ваших личных качествах и обаянии. Но, наверное, сыграла роль и российская школа живописи, которую вы привезли?

Еще бы. Это самое главное. Здесь у них школы практически нет. Художественная школа в Западной Европе умерла. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России. Наша страна молода по сравнению с Италией. И это нормально. Вымирающая европейская нация поддерживается благодаря иностранцам, которые приезжают сюда. То же самое с искусством. Люди много видели, пережили и живут прошлым. Россия продержалась лишних сто лет благодаря «железному занавесу». Классическая школа подразумевает труд, учебу, терпение. Качества, имманентные для тоталитаризма. А я - русская художница.

- Что же, нам в этом смысле грозит участь Италии и отставание от Китая?

Я окончила художественную школу в 1985 году. А потом началось разложение. Через сто лет, может быть, вообще не будет жанра картины.

На этой оптимистической ноте мы и попрощались с Наташей, на чей век в Европе аристократов хватит.

Впервые картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II. На церемонии в Милане вместе с художницей пурпурное покрывало с полотна сдернул специально приехавший из Ватикана хранитель архивов и библиотеки Римско-католической церкви кардинал Джордже Мария Мейа, который потом в пространной речи очень лестно отозвался о достоинствах картины и даже проследил духовную связь между авторами версий «Тайной вечери» - от великого Леонардо до этой миниатюрной русской женщины...

- Почему именно «Тайная вечеря» и 11 сентября? - спросил я доктора Паоло Бискоттини, директора Миланского епархиального музея.

Гуманистическая западная культура вышла из европейского Ренессанса, яркой звездой которого был Леонардо. Именно этой западной культуре, ее ценностям брошен вызов 11 сентября прошлого года. В том, что картину написала русская художница, есть некий обнадеживающий знак неразделимости христианского мира.

- Наташа, а не волнуетесь, видя такое соседство: Леонардо и Вы?

Конечно, робею. Это ни в коем случае не сравнение с Леонардо, а только один из этапов путешествия картины. После Милана она будет выставлена в Риме, в церкви Санта-Мария делле Анджели-э-дей-Мартири, построенной по проекту Микеланджело. Потом на Пасху поедет в Москву и, может быть, в Нью-Йорк к 11 сентября 2003 года.

В Италии мою картину назвали «Тайной вечерей третьего тысячелетия». Потому что только 11 сентября 2001 года началось третье тысячелетие. До этого все в мире вроде бы уже уладилось, все успокоились. Но - нет. Опять наваливается страшное, новое, неожиданное. Появилась новая неуверенность в будущем. На фреске Леонардо да Винчи Христос смотрит на хлеб, у других авторов - на небо. Но вот случилась нью-йоркская трагедия, и мир изменился. Как будто все проснулись. На моей картине Христос повернулся и смотрит на мир трагическим взглядом, с укором и в то же время с любовью, пониманием. Смотрит на каждого из нас. В душу.

«Тайную вечерю» до сих пор писали только художники-мужчины. Не было женщин и среди персонажей. Апостолы все же. На полотне Царьковой появилась женщина. Далеко, на заднем плане, любопытная простоватая женская головка из-за портьеры: Наташин автопортрет.

- Что значит это новшество?

Это как бы взгляд из третьего тысячелетия. Мой и моих ровесников.

- А вы религиозный человек?

Да, религиозный, но это очень относительно. Во-первых, потому что я веду особенную жизнь. Это отдельный вопрос, сложный и очень личный. Во-вторых, состояние души. Необязательно писать только религиозные объекты, чтобы принадлежать религии.

На презентацию в Милан Наташа позвала людей, которые ей позировали для «Тайной вечери». Состав компании открывает некоторые секреты успеха художницы.

На банкете за бокалом шампанского она познакомила меня с «Христом» - графом Пепи Морджа, архитектором, автором проекта реконструкции купола собора Св. Петра в Риме; со своим приятелем «Иудой» - «крутым» стилистом миланской моды Джилермо Мариотто; с блистательным римским адвокатом Витторе Корделлой, чей благородный профиль и густая копна длинных седеющих волос представляют на картине св. Андрея Первозванного. Св. Иоанна Наташа писала с графа Андреа Марини, Филиппа - с профессора архитектуры графа Дарио дель Буфало. А моделями для образов Симона, Фаддея и Фомы послужили соответственно великий приор Мальтийского ордена Франц фон Лобштайн, граф Романо дель Форно и принц Николо Боргезе.

То есть итальянская и католическая аристократия, люди, которых Наташа пишет по заказам. Фрагменты состоявшихся или будущих портретов включила она в свое полотно. Желание аристократов пополнить фамильные галереи не только семейными фото, но и солидными, похожими на оригинал и тщательно исполненными в традиционной манере портретами привлекло их к русской художнице. Аристократы вывели на мальтийцев, а после портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса ее заметили в Ватикане и заказали портрет папы.

- Наверное, Папа Римский – не совсем обычная модель?

Он вообще не позирует художникам. Даже если бы захотел, не позволяют церковные правила. Работала девять месяцев вместо обычных двух. Мне приносили его фотографии, посох, одежду, перстень. А вы знаете, что перстень, который должен быть целован всеми верующими при встречах с ним, индивидуален и существует только при жизни каждого конкретного папы? Потом его уничтожают огнем, расплавляют.

- И тот первый портрет папе понравился?

Да, и он удостоил меня частной аудиенции. Я рассказала, как работала. Он был растроган тем, что в портрете отражены секреты, которые не каждый заметит. В посохе отражается Мадонна с младенцем. Считается, что Мадонна спасла папу от смерти во время покушения. Он всегда держит перед собой ее образ. В Ватикане сказали, что я угадала «третий секрет Фатимы», предсказавшей, что Мадонна спасет «человека в белом».

- Русские люди, работающие на Западе, вынуждены утверждаться, преодолевая порой жестокую конкуренцию. Существует ли эта проблема для вас?

Слава богу, что художников достаточно, иначе я бы умерла от заказов. Портретов Папы Римского написано миллионы. Сам по себе портрет папы - далеко не редкость. Но мой был написан по заказу Ватикана, потому что они видели мои предыдущие картины, которые им понравились.

- Лучше ли здесь работать, чем в России?

Не знаю, как сейчас художникам работается в России. Просто так получилось, что я здесь, и дела идут хорошо. Я здесь себя чувствую нужной. Есть люди, которые ждут мои картины, годами стоят в очереди. Как правило, заказчики из аристократии. А что такое аристократия? Это люди, которые следуют семейной традиции, знают историю своего рода за века. Среди клиентов есть представители фамилий, известных с ХI-ХIII веков. Вижу некий символ в том, что в «Тайной вечере» я собрала портреты аристократов. Для них важно иметь свое художественное изображение для потомков. Для итальянской, европейской и даже американской знати это вовсе не тщеславие, а вопрос преемственности. Я писала портрет князя Людовизи. Было пять пап из этого рода. В их числе - Григорий ХIII, который произвел реформу календаря в 1582 году (это когда православная церковь осталась при юлианском).

- Кем себя ощущаете - итальянкой, русской, православной, католичкой? Религии, к сожалению, часто не объединяют, а разделяют людей.

Конечно, русской, православной. Но это не значит - чужой в этой среде. Впервые русский православный художник, более того - художница, признан официальным портретистом папы. Это очень полезно, очень нужно. Это маленький шаг на пути к миру. Не к примирению, а именно к миру.

- Не сомневаюсь в ваших личных качествах и обаянии. Но, наверное, сыграла роль и российская школа живописи, которую вы при везли?

Еще бы. Это самое главное. Здесь у них школы практически нет. Художественная школа в Западной Европе умерла. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России. Наша страна молода по сравнению с Италией. И это нормально. Вымирающая европейская нация поддерживается благодаря иностранцам, которые приезжают сюда. То же самое с искусством. Люди много видели, пережили и живут прошлым. Россия продержалась лишних сто лет благодаря «железному занавесу». Классическая школа подразумевает труд, учебу, терпение. Качества, имманентные для тоталитаризма. А я - русская художница.

- Что же, нам в этом смысле грозит участь Италии и отставание от Китая?

Я окончила художественную школу в 1985 году. А потом началось разложение. Через сто лет, может быть, вообще не будет жанра картины.

На этой оптимистической ноте мы и попрощались с Наташей, на чей век в Европе аристократов хватит.

Эксцентричная российская художница стала папским портретистом

Наталья Царькова - официальный художник Святого Престола. "Она говорит, что старается уловить как зримую внешность, так и духовную сущность своих моделей", - пишет журналист Алессандро Специале. Но Царькова признается, что решение Бенедикта XVI отречься вызвало у нее такой же шок, как и у всех остальных.

Царькова, уроженка России, православная по вероисповеданию. Однако с конца 1990-х годов она является официальным портретистом римских пап. Ее произведения висят во дворцах Ватикана, храмах и музеях разных стран мира. На выставке портретов пап в Вашингтоне, устроенной в 2005 году, портреты Царьковой оказались единственными работами ныне живущего художника - другие полотна принадлежали кисти Рафаэля, Караваджо и Веласкеса. "Группа экспертов включила мои картины в список из пяти лучших вещей на выставке", - с гордостью сообщила сама художница.

Царькова - уроженка Москвы, ей, видимо, лет 45 ("она не пожелала назвать свой точный возраст", - замечает автор). Ее маленькая квартира в Риме переполнена картинами, памятными вещами пап и "экстравагантными безделушками", по выражению автора. По комнате летает ручная сова по имени Руфус.

Портреты кисти Царьковой называют "живыми" и "совершенно реалистичными". Их детали указывают на труды и личные особенности героев: например, Бенедикт XVI попросил изобразить себя с тетрадью своих речей. Голубь, символизирующий Дух Святой, озаряет его лучезарным светом.

У Царьковой есть талант заводить связи среди аристократов Старого Света и иерархов Ватикана, полагает автор. Она приехала в Рим на несколько месяцев изучать античность и искусство Ренессанса. "Но я стала получать один заказ за другим и откладывала отъезд. По-моему, это был знак: мне было суждено написать папу", - говорит Царькова.

В 1998 году ей заказали официальный портрет Иоанна Павла II. "Тот факт, что она не католичка, никогда не порождал проблем", - замечает автор. "Мне казалось, что через искусство я могу быть как бы связующим звеном между католиками и православными", - говорит Царькова.

В очередь на портрет к ней выстраиваются герцоги, лорды и президенты, а её картины выставляются наравне с Караваджо, Рафаэлем и Веласкесом.

«Это было на выставке портретов пап в Вашингтоне в 2005 году, — делится московская художница Наталья Царькова. — Там были представлены свыше 500 работ авторов разных эпох, включая Рафаэля, Веласкеса и других. Тем не менее группа экспертов включила два мои портрета Иоанна Павла I и Иоанна Павла II в список пяти лучших вещей выставки».

Сегодня русская художница — одна из самых востребованных портретистов среди европейских аристократов, и очередь к ней расписана на один-два года вперёд. Её картины хранятся в частных коллекциях, выставляются на выставках Америки, Европы и России. Своё предназначение она видит в работе и потому отказывает на все предложения руки и сердца: «Если Бол дал мне талант, то нужно отдавать его людям до последней капли», — поясняет она.

Русская художница родилась в Москве в 1967 году. Окончила Краснопресненскую художественную школу, затем Московский академический художественный лицей при Суриковском институте — крепкой классической школе живописи. Параллельно Наталья поступила в Академию Ильи Глазунова, народного художника СССР, возродившего традиции высокого реализма. На курсе Глазунова она была единственной и лучшей девушкой по классу портрета. «Для меня всегда служили примером Микеланджело, Бернини, Рафаэль и их шедевры были вдохновляющим примером».

После обучения Наталья Царькова поехала в Рим на два месяца, но до сих пор живёт и трудится в итальянской столице. Отъезд пришлось отложить. После портрета принца Массимо Ланчелотти к ней посыпались заказы на портреты от царствующих домов, государственных мужей, кардиналов, европейской знати. В их числе князь Людовизи, в роду которого было пять пап, включая Григория XIII, который ввёл новый григорианский календарь. После портрета великого магистра Мальтийского ордена сэра Эндрю Бертиса Наталью Царькову приняли в Дамы мальтийского военного ордена и заметили в Ватикане. «Рим не отпускал меня, и, я думаю, это провидение: мне суждено было написать папу», — считает сама художница.

Наталья Царькова писала официальные портреты Иоанна Павла I, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI, а сейчас трудится над портретом папы Франциска, став единственным российским официальным портретистом римских пап. «Разные религии никогда не мешали мне работать, — говорит Наталья Царькова, — ведь нас объединяет вера в Христа». По словам художницы, это обстоятельство, напротив, служит связующим звеном между католиками и православными.

О каждом папе Наталья отзывается с теплотой. Особый подарок она подготовила Бенедикту XVI в день его 85-летия — детскую книжку «Тайна небольшого пруда» с предисловием личного секретаря Папы и иллюстрациями в стиле средневековой миниатюры. По сюжету, одним из главных персонажей книжки был сам понтифик: по утрам он приходил к пруду садов Кастель-Гандольфо, молился и кормил маленькую красную рыбку.

В 20о2 году в Милане состоялся первый показ картины Натальи Царьковой «Тайная вечеря». Она была выставлена в трапезной доминиканского монастыря Санта Мария Делла Грацие, что стало волнительным и символичным моментом: заднюю стену трапезной украшает фреска Леонардо да Винчи, которая также изображает сцену последнего ужина Христа.

До сих пор «Тайную вечерю» писали только мужчины, но московскую художницу это не остановило. Более того, она иначе подошла к композиции картины, зайдя к ней с обратной стороны и, изобразила Христа в полуобороте, смотрящего с полотна прямо на людей. Ещё одной необычной деталью стало появление женского образа — слева из-за портьеры выглядывает любопытная женская голова — автопортрет Натальи. Кстати, для других персонажей тоже позировали реальные люди: Христос — граф Пепи Морджа, св. Андрей Первозванный — адвокат Витторе Корделла, Филипп — граф Дарио дель Буфало, Фома — принц Николо Боргезе и т.д. Картину лично благословил папа Иоанн Павел II, а кардинал Джордже Мария Мейе выступил с речью, где проследил духовную связь между авторами различных версий «Тайной вечери», начиная с Леонардо да Винчи и заканчивая удивительной русской женщиной.

В настоящий момент Наталья Царькова продолжает выполнять заказы, а в редких мгновениях между ними трудится над картиной Святого Георгия. Она также мечтает написать портрет Патриарха Кирилла и картину на один известный мифологический сюжет, о котором пока не рассказывает.

Маленький секрет, 1995. Масло, Рим, коллекция художника

Название "Маленький секрет" указывает на загадку или тайну, кроющуюся в этой картине. В чём же состоит секрет Натальи Царьковой? В часах, символизирующих скоротечность времени?

В шахматной игре, олицетворяющей борьбу света и тьмы? В фигурах двух персонажей Комедии дель арте, Пьеро и Пульчинелла, или в золотой клетке, в которой заключена прекрасная птица?

Министерство культуры Российской Федерации предложило художнице Наталье Царьковой провести персональную выставку в Государственном историческом музее. Художница планирует в скором времени осуществить этот проект.

Наталья Царькова известна как единственная в мире женщина, написавшей портреты четырёх Пап Римских. Официальным портретистом Ватикана она стала с конца 1990-х годов. Ее произведения висят во дворцах Ватикана, храмах и музеях разных стран мира.

На выставке портретов пап в Вашингтоне, устроенной в 2005 году, портреты Царьковой оказались единственными работами ныне живущего художника - другие полотна принадлежали кисти Рафаэля, Караваджо и Веласкеса.
Наталия Царькова родилась в Москве в 1967 году.

Училась живописи в Краснопресненской художественной школе, потом в Московской средней художественной школе при Институте им. Сурикова. Параллельно поступила в только что открывшуюся Академию Ильи Глазунова.

На курсе у Глазунова она была единственной девочкой, лучшей по классу портрета. Именно благодаря Глазунову она впервые попала в Италию. А вскоре вернулась туда, чтобы устроить в 1994 году выставку своих работ.

Картины были успешно распроданы. Она решила задержаться на несколько месяцев, но получала один заказ за другим и откладывала отъезд. Сначала она стала портретистом ряда аристократических семей, а затем её пригласили работать в Ватикан.

Первой работой её стал портрет Иоанна Павла II.
У этого Папы, несмотря на 21 год пребывания на Святом престоле, ещё не было официального изображения. Позже этот портрет печатался на официальных документах синода Римско-католической церкви.

Царькова написала в общей сложности три портрета Папы Войтылы. Первый портрет выставлен в музеях Ватикана, второй был заказан культурным центром имени Иоанна Павла II в Вашингтоне, а третий находится в римской базилике Санта-Мария-дель-Пополо.

Портреты кисти Царьковой реалистичны, а их детали указывают на труды и личные особенности героев. На портрете Франциска I понтифик изображён с раненым, но уже перевязанным ягнёнком в руках - символом милосердия, кроме того это отсылка к притче о заблудшей овце.

Слева - "Милосердный пастырь", 2013. Масло, коллекция художника. Справа - "Святой Иоанн Павел II", музей Ватикана

Портрет Бенедикта XVI выставлен в музеях Ватикана. В этом портрете очень много символов. Прежде всего, это трон Папы Льва XIII, на котором изображён Бенедикт XVI. Красный цвет мантии символизирует веру и любовь, а красная папка с речью папы - диалог как единственный способ прийти к миру.

Студия Натальи Царьковой находится в одном из самых "русских" кварталов Рима, возле площади Барберини. В двух шагах дом, в котором жил Гоголь и писал "Мертвые души". Напротив, через дорогу, у "четырех фонтанов", располагалась квартира Карла Брюллова, написавшего в Риме "Последний день Помпеи".

Неподалеку от Барберини жили Александр Иванов и Орест Кипренский. Центральное место в студии, сплошь увешанной картинами, отведено "Тайной вечери".
Наталья написала свой вариант "Тайной вечери". В отличие от традиционной иконографии, Иисус Христос изображён в пол-оборота, и его взгляд устремлён прямо на зрителя.

Он смотрит с укором, но в то же время с любовью. Картине российской художницы была оказана особая честь: ее первый показ состоялся в трапезной Санта-Мария-делле-Грацие в Милане рядом с известным шедевром "Тайная вечеря" Леонардо Да Винчи.

Тайная вечеря, 2002. Масло, коллекция художника

Когда-то русских художников специально отправляли в Италию поучиться у местных мастеров, и это привело к блистательным результатам. Русская живопись заняла достойное место в мировом искусстве. Появилась уникальная национальная школа классической и реалистической живописи. И сейчас живописцы из России тоже приезжают в Италию, но уже не за опытом, а за успехом.

Интересно, что российские современные художники-реалисты востребованы и успешны в мире. Как считают на Западе, классическая художественная школа, которая подразумевает труд, учебу, терпение, уже утеряна в Западной Европе. Даже намека нет на тот уровень, который еще держится в России.

А европейская аристократия предпочитает иметь свои изображения для потомков в классической узнаваемой манере.

По-видимому, поэтому среди придворных художников современности немало русских имён. Можно назвать петербургского художника Ивана Славинского, который сделал себе имя во Франции, и в течение 10 лет работал по контрактам европейских галерей.

Георгий Шишкин - художник Монако, про него князь Монако написал:"Я рад,что этот художник большого таланта выбрал княжество для своего искусства". Имя русского художника Сергея Павленко, выпускника Петербургской художественной академии, известно англичанам по очень веской причине – он автор парадного портрета Елизаветы II и других портретов королевской семьи.