Джалиль хазрат Фазлыев: "Вырастает поколение мужчин, неспособных трудиться и добиваться достойных условий жизни"

Джалиль хазрат Фазлыев:
Дать возможность работать молодым

Ассаляму-алейкум, Джалиль хазрат. Многие говорят: «Вот мы, для воспитания детей, что только не делаем, тратим столько сил, денег, времени, а результат ничтожен». Джалиль хазрат, отчего же это так происходит?
- Перед началом уроков, я спрашиваю у детей: «Кто из вас хочет стать пьяницей, когда повзрослеет, преступником, или же вором?» Никто не поднимает руку. Затем задаю второй вопрос: «В нашей стране, республике, городах и сёлах есть ли пьяницы, преступники и воры?» Да есть. «Когда они были детьми, хотели ли они стать такими, хотели ли их родители, школа и т.д.?» Нет, никто не хотел. А откуда тогда они есть в нашем обществе. Вот здесь посланник Аллаха (с.г.в.) говорит: «В каждом человек есть такой кусочек, если он чистый и здоровый, то всё тело и дела будут беспорочными. И поистине, этот кусочек - человеческое сердце».
Конечно мы тратим огромные средства на обучение своих детей, однако обучение развивает и обогащает только разум и тело, а не очищает сердца. Человек состоит из 3-х частей: тело, разум и душа. Мы своё тело кормим, одеваем, ухаживаем за ним, физически развиваем, разум тоже обогащаем, учимся, получаем образование и т.д. Но если душа человека будет не чиста, то с развитием научно-технического прогресса, порочность будет увеличиваться и будет наблюдаться в более крупных масштабах. В наши дни, когда в руках человека находятся такие достижения науки и техники, чистота души важна как никогда. Человек всего одним движением может натворить очень много зла. Мыло - для того чтобы очищать своё тело, порошок - для одежды, шампунь - для волос. А как очищать душу? Она ведь тоже загрязняется. И Всевышний Аллах ниспослал нам религию Ислам, чтобы мы очищали свои души. То, что Аллах назвал запретным - они все очерняют, загрязняют душу и ослабляют силу воли в человеке. А если отсутствует сила воли, человек не сможет сопротивляться и перейдет границы, установленные Аллахом. - Каким вы видите отношение между руководством государства и руководством мусульман, и отношение государства ко всем мусульманам нашей страны?
- Я сам человек, который в 68–70 годах, изучив арабскую письменность, начал читать книги, написанные арабскими буквами. В 72-м, после смерти деда, в течение 40 дней ходил к его могиле и читал Коран. В то время, когда приближались религиозные праздники, в газетах и журналах печатались различные атеистические публикации, а о строительстве мечетей и речи быть не могло. Помнится, пожилые люди хотели добиться строительства мечети в Альметьевске, и в связи с этим на страницах газеты «Молодёжь Татарстана» вышли громкие статьи о том, что не позволяет позорить комсомольский город наличием мечети. Если сравнить те времена с сегодняшним положением, когда открываются мечети, читаются проповеди, есть свобода вероисповедания, есть возможность печатать религиозную литературу, выпускать газеты и журналы - то я считаю это большим шагом вперед. Аллах Всевышний говорит ведь в Коране, что если вас не будут изгонять из ваших жилищ, не будут насильно кормить запретной едой и не будут ругать вас за вашу религию, то живите мирно и дружелюбно в этом обществе. Мы и так должны жить, осознавая все блага и возможности, данные нам Аллахом и благодарить Его за это. По мнению имама Абу Ханифы, мы должны почитать те законы в определённой местности, которые не призывают нас к запретному.
- А вы сами в такое трудное время, во времена атеизма, как увидели истину и пришли к Исламу.
- Я не сказал бы, что мои родители были религиозными людьми, но в доме у дедушки на счёт религии было очень строго: сев за стол надо было сказать «С именем Аллаха», после трапезы, после азана - взывать к Аллаху, когда читают намаз, то не шуметь и т.д. Несомненно, мне Аллах Всевышний оказал великую милость, открыв мое сердце для веры, и несмотря ни на что, сохранил меня в Исламе. Аллах Сам обещал сохранить эту благословенную религию до Судного Дня, и во все времена будут те люди, которые идут по прямому пути. В Судный День некоторые люди, когда спросят, почему они не уверовали, скажут: «Люди в мое время были неверными и я был среди них». Затем Господь спросит: «Разве все люди были в заблуждении? Ведь в твоё время жил такой-то, и молитву выстаивал, держал пост, остерегался от запретного. Так нет же для тебя оправдания». Кому Аллах хочет оказать Свою милость, то дарует ему свет веры. И Он, Аллах, сохранит Свою веру через избранных им людей.
- Трудно ли выполнять должность казыя (мусульманского судьи)?
- Должность, какая бы она ни была, всегда не легка. На какойбы должности мы не были: имама, казыя и даже родителя - мы будем отвечать перед Аллахом за каждый свой поступок. Конечно, у казыя работы очень много и на его плечи ложится огромная ответственность. И хотелось бы сказать огромное спасибо другим региональным казыям Татарстана. В первую очередь, это казыю города Казани Рустему хазрату Зиннурову, а так же Махмуду хазрату Шарафутдинову и Шаукату хазрата Абубакерову. Советуясь с ними и проявляя усердие, мы и ведем дела. Раз в месяц мы собираемся вместе, обсуждаем проделанную работу, а в спорных вопросах, советуясь друг с другом, приходим к общему мнению.
- Каким вы видите будущее Ислама?
- Что будет в будущем от нас, конечно, не зависит, раз Аллах приказал нам призывать к Исламу, мы должны призывать, а результат от Него Самого. Каждый мусульманин обязан призывать, это возложено ему Его Господом, а при невыполнении своих обязательств, он будет отвечать перед Аллахом в Судный День.
- Расскажите, пожалуйста, о своих планах.
- Говоря о планах, можно сказать, что после 50-и лет человек начинает оглядываться назад. А мне уж сейчас 52. Мы уж будем потихоньку идти вперёд, всё чаще и чаще оглядываясь назад. Пожилых людей принято считать консервативными, но я думаю, что мы должны дать возможность энергичному, смелому молодому поколению, которые поднимут и укрепят эту религию.
- Спасибо, Джалиль хазрат. Ассаляму-алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Беседовал Рузaль Ахмадиев.

(Жалиль Василович Фазлыев, родился 28 сентября 1956 г.) Известный религиозный и общественный деятель Жалиль хазрат пришел на ниву духовного служения ещё в советское время, он является официальным имам-хатыйбом д. Бурбаш Балтасинского района РТ с 1998 года, его старанием и попечением в этом селе была воздвигнута мечеть, к которой впоследствии было пристроено здание медресе. Жалиль хазрат одним из первых в нашей стране начал обучение детей религии, причем продолжает это обучение до сих пор, несмотря на свою загруженность. Будучи духовным наставником в родном селе, он снискал большое уважение не только среди односельчан, неудивительно поэтому что его избирают на высокие духовные должности имам-мухтасиба района, регионального казыя, председателя центральной ревизионной комиссии ДУМ РТ, члена президиума ДУМ РТ, главного имам-мухтасиба Татарстана и, наконец, в феврале 2006 г. волеизъявлением всереспубликанского съезда мусульман Жалиль хазрат единогласно избирается Главным казыем РТ. Жалиль хазрат Фазлыев имеет высшее светское образование, он - выпускник Казанского сельскохозяйственного института, он также прошел службу в Вооруженных силах, имеет офицерское звание старшего лейтенанта. В течение многих лет Жалиль хазрат трудился на ответственных должностях главного экономиста совхоза и главного экономиста района, за безупречную работу ему присвоено звание «Заслуженного экономиста Татарстана». Жалиль хазрат является талантливым религиозным писателем, из-под его пера вышло более десяти глубоких по содержанию и любимых народом книг. По его произведениям, учебникам, сборникам проповедей постигают тонкости Ислама десятки тысяч читателей по всей России. Жалиль хазрат принадлежит к числу немногих способных проповедников Ислама, его проповеди востребованы, он - частый гость телевизионных и радиопрограмм, его часто приглашают во многие города не только Татарстана, но и других регионов России. В своих выступлениях Жалиль хазрат талантливо умеет высветить миролюбивую добрую сущность Ислама. Благодаря усилиям в том числе таких авторитетных священнослужителей как Ж. Фазлыев, в нашей республике удалось создать атмосферу межрелигиозного сотрудничества и дружбы. Жалиль хазрат приложил много усилий по пропаганде традиционного для татар варианта Ислама, противодействовал проникновению в республику экстремистских, сектантских проявлений. Ему постоянно приходится ездить с инспекторскими поездками по республике, участвовать в конференциях и заседаниях казыятов, посещать деревни с проповедями и наставлениями.

Гушр-садака – вид приношения в исламе, составляющий одну десятую часть собранного урожая.

(Казань, 2 октября, «Татар-информ», Гульнар Гарифуллина). Главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев призвал популяризировать в Татарстане гушр-садаку. Он сказал об этом на . Напомним, что гушр-садака - особый вид подаяния в исламе, когда мусульманин отдает неимущим одну десятую часть полученного за сезон урожая.

«Гушр - это наша благодарность Всевышнему за богатый урожай, - подчеркнул Джалиль хазрат. - Все мы знаем пять столпов ислама - веру, намаз, пост, закят и хадж. Гушр-садака является составляющей одного из этих столпов - закята. Этот вид приношения рассчитывают из общего объема урожая - как пшеницы, так и других культур. То, что выросло без искусственного орошения, следует разделить на десять частей и десятую часть отдать неимущим. А если приходилось поливать - тогда в качестве садаки следует отдать одну двадцатую часть».

В мухтасибатах Татарстана уже собраны 156,2 тонны овощей - картофеля, лука, моркови и капусты, а также яблок и меда. Все эти продукты будут отправлены в благотворительные организации - реабилитационный центр «Ярдэм», благотворительный фонд «Закят» и другие. Помощь также будет оказана мусульманским учебным заведениям, социальным учреждениям, коррекционным школам, социальным столовым, детским домам и семьям малоимущих.

«Раньше вся земля была в распоряжении частных хозяйств, поэтому этот вид приношения имел большое значение при содержании имамов и медресе. Сейчас индивидуальные хозяйства на это не обращают большого внимания, поэтому не удается гушр-садаку собирать в полном объеме. Но все же, если бы хозяйства выделяли часть урожая картофеля, моркови, свеклы, лука, то это было бы большой помощью различным организациям», - констатировал главный казый РТ и выразил благодарность за организацию пресс-конференции на данную тему.

По словам хазрата, некоторые уклоняются от выплаты этого закята, оправдывая себя тем, что полученный урожай - лишь их собственная заслуга. «Но одна десятая часть того, что выросло на земле, - это доля Всевышнего, мы должны помнить об этом, - сказал спикер. - Мы уже потихоньку приучаем наших мусульман более добросовестно соблюдать предписания религии: совершать пятикратный намаз, держать уразу, выполнять хадж. Теперь надо приучить людей отдавать гушр-садаку, это наш долг».

Джалиль хазрат напомнил также, что традиция сбора гушр-садаки по всему Татарстану была заложена покойным Валиуллой хазратом Якуповым. Тогда же, в 1990-х годах, он предложил проводить праздник, посвященный сбору садаки, в одной из деревень республики.

«Мы посоветовались с Готуф-абыем (отцом министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Марата Ахметова - прим. Т-и), который был авторитетным имамом в селе Хасаншаех Арского района республики, и впервые провели такое мероприятие. Хотели, чтобы к акции присоединились и коллективные хозяйства районов. Были прочитаны проповеди в мечети, было много лошадей в частных хозяйствах, запрягли лошадей, украсили повозки, с молитвами стали обходить дома. Собрали больше одного "КАМАЗа" картофеля и отправили в Медресе имени 1000-летия принятия ислама. Следующий праздник прошел в селе Ядыгер Кукморского района, затем другой - в селе Алан Балтасинского района. В те годы сбор гушр-садаки проходил на высоком уровне, потому что как в частных хозяйствах, так и в колхозах картошки сажали много. А сейчас внимание к этой акции как-то угасло. Но это наш долг, мы должны выплачивать гушр-садаку», - резюмировал Джалиль хазрат Фазлыев.

Татарстан - самый северный форпост Ислама в мире. Более половины 3-миллионного населения республики составляют так называемые этнические мусульмане. Впрочем, по сравнению с республиками Кавказа Татарстан смотрится вполне светским регионом. Тем не менее влияние уммы (исламского сообщества) растет год от года. Более того, это влияние широко распространяется на власть Татарстана. KazanWeek публикует рейтинг 10 самых влиятельных мусульман республики. Именно эта десятка сделала исламский Татарстан таким, какой он есть сегодня.

1. Муфтий Татарстана Илдус Файзов.


Он самый влиятельный мусульманин Татарстана. Должность председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) делает его главой крупнейшего после Кавказа сообщества российских мусульман. Напомним, в РТ 1300 мечетей и 1100 приходов находятся под юрисдикцией ДУМ.

Карьеру Файзова можно назвать стремительной. Профессиональный актер, он больше 10 лет работал в драматическом театре имени Тинчурина. В 2002 году стал имамом мечети «Булгар». Более 10 лет занимал кресло начальника отдела пропаганды муфтията. В феврале 2010 года Файзов стал заместителем муфтия РТ Гусмана Исхакова и меньше чем через год сменил его на этой должности. Умма Татарстана очень загадочна, и Файзов не меньшая загадка для наблюдателей. Он производит впечатление очень тихого и уравновешенного человека, который способен держать удар и гнуть свою линию. Политика, которую объявил Файзов, - возвращение к татарским истокам и борьба с религиозными радикалами. У Файзова множество врагов и не меньше сторонников. Кроме того, муфтий Татарстана пользуется поддержкой в федеральном Центре.

2. Первый заместитель председателя ДУМ РТ Валиулла Якупов


Он имеет славу серого кардинала. С 33 лет Якупов бессменный заместитель муфтия Татарстана. Он сохранял этот пост при Габдулле Галлиуллине и Гусмане Исхакове . Сегодня он зам Илдуса Файзова. Якупов курирует издательство «Иман», которое выпускает религиозную литературу и пропагандирует традиционный для татар ханафитский мазхаб. Наблюдатели называют его стратегом проводимой Илдусом Файзовым политики по искоренению религиозного экстремизма. Якупов сыграл ключевую роль в объединении мусульман Татарстана в единый муфтият в 1998 году. В муфтияте он долгое время курировал связи с органами госвласти, которые нередко больше прислушиваются к его мнению, чем к мнению муфтиев. Все это делает Якупова человеком №2 в исламском Татарстане.

3. Мансур Джалялетдинов . Мухтасиб Казани. Имам мечети Марджани.


Он - глава исламской общины в самом большом городе Татарстана. Мечеть Марджани, в которой он служит, имеет особое значение для татарского народа. Кроме того, в этом храме молятся первые лица республики. У Джалялетдинова особые отношения с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым . Он имеет прямой контакт с главой республики, в отличие от муфтия Файзова, который общается с Миннихановым в рамках официального протокола. В случае отставки Фаизова, Джалялетдинов - самый вероятный его преемник на посту главы ДУМ. В нашем списке он занимает третье место.

4. Рамиль Юнусов . Популярный священнослужитель. Имам-хатыб соборной мечети Кул Шариф в Казанском Кремле.


Открытый оппонент действующего муфтия республики. В апреле, когда Илдус Файзов своим приказом отстранил Юнусова от должности имама, он смог переломить волю ДУМ и остаться на своем месте. Юнусов быстро мобилизовал сторонников и пообещал устроить волнения, если приказ о его отставке не будет аннулирован. В итоге ДУМ под давлением властей, которым не нужен религиозный конфликт, пошел на попятный. Рамиль Юнусов человек из команды мэра Казани Ильсура Метшина . Они долгое время вместе работали в Нижнекамске. В столицу их в 2005 году перевел президент Минтимер Шаймиев , который поставил Метшина мэром, а Юнусову предложил служить в новой мечети Кул Шариф.

5. Рафик Мухаметшин. Ректор Российского исламского университета - одного из самых влиятельных религиозных вузов в стране.

Он сохраняет свое влияние и после ухода с поста муфтия Татарстана. Впрочем, это влияние тает со временем дома, но за границей оно по-прежнему высоко. После ухода из ДУМ, который он возглавлял больше 10 лет, Исхаков живет фактически на две страны. Он советник министра по делам религий в Катаре и живая нить, которая связывает Татарстан с колыбелью Ислама - Саудовской Аравией. Исхаков - открытый оппонент своего бывшего заместителя, нынешнего муфтия Файзова и является неформальным лидером противников муфтия.

7. Ришат Хамидуллин. Бывший пресс-секретарь ДУМ, нынешний глава аппарата в Духовном управлении.

Главная (естественно, неофициальная и нигде не регламентированная) роль Фазлыева проявилась в умении тушить любые конфликты и противоречия. Напомним, что во время V съезда мусульман Татарстана в апреле 2011 года, когда проходили выборы нового муфтия, была предпринята попытка сорвать съезд, устроив демонстративную обструкцию явному фавориту предвыборной гонки за пост главы ДУМ - Ильдусу Фаизову. Противники Файзова стали выкрикивать оскорбления в его адрес, но именно Фазлыев сумел быстро и тонко утихомирить их. Фазлыев до сих пор гасит конфликты и противоречия внутри уммы.

9. Рустам Батров . Председатель Совета улемов ДУМ РТ, проректор по научной работе РИУ.


Яркий представитель плеяды молодых имамов, твердо придерживающихся традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Рустам Батров, выступая в роли самого главного популяризатора наследия Абу Ханифы, сумел убедить постсоветскую мусульманскую молодежь Татарстана, стоящую на мировоззренческом распутье, в возможности избежать реформирования Ислама. В свое время это предлагали сделать светские интеллектуалы вроде Рафаэля Хакимова и арабские проповедники с их призывами вернутся во времена "чистого Ислама" эпохи пророка Мухаммеда. Батров убедил сохранить и восстановить традиционный для татар Ислам, сделав его понятным городской интеллектуально продвинутой молодежи. К слову сказать, при Батрове Совет улемов РТ превратился в мозговой штаб мусульманской мысли Татарстана.

10. Марат Низамов замыкает десятку.


Его влиятельность определяется его постом: он руководитель комитета по стандартизации "Халяль". Сам комитет является монополией по выдаче сертификатов халялизации. Получения этого документа - это всегда контакт с Низамовым. Многие экономические рычаги жизни мусульманской уммы контролирует он. Тем более, что халяль давно перешел из области экономической в область политики. Вспомним хотя бы недавние призывы к тотальной халялизации детских дошкольных учреждений.

Александр Соколов
материал подготовлен при содействии руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter