Свиридов Георгий Васильевич Биография Музыкальное образование Врожденный дар композиции Музыкальный техникум Ленинградская консерватория Окончание консерватории. Свиридов георгий васильевич-музыкально-общественный деятель Презентация на тему свиридов

Описание слайда:

Сочинения Г.В. Свиридова - 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) - 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) - 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939) - Камерная симфония для струнных (1940) - 3 романса на стихи А.Блока (1941) - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942) - Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) - Соната для фортепиано (1944) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) - Квинтет для фортепиано и струнных (1945) - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) - Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) - Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) - Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) - Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) - Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) - «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) - Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В.Свиридова.
  • Формирование духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Развитие личностной мотивационной направленности интереса к предмету.
  • Внедрение инновационных технологий и разнообразных форм, взаимопроникновения смежных предметов и интеграции знаний.

Задачи:

  • расширить представление о жизни и многогранном творчестве композитора Г.В.Свиридова,
  • раскрыть своеобразие личности и особенности музыкального языка композитора;
  • воспитывать любовь к русской музыке, литературе, истории;
  • воспитывать патриотические качества личности;
  • развивать художественно-эстетический вкус учащихся на основе полученных впечатлений;
  • формировать у школьников гражданскую ответственность и самосознание, инициативность и самостоятельность.

Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты произведений Г.В.Свиридова.

В этом году все жители Курска готовятся принять участие в праздновании 980-летия нашего города. Курск - старейший российский город, принадлежавший сначала Киевской Руси, а затем московскому государству. Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. В Курске жили известные политики и учёные, изобретатели и писатели, артисты и певцы, художники и музыканты. Особое место в их ряду занимает Почетный гражданин Курска, народный артист СССР Георгий Васильевич Свиридов.

Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий. Кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, прозрачность звучания особенно ценны. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве.

Биография Свиридова

Будущий композитор родился в небольшом городе ФатежеКурской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре на слух научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридовоттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В 1932году Свиридовпоехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля. В то время будущий композиторжил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учился Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией. Под руководством Юдина Свиридоввсего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридовпробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридовпоступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д.Шостакович. Под руководством своего нового наставника Свиридовзавершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию летом 1941года. Его выпускной работой стали: Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, однако все планы нарушила война. В первые же дни Свиридовбыл зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941года его демобилизовали по здоровью. До 1944 года Свиридовжил в Новосибирске. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, Песня смелых на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей, эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту Раскинулось море широко. Оперетта Свиридовастала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она много лет не сходила со сцены. В 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал “музыкальной иллюстрацией”. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего, цикл, посвященный повести

А. С.Пушкина“Метель”. Но главным жанром, с которыми композитор не расстается никогда, являются песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах “Курские песни” и “Деревянная Русь”. Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридовамолодые музыканты используют в своей учебной практике.Однако Свиридов работал и в популярных жанрах: в оперетте, в кино, в драматическом театре.

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

  • 1946- Государственная премия СССР
  • 1968- Государственная премия СССР
  • 1980 - Государственная премия СССР
  • 1960 - Ленинская премия
  • 1970 -присвоено звание народного артиста СССР
  • 1975 – присвоено звание Героя Социалистического Труда

Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридовасостоялись 9 января в Москве. В тот же день Е. Кретова в газете “Московский комсомолец” писала: ”Официозной панихиды, этого помпезного детища склонной к гигантомании советской эпохи, не было - так решила вдова композитора. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто”. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

«Курск - столица музыки Свиридова».

К 90-летию со дня рождения классика, в Курске был открыт мемориальный музей

Г.В. Свиридова Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея и расположился в здании старинного особняка, два этажа которого вначале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов. Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Г.В. Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.

В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР

М.К. Аникушина. Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей. Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1968 году впервые в Курске был проведен музыкальный фестиваль по инициативе самого Г. В. Свиридова. Тогда в нем приняли участие симфонический оркестр под управлением К.Кондрашина, хоровая капелла под управлением А.Юрлова, солисты Большого театра А. Ведерников, А. Масленников, а также симфонический оркестр и хор Курского музыкального училища. В первый день зимы 1988года в Курске стартовал 1 музыкальный фестиваль имени Г.В.Свиридова. Торжественное открытие прошло в драматическом театре выступлением Курской хоровой капеллы под управлением профессора КГУ Евгения Легостаева. Перед зрителями выступили певец, друг композитора Александр Ведерников, солисты Большого театра, лауреаты первого Всероссийского конкурса вокальной музыки имени Свиридова, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников (младший), заслуженный деятель искусств РФ, главный дирижер Воронежского театра оперы и балета Юрий Анисичкин.

В музыкальном училище прошли "Свиридовские чтения". Много мероприятий было и на родине гениального композитора в городе Фатеже. В рамках фестиваля проведена презентация книги Г.В.Свиридова "Музыка как судьба".16 декабря, в день рождения композитора, фестиваль завершился большим заключительным концертом творческих коллективов филармонии. С этого года музыкальные фестивали стали проводиться регулярно. В рамках фестиваля проходит множество мероприятий: концерты, романсовые гостиные, хоровые ассамблеи, научно-практические конференции. В докладах участников конференции затрагивается широкий круг проблем: духовные основы русской культуры, осмысление исторической судьбы России в творчестве Г. В. Свиридова, вопросы музыкального языка, жанра, стиля и формы. В дискуссиях принимают участие ведущие музыковеды, молодые ученые, музыкальные деятели различных учебных заведений России и зарубежья: Белорусской государственной академии музыки, Харьковского гуманитарно-педагогического института, Сумского высшего училища искусств и культуры имени Д. С. Бортянского, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова, Красноярской академии музыки и театра, Уфимской государственной академии искусств, Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и другие. В рамках конференции проходит демонстрация выставочных материалов: документов из Курского областного краеведческого музея, работ из фондов галереи «АЯ», воспитанников Курской иконописной школы, Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова. География участников фестиваля широкая - ведущие музыканты России и стран СНГ: народнаяартистка СССР Е. Образцова; народный артист А. Ф. Ведерников; солист Киевской национальной оперы и Большого театра России Тарас Штонда; «Вивальди-оркестр» под управлением народной артистки России С. Безродной; Московского камерный хор под руководством народного артиста СССР В. Минина; ансамбль духовой музыки «Благовест»; хоровая капелла России имени А.Юрлова, дирижер – заслуженный деятель искусств Г.Дмитряк; «Брамс – трио»: Наталия Рубинштейн (фортепиано),Николай Савченко (скрипка), Кирилл Родин (виолончель); Николай Петров, Надежда Пикуль и многие другие. Музыкальный фестиваль направлен и на просвещения молодого поколения. В мероприятиях принимают участие детские хоры, проходят детские хоровые Ассамблеи и мастер-классы известных педагогов.С точки зрения значимости, музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова является одним из самых главных мероприятий культурной жизни Курской области.

Куряне решили увековечить память нашего земляка, 23 сентября 2005 был установлен Памятник "последнему классику". Его установили на перекрестке улиц Ленина и Золотая. Такой выбор обусловлен историческим фактом. Георгий Свиридов не раз бывал именно на этом месте, потому что в 20-е годы прошлого века здесь располагался музыкальный техникум, где учился будущий известный композитор. И тем, что памятник будет хорошо просматриваться с улиц Ленина, Золотой и Можаевской. Внешний вид памятника, одобрен общественным жюри: Свиридов, в задумчивости сидящий на скамье, а рядом с ним - Муза на высокой белой колонне. Авторы этого проекта курские скульпторы Николай Криволапова и Игорь Минин. Это был первый памятник композитору и на нём высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Свиридов очень любил поэзию - это видно из его вокальных циклов. Дружил со многими поэтами и писателями: М.М. Зощенко и М. Дудиным, С.Я. Маршаком и А.Т. Твардовским, А.И. Солженицыным, был знаком с Л. Леоновым и М. Шолоховым, В. Астафьевым и В. Распутиным... В его квартире собрана огромная библиотека - более 2,5 тыс. книг и журналов. Свои размышления о жизни, о музыке он записывал на клочках бумаги, на полях журналов - своеобразные "летучие" записи своих мыслей. С 1972 г. композитор вел дневник, где он анализировал услышанные произведения, стихи, прозу, размышлял о самом сокровенном. Из дневника Свиридова: "Музыка - это Чувство, Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со Словом они раскрывают Истину Мира". "Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Вот встречаюсь с Коняевым, Распутиным, Клюева перечитываю - гигантский поэт! С монументальным народным, христианским ощущением жизни! Все дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет ее, отделяется от нее, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуща русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт!» Композитор определял свое творческое credo как сплав Слова и Музыки. Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX века благодаря своей глубине и гармоничности. Композитора называют русским Бахом. Он так же уникален, творчески обилен и далеко не до конца знаком слушателю. Тем ярче он предстаёт перед нами. Тем интереснее знакомиться с его наследием. Богатство тематики, сквозной идеей которой является любовь к родному Отечеству, разнообразие музыкальных образов и характерный стиль, сочетающий в себе традиции классики, народной и духовной музыки, являются бесценным источником воспитания патриотических и гражданских чувств современных школьников.

Работая учителем более 30 лет, я использую то ценное, что было найдено лучшими педагогами в области музыки: образовательные программы Д. Б. Кабалевского, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак, Е Д. Критской, Т. В. Надолинской. Стремлюсь найти свои, особые принципы, методы и приемы, которые помогут увлечь детей, заинтересовать их музыкой. Опыт показал, что при глубоком знании материала учителем его увлеченности и умении донести до учащихся смысл и красоту музыки Г.В.Свиридова, она становится для школьников близкой и родной, они пропитываются ее красотой и величием. Благодаря этому их внутренний мир преображается. Музыка композитора побуждает учащихся к размышлениям о главных ценностях жизни – судьбе Отечества, судьбе мира, воспитывает в них чувство патриотизма, формирует гражданскую ответственность.

Изучая творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, я пришла к выводу, что необходимо включить больше произведений композитора в программу «Музыка» 1-9 класс. Не нарушая основных принципов преподавания, я постаралась, органично вставить их в тематическое содержание программы. Материал распределила по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста, учитывая при этом степень трудности восприятия музыкального содержания.

  • 1 класс: «Веселый марш», «Старинный танец», «Перед сном», «Вальс», «Военный марш».
  • 2 класс: «Дождик», «Солнышко», «Песня берёзы», «Романс».
  • 3 класс: «Упрямец», «Попрыгунья», «Зимняя дорога».
  • 4 класс: «На зелёной лужайке» , «Колечушко- сердечушко», «Стрекотунья, белобока».
  • 5 класс: «Звонили звоны», «Наташа», «Весна и осень».
  • 6 класс: «Соловей мой смутный» «Военный марш».
  • 7 класс: «Зимнее утро», «Мери», «Отзвуки вальса» .
  • 8 класс: хоровая кантата «Снег идет», «Пастораль», «Венчание».

(хоровая поэма «Ладога», вокально-хоровой цикл «Пушкинский венок», «Курские песни», музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».)

Предложенные мною произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). А любовь к Родине начинается с душевной, нравственной привязанности к отчему краю, родительскому дому. Быть курянином - значит быть воспетым автором «Слова о полку Игореве», быть курянином - значит быть сопричастником славы наших земляков и предков, быть курянином - значит гордиться талантами родной земли, быть курянином - значит жить на прекрасной земле, где поют курские соловьи!

Используемый материал .

Интернет ресурс:

  1. http://www.classic-music.ru/sviridov.html
  2. http://www.belcanto.ru/sviridov.html.
  3. http://kursk-museum.ru/index.php/sviridov.html
  4. http://www.dddkursk.ru/number/573/new/002522/
  5. http://kursk.bezformata.ru/word/sviridovskie-chteniya/1354624/

Литература:

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - 672 с.: ил. - С.488.
  2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).
  3. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 261 с.: ил.
  4. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956, 157 с.
  5. Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Сов. композитор, 1972. - 319 с.
  6. Георгий Свиридов: Сборник ст. и исслед. / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.
  7. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.

Паймакова Светлана ученица 6 а класса МБОУ "Килемарская СОШ"

Георгий Васильевич Свиридов советский композитор,пианист,музыкально-общественный деятель.Народный артист СССР (1970) , Герой социалистического Труда (1975). Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Свиридов Георгий Васильевич Выполнила ученица 6а класса Паймакова Светлана

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой.

Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партии для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Спасибо за внимание

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Cлайд 4

Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.

Cлайд 5

Cлайд 6

По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно-этического содержания - вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г.

Cлайд 7

Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) Соната для фортепиано (1944) Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Партита Ми минор Партита Фа минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)

Cлайд 8

Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее - совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы - это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В.

ВРЕМЯ ГЕОРГИЯ

СВИРИДОВА

«НАМ НУЖНА МУЗЫКА…

ПОД СТАТЬ ВРЕМЕНИ».


1915 – 1998

Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.


В детстве юного любителя музыки привлекала балалайка. Будущий композитор научился играть на ней так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Летом 1929 года Свиридов поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл на рояле марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

Рояль фирмы «Беккер»

первый музыкальный инструмент в семье Свиридовых


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА:

«Мое отрочество прошло в Курске, там я учился в общеобразовательной школе и одновременно музыкальной. Это было в конце двадцатых годов. …В Курске… была опера, играла весь зимний сезон, а летом в городском саду играла оперетта… В концертах я слышал Нежданову, Собинова, Цесевича! Слышал квартеты имени Глазунова и имени Вильома, виртуозов-пианистов и скрипачей. Они приезжали в Курск на гастроли. Звучала классика, и публика очень любила серьезную музыку…»

Из книги Р.Шейко «Елена Образцова»

В.Уфимцева – первый учитель Г.В. Свиридова в музыкальной школе. Общение с этим чутким и талантливым педагогом во многом обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.


В 1932 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И.Браудо. Под его руководством Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику.

Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.


Под руководством Михаила Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано . Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина . Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.


Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор

П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.


До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены.

А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


В 1956 году поселился в Москве. Сочинения композитора разнообразны по жанрам:

это симфонии и кантаты, песни и романсы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте, в кино, в драматическом театре.


Произведения Г.В.Свиридова:

1949 - вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А.Исаакяна

1954 – хоровые циклы «Декабристы» на слова А.Пушкина

«Пять песен о России» на слова А.Блока

1955 - девять песен для баса на стихи Р.Бернса

«Поэма памяти Сергея Есенина»

1959 – «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского

196 4 вокальный цикл «Курские песни»

1966 - кантата «Деревянная Русь» на стихи С.Есенина,

кантата «Снег идет» на стихи Б.Пастернака

1972 - «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова

1973 – «Концерт памяти А.А.Юрлова»

1974 – музыка к кинофильму «Метель»

1977 – поэма «Отчалившая Русь»,

музыка к кинофильму «Время, вперед!»

1979 – концерт для хора «Пушкинский венок»

кантата «Ночные облака» на слова А.Блока

1980 – хоровая поэма «Ладога»

хоровой цикл «Песни безвременья», «Гимн Родине»

1993 – «Духовные песнопения и молитвы»

Оперетты: «Огоньки», «Раскинулось море широко»,

«Настоящий жених»


Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

В 1946, 1968, 1980 г награжден Государственной премией СССР,

в 1960 награжден Ленинской премией,

в 1970 году присвоено звание народного артиста СССР,

в 1975-м – присвоено звание Героя Социалистического Труда.



В этом году в Курске пройдет традиционный фестиваль им. Свиридова

  • Концертная программа стартует 8 ноября
  • С 8 ноября по 18 декабря в Курске и Фатеже пройдет XV I музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова.
  • В первый день фестиваля на курской сцене выступит Большой симфонический оркестр им. П.И Чайковского.


  • Участниками фестиваля станут также пианист Александр Гиндин , Хор мальчиков и юношей хорового училища имени Свешникова, Камерный хор Гомельской областной филармонии. В рамках фестиваля состоялась презентация фотоальбома "Неизвестный Свиридов", в который вошли материалы из архивов знаменитого баса Большого театра Александра Филипповича Ведерникова ; камерный концерт с участием лауреатов конкурса камерного пения прошел в Фатеже. На закрытие фестиваля приехал Академический хор "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича . Программа концерта, в которую вошли русская духовная музыка, фрагменты "Пушкинского венка" Свиридова, обработки народных песен, собрала аншлаг в зале.

Мемориальный музей композитора Георгия Свиридова был открыт к 90-летию со дня рождения классика. Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея.

Музей расположился в здании старинного особняка, два этажа которого в начале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов.


Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Георгия Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.


В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР М.К. Аникушина.

Родина Георгия Свиридова стала местом проведения Всероссийских музыкальных фестивалей, на которых выступают известные исполнители и хоровые коллективы.

Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей.