Описание картины виктора попкова с санками. Виктор Попков: Блоги: Факты о России. Прошло уже больше сорока лет после того рокового и нелепого выстрела, который оборвал жизнь художника… Наследие Виктора Попкова всё больше и больше приобретает очертания цел

(1932-1974)

Прошло уже больше сорока лет после того рокового и нелепого выстрела, который оборвал жизнь художника… Наследие Виктора Попкова всё больше и больше приобретает очертания целостного и уникального явления, в котором созвучные мастеру художественные традиции претворились в оригинальный пластический язык.

Признанный официальными советскими структурами и любимый зрителями, Виктор Попков принадлежал к тому поколению художников, которые начинали работать в эпоху разоблачения «культа личности» и выражали честную творческую позицию.

Именно честность – определяющее слово для характеристики личности и творчества Виктора Попкова — от образцово-«суровых» «Строителей Братской ГЭС», выразивших идею героической самоотверженности во имя коллективных задач, которая вдохновляла многих в шестидесятые годы, до полотен позднего, «новореалистического» этапа творчества, отразившего разочарование в «великих задачах» и обостренное переживание глубинной разобщенности людей.

Виктор Ефимович Попков родился 9 марта 1932 года в Москве в семье рабочего. Учился в 194801952 в Художественно-графическом педагогическом училище. С 1952 по 1958 учился в МГАХИ им. В.И.Сурикова в мастерской Е.А.Кибрика.

В 1950-1960-е годы много путешествовал по стране, посетил Иркутск, Братск, другие города Сибири. Впечатления от этих поездок легли в основу его первых полотен, в т.ч. одного из центральных произведений «сурового стиля» «Строители Братской ГЭС (1960-1961, ГТГ).

Одной из центральных тем его творчества стало осмысление несостоявшейся судьбы поколения, ставшего жертвой Великой Отечественной войны (цикл «Мезенские вдовы», 1966–1968).

Философскими откровениями были и его автопортреты, в котором он создал собирательный образ современника — среди них знаменитая «Шинель отца» (1970–1972, ГТГ).

Попков был также замечательным мастером пейзажа, работал в технике акварели, линогравюры. Завещанием большого мастера стала недописанная картина «Осенние дожди. Пушкин»…

Виктор Попков погиб в результате несчастного случая в 1974 году. Похоронен на Черкизовском кладбище в Москве.


Виктор Попков

Судьба в суровом стиле

Художник Виктор Попков был одним из лидеров так называемого "сурового стиля" - направления в советском искусстве 1950-1960-х годов, для которого характерна героизация жизни простых людей.

Он родился в Москве 9 марта 1932 года в пролетарской семье. Образование получил в Художественно-графическом педагогическом училище и в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова.

В 1967 году Попков получил почетный диплом на выставке молодых художников в Париже. Его наиболее известные полотна - "Строители Братской ГЭС", "Двое", "Бригада отдыхает", "Семья Болотовых", "Шинель отца", "Осенние дожди (Пушкин)". Картины Попкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственной музее-заповеднике "Абрамцево", а также в зарубежных собраниях.

Виктор Попков. "Строители Братской ГЭС" (1960-1961)



СЕВЕРНАЯ ЧАСОВНЯ

МАТЬ и СЫН

Картины Виктора Попкова я полюбила с той минуты, когда увидела в Московском Доме Художника его "Двоих", а потом "Хороша была бабка Анисья", а потом "Мой день",

Двое 1966 г. ГТГ

Развод. ГТГ

Вдовы. 1966 г. ГТГ

Вдовы. фрагмент. 1966. ГТГ


Мой день. 1968. ГТГ

Северная песня. 1968. ГТГ

Северная песня. Фрагмент.
В окне светловолосый с бородкой - хороший друг мой и мужа в те годы - Степанов Евгений Евгеньевич (совместно с женой являются авторами исследования и ряда работ о Николае Гумилеве и Анне Ахматовой). Именно Женя Степанов стал моим ГУРУ в Древнерусском искусстве, благодаря его умению заражать своими идеями и интересами, я объездила Русский Север, заинтересовалась фресками и иконами Дионисия, Гурия Никитина. Это отступление. Попков сдесь не причем. "Песни..." увидела случайно, о знакомстве Жени Степанова с Виктором Пооковым по северным экспедициям знала, поэтому сразу поняла, кто на окне.

Меня, как и многих в то время, потряс всех его Автопортрет в шинели отца.

Виктор Попков. "Шинель отца" (1972)

Но верхом его творчества для меня была картина "Осенние Дожди".

Виктор Попков. "Осенние дожди. Пушкин" (1974)
Подумала, что же удет дальше? Оказалось, что это не очередной взлет, за которым будет еще много полотен, нет, оказалось, что, перефразируя Булгакова, какой-то "...инкассатор уже купил себе бутылку водки...".
Из новостей того времени:
"12 ноября 1974 года трагически погиб художник Виктор Попков. Его смерть стала событием на фоне благостного официоза эпохи застоя. Скрыть обстоятельства гибели было нельзя. Трагедия произошла в центре Москвы. Художник был застрелен пьяным инкассатором. "

Художник погиб в ноябре 1974 года. В ноябре 1989 года в Мытищинском музее открылась мемориальная комната Виктора Попкова, где представлены его личные вещи из московской мастерской, живопись и графика.
В 2004 году дом, в котором находилась его мастерскапя, был подготовлен к сносу в связи с реконструкцией района улицы Остоженки и Зачатьевского монастыря. Выброшенный мольберт Попкова обнаружил один из пользователей интернгета в те дни. Спасибо ему. Он сфотографировал его и первым забил тревогу.

О картинах подробнее.

Составить 7 предложений по картине Виктора Попкова С санками

Ответы:

Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. А.Пушкин Болдинская осень. Поэт вышел на террасу, посмотреть на осенний пейзаж. Может именно в это самое время рождаются стихи про осень, про октябрь. Как известно, Пушкие очень любил осеннюю полгоду и посвятил ей немало стихов. Любил осень и художник Попков Виктор Ефимович. Он чувствовал тесную связь с великим русским поэтом, даже специально сшил себе фрак и часто одевал его, чтобы теснее почувствовать то время, когда фрак был одеждой для пиров и балов. Попков был представителем "суровой" школы живописи, которую сам же и основал. Его картины скупы на краски. Желтые, ещё не облетевшие листья, серые, промокшие колонны, к одной из которых прислонился Александр Сергеевич. Он зябко обхватил себя руками, полы фраки трепет осенний ветер. Холодно, неуютно, но как красива даль, река, отдаленные холмы. Видно, что господский дом стоит на возвышении, вниз сбегает широкая лестница, на площадке стоит скамейка, на которой так замечательно отдыхать в погожие днип. Но только не сегодня, сегодня зябко. Источник шз

Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – советский художник, живописец и график.
Художник родился 9 марта 1932 года в Москве в рабочей семье. Отец художника погиб во время Великой Отечественной войны, а мать художника, ставшая вдовой, в одиночку воспитывала четверых детей.
С 1948 по 1952 гг. Виктор Ефимович учился в «Художественно-графическом педагогическом училище», с 1952 по 1958 – в «Московском государственном академическом художественном институте имени В.И.Сурикова» у .
В течение 1950-х и 1960-х годов Попков много путешествовал по стране: посещал города Сибири и крупные советские строительные проекты. Попков писал картины на основе впечатлений от поездок – наиболее известной подобной работой художника является «Строители братской ГЭС (Строители Братска)».
В середине 1960-х художник практически полностью изменил свой художественный стиль, отказавшись от темы государственной идеологии, преобладавшей тогда в творчестве советских мастеров – вместо этого Виктор Ефимович сфокусировался на более запутанной философской тематике.
Виктор Ефимович Попков посмертно стал лауреатом Государственной премии СССР. Также, в Государственной Третьяковская Галерее была организована посмертная выставка работ художника.
Художник погиб 12 ноября 1974 года, убитый выстрелом инкассатора в упор. Произошедшее событие всячески искажалось заинтересованными сторонами: друзьями погибшего художника, защитой инкассатора… Ко всему прочему, радио «Голос Америки» устроило словесный «вброс», сообщив, что «Попкова убили сотрудники КГБ»: из-за этого под угрозой срыва оказалась гражданская панихида по художнику – сотрудники спецслужб опасались возможных провокаций, а потому пытались запретить проведение публичного события.
Так что же произошло 12 ноября 1974 года? В тот день Попков подписывал договор с . На территории комбината Попков встретил знакомого художника, предложившего отметить подписание договора в кафе. Во время празднования, к художникам присоединилось ещё двое знакомых – вся компания до глубокого вечера просидела в кафе. Время было уже позднее - Попков предложил отправиться к нему в мастерскую, расположенную на Брянской улице, дабы продолжить празднование в творческой обстановке.
Нетрезвые художники вышли на улицу и под предводительством Виктора Ефимовича Попкова сразу же направились к инкассаторскому автомобилю, стоявшему на противоположной стороне дороги. Сложно сказать, почему Попков решил обратиться с просьбой «подвезти» к инкассаторам: возможно, что это был некий пьяный угар, а может было так, что художник считал себя настолько значимой личностью, что инкассаторы должны безропотно ему подчиниться, наплевав на собственные обязанности.
Как рассказывали современники Попкова, не отягощенные необходимостью личной дружбы с ним, Виктор Ефимович был излишне напыщенным и самоуверенным человеком, возможно, что эти две черты характера повлияли на его смерть. Также следует заметить, что 10 ноября 1974 года, в Крыму было совершено разбойное нападение на инкассаторскую машину: двое инкассаторов были убиты на безлюдном участке трассы, после чего инкассаторская служба получила особый приказ, разрешающий стрельбу без предупреждения в опасной ситуации.
Довольно очевидно, что инкассаторы, перевозящие крупную сумму денег, были сильно встревожены из-за недавнего убийства своих товарищей, а тут ещё группа пьяниц ломится в окно служебной машины, с требованием впустить их и «подвезти»…

В 1972-1973 годах Виктор Ефимович Попков вместе со своей женой, известной художницей , работал на Кенозере. Среди прочих, ниже представлены некоторые работы, которые были созданы в совместных творческих командировках с женой художника.

Я вкратце писала об этом. Ниже цитирую
более подробный рассказ о последнем дне жизни живописца из книги Козорезенко П.П. «Виктор Попков ».

Незадолго до смерти Виктора Ефимовича в автокатастрофе погиб его хороший приятель – график из Вологды Николай Бурмагин, у которого был дом в Ферапонтове, где Виктор Ефимович с Кларой Ивановной часто останавливались во время своих поездок на север. Виктор Ефимович и еще несколько знакомых Бурмагина собирались ехать на похороны, но в последний момент художник передумал и остался в Москве.

В день смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Ефимович шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами, и предложившим отметить творческий успех в кафе. Вскоре к ним присоединились еще двое знакомых, соблазненных возможностью выпить в хорошей компании. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Все вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским...

Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.

Игорь Попов, возглавлявший тогда МОСХ, решил, что гражданскую панихиду нужно провести в Выставочном зале на Кузнецком мосту, 11, однако осторожный секретарь райкома партии, не уверенный в добропорядочности убитого, попытался запретить панихиду. Попову пришлось встречаться с прокурором Москвы и доказывать ему лично, что никакого нападения не было, потому что Попков замечательный человек и ничего подобного сделать не мог. В итоге, несмотря на давление со стороны властей, Попов настоял на своем, и прощание прошло на Кузнецком. Рядом с гробом Виктора Ефимовича стояли картины «Хороший человек была бабка Анисья» и «Осенние дожди. Пушкин», вокруг висели фотографии художника, играла классическая музыка. Кузнецкий мост был заполнен тысячами людей, пришедшими проститься (пришли все, кому были близки картины Попкова).

В тот же день вечером пришла правительственная телеграмма с соболезнованиями. Виктора Ефимовича похоронили на небольшом сельском кладбище, близ станции «Тарасовская» Северной железной дороги. Над проектом надгробного памятника работала скульптор Алла Пологова: в выразительном и лаконичном монументе объединены постамент с крестом, крыло ангела с одной стороны и палитра с кистями с другой.





Через некоторое время состоялось судебное заседание, на котором инкассаторы утверждали, что на них было совершено разбойное нападение, и выстрел был вынужденным . Три художника, бывшие в тот вечер с Попковым, на суде рассказывали каждый свою версию случившегося, их странные путаные показания раздражали даже судей. Они утверждали, что в момент выстрела их не было рядом с Попковым, получалось, что свидетели отсутствуют, что позволяло инкассаторам продолжать настаивать на версии о нападении.

Виктор Попков из жертвы мог превратиться в обвиняемого, но показания неожиданного свидетеля – женщины, видевшей все из окна дома, в котором находилось то самое кафе, – пролили свет на истинную карту событий. В тот вечер она находилась дома и, услышав громкий разговор, подошла к окну, увидела машину и четырех мужчин, один из которых, в сером пальто (это и был Попков), положив руку на крышу машины, громко, спокойно и убедительно говорил, склонившись к окну автомобиля. Его приятели стояли рядом. В какой-то момент подошел еще один мужчина в шляпе и с сумкой, что-то грубо сказал Попкову, тот ответил ему и отвернулся. Мужчина в шляпе сел в автомобиль, после чего машина сразу уехала, а Попков рухнул на руки приятелей. Было много крови. Увидев все это, женщина кинулась звонить в милицию. Сделав звонок и вернувшись к окну, она увидела, как приятели пытались прислонить Попкова к дереву, но в тот момент подошел постовой и велел положить раненого на землю, он же остановил проезжавшую мимо «Скорую помощь», на которой и увезли художника.

Эти показания решили исход дела. Вдобавок выяснилось, что инкассатор, стрелявший в Попкова, был пьян. По приговору суда стрелявшему дали 7 лет тюрьмы строгого режима.

«...может быть, через год или два я приду к совершенно иным замыслам и решениям» – это слова художника меньше, чем за год до смерти.

Ощущение близости к некоему пугающему, но очень важному пограничью, то самое ощущение, от которого комок в горле, нередко исходит от работ настоящих больших художников. Но Попкова отличала какая-то особая завороженность темой смерти. Существует мнение, что для художника смерть имеет большее значение, чем для простых смертных, достраивая до полноты его творческий образ, словно в ней содержится некое очень важное финальное послание о художнике. Как ни кощунственно это звучит, Попкову «досталась» совершенно уникальная смерть, никак не вписывающаяся в «стилистику» времени, в котором он жил. Советский застой, уже отходящая на периферию общественного сознания военная пора, по сравнению с которой 1970-е годы можно назвать сытыми, последние отзвуки сурового стиля (как мы сейчас понимаем, последнего Большого стиля XX века), дефицит ярких личностей... и в этом успокоившемся, все больше тяготеющем к усредненности мире вдруг раздался выстрел. Как в пушкинское время, в которое мастер так хотел вжиться.




Шевандронова Ирина Васильевна (Россия, 1928–1993) «Портрет художников А. Тутунова и В. Попкова»



Воеводина Виктория Иосифовна (Россия, 1941) «Художник Виктор Попков» 2008


Никифоров Сергей Иванович (Россия, 1920-2005) «Художник Виктор Попков. С житием»


Лапшин Юрий Николаевич (Россия, 1941) «Виктор Попков» 2001


Бирштейн Макс Авадьевич (Россия, 1914-2000) «Художники Виктор Попков и Павел Никонов» фрагмент 1987