Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.

Мария Головина отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Великое место! История России!

Провела на выставке больше двух часов - сначала слушала экскурсию (стоит недорого и можно заранее не заказывать), потом не могла уйти всё ходила смотрела и думала - Господи, вот куда нужно обязательно водить детей (внуков), показывать, что мы потеряли, какой великой была Россия

Надежда Николаева отзывы: 14 оценок: 14 рейтинг: 0

Иконы эпохи Николая II

В чудесный, июльский, дождливый день, сходила на открытие выставки "Иконы эпохи Николая II", приуроченная к 100-летию со дня мученической кончины императора Николая II и его семьи. Выставка открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева,который расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор - ныне древнейший храм Москвы.,

У меня было немного приподнятое настроение от предвкушения встречи с прекрасным, и немного грустное от осознания,того что уже 100 лет прошло, cо дня, когда последнего русского императора Николая II вместе с его семьей и слугами, расстреляли. Сейчас мы все осознаем всю жестокость того времени.
«На экспозиции представлены высококлассные произведения иконописцев и ювелиров – поставщиков императорского и великокняжеских дворов, таких как В.П.Гурьянов, И.С.Чириков, М.И. Дикарев, Д.Л. Смирнов, О.Ф.Курлюков, Карл Фаберже, И.П.Хлебников.»
В первом разделе выставки размещены мемориальные иконы, связанные с важными событиями в жизни императорской семьи.
Во втором зале представлены произведения, отражающие историю прославления русских святых – Серафима Саровского, Феодосия Черниговского,Иоасафа Белгородского и др., происходившего при личном участии императора, а также иконы, предоставленные Русской Православной Старообрядческой церковью. Ведь подлинный расцвет старообрядческой иконописи произошел после обнародования в 1905г. Императорского Манифеста о веротерпимости, который даровал ревнителям старой веры возможность открыто ее исповедовать, служить в старых храмах и строить новые.
В последнем разделе выставки- в иконописи отражены трагические события Первой мировой войны и революции. В годы первой мировой войны складывается и получает широкое распространение иконография Богоматери Августовской («Явление Богоматери русским воинам в «Августовских лесах»). Её композиция основывалась на свидетельствах очевидцев, видевших накануне сражения под местечком Августов в сентябре 1914 года образ Богоматери в ночном небе.
Во многих иконах использованы темперные краски, на основе измельченных минералов, такие же краски применялись издревле, а техника темперной живописи по праву считается одной из самых древнейших и сложных в освоении, поскольку темперные краски ведут себя при высыхании иначе, нежели более привычные масляные.
Специалисты утверждают, что при благоприятных условиях, без перепадов температур и влажности, иконы, написанные этими красками будут в хорошем состоянии не менее 200-300 лет, то есть не одно человеческое поколение.
На выставке также представлены особо ценные ювелирные изделия. "Уникальным экспонатом является последнее пасхальное яйцо Фаберже для Императорского дома, работа над которым осталась незавершенной, так как Пасху 1917 года царственная семья встречала в заточении в Александровском дворце Царского Села. На этом пасхальном яйце, получившем название "Созвездие Цесаревича", представлена точная карта созвездий, находившихся над горизонтом в секунду рождения цесаревича"
Иконы, представленные на выставке - красивые и живописные, от них как будто исходит невидимый, божественный свет. Слов нет, чтобы передать всю гамму чувств и ощущений, которые я испытала, от грусти до полного восхищения, постоять перед иконами и подумать о вечном затруднительно, так как на выставке очень много посетителей. Выставка продлится до 23 октября 2018 года.

Татьяна отзывы: 122 оценок: 122 рейтинг: 16

Открытие выставки "Северные экспедиции" в музее Андрея Рублёва было приурочена к Ночи музеев, которая проходила под девизом "Шедевры из запасников". Не секрет, что фонды музеев гораздо больше того объёма экспонатов, что выставляется на экспозиции. И вовсе не значит, что в запасниках лежат неценные или неинтересные широкой публике вещи. Возможно, просто нет места, или нет возможности привести в состояние для выставления - нужно отреставрировать, например.
А это ночь музеев повод, чтобы такие экспонаты показать посетителям музеев.
И вот выставка "Северные экспедиции" в музее Андрея Рублёва представляет иконы, которые так и не выставлялись. Для икон реставрация очень важна. И часть икон, тут представленных, начали реставрировать только к этой выставке. Хоть и были привезены в музей уже с полвека назад!
Непосредственно открытие выставки предваряла презентация книги-каталога этой выставки, в котором помимо перечня икон напечатаны и воспоминания участников экспедиций.
На выставке представлены иконы, привезённые в музей как результат экспедиций, проводившихся с 1963 по 1971 год.
И на презентации каталога выступали участники тех экспедиций!! Геннадий Викторович Попов, Лилия Михайловна Евсеева, Игорь Александрович Кочетков, Александр Александрович Салтыков. Истории были разные, но пронизаны гремучей смесью авантюризма и чистоты намерений. Думаете, найти и выявить ценную икону - в этом работа экспедиций? Иконы надо ещё в Москву доставить!
Списанная мешковина - прекрасный материал для упаковки ценных икон. Как раздобыть яиц для укрепления живописи на иконах, общим весом в 600 кг, перед отправкой в Москву?
И вот перед нами на выставке итог - коллекция икон. Часть из которых выставлена наполовину отреставрированными - но зато можно увидеть реальный результат работы реставраторов.
Представлены иконы XVI - XIX вв.

Andrey Travin отзывы: 49 оценок: 49 рейтинг: 10

Шестого марта в нем открылась однокомнатная выставка, целиком посвященная памятнику старообрядческой книжной культуры - иллюстрированной Книге Откровения (Апокалипсису). Одновременно это памятник книжности Поморья.
Называется выставка «Апокалипсис дивный», хотя такой эпитет скорее подошел бы конкретно Новому Иерусалиму, в пояснении не нуждается. А вот подзаголовок «лицевая рукопись» надо пояснять. «Лицевая» - значит книжка с картинками, с лицами героев.
В основе иллюстративного цикла рукописи лежит Апокалипсис из так называемого Сборника Чудова монастыря, созданного при Иване Грозном анонимным мастером. Иллюстрации передают текст очень точно. Но именно этот художник в качестве личной «изюминки» использует тюльпан, который ненавязчиво добавляет в изображения то здесь, то там.
В основе декора сохранен старопечатный стиль XVI века (говоря упрощенно стиль книг первопечатника Ивана Федорова).
Перед нами Апокалипсис Трехтолковый. То есть по каждому фрагменту приводятся три толкования.
В своем Толковании Андрей Кесарийский разбил текст Откровения на 72 главы (прежде я о таком факте не слышал). Ну во всяком случае, это - один из трех толкователей. Кто же остальные - пока не установлено, потому что просто руки не дошли.

Старообрядцы придавали Книге Откровения такое значение, словно она описывает события их времени. Они ждали близкого прихода Антихриста, искали признаки Лаодикийской Церкви (Откр. 3,14–22) в тогдашней Русской Православной Церкви. И поэтому, думаю, вкладывались в изготовление таких ресурсоемких книг, вероятно, выполняемых на заказ.

kagury.livejournal.com отзывы: 124 оценок: 124 рейтинг: 34

"Открылась бездна, звезд полна" - именно так можно коротко описать мои впечатления от посещения музея Андрея Рублева, официально именуемого Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Начнем с того, что сам музей расположен на территории Спасо-Андронникова монастыря (основанного на этом месте в 14 веке), причем сама экспозиция занимает помещение церкви Михаила Архангела (1691-1739). Это очень удачно, на мой взгляд, т.к. основную часть коллекции музея составляют иконы и иные предметы, связанные с религией.В этом месте меня ждало сразу несколько удивительных открытий, попробую рассказать о них по порядку.

Мы пришли сюда на открытие выставки "Апокалипсис дивный ", которая посвящена замечательному памятнику поморской старообрядческой книжной культуры конца XVII - начала XVIII вв.– иллюстрированной рукописи Книги Откровения Иоанна Богослова. Но первым, что мы увидели (и поразились производимому впечатлению), был зал икон 16 века.

Обратите внимание на фон, на котором расположены иконы. Мне кажется, это совершенно прекрасная находка. Свежий цвет молодой листвы невероятно идет иконам 16 века, в которых много такой же нежности, силы и свежести. Чуть позже сотрудники музея рассказали нам, что цветовое пространство - это идея, лежащая в основе нового дизайна музея. Каждый зал посвящен иконам определенного периода. И цвет фона не только упрощает для зрителя отнесение живописных работ к тому или иному веку, но и выбран в соответствии с цветовыми предпочтениями иконописцев. Например, для 18 века выбран благородный темно-зеленый, для 19 века - насыщенный синий.

Здесь меня заинтересовала необычная икона Богоматери, вокруг образа которой множество символов. Вот тут-то и осознаешь, насколько средний человек 19 века был более сведущ в символизме, чем такой же человек века 21... Было бы очень интересно расшифровать все эти небольшие изображения в кругах.

Все упомянутые залы (зеленые и синий) находятся на втором этаже, но не думайте, что это все. Первый этаж посвящен самые древним и ценным иконам (они на красном фоне), а если подняться выше, то можно увидеть редкую деревянную скульптуру (на мой взгляд - очаровательную и очень интересную), а еще выше - фрески алтаря, перенесенного сюда из разрушенных храмов (фотография совершенно не передает атмосферы, так что приходите смотреть своими глазами).

Но вернемся к предмету нашего первоначального любопытства. Т.е. к старообрядческой рукописи. Стоит отметить, что данная выставка уникальна - на ней представлен всего один экспонат, но зато можно рассмотреть в деталях почти все страницы. Конечно, никто не разрешит листать старинный экземпляр, но зато миниатюры и тексты можно сколько угодно разглядывать на большом экране рядом.

Начальная миниатюра показывает Иоанна Богослова со спустившимся к нему ангелом, посланным Господом, чтобы показать Откровение о том, "чему надлежит быть вскоре". И именно это будущее мы видим далее глазами Иоанна. Между прочим, рассматривать миниатюры оказалось очень увлекательно. Рукопись изготовлена с большой любовью, каждый лист обрамлен, заставки впечатляют пышным узором, заголовки аккуратно выведены киноварью.

Миниатюры "Апокалипсиса" последовательно раскрывают содержание книги Откровение Иоанна Богослова. Основной цикл Апокалипсиса составляют 72 миниатюры, сопровождающие каждую главу. Так что даже неграмотный человек, листая книгу, многое бы для себя понял. Кстати, обратите внимание на изображения тюльпанов. Тюльпаны - это что-то вроде знака художника. Их встречается довольно много по всей рукописи.

Загадочное содержание, яркие образы, числовая символика Апокалипсиса привели к тому, чт появилась обширная толковательная литература. Самым известным и популярным стало толкование Андрея Кесарийского (6-7 век). Он разбил текст на 72 главы, поясняя это следующим образом: настоящее сочинение мы разделили на двадцать четыре слова и семьдесят две главы по троечастности существа – телу, душе и духу, двадцати четырех старцев, которыми, как подтвердится ниже, обозначается полнота благоугодивших Богу от начала до скончания века. Дальнейшие же рассуждения о сей Богодохновенной книге считаем совершенно излишним и. Однако, такое заявление совершенно не помешало дальнейшим толкователям предлагать и свои версии. Данный "Апокалипсис", например, трехтолковый - т.е. у него кроме канонического еще два (анонимных) толкователя.

В общем, чем дальше забираешься в эту тему, тем интереснее становится. Вот уж поистине бездна, звезд полна. Не могу не сказать, что данная книга написана на амстердамской бумаге. Т.е. связи поморских старообрядцев с Европой - это еще одна любопытная тема.

Выставка продлится всего 1 месяц - до 10 апреля 2018 года (затем книгу сменит что-то еще, наверняка тоже любопытное), так что спешите увидеть.

На этом пора было бы и заканчивать, но я хочу сказать про еще один зал, который произвел на меня самое яркое впечатление. Иконостас (привезенный из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря) здесь опущен вниз, на уровень пола. За счет этого человек, войдя в зал, внезапно оказывается среди святых. За счет близких уровней (иконы как раз в рост человека) возникает удивительное чувство настоящести изображений. В самом человеческом смысле. И это совершенно потрясающее ощущение! Очень сложно объяснить, но словно к тебе спустилось небо. Вот уже только ради этого стоит сюда прийти.

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря (о монастыре я расскажу в отдельном посте), основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен. Могила его не сохранилась.Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
В начале в музее были только копии и фотографии,затем стали привозить иконы, списанные по ветхости, снятые со стен фрески.Сейчас в музее более 5 тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия.
Музей имени Андрея Рублева был учрежден 10 декабря 1947 г, а открыт для посетителе в 21 сентября 1960 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Христос Вседержитель 1685 г.

Обновление Храма Воскресения Христова 17 век.

Поволжье из села Никольское Борисоглебского района Ярославской области

Богоматерь с младенцем на престоле.
Конец 17 века
Карп Золоторев. Москва,золотописная мастерская Посольского приказа.

Богоматерь Владимирская
Около 1676 г.
Оружейная палата,Москва. Из Похвальской церкви села Орел,Березниковского района Пермской области.

Богоматерь Неопалимая Купина
17 век.Поволжье.
Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине

Христос Вседержатель
1703 г.
Филатьев. Оружейная палата,Москва. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

Царские Врата и надвратная сень
Середина 17 века.Поволжье. Из Знаменской церкви села Пылева Тверской области.

Святой Алексея человек Божий и Преподобная Мария Египетская
Середина 17 века. Москва. Из собора Сретенского монастыря.

Рождество Богоматери
Первая половина 17 века.Поволжье.
Из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области

Праотец Вениамин и Праотец Неффалин
Из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецского монастыря.

Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил
Первая половина 17 века.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе.Из иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского Московской области.

Царские врата
Вторая половина 16 века.Русский север.
Из церкви Успения села Варзуга Мурманской области.

Архангел Михаила, с деяниями
16 век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области.

Мученица Параскева Пятница
16 век. Новгород.

Святой Благоверный Князь Петр Муромский и Святая Благоверная Княгиня Феврония Муромская
Конец 16 века. Муром.
Из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме Владимирской области.

Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Фрагмент створок царских врат. 16 век. Ярославль.

Богоматерь Тихвинская
1550-е годы. Москва.

Святитель Николай Мирликийский
1550-е годы. Москва.
Из успенского собора в Дмитрове Московской области.

Царские Врата
16 век. Новгородская провинция

Богоматерь

Спас в силах
Конец 15 века.Ростовская школа.
Из церкви села Чернокулова близ Юрьев-Польского
(Дар Ю.М. Репина)

Положение во гроб
1497 год.Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Зачатие Иоанна Предтечи (Встреча у златых ворот)
15 век. Новгород.



Великомученица Параскева Пятница с клеймами жития
16 век. Тверь.
происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области.

Святитель Николай Чудотворец
Конец 17 века. Дерево.

Преподобный Нил Столобенский
Вторая половина 19 века.Тверская губерния.


Адрес музея имени Андрея Рублева : г.Москва, Андроньевская пл., д. 10, метро: «Площадь Ильича», «Римская», «Курская», «Чкаловская».
Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
Телефон музея имени Андрея Рублева : (495) 678-14-67.
Сайт музея имени Андрея Рублева : http://www.rublev-museum.ru

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря , где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).

Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва , Ростов , Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного , подписные работы изографов Оружейной палаты.

В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых.

Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

История музея имени Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря , в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.

Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.

В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале , созданный в 1660-х годах.

Одновременно велись исследования и научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы, а также других монастырских зданий.

Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.

Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников

Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику Н.А. Деминой в музее, на стене Настоятельского корпуса, были установлены памятные доски работы Зураба Церетели и Виктора Суровцева.

Экспозиции музея имени Андрея Рублева

Постоянная экспозиция Музея развернута в архитектурном комплексе церкви Архангела Михаила и трапезной палаты. В нее включены самые значительные произведения музейной коллекции, дающие целостное представление об истории и развитии русской иконописи с XII до начала XVIII столетия.

Экспозиция построена по хронологическому принципу и делится на два больших раздела, посвященных русскому изобразительному искусству древности (Живопись XII - начала XVI века) и позднего средневековья (Живопись XVI - начала XVIII века). Внутри разделов экспозиции выделены отдельные художественные центры (планы-схемы экспозиций первого и второго этажей).

Раздел экспозиции Живопись XII - начала XVI века находится на втором этаже. В помещении церкви Архангела Михаила представлены древнейшие иконы собрания и памятники иконописи Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе.

Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса , клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым и Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.

Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 6, метро: «Фили»