Роза в литературных произведениях проект. Научно-исследовательская работа Панфиловой Златы: "Образ розы в творчестве современных поэтов". Семейная деревенская жизнь

«РОЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА» Автор: Щербань Юлия Игоревна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края 11 класс Научный руководитель: Анисимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края




1. Доказать важность роли художественной детали в произведениях. 2. Определить символическое значение розы в литературе. 3. Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева. 4. Доказать, что роза - это не случайная аллегория в творчестве поэта.




Роза Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз.


Роза По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.


Иван Сергеевич Тургенев () великий русский писатель XIX века










Роман «Отцы и дети» Фенечка Базарову: "Какую вам, красную или белую?" Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: "Красную, и не слишком большую".


«Стихотворения в прозе» были написаны Тургеневым между 1877-м и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Тургеневым – «Senilia» («Старческое»). О публикации стихотворений первым заговорил общественный деятель, профессор всеобщей истории и публицист М. М. Стасюлевич. Ему очень понравились прочитанные Тургеневым стихотворения, и он убедил писателя отдать их в печать. Название « Senilia» он заменил другим, оставшимся навсегда- « Стихотворения в прозе».


«Как хороши, как свежи были розы…» Стихотворение написано в сентябре 1879 года. Имеется в виду широко известное в ту пору стихотворение Ивана Мятлева «Розы», начинающиеся строфой: «Как хороши, как свежи были розы…» «Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…» По всей вероятности, это литературный прием: большой знаток русской поэзии, сам прекрасный поэт, Тургенев вряд ли мог позабыть стихотворение, которое всегда было хрестоматийным и находилось у всех на устах. Оно о прошедших годах писателя. Тургенев оборачивается назад, вспоминая о тех годах, когда он еще был молод, о тех людях, которые окружали его тогда. Но возвращается в реальность и понимает, что эти годы прошли безвозвратно и их уже не вернуть. Дорогие для него люди давно уже умерли, единственное существо, оставшееся с ним- это старый пес.





Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл.


Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин.

1. Роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. 2.Художественная деталь в произведениях говорят нам о том, о чем автор не пишет напрямую, но хочет донести до читателя, таким образом, деталь может сказать о большем, чем сказано открыто.


Роза как художественная деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале

«Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза,

Еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний...
  2. Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который...
  3. Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств. Большинство произведений цикла...
  4. Дмитрий Павлович Санин (помещик пятидесяти двух лет) перебирает в столе старые письма. Неожиданно он находит футляр с гранатовым крестиком и...

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

Савельев Владимир Сергеевич
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Козловской СОШ Барабинского района Новосибирской области
Конспект открытого урока по литературе 9­м классе на тему
"Лингвистический анализ текста (на примере стихотворения в прозе И.С.
Тургенева
"Как хороши, как свежи были розы…"
Цели урока:

углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его
элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.
Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;

рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка
помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного,
глубокого лиризма;

развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную
активность;

воспитывать интерес к родному языку.
Методы и приемы: эвристическая беседа, комментированное письмо,
лингвистический анализ текста, самостоятельная работа
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как
хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в
хрустальной вазе.
Ход урока
I.
Организационный момент.
: Здравствуйте, садитесь. Тексты, которые лежат у вас на партах,
Учитель

пусть лежат пока перевернутые, в тетрадях мы сегодня писать будем, но
немного, мы больше будем с вами разговаривать.

Сообщение темы и целей урока.
II.
: Итак, тема урока на доске «Лингвистический анализ текста»,
Учитель

возможно, вы этого еще в полной мере не понимаете. Эпиграф дан в виде одной
из цитат, которые мы разбираем к сочинению при подготовке к ГИА –
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его
речевую ткань». Что такое эпиграф?
Ученики

: это цитата, в которой содержится главная мысль.
Учитель
: что ж получается, если я даю эту цитату в качестве эпиграфа к

уроку, значит это и есть главная мысль урока, тогда нужно еще раз ее
прочитать и понять, чем мы собираемся с вами сегодня заниматься. «Читатель
проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
ткань». С чего начнем?
Ученики

: «читатель проникает» ­ значит «читатель понимает», «речевая
ткань» ­ текст, слова в тексте, предложения, которые сплетаются между собой,
выразительны, красивы и так далее.
Учитель

:
проанализировать какие­то приемы, образы и так далее. Теперь к теме урока –
значит, чтобы понять смысл текста, читатель должен
: это наука о языке.
: итак, лингвистический анализ текста, значит, что мы будем
лингвистический анализ текста, ЛИНГВИСТИКА – это что такое?
Ученики

анализировать?
Ученики

языковые приемы.
: итак мы работаем с вами сегодня с текстом, переверните листы.
Учитель

Перед вами стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши,
как свежи были розы…», посмотрите, название дается в кавычках, обычно
: языковой анализ текста, языковые единицы, слова, предложения,
этого не происходит, значит, что у нас в названии?
Ученики: цитата

Учитель: цитата, очевидно, известная, на самом деле, для того, чтобы понять,
откуда эта цитата, Тургенев пишет первый абзац, читаем его (имя ученика)
(Ученик читает первый абзац)

Учитель: итак, значит, откуда у нас взята цитата?
Ученики: из стихотворения.
Учитель: верно, действительно, где­то когда­то давным­давно, был
малоизвестный поэт 19 века Евгений Мятлев, который написал это
стихотворение, потом на стихотворение положили музыку, оно стало
романсом. Мы сейчас послушаем этот романс, и вы скажете, какое настроение
у романса, у стихотворения, и соответственно, какое настроение будет у
текста.
(прослушивание романса)
Учитель: какое настроение у стихотворения?
Ученики: грустное.
Учитель: о чем оно, что в нем происходит?
Ученики: рассказывается о девушке, она умирает.
Учитель: верно, грусть в том, что в конце девушка умирает «в погосте белый
камень, на камне роз моих увянувший венок». Представьте, ребята, как­будто
вы помните это стихотворение, то на какие мысли вас натолкнуло название?
Ученики: юность, грусть, смерть.
Учитель: свои стихотворения в прозе Тургенев писал уже в старости, они так
и назывались «старческие», и в них очень много грустных размышлений о
жизни, о смерти, то есть настроение текста задается сразу названием. Теперь
обратимся к тексту. Я нашел запись этого текста, какая у нас задача, не просто
посмотреть текст, а посмотреть, какие главные приемы в нем есть, как они
организуют данный текст.
(прослушивание текста)

Учитель: ребята, вы, когда слушали, вам не хотелось, чтобы читали чуть
быстрее? (ответы) Я, прежде чем выбрать эту запись, прослушал еще массу
разных записей, были записи и за 3 минуты, и за 2 с половиной, компактно,
быстро, для урока просто идеально, но все же я остановился на этом варианте,
как вы думаете – почему??
Ученики: именно эта запись подчеркивает настроение текста.
Учитель: кто произносит это стихотворение? (автор). Кто лирический герой?
Какой он? Как он будет говорить? (медленно, хрипло) потому что это не
юность молодая, когда хочется, чтобы все было быстро, на самом деле
интонация передает настроение текста.
Учитель: когда вы читали, слушали текст, вы заметили, что в тексте есть
очень яркие языковые приемы, какие, самый яркий, вы должны были его
заметить.
Ученики: повтор одной и той же строчки «Как хороши, как свежи были
розы…»
Учитель: как называется у нас такой прием? (лексический повтор). Нам
важно не просто увидеть прием, а понять, для чего он, что он делает?
Ученики: показывает разные оттенки, делит текст на смысловые части, как в
песни припев делит песню на куплеты.
Учитель: сколько частей у нас получается? (ответ – 6) скажите, первая часть,
та, что мы уже прочитали, она будет относиться к основному содержанию,
передавать какие факты, относиться к биографии, к жизни героя? (ответ – нет),
тогда у нас получится 1 часть и еще 5 главных частей, с которыми мы и будем с
вами работать. То есть, мы скажем, что лексический повтор делит наш текст на
какие­то смысловые отрезки, сколько раз повторилось строка? (ответ – 7). 7 –
такое сакральное, священное число определенную гармонию в текст тоже
приносит. Хорошо, другой прием, увидели еще?
Ученики: синтаксис, многоточие и так далее.

Учитель: (навести на мысль о противопоставлении частей) Прочитайте начало
2й части «…теперь зима…», а 3­я часть, ­ зима меняется на лето, далее, снова
зима, потом снова лето, потом последняя часть снова зима. Итак, что
получается, части текста в каких отношениях (ответ – противоположных).
Получается, второй и очень важный прием для этого текста –
противопоставление. (записываю на доске). Противопоставление как еще по­
другому называется? (ответ – антитеза).
(перехожу к доске для записей – составление таблицы)
Учитель: что мы с вами выписали, какие слова – противоположные – антонимы.
Противопоставление всегда основано на антонимах, хорошо, если смотреть на
внешние признаки нашей таблицы, что у нас получилось – (ответ – лесенка),
когда я что­то делаю лесенкой, как называется такой прием? (ответ –
градация). Верно, градация тоже является одним из ключевых приемов в этом
тексте. И сейчас, вы в своих тетрадях поработаете самостоятельно. Для того,
чтобы найти градацию, вам нужны только те части, в которых описывается
настоящее – это какие части? (ответ – 1,3,5). Переходим к таблице.
Настоящее время
холод
звуки
Темнота и свет
(цветопись)

­
1часть
одиночество
3 часть – старость
5 часть ­ смерть
(Таблицу открыть на слайде)
(Для экономии времени предлагаю работать по рядам. Во время работы
наталкиваю детей на мысль о замене образа света на образ свечи)
Учитель: итак, напоминаю, что градация – это такой прием, где наблюдается
какое­то движение, вверх или вниз, от большего к меньшему или наоборот).
Итак, посмотрим, что у вас получилось, 1й ряд. Как меняется образ мороза,
холода от части к части – что происходит? (ответы)
На слайде – 1 часть ­ «Мороз запушил стекла окон» ­ все красиво, хорошо.

3 часть – «мороз скрипит и злится» ­ появляется жестокость.
5 часть – «мне холодно…я зябну…они умерли…» ­ смерть
Учитель: зима какой несет в себе образ – смерти, старости – как и времена
года, весна – это рождение да, и так далее.
Теперь 2 ряд – 1 часть – «в комнате горит одна свеча…»
3 часть – «все темней да темней… нагоревшая свеча трещит…»
5 часть – «свеча меркнет и гаснет…»
Теперь 3 ряд – 1 часть «звенит и звенит…»
3 часть – «скучный, старческий шепот…»
5 часть – «кашляет хрипло и глухо…» ­ обратите внимание на
звуки – как называется такой прием – аллитерация.
Учитель: хорошо, вы увидели градацию, что происходит в тексте? Человек
постепенно умирает да?
Мы с вами анализировали не смысл, а мы анализировали тут самую речевую
ткань, разные приемы, мы вышли на понимание идеи? (ответ – да). Самое
главное, когда мы работаем с текстом, мы должны объяснять, для чего нужен
тот или иной прием.
Итак, если у нас есть еще время – мы с вами пробежимся по некоторым
художественным приемам
На слайде – «Мороз скрипит и злится» – олицетворение
«летний вечер тихо тает» ­ метафора
«простодушно­вдохновенны задумчивые глаза» ­ эпитет
«мороз запушил стекла окон» ­ олицетворение
«воркотня самовара» ­ олицетворение
Учитель: ребята, а что такое резеда, кто знает? Кто­нибудь когда­нибудь
встречал такое растение? (показать на слайде иллюстрацию).
III. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все,
что было на уроке, и дописать предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Самым интересным для меня было…
Для себя я возьму…
(Предложения зачитывают 2­3 ученика)
Выставление оценок

Эти слова, значащиеся в названии стихотворения, на протяжении его всего используются ровно шесть раз. Уже по нему можно догадаться, какую извечную тему затрагивает стихотворение. Пожилой человек вспоминает свое прошлое, молодость, которая безвозвратно ушла, оставив после себя лишь морщины. Все произведение сквозит горечью и сожалением. Тургенев говорит о жизни возвышенно, даже в каком-то роде торжественно, размышляя в то же время о ее бренности.

Картины прошлых лет светлы и вызывают, пожалуй, лишь улыбку на лице. Но настоящее мрачно и темно.

Эту антитезу помогают выстроить два главных образа, используемых Тургеневым. Один – свежие розы, роскошные и прекрасные в своем величии. Другой же – свеча, которая вот-вот погаснет. В стихотворении можно найти уйму вещей, которые противоположны друг другу. Молодость героя приходится на лето, теплое и беззаботное время года. Но на самом деле действия происходят промозглой зимой. Особенно символичен в произведении свет. Образ свечи очень напоминает образ жизни. Свет все меркнет, свеча догорает, рано или поздно, но наступит тьма.

Прошлое описано ярко. Тургенев использует длинные предложения, чтобы развернуто

Рассказать о нем. Но настоящее – вяло, просто и коротко. Оно и не требует большего. Строки, посвященные нынешнему времени, пронизаны печалью и безысходностью.

В стихотворении Тургенева можно раз за разом услышать самые разнообразные мелодии. И то не столько мелодии фраз, благодаря которым можно вжиться в образ лирического героя. Но это и звуки вальса, булькающий самовар, смех детей. Читатель может услышать сквозь строки стихотворения, как горит и трещит свеча, как покашливает старик и шепчет что-то себе под нос. Нет никого сюжета. Нельзя даже сказать, насколько все эти картины, всплывающие в воображении героя, действительно имели место быть в жизни, слишком уж сильно они похожи на преувеличение. Возможно, это всего лишь его мечта, так и не сбывшаяся в реальности. Теперь уже это не имеет значения. У героя осталось всего ничего, единственное живое существо, которое теперь рядом, это пес, такой же старый, как он сам.