Литература XX века_вопросы к экзамену. Основные вопросы литературы XX века Литература – xi класс

Литература XX века. Вопросы к экзамену.

1. . Русский символизм, его философско-эстетические особенности. Литературные манифесты 1890-х гг.

2. «Старшие» символисты. /Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова – автор на выбор/ .

3. Роман Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

4. «Младшие» символисты. Философско-эстетические основы творчества

младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.

5.. Лирика А.А.Блока первого тома "Стихотворений"

6. Лирика А.А.Блока второго томов "Стихотворений"

7. Лирика А.А.Блока третьего тома "Стихотворений"

8. Поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад», «Возмездие» или «Двенадцать» /на выбор/

9. Роман А.Белого "Петербург".

10. Творчество М.Горького в дооктябрьский период /Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песнь о Буревестнике. Человек. Матъ. Сказки об Италии/.

11.Творчество И.А.Бунина в дооктябрьский период /Антоновские яблоки.

Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Петлистые уши/

12. Творчество А.И.Куприна в дооктябрьский период / Молох. Поединок. Олеся. Гранатовый браслет/.

13. Творчество Л.Н.Андреева / Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. Боль­шой шлем. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот/.

14. Проэзия акмеизма. Литературная позиция акмеистов /дооктябрьская поэзия Н. С. Гумилева, А.А.Ахматовой или О.Э.Мандельштама – автор на выбор /.

15. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.

17.Повести и рассказы о гражданской войне /Б.Пильняк, Б.А Лавренева, И. Бабель, А. Фадеев –два автора на выбор /.

18. «Донские рассказы» М.Шолохова

19. Романтическая литература 1920-х годов. /Э.Багрицкий, Н.Тихонов, М.Светлов –обзорно/ .

20.Творчество А.Грина.

21.Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.

22.Сатирические повести М.А.Булгакова. / Роковые яйца. Собачье сердце –по выбору /.

23.Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой те­ленок».

24.Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

25.Русская антиутопия 1920-х годов. Роман Е.Замятина «Мы».

26.Творчество А.Платонова. Повесть «Котлован»

27. Советский исторический роман. Роман А.Толстого «Петр Первый».

28. Советский Маяковский.

29. Поэзия А.Ахматовой советской эпохи.

30. Поэзия О.Мандельштама 20-30-х гг.

31. Поэзия С.Есенина.

32. Поэзия Б.Пастернака.

33. Творчество ОБЭРИУ /Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий – автор на выбор / .

34. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

35. Проза русского зарубежья /В.Набоков, М.Алданов, М.Осоргин - автор на выбор /.

36. Поэзия русского зарубежья /М.Цветаева. В.Ходасевич, Г.Иванов - автор на выбор /.

37. Военная проза конца 40 - начала 70-х гг. /В.Некрасов "В окопах Сталинграда", Э. Казакевич «Звезда». В.Панова "Спутники", Ю.Бондарев "Батальоны просят огня", К.Воробьев "Убиты под Москвой", В.Астафьев "Пастух и пастушка", В.Распутин "Живи и помни" - два автора на выбор/.

38. Эпические тенденции в военной прозе (В.Гроссман "Жизнь и судьба", Г.Владимов "Генерал и его армия" или В.Астафьев "Прокляты и убиты" – автор на выбор /.

39. Деревенская проза 60-70-х гг. /А.Солженицын "Матренин двор", В.Белов. "Привычное дело", В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матерой", В.Шукшин - восемь рассказов; два автора на выбор /

40. Б.Пастернак. "Доктор Живаго".

41. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"

42. А.Солженицын. Роман "В круге первом".

43. В.Шаламов "Колымские рассказы".

44. Романтическая /исповедальная/ проза 60-х гг. В.Аксенов. "Коллеги" или "Затоваренная бочкотара". Романы "Остров Крым"или "Ожог" /на выбор/.

45. Поэзия 60-70-х: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Кушнер /2 автора на выбор/.

46.. Поэзия И.Бродского.

47. Бардовская поэзия /Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – на выбор/ .

48. Социально-философская фантастика А. и Б.Стругацких /одно произведение на выбор./

49. Возникновение русского постмодернизма. Роман А.Битова "Пушкинский дом". Поэма В.Ерофеева "Москва-Петушки". Проза С.Соколова "Школа для дураков" - /автор на выбор/ .

50. Проза последних десятилетий 20 - начала 21 вв.: Вик.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин, В.Пьецух, А.Слаповский, Л.Улицкая, А.Мелихов, А.Азольский, В.Маканин, Д.Быков, П.Крусанов, З.Прилепин, А.Иванов… - автор на выбор .

51. Поэзия последних десятилетий 20 - начала 21 вв. (Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Еременко, А.Парщиков, И.Жданов, Е.Шварц, Т.Вольтская, О.Николаева, С.Кекова, Д.Быков, Б.Рыжий и др. - на выбор ).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

« Краснодарский информационно-технологический техникум »

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

О.Д. Семенюк

«___»______________ 2018 г.

МАТЕРИАЛЫ СРЕЗОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

ОУД.02 «Литература»

Специальности:

09.02.02 Компьютерные сети

38.02.07 Банковское дело

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

гуманитарных и социально-

экономических дисциплин

Протокол №_______

от «___» ___________20__ г.

Председатель ЦМК

__________/ Ефремова О.С./

Краснодар, 2018

Цель работы: установление фактического уровня теоретических и практических знаний студентов по дисциплине «Литература».

Вопросы к срезовой контрольной работе

по литературе

    И.А. Бунин. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

    А.И. Куприн. Повести «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

    М. Горький. Ранние рассказы: «Челкаш», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

    Символизм А.А. Блок. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы », «Незнакомка», «Коршун », «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О , я хочу безумно жить… », «Скифы ». Поэма «Двенадцать».

    Акмеизм. Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

    А.А. Ахматова. Стихотворения: «Смятение », «Молюсь оконному лучу.. », «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва », «Мужество », Поэма «Реквием».

    М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года »,

    Футуризм. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос».

    С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь », «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина ».

Критерии оценки

На основании разработанных критериев выставляется соответствующая оценка:

Оценка 5 (отлично), 90-100% правильных ответов

– студент показывает глубокие осознанные знания по конкретному вопросу, владеет основными понятиями, терминологией по специальным дисциплинам, ответ полный и грамотный;

Оценка 4 (хорошо), 70-80% правильных ответов

– студент показывает глубокое и полное усвоение содержания материала. Допускает отдельные незначительные неточности в форме и стиле ответа;

Оценка 3 (удовлетворительно), 50-60% правильных ответов

– студент понимает основное содержание задания, но выполняет его не полно, не последовательно, допускает неточности в определении понятий;

Оценка 2 (неудовлетворительно), менее 50% правильных ответов;

– студент имеет разрозненные бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно излагает материал.

Срезовый контрольный тест

по литературе 20 века

    Ахматова 2) Блок 3) Гумилев

    Кто из писателей начала 20 века стал лауреатом Нобелевской премии?

    Назовите фамилию героя произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

    Базаров 2)Желтков 3)Болконский

    Как назывался пароход, на котором путешествовал герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

    «Титаник»

    Маяковский 2)Блок 3)Есенин

    К какому литературному течению принадлежал В. Маяковский?

    Футуризм

  1. Символизм

    К какому литературному течению принадлежал А. Блок?

    Символизм 2)Имажинизм 3)Акмеизм

    В каком произведении А.И Куприна у главного героя фамилия Желтков?

    «Поединок»

    «Гранатовый браслет»

    Героями какого рассказа М. Горького являются Ларра и Данко?

    «Челкаш»

    «Старуха Изергиль»

    «Макар Чудра»

    Как звали героиню рассказа И.А. Бунина «темные аллеи»?

    Татьяна 2)Надежда 3)Мария

    Название какого поэтического течения связано со словом «будущее»?

  1. Символизм

    Футуризм

    Кто ввел термин «серебряный век»?

  1. В. Маяковский

    О. Мандельштам

    Поэтом-символистом был

    В. Маяковский

  1. Б. Пастернак

    Какому поэту принадлежат строки:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки?

    А. Ахматова

    М. Цветаева

    З. Гиппиус

    Кто из поэтов увлекался философией?

    В. Маяковский

    А. Твардовский

    Б. Пастернак

    Кто из поэтов был удостоен Нобелевской премии?

    Ахматова

    Пастернак

    Кто из поэтов был футуристом?

    В. Хлебников

    В. Маяковский

    С. Есенин

    М. Цветаева была поэтом

    Символистом

    Акмеистом

    Вне течений

    Для творчества какого поэта характерно трагическое восприятие любви?

  1. Б. Пастернак

    А. Ахматова

    А. Твардовский

    С. Есенин

    В. Маяковский

    Кто из поэтов пережил блокаду Ленинграда?

    В. Маяковский

    А. Твардовский

    А. Ахматова

    Какому поэту принадлежит сборник «На ранних поездах»?

    Б. Пастернак 2) А. Ахматова

3) М. Цветаева

Цель: проверить качество знаний учащихся по указанной теме.

Задачи : повторить изученный материал из раздела «Русская литература XX века», отработать навыки определения авторов прослушанных текстов, назначения изобразительно-выразительных средств, чтения наизусть стихотворных произведений.

6. «Отгадайте литературоведческий термин»

  1. Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?
    (Аллитерация)
  2. Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?
    (Оксюморон)
  3. Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
    (Антитеза)
  4. Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
    (Перифраз)
  5. Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?
    (Параллелизм)
  6. Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?
    (Ирония)

III. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.

IV. Домашнее задание.

Придумайте другие виды заданий в занимательной форме (отгадывание произведения по иллюстрации, кроссворды, тесты) для проверки качества знания курса литературы 11 класса.

Литература :

  1. Школьная библиотека: lib.prosv.ru
  2. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Агеносова В.В. 11 кл.,ч.1, 2
  3. Русская литература XX века. Учебник под редакцией Журавлева В.П.11 кл., ч.1, 2
  4. Словарь литературоведческих терминов: www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=456

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ УСТНОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ XI(XII) КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В 2004/05 УЧЕБНОМ ГОДУ

Объяснительная записка

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12ФЗ с изменениями на 22 августа 2004 года, освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.

Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).

В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).

Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний.

Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.

Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.

Выпускник XI (XII) класса для итоговой устной аттестации может выбрать любые предметы, изучавшиеся на ступени среднего (полного) общего образования.

На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.

Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).

Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.

При подготовке к устной итоговой аттестации выпускников рекомендуется учесть особенности изучения различных учебных предметов.

Начальник Управления государственного надзора

по соблюдению законодательства Российской Федерации

в сфере образования В.И. ГРИБАНОВ

Примечание: В этот список входят билеты по следующим 20-ти предметам:

ЛИТЕРАТУРА – XI класс

По литературе предлагается три блока экзаменационных билетов: для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предмета и национальных школ. Вопросы составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания литературного образования.

Общеобразовательная школа

Каждый экзаменационный билет состоит из двух вопросов: первый вопрос связан с произведениями русской литературы XIX в. или более раннего времени, второй – с русской литературой ХХ в. Включается чтение наизусть.

Примечание: Ниже следует не оригинальный текст экзаменационных билетов, напечатанный в "Вестнике образования" март 2005, а вопросы из экзаменационных билетов, размещенные автором этого сайта в хронологическом порядке.

1. «Слово о полку Игореве » – призыв к единению Русской земли. (Билет 1)

2. Роль монологов Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 2)

3. А.С. Пушкина . (Билет 3)

5. Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (Билет 5)

6. Стихотворения А.С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них. (Билет 6)

7. М.Ю. Лермонтова . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 7)

8. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как психологический роман. (Билет 8)

9. Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова . (Билет 9)

10. Души «мертвые» и «живые» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 10)

11. Стихи Ф.И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 14)

12. Проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов». (Билет 13)

13. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка. (Билет 12)

14. Как понимают счастье герои и автор поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 17)

15. Тема поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова . (Билет 18)

16. Гуманизм романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 20)

17. Нравственные проблемы в пьесах А.Н. Островского . (На примере одного произведения.) (Билет 11)

18. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

19. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

20. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова . (На примере одного произведения.) (Билет 16)

21. Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21)

22. Патриотическая тема в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 22)

23. А.П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости. (На примере одного произведения.) (Билет 23)

24. Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 24)

25. Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 2)

26. Поиски правды в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)

27. Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 5)

28. Творчество одного из поэтов серебряного века. (Билет 23)

29. Лирический цикл А.А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 22)

30. Тема России в лирике А.А. Блока . (Билет 10)

31. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 8)

32. Тема родины и природы в лирике С.А. Есенина . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 12)

33. Темы и образы ранней лирики В.В. Маяковского . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 21)

34. Тема любви в прозе А.И. Куприна . (На примере одного произведения.) (Билет 3)

35. Тема любви в прозе И.А. Бунина . (На примере одного рассказа.) (Билет 1)

36. Тема Гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». (Билет 6)

37. Сатира в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». (Билет 7)

38. Патриотическая тема в лирике М.И. Цветаевой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 13)

39. Романтические мотивы в лирике М.И. Цветаевой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 20)

40. Поиски человеком смысла жизни в произведениях А.П. Платонова . (На примере одного произведения.) (Билет 9)

41. Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». (Билет 19)

42. Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 11)

43. Тема коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Билет 15)

44. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 16)

45. Фронт и тыл в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 18)

46. Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.) (Билет 17)

47. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 14)

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Евгений Онегин" 1823-1838

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Герой нашего времени" 1840

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Мертвые души" 1842

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Отцы и дети" 1862

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Школа (классы) с углубленным изучением предмета

Национальная школа

Подборка вопросов из этих билетов в хронологическом порядке пока не выполнена.

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература» (II курс)

I -вариант

I уровень

Варианты ответов

Какое название получила литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи?

А) Бронзового века

Б) Серебряного века

В) Золотого века

Г) Железного века

Эти течения русской поэзии XX века следует называть модернистскими

А) реализм, романтизм

Б) символизм, акмеизм

В) комизм, лиризм

Г) абстракционизм, социализм

А) С.Есенин

Б) В.Брюсов

В) Н.Гумилев

Б) С.Есенин

В) М.Цветаева

Г) А.Ахматова

О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

А) о смерти Анны

Б) об убийстве Костылева

В) о самоубийстве Актера

Г) о расправе Василисы над Наташей

Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

А) С.Есенин

Б) В.Маяковский

В) Н.Гумилев

Кому из персонажей пьесы М.Горького «На дне» принадлежит эта самохарактеристика?

«Всю жизнь мою дрожала… Мучилась, как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…

В) Квашня

Г) Костылева

Ниже приведен фрагмент из поэмы А.Б.лока «Двенадцать». Какой прием использует автор?

Черный вечер.

Белый сне.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

А) сравнение

Б) антитеза

В) олицетворение

Г) эпитет

Какой город описан в поэме А.Ахматовой «Реквием»?

А) Москва

Б) Волгоград

В) Петербург (Ленинград)

Г) Самара

Назовите имя лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

А) Александр

В) Сергей

Г) Михаил

2 уровень

11. Кто из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» так описывается?

«С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом держать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее».

12.Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит фразу «Рукописи не горят»?

13. Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написал поэму о Христе? Укажите его псевдоним.

14. Назовите фамилию главного героя рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

15. Какая черта поэзии русского модернизма не имеет отношения к поэзии футуризма?

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература»

II -вариант

I уровень

Варианты ответов

Кто из перечисленных поэтов не представляет символизм?

В) Брюсов

Г) Северянин

Кому принадлежат эти слова в пьесе М.Горького «На дне»?

«Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница».

Г) Бубнов

Кто из представителей «старого мира», появляющихся на первых страницах поэмы А.Блока «двенадцать», сопровождает двенадцать и в финале поэмы?

В) старушка

В) жандарм

А) Б.Пастернак

В) В.Брюсов

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

Б) В.Брюсов

В) С.Есенин

Г) М.Цветаева

Какому персонажу пьесы М.Горького «На дне» принадлежит афоризм: «Ни одна блоха не плоха: Все черненькие, все – прыгают»?

Кому из персонажей М.Булгакова «Мастер и Маргарита» соответствует данное описание?

«Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала куриная кость».

А) Воланд

Б) Азазелло

В) Берлиоз

Г) Левий Матвей

Кому из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» соответствует данное описание?

«Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд … текуч, неуловим».

А) Коршунов

Б) Г.Мелехов

В) Корнилов

Г) Листницкий

Какой прием использует В.Маяковский в фрагменте из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара,

Жара плыла –

На даче было это.

А) антитеза

Б) анафора

А) Б.Пастернак

Б) А.Куприн

В) И.Бунин

Г) Л.Андреев

2 уровень

11. Что является основным лейтмотивом пьесы М.Горького «На дне»?

12. Определите название стихотворения А.Блока по ключевым строчкам:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне…»?

13. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». По деталям интерьера определите владельца дома:

«Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном - сирень, липа и клен».

14.Из приведенного списка персонажей выберите только реальных исторических лиц, появляющихся в романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

Астахов, Александр I , Николай II , Голицын, Коршунов, Корнилов, Багратион, Каледин, Листницкий, Подтелков, Кошевой, Меншиков, Долохов.

Ключи верных ответов

I -вариант

1 уровень

2 уровень

1) Б

2) Б

3) А

4) В

5) В

6) Г

7) А

8) В

9) В

10) В

11) Григорий Мелехов

12) Воланд

13) Иван Бездомный

14) Шухов

15) камерность.

II- вариант

1 уровень

2 уровень

1) Г

2) А

3) Б

4) Г

5) В

6) В

7) Б

8) А

9) Г

10) В

11) Спор о правде – смысловой центр пьесы.

12) «Незнакомка»

13) Квартира Мастера в одном из Арбатских переулков.

14) Астахов, Николай II , Коршунов, Корнилов, Каледин, Листницкий, Подтелков.

15) Ю.Бондарев