Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств. Музейные программы Программа музейные уроки для дошколят

Ю.Н. Уварова, зав. отделом научной популяризации Музеев Московского Кремля

Разработаны новые музейные программы для школьников

Интегрируясь в современную систему образования подрастающего поколения, многие музеи создают новые , которые направлены на расширение аудитории постоянных посетителей музея и превращение музейных экспозиций в сферу увлекательного семейного досуга и дополнительного образования. В Музеях Московского Кремля отделом научной популяризации разработаны и используются на практике несколько новых видов просветительской деятельности , предназначенных для посетителей разного возраста:

  • культурно-образовательные общеобразовательных организаций (далее - ОО) и студентов;
  • программы с элементами театрализации;
  • творческие занятия в Детском центре по различной тематике, адресованные учащимся начальных классов и семейной аудитории;
  • знакомство с экспозицией временных выставок в форме лекционных программ и интерактивных занятий. При разработке содержания и методики проведения программ главными целями являются: углубленное знакомство с музейной экспозицией (по сравнению с обзорной экскурсией) и интерактивная манера подачи материала, предполагающая активное интеллектуальное и эмоциональное участие посетителей.

Для более эффективного контакта с педагогами ОО любого региона Российской Федерации, коллегами из других музеев и родителями учащихся Музеи Московского Кремля регулярно организуют и проводят целый ряд общественных мероприятий :

  • фестиваль-конференцию «Кремль - детям»;
  • научно-практический семинар «Школа-музей»;
  • конкурсы эссе для учащихся по различной тематике;
  • конкурсы детских рисунков и карнавальных костюмов, приуроченные к памятным датам и календарным праздникам.

В этом направлении деятельности есть традиционные проекты, которые существуют уже много лет, но не теряют свою актуальность, например, семинар «Школа-музей». Он организуется для учителей и директоров ОО г. Москвы и проводится один раз в два года в октябре с целью обмена мнениями между сотрудниками музея и педагогами по вопросам интеграции музейных программ в образовательный процесс - взаимодействия музея и школы . Методисты Музеев Московского Кремля представляют новые культурно-образовательные проекты и учебную вспомогательную литературу, участники семинара обсуждают пути взаимодействия и перспективы сотрудничества ОО и музея.

для учащихся

Из новых форм просветительской работы самыми востребованными можно признать культурно-образовательные программы для учащихся разного возраста по различной тематике. Эта форма предполагает несколько составляющих в рамках одной программы: лекция, занятие на экспозиции, интерактивное занятие с участием посетителей, во время которого они выполняют задания и отвечают на вопросы. Занятия могут проходить с использованием реквизита - исторической реконструкции подлинных памятников старины и шедевров из музейной коллекции. Основная цель культурно-образовательных программ - интеграция в образовательный процесс, например, в контексте преподавания учебных предметов, реализации внеурочной деятельности или развития системы работы дополнительного образования, а также расширение кругозора юных посетителей.

Поэтому созданы тематические авторские программы, соотносящиеся с программой учебного предмета «История России» для ОО. Архитектурные памятники и шедевры из собраний Музеев Московского Кремля помогают учащимся более глубоко и серьезно изучить исторический материал и являются превосходными иллюстрациями исторической эпохи и важных событий. Наиболее популярными программами для учащихся 5-7-х классов являются: «Иван Грозный - первый русский царь» и «Смутное время». Оба проекта сочетают короткую лекционную часть и занятия на экспозиции музея.

Культурно-образовательная программа музея «Иван Грозный - первый русский царь»

Культурно-образовательная программа для учащихся 5-7-х классов «Иван Грозный - первый русский царь» позволяет узнать о политических событиях XVI в., парадных церемониях и частной жизни царя Ивана Васильевича и его семьи. Одна из тем программы посвящена изобразительному искусству грозненской эпохи, с шедеврами которого учащиеся знакомятся на примере росписей и икон Благовещенского собора - домашнего храма московских государей. Полученные знания помогает закреплять тетрадь творческих заданий - педагог может использовать ее в классе во время урока. Тетрадь вручается каждому учащемуся и содержит вопросы и задания, карты Кремля и обширный изобразительный материал. Подобные рабочие тетради созданы для нескольких образовательных программ и являются хорошим вспомогательным материалом в учебном процессе.

Культурно-образовательная программа музея «Смутное время»

Авторская культурно-образовательная программа «Смутное время» также предназначена для учащихся 5-7-х классов и посвящена русской истории начала XVII в. События Смутного времени: смерть царя Бориса Годунова, воцарение Лжедмитрия, польская интервенция подробно рассматриваются не только в лекционной части, но и на примере памятников двух соборов Московского Кремля - Успенского и Архангельского. Учащиеся знакомятся с вопросами преемственности и законности власти государя, вспоминают царские династии (Рюриковичей и Романовых), правившие в России, обсуждают причины избрания на царство в 1613 г. Михаила Романова.

В связи с тем, что современные старшеклассники отличаются рациональным мировоззрением и стремятся к получению знаний, полезных для будущей профессии, несколько лет назад была разработана необычная форма образовательной программы для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля и студентов колледжа - деловая игра «Я - экскурсовод». Содержание программы предполагает знакомство с соборами, территорией Кремля и Оружейной палатой. Цель проекта «Я познакомлю вас с Кремлем» - создание каждым юным участником авторской экскурсии и последующая ее презентация в качестве экзаменационной работы. Программа апробирована и внедрена в образовательный процесс колледжа при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (включена в учебный план 3-го курса). Форма деловой игры способствует активному восприятию музейной экспозиции, знакомит с особенностями работы с посетителями, помогает старшеклассникам определиться в выборе будущей профессии.

Культурно-образовательная программа музея «Ушедший Кремль»

Образовательная программа для учащихся 9-11-х классов «Ушедший Кремль» разработана для будущих искусствоведов, архитекторов, специалистов по регионоведению. Проект имеет исследовательский характер и включает элементы игры-квеста, столь популярной в наши дни среди посетителей разного возраста. Учащиеся в лекционной части узнают о том, каким был Кремль в XVI-XIX вв., как менялся облик кремлевских улиц и площадей и какие сооружения возводились по указам российских государей. На практическом занятии учащиеся должны, ориентируясь по карте, найти, где именно в Кремле находились несохранившиеся дворцы, храмы и монументы, рассказать об истории их создания и причинах утраты. Программа требует от участников аналитического подхода к информации и навыков исследовательской работы. В завершение каждый учащийся представляет доклад с презентацией, посвященный одному из утраченных памятников Московского Кремля. Помимо образовательной задачи, этот проект ставит своей целью воспитание бережного отношения к историческому наследию и понимания важности его сохранности.

Музейные программы для школьников с элементами театрализации

Культурно-образовательные программы с элементами театрализации реализуются в музеях Кремля несколько лет. Разработка такой программы требует подготовки сценария, включения в сюжетную канву исторического персонажа, использования ролевой игры как метода погружения участников в атмосферу заданной эпохи. Большое значение для положительного эмоционального восприятия проекта имеют актерские навыки сотрудника музея, исполняющего роль некоего персонажа, и реквизит, являющийся исторической реконструкцией памятников старины. В настоящее время Музеи Московского Кремля предлагают учащимся среднего и старшего возраста две театрализованные программы, посвященные русской придворной культуре XVII в. - «Во кремлевских во палатах» и «У царицы на пиру». Они проводятся в экспозиции Патриарших палат и знакомят с повседневной жизнью русских государей. Прием театрализации требует от музейных сотрудников чувства меры и деликатности, он не должен заменять интерес к подлинным произведениям музейной экспозиции и служить исключительно развлекательным целям. Главная задача - пробуждение интереса к национальным традициям и создание яркого образа эпохи.

Познавательную функцию программы «Во кремлевских во палатах» выполняют и игровые моменты, включенные в сценарий программы: посетителям не только рассказывают о забытых в наше время деталях женского и мужского костюма знатного человека, но и предлагают померить их и увидеть, как элементы костюма носили в далекие времена. Двух участников программы наряжают боярышней и боярином, поясняют названия и значение составных частей их одеяний и аксессуаров. В результате юные посетители получают представление об особенностях русского средневекового костюма и этикете, принятом при царском дворе.

Программа «У царицы на пиру» также сочетает повествовательную (экскурсионную часть) и игровую, театрализованную. Благодаря красочной реконструкции торжественного застолья и разнообразному реквизиту воссоздается обстановка царского пира во дворце. Учащиеся принимают участие в ролевой игре - изображают различных персонажей - участников застолья. Интерактивное действо помогает им узнать о правилах этикета, парадных церемониях XVII в., законе местничества. Важной целью программы является знакомство с традициями русской национальной культуры и трансформация старинных обычаев в современный контекст. Обе программы включают работу с тетрадью творческих заданий.

Музейные программы для школьников с творческими заданиями

Работа с учащимися 1-4-х классов предполагает широкое использование творческих заданий , игровых моментов, реквизита, применение формы активной беседы и поощрения наиболее активных участников. Относительно новым методом познания музейной экспозиции и закрепления материала является творческое занятие, включенное в структуру образовательной программы. Подобное мероприятие сочетает знакомство с подлинными памятниками музея, повторение материала в виде лекции-беседы и создание предмета художественного творчества в технике, предложенной художником-педагогом. Этот вид работы помогает творчески осмыслить информацию об историческом прошлом и отобразить ее в художественных образах. Он пользуется особенным успехом не только в работе с учащимися, но и у семейной аудитории и в последнее время стал популярной формой семейного досуга.

В Музеях Московского Кремля методистами отдела научной популяризации разработано несколько тематических авторских программ, посвященных истории архитектурного ансамбля царской резиденции и знаменитым коллекциям Оружейной палаты. Программы реализуются в рамках детской студии «Светлица». Программы комбинируют посещение экспозиции и художественное творчество в Детском центре. Учащиеся выполняют несложные задания, используя подготовленные заранее заготовки художника. При этом они опираются на знания и впечатления, полученные во время посещения музея. Таким образом юные посетители, осваивая азы художественного творчества, закрепляют полученные знания и запоминают наиболее значимые исторические события, факты, явления культурной и бытовой жизни. Творческие задания выполняются в разных техниках: рисунок, аппликация, лепка, макетирование, а в качестве образцов используется реквизит и реконструкция подлинных старинных костюмов. Учащиеся узнают об особенностях работы с различными материалами и, создавая собственный «шедевр», ощущают себя настоящими «ремесленниками» - гончарами, строителями, рисовальщиками. Во время коллективных занятий присутствуют элементы взаимопомощи, а активное участие родителей и их эмоциональная поддержка способствуют атмосфере семейственности и дружелюбия.

Культурно-образовательная программа музея «Мы строим Кремль»

Чрезвычайно востребованной стала новая культурно-образовательная программа «Мы строим Кремль» , посвященная истории строительства новой великокняжеской резиденции в эпоху Ивана III. Она направлена на то, чтобы сформировать у учащихся осознанное восприятие красоты архитектурного ансамбля Московского Кремля и понимание его уникальной исторической и государственной значимости. Во время занятия учащиеся с картой Кремля проходят вдоль крепостных стен и башен, запоминают их названия, конструкцию, назначение. Под руководством опытного методиста они представляют картину вражеского нашествия и обороны Кремля в старину. В Детском центре юные посетители «строят» одну из самых красивых и высоких кремлевских башен - Водовзводную.

Музейные программы для школьников и семейной аудитории

Познавательную цель имеет серия программ с творческими занятиями для учащихся и семейной аудитории - «Навстречу праздникам» . В списке праздничных дат есть и старинные, и унаследованные от советского периода: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, 8 Марта, 23 Февраля. Главная цель проекта - рассказать об истории всеми любимых праздников и помочь учащимся создать своими руками подарок для родителей. Правда, часто не без помощи самих родителей, т. к. посетителями программы являются как классы обучающихся, так и семейные группы. Несмотря на обилие информации и несомненный интерес к национальным традициям, в наши дни далеко не все посетители знают историю появления наряженной елки на Рождество, символику пасхального яйца и значение Масленой недели. Программа «Навстречу праздникам» знакомит учащихся с этими важными понятиями и раскрывает глубокий смысл церковных и календарных праздников, используя форму лекции-беседы с показом красочных слайдов. Повествование о традициях празднования Пасхи включает занятие в экспозиции Оружейной палаты, где посетители могут увидеть прославленные шедевры фирмы К. Фаберже - пасхальные подарки. В Детском центре учащиеся, опираясь на полученные знания и вдохновленные увиденными произведениями искусства, создают свой «шедевр».

Более сложные цели ставит проект , получивший название «Клуб любителей древностей» . Он предлагается семейной аудитории, рассчитан на несколько лет обучения и предполагает последовательное изучение всего комплекса Музеев Кремля, а также истории искусства и различных музейных профессий. Секции клуба - это авторские программы методистов, состоящие из 16 занятий на экспозиции и в учебном классе: «Кремлевские достопамятности», «Мое открытие Кремля», «Я - геммолог», «Юные знатоки искусства». В процессе занятий теоретические знания подкрепляются знакомством с произведениями искусства, архитектурой и рассказом методиста о важных вехах русской истории на экспозиции музея. Обучение в клубе завершается в конце учебного года конкурсом эссе и устных докладов с презентациями о наиболее запомнившихся шедеврах и архитектурных сооружениях. Учащиеся, занимающиеся в студии «Светлица» и посещающие «Клуб любителей древностей», с удовольствием принимают участие в различных конкурсах как интеллектуальной, так и художественной направленности. Например, конкурс «Елке - быть», приуроченный к Рождеству и Новому году, объявляется на лучший тематический арт-объект: елку из необычных материалов или елочную игрушку на кремлевскую тему. В создании конкурсной работы обычно участвует вся семья, а в роли жюри выступают сотрудники Музеев Кремля, которые голосуют за самый оригинальный «сувенир».

Создание научно-популярной и вспомогательной литературы для учащихся связано с подготовкой и выпуском книг семейного чтения по различной тематике об истории русского государства и Московского Кремля, и целый ряд вспомогательной учебной литературы по курсу истории для учащихся 5-9-х классов. Поскольку подобные издания рассчитаны на семейную аудиторию, иллюстративный материал включает рисунки на заданную тему, которые художник создает на основании консультаций с автором книги - сотрудником музея.

Еще одной формой взаимодействия учебных заведений и музея можно считать научно-популярные издания серии «Музей - школе», которые вышли в свет впервые в 2013 г. В настоящее время методистами отдела научной популяризации выпущены вспомогательные материалы к курсу истории 5-8-х классов по следующей тематике: «Московский Кремль в 1812 г.», «Великий московский князь Иван III», «Воцарение Романовых». Издания имеют методический характер и рассчитаны на использование в процессе обучения педагогами и учениками, т. к. содержат не только необходимую информацию, но и многочисленные вопросы и задания по теме.

Образцова, 11, стр. 1а, Бахметьевский гараж

Английский для детей «Little Bookworm»

Вряд ли можно найти музей, в котором детям уделяли бы больше внимания, чем в Еврейском музее в Москве. Здесь существует специальный Детский центр с арт-классами, квестами, шахматным клубом, театральной лабораторией, выставками и массой других возможностей. Выбирай - не хочу! Программа «Little Bookworm» знакомит учеников с английским языком через рифмы, стишки и пальчиковые игры и книжки на языке оригинала. Занятия организованы так, чтобы английский язык воспринимался как среда, в которой ребенок органично существует - играет, общается, переживает за любимых литературных героев и взаимодействует с педагогом. Абонемент на месяц - 6500 рублей

добавить в избранное

Крымский Вал, 10

Мастерская художника

Иногда фраза «Мой ребенок нарисует не хуже!» вполне уместна. Например, на встречах в «Мастерской художника», каждая из которых включает в себя прогулку по музейным залам и обсуждение, как именно сделаны картины, рисунки и скульптуры из коллекции Третьяковской галереи. Практические занятия, сопровождающие лекции, позволят детям самим попробовать разные художественные техники. Кроме того, открытая мастерская Третьяковки - это еще и отличный способ разнообразить традиционные музейные экскурсии, часто наводящие тоску как на детей, так и на их родителей. Занятия проходят в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Ведут их художник Анна Михайловна Баркова и искусствовед Елена Львовна Герасимова. Изучить экспозицию «Искусство ХХ века», порисовать гуашью, научиться смешивать краски и различать оттенки, а также сделать свои первые «коллажи» и «ассамбляжи» - это сюда. Разовое посещение для ребенка и взрослого - 850 рублей.

добавить в избранное

Новая пл., 3/4

Сепулька. Версия 2.0

Создать музейный экспонат своими руками просто: достаточно записаться в мастерскую Политеха и сконструировать собственную версию самых популярных объектов музея из LEGO. Первый цикл занятий, например, посвящен роботу Сепульке, работая над моделью которого, дети познакомятся с основами инженерного проектирования, механики, геометрии и черчения. В конце участники соберут действующую модель на радиоуправлении. В процессе каждый сможет предложить свои варианты сборки. Второй цикл будет посвящен стопоходящей машине Чебышева - на ее примере дети изучат лямбда-механизм и другие способы преобразования вращательного движения. Занятия проводит Артем Минин, экскурсовод Политехнического музея, преподаватель курсов Polycent и научных лагерей «СиЖ». Стоимость 4000 рублей.

добавить в избранное

Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького

Форма и цвет. Архитектурный курс

Создать макет «кубического» животного и сконструировать настоящую объемную арку дети смогут в музее современного искусства «Гараж». Архитектурный курс научит всех желающих работать с геометрическими фигурами, а также познакомит с работами известных архитекторов и законами пропорций. Темы более чем доступные: на одном занятии детям предлагают создать макет моста из ромбов и обсудить, что делает его конструкцию устойчивой, на другом - спроектировать интерьер собственного разноцветного дома. Ведут курс архитекторы Дарья Туранская и Марина Вайсман. В финале каждый ребенок должен создать проект дома для своей семьи. В профессиональных архитекторов выпускники курса, может быть, и не превратятся, но повелителями объектов обязательно станут. Стоимость абонемента 12 000 рублей.

добавить в избранное

Волхонка, 12

Компьютерная графика

Предложения «два в одном» бывают не только у производителей косметики. Компьютерную графику в Пушкинском музее преподают, опираясь на историю изобразительного искусства: дети учатся использовать цвет и изучают принципы перспективы на примерах работ художников эпохи Возрождения и других мастеров из собрания музея. На выходе каждый ребенок должен освоить базовые навыки работы в фотошопе и историю мировой живописи, а также - создать свои первые графические произведения. Занятия проходят 2 раза в месяц. Для того чтобы попасть в группу, нужно пройти собеседование. Стоимость абонемента 8000 рублей.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Мир под микроскопом

Как выглядят клетки растений и животных под микроскопом? Откуда пошло название «насекомые»? Что такое почва и как она устроена? Учебная лаборатория Дарвиновского музея обещает приоткрыть детям тайны живого мира: от одноклеточных инфузорий до тканей человека. На занятиях ученики увидят окружающую природу, увеличенную в сто раз, понаблюдают за жизнью самых маленьких существ, проведут самостоятельные эксперименты и научатся уверенно работать с микроскопом. Есть лишь одно небольшое ограничение: детей до 8 лет допускают до занятий только в сопровождении взрослого. Билет для одного посетителя - 200 рублей, семейный билет (взрослый + ребенок) - 300 рублей

добавить в избранное

Зубовский б-р, 2

Детская дизайн-школа «ШУМ»

Здесь проходят уроки дизайна от Александра Васина - арт-директора groza.design, основателя фестиваля Typomania и руководителя образовательных проектов education.vasin.ru. На занятиях будет много практики, из которой впоследствии можно составить неплохое портфолио будущего графического дизайнера. Дети поработают над дизайном упаковки, займутся шрифтами и инфографикой, а также изучат основы мультипликации и создадут настоящий экспериментальный костюм. Учащимся предстоит иметь дело с типографской краской, деревянными литерами, картоном, клеем и, конечно, с красками. Помимо Васина занятия ведут приглашенные художники и дизайнеры. Уроки развивают основы творческого мышления, учат композиции и мастерству интерпретации. Разовый билет - 1500 рублей, абонемент на 15 занятий - 15 000 рублей

добавить в избранное

просп. Мира, 30

Книжный клуб для подростков «Точка с запятой»

Раз в неделю в Музее Серебряного века школьники вместе с сотрудниками музея будут читать отрывки из современных книг для подростков, двигаясь от поверхностного обсуждения сюжета до глубинного анализа образов и смыслов. Для обсуждения предлагаются книги в диапазоне от «Баллады о сломанном носе» норвежского писателя Арне Свингена до «Германа» еще одного норвежца Ларса Соби Кристенсена. Ведущие помогут подросткам познакомиться с разными жанрами, объяснят, что такое подтекст и контекст, и научат «читать позвоночником», как советовал Набоков. Помимо чтения обещают творческие задания, психологические игры и чай с печеньем. В клуб также приглашаются дети с особенностями социального взаимодействия. Ведь как еще научиться принимать себя и друг друга, если не с помощью книг? Билет на 1 занятие - 500 рублей, абонемент на 2 месяца (8 занятий) - 3000 рублей

В 2017/18 учебном году Музеи Московского Кремля приглашают на семейные экскурсионные программы , лекции и музейные занятия в студии «Светлица» , а также в секциях Клуба любителей древностей . Занятия проходят в экспозиции музеев и на территории Детского центра.

Третьяковская галерея
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: занятия от 650 руб., лекции от 120 руб.


Детей от 5 лет приглашают в творческие мастерские в Новой Третьяковке «Азбука красок» (5+), «Мир музея» (6+), «Мастерская художника» (7+), «Стихи и краски» (8+), «Про личности. Дело художника» (9+). В лектории в Лаврушинском переулке можно посещать циклы лекций «За тридевять земель» (6+), «Сказочная страна» (7+) и «Сказки про животных. Мир книжной иллюстрации» (7+). Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.

Московский Мультимедиа Арт Музей
от 6 лет
с сентября по май
стоимость: от 21000 руб./год, 10500 руб./полгода

Музей предлагает несколько детских курсов, ориентированных на изучение искусств. Детей ждут на занятиях «30 шедевров мирового искусства» (6+), «Искусство древнего Рима и Византии», «История искусства: Барокко» (7+), «Искусство Возрождения. Великая эпоха и великие имена», «История Древнего мира. Искусство Междуречья и Древнего Египта» (8+). Также в МАММ проходит авторский курс Дарьи Невской «Диалоги о культуре» , ориентированный на ребят 2-11 классов. Для участия необходимо приобрести абонемент на год или полгода занятий.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
от 5 лет
с октября по апрель
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 600 руб./разовое занятие

В Музее ДПНИ есть семейный абонемент «Русский дом» для детей 5-6 лет. На семейных занятиях по музейной арт-терапии «Шаг за шагом» ждут ребят 7-11 лет с родителями. Цикл занятий «Встречи в Доме Остермана» (9-11 лет) знакомит детей с коллекцией фарфора и художественного стекла, а «Дом-Храм-Корабль» (12-13 лет) — с историей и практикой русского зодчества. Посещать занятия можно как по абонементу, так и на разовой основе.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина
от 5 лет
с октября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент

ГМИИ им. Пушкина приглашает в кружки Центра эстетического воспитания «Мусейон». Есть семейные группы для родителей с детьми 5–6 и 6–7 лет, а также студии «Беседы об искусстве» для младших школьников (2-5 классы). Продолжить обучение можно на курсах Клуба любителей искусств , адресованных средним школьникам (5-8 классы). Также в музее действуют студии, куда можно поступить только пройдя собеседование: курс «Компьютерная графика», Изостудия (5–6 лет), художественные мастерские по керамике (9+) и эстампу (11+). В Клуб юных искусствоведов приглашают подростков, которые всерьез заинтересовались историей искусства. Для занятий в кружках нужно приобрести абонемент.

Институт русского реалистического искусства
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: 5000 руб./5 занятий, 15000 руб./15 занятий

В ИРРИ детей 3-5 лет с родителями ждут на семейном курсе «Первый шаг в искусство» . Малыши также могут попробовать себя в разных жанрах на занятиях цикла «Арт-профи» или с театральным искусством на курсе «Театр. Там, где живет волшебство» . Для детей 8-14 лет запустили новую программу «Музей будущего» , участники которой смогут почувствовать себя практикующими архитекторами. Мастер-классы проходят в трех форматах: курсы - интенсивы (3 дня), короткие и долгосрочные (5 и 15 занятий) образовательные программы. По окончанию курсов участникам выдают сертификаты от института.

Московский планетарий
от 5 до 8 лет
с сентября по декабрь/с октября по май
стоимость: 3500 руб./7 программ

В Планетарии малышей 5-8 лет ждут на занятиях «Театра увлекательной науки» . Их ждет семь научных спектаклей, которые объясняют устройство мира: «Семья Солнышка», «Живые часы и компасы», «Проделки Луны», «Приключения Капельки воды», «Сказки Неба», «Путешествие солнечного лучика», «Секреты радуги». Для школьников 6-7 классов в Планетарии открыли бесплатный кружок астрономии , который будет работать с октября по май. В программе: выездные наблюдения, экспедиции в обсерватории России, встречи с легендарными космонавтами и крупными учеными, интересные экскурсии. Еще один образовательный проект — , где с октября по декабрь школьникам 4-9 классов рассказывают о законах природы и их проявлениях на звездном небе.

Музей Востока
от 7 лет
с октября по май
6000 руб./15 занятий

Для младших школьников в музее открыт кружок «Юный Востоковед» , где учеников 1-2 и 3-4 классов знакомят с культурой Востока и устройством музея посредством экскурсий, лекций и мастер-классов. Для школьников постарше (5-6 класс) проходит образовательная программа «Белый журавль» , направленная на углубленное изучение культуры и искусства Древнего и Средневекового Востока. посещать занятия можно по абонементу.

Государственный музей российской литературы им. В.И. Даля (Гослитмузей)
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 250 руб./занятие, от 1000 руб./абонемент — «Книжная полка», 500 руб./занятие, 3400 руб./7 занятий — «Сказка выходного дня»

Гослитмузей приглашает детей на занятия в двух своих филиалах. В , которая работает в Музее ХХІ века , действует несколько абонементов: основной абонемент для детей 5-9 лет, литературная мастерская Валентины Дёгтевой для детей 10-13 лет и Мастерская сторителлинга для детей 10-13 лет. Заниматься в студии можно как по абонементам (на полгода или год), так и посещая разовые занятия, тематика которых совпадает с занятиями по абонементу.

В Доме И. С. Остроухова в Трубниках действует — в течении года можно посетить каждый из пяти образовательных кружков по литературе и русскому языку. Есть программы как для малышей, так и для школьников: «Книжные истории» (5+), «Литературный календарь» (7+), «Сказки и мифы народов мира» (7+), «Занимательная филология» (12+).

Еврейский музей и центр толерантности
от 3 лет
с сентября по май
стоимость: от 3000 руб./абонемент, от 300 руб./занятие

В Детском центре музея с началом учебного года стартует множество кружков и студий. Например, развивающая программа «У ребёнка 100 языков» для детей 3-4, 4-5 и 5-6 лет. Для детей 4-6 лет открыта студия английского «Little Bookworm» и клуб «Научная нешкола» . С 5 лет можно заниматься в Шахматном клубе или в театральной мастерской «Театр в кармане» . Для участников 8-12 лет работают студии Театр на английском «Drama people» и Кинопроект «8» . Для всех этих студий необходимо приобретать абонемент на месяц занятий. По воскресеньям в музее проходят занятия проектов Baby Parking (3+), «Наука через искусство» (3-5 лет) и дизайн-бюро «Простые формы» (6+), которые можно посещать на разовой основе.

Государственный Исторический музей
от 7 лет
с сентября по апрель
стоимость: от 4200 руб./абонемент

В ГИМ работает множество кружков для школьников, а посещать занятия можно с родителями. Можно знакомиться с работой художников разных эпох в студии «Жар-птица», изучать историю Древней и Средневековой Руси, раскрывать тайны нумизматики, знакомиться с историческим театром кукол, старинным рукоделием или видами резьбы по дереву. Всего в новом сезоне будет работать 17 кружков разной направленности. Для занятий необходимо приобрести абонемент.

Музей археологии Москвы
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: 450 руб./занятие

По воскресеньям филиал Музея Москвы на Манежной площади приглашают детей и родителей на ролевую программу «Играем в прошлое» и на занятия из цикла «Занимательная археология». В любой день, кроме понедельника можно посетить «Археологический практикум» и самому почувствовать себя археологом. Для посещения циклов занятий требуется предварительная запись.

Государственный Музей А.С. Пушкина
от 5 лет
с сентября по декабрь
стоимость: от 400 руб./занятия, от 1350 руб. абонемент

В Пушкинском музее для детей 5-7 лет с родителями проводят игровые тематические экскурсии «Играем сказки А.С. Пушкина» , «Негде в тридевятом царстве» и «Сказки Ученого Кота» . Посещать их можно по предварительной записи. Также в музее действуют экскурсионные абонементы для школьников: «Поговорим о старине» (1-5 классы) и «Привычки милой старины» (3-5 классы).

Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 5 лет
с сентября по май
стоимость: от 150 руб.


По выходным в Биологическом музее имени Тимирязева действует программа «Семья в музее» . Родителей с детьми ждут занятия «Смотри в оба!» , на которых можно посмотреть на мир глазами насекомых через специальные очки и испытать на себе оптические иллюзии, занятия «Зоопарк в капле воды» , на которых можно рассматривать под микроскопами мельчайших существ, «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» и «Уроки географии» , на которых мастерят из бумаги, клея, картона, пупырчатой плёнки и упаковок из-под яиц и слушают рассказы об окружающем мире.

Экскурсии по выставке «Лицом к лицу с природой»

«Путешествие с Аленкой»
Экскурсия по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди», путешествие с сестрицей Аленушкой по лесам, степям, рекам и озерам в поисках потерявшегося братца Иванушки.
«Лесная прогулка»
О многообразии мира природы таежной и лесостепной природных зон.
«Путешествие в страну мамонтов»
О животных ледникового периода, обитавших на территории Омского Прииртышья (возможно проведение выездного занятия).

Музейные беседы

«Здравствуй, музей!»

Знакомство с музейными терминами, правилами, профессиями, с разделами музейной экспозиции.

«Бабушкин сундук»

Беседа о старинных вещах и предметах повседневной жизни, вышедших из современного обихода

«Изобретатели далекого прошлого»

Беседа о наиболее значимых изобретениях первобытного человека на выставке «Археология Омского Прииртышья». Мастер-класс: придумай орнамент для горшочка.

«Как рос и строился Омск»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о походе И. Бухольца и основании первой Омской крепости. Мастер-класс в технике пластилинографии (возможно проведение выездного занятия).

«Кто здесь живет?»

Беседа о многонациональном составе населения и многообразии культур народов Сибири на примере различных типов жилищ (возможно проведение выездного занятия).

«Как хлеб на стол попал»

Беседа о тяжелом крестьянском труде в процессе выращивания зерна и о бережном отношении к хлебу (возможно проведение выездного занятия).

«Вышиваем полотенце»

Беседа о традиционном орнаменте с практической работой по оформлению бумажного полотенца (возможно проведение выездного занятия).

«Любимая игрушка»

Беседа о старинных и современных игрушках разных народов. Мастер-класс по изготовлению игрушки своими руками (возможно проведение выездного занятия).

«История глиняной посуды»

Беседа о появлении глиняной посуды, ее использовании, профессии гончара и гончарном круге (возможно проведение выездного занятия).

«Чем писали и пишут люди»

Беседа об истории письменных принадлежностей. Мастер-класс по письму пером (возможно проведение выездного занятия).

«Книжка с картинками»

Беседа об истории появления книги и видах книжной графики (возможно проведение выездного занятия).

«Волшебное превращение копейки»

Беседа об истории денежных знаков (возможно проведение выездного занятия).

«Здравствуй, лес!»

Беседа-знакомство (с использованием мультимедийной презентации) с природой родного края, лесными жителями Омской области, значением леса в жизни человека. Мастер-класс «Мой лес» в технике аппликации (возможно проведение выездного занятия).

«Камешки в песочнице»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о составе песка и его образовании с показом коллекции минералов (возможно проведение выездного занятия).

«История ложечки»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о возникновении знакомого предмета – ложки. Мастер-класс по изготовлению ложечки из газетных трубочек в технике плетения (возможно проведение выездного занятия).

«Эх, лапти, лапоточки...»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о традиционном виде обуви русских крестьян. Мастер-класс по плетению лаптей (возможно проведение выездного занятия).

«Страна Пионерия»

Беседа о пионерском движении, красном галстуке, торжественных линейках и бое барабана.

«Путешествие на ретромобиле»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о разных видах транспорта, сопровождающаяся фоторядом изображений видов города (возможно проведение выездного занятия).

«Детство, опаленное войной»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о жизни детей в тылу на примере нашего города, о детях-фронтовиках. Мастер-класс «Фронтовая открытка» (возможно проведение выездного занятия).

«Они помогли победить!»

Беседа (с использованием мультимедийной презентации) о животных, помогавших человеку ковать победу на фронтах Великой Отечественной войны (возможно проведение выездного занятия).

Игровые занятия

Цикл «Один день лета весь год кормит»

«День огурца»

Об истории появления огурца в России, его полезных свойствах и приметах из русского земледельческого календаря. (возможно проведение выездного занятия).

«Томатина»

Об истории появления помидора в России, его полезных свойствах, о ежегодном «томатном» празднике, проходящем в испанском городе Буньоль. (возможно проведение выездного занятия).

«Картофелина»

Об истории появления картофеля на Руси, его полезных свойствах. Мастер-класс по изготовлению картошки-игрушки. (возможно проведение выездного занятия).

«День луковой слезинки»

Об истории применения лука в далеком прошлом, его полезных свойствах, русском земледельческом календаре, о празднике Вторые Осенины. (возможно проведение выездного занятия).

Цикл «Делу время, а потехе час»

«Сидел Фома на лавочке»

О детстве крестьянских детей, приобщении их к работе, а также о традиционной игровой культуре (возможно проведение выездного занятия).

«У медведя во бору»

О правилах поведения детей в лесу и его обитателях, рассказ о леших, водяных, болотных (возможно проведение выездного занятия).

«Как на наши именины»

О традиционных обрядах и обычаях, сопровождающих празднование именин, и тайне происхождения своего имени. Мастер-класс по изготовлению куколки «Кувадка».

Театрализованные мероприятия: музейные праздники

Новогодний утренник в музее.

«Масленица»

Традиции празднования русской Масленицы, особенности каждого дня масленичной недели, хоровод, детские игры и забавы, театр Петрушки.

«Сороки»

Традиционный праздник, отмечаемый в народной культуре, когда «зима кончается – весна начинается...». Гостей ждет театрализованная программа, игры, загадки, мастер-класс.

«Солнечная свадьба в купальский день»

Традиции празднования дня Ивана Купалы, беседа о русалках, нечистой силе, сборе трав и поиске цветка папоротника.

«День любви, семьи и верности»

Праздник, посвященный Дню любви, семьи и верности, который отмечается 8 июля. Дети узнают об истории праздника, семейных ценностях, традициях и обязанностях.

«День капусты»

О празднике Воздвижения, «капустных» вечерках, приметах и истории появления этой овощной культуры.