Небольшой рассказ по картине поленов золотая осень. Обучающее сочинение по картине в.д.поленова «золотая осень»

Золотая осень

На картине русского художника Василия Дмитриевича Поленова изображена красота природы в осеннюю пору. Картина завораживает многообразием красок и великолепием осенней природы.

На холсте изображен солнечный, погожий денек, возможно теплые солнечные лучи радуют землю в последний раз в этом году. По небу плывут белоснежные, изредка серые, пушистые облака. Трава и деревья пожелтели и приобрели невероятный, золотистый осенний окрас, но местами еще проскакивают зеленые краски уходящего лета. Листва деревьев, казалось бы имеет все цвета радуги: зеленый, желтый, багряный, красный, коричневый, оранжевый цвет. Посреди густого ковра из осенней травы протоптана небольшая тропинка, ведущая вдаль леса.

Вдоль деревьев, одетых в красочные, сочные и разноцветные наряды, вьется голубая, гладкая река. Ее плавные изгибы влекут за собой, они волшебны, им нет конца. Плывущие по небу облака отражаются в прозрачных водах чистой реки. Высокие, стройные деревья кидают на реку свои разнообразные тени.

На другой стороне реки виднеется песчаный берег. Пейзаж пробуждает желание расположится на берегу реки, понежиться на солнышке и насладится последними, теплыми деньками. За берегом, на заднем плане картины, раскинулись широкие, бескрайние, осенние поля, среди них изредка проглядывают одинокие деревья.

Художник на своей картине умело передал все разнообразие цветов и красок осени. Любуясь картиной восхищаешься и вдохновляешься осенней природой, душу наполняют теплые, умиротворенные и радостные воспоминания. Картина позволяет отвлечься от городской суеты, полностью погрузиться в мир природы и насладиться ее великолепием.

Сочинение по картине Золотая осень Поленова

Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделил большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображен с какой-то особой любовью. Он написан спустя несколько лет после того, как Поленов поселился в своей усадьбе в имении Бёхово. Полюбившийся образ сентябрьской природы, могучей Оки, Очковых гор предстает перед нами в наилучшем исполнении. Вся работа отражает мысли автора, его настроение по отношению к родным местам. С какой-то особой заботой и трепетом он рисует этот пейзаж.

Река голубой лентой, петляя, движется навстречу горизонту. Вода спокойна, и в ней отражаются тихо шелестящие деревья, стоящие на берегу. Листва только-только начала желтеть, окрашивая весь лесок в прекрасные оттенки. Стройные березы медленно облачаются в золотистые одежды, в то время как могучий дуб еще колышет на ветру темно-зеленые листья. Наверняка, он будет еще долго упрямо стоять, но когда-нибудь лист облетит и с его могучих ветвей.

Трава не успела сменить свой изумрудный окрас. Маленькие кустики темными пятнами растут на поляне в тени деревьев. Через лесную поляну пролегает аккуратная узенькая тропинка, которая, как можно предположить, направляется в соседнюю деревушку, которой принадлежит маленькая деревянная церковь, стоящая на заднем плане. Над огромными широкими холмами, растворяющимися вдалеке, повисло серо-голубое небо с лениво плывущими облаками. Оно находится очень низко к настолько мягко очерченной линии горизонта, что не понятно, где начинается земля, а где небеса. Осень робко стоит на пороге, как бы в ожидании ухода лета. Она будто еще не решилась властной рукою снять радостное жаркое оживление и чего-то выжидает.

Природа всегда впечатляла и вдохновляла человека. Она была музой не только для художников, но и для писателей и поэтов. И если поэт вкладывал красоту окружающего мира в строки с помощью эпитетов и метафор, художник использует цвет. Цвет – душа живописи. Он несет в себе не только описание окраски предмета или некого тайного смысла, но и психологическое описание, эмоции. Как много может передать палитра, и не каждый художник способен управляться с цветом. В.Д. Поленов же – мастер своего дела, он чудесно передает осеннее настроение, бережными мазками рисует на картине изображение таинственной грусти и умиротворения. Светлые тона преобладают в его работе, что, кажется, делает ее почти невесомой. Все полотно будто дышит прозрачной негой.

Картина также живо, как и реальная природа пленяет каждого своей удивительной красотой. Настоящая русская душа так и рвется попасть в этот безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение, гармонию с миром, а главное с самим собой. Часами можно рассматривать этот пейзаж: грациозные деревья, маленькие кустики, широкую вольную реку, бескрайние голубые дали и такое же голубое небо. Хочется почувствовать ласковое прикосновение ветерка, который нежно треплет кроны, заставляя стареющие на глазах листья нашептывать что-то удивительными голосами.

Сочинение на эту тему дают в 3 классе. 2, 3, 4, 7 класс

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Сочинение по картине Поповича Не взяли на рыбалку (описание)

    О. Попович - один из самых близких русскому духу художников. На своих картинах он изображает те привычные ситуации, с которыми каждый не раз сталкивался в жизни.

  • Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга

    Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

  • Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина

    Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси

  • Сочинение по картине Утро весны Кудревича (описание)

    Владимир Кудревич - это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года.

Описание картины Поленова «Золотая осень»

На вкус и выбор жизненного пути многих художников влияют места, которые их окружают.
Так, и на творчество Поленова Василия Дмитриевича повлиял вид на реку Оку, который он видел с самого детства.
Красота той природы вдохновляла его и придавала сил для творчества.
Многие его произведение посвящены именно тем места.

Картина «Золотая осень» также открывает нашему вниманию вид на красивую и бегущую реку Оку.
Она бежит вглубь картины, сужаясь между берегами и растворяясь в цвете дальних пейзажей.
Ее воды играют на солнце разными оттенками голубого и синего цветов.
Передний край картины укрывает небольшая придорожная полянка и молодые березки.
Среди них виднеется большой, вековой, еще зеленый дуб.
Он как самый главный надзиратель, смотрит, чтобы все было в порядке.
Вся природа уже принарядилась в желто-красные наряды еще, где нигде разбавлены зеленными цветами.
День очень солнечный и яркий, хотя на небе видно много легких тучек.
Кажется, что они плывут вслед за рекой и пропадают в синеве неба, где-то на горизонте.
Приковывает к себе взгляд и протоптанная или выезженная среди всей этой красоты тропинка.
Многие прохожие любовались этой красотой, вдыхали ее запах и наслаждались.

Вся картина очень яркая и красочная, хотя и использованы, в основном, желтые и зеленые цвета разных оттенков и голубое небо с рекой.
Но когда смотришь на картину то, кажется, что там присутствуют все цвета радуги.
Она вызывает бурю положительных эмоций, греет душу и заставляет улыбнуться.
Мне кажется, что каждый человек мечтал бы просыпаться и жить среди такой красоты.
Не удивительно, что именно ее автор изображал на своих полотнах.

Золотая осень - Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77x124 см


Прирождённый пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов, внёс огромный вклад в развитие и эволюцию данного жанра. Замечательная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Всё дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики разделяют на два этапа - до середины 1880-х и после.

Увлёкшись пейзажем во , в творческой экспедиции, которую Поленов провёл вместе с , мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру – широчайший пленэр, свежесть насыщенность цветов, естественность, чёткий ясный рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от нарочитой заданности, создавая поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Такой и является полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Почему эта картина столь привлекательна даже спустя более ста лет с момента создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимой порой года для Поленова являлась осень, да и к Оке, которая изображена на картине, автор имел особое отношение – на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая ею восхищаться и любоваться. Ещё в 1890 году художник переезжает в усадьбу «Борок» в деревне Бёхово, а спустя три года появится эта картина.

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Автор отказался от привычного для себя сопоставления двух планов, дальнего и переднего, оставив лишь широкий простор. Зритель представляет себя стоящим на вершине какого-то холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Причём местные жители легко узнавали это место – мастер всё изобразил правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты – скорее наш взгляд следует за рекой, устремляясь всё дальше и дальше, вглубь картины. Подчиняясь заданной автором затейливой траектории, зритель постепенно постигает все прелести открывающегося вида, который демонстрирует нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и многообразии, колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое претворение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию.

Поленов прослыл создателем именно «интимного» пейзажа, в том понятии, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах какая-то близкая сердцу, родная и понятная. Кажется, что любой зритель, всматриваясь в произведение Поленова, вспомнит свою историю - у каждого, наверняка, в жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная ездоками, пожелтевший луг, деревенская церковь, такой вот залитый солнцем день, который мы бережно храним в душе.

Именно это тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, и делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим. А ещё безусловный гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле.

«Золотая осень».

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурсы:

Наглядно-демонстрационный материал : слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)) , педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски) .

Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

Осень – любимое время года художника.

Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

Что вы видите в центре картины? (Реку.)

Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же».
(Из письма художника К. Коровину.)

Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

(Два или три предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

На картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён кусочек мира, где жил и творил художник: река Ока с её берегами в самой середине осени, вид с высоты птичьего полёта. Такие живописные места всегда трогали сердце русского человека – ширь, вольный воздух и красота родного края, который всегда живёт в сердце, куда бы ты ни уехал. Легко представить, как человек, случайно увидевший и осознавший эту красоту, вдыхает полной грудью и поёт.

Красивый мощный голос разливается над рекой, эхо разносит его далеко-далеко, и русская песня, летящая над водой, обретает собственную жизнь. Хочется громко петь, слыша плеск родной Оки, видя ширь её просторов, согреваемых последними лучами солнца. Скоро эта красота исчезнет: подует холодный ветер, и листья облетят, пейзаж будет внушать уныние оголившимися ветвями деревьев, не будет этого укромного мирка.

Ока будет смотреться сиротливо сквозь обнажившиеся просветы. Но пока она сквозь эту буйную листву не видна. Возможно, художник наблюдает эту картину с холма, представляя себя птицей, летящей над родными просторами. Он видит освещённую солнцем дорогу, на которой видны ещё не пожелтевшие кустарники, трава вокруг нее почти везде зелена. Но осень уже вступает в свои права, добавляя жёлто-багрового колера, и буйное разноцветье как бы намекает о своей хрупкости и скором исчезновении.

Дорога ведёт через лес на холм, где белеет одинокая церквушка. Можно представить, как художник шёл к тому месту, откуда наблюдает всю эту красоту: со стороны церкви, через редколесье – где-то там, за холмом, наверное, маленькие деревянные домики, домашний скот, частоколы, обычная крестьянская жизнь…

На противоположном от этого берегу реки видна ещё зелёная равнина, которая, наверно, весной затапливается талыми водами – это можно понять по песчаной отмели. На этом берегу почти нет кустарников, виден овраг – река отвоёвывает больше места, желая расширить свое русло, неустанно подтачивает берег.

Сама река является как бы центром картины, берега – её красочным обрамлением. Загнутая в форме серпа, она не выглядит пока одинокой, в ней всеми красками отражается осень. Река несёт свои спокойные воды куда-то далеко, к далёким возвышенностям, извилисто уходя прямо к горизонту.

Художник вздыхает, размечтавшись, и стряхивает оцепенение, овладевшее им… Взгляд его снова возвращается на поросший лесом высокий берег реки, который находится прямо перед ним. Живые краски – золотистые, зелёные, багрово-коричневые – опять возвращают его из страны мечтаний в настоящее.

Художник стоит минуту, задрав голову и наблюдая небо, полное облаков. Он наслаждается хрупкостью момента. Может быть, уже завтра эту красоту потревожит ветер или дождь. Но пока – последние мгновения тёплой осени, и нужно их запечатлеть – в памяти и на холсте. Да, именно этот кусочек родной необъятной России. И художник садится и начинает творить…

Я смотрю на эту картину и пытаюсь понять, что чувствовал великий Поленов, когда её писал. Наверное, восхищение. Картина говорит о спокойствии природы и красоте увиденного художником момента. Но одно ясно: Поленов любил свою Родину. Её необъятные просторы, великолепие природы, и он понимал ценность момента. Вместе с ним восхищаюсь и вдыхаю полной грудью воздух просторов родимой стороны. Да! Не любить Россию невозможно.

Можно только ощущать её величие, гордиться и верить в будущее, глядя в туманные дали. Конечно, мне понравилась эта картина. Вспомнив её в суете большого города, ты вздохнёшь украдкой и захочешь туда, где красота разлита во всем – на природу… И теперь я еду за город. Не картина Поленова, конечно… но все же… это Россия.