Упражнения для развития писательского навыка. Упражнения для улучшения писательского навыка. «Живой как жизнь», Корней Чуковский

Ахтунг! Творческие люди - создания нежные. Что одному писателю на
пользу, другому может принести вред. Если вам не нравится конкретное
задание или упражнения для писателей вообще, делать их не
стоит.

1. Напишите рассказ менее чем из 500 символов.

2. Включив диктофон, перескажите известную сказку (например,
"Золушку"). Прослушайте запись.

3. Посмотрите в окно. После, не отрывая глаз от монитора или листа,
постарайтесь записать все, что видели.

4. Запишите 20 слов на одну букву. К каждому придумайте синоним.

5. Опишите свое первое свидание глазами своего партнера (свой ответ на
экзамене - глазами преподавателя и т. д.).

6. Напишите, не прерываясь, 10 страниц текста.

7. На протяжении недели каждое утро пишите о рассвете.

8. Запишите 10 случайных слов. Составьте осмысленный текст с ними.

9. Не используя местоимения "я", напишите о себе.

10. Придумайте новое слово.

11. Создайте пейзаж, не используя прилагательных.

12. Посмотрите на фото незнакомца. Подумайте, кто этот человек, что для
него важно в жизни. Напишите о нем.

13. Представьте себя школьником. За 45 минут напишите "на чистовик"
сочинение на тему "Как я провел лето".

14. Постарайтесь при помощи звукописи передать шум волн.

15. Напишите письмо Деду Морозу.

16. Ищите различия между синонимами.

17. Внимательно прочтите собственное произведение. Подчеркните цитаты,
которые вам нравятся. Если вы еще ничего не написали, возьмите текст другого автора.

18. Расскажите историю, используя в каждом предложении местоимение
"он". Старайтесь, чтобы текст звучал красиво.

19. Подберите к слову "любовь" 100 ассоциаций: слов, предложений, имен,
песен и т. д.

20. Вспомните песню, которая нравилась вам в детстве. Думая о ней,
пишите, не старайтесь быть логичным.


21. Опишите улыбку в 1000 знаков.

22. Зафиксируйте то, о чем думаете в настоящий момент. Вспомните, как
эта мысль пришла вам в голову. Что было до нее?

23. За 10 минут нарисуйте серию из 10 картинок. Если по ходу рисования
будут рождаться фразы или названия - подписывайте рисунки.

24. Зажгите свечу. Работайте, пока она горит.

25. "Девочка услышала шепот...". Продолжите: а) мистическую историю; б) стихотворение; в) реалистический рассказ.

26. Напишите небанальный диалог о погоде (лучше в нескольких вариантах).

27. Вычеркните все глаголы из новостной заметки. Попытайтесь сделать текст связным.

28. Сядьте прямо. Положите на голову яблоко. Пишите, не допуская его падения.

29. Сделайте зарядку.

30. Придумайте новое название привычной вещи (стулу, пальто, журналу).

31. Напишите текст от лица человека, который вам неприятен.

32. Постарайтесь на письме передать эмоцию без использования слов, только звуками.

33. Возьмите 7 случайно выбранных фотографий. Пишите о каждой из них так долго, как сможете.

34. Расскажите, как дойти от вашего дома до ближайшего магазина. Старайтесь создать художественный текст.

35. Попробуйте пропеть стихотворение.

36. Читайте Бунина вслух.

37. "Друг мой, я хочу рассказать тебе о странном происшествии...". Продолжите. Пишите 30 минут.

38. Просмотрите новостную ленту так, будто ваша цель - найти сюжет будущего произведения.

39. Придумайте небанальное определение к слову "любовь".

40. Составьте 6 предложений из 6 слов, используя в каждом слово "молодая", но меняя его позицию (пусть оно будет первым, вторым и так далее).

41. Перечитайте (прочтите) "Снежную королеву".

42. Запишите свой разговор с кем-нибудь на диктофон. Постарайтесь вспомнить, о чем говорили, подробно передайте разговор на бумаге. Сравните с аудиозаписью. Что вам больше нравится? Почему?

43. Прочтите произведение на сайте вроде "Стихи.ру" или "Проза.ру". Хорошо ли оно? Напишите комментарий, обосновав свое мнение.

44. Пофантазируйте. Представьте встречу советского пионера и королевы Англии. Напишите их диалог.

45. Попытайтесь придумать свежую рифму к слову "любовь".

46. Объясните "как в словаре" значение слов "шоколад", "арлекин", "жестокость", "мироздание", "тлен".

47. Попытайтесь понять, в чем своеобразие стиля Платонова (любого другого писателя). Сформулируйте.

48. Запишите дословно чей-нибудь разговор. Прочтите. Измените текст, убрав все, что покажется вам лишним.

49. Прочтите несколько страниц "Илиады", Садитесь писать. Работайте "на автомате". Прочтите. Отразилась ли "Илиада" на вашем тексте?

50. Расскажите ребенку сказку.

51. Придумайте пять возгласов, синонимичных "Да ты что!".

52. Посвятите день слушанию. Не говорите лишнего, старайтесь не думать о себе. Просто принимайте информацию.

53. Если владеете иностранным языком, переведите стихотворение. Близко к тексту и стараясь сохранить звучание. Нет - переложите стихотворение прозой, заботясь о передаче "общего образа" (вашего впечатления от произведения).

54. Представьте, что попросили нескольких людей (знакомых, героев книги...) назвать антоним к слову "жизнь" и получили разные ответы. Что говорили люди? Почему они сказали именно это? Характер? Настроение? Какими они были?

55. Подумайте о своих отношениях с близким человеком. Что вы дали друг другу? Как изменили жизнь друг друга?

56. Ежедневно описывайте погоду. Максимально точно, стремясь не повторяться. Делайте упражнение 10 дней.

57. На протяжении трех месяце пишите рецензию на каждое прочитанное произведение.

58. Опишите мир так, как будто вы никогда его не видели. Представьте себя слепым.

59. На листе бумаги напишите в столбик 16 слов. К каждым двум придумайте слово ассоциацию, затем - к каждым двум из второго столбика,третьего(до тех пор, пока не получите одно слово). Внимательно посмотрите на лист. Создайте произведение, используя полученную цепочку ассоциаций.

60. Напишите небольшие зарисовки на темы: "Усталость", "Верность", "Немощь".

61. Ведите бумажную переписку. Можете писать себе, отвечая на собственные послания. Их может быть сколько угодно, но не менее 9.

62. Возьмите любое произведение (лучше собственное). Подумайте, что изменилось бы в нем, будь оно написано не стихами, а прозой (или наоборот). Было бы длиннее или короче. Если бы в нем было больше или меньше персонажей и т.д.

63. Прослушайте лекцию литературоведа.

64. Ответьте на вопрос "чем весна отличается от осени". Фантазируйте, не ограничивайтесь первыми найденными вариантами. Пусть ваше воображение хорошенько поработает.

65. На протяжении недели ежедневно пишите так много, как сможете. Внимательно прочтите написанное. Возможно, вы видите повторяющиеся образы? "Любимые" слова? Обратите внимание на ритм, на то, как он менялся.

66. Опишите какую-нибудь болезнь в развитии, стараясь сделать художественный текст.

67. Представьте, что подоконник начал говорить. Что он рассказал? Кому?

68. Откройте окно. Вслушайтесь в окружающее пространство. Постарайтесь поймать ритм и настроение, а затем передайте свои ощущения на бумаге.

69. Посмотрите вокруг, называя цвета находящихся в комнате предметов. Чем больше, тем лучше.

70. Составьте список вопросов о реке. Например: какого она цвета? как движется вода? Работайте три минуты, стараясь не останавливаться.

71. Посвятите день чтению научных журналов.

72. Передайте в тексте скорость движения. Проанализируйте: какие средства вы использовали? Не обязательно обращатсья к литературоведческим терминам, достаточно интуитивно найденных определений.

73. Подумайте о своем любимом (или о том, кого считаете одним из лучших) писателе. Что вас привлекает в его творчестве? Ответьте развернуто.

74. Выберите 10 лучших стихотворений Блока (можно взять произведения конкретного периода).

75. Найдите задания школьной олимпиады по литературе. Посвятите пару часов их выполнению.

76. Если есть произведение, которое вы не читали, но относитесь к нему плохо, прочтите его. Или внимательно ознакомьтесь с негативным отзывом на вашулюбимую книгу.

77. Подумайте о звуке "и". Каков он? С какими цветами, образами, ситуациями ассоциируется? Напишите о нём.

78. Напишите тексты, близкие по духу огню, воде, земле, воздуху. Старайтесь передать стихию, выразить ее сущность. Тема и идея не важны.

79. Подумайте о близком человеке. Пишите три минуты, не прерываясь.

80. Внимательно прочтите литературный журнал (например, "Знамя"). Отмечайте понравившиеся фрагменты и те, что кажутся провальными. Можно воспользоваться электронной версией журнала, но, на мой взгляд, с бумажной работать удобнее.


81. Прослушайте запись диалектной речи.

82. Попробуйте себя в роли бета-ридера.

83. Запишите ряд слов, связанных со словом революция. Какой образ рисуется? Уместно ли слово "надежда"?

84. Прогуляйтесь по книжным магазинам. Изучите ассортимент. Можете ли вы представить там свою книгу? Почему?

85. Старайтесь записывать все кажущиеся важными мысли в течение дня. Потом выберете одну и постарайтесь ее распространить (письменно).

86. Посмотрите пьесу, обращая внимание на то, как она сделана.

87. Опишите вдох как можно более подробнее. Прочувствуйте его. Если захочется продолжить текст, не ограничиваясь вдохом, пишите.

88. Ежедневно на протяжении двух недель пишите по станице текста. Темы можете выбирать сами: прогулка, что я вижу за окном, воспоминание.

89. Кратко перескажите фильм.

90. Представьте волка и кошку. Опишите то, что видите их глазами.

92. Объясните, чем лиловый отличается от фиолетового. Ищите признаки в течение пяти минут.

93. Составьте список вопросов себе. Почему...? Как...? О чем...?

94. Изобразите как можно точнее текущий момент. Пишите о том, что происходит внутри вас или в окружающем мире.

95. Отрицайте. Напишите текст, где в каждом предложение есть "не". Работайте 3 минуты.

96. Пообщайтесь с человеком, с которым, по вашему мнению, вы "говорите на разных языках".

97. Ответьте развернуто на вопросы психологического оросника. Через некоторое время - например, неделю - прочтите, что получилось.

98. Представьте, чего вы добьетесь в литературе через 10 лет. Напишите себе в будущее. В письме расскажите о своей писательской жизни (успехах и чаяниях, разочарованиях и трудностях). Например: "Привет! Ты, издающийся огромными тиражами, забыл, наверное...".

99. Отправляйтесь гулять. Но в одиночку и не надевая наушников.

100. Напишите о будущем: словами революционера; маленького ребенка; больного сифилисом.

Блог — это то место, где надо писать грамотно и четко, ведь его будут читать тысячи читателей по всему миру и, не важно, на какую тему ваше сообщение, всего лишь несколько первых строк из вашего поста могут быть судьбоносными для вас. Если пишите откровенно слабые тексты и в них полно ошибок, то вы никогда не сможете установить крепкую связь со своими читателями.


Я знаю ряд блоггеров, которые утверждают, что у них успешные блоги, но это может быть только в том случае, когда вы написали хотя бы несколько своих собственных постов, и только тогда можно понять, у вас низкие или высокие способности к сочинительству. Поверьте мне, если не хотите оказаться в неприятном положении, то не останавливайтесь, продолжайте регулярно совершенствовать свои писательские способности. С помощью приведенных ниже простых, но эффективных советов, вы сможете существенно улучшить свои тексты, не только на текущий момент, но и на ближайшие годы:

  1. 1.

    Избавьтесь от грамматических ошибок

    Если планируете стать лучшим писателем, то у вас не должно быть никаких грамматических ошибок в текстах, ибо они могут разрушить доверие к вам, как к писателю. Если не уверены можно ли использовать те или иные фразы или нет, то лучше не использовать их вообще, вместо того, чтобы потом кусать локти, когда ваши читатели начнут комментировать ваши ошибки.

    Если не знаете можно ли применить то или иное грамматическое правило в своем тексте, то вам следует поднять свои знания по грамматике, пройдя курс обучения на специальных веб-сайтах, которые дают бесплатные уроки русского языка. Можно даже обратиться к учебникам по грамматике, которые вы когда-то изучали в школе, но о которых уже успели забыть. Помните, следует всегда проверять свой блог на наличие грамматических ошибок.

  2. 2.

    Запомните некоторые идиомы

    Достаточно часто при написании сообщения в блоге мы не можем вспомнить некоторое слово, которое нужно использовать в том или ином предложении. Мало того, что это происходит с авторами любителями, но и опытные писатели, которые пишут всю свою жизнь, могут столкнуться с такой проблемой.

    Если знать некоторые идиомы, то они могут пригодиться в подобных случаях и спасти вас от неприятностей. И вновь интернет лучший ресурс для того, чтобы найти их, но не нужно тратить время и запоминать эти идиомы, потому что, скорее всего, вы их забудете, когда вам будет нужно опять применить их в своих текстах!

  3. 3.

    Используйте синонимы

    Вы будете гораздо лучше выглядеть в глазах своих читателей, если будете писать без повторяющихся слов и будете постоянно использовать в своих текстах набор синонимов для различных слов. Почти каждое слово имеет несколько синонимов, которые затем можно использовать при написании.

    Это особенно удобно, когда вы уже использовали определенное слово несколько раз, и нужно использовать его снова. Если знаете синоним этого слова, то легко сможете заменить его, а не использовать снова и снова.

  4. 4.

    Разделите абзацы

    Большинство писателей-любителей делают ошибку, заключающуюся в том, что пишут длинные абзацы, которые делают их текст скучным и неинтересным. Поэтому, ломая абзацы, а затем, расставляя их один за другим, вы сделаете свой текст легким для чтения, и получившееся сообщение будет гораздо интересней.

    Даже если у вас нет большого разнообразия тем для обсуждения, можно разбить главное на три-четыре абзаца, вместо того, чтобы переполнять один абзац кучей предложений.

  5. 5.

    Редактируйте сообщение

    Последнее, но не менее важное, вы должны выработать привычку читать то, что вы написали. Это послужит двойной цели — во-первых, можно найти какую-нибудь ошибку, а во-вторых, когда сами читаете, вы можете оценить свой пост как читатель и грамотнее выстроить поток идей и смысловых точек внутри текста. Затем вы можете изменить и отредактировать его так, чтобы сделать свой текст более привлекательным и полезным для читателей.

Прочитайте или перечитайте книгу «Элементы стиля» («Слагаемые стиля») У. Странка и Э.Б. Уайта. Она - просто кладезь полезных советов, и хотя слог иногда немного тяжеловесен, основы надо знать каждому.

Каждый писатель любит читать - это аксиома. Но насколько широк круг ваших читательских предпочтений? Конечно, от чтения пьес легко перейти к новеллам или рассказам, а от поэзии – к документальной литературе. Но я в данном случае говорю о том, чтобы перенести ваше чтение на другой уровень. Люди обычно тяготеют к идеям или авторам, с чьим мнением они согласны. К примеру, если вы «либерал» в литературе, почитайте несколько «консервативных» журналов или газет. Важно не просто согласиться с мнением оппонента, а взглянуть на проблему с другой точки зрения. Разносторонняя образованность добавит глубины вашим знаниям, а, следовательно, и вашим героям.

Позвольте себе написать ужасный черновик. Это секрет каждого писателя. Просто «набросайте» идеи на бумагу, без всякой самокритики. Редактированием займетесь потом. Многие люди так бояться неудач, что так ничего и не начинают. Как легко было бы писать, если бы вы точно знали, что ваш первый набросок будет никуда не годным! Это здорово снимает напряжение - теперь вы свободно можете записывать фразы или отрывки.

Писать - значит переписывать. Никто не создает идеальный текст с первого раза. Когда фразы перенесены на бумагу, начинайте редактировать. Добивайтесь четкости, избегайте повторов, исправляйте грамматические и лексические ошибки.

Грамматические ошибки – как огромный красный флаг, но в век компьютерных технологий их исправить легче всего. Что говорит читателю текст с грамматическими ошибками? Скорее всего, то, что автор спешил или просто очень ленив. Захотите ли вы читать произведение лентяя? Это похоже на шикарный обед с вином, налитым в пластиковый стаканчик. Подача так же важна, как и содержание.

Если у вас есть время, ненадолго оставьте текст. Когда вы вновь к нему вернетесь, то посмотрите на свое произведение свежим взглядом. Прочитайте ваше произведение вслух. У хорошего текста всегда хороший ритм. Длина предложения варьируется, каденция не слишком короткая и не слишком длинная. Если вам самому стало скучно читать свой текст вслух, понравится ли он читателю?

Держите рядом с кроватью блокнот и ручку. Мне часто в голову приходят хорошие идеи, когда я почти заснул. Я все время думаю, что вспомню все утром, но это бывает редко. Поэтому я просто «вырываю» себя из объятий Морфея и записываю идею. Обычно утром я очень рад, что это сделал.

Будьте самим собой и развлекайтесь.(хотя это не относится к некоторым стилям письма, например, корпоративному или техническому письму). Когда вы пишите, вы образно создаете на бумаге свой портрет, показываете свой стиль и чувство юмора. Когда люди читают ваше произведение, в нем должны чувствоваться именно вы. Как может читатель вас понять, если вам писать скучно или вы подражаете кому-то другому?

Собирайте отклики. Даже профессионалы спрашивают мнение редакторов или коллег. Если это делают люди, зарабатывающие письмом себе на жизнь, почему вы должны стесняться?

Может быть, вы не хотите становиться профессиональным писателем. Может быть, вы просто решили отработать некоторые писательские навыки. В независимости от цели, начните думать о себе, как о писателе. Чем с большей серьезностью вы отнесетесь к ремеслу писателя, тем быстрее вы будете совершенствоваться и скоро сможете город говорить: «Да, я писатель».

Советы и предупреждения: Не надо полностью полагаться на компьютер в вопросах грамматики. Синонимы иногда могут быть написаны правильно, но быть использованы в неверном контексте.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

Елизавета Бабанова

27587

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.