От «дома дурака» до «дома дружбы»: чем знаменит особняк арсения морозова. Дом Морозова — описание, история и интересные факты Дом морозовой на воздвиженке

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктора Мазырина (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.

"http://galik-123.livejournal.com/145127.html"

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

Это самое необычное здание в самом центре Москвы называли испанским домом и испанским замком. Даже некоторые путеводители говорили, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV–XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности.

Первый хозяин особняка Арсений Абрамович Морозов во время путешествия по Португалии был очарован дворцом в старинном городе Синтру и решил построить подобный в Москве на Воздвиженке. Дворец, вобравший в себя элементы испано-мавританской средневековой архитектуры и национального стиля мануэлино, поразил его сочетанием, казалось бы, несочетаемого – звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. И миллионер Морозов решил в свою очередь поразить первопрестольную.

Ранее на этом месте на Воздвиженке размещался цирк баварского подданного Карла Маркуса Генне. В 1892 году пожар уничтожил здание цирка. Восстановлению сооружение не подлежало.

Особняк Морозова на Воздвиженке

Землю, на которой находился цирк, приобрела Варвара Алексеевна Морозова, урождённая Хлудова, которую выдали замуж за респектабельного и богатого Абрама Морозова – хозяина Тверской мануфактуры.

После смерти мужа она взяла управление мануфактурой в свои руки. Земля на Воздвиженке была рядом с её домом. Варвара Алексеевна приобрела этот участок для своего третьего сына, Арсения. Кстати, Арсений приходился двоюродным племянником Савве Тимофеевичу Морозову.

Предполагалось, что наследник отцовских капиталов возведёт здесь достойный особняк. Но Арсений Абрамович, славившийся своим эксцентрическим поведением, решил построить настоящий замок в неомавританском стиле. По одной версии, он согласился с предложением архитектора Виктора Александровича Мазурина, по другой – сам настоял на том, чтобы дом был похож на португальский дворец. На самом деле и заказчик, и архитектор тяготели к экзотике, а зодчий – ещё и к эзотерике.

Мазурин был выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получивший по окончании училища звание «классного художника архитектуры», он строил Российский павильон на Всемирной выставке в Антверпене, а затем в Париже. Кстати, на Всемирной выставке в Антверпене Арсений Морозов и познакомился с архитектором Виктором Мазуриным. Мазурин много путешествовал и, как настоящий зодчий, привозил из каждой поездки альбомы зарисовок – рисунки различных зданий, понравившихся ему деталей и фрагментов архитектурных сооружений.

Строительство здания на Воздвиженке началось в 1895 году. Ещё на стадии строительства здание стало объектом насмешливых разговоров москвичей, сплетен, слухов и критических газетных публикаций. Общественное мнение восприняло экзотический особняк неодобрительно. Масло в огонь подливал и сам архитектор, который не скрывал свою тягу к мистике и веру в переселение душ.

В течение пяти лет проект неоднократно менялся, в него вносились изменения и переделки. Архитектор пытался совмещать элементы Средневековья с мотивами позднего Ренессанса. Более всего были переработаны фасады, в которых появились экзотические для Москвы того времени мотивы морских раковин, морских канатов, подковообразные и стрельчатые арки, другие элементы «мавританской архитектуры». Внутренние интерьеры помещений выполнялись в разных стилях: китайском, итальянском, мавританском.

Строительство уникального здания было закончено 1899 году. Арсений Абрамович Морозов получил дом своей мечты – самый причудливый особняк в Москве. Правда, над его мечтой многие подсмеивались, в том числе и ближайшие родственники. Среди москвичей даже ходили анекдоты про самый «несуразный» дом. Критиком Морозовской недвижимости выступил даже граф и писатель Лев Николаевич Толстой.

Общая композиция особняка с подчёркнутым отсутствием симметрии частей здания восходила к характерным приёмам архитектуры модерна.

Крупный объём дома был асимметричен и повёрнут к улице монументальной аркой. Арка выполняла роль въездных ворот замка.

Ансамбль ворот дополняли круглые башенки с зубчатыми узорными завершениями. Практически все каменные элементы декора сделаны крупными и зачастую даже гротескными. В частности, к таким элементам можно отнести толстые рельефные «верёвки», оплетающие здание и местами «связанные» в узлы. Интересно решён декор обрамления окон внутренней лестницы на левом боковом фасаде и необычное исполнение стен башен.

Арсений Морозов устраивал вечера, о которых говорила вся Москва. Например, на одном из них в зале стояло чучело медведя с серебряным подносом, наполненным чёрной икрой.

Но Арсению Абрамовичу было суждено недолго жить в роскоши экзотического дома.

В 1908 году он на спор прострелил себе ногу, стремясь доказать, что человек в состоянии вытерпеть любую боль. Боль он вытерпел. Но началось заражение крови, от которого он скончался через три дня в возрасте 35 лет.

После революции в бывшем Морозовском особняке размещались анархисты. А за ними – Пролеткульт.

Режиссеры Сергей Эйзенштейн и Всеволод Мейерхольд ставили здесь свои спектакли. Вообще, так называемый театр Пролеткульта был весьма своеобразным. Небольшой, но высокий зал особняка Морозова был переделан под нечто, напоминавшее цирковую арену. Зрители располагались на двух крутых амфитеатрах, разделённых проходами. Пол перед амфитеатрами был устлан круглым ковром, здесь и была сцена. Стены зала были завешаны полотнищами, из-за которых выходили действующие лица.

Эйзенштейн, к примеру, ставил здесь пьесу Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Основной задачей спектакля являлось разоблачение мировой контрреволюции. Художественными средствами этого разоблачения были избраны цирковые трюки, хождение по проволоке и даже короткометражный фильм, проецируемый на внезапно опускающийся экран.

Мейерхольд поставил пьесу Александра Васильевича Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». В руках действующих лиц были палки с бычьими пузырями на конце. В пузырях перекатывался сухой горох. Актеры лупили друг друга этими пузырями, а порой стреляли из пистолетов. Постепенно сцена заволакивалась пороховым дымом, на фоне которого, словно кости, выделялись предметы обихода, сколоченные из белых планок. А посреди сцены стояла большая мышеловка, в которую и попадал Тарелкин. Постановкой восхищались Анатолий Луначарский и Владимир Маяковский.

В конце 1920–х годов здание передали наркомату иностранных дел. С 1928 по 1940 год здесь размещалось посольство Японии. В годы войны, с 1941 по 1945 год, – редакция английской газеты «Британский союзник». В 1952 году дом отдали посольству Индии. В 1959 году хозяином здания стал «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран». Особняк получил обиходное название Дома дружбы.

В настоящее время это Дом приёмов Правительства Российской Федерации. Но даже несмотря на нынешнее официальное название, особняк не меняет своей сути и остается похожим на замок из удивительной сказки времени.

Из книги История о Михаиле и Андронике Палеофагах автора Пахимер Георгий

III. ХРОНОЛОГИЯ ПАТРИАРХОВ АРСЕНИЯ И НИКИФОРА I. В царствование Михаила Палеолога на патриарший константинопольский престол восходили преемственно пять патриархов, из которых один - Арсений занимал его два раза. Нет никакого сомнения, что этот патриарх начал

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Особняк Матильды Кшесинской Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.На дуге Кронверкского

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

5.1. Идея Морозова Н.А. Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе ; , т.1,

автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке Этот особняк на бывшей территории Земляного города большинство москвичей связывает с именем героини романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие литературоведы с этим не согласны, так как

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Тайны земли Московской автора Молева Нина Михайловна

Боярыня Морозова Как странно Вы спросили: нравится ли мне суриковская «Боярыня Морозова». Что значит - нравится? «Боярыня Морозова» - это данность русской истории, русского характера, русской женщины, наконец. Из письма А. И. Сумбатова-Южина. 1909 Женщину поднимали на дыбу.

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

автора

Особняк И.А. Морозова на Пречистенке, № 21 (1904–1906) Почему я решила включить в главу не самостоятельную постройку, а перестройку? Уж больно интересную историю имеет эта городская усадьба. Да и по отзывам современников Лев Кекушев постарался там на славу.Этот особняк один из

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

12. Откроет ли тайну особняк Рябушинских? В 1964 г. в Москве состоялось мое знакомство с многочисленным семейством Пешковых: дочерью писателя Надеждой Алексеевной, которую все близкие называли Тимоша - шутливым прозвищем, данным ей в молодые годы А. М. Горьким, ее

Из книги Легенды и были Кремля. Записки автора Маштакова Клара

МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК НА ВОЗДВИЖЕНКЕ Мой дом будет вечно стоять в Москве… Арсений Морозов В канун уходящего 1899 г., когда лиловые сумерки рано спускались на город и золотые маковки церквей тонули в снежной метели, на старой Воздвиженке ярко засветились готические окна

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Как спасти Морозова? Алексей Михайлович очень переживал, отправив приглянувшуюся ему девицу в Тюмень. Несколько дней царь всея Руси ничего не ел, худел, а все придворные ходили с опущенными головами, делая вид, что им тоже очень грустно. Неизвестно, сколько бы продолжалась

Ранее на этом месте размещался конный цирк. И до 1892 года у владельца столь успешного предприятия Карла Маркуса Гинне была, пожалуй, одна забота, да и та, на его взгляд, пустяшная. В цирке наверху на галерее, там, где располагались самые дешевые места, царила ужасная теснота, отчего у посетителей случались обмороки. Зато пожар в упомянутом году был куда страшнее: деревянное здание сгорело фактически без остатка, и на воссоздание цирка у импрессарио средств не нашлось. Освободившийся около её дома, участок купила Варвара Алексеевна Морозова, решив сделать подарок младшему сыну Арсению на его день рождения. Архитектором пригласили В. А. Мазырина. Тот подготовил проект дома в русском стиле, который был решительно отвергнут Арсением. Определиться же с тем, чего он хочет, будущий владелец никак не мог.

Чтобы создать «самый необычный дом в Москве», заказчик и архитектор отправились в длительное путешествие – Париж, Мадрид, Лиссабон… В поисках вдохновения путешественники приехали в португальский город Синтру – места, воспетые Байроном. Фантастически дивная природа и... замок Palacio Nacional da Pena на скале, построенный в стиле мануэлино. Витые колонны, причудливый орнамент… Мистическое, словно заколдованное место, способное остановить время. Надо ли уточнять, что на этом поиски были окончены. В 1897 году семилетняя дочь Мазырина Лида заложила первый камень в основание будущего дома – и работа закипела. В 1899 году строительство было окончено.

Дом был принят московской публикой в штыки. Разгромные статьи, злые шутки, карикатуры, дом называли образцом безвкусия. Говорят, что и Варваре Алексеевне дом не понравился, якобы она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва». Впрочем, сам Арсений на слухи никакого внимания не обращал, в доме закатывались грандиозные попойки, а Морозов-младший увлёкся мистическими и эзотерическими науками. На доме был выточен узел из канатов – талисман благополучия и долголетия. Но с долголетием не вышло. Однажды в пьяной компании Арсений поспорил, что прострелит себе ногу и не закричит от боли, и тем докажет, что человеческая сила воли безгранична. Выстрелил, не закричал, спор выиграл да и продолжил выпивать. Кровь между тем скопилась в сапоге, произошло заражение, и в скором времени чудаковатый Арсений скончался.

Чуть позже выяснилось, что всё своё имущество (четыре миллиона плюс особняк) Морозов-младший завещал не бывшей жене и дочери, а любовнице. Вдова обратилась в суд, газеты старательно описывали происходящее: «в коммерческих кругах говорят об иске в несколько миллионов рублей, вчиняемой супругой покойного г-жой Федоровой к некоей г-же Коншиной, явившейся неожиданной наследницей великолепного дворца в мавританском стиле на Воздвиженке и 4-миллионного состояния покойного». Суд выиграла любовница.

За кружевную резьбу аттика и балконной решётки, мощный портал с аркой и двумя круглыми башнями, имитирующими крепостные ворота, и стены, покрытые экзотическими морскими раковинами, дом получил название «испанское подворье».

После революции в особняке Морозова разместились анархисты. Затем поселили Пролеткульт. Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд, был весьма своеобразным. Чтобы понять, насколько своеобразным, достаточно вспомнить «Колумб» из «Двенадцати стульев» с его колоритными героями: «Из одиннадцатого ряда, где сидели концессионеры, послышался смех. Остапу понравилось музыкальное вступление, исполненное оркестрантами на бутылках, кружках Эсмарха, саксофонах и больших полковых барабанах. Свистнула флейта, и занавес, навевая прохладу, расступился. К удивлению Воробьянинова, привыкшего к классической интерпретации «Женитьбы», Подколесина на сцене не было. Порыскав глазами, Ипполит Матвеевич увидел свисающие с потолка фанерные прямоугольники, выкрашенные в основные цвета солнечного спектра. Ни дверей, ни синих кисейных окон не было. Под разноцветными прямоугольниками танцевали дамочки в больших, вырезанных из черного картона шляпах. Бутылочные стоны вызвали на сцену Подколесина, который врезался в толпу верхом на Степане...»

Невзыскательной публике такие бесшабашные постановки нравились. Но талантливые режиссеры предпочитали другого зрителя. В 1932 году Пролеткульт распался (а театр переехал с Воздвиженки еще раньше).

С 1928 года дом № 16 был отдан под резиденцию японского посла, в военные годы здесь же располагалась редакция английской газеты «Британский союзник», а с 1952 по 1954 год – посольство Индийской Республики. В 1959-м году особняк почти на полвека занял Дом дружбы с народами зарубежных стран. В 2003 году было принято решение о размещении в бывшем владении Морозова Дома приёмов Правительства РФ, что и произошло после окончания реставрации в 2006 году.

Объект культурного наследия федерального значения.


Всего 16 фото

Этот удивительный морозовский дворец находится в Большом Трёхсвятительском переулке (д.1-3, стр.1). Просто так, праздно, на него не наткнешься в бесчисленных улочках Белого города Старой Москвы. Этот особняк по сути является неотъемлемой частью известного (и не очень), на Ивановской горке. Возможно, было бы правильным объединить историю особняка с историей Морозовского сада в одной публикации, но поразмышляв, я пришел к выводу, что будет, все же, лучше выделить особняк в отдельный материал, чтобы не перегружать историю Морозовского сада, как место общественного пользования, с фактически, частной собственностью на этом земельном участке, что позволило нынешнему собственнику распоряжаться какое-то время нашей историей по своему усмотрению. Таким образом, мы получим историю особняка со всеми детальными историческими выкладками, страстями и разборками нынешнего собственника с общественностью и Правительством Москвы. А Морозовский сад, станет для нас просто тем местом, чудом уцелевшей жемчужиной, где можно отдохнуть и расслабиться, что находится среди густых (двухэтажных и выше зданий) каменных джунглей Старой Москвы, что мы и сделаем в следующем посте.

В середине XVIII века городская усадьба принадлежала поручику Нарбекову. В 1772 году владение, где находится Морозовский сад, принадлежало князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира. В 1775 году именно он продал Екатерине Второй своё имение Чёрная грязь, которое было переименовано в Царицыно. Одна из последующих владельцев усадьбы бригадирша Д.Н. Лопухина устроила в сохранившемся доныне усадебном доме частное училище. В нём учился Андрей Дельвиг, брат поэтов Александра и Антона Дельвигов, военный инженер, будущий строитель Московского водопровода, министр и сенатор.

В 1855 году дом покупает Василий Александрович Кокорев, "откупщицкий царь", разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества» (не правда ли актуально на сегодня!?). Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая талантливых русских художников и артистов.
02.

В.А. Кокорев "пышно" перестроил усадебный дом в 1860-х по проекту архитектора И.Д. Черника. 22 января 1862 года в доме была открыта Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан «Тиволи», с зимним и летним садами, причем в летнем имелся «бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».

Вид на Кремль с обзорной площадки Морозовского особняка. 1850-е годы.
03.

Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, был общедоступным. Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и дом с землевладением был продан в 1889 году - особняк перешёл к Тимофею Саввичу и Марии Федоровне Морозовым, родителям знаменитого мецената Саввы Морозова. Здесь Савва Морозов провел свои детские годы.

Сразу же особняк был перестроен в 1898 году архитектором П.А. Дриттенпрейсом в русском стиле.
04.

Во внешнем оформлении и интерьеров дворца принимал участие и Сергей Тимофеевич Морозов, у которого была даже собственная художественная мастерская, переделанная из оранжереи. С.Т. Морозов предоставил Левитану эту мастерскую в пользование с осени 1889 года, где тот творил и лично проживал. Она сохранилась в глубине двора особняка и отмечена мемориальной доской. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым - тем самым Левитаном, чьими пейзажами продолжают восхищаться до сих пор.
05.

В одном из помещений верхнего этажа особняка устроили старообрядческую домовую церковь. Частыми гостями дома Морозовых были Третьяков, Шаляпин, Чехов, Тимирязев, Валентин Серов, Коровин, Остроухов, Васнецовы. В 1889 г. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года. В 1911 г. М.Ф. Морозова умерла, после чего была проведена оценка стоимости домовладения по Большому Трехсвятительскому, 1. Она достигла 234,7 тыс. рублей - это было одно из самых дорогих домовладений в Москве. Для сравнения, три дома П.М. Рябушинского (в том числе и тот, где сейчас музей Горького - на Малой Никитской) стоили только 167 тыс. рублей.
06.

Летом 1918 г. в бывшую усадьбу Морозовых переместился штаб левых социалистов-революционеров (левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбы, брошенной левым эсером Яковом Блюмкиным, был убит германский посол в Москве граф В. Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В доме находился отряд под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (ту, что находится на внешней стороне Покровского бульвара) и телеграф, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Когда сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, но сам был взят под арест по приказу Попова.

Подавлением мятежа руководил лично В.И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в район Трехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И. Вацетиса. К двум часам дня 7 июля мятеж был подавлен.

07.

С 1920-х и до 2001 года в бывшем дворце располагался детский сад санаторного типа. Сад был круглосуточно открыт, достаточно ухожен и пользовался большой любовью местных жителей. Зимой это было самое популярное место для катания с гор на санках.
08.

Всё изменилось, когда в 2001 году морозовский особняк передали инвестору - строительной компании ООО «ПС Интерстрой», которая получила право провести его реконструкцию и благоустройство сада. Помимо фирмы-инвестора в особняке Морозовых была зарегистрирована ещё одна, более известная коммерческая организация - ООО «Южно-Уральская индустриальная компания». С появлением у дома частного владельца Морозовский сад без каких-либо правовых оснований был фактически приватизирован и закрыт под предлогом проведения работ по благоустройству.
09.

Весной 2002 года, когда сюда пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены, снесена часть внутренних стен, демонтированы чугунные литые галереи и роскошная литая чугунная лестница (1861 год), уничтожен белокаменный портал вестибюля, а под садом построили подземный паркинг на 38 машиномест. Сейчас внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Парк планировалось оставить доступным городским сквером, он оказался закрыт и наполовину вырублен.

Обещанное инвестором "благоустройство" вылилось в полную реконструкцию Морозовского сада в «новорусском» вкусе. Линия ограждения существенно огрублена. Сама ограда повышена. Заложены оба ранее существовавших угловых входа в сад с лестницами, вместо них в перестроенной ограде была сделана маленькая калитка с решёткой, запирающейся на замок. Была уничтожена белокаменная лестница, соединявшая террасы сада. Сами террасы подперли грубыми стенами из чёрных бетонных блоков. Широкие аллеи по бокам сада были сужены и замощены. Особенно изуродовали сад покрашенные в черный цвет вентиляционные вытяжки, появившиеся над подземным паркингом.
10.

Унылое впечатление производит «кладбищенский дизайн» нижней части сада, покрытого тесным лабиринтом из полированных гранитных бордюров, клумб и клумбочек, «изящно» оправленных всё в те же чёрные блоки. Ни для скамеек, ни даже для полноценных прогулок места здесь не осталось. Сад перенасыщен растениями, совершенно не свойственными русской садовой традиции, такими как туя.
11.

В целом Морозовский сад приобрел общий тёмный, мрачный колорит, он сильно затенён, из него ушло солнце. Таким образом, объекту культурного наследия регионального значения, памятнику ландшафтной архитектуры был нанесён серьёзнейший урон.
12.

Жители района неоднократно обращались к властям с просьбой вернуть Морозовский сад в общественное пользование. В декабре 2010 года была создана инициативная группа «Морозовский сад», которой удалось добиться восстановления открытого доступа в сад. В марте 2011 года вышло соответствующее распоряжение префекта ЦАО об открытии Морозовского сада для горожан.
13.

В настоящее время калитка, несмотря на недовольство владельца особняка, отпирается в дневное время, однако остается прикрытой, так что случайный прохожий вряд ли догадается, что здесь вообще есть вход. Верхняя терраса сада, смежная с особняком, по-прежнему недоступна - охрана гоняет оттуда немногих забредших в сад, ссылаясь на указание хозяина...
14.Обслуживает здание ПС "Интерстрой" под управлением шурина Сардарова.

Не хотелось бы заканчивать историю "Особняка Морозова" сведениями о наших миллиардерах, поэтому предлагаю перейти к менее информационному, но более красочному, с моей точки зрения, материалу, где главное - красота и умиротворение - к посту о Морозовском саде (сейчас материал в разработке)...

Источники:

«Убитая Москва»: Морозовский сад. Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». Портал ИА Rex.
Особняк Морозовых. Татьяна Смирнова. Портал "Узнай Москву".

Форум портала mosday.ru
Википедия

Основатель знаменитой купеческой династии Морозовых Савва Васильев, бывший крепостной, приезжает в Москву в 1820-ых годах и здесь берет фамилию Морозов. Пятеро его сыновей образуют обширный Морозовский род, распадающийся на несколько ветвей: Викуловичи, Захаровичи, Абрамовичи, Ивановичи, Тимофеевичи. Представители династии Морозовых играли значительную роль в торгово-промышленных делах России, занимались благотворительностью, внесли вклад в развитие искусства и строили для себя роскошные особняки в столице.

Дом Марии Федоровны Морозовой. Вид из сада.

Морозовская Москва существует как «город в городе» в виде благотворительных учреждений, роскошных торговых построек и особняков, которые Морозовы строили для себя. Архитектура, связанная с именем купцов, это, прежде всего, яркие стилизации под какие-то исторические или фантазийные стили. Это и «мавританский особняк» на Воздвиженке, и, конечно, шедевр Шехтеля на Спиридоновке.

Остановимся подробнее на нескольких наиболее ярких объектах Морозовской Москвы.

Особняк Саввы Тимофеевича Морозова (Спиридоновка, 17) , одного из самых известных представителей купеческого рода, был построен архитектором Федором Шехтелем . Роскошную усадьбу Савва обустраивал для жены Зинаиды, которую увел у своего племянника Сергея Викуловича Морозова. В старообрядческой купеческой среде, откуда были влюбленные, развод и новый брак считался позором. Но это не помешало молодым людям пожениться.

Особняк на Спиридоновке Шехтель строил, когда еще не имел звания архитектора. Дом представляет собой стилизацию под сказочную английскую готику. В строительстве «замка» Шехтель использует архитектурные новации. Анфиладную планировку предшествующих эпох заменяет новым объемно - планировочным принципом. Он формирует пространство особняка вокруг центрального объекта, в данном случае, вестибюля с лестницей.

Внешне здание выглядит довольно аскетично, а внутренние пышные интерьеры воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал сам Врубель. Особняк на Спиридоновке многие считают лучшим образцом неоготики в Москве.

Семейный мир в роскошном новом доме царил всего год. В 1898 году Савва Морозов встречает новую роковую любовь актрису Марию Андрееву.

В мае 1905 года Морозов был найден мертвым в своем гостиничном номере в Каннах. Официальная версия - самоубийство, но, вероятнее всего, меценат был убит большевиками, которым пообещал часть своего состояния.

После смерти мужа Зинаида продает особняк Михаилу Рябушинскому , который совсем немного изменил его интерьеры. После революции дом национализируют.

Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке.

Ольга Ваганова/АиФ

Другой известный представитель купеческой фамилии Михаил Абрамович Морозов , владелец большой художественной коллекции, впоследствии переданной Третьяковской галерее, жил в особняке на Смоленском бульваре (Смоленский бульвар, 26/9).

Первой владелицей дома XVIII века была генеральша Глазова. В 1894 году особняк был перестроен по проекту архитектора Виктора Мазырина для Михаила Морозова и его жены Маргариты Кирилловны.

На первый взгляд, здание построено в классических традициях, но внутреннее оформление настолько разнообразно, что дом никак нельзя отнести к классике русской архитектуры. Во внутренних интерьерах царит пестрота стилей: там есть и египетская прихожая, и мавританская курительная комната, и отделка в стиле античной Греции.

Чета Морозовых была известна всей Москве. В особняке на Смоленском бульваре собирался многочисленный кружок художников, постоянными членами которого были Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин.

Михаил Морозов коллекционировал картины, в то числе импрессионистов, занимался благотворительностью, помогал художникам.

Морозов умер, когда ему было всего 33 года. В 1910 году его жена передала художественную коллекцию в дар Третьяковке. Маргарита Кирилловна продала дом, а от наследства мужа отказалась в пользу благотворительности.

Особняк Морозовых на Смоленском бульваре

Говоря о Морозовской Москве нельзя не упомянуть очень человеческую историю, которая связана с именем художника Левитана. Мать Саввы Тимофеевича Морозова, Мария Федоровна, уважаемая московская благотворительница, в 1889 году на свои средства перестраивает классический флигель усадьбы в Большом Трехсвятительском переулке (д 1 с 2) для занятий рисованием своего сына Сергея. В том же году он уступает дом своему другу Исааку Левитану.

В книге «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский описывает эти события:

«…через знакомых оказала поддержку талантливому юноше (художнику Левитану) богатая старуха Морозова, которая его даже в лицо не видела. Отвела ему уютный, прекрасно меблированный дом, где он и написал свои лучшие вещи…»

Фасады особняка были украшены наличниками, центральная часть повышена и декорирована кокошниками. В доме был устроен верхний свет, необходимый для занятий живописью.

Здесь, в Морозовском владении, написаны практически все шедевры Левитана: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь».

Окно дома -мастерской Исаака Левитана в Большом Трехсвятительском переулке

Но не все представители славного купеческого рода были деятельными и толковыми людьми. Арсений Морозов , сын Абрама и Варвары Морозовых, прослыл мотом и кутилой, не был занят предпринимательской деятельностью, не имел склонности к искусству, страстью его были праздные путешествия.

В одной из поездок со своим другим архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии Арсений был впечатлен португальским дворцом Пена в Синатру, построенном в середине XIX века в стиле мавританской средневековой архитектуры.

По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий стиль дворца Пена. На участке, подаренном матерью Варварой Алексеевной к 25-летию сына, вместо небольшого классицистического особняка возводится необычный «мавританский замок» (Воздвиженка, 16, с 1) , еще на стадии строительства названный москвичами «домом дурака».

Чем же так не угодил современникам Морозовский дворец? Сегодня мы смотрим на архитектуру и воспринимаем даже экзотичные постройки довольно спокойно, привязывая их к прототипам и историческим стилям. А в начале XX века архитектура была жестко обусловлена модой. Например, когда пришел модерн, все стали строить модерновые дома, даже те, кто этот стиль терпеть не мог. Когда Морозов строил копию экзотичного мавританского дома, господствовала эклектика с ее достаточно однотипными постройками. Поэтому эксцентричную выходку восприняли с насмешкой и даже яростью.

Арсений Морозов погиб глупо, прострелив себе ногу на спор. После революции в особняке Морозова поселили Первый Рабочий театр Пролеткульта, где ставили свои спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд.

"мавританский замок" Арсения Морозова.

Морозовская Москва - это и роскошные торговые постройки, среди которых можно упомянуть Боярский двор (Старая пл, 8) . Это офисное здание того времени подчеркивает связь архитектуры Морозовых с модерном. Боярский двор построен Федором Шехтелем по заказу Сергея Морозова, сына Ивана Саввича, в части здания разместилось представительство Богородско-Глуховской мануфактуры, принадлежавшей Морозовым-Захаровичам.

Это ярчайший образец модерна с привлечением мотивов национальной русской архитектуры. Там в первых этажах были Морозовские офисные помещения, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».

Здание Двора выглядывало из-за массивной Китайгородской стены, поэтому Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, которые смотрелись как башни старинного замка.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин.

Сейчас здание занимает Аппарат Президента РФ.

Боярские ряды.

Закончим экскурсию по Морозовским местам у здания Кустарного музея (Леонтьевский переулок, 7 с 1) - образца так называемого русского архитектурного стиля. Дом можно отнести к опыту исторической ретроспективной архитектуры, пытающейся воссоздавать национальные образы. Оно было построено по заказу Сергея Тимофеевича Морозова , брата Саввы Тимофеевича, в начале XX века.

В своем стиле здание довольно посредственное и не сравнится с такими великими шедеврами как дом Перцевой, например, или тот же Ярославский вокзал. Но сам Кустарный музей был блестящим явлением. Морозов был большим ценителем народного промысла. Кустарный музей, основанный им еще в 1885 году, находился сначала на Большой Никитской, а потом переехал в Леонтьевский переулок. Здесь представлена большая коллекция резных изделий. В настоящее время - это Музей народного промысла.

Музей народных промыслов

Ольга Ваганова/АиФ