Фабрика елочные украшения. Здесь был «Летидор»: старейшая фабрика ёлочных игрушек в России. Фабрика елочных игрушек в городе павловский посад

«Фабрика елочной игрушки» - настоящее сказочное королевство. Здесь живут непохожие друг на друга зимние волшебники из заморских стран, есть тайные ходы, алхимическая лаборатория, мост исполнения желаний и даже своя собственная снежная туча. Но мы хотим рассказать вам не обо всех чудесах, а только о том, что интересно «Квартблогу» больше всего – о елочных игрушках.

Музей фабрика елочных игрушек в Сокольниках

Чтобы попасть в мир игрушек, нужно сначала пройти по улочкам рождественского городка. Здесь уже все готово к празднику: светятся фонарики, мигают гирлянды, беззаботная молодежь кружит на катке… Случайный прохожий может провести здесь добрый час, разглядывая все детали и подробности уютного быта, ведь этот городок был создан голландской компанией Lenax специально для этого.

Из игрушечного городка мы вышли в по-настоящему волшебном настроении, и оказались в сердце музея, в сокровищнице, где хранятся елочные игрушки.

У елочной игрушки в России была сложная судьба. Массово украшать домашние ёлки у нас начали в последние десятилетия XIX века, повторяя европейскую моду. Шары тогда были тяжелыми, стеклянные игрушки – невероятно дорогими, так что на рождественских деревцах обычно красовались украшения из картона или из ваты, накрученной на проволочный каркас. В моде был, например, «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух выпуклых картонных половинок, покрытых красой и фольгой (видимо, они и были прародителями знакомых всем нам серебристых картонных рыбок и петушков).

Эпоха «Нового года – Рождества» закончилась скоропостижно, в конце 1920-х годов. Праздничный день сделали рабочим и даже частное празднование рождества фактически запретили.

Главный зимний праздник вернулся лишь в 1935 году, но его характер полностью поменялся. Вместо Рождества решено было праздновать светский Новый год. Поменялись и игрушки: больше никаких религиозных символов. Вместо ангелочков – солдаты, вместо Вифлеемской звезды – алая пятиконечная.

«Это была идеология. Елочные игрушки не должны были отражать религиозные мотивы, западные веяния. Постепенно стали делать упор на воспитание патриотического духа, и каждую игрушку утверждали только если она несла определенную информацию. Доходило даже до того, что во время войны с Испанией выпустили шар с изображением двух самолетов: русского и испанского, подбитого».

По советским игрушкам, действительно, с легкостью можно изучать историю. Например, говорят, что бусы из стекляруса (и очень по-конструктивистски выглядящие наборные игрушки-конструкторы из него же) клинских мастеров научили делать пленные немцы. Кстати, первые елочные игрушки в нашей стране появились именно в Клину, где с середины XIX века работал стекольный завод, на котором делали бутылки, аптечные склянки и прочие полезные вещи.

«Оттепель» принесла свою моду на елочные украшения. В них стало меньше патриотической пропаганды, зато появилась пропаганда сельскохозяйственная. История словно сделала оборот по спирали, и вместо рождественских лакомых яблок, орехов и сахарных роз среди хвои заблестели простые советские герои – огурцы, груши и зеленый горошек. Правила бал, конечно, царица полей кукуруза.

Попала в этот тренд и серия стеклянных персонажей книги «Приключения Чиполлино», выпущенных на рубеже 50-х – 60-х годов, после перевода этой книги на русский язык. Они стали частью большой серии игрушек на прищепках, которые в советское время можно было найти на любой елке.

Технологии не стояли на месте, и игрушкам приходилось шагать в ногу со временем. В 70-х – 80- х годах их стали делать с использованием алюминия, пластмассы, поролона...

Тяжелая чугунная «шкатулка» на фотографии, резко контрастирующая с хрупкостью украшений, – это форма, с помощью которой делались и делаются фигурные елочные игрушки. Раскаленный конец стеклянной трубочки помещается в форму, она закрывается, и мастер выдувает Деда Мороза или праздничный фонарик.

В музее хранится богатая коллекция современных игрушек от разных фабрик. Да-да, украшения до сих пор из производят вручную в России и странах СНГ, а не только на конвейерах в Китае! Более того, у каждой фабрики – свое лицо, свой излюбленный стиль.

Вот пензенские елочные шары с ручной росписью и декорированные объемной пастой. Нижегородская «Ариэль», наоборот, любит формовую игрушку. Старейшая, клинская фабрика «Елочка» хранит традиции и выпускает вогнутые шары, звенящие колокольчики и ретро-коллекции.

Впрочем, юным посетителям музея больше всего нравятся игрушки чешских мастеров: стеклянные мобильники, пакета молока, гамбургеры и другие признаки современности. Чем не продолжение советской традиции, только уже без идеологии?

Есть среди игрушек и настоящие шедевры, точнее – копии шедевров. Коллекцию «Santa Hermitage » придумали на клавдиевской фабрике. Каждый шар расписан художником вручную и существует в единственном экземпляре.

Как же раскрашивают елочные игрушки и, главное, как шары становятся зеркальными? Ответ ждал нас в маленькой алхимической лаборатории. Здесь при нас произошло настоящее чудо: в прозрачный шар-заготовку капнули три вида жидкости, немного его покрутили, облили горячей водой и… шар стал зеркальным! Нам так и не сказали, что это за волшебные эликсиры смешиваются в шаре, но интернет подсказал: драгоценным налетом покрыла шар реакция «серебряное зеркало». Как рассказали в музее, это нужно не только для украшения, но и для укрепления шара.

Химия не всемогуща – изящные рисунки на поверхности шара с ее помощью создавать пока не научились, здесь по-прежнему нужны талант и мастерство художника.

В небольшой мастерской работают три помощницы Деда Мороза. Вера рисует зайчика. План на сегодня – восемь таких игрушек. «Шарами я начала занимать недавно, а раньше занималась много чем другим, но все было связанно с росписью. Расписывала деревянные грибочки, которые продаются на Вернисаже в Измайлово... Устаешь от одного, хочется переключиться», – рассказывает Вера. Объясняет технологию: наносится рисунок художественными акриловыми красками. Задача на сегодня - сделать восемь шаров, но сколько уходит на один, сказать сложно: они создаются параллельно. Сначала на всех вписывается один элемент, потом второй, третий…

«Сейчас мы заканчиваем год, потом целый февраль будем разрабатывать новые коллекции. Директора их утверждают, и мы запускаем их в работу. Целый год мы работаем», – рассказывает главный художник фабрики Ольга Нелипа.

Сама Ольга создает очень необычные шары – фактурные, сочные. Чтобы сделать такие, нужно работать не только кистью, но и мастихином, а на сферической поверхности это не так-то просто.

«Безусловно, мы следим, что сейчас в моде, какой цвет... Но каждый художник смотрит по какому-то собственному, внутреннему миру, чего ему хочется. Мне, например, сейчас хочется лета, и я вторую неделю сижу и прорисовываю летние мотивы». По признанию Ольги, кроме их фабрики никто таких фактурных шаров не делает. Они продаются тут же, в магазинчике при фабрике, и стоят 700 рублей, но разлетаются как горячие пирожки, только успевай делать.

Покупатели вообще любят все необычное. Многие покупают пейзажи или шары с декором объемной пастой.

Мы осмеливаемся спросить: а не пропадает ли от такой работы новогоднее настроение? «Болезненный вопрос, – улыбается Ольга. – Да, чувство праздника притупляется, круглый год у нас Новый год». Но все же художникам здесь нравится: интересная работа, веселая команда профессионалов (у всех мастериц есть художественное образование) и полная свобода творчества. В конце концов, кто-то же должен пожертвовать остротой праздничного настроения, чтобы сотни посетителей музея и те, кому потом подарят расписанные вручную игрушки, смогли им насладиться! В мастерской нам рассказали, что по просьбе покупателей могут сделать на шарике надпись, а если договориться заранее, то заказать можно и оригинальное изображение.

После мастерской мы еще надолго остаемся в магазинчике. Еще бы – оказывается, здесь можно купить те самые волшебные голландские домики, да еще и за весьма сносную цену – от полутора до трех тысяч рублей. Оторваться от них, пока не прочтешь все вывески, не заглянешь во все окошки и не рассмотришь всех обитателей этого выдуманного мира, застывших в очаровательных или забавных ситуациях, решительно невозможно!

…А за порогом музея нас встретил настоящий рождественский снегопад! Белые хлопья степенно падали в свете фонарей, оставаясь пушистым покрывалом на лапах сосен, на черных ветвях деревьев, на дорожках парка. Мы улыбались, замерев, и были счастливы, словно дети накануне Рождества.

Текст: Дарья Мышленникова
Фотографии: Вероника Грицай

Знаете ли вы, что в Московской области есть три фабрики елочных игрушек, не похожих друг на друга? Сезон интереса к новогодним активностям начинается уже в конце октября и длится, пока лежит снег. За это время можно успеть посетить все «игрушечные» места, побывать на каждом из мастер-классов и получить море впечатлений и позитива. Фабрики находятся в разных уголках Подмосковья, легко выстроить логистику, удобную лично для вас. А новогоднее настроение придет само собой.

«Елочка», Клин

Сюда не зарастает народная тропа любителей зимних забав. В Клину занимаются стеклодувным промыслом с конца XIX века, и за 150 лет достигли невиданных высот, которые с радостью демонстрируют гостям. Экскурсия начинается с показа старинных игрушек, которыми украшали дома наших пра-пра… Дворянская и крестьянская елки, украшения из подручных материалов – все это здесь! История продолжается игрушкой ленинской и коммунистической, ударной и краснознаменной – это уже немного ностальгии для родителей и бабушек. Все елочные украшения показаны в соответствующих интерьерах, что также вызывает бурю ностальгии.

На фабрике есть магазин, где можно купить игрушки и вкусняшки. Цена шаров – от 80 рублей до нескольких тысяч, средний чек – 500 рублей за набор игрушек.

Другие экспозиции – выставки елок из разных стран мира и космически-инопланетных елок. После зала Дедов Морозов – центральный зал с огромной елкой. Все помещения отделены друг от дуга, что очень удобно. В музее оборудован уголок производства, где можно посмотреть, как делают игрушки – те самые, что потом отправятся на продажу и будут радовать взрослых и детей по всей стране. Дальше – ручная роспись шаров и покрытие блестками. Тут не только показывают, но и учат: после экскурсии – мастер-класс с последующей выдачей свежерасписанного шарика.

Максимальная стоимость экскурсии для взрослого – 600 рублей (цена варьируется в зависимости от дня недели и близости к Новому Году). Детский билет – около 300 рублей. Приятное дополнение – в стоимость каждого билета входит подарок, стеклянный шарик.

С постройкой нового участка платной трассы до Клина от Москвы можно долететь меньше, чем за час. Лучше записаться заранее, а можно попробовать присоединиться к сборным группам по 25 человек, которые формируются каждые 10 минут.

«Иней», Павловский Посад

О существовании этой фабрики знают немногие, и совершенно зря. Дорога в павлово-посадское село Данилово – долгая, но на фабрике «Иней» очень интересно. Если на клинской «Елочке» для гостей специально построили два отдельных цеха, то здесь посетители могут запросто пройти на самое настоящее планово работающее производство и увидеть все его этапы. Вот работают стеклодувы, формируя из невзрачных стеклянных колбасок шары и шишечки, вот в большой вакуумной машине заготовки становятся зеркальными, вот идет покраска…

На взгляд Путеводителя, это лишь добавляет очарования процессу – в наш цифровой век детям будет полезно увидеть, из скольких сложных этапов складывается рождение новогодней красоты.

Музейное пространство павлово-посадской фабрики «Иней» – единый просторный зал, где выставлены потрясающе украшенные елки (отличная фотозона, даже фотостена) и в витринах кропотливо выложены игрушки – по годам, начиная с 1940-х. Рассматривать витрины можно долго – вспоминать игрушки, которые имелись дома в годы детства, стеклянные фрукты и колокольчики, игрушки с церковной символикой, матрешки, мультяшки, цветы и шары. Оказывается, было время, когда на елочки вешали симпатичных чернокожих пупсиков, но потом политкорректность возобладала.

Конечно, дело не обходится без театрализации со Снегурочкой и Дедом Морозом – и мастер-класса по украшению игрушки. Завершает программу чаепитие. Завсегдатаи говорят, что с ноября по январь у «Инея» очень плотный график, ориентированный на групповые экскурсии, и выезжающим частным порядком рекомендуется записаться заранее.

Экскурсии тут не дешевые, взрослый билет стоит 1000 рублей, детский – 950. Мастер-класс оплачивается отдельно (200 рублей), в стоимость экскурсии не входит. Зато тут очень дешевые игрушки, за 300 рублей можно сформировать небольшой подарочный наборчик в удобной тубе.

« «Стиль Студия», Химки

Эта фабрика находится в Химках практически у Ленинградского шоссе, она самая маленькая и самая молодая. «Стиль Студия» существует почти 20 лет. Ее организовали специалисты, которые много лет проработали на фабрике «Иней», обогатились прибалтийским опытом и решили создать своеобразное ателье по производству елочных украшений сложных форм. Никаких простых шаров; и стеклянные шедевры тут называют не «игрушки», а «украшения», настраиваясь на создание чего-то экстраординарного. Шарики, в которые хитро вмонтированы фигурки из плюша, сложные «цветочные» подвижные композиции, причудливые воланы – это здесь. Стоимость необычной игрушки – 350-500 рублей.

На производство «Стиль Студия» не пускает. Стеклодувная установка вынесена в отдельное помещение, доступное туристам, где можно, затаив дыхание, смотреть, как формируются хрупкие и сложные фигурки.

Здание фабрики находится в совершенно обычной промзоне. Внутри владельцы постарались создать уют и новогоднее настроение с европейской ноткой. Лаконичный декор, возможность усесться на мягкие пуфики и пеньки и порисовать на креативных досках – это здесь. В елочной комнате также можно влиться в новогоднее фотопространство и запечатлеться с перевернутой елкой, которая висит на потолке. Тут же проходит новогоднее представление. По соседству с шоу-залом – магазин, где легко накупить игрушек по цене от 50 рублей.

Стоимость экскурсии – 800-900 рублей, в стоимость входит изготовление собственного шарика (выдувание и роспись) и чаепитие.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Связаны с елкой и хрупкими стеклянными украшениями на ней. Это самые приятные воспоминания из детства.

К сожалению, современные елочные игрушки, преимущественно китайского производства, изготовленные из пластика или пенопласта, перестали быть хрупкими. Они уже не вызывают того трепетного чувства, когда дрожащими руками вешаешь украшение на елку, стараясь не разбить его. Но благодаря работе отечественных стеклодувных заводов, популярность стеклянных игрушек в России начинает возрождаться, а их продукция становится все красивее и интереснее.

История появления елочных украшений из стекла

Родиной стеклянных елочных игрушек считается Германия. Именно здесь в XIX веке в городе Лауша был изготовлен первый в мире шар в форме яблока. Выбор был неслучайным. Для Тюрингии 1848 год оказался неурожайным, и яблок удалось собрать совсем немного. Поэтому местные стеклодувы решили изготовить стеклянные фрукты, после чего удачно распродали их на ярмарке. С этого времени было организовано серийное производство игрушек для украшения ими елей и домов накануне празднования Рождества и Нового года.

В этом же 1848 году в России был открыт первый стеклодувный завод, на котором крепостные изготавливали посуду, бутылки и другие изделия. Место его расположения - Московская область, город Клин. Во время войны завод был почти полностью уничтожен, но к началу 50-х годов силами местных жителей достигнут довоенный уровень производства.

Стеклянные елочные игрушки продолжают выпускаться и сегодня на фабрике «Елочка», но уже в соседнем населенном пункте - Высоковске. Недалеко от местонахождения бывшего завода действует единственный в России музей «Клинское подворье».

Технология производства

На большинстве фабрик, которые работают сегодня в России, игрушки изготавливаются вручную. Процесс этот довольно трудоемкий.

Первый этап производства начинается в стеклодувном цеху. Исходный материал для изготовления игрушки - стекло в виде тонких трубок длиной около 50 сантиметров. Дальше она разогревается до температуры 1000 градусов и выдувается с помощью легких работника. В результате получается прозрачная стеклянная игрушка, которой еще надо остыть перед тем как отправиться на следующий этап производства. Из одной такой трубки выходит 20 круглых шаров или 5-10 сосулек или Максимальный размер шара, который можно выдуть, составляет в диаметре 15 сантиметров.

Второй этап - это серебрение. Он заключается в том, что в каждый шарик впрыскивается специальный раствор, состоящий из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды. Затем игрушку опускают в горячую воду и встряхивают, при этом серебро оседает на стенках, и фигурка перестает быть прозрачной. Следом шарик красят в один цвет и сушат.

На третьем этапе стеклянные елочные игрушки расписываются вручную. После того как рисунок нанесен, фигурку покрывают специальным прозрачным клеем и посыпают золотой крошкой.

Четвертый этап заключается в обрезании длинной «шеи» шара с помощью закреплении застежки и упаковывании игрушек. Именно в таком виде она поступает в магазины, а затем и к нам в дома.

Производство стеклянных елочных игрушек в России: знаменитые фабрики

На сегодняшний день существует несколько отечественных фабрик по изготовлению новогодних украшений. На них производятся самые разные стеклянные елочные игрушки. Россия стремительно наращивает объемы выпуска, обеспечивая хрупкой продукцией себя и соседние страны.

Старейшее предприятие по производству елочных украшений находится в городе Высоковске Московской области. Его современное название - ОАО «Елочка».

Производственное предприятие с 70-летней историей расположено в Павлово-Посадском районе (деревня Данилово). Все стеклянные елочные игрушки изготавливаются и расписываются вручную. Их можно назвать поистине уникальными, поскольку рисунок каждой фигурки повторяется не более 500 раз.

Еще одна фабрика по производству елочных украшений, «Ариэль», расположена в Нижнем Новгороде. Это современное предприятие продолжает работу известной в СССР Горьковской промысловой артели «Детская игрушка», основанной в 1936 году. Все изделия выполнены по европейским стандартам качества, поэтому известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

Стеклянные елочные игрушки: цена за набор

Стеклянные игрушки никогда не стоили дешево. Ручной труд требует соответствующей оплаты, но зато можно получить изделие с уникальным рисунком и ручной росписью. За сколько можно купить набор стеклянных елочных игрушек?

Так, например, упаковка из 6 шаров и верхушки стоит порядка 700 рублей. А вот новогодние наборы, состоящие из 32 предметов, обойдутся в 3500 рублей. В продаже имеются и большие шары диаметром до 10 сантиметров. Цена одной такой игрушки обойдется в 250-300 рублей.

Елочные украшения из стекла родом из детства. Их никогда не заменят игрушки, сделанные из пластика или других искусственных материалов.