Диоскуры на конногвардейском плацу. Центральный выставочный зал манеж Почему афина разместилась на бывшем конногвардейском манеже

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге составляет с Исаакиевским собором единую архитектурную композицию. Старинное здание прекрасно сохранилось и является не только одной из достопримечательностей города, но и модным выставочным комплексом.

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Перестройка здания

В 70-е годы XIX ст. Конногвардейский манеж было решено перестроить. Выполнить заказ поручили архитектору Д. Гримму. Он сделал пристройку с западной стороны, расширив внутреннюю часть, и превратил обычную ложу в императорскую. Здание украшают и снаружи: на фронтоне размещают барельефы, выполненные из терракоты скульптором Д. Иенсеном. Барельефы соответствовали назначению здания и изображали конные состязания в античные времена. Современники признали их неудачными.

Железные кони в Манеже

После революции 1917 здание пустовало.

В 30-е годы прошлого столетия произошел пожар, уничтоживший внутреннее убранство. Перестроить здание поручили архитектору Н. Лансере, который разделил помещение на 2 этажа, убрал барельефы Иенсена и пристроил пандусы, после чего здание Конногвардейского манежа превратилось в гараж для автопарка НКВД.

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Немного мистики

Всякое примечательное здание в Санкт-Петербурге непременно овеяно легендой или имеет пару-тройку связанных с ним примет. Конногвардейский манеж - не исключение.

Хотя между зданием на Исааевской площади и Зимним дворцом расположен Александровский сад, считалось, что под землей оба здания соединены туннелем, по которому проскачет конный. Обыватели полагали, что таким образом император незамеченным проникает в манеж и смотрит на обучение своих любимцев, лейб-гусаров.

Современность Манежа

В наши дни Конногвардейский манеж - это прекрасный современный Его площадь - более 4,5 тысяч кв.м.

На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж - непременная площадка для проведения международного культурного форума.

Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.

Кроме того, Манеж в СПб - это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.

Центральный выставочный зал "Манеж" работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.

Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.

Как найти

Конногвардейский манеж находится в центре Северной столицы, на Исаакиевской площади, 1. Пройти удобнее со стороны

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал «Манеж».

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного. Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено — по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни — уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов — детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Конногвардейского манежа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

и культуры Санкт-Петербурга. .Основной фасад искусно обработан портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона. Фронтон украшен скульптурами работы Трискорни. Ранее фронтон был украшен также терракотовыми барельефами Иенсена, которые впоследствии были удалены с фасада. Здание — двухэтажное (с 1931 года), по углам оформлено пилястрами, завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но отштукатуренные. Кровля железная. В 1806 году Кварнеги заказал в Италии уменьшенные копии знаменитых мраморных Диоскуров — Кастора и Поллукса, установленных в Риме перед Квиринальским дворцом. Каждая композиция представляет собой юношу (Кастора или Поллукса), укрощающего коня. Скульпутрные группы известны во многом из-за своей пластичности и монументальности. Обе фигуры были закончены Паоло Трискорни в 1810, однако доставлены в Россию в Кронштадт только в августе 1816. В 1817 году Диоскуры были установлены на гранитные постаменты с двух сторон от главного фасада манежа. В период с 1840 по 1954 год Диоскуры стояли у фасада, противоположного основному. Разработка предназначена для уроков истории, для обучающихся 7 классов.

Дунаева Светлана Романовна, 17.11.2017

374 84

Содержимое разработки


Конногвардейский манеж

Выполнено Дунаевой С.Р. учителем истории ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт Петербурга




  • История
  • Здание построено в годы правления Александра Первого, в 1804-1807 годах. Манеж относится к ряду последних творений архитектора Джакомо Кваренги. Здание строилось для Лейб-гвардии Конного полка, для зимней и летней выучки парадных конных выездок.



























  • Центральный выставочный зал «Манеж»
  • Основное направление деятельности «Манежа» - организация и проведение некоммерческих художественных выставок
  • Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-центр «Пушкинская, 10»»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения - инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).
  • В начале XIX века на берегу канала, связывавшего Адмиралтейство с лесными складами («Новой Голландией»), были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарменных сооружений входил и манеж, возведенный по проекту архитектора Д. Кваренги в 1804–1807 годах. Здание манежа представляет в плане вытянутый прямоугольник. Почти весь его объем занимал в прошлом один большой зал, предназначенный для упражнений в верховой езде.
  • Отделка зала была предельно проста. Весьма скромно решил Кваренги и боковые фасады. Только один фасад, обращенный на площадь, получил более сложную и богатую обработку: его украшает величественный и строгий портик, увенчанный фронтоном. Двойная колоннада в центральной части портика создает сильную игру светотени и ещё более подчеркивает монументальность небольшого по протяженности торцевого фасада. Стены здания членятся тягой как бы на два яруса. Нижняя часть стен рустована. Над рустовкой в глубине портика расположен барельеф, разделенный пилястрами на три части.
  • Неизвестным автором с большим мастерством изображены полные динамики и напряженной борьбы сцены конных состязаний, которые происходили на римском ипподроме. При сооружении манежа на постаментах перед портиком были установлены скульптурные группы Диоскуров. Эти парные мраморные скульптурные группы юношей, сдерживающих вздыбленных коней, были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни и доставлены в Россию в 1817 году. Образцом для них послужили античные статуи Диоскуров (мифологических близнецов Кастора и Поллукса) перед Квиринальским дворцом в Риме.
  • В 1840-х годах скульптурные группы перенесли от манежа к зданию казарм в Конногвардейском переулке. Только в 1954 году статуи Диоскуров возвращены на свое место. Пристройка с западной стороны манежа относится к концу XIX века. В 1873 году в тимпанах фронтонов были установлены неудачные по композиции терракотовые барельефы работы скульптора Д. И. Иенсена. В 1930-х годах, после пожара, архитектор Н. Е. Лансере перестроил здание, приспособив его под гараж. Зал был разделен на два этажа, и с задней стороны пристроены пандусы, ведущие на второй этаж. Барельефы Иенсена были сняты. В 1967 году принято решение о передаче здания Союзу художников для устройства в нем выставочного зала.

  • ru.wikipedia.org/wiki
  • http://www.manege.spb.ru/
  • http://www.hellopiter.ru/
  • http://www.citywalls.ru/
  • http://www.visit-petersburg.ru/

Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк был создан на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры Диоскуров, удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

В конце 19 века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в тимпанах фронтонов – терракотовые барельефы работы Д. И. Иенсена. В первой половине 20 века по проекту Н. Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

Как добраться

Адрес: Конногвардейский бульвар, 2
Станция метро: Гостиный двор

Доехать до станции метро “Садовая” или “Сенная площадь”, выйти на переулок Гривцова и идти по нему до пересечения с набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть налево и идти до Исаакиевской площади. Затем нужно пройти через площадь к Конногвардейскому бульвару.

Историческая справка

1700-1721 гг. – война Северного союза против Швеции.
1706 г. – создание лейб-шквадрона А. Д. Меньшикова.
1711 г. – Пруcский поход.
1721 г. – создание Конногвардейского полка.
1735-1739 гг. – русско-турецкая война.
1741-1743 гг. – русско-шведская война.
1804-1807 гг. – строительство Конногвардейского манежа.
1805-1807 гг. – война с Францией.
1812-1814 гг. – Отечественная война.
1817 г. – создание статуй Диоскуров.
1840 гг. – перенос скульптур Диоскуров к зданию Конногвардейских казарм.
1842 г. – Адмиралтейский канал заключен в трубу.
1854 г. - возвращение статуй Диоскуров к зданию манежа.
1873 г. - установка терракотовых барельефов Д. И. Иенсена.
1930 гг. – переоборудование здания под гараж.
1967 г. - передача здания Союзу художников.

Легенды и мифы

О Конногвардейском манеже, как и о многих других зданиях, которые часто посещали российские императоры, ходили слухи, приписывающие ему подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади.

Шпалерная ул., 60-62
Шпалерная ул., 49-51


Год постройки: 1741-1757, 1800
Архитектор: Боенналь

Стиль: Классицизм

Главные артиллерийские казармы (Аракчеевские казармы)
1800-е гг.
Утраченные здания

До революции на Шпалерной ул. (по обеим ее сторонам), начиная от угла Таврической ул., располагались Аракчеевские казармы. По правой стороне казармы располагались от дома № 60/41 до самого Смольного собора, по левой стороне от дома № 49/29 (позднее № 49/39) и доходили до Ставропольской улицы.
С 1733 до 1800 гг. здесь квартировала Конная гвардия.
В 1730-е гг. Кикины палаты передали лейб-гвардии Конному полку, прибывшему из Москвы, где он был сформирован по приказу Анны Иоанновны.
Поблизости правильными рядами были поставлены 107 изб и светлиц, образовавших четырехугольник с одиннадцатью улицами - Конную слободу, выходящую на Первую Березовую улицу (Шпалерную). В 1733 г. Кикины палаты были приспособлены под полковой лазарет и канцелярию. Большой зал использовали для полковой церкви.
Создавалась слобода Конного полка по проекту и под руководством арх. Боенналя. Строительство велось с 1741 по 1757 гг. Постепенно территория слободы стала сокращаться, деревянные избы заменяться каменными. Сокращение территории произошло за счет строительства на ней сначала Смольного собора, а позднее Таврического дворца с садом.
При Павле I началось повсеместное строительство каменных казарм, куда были переселены солдаты. Конному полку выделили и роскошный Таврический дворец.
В 1800 г. Конногвардейская слобода была ликвидирована, здания распроданы.
В начале 1800-х гг. на территории бывшей слободы Конного полка вдоль Воскресенской наб. (Шпалерной ул.) были выстроены (возможно, перестроены из старых построек) длинные одноэтажные казармы. Поскольку шефом артиллерии считался Аракчеев, казармы стали называть также Аракчеевскими. Описание казарм - низенькие здания, украшенные огромными гербами с инициалами Императора Павла I и изображением мальтийского креста, с живописным мальтийским орлом над порталом.
Аракчеевские казармы, уже показанные на плане 1806 г., состояли из одноэтажных кирпичных корпусов конюшен, расположенных по обе стороны Шпалерной ул. Параллельно основным конюшням, стоявшим по красной линии, размещены с некоторым разрывом дополнительные корпуса (сеновалы, кузницы и т.д.).

С 1807 г. полку был отведен участок между Мойкой и Адмиралтейским каналом.





Конногвардейский бульв., 2
Якубовича ул., 1
Исаакиевская пл., 1
Архитекторы: Кваренги Д.

Год постройки: 1804-1807
Стиль: Классицизм


Долгое время на месте Конногвардейского бульвара был канал, соединяющий Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В начале XIX в. на берегу канала были построены казармы Конногвардейского полка. В комплекс казарм входил и манеж , сооруженный по проекту арх. Д. Кваренги в 1804-1807 гг. Главным фасадом манеж выходит на Сенатскую площадь и Исаакиевский собор. выполнен в стиле строгого классицизма; благодаря великолепному дорическому портику главного фасада похож на антитчный храм.
Почти весь внутренний объем здания в прошлом занимал один большой зал, предназначенный для занятий верховой ездой.
В 1817 г. перед входом были установлены мраморные скульптурные группы Диоскуров, держащих коней. Они были выполнены в Италии скульптором П. Трискорни. В 1840-х гг. скульптуры были перенесены к зданию казарм в Конногвардейском пер. Возвращены в 1954 г.
В 1872-1873 гг. арх. Д. И. Гримм перестроил манеж. Тогда же с западной стороны был пристроен вестибюль, разобранный в 1970-х гг. В это же время на фронтоне установлен терракотовый барельеф работы скульптора Д. И. Иенсена.
В 1930-х гг., после пожара, арх. Н. Е. Лансере перестроил манеж, приспособив его под гараж. Барельефы были сняты. В 1967 г. здание передали Союзу художников для выставок.
(Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной. 54)

Полк занял новое здание, построенное вдоль Адмиралтейского канала специально для Лейб-гвардии Конного полка (Конногвардейский бульвар, 2-4).

Казармы лейб-гвардии Конного полка - Трехэскадронный корпус



Конногвардейский бульв., 4
Конногвардейский пер., 2
Якубовича ул., 3
Архитекторы: Ермолаев (?)
Руска Л. (?)

Черник И. Д.
.

Год постройки: 1810, 1844-1847
Стиль: Классицизм

Фасад дома выходил на Адмиралтейский канал, который проходил по Конногвардейскому бульвару и соединял Адмиралтейство с лесными складами - Новой Голландией.
В 1844-1847 гг. арх. И. Д. Черник перестроил старый корпус, изменив фасад здания в стиле, переходном от казарменного классицизма к неоренессансу в безордерной трактовке.
(Памятники истории и культуры, состоящие под государственной охраной. 64)

Главный фасад первоначально выходил на Ново-Исаакиевскую (ныне Якубовича) улицу: отсюда офицеры поднимались в свои квартиры на 3-м этаже. Солдаты располагались на втором этаже и входили со стороны Адмиралтейского канала. Первый этаж был занят конюшнями.
После 1845 г., когда канал был засыпан и на его месте образовался Конногвардейский бульвар, были построены новые корпуса ближе к Мойке. Вход с бульвара в Трехэскадронный корпус стал главным, а с противоположной стороны пристроили еще один ряд конюшен. Длина фасада этого здания с бульвара составляет 275 м, стены скупо оформлены в стиле классицизма, однако здание выглядит привлекательно, благодаря пяти выдвинутым за красную линию ризалитам, над центральным из которых возвышается фронтон, над боковыми - небольшие аттики.

Согласно новейшему изданию справочника охраняемых государством памятников, казармы возведены в 1805 - 1807-е годы, их автор - совершенно неизвестный А. И. Ермолаев. А ведь историк города П. Н. Столпянский еще в 1934 г. писал, что Ермолаев выстроил Конногвардейские казармы по проекту придворного архитектора Л. Руска…
Конногвардейские казармы - хороший образец безордерного ампирного стиля. Выносной карниз, дощатый руст по первому этажу, отделенному профильными тягами от двух верхних, - обычные элементы этого стиля, как и украшения оконных проемов: прямоугольные сандрики и заглубленные арки. Именно окна придают строгую ритмичность зданию, объемно расчлененному четырьмя ризалитами; центральный из них украшен треугольным фронтоном.
На каком основании Руска следует назвать автором Конногвардейских казарм? Во-первых, он входил в Городской комитет о построении гвардейских казарм и состоял его ведущим архитектором. Во-вторых, сам Руска, перечисляя свои произведения, упоминает и эти казармы. Зачем было приглашать какого-то Ермолаева, если Руска, автор казарм Кавалергардского и Гренадерского полков, стоял во главе всей казарменной программы?
Казармы, сохраняя свой внешний облик, подвергались основательной переделке военными архитекторами Е. Тимофеевым (1820), который расширил их по торцам, и И. Д. Черником (1844-1847). Последний, вероятно, придал казарме более нарядный вид, ибо главный фасад стал выходить на новопроложенный бульвар… В центре Петербурга возник военный квартал… Посередине этого квартала по-прежнему стоит здание, автором которого отныне необходимо считать Л. Руска.

Ист.: Антонов В. В. Кому был нужен Ермолаев? // Антонов В. В. Петербург неизвестный. Забытый. Знакомый. - М.: Центрполиграф, 2007. -С. 80-82.

Казармы Конногвардейского полка


Конногвардейский бульв., 6
Конногвардейский пер., 1
Труда ул., 8
Архитектор: Черник И. Д.

Год постройки: 1843-1848

Полку было тесно, один из эскадронов квартировал в Стрельне. В 1844 г. началось строительство нового казарменного комплекса на территории, ограниченной Большой Морской ул., Благовещенской площадью, Ново-Исаакиевской улицей и Конногвардейским переулком. Автор проекта и руководитель строительства архитектор И.Д. Черник. Основную площадь занимают солдатские казармы и полковой плац между ними. Двухэтажные здания, в первых этажах которых размещались конюшни, образуют три стороны каре. Две расположены вдоль современных улиц Труда и Якубовича, третья идет под углом к Большой Морской. Свободная сторона Каре обращена в сторону Конногвардейского переулка и забрана изящной чугунной решеткой на гранитном основании, за которой находился плац.

Казармы лейб-гвардии Конного полка. Офицерский корпус




Большая Морская ул., 67
Труда ул., 10
Конногвардейский пер., 5

Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1840-1849
Стиль: Эклектика
Офицерский корпус построен в 1840-х гг. по проекту арх. Ивана Денисовича Черника.
Двухэтажное на высоком гранитном цоколе с трехэтажными центральным и боковыми ризалитами здание соединяет черты классицизма (исп. штукатурки, рустовка) с чертами неоренессанса - "брамантовыми окнами" (арочное окно в прямоугольной раме - названо по фамилии итальянского архитектора Браманте, впервые использовавшего их при строительстве одной из итальянских вилл).
Над главным входом в здание до настоящего времени сохранилась лепнина: знамёна, шлемы, латы.
До недавнего времени дом имел красный кирпичный фасад, такой же как у дома № 69. Эти здания строились одновременно.

По адресу Благовещенская ул. (ул. Труда), дом 10 в начале XX в. располагался Усиленный лазарет Лейб-гвардии конного полка с Благовещенским офицерским отделением. В лазарете к 1910 г. имелось 75 коек для нижних чинов и 25 коек для офицерского состава. Гражданские больные принимались за плату в отделение для нижних чинов, если были свободные места. Руководил лазаретом старший врач.
(Ист.: Врачебные и санитарные учреждения города Санкт-Петербурга. СПб.,1910) .

Офицерский корпус и служебный флигель лейб-гвардии Конного полка, здание полковых казарм с конюшнями и ограда



Якубовича ул., 26
Архитекторы: Черник И. Д.

Год постройки: 1848-1850
Стиль: Эклектика

Последнее здание казарм возведено в 1914 г. военным инженером В.П. Апышковым параллельно строениям И.Д. Черника на нынешней улице Труда. Стилизованное под ампир здание удачно вписалось в существовавший комплекс. Здание украшено центральным портиком со сдвоенными колоннами на уровне 2-го и 3-го этажей и треугольным фронтоном, богато отделано скульптурой.

Церковные службы для конногвардейцев отправлялись в домовой церкви, расположенной в казармах. В 1842-49 гг. на площади, примыкающей к казарменному комплексу со стороны Невы, архитектор К.А. Тон построил церковь в русско-византийском стиле, освященную во имя Благовещания пресвятой Богородицы 4 марта 1849 г. Тогда же Благовещенскими стали именоваться площадь и мост через Неву. В 1939 г. церковь была снесена, и с тех пор площадь лишена доминанты.