Словарь символов: Лабиринт. Сакральный лабиринт или лабиринт сознания

3 029

Просматривая на стенде музея личные письма Пушкина, многие ощущают какое-то энергетическое излучение, а экстрасенсы даже видят его. Согласно физике, известные атомы имеют вибрирующую энергетическую оболочку (атмосферу). Оккультная наука сообщает, что атом и клетка обладают энергетической структурой и элементарной памятью, используя которую талантливые целители успешно лечат больных.

Исследования показывают, что каждый знак письма имеет невидимое объёмное энергополе, состоящее из суммы энергетических полей множества чернильных частиц-атомов. Энергополя знаков (букв) объединяются в энергоструктуры слов, предложений. Об энергетической объёмности букв, знаков, символов, специалистам хорошо известно. При написании письма (знака, картины, иконы) автор автоматически, посредством зрения, передаёт энергетике текста свою мысль, вибрацию своего организма. Энергетика письма тоже может иметь разные цветовые оттенки, как и звучание музыки, о чём тоже много писалось. Над плоскостью письма постоянно присутствует слабая или сильная многослойная энергетическая “атмосфера”, которая вибрирует. Учитывая, что Пушкин обладал сильной энергетикой, можно ощутить, что от страниц его письма идёт сильная вибрация заложенной им мысли, чувства.


Древние жрецы хорошо знали о свойствах энергетики атомов, малых и больших тел, букв, знаков, символов, и могли использовать её при сооружении культовых объектов, концентрируя и преобразуя слабые и тонкие энергии из одного состояния в другое. Такими преобразователями земной и космической энергии являлись различные объёмные и плоскостные сооружения на поверхности земли и под землёй, в том числе в виде каменных лабиринтов и рисунков. Создавая лабиринты и знаки больших размеров из валунных и других камней, обладавших сильной энергетикой, жрецы закладывали в рисунок мысль с образованием вертикального энергопотока (канала связи) замыкая его на космос.

Загадочные рисунки лабиринтов северных районов России, Скандинавии, Америки и других мест планеты вызывают поток интригующих статей в газетах и журналах, где высказываются самые различные гипотезы их происхождения, вплоть до космического.
Лабиринты российского севера — это древние рисунки на поверхности земли, которые выложены из небольших (до 40 см.) диких камней-валунов, образующих валики и борозды. По периметру рисунок представляет фигуру в виде круга или овала диаметром до 10 метров. Лабиринты других районов земли (Гренландия, Северная и Южная Америки, Англия и др.) имеют иные формы и размеры. Они относятся к культовым сооружениям. Известно, что все культовые сооружения создавались с образованием вертикальных энергопотоков (каналов космической связи: дерево, столбы, курган, пирамида, храм, лабиринт и пр.) Лабиринты относятся к наименее трудоёмким видам культовых сооружений в малонаселённых местах, неприметных для постороннего глаза. Здесь, как и у костра, горит невидимый энергопоток, который поднимаясь вверх, собирается в центре, образуя вертикальный энергетический канал двустороннего действия. Сюда, как в храм, приходили местные жители, охотники, рыболовы. Интересно, что над местами древних стоянок (с кремниевыми орудиями труда, следами костров) также присутствуют вертикальные энергопотоки. Как храм, так и лабиринт устраивались в зонах природных энергопотоков, усиливая их. Современным специалистам известны такие энергетические зоны, которые нанесены на карты земного шара.


Размеры поперечного сечения зон энергетических излучений бывают от нескольких сантиметров до десятков километров. Они могут фотографироваться с самолетов и спутников. Вертикальные и иные энергопотоки в культовых сооружениях создавались на основе инженерных знаний и законов физики. Валики лабиринта выкладывались валунами и камнями, имеющими повышенное знергополе, которое могло быть дополнительно увеличено “намаливанием”. В сумме эти камни в энергопотоке Земли создают над рисунком единый многослойный энергокупол. При создании лабиринта камни ориентируются вверх наибольшей его энергетической излучающей стороной. О повышенных свойствах энергетического и теплового излучения валиков-рёбер хорошо известно в технике и широко применяется, в том числе и в отопительных батареях.

Лабиринтный рисунок несёт охранную и информационную роль. По нему можно визуально определить направление тех или иных тайных мест, захоронений… Лабиринты, как и храмы, не предназначались для захоронений, хотя в редких случаях захоронения были и в помещениях храмов.

Подобно известным лабиринтам, но на ином уровне исполнения, имеются загадочные знаки на полях Англии, Канады, и других стран. Эти знаки тоже имеют зоны вертикальных энергетических потоков, уходящих вверх в вниз. Знаки разнообразны и похожи на различной сложности геометрические фигуры, явно несущие осмысленную научную информацию, передаваемую кому-то. Примечательно, что этизнаки выполнены на хлебных полях, над которыми в период их созревания образуется сильное многослойное энергополе со вспыхивающими по вечерам зарницами (электрическими разрядами – “т ихими грозами”). Можно предположить, что энергетика хлебного поля увеличивает энергетику вертикальных каналов загадочных знаков. Природа появления этих знаков на хлебных полях пока точно не установлена. Одни исследователи считают, что это — результат воздействия НЛО и космических пришельцев, другие “винят” обитателей Земли: эльфов, гномов и др.
Использовались лабиринтные знаки и для исцеления людей.
Любопытно, что лабиринтные знаки разных стран и континентов имеют своеобразие в рисунках и в
энергетических излучениях.

Дедал, талантом своим в строительном славен искусстве,

Зданье воздвиг; перепутал значки и глаза в заблужденье

Ввел кривизною его, закоулками всяких проходов.

Овидий, “Метаморфозы”

Лабиринт - удивительное сооружение, с седой древности символизирующее извилистую, трудную дорогу, которую путнику предстояло пройти в поисках истины. Само это определение имеет несколько значений: может иметься в виду здание со сложным и запутанным планом, из которого невероятно сложно выбраться, либо - выложенная из камней спираль. Последние часто встречаются у северных народов, но сейчас речь не о них.

Античная легенда о Минотавре, в свое время наводившем ужас на несчастных эллинов, живет и здравствует до сей поры. По преданию, кносский лабиринт (Labyrinthos) был возведен знаменитым мастером-зодчим, Дедалом, известным также легендой о создании крыльев и попытке парного полета со своим сыном Икаром. Некогда царь Крита Минос разгневал могущественного бога Посейдона, и тот жестоко отомстил обидчику: его жена родила “не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку” - Минотавра, с головой быка и телом человека. Чтобы спрятать позор царского рода, и был построен Лабиринт, в центре которого чудовище надежно скрывалось от посторонних глаз. Как сказал Х. Л. Борхес, “Идея построить дом так, чтобы люди не могли найти из него выхода, возможно, еще более странна, чем человек с бычьей головой”. А из лабиринта в Кноссе действительно не было выхода - по крайней мере, только этим можно объяснить то, что жертвы, коих привозили на остров специально на корм Минотавру, не могли покинуть здание. Единственный, кому удалось это сделать - афинский царевич Тесей. Однако и этот древнегреческий герой не сумел бы выбраться из хитросплетений Лабиринта, не будь у него путеводного клубочка, который дала ему Ариадна. Впоследствии он вошел в легенду как “нить Ариадны”. Тесей убил чудище и тем самым снял проклятие с острова.

Это, по сути, все, что сообщает данный миф о Лабиринте. Даже само название строения толком не расшифровывается. Некоторые ученые склоняются к мнению, что оно пришло в греческий из языка пеласгов, которые населяли эту землю до прихода греков. Их наречие еще не до конца расшифровано современными учеными, более того - даже Геродот не владел информацией касательно языка этой народности. Вот что говорил античный историк о пеласгах:

“На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке.”

Точно известно, что окончание “inthos” присутствовало в названиях населенных пунктов у пеласгов. Но Лабиринт из легенды был построен гораздо позднее - примерно в 1600 г. до н. э. Если верить мифу, то он был расположен именно в Кноссе. Однако ученые сомневаются в точности этих сведений. Неизвестно даже, как выглядело это строение, и для чего было построено на самом деле: возможно, его извилистые переходы предназначались для ритуальных представлений и танцев. Были ли стены? Как знать. Не исключено, что он был похож на северные мегалитические сооружения, тоже именуемые лабиринтами, с тем лишь отличием, что не имел спиралевидной формы. Вполне допустимо, что на гладком каменном полу были прочерчены линии, вдоль которых и двигались участники ритуала: этого тоже было достаточно для того, чтобы сакральное место считалось лабиринтом.

Херман Керн, немецкий историк, считает, что в этих помещениях исполнялся особый танец, который подробно описывается в “Илиаде” и “Одиссее”. “Стройно-живая хороводная пляска” изображена на этрусском кувшине из Тральятеллы (640 г. до н. э.): совсем юные воины, как пешие, так и всадники, держат в руках богато украшенные щиты, на которых изображены птицы и лошади. В танце молодые люди покидают лабиринт, а на заднем плане видны две влюбленных пары. Здесь Минотавром и не пахнет. Но что тогда происходило в лабиринтах?

Сам рисунок на этрусском кувшине очень напоминает обряд инициации. И вообще целью подобных “танцев” могли быть вполне приземленные вещи: успех в задуманном деле, хороший урожай или долгожданная беременность. Достаточно было пройти от начала до конца по таинственному лабиринту.

Вопреки расхожему мнению, античный лабиринт вовсе не был таким запутанным, как его преподносят сейчас. На множестве археологических находок, в том числе и на кносских монетах, есть изображение того, что греки понимали под этим словом. Чтобы пройти до центра, человек должен был семь раз его обогнуть (число может меняться), с каждым поворотом заходя на меньший “круг”. И вот что удивительно: когда заходишь внутрь лабиринта, понимаешь, что центр - вот он, совсем рядом. И дойти до него совсем просто, потому что ни одна боковая галерея, ни одна преграда не встанет на пути: сворачивать некуда, коридор, ведущий к центру, только один. Как ни пытайся, неизбежно попадешь в центр. И точно так же - легко и непринужденно - можно выбраться наружу. Но тогда к мифу о Минотавре появляется один большой вопрос: если из лабиринта так легко выбраться, то зачем Тесею понадобилась пресловутая нить Ариадны?

Скорее всего, истинное значение лабиринта со временем было утеряно, как и многие древние знания. Его единственный путь никак нельзя сравнить с тем множеством вариантов дороги, которые предлагаются современной интерпретацией этого сооружения. Если раньше человек неизменно попадал в центр лабиринта для сражения с чудовищем, и после возможной победы мог найти обратный путь, то в новом времени все изменилось: даже само название в некоторых языках народов Европы стало иным и приобрело другой смысл. Например, в немецком языке Labyrinth превратился в Irrgaten, “вертоград блужданий”, в котором человек мечется в поисках своей цели и выхода, и никак не может их обнаружить. На первое место вышла не победа над Минотавром, а собственная слабость, и это не единственное отличие Irrgaten’а от “классики”.

В путешествии по кносскому лабиринту у вошедшего будет невероятная гамма противоположных ощущений. Вроде бы цель - вот она, дотянись рукой, но тут же коридор уходит резко в сторону, уводя от искомого центра все дальше, на внешнее кольцо. Сумеет ли посетитель добраться до цели? Здесь и отчаяние, и надежда. В этом лабиринт схож с человеческой жизнью - игра контрастов, сопровождающая в путешествии по коридорам, сильно ее напоминает. Близость и удаление от цели, ощущение победы и крах вместе с новым поворотом - только и остается, что идти вперед и надеяться на то, что центр лабиринта уже совсем близко, и вскоре уже покажется тусклый свет его факелов.

Не только здание, но и сам символ был реликвией, причем весьма популярной: его изображали очень часто, иногда - даже впопыхах, словно между делом, черкнув привычное изображение на кусочке глины. Пример такого “творчества” был найден на раскопках в Пилосе: совсем небольшая глиняная табличка, на одной стороне которой был список чьего-то стада коз, содержала на обороте символ лабиринта. Он был процарапан наспех, так, как сейчас человек выводит бездумные каракули на листке бумаги. Значит, тот, кто его нарисовал, хорошо был знаком с устройством лабиринта - иначе он не смог бы точно и быстро его изобразить.

… С очередным поворотом центр лабиринта все ближе, как и Минотавр. Самое сердце тьмы, в котором таится неизвестность, встречи с которой не избежать - как со смертью. Может, ритуальный танец и олицетворял саму жизнь?

Имя “Минотавр” часто употреблялось применимо к людям с определенным складом характера. Если сейчас о них сказали бы что-то вроде “Истинный дьявол!”, то в античном мире они превращались в “Сущих Минотавров”. Когда проводились археологические работы в Помпеях, то на колонне одного из домов была найдена надпись: “Здесь живет Минотавр”. Так назвали некоего Марка Лукреция, и сопроводили характеристику процарапанным рядом символом лабиринта.

… Чем дальше вошедший углубляется в темные коридоры, тем ближе центр. Время теперь не тянется, как в начале пути - оно бежит с невероятной скоростью, и все меньше его остается до встречи с неизбежным - после нее вернулся только Тесей, но живым ли он пришел в этот мир? Недаром в мифе было указано, что паруса корабля, на котором царевич возвращался домой, не сменили с траурных черных на белые.

И вот - сердце лабиринта. Пустая, ровная площадка. Но где же Минотавр? Где то чудовище, которое, по легенде, прячется в центре лабиринта? Конечно, можно списать все на наивность древнего сказания, но верна ли его трактовка? Миф гласит, что именно там, куда приводит длинный коридор, живет некое существо - Минотавр, во все века считавшееся средоточием зла (в Средневековье там обитал сам Дьявол). Но там пусто - только вошедший находится на месте Минотавра. А что, если он и есть это чудовище, в сердце которого скрывается тьма? Он сам, пройдя извилистый путь, обратился в Минотавра, и теперь у него только два выхода: остаться здесь, с необъятным злом в сердце, или же устремиться назад - к свету. Может, ритуальный танец как раз и олицетворял этот цикл, когда человек, проживший отпущенный ему срок, встретился в итоге со смертью, встал лицом к лицу перед всем, что натворил за жизнь, и затем переродился снова, чтобы начать все сначала?

Нашлось объяснение и для нити, которую Ариадна вручила Тесею. Исследователи предположили, что танцоры обвязывались одной нитью перед тем, как войти в лабиринт. Это делалось для того, чтобы во время “журавлиного танца” череда его участников не распалась, и не они не потеряли свое место в процессии. Первый танцор проходил вперед, ведя за собой всех остальных, которые подражали движениям журавля (отсюда и соответствующее название) бойкими прыжками, поворотами и поклонами. В танце они добирались до самого центра, где разворачивались и, держась за “нить Ариадны”, возвращались из мрачного лабиринта к свету.

К XII веку до н. э. сакральная сила лабиринтов изрядно ослабла. Многие сооружения были разрушены в ходе сражений, иные не пощадило время. До IV века до н. э. еще сохранялся смысл ритуальных танцев, но постепенно люди теряли интерес к подобным зрелищам: им становились непонятны движения танцоров, которые, к тому же, по большей части скрывались за стенами лабиринта. Но если танец забывался, то лабиринт - нет. Символика распространялась на север и восток.

У римлян лабиринт воспринимался больше как декоративный символ, прекрасно смотревшийся в столовых и вестибюлях. Популярное мозаичное оформление содержало собственно лабиринт и сценку из знаменитого греческого мифа, но римские художники временами забывались, и их символ часто не имел ни входа, ни выхода. Узор не терял красоты - а большего заказчику и не требовалось.

Удивительно, но мистическая сила возвращается к лабиринту в эпоху всеобщей христианизации: теперь он символизирует грешную жизнь, которую человек должен прожить, прежде чем очиститься в середине лабиринта и узнать там смысл своего существования.

Под влиянием христианства символ меняется: в него вписывается крест, и подобные готические изображения появляются у входов в большие кафедральные соборы. Хорошим примером может стать лабиринт Шартрского собора: прохождение его 28 поворотов олицетворяло путешествие в Святую землю.

Средневековый Альбион больше предпочитал лабиринты из подстриженных в соответствующей форме кустов. Там гуляла молодежь, справлялись праздники. Некоторые “газоны” сохранились и до сей поры: например, в графстве Эссекс, или в Южном Уэльсе. Встречаются подобные и в Германии.

Современные “лабиринты” уже ничем не напоминают древние сооружения, при прохождении которых человек обретал Себя. Теперь они стали действительно “вертоградом блужданий”, бессмысленных и непредсказуемых. Десятки и сотни закоулков, ходов и преград не оставляют шанса на прохождение, и сакральное место превратилось в запутанный аттракцион. Из него теперь можно выбраться только с помощью “нити Ариадны”, но жаль, что время превратило ее в миф.


Лабиринт - архитектурное сооружение, сконструированное таким образом, что, однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно; иногда это парк или сад, созданный по тому же принципу.

В древних текстах упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортане, греческий на острове Лемнос и этрусский в Клюзиуме.

Лабиринты были распространены в доколумбовой Америке, в Индии, на Северном Кавказе. В Европе они встречаются на севере континента и в восточном Средиземноморье; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные - выложены из камней или дерна.

Лабиринт - это мир, Вселенная, непостижимость, движение. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.


Лабиринт как символ Пути выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт - это обновление, преображение, новое рождение.

Древние греки связывали происхождение его названия labyrinthos с Критом. Характерный для критского религиозного культа топор с двойным лезвием назывался "лабрис". Эти слова родственны и происходят от доиндоевропейского слова, означавшего "камень". Лабиринт выражает идею круговорота "жизнь-смерть-жизнь" и имеет отношение к символизму пещеры, путешествия в иной мир; к погребальным обрядам и обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах.

Другим названием лабиринта, широко распространенным в Западной Европе, было "троя". Вергилий упоминает об обрядовых играх, называемых "Троя", обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта символика связана с "Танцем Журавля", описание которого есть у Плутарха.
В древнем Египте, в городе Абидос, существовали лабиринты, называемые Каракол. Они представляли собой почти круглые храмы, в коридорах которых проходили церемонии, символизирующие этапы эволюции и ту дорогу, которая ведет человека к его центру.

В Индии лабиринты понимаются как символы медитации, сосредоточения, возвращения к собственной оси и символизируют избавление от сансары и законов кармы.

В кельтской мифологии эти сооружения отмечают входы в подземный мир. По некоторым легендам каменные лабиринты были построены руками великанов, и сегодня еще лабиринты иногда называют "Дорогами великанов". Другие обитатели мира иного, феи, танцевали при лунном свете на спиралях лабиринта.

Лабиринт-символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться.

Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды. Образ мира, человеческой жизни, может полагаться как в пространстве, так и во времени. В наибольшей степени образ лабиринта связан с символикой пути.

Лабиринт изображался в виде диска, семантически связывался с подземным миром и небом. Блуждания в лабиринте - извечное состояние человека, акцентирующее необходимость постоянно принимать решения, выбирать свой путь.
Прохождение лабиринта - это мистический путь к центру, охраняемому чудовищем, которое есть воплощение собственных пороков и слабостей. В то же время лабиринт - это и символ «неисповедимых путей Господних».

Лабиринт сродни мандале: путь из центра лабиринта - это эманация, нисхождение духа в материю, инволюция, тогда как путь к центру - это приближение к абсолюту и слияние с ним, эволюция. Лабиринт - это путешествие от смерти к рождению. Он охраняется управителем - «Царем лабиринта», который живет в самом центре, в сердце сооружения, являясь его владыкой и судьбой.

В мифе о Минотавре лабиринт предстает как воплощение смерти, но и женского начала (на кносских табличках упоминается о некоей «владычице лабиринта», возможно, это Ариадна, в этом случае лабиринт может рассматриваться как место священного брака).
Образ лабиринта связывается с обрядами инициации, и тогда спуск Тесея в лабиринт и выход из него - это как бы второе рождение через слияние с землей.

Некоторые лабиринты выступают в качестве защитных сооружений, предназначенных для улавливания злых духов; в этой своей функции они соотносятся с магическими узлами. Спиралевидный лабиринт на изображениях архаического периода может быть рассмотрен в качестве космологического образа, модели космических (астральных) процессов. Однако это нисколько не отменяет его значение в качестве образа микрокосма, поскольку символический закон соответствия гласит: «Что вверху, то и внизу».

Как правило, в религиозной традиции лабиринт - это архитектурное сооружение, однако иногда по принципу лабиринта создаются парки или сады. Конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, включала элементы лабиринта. В средневековых церквах в виде мозаичного лабиринта иногда исполнялся пол. Изображение лабиринта на домах являлось апологетом защиты.

Лабиринты были местом посвящения во многих древних мистериях. Одни лабиринты были просто хитро сплетенными дорожками, обложенными камнями, другие находились под храмами в виде бесконечных подземных пещер, третьи были в горах и под горами.

Самый знаменитый лабиринт - Минотавра находился на Крите. Человеку-быку Астерию приносили жертвы. В мифе о Тесее, Ариадна, сестра Астерия, дала Тесею нить, которая помогла ему выбраться из лабиринта.

Византийские монастыри, окруженные стеной, назывались «лабра», отсюда славянское «лавра».

Метафору леса на Руси также можно связать с лабиринтом. С одной стороны, это задерживающая преграда, помогающая скрыться от врагов, с другой - требует определенных качеств: ориентации, возможности двигаться осмысленно по лесу. Только пройдя через щетку леса как через очистительное сито, герой приобретает возможность выхода из лесного лабиринта, обретает силы для дальнейших испытаний.

Некоторое время слово «лабиринт» считали производным от греческого λαύρα - улица, узкий проход

Некоторое время слово «лабиринт» считали производным от греческого λαύρα - улица, узкий проход.

Другие исследователи видят в нём икажённое наименование одного древних сооружений подобного рода - Лопе-ро-унт - Храм при входе в озеро .

Определение

1). Термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в. до н. э.) и насчитывавшем ок. 3 тыс. помещений; самосском, построенном по приказу тирана Поликрата (6 в. до н. э.), и италийском в г. Клузий (совр. Кьюси), являвшемся, вероятно, гробницей этрусского царя Порсены (6 в. до н. э.).

2). Л. в регулярных парках 17-18 вв. - участок с затейливым расположением узких дорожек между высокими стенками стриженых кустов.

3). В переносном смысле Л. - сложное, запутанное расположение или переплетение (например, Л. улиц), а также запутанные положения, отношения, из которых трудно найти выход («лабиринт противоречий»).

4). Лабиринты северные, принятое в науке название древних наземных сооружений, сложенных из небольших (до 40 см) диких камней, образующих извивающиеся линии, которые в целом составляют фигуру овала или круга диаметром до 10 м, с извилистыми дорожками внутри него. Известны в Норвегии, Дании, Швеции и СССР (Кольский полуостров, Карелия, Соловецкие острова и Эстония). Располагаются на островах, полуостровах и близ морских бухт. Возникли в 1-м тыс. до н. э. Л., по-видимому, предназначались для магических обрядов в целях успешной рыбной ловли.

«Название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землей или построенных выше её поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих сообщение между собой и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в нем и не найти выхода из него».

Определенный род запутанного пути. который в изначальной форме конструировался вокруг оси координат в виде спиралеподобных петлей или меандров.

Архитектурное сооружение без особого предназначения, сконструированое таким образом, что однажды попав в него, невозможно или очень трудно выбраться обратно.

Иногда лабиринт присутствует в виде парка или сада, созданного по тому же принципу.

Чертежи, схемы и эмблемы лабиринтов можно найти где угодно, но чаще всего в Азии и Европе.

Чрезвычайно сложный символ.

Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-«суматоха», игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме.

Происхождение названия

Сумма символики Лабиринт символизирует замешательство, заблуждение, путаницу, неразбериху, запутанную ситуацию, из которой невозможно найти выход; душевные муки, замкнутое кольцо, неразрешимую проблему, софизм, вечное круговращение, возврат; потаенность, заговор, хитрость, ворожбу, вульву; грех, боль; подземное царство мертвых, Ад; неожиданное вмешательство судьбы, небесных сил; бесконечность, звездное небо, мир; жизнь, мир растений; нить Ариадны, сеть, спираль, узел…

Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведёт прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта).

В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему.

Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта.

Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба.

Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы.

Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum).

Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в её пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина.

Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте.

Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему.

Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это «веревка, ведущая к небу», которой связано все и которая пронизывает все в этом мире.

Лабиринт разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса.

Лабиринт, будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы.

Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением.

Лабиринт разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя.

Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом «внутренностей земли».

Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины.

Лабиринт в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой.

Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов.

Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно.

Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с «Танцем Журавля», в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться.

Отдельные сооружения

"Храма при входе в озеро "(Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Хр. фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова озера, в нынешней провинции Файюм, в сред. Египте. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского Л., считавшегося одним из семи чудес света. То было колоссальное гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусов, обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиной ок. 200 м и шириной в 170 м, четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание заключало в себе множество комнат и коридоров, расположенных частью выше поверхности почвы, частью под землей. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до 3000. От фаюмского Л., бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов, дошли до нас только жалкие развалины, по которым нельзя составить себе удовлетворительного представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкой экспедицией, под руководством архитектора Эрбкама, произведено было исследование этих развалин, однако добытые ею результаты, изложенные потом в сочинении Лепсиуса: «Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien» (отд. I, Берлин, 1849), прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Л. Аменемха III благодаря свидетельствам древних писателей.

Второй Л., знаменитый в античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу о-ва Крита, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем сооружением, действительно существовавшим. Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему её по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудовище Минотавра, рожденное царевной Пасифаей. Здесь, будто бы, совершил один из своих подвигов Тезей, убив это туловище и освободив чрез то афинян от позорной и тяжкой дани.

Третий Л., известный в древности, находился на о-ве Самосе или Лемнос, но от него не уцелело решительно никаких следов.

Наконец, четвертый Л. - так назыв. надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собой огромный курган 250 м в окружности, содержащий в себе целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой.

Некоторые лабиринты в форме пересекающихся линий известны в Италии как «узлы Соломона» и встречаются на кельтских, германских и романских изображениях. Они представляют собой синтез двойного символизма линий и лабиринта, благодаря чему получили название «знака божественной непостижимости». Нетрудно различить в центре модели эмблему свастики, дополняющую основное значение символа значением кругового, порождающего и унифицирующего движения(4).

Разновидности

В новейшее время название лабиринтов дают особого рода садовым украшениям, состоящим из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями, которые расположены так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собой столь затейливо, что гуляющему нелегко добраться до этого центра, равно как и найти обратный путь.

В Новое время, прежде всего в эпоху барокко и рококо. изначально конструируемые по четкой схеме лабиринты превратились в парки со стрижеными кустами, которые служили только для развлечения посетителей.

Структура

Лабиринт - соединение спирали и плетения - графическое изображение бесконечного возвращения, и вообще бесконечности.

Мы встречаемся здесь с идеей спирали, мандалы, диаграммы, «закрученной» вокруг центра, которого достигает посвященный.

Посвящение

Распространение почти по всему свечу подобным образом построенных лабиринтов позволяет предположить. что они имели значение культовых символов и в пределах небольшого пространства демонстрировали долгий и трудный путь посвящения в тайну.

Вероятно, что конструкция некоторых храмов, в которых производился обряд инициации, была основана на принципе лабиринта из идеологических соображений, связанных с той или иной исповедуемой доктриной. По Элиаде, главная задача лабиринта заключалась в охране «центра», что фактически подразумевало инициацию в святость, бессмертие и абстрактную реальность, а поэтому соответствовало «испытаниям» высшего плана - например, битве с драконом. В то же время лабиринт можно объяснить и как вариант ученичества для неофита (новообращённого), который должен научиться нахождению верного пути, ведущего в потусторонний мир и из страны мертвых (17).

Культовые танцы

Лабиринты, созданные в более ранние времена, чем те, которые характеризует «защита Трои», производят впечатление определённых графически фиксированных культовых танцев. Таким образом, они выкладывались в античности, в частности, и как мозаики на полу, а в Скандинавии. прежде всею на острове Готланд. лабиринты создавались путем последовательною расположения камней.

Трудный путь героя" "Во многих сказаниях и мифах разных народов рассказыпается о лабиринтах, которые герой должен пройти, чтобы достичь высокой цели. И сказание о герое Тесее, который в критском лабиринте убил чудовище - человекобыки Минотавра, указывает на характер посвящения в тайну символа лабиринта.

Подземное царство Лабиринт - подземное царство умерших, мир городов-некрополисов; воскресение из мертвых, Ад; государство мрака.

Говорят, "что первобытных людей лабиринт завораживал так же, как и бездна, водоворот или другие явления подобного плана (8).

Иные значения

Лабиринт - растительный мир, запутанное переплетение ветвей и корней; темные, непроглядные лесные чащи…

Звёздное небо

Изображения круглых, а также овальных лабиринтов в доисторические времена, возможно, были представлением людей того времени о видимом звездном небе с его движением светил, небесных тел - космическом лабиринте.

Вольдемар Фенн предполагает, что некоторые круго- или эллипсовидные.лабиринты на доисторических изображениях следует рассматривать как диаграммы неба, то есть как изображения движений астральных тел. Такая точка зрения не противоречит классической интерпретации, поскольку земной лабиринт представляет собой структуру, способную воспроизвести небесный порядок. Обе интерпретации затрагивают общую основную идею - потерю «духа» в процессе создания, то есть «падение» в неоплатоническом толковании, и вытекающую отсюда потребность возврата к духу посредством нахождения «центра».

Кельты

Неоязычники считают, что названия «трои» и «Троя» могут быть дериватами от кельтского «тро», означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт).

Океания

Олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых.

Шумер

«Искусственное подражание миру низшему» (из надписи на табличке, посвященной инициации жреца).

Египет

Возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. Известен лабиринт, построенный на основе квадрата, включающий в себе 12 больших параллельных залов и огромное количество комнат, 1500 из которых располагались под землей, служа усыпальницей для фараонов и священных животных.

Античность

У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотой нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, её испарения и миазмы.

У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. «Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений»

Запутанные ходы в Кноссе, в которых содержался Минотавр - монстр, убитый Тесеем.

В древних писаниях упоминается пять великих лабиринтов: Египетский, расположенный, по Плинию, под озером Моэрис, два Великих лабиринта в Кноссе и Гортине, греческий на острове Лемнос и этруский в Клюзиуме. Самый знаменитый лабиринт находился на острове Крит; он был построен Дедалом (символ ума и мастерства) по приказу царя Миноса и служил логовом для Минотавра. Это чудовище с телом человека, головой и хвостом быка имеет ночной и грозный аспект античного представления воплощенного бога Солнца и божественного правителя.

Лабиринт легендарный - на острове Крит, созданный Дедалом (отцом Икара) по повелению царя Миноса. Именно в этой путанице подземных переходов и обитал сын быка и Пасифаи - чудовище Минотавр, человек с бычьей головой. Герой Тесей (Солнце в ночной подземной дороге с заката на восход) вошел в лабиринт, убил Минотавра и сумел выйти на поверхность, благодаря нити, врученной ему царевной Ариадной (Луной). Само название: «Лабиринт» пришло в Грецию извне. По свидетельству Геродота и Страбона, так назывались: гробница египетского фараона Аменемхата III (II тысячелетие до н. э.) в Фаюмском оазисе; дворец Поликрата на острове Самос в VI веке до н. э.) и гробница этрусского царя Порцесны под Клусиумом (нынешняя Тосканская область в Италии).

Человеческий лабиринт стен - Венеция. («Lines written amongst the Eugonean Hills» Н. Б. Шелли).

«Он бродил среди лабиринта грехов, набравшись сил, не знал смущения и покаянья» («Путешествия Чайльд-Гарольда» Д. Г. Байрона).

Лабиринт - мир. «Кто поймает конец нити от клубка, тот пройдет лабиринт и выйдет к свету» (И. В. Гете).

"Мой анекдот (…) лабиринт софизмов… («Дон Карлос» Ф. Шиллера).

«Если бы иметь нить Ариадны, по которой стало бы возможным выйти из лабиринта ворожбы, гаданья» (Ю. Словацкий).

«В лабиринте жизни тропинки неразличимы» («Забытое» А. Фредра).

«Хитрость человеческая подобна темному лабиринту» (В. Сморский, польский поэт).

Буддизм В буддийской иконографии так называемые «кишки Будды» - хитросплетение петель, символизирующих бесконечность жизни, как таковой, поисков её смысла

Онейрокритика

Открытие тайного.

Эмблематика

Лабиринт, как герб, девиз. Например, у княжеского рода Гонзаго на гербе был изображен лабиринт с горой посередине, окруженный водой. Дело в том, что дворец Гонзаго был построен в Мантуе на острове, окруженном топями и болотами. Надпись на гербе гласила: «может, да; может, нет».

Простой лабиринт образует эмблему (impresa) княжеского дома Гонзага в Мантуе - иногда с изображением горы в середине и порой окруженный водой. (Палаццо Те династии Гонзага был построен на острове в болотистых в те времена местах около Мантуи.) Лабиринт имеется в декоре дворцов Гонзага, порой с девизом: «Forse che si, forse che no» [итал, - «Возможно - да, возможно - нет»].

Место с множеством поворотов и закоулков, настолько хитроумно расположенных, что выбраться из него обратно очень сложно.

Символ означает трудности и проблемы, возникающие перед человеком, вступившим на путь греха. Из этого чрезвычайно запутанного места приходится потом с трудом выбираться, и ничто, кроме путеводной ниточки Благодати, не поможет нам снова выбраться наружу.

Алхимия

В «De Groene Lccuw» Гусса ван Вреесвика (Амстердам, 1672) есть иллюстрация, на которой изображено святилище алхимического камня, окруженное орбитами планет в виде стен и олицетворяющее таким образом космический лабиринт (32).

Христианство

В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда «дорогой Иерусалима». Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням.

Идея лабиринта широко использовалась в средневековой архитектуре. Прохождение через мозаичный лабиринт, сконструированный на полу или на земле, приравнивалось когда-то к символическому путешествию в Святую землю(28).

В средневековых кафедральных соборах лабирингы сущесгвовали в качестве «пути в Иерусалим», который верующий проделывал в молитве и на коленях, что считалось как бы заменой паломничества в Палестину. Лабиринт на полу кафедрального собора в Шартре составляет в диаметре 12 метров, и проходимый верующим путь равен приблизительно 200 метрам.

Центр лабиринта - спасение в обретении небесного Иерусалима, до которого сумел-таки добраться по дороге, полной трудностей и всевозможных искушений.

Средневековая христианская традиция использовала понятие лабиринта для орнаментального украшения плит готических соборов. Их узоры и извивы напоминали то дорогу Иисуса из Галилеи в Иерусалим, то человеческую жизнь с её ложными приманками, греховными желаниями, заблуждениями и трудностями… Для дьявола из такой путаницы выхода не имелось. Проползти на коленях по таким, выложенным из плит тропинкам считалось своеобразным замещением подлинного путешествия в Святую землю. Оно получило название «пилигримства» - «pelegrins sur place». Известно, что было 25 таких храмовых «лабиринтов» - самый первый существовал в Орлеансвилле в Алжире. Построенный в 324 году н. э., он был квадратным по форме и содержал буквенную загадку: слова «Santa eclesia» с одной буквой «с», намекали на выход по дороге Господа именно к Церкви… Были лабиринты церкви Сайта Мария в Затибрском районе в Риме; Сан-Витале в Равенне, в Кафедральном соборе в Шартре, Сан-Микеле в Павии. Некоторые церковные лабиринты являлись знаками строительных братств, возводивших в Средние века такие сооружения.

Лабиринты в образе креста (в Италии их именовали «Веслами Соломона») выполнялись в декоративных вариантах, называвшихся «романскими», «германскими», «кельтскими» - речь шла о форме крестов. Считается, что некоторые лабиринты служат для того, чтобы заманить в них дьяволов, которые никогда не выберутся оттуда.

Психология

Блуждание. В психологическом смысле лабиринт есть выражение «поисков центра» и его можно сравнить с незавершенной формой мандилы.

Место, где легко затеряться, пасть духом, лабиринт ассоциируется с отчаянием тех, кто блуждает не слыша своего внутреннего голоса, призывающего к духовности, или же тех, кто лишен понимания законов, религии. Он воплощает также неразбериху, трудности и испытания на пути посвящения, которые каждый человек должен преодолеть в поисках себя, центра собственной личности, где совершается второе рождение. Традиционно лабиринт предлагал три дороги: одна, ведущая в никуда, символ блуждания Дурака карт Таро, бессознательного; вторая состояла из множества поворотов, где легко потеряться, символ непосильной ноши, которую человек взваливает на плечи; и, наконец, третья - ведущая прямо на открытое свету пространство, символ непосредственного Знания.

На индивидуальном уровне Минотавр лабиринта воплощает пагубные аспекты нашей личности, подавленные и вытесненные инстинкты, ставшие парализующими комплексами, сомнениями. Каждая такая изнуряющая «ноша» должна быть уничтожена, если мы хотим отыскать третью дорогу, вымощенную надеждой, ведущую к свободе и полной реализации Я. Надо только следовать за нитью Ариадны (согласно мифу Ариадна помогает герою Тесею выйти из лабиринта, передав ему клубок льняных ниток после того, как тот убивает монстра), являющейся символом находчивости. Там, где мы ожидаем найти чудовище, мы обнаруживаем Бога; там, где собираемся убить другого,- приносим в жертву своё собственное эго; там, где надеемся выйти на поверхность (к внешнему миру),- мы достигаем центра собственного существования; там, где рассчитываем остаться одни,- оказываемся наедине со всем миром.

В контексте ассоциации с Сатаной лабиринт - знак подсознания, а также потерянности и отдалённости от источника жизни (15).

Лабиринт, в середине которого есть фонтан, источник куда невозможно попасть: подсознание, ожидание чуда, надежда, что источник жизни обнаружится сам.

Лабиринт, имеющий путь к центру, а затем путь к выходу - символ победы духа над материей; знания над слепым суеверием; вечности над временным, суетным; интеллекта над инстинктом.

Лабиринт - испытание новичка в тайных ритуалах; необходимость отыскать скрытый духовный центр; суметь выбраться из тьмы на свет дня…

Лабиринт, из которого нет выхода (архитектура, путаница ходов в строениях периода Возрождения и барокко) - потеря уверенности в процессе творчества; духовный упадок среди различных бытовых явлений.

Иллюстрации

План средневекового «танца-лабиринта» на мраморном полу кафедрального собора в Шартре. (Франция.)

Лабиринт на берегу Кандалакшского залива Белого моря. План.

Лабиринт - часы, подразумевающие пересечение времени и пространства (старинная гравюра).

Лабиринт. И. Босхиус, 1702 г.

Лабиринт имеет двойное значение - космическое и эротическое. В первом случае - это потеря духа в процессе созидания, в духе неоплатонизма это - грехопадение. Соответственно путь из центра лабиринта наружу это - возврат к духовным ценностям. При раскопках в Кноссе на Крите обнаружили сложную, запутанную систему комнат и коридоров. На открытой местности нашли танцевальную площадку, пол которой был покрыт мозаикой, изображавшей лабиринт. Мотив мозаики - ритуальные эротические сцены весны.

В архаические времена круговой танец был формой мужской и женской инициации. Путь через лабиринт, по Элиаду, - это акт инициации к обретению бессмертия, подобно тому, как мифологическая борьба с драконом есть акт инициации. Поскольку смерть тут следует понимать как ритуальную сеть, которую каждый посвященный должен пережить, то и семь юношей, и семь девушек, которых отправляют в лабиринт, возможно, вовсе не предназначены в жертву, а лишь проходили посвящение в культ. Некровавая история минойской культуры могла говорить только о такой интерпретации.

Лабиринт символизирует извилистый и опасный путь жизни, а нить - божественный инстинкт в человеке. Эмблема Крита.

147 0

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась (ведя вначале к центру, тропинка затем поворачивает назад к периметру и, каждый раз снова поворачивая назад, постепенно добирается до центра и выводит из лабиринта). В другом варианте лабиринт имеет множество путей с целью запутать, сбить путника с дороги. В нем есть тупики, в которых требуется искать ключ или решить трудную проблему. Существует множество вариантов объяснения символизма лабиринта. Это возвращение к центру; вновь обретенный рай; достижение реализации после мучений, испытаний и проверок; инициация, смерть и возрождение и обряды перехода от профанного к сакральному; мистерии жизни и смерти; путь жизни через трудности и иллюзии этого мира к центру, просветлению и Небесам; проверка духа; тропочка проезжая и возможность бежать в другой мир (легко войти в этот мир, но войдя, трудно покинуть его); узел, который нужно развязать; опасность, трудность и судьба. Предполагают, что лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение после долгого плена у демонов Зимы. Либо это тело Матери-Земли, где его центр олицетворяет божественную непорочность, и достичь центра значит мистически возвратиться к истоку (regressus ad uterum). Либо это начало морского путешествия в ночи, в котором мужчина спускается в подземный мир - царство Великой Матери в ее пожирающем аспекте. Часто в лабиринте главенствует женщина, а блуждает в нем, как правило, мужчина. Лабиринт охраняется или управляется находящимся в его центре Владыкой Лабиринта, Судьей Мертвых, как это имеет место в минойском лабиринте. Считается, что он символизирует мир, вселенную, целокупность, непостижимость, движение, сложную проблему. Его непрерывная линия означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, где нить - это веревка, ведущая к небу, которой связано все и которая пронизывает все в этом мире. Лабиринт разрешает и запрещает, в одно и то же время являясь символом как недопущения, затрудняя путь, так и удерживания, затрудняя выход. Достичь центра могут лишь достойные, обладающие необходимым знанием. Те же, кто рискнет вступить в него, не имея этого знания, пропадет в лабиринте. В этом случае лабиринт имеет символизм заколдованного леса. Лабиринт , будучи путем к скрытому центру, связан с поисками Затерянного Мира и Святого Грааля, либо в восточном символизме с избавлением от сансары и законов кармы. Он имеет также отношение к символизму пещеры, идее подземного мира, таинственного путешествия в другой мир; к обрядам инициации, которые часто проводились в пещерах или склепе; к погребальным обрядам, всегда связанным со смертью и возрождением. Лабиринт разделяет символизм узла, связывая и отпуская, ограничивая, но и соединяя. Кроме того, лабиринт как-то связан с символикой свернувшейся в клубок змеи, с обрядами гадания по внутренностям и символизмом внутренностей земли. Он может быть изображен в виде сети или паука, находящегося в центре своей паутины. Лабиринт в квадрате означает космос и четыре стороны света и может быть связан со свастикой. Изображения лабиринта на домах имеют апотропаическое значение и являются магической формой, предназначенной для защиты от враждебных сил и злых духов. Захоронения, погребальные пещеры и могильные курганы в форме лабиринта защищают мертвых и не позволяют им возвращаться обратно. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизируют трудную дорогу, путешествие от рождения к смерти и вновь к возрождению (при этом центр - это место как рождения, так и смерти); путь внутрь и наружу; снижение и восхождение; поход в глубины и восхождение к высотам. Эта символика связана с Танцем Журавля, в котором журавль выступает как психопомп, а лабиринт олицетворяет путь Солнца. Войти в лабиринт означает умереть, а выйти - возродиться. Кельты считают, что названия трои и Троя могут быть дериватами от кельтского тро, означающего поворачивать, быстро вращаться, и имеющего смысл пройти в танце сквозь путаницу (лабиринт). В раннем христианстве этот символ получил противоположное значение и олицетворял дорогу невежества с преисподней в центре и Минотавром, выполняющим роль Дьявола, если Христос, подобно Тезею, не укажет пути. В катакомбном искусстве лабиринт не встречается. Позднее он появляется в церквах и соборах и его символизм трактовался по-разному: то как трудности и разочарования, встречающиеся на пути христианина по этому миру; то как сбивающая с толку и затягивающая греховная природа, не позволяющая человеку идти прямой дорогой; то как паломничество души с Земли на Небеса; то как извилистый путь человека неправого, уступающего искушению; то как дорога, которую человек отыскал, минуя все силки и путы греха; дорога от дома Пилата к Голгофе, называемая иногда дорогой Иерусалима. Полагают, что лабиринты в церквях устраиваются для того, чтобы служить как бы местом паломничества тех кающихся грешников, которые не в состоянии предпринять путешествие в Святую Землю или к отдаленным святыням. У египтян возможна параллель с Аменти - извилистым путем, который проходит направляемый Изидой умерший от смерти к воскрешению, где Гор преодолевает все препятствия, а Озирис является Судьей Мертвых. У греков герой-спаситель Тезей проходит этот путь, направляемый золотей нитью божественного инстинкта, и убивает свирепую природу в образе Минотавра. У Гомера понятие лабиринта не встречается. В минойской культуре бык в центре лабиринта, предположительно, является солярной производительной силой, тогда как сам лабиринт, имеющий форму спирали, олицетворяет лунный и женский аспект. Либо это символ силы Солнца, его жара, осушающего влажную стихию, ее испарения и миазмы. У народов Океании лабиринт олицетворяет дорогу, по которой проходит душа, путешествуя в царстве мертвых. У римлян он символизирует скрытность, непроницаемость. Как никто не может узнать тайны лабиринта, так никому не должно знать монарших намерений. В шумеро-семитской мифологии лабиринт - искусственное подражание миру низшему (из надписи на глиняной табличке, посвященной инициации жреца).


Значения в других словарях

Лабиринт

I Лабири́нт (греч. labýrinthos) термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л.: критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе); египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в...

Лабиринт

ЛАБИРИНТ (греческое labyrinthos), сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле - запутанные положения, отношения. ...

Лабиринт

запутанная система комнат и переходов, спланированная так, чтобы из нее трудно было найти выход. В греческой мифологии знаменитый лабиринт на Крите был построен Дедалом для царя Миноса, чтобы поместить в нем Минотавра. Тесей вошел в лабиринт и убил чудовище, а обратную дорогу нашел, сматывая предварительно размотанный моток пряжи, который дала ему Ариадна. Другие знаменитые лабиринты - сооруженный...

Лабиринт

(греческ. Labyrinthos). 1) здания в древнем Египте и Крите, имевшие массу комнат над землею и под землею, которые были так устроены, что, попавши раз в этот дворец, трудно было выйти из него. 2) теперь - сад, в котором дорожки расположены на подобие галерей в древних лабиринтах. 3) запутанность, переходы, место, откуда трудно найти выход. 4) внутренняя часть слухового органа. 5) название архитекту...