«Если бы не прошла кастинг, хотела бы сняться в массовых сценах

29 мая в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре состоялось празднование Дня крымскотатарской молодежи (Къырымтатар яшлар куню). Мероприятие организовал Крымскотатарский молодежный центр. В рамках программы состоялось награждение одаренной молодежи в разных номинациях. Ранее на сайте Центра (http://kmc.in.ua) проходило голосование за лучшего представителя молодежи в определенной области. Победительницей в номинации «Искусство» стала крымская актриса и телеведущая Динара Аваз.

Динара Аваз сыграла роль невесты (Фериде) главного героя (Амет-хана) в первом крымскотатарском фильме «Хайтарма». Также она работала на радио «Мейдан», вела передачу «Леззетли софра», сейчас ведет утреннюю передачу «Саба эрте АТРде» на телеканале АТР.

«Это моя первая награда. За меня проголосовали люди. Но на самом деле первая награда - это работа на АТР. А если бы победил другой номинант, я только порадовалась бы за него, потому что я их всех знаю и хорошо к ним отношусь», - отозвалась Динара о своей награде.

«День» в тот же вечер решил ближе познакомиться с молодой и перспективной украинской актрисой.

- Динара, чем вас заинтересовал проект «Хайтарма»? Каким образом вы попали на съемочную площадку?

Я проходила кастинг, конечно же. И через несколько дней меня пригласил наш руководитель (телеканала АТР. - Авт.), генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов. Вначале было даже страшно - такая серьезная роль. Я согласилась, наверное, в первую очередь из-за того, что это история моего народа, в частности, моей бабушки, потому что ее и моего дедушку именно с этой станции депортировали (станция «Сирень». - Авт.). Поэтому эта тема мне очень близка. Это первый крымскотатарский фильм о депортации. Сниматься в таком фильме для меня было честью.

- Почему именно эта роль?

Моя задача была войти в образ. Организаторы сказали, что я подхожу именно под эту роль. Но даже если бы не взяли на нее, хотела бы все равно сняться в каком-то эпизоде, массовых сценах, с народом, для поддержки...

Как вы относитесь к заявлению консула РФ в Симферополе Владимира Андреева о запрете летчикам, проживающим на территории России, посещать премьеру фильма?

На самом деле их пригласил АТР, и это личное мнение отдельного человека. Не посмотрев фильм, не зная истории, нельзя так поступать с целым народом, обобщать и говорить, что это позиция России. Это оскорбительно, обидно, но все равно я думаю, что он посмотрит фильм. Я не надеюсь, что этот человек изменит свое мнение, но хотелось бы, чтобы он не раз посмотрел его, изучил историю крымскотатарского народа, и не только нашу, но и историю своего народа.

- Ваш опыт на телевидении как-то повлиял на работу в кино?

На самом деле повлиял, и иногда он даже мешал. Я привыкла работать в прямом эфире. Ты постоянно свободно общаешься со зрителем, хотя и стоит камера, но ты чувствуешь, что зритель смотрит прямо сейчас. Ты можешь принимать звонки и давать ответы, выражать эмоции в ту же секунду. А в фильме - ответственная серьезная роль, и это надо было показывать не только словами, но и мимикой, игрой. Сначала нужно почувствовать, войти в это.

- И на АТР, тем более, у вас главная роль?

Да, ведущая (улыбается. - Авт.). Но там тоже были похожие моменты, я тоже там как бы ведущая, в кадре успокаивала детей. Когда мне бабушка рассказывала о пережитом, я чувствовала, что это было тяжело, но когда я попала в первый день на площадку - поняла, что бабушка мне не рассказала и одного процента от всего, что происходило. Я очень надеюсь, что у фильма будет продолжение. На эту тему можно говорить часами и снять еще миллион фильмов.

- Вы готовы сниматься в сиквеле, может, это будет целая сага?

На самом деле, не могу сказать, что готова, так как когда снималась, поняла, что это очень тяжело. Прочувствовать и сыграть так, чтобы тебе поверили люди, - это очень сложно. Но я сомневаюсь не потому, что у меня возникали трудности. Я сомневаюсь в том, что могу оправдать доверие как актриса. Я бы хотела, чтобы это делали профессионалы. Я очень благодарна за доверие режиссера и продюсера ко мне. А если честно, в дальнейшем я свою роль еще не представляла.

Кстати, в разговоре Динара очень позитивно отозвалась о «Дне». «Познакомившись с вашей газетой, я поняла, что есть такие замечательные люди, которые нас поддерживают, интересуются нашей культурой, надеюсь, будем сотрудничать», - сказала девушка.



Для меня все что она говорит понятно - без перевода слово в слово...

Общество
В Казанский кинофестиваль вмешалась большая политика
11.09.2013
КАК ТАЙНЫЕ СТАЛИНИСТЫ ИЗ МОСКВЫ И КАЗАНИ «РУЛЯТ» МУСУЛЬМАНСКИМ КИНОФЕСТИВАЛЕМ

Резонансный фильм «Хайтарма» о сталинской депортации крымских татар не был включен в конкурсный показ Казанского международного фестиваля мусульманского кино по звонку из российского МИДа – такое сенсационое заявление прозвучало сегодя из уст председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева. Тем временем изначально планировалось этой лентой открыть кинофестиваль. Причины, по которым спровоцировавший скандал во время показа в Симферополе фильм не стали оценивать в Казани, вместе с экспертами попыталась выяснить корреспондент «БИЗНЕС Online».



Сергей Лаврентьев: «Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля»

«И ТОГДА КТО-ТО МОГ РЕШИТЬ, ЧТО ТУТ ЗАМЕШАНА ПОЛИТИКА...»

Приглашать на итоговую пресс-конференцию председателя отборочной комиссии – таких прецедентов на Казанском фестивале еще не было. Но случай неординарный. Пожалуй, самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ. Как стало известно из источников, визит председателя отборочной комиссии Сергея Лаврентьева на пресс-конференцию был вызван еще и в нашем издании, где от имени общественности задавались конкретные вопросы устроителям фестиваля.

Лаврентьев рассказал, что поначалу его известили, что «Хайтарма» откроет Казанский кинофестиваль. Посмотрев фильм на диске, эксперт вынес вердикт: фильм действительно достойный. Более того, ленту о трагическом историческом моменте, которому до сих пор не дана внятная оценка, не стоит замалчивать.

Но, приехав в начале августа в Казань, Лаврентьев с удивлением узнал, что «Хайтарма» в конкурсный показа не попала. Как объяснили ему устроители фестиваля, в Казань последовал звонок из МИД РФ. Вроде как «Хайтарму» было не рекомендовано показывать в конкурсном просмотре. Как предположил киновед, это случилось из-за того, что во время показа фильма на фестивале в Симферополе произошел скандал. На «Хайтарму» было «не рекомендовано» приходить российским летчикам. Дело в том, что сюжет фильма связан с летчиком-героем Великой Отечественной войны Амет-ханом Султаном, семья которого была депортирована из Крыма. В нашем же случае, по мнению Лаврентьева, МИД РФ перестраховался. Впрочем, в минкульте факт обращения из ведомства Сергея Лаврова не подтвердили.

Возможно, что это и лучше. Если бы «Хайтарма» попала в конкурсный присмотр, она могла бы и не получить главный приз фестиваля. В конкурсном показе были фильмы и посильнее. И тогда кто-то мог решить, что тут замешана политика. А так фильм вызвал ажиотаж, вчера всех желающих не могли вместить два зала, – сообщил Лаврентьев.

Оставим за уважаемым жюри право судить, кто же достоин главного приза. Но на Казанском кинофестивале есть еще и приз президента РТ, который присуждается за гуманизм в киноискусстве. У «Хайтармы» были все шансы его получить.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о шансах «Хайтармы» на приз президента РТ, Лаврентьев ответил утвердительно.



Самый ожидаемый фестивальный фильм «Хайтарма» о депортации крымских татар не попал в конкурсный показ

ЗАЛЫ НЕ ВМЕЩАЛИ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Фестиваль этого года, пожалуй, можно назвать самым посещаемым со времен его учреждения. Залы практически ни на одном просмотре не вмещали всех желающих. Один из членов жюри даже предложил на пресс-конференции на будущем фестивале найти залы попросторнее и выделить специальный зал для жюри, которому приходилось работать в тесноте, когда в проходах стояли люди.

Возможно, устроителям феста стоит подумать и об аккредитованных журналистах, потому что многие из них, имея аккредитацию, не попадали на часть просмотров. На международный фестивалях вообще-то существует практика – несколько рядов бронируются для прессы, которая приходит в кинозал работать. Нашему фестивалю стоит подумать об этой традиции...

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор «Татаркино» Владимир Батраков, по предварительным подсчетам, показы фестиваля этого года посетили более 20 тыс. зрителей.

«РЕШЕНИЯ ВЫНОСИЛИ ЕДИНОГЛАСНО»

По словам председателя жюри, кинорежиссера и продюсера, возглавляющего киноконцерн «Мосфильм», Карена Шахназарова, жюри работало слажено, и все важные решения выносились единогласно.

Надо сказать спасибо отборочной комиссии, они выбрали такие фильмы, которые могли бы стать украшением многих международных фестивалей. Зрители ходили на фильмы, их было огромное количество. Я иногда задумываюсь: а ту ли профессию я выбрал? Но, видя интерес публики, битком набитые залы, понимаю, что есть что-то в этом странном искусстве – кино, – сказал Шахназаров.

Член жюри от Татарстана, поэт и общественный деятель Разиль Валеев подчеркнул, что фестивали в Казани помогают развтию профессионального киноискусства в республике.

Смотреть хорошие фильмы – это уже школа, – прокомментировал Валеев.

Эту же тему затронула Вера Лангерова – член жюри из Чехии. По ее словам, во-первых, стоит работать над тем, чтобы повысить класс нашего кинофестиваля, соблюдая определенные критерии. Напомним, что все кинофестивали в мире разбиты по группам – классифиицрованы в смысле престижности. И во-вторых, для стимула татарстанских кинематографистов, возможно, в рамках феста стоит учредить специальный конкурс только для татарстанских фильмов.

Главный вопрос журналистов, кто же получил призы фестиваля, остался без ответа. Жюри решило сохранить интригу до вечера, до церемонии награждения. Но члены комиссии заверили: главным критерием при присуждении наград был серьезный анализ в фильме и глубокие характеры.

Общество
«Хайтарма» – неутихающая боль
11.09.2013
КАРТИНУ, КОТОРАЯ МОГЛА БЫ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ГЛАВНЫЙ ПРИЗ КАЗАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ, «УПРЯТАЛИ» ВО ВНЕКОНКУРСНЫЙ ПОКАЗ

В рамках Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино был показан фильм «Хайтарма». Когда публика шла на фестивальный просмотр, все понимали, что фильм предстоит тяжелый, но не понимали, до какой степени дойдет эта тяжесть. Страшную картину о депортации крымских татар, боль от которой не проходит до сих пор, посмотрела и корреспондент «БИЗНЕС Online».


ТАНЕЦ СО СМЕРТЬЮ

Режиссер Ахтем Саиталбаев снял страшный фильм. «Хайтарма» – это танец крымских татар, танец, который танцуют все. Это радость, которая переполняет людей, и она воплощается в общем танце – нежном и страстном. В фильме этот танец танцует целая улица, в честь возвращения на три дня Героя Советского Союза, летчика-аса Амет-хана Султана.

Саиталбаев показал нам, что в его душе есть боль и есть тема. Улица танцует, поднимает бокалы в честь товарища Сталина, а через пару часов органы НКВД, органы, которые выполняют приказ товарища Сталина, врываются в дома и депортируют всех.

Расстреливают стариков, запирают в домах младенцев в люльках, обрекая их на голодную смерть и смерть от жажды, унижают и уничтожают все вокруг. Сидя в зале, когда до предела сжимается сердце, готовое вот-вот разорваться, думаешь только об одном: «За что?»

В фильме есть сцена, когда на станции депортированных крымских татар сажают в вагоны, чтобы увезти в места не столь отдаленные. Есть конвоиры, есть собаки, готовые броситься на любого. Чем эти кадры отличаются от тех, когда фашисты угоняют россиян в лагеря? Да ничем. Тоталитарный режим, он всегда одинаков.


Пересказывать ленту нет смысла, ее надо смотреть, смотреть, набравшись мужества. Уровень ее откровенности так высок, что просто зашкаливает все возможные варианты. По сути, нам предложили документальное кино в его художественном варианте.

Если говорить о фабуле, она проста. Герой Советского Союза, летчик Амет-хан Султан, уроженец Алупки, освобождая Крым, получает три дня отпуска. И именно в эти три дня происходит депортация его народа. Его родителей, его сестры и невесты. Он спасает всех (кроме любимой девушки), но какой ценой…

ДЛЯ КОНКУРСНОГО ПОКАЗА НЕ ГОДИТСЯ?

С фильмом «Хайтарма» на фестивале творилось странное. Безусловно, по формату он годился для конкурсного показа, потому что его художественные достоинства не стоит подвергать сомнению. Но показывали его только во внеконкурсном показе.

Зал, в котором фильм должен был идти, переполнен, в нем не осталось даже свободных стоячих мест. Пришлось открывать еще соседний зал. После того как фильм был показан, публика ждала общения со съемочной группой, но всех быстренько выпроводили из зала. Почему? Вопрос повис в воздухе.

После просмотра удалось пообщаться с продюсером картины, который рассказал, что Амет-хан Султан – реальное лицо, дважды Герой Советского Союза. После войны он жил в Москве и странным образом погиб в 1966 году. А до этого боролся за право крымских татар вернуться на родину, даже выходил с плакатами на Красную площадь. И вдруг в 1966 году – автокатастрофа. Пафосные похороны на Новодевичьем кладбище. Странно все это и наталкивает на размышления.


Пожалуй, «Хайтарма» с ее поэтичным видеорядом, обилием прекрасных лиц, с ее трагическим сюжетом, основанным на реальных событиях, с ее мощной режиссурой, за которой стоит не желание прославиться, а искренняя боль, могла бы быть претенденткой на главный приз нашего кинофестиваля. Не случилось. Странно все это. Неужели мы до сих пор боимся правды?

В фильме приводятся страшные цифры. Из Крыма было депортировано почти 200 тыс. татар. Половина из них погибли в дороге. Их пепел стучится в наши сердца, подобно пеплу Клааса?

Татьяна Мамаева


Накануне демонстрации на казанском экране первого крымскотатарского фильма «Хайтарма» - одного из самых ожидаемых показов в рамках IX Международного фестиваля мусульманского кино редакцию Islam - today . ru посетили члены съёмочной группы киноленты. В гостях у нас побывали актриса, телеведущая Динара Аваз и продюсер, креативный директор канала АТР Айдер Мурадосилов .

Islam - today : Каким образом зародилась идея создания фильма и как это стало возможным?

Айдер Мурадосилов : Идея создания этого исторического фильма давно назрела в Крыму. С одной стороны, у руководства телеканала «АТР» не было сомнений, что первый крымскотатарский фильм нужно снять на тему депортации, как бы нам ни было тяжело, хотим мы или не хотим вспоминать это, но мы должны отдать долг памяти истории и нашим предкам. А с другой стороны, идея назрела и у режиссера Ахтема Сеитаблаева, который снял уже порядка десятка фильмов. И произошла встреча этих сторон, а также генерального продюсера фильма Ленура Ислямова, выделившего деньги на создание кинокартины. Подготовка к съёмкам и написание сценария заняли около года. Это достаточно быстро, материала было с избытком, и те многочисленные истории очевидцев мы, словно дрова, подкидывали в печь сценарной работы.

Islam - today : Динара, расскажите, пожалуйста, о своей роли в «Хайтарме».

Динара Аваз: Это мой дебют в кинематографе, и я играю Фериде - невесту Амет-хана Султана. В сюжете она появляется как некая муза, всего несколько раз, и героиню можно назвать собирательным образом. Предполагается, что главный герой и Фериде были знакомы с раннего детства, а вступив во взрослую жизнь, полюбили друг друга. Надо сказать, что придя на кастинг, я не ожидала, что роль достанется именно мне. А когда мне сообщили, что я прошла, признаюсь честно, я немного испугалась, потому что участвовать в первом крымскотатарском фильме в истории, тем более на тему депортации, это, безусловно, огромная ответственность. Конечно, для меня огромная честь принять участие в этом проекте. Когда я работала, я представляла не столько саму героиню Фериде, сколько свою бабушку, которая также была депортирована в ту ночь и которая не раз делилась со мной воспоминаниями об этих трагических событиях.

Islam - today : Какая складывалась атмосфера на съемках фильма, ведь в работе участвовали и пожилые люди, которые сами пережили описываемые события?

Динара Аваз : Обстановка была действительно очень не простая в психологическом плане. Из полутора тысяч человек, участвовавших в съёмках, более половины были наши старики, которые пережили депортацию в реальной жизни. Иногда они забывались о том, что происходящее - лишь съёмки. Я помню, как один дедушка стал сопротивляться и даже ударил актёра, игравшего роль толкавшего людей в вагоны солдата, со словами: «Второй раз вам меня в этот вагон не запихнуть! Ничего у вас не выйдет!». Тем не менее, у них у всех было огромное желание принять участие в проекте, и они отказывались от отдыха, даже, например, во время дождя. Когда были перерывы, каждый рассказывал историю своей жизни. Кстати, все имена участников массовки указаны в титрах по окончании фильма.

Islam - today : В съёмках принимали участие и российские актёры, какой опыт они получили?

Айдер Мурадосилов : Да, на съёмки мы пригласили несколько российских звезд, в числе которых актер Алексей Горбунов, который в нашем фильме сыграл роль нквдэшника майора Кротова. Это серьезная, ответственная роль отрицательного персонажа, который, казалось бы, пытается уничтожить главного героя Амет-хана и в то же время пытается его как-то предостеречь. И Горбунов с ней прекрасно справился. В съёмках принимали участие Юрий Цурило и Гурам Баблишвили, а также такие «топовые» молодые актеры, как Дмитрий Суржиков, Андрей Саминин, Леся Самаева и другие. Конечно, многим было тяжело играть жестоких персонажей, и это стоило актерам колоссальных усилий и ещё раз подтвердило их профессионализм. А играть ведь приходилось реальность - отмечу, что за каждой историей в фильме стоят реальные, письменно зафиксированные факты.

Стоит особо отметить, что роль отца Амет-хана сыграл Валерий Викторович Шитовалов - заслуженный артист России и Украины, преподаватель крымских театральных вузов, а полтора месяца назад, к сожалению, его не стало. Он настолько органично сыграл свою роль в «Хайтарме», что после выхода на нашем канале АТР сюжета о его кончине, многие удивились, узнав тот факт, что актер не был крымским татарином. Валерий Викторович вырос в Крыму, и также в какой-то степени помнит описываемые в фильме события.

Islam - today : Отражена ли в фильме как-то тема веры, ислама?

Айдер Мурадосилов : Прежде всего, естественно, семья Амет-хана - крымскотатарская мусульманская семья. В самом начале фильма есть эпизод, когда старый человек хоронит свою жену, и, разумеется, похороны происходят по исламским традициям.

Динара Аваз : В фильме есть очень яркая сцена, когда солдат ночью врывается в дом к бабушке и сообщает ей о том, что на сборы даётся 15 минут (как и было по истории). Тогда люди хватались кто за что - кто за хлеб, кто за тёплую одежду… Описываемая же бабушка первым делом взяла Коран и тасбих, завернув это в крошечный узелок вместе с куском хлеба.

Islam - today : С каким посылом вы приехали в Казань и чего ожидаете от татарстанского зрителя?

Динара Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, в том же году погиб на фронте. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.

Аргументы и факты

Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.


Кинопортал

Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.


Кино-Театр

К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».

Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.

Начало карьеры

Дворником Асанова не работала, однако сменила за время, проведенное в «Киргизфильме», немало профессий. Начала она с того, что заведовала реквизитом. Когда режиссер Лариса Шепитько снимала свою кинокартину «Зной», ей удалось поработать ее ассистентом. А в 1960 году Динара даже выступила в роли актрисы на съемках кинокартины «Девушка из Тянь-Шаня». Ее молодость, миниатюрность и восточный типаж лица пришлись в этом фильме как нельзя кстати.


Собеседник

Спустя определенный промежуток времени киностудия выписала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИК. Неповторимая творческая атмосфера театрального вуза буквально околдовала Динару, и она твердо решила, что обязательно должна сюда поступить. Девушка подала документы на факультет режиссуры, однако потерпела неудачу.

Асанова не привыкла сдаваться, поэтому бороться до конца решила и в этом случае. ВГИК поддался ей с третьей попытки: девушка попала в мастерскую Столпнера и Ромма. В том году Михаил Ромм набрал очень сильный и преимущественно мужской курс. Динара стеснялась в обществе уверенных в себе однокурсников и долгое время была уверена, что ее взяли лишь из-за необходимости подтвердить «дружбу народов» советского пространства.


Аргументы и факты

Во время шумных вечеринок и пьяных посиделок Динара сидела, будто набрав в рот воды, и старалась уйти как можно раньше. Однако те, кто начинал общаться с Асановой поближе, узнавали ее как интересного, внимательного и заботливого человека, и сильно к ней привязывались. В период учебы во ВГИКе, во время обычного отдыха в общежитии, у Динары остановилось сердце. К счастью, соседки по комнате быстро вызвали скорую, и девушку спасли.

Режиссура

Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле . Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.


Юрий Визбор в фильме "Рудольфио" | Кино-Театр

Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.

Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.


Facecollection

В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.


Собеседник

Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики. Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.

Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.


Аргументы и факты

Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.

Личная жизнь

В тот самый период, когда Динаре Асановой было запрещено снимать фильмы, она вышла замуж за своего возлюбленного – графика Николая Юдина. Вскоре у супругов родился сын Анвар, которого режиссер впоследствии нередко снимала в своих фильмах.


Николай Юдин, муж Динары Асановой | Собеседник

В период творческого застоя Динара нашла утешение в написании сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда с охотой помогал маме в этом деле. Когда Динара скончалась, мальчику было 13 лет. Возможно, небольшим утешением для него могут служить вечные плоды трудов матери и то, как она умерла: быстро и легко, будто уснула.

Смерть

Во время подготовок к съемкам киноленты «Незнакомка» Динара Асанова, как будто предчувствуя скорую кончину, предупредила близких о своем скором уходе, раздала долги и однажды, просто сидя в кресле, скончалась.

Причина смерти – все те же проблемы с сердцем. Динаре было всего 42 года. Могила режиссера расположена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке.

Фильмография

  • 1964 – фильм «У каждого своя дорога»
  • 1965 – фильм «ПСП»
  • 1969 – фильм «Рудольфио»
  • 1974 – фильм «Не болит голова у дятла»
  • 1976 – фильм «Ключ без права передачи»
  • 1977 – фильм «Беда»
  • 1979 – фильм «Жена ушла»
  • 1980 – фильм «Никудышная»
  • 1981 – фильм «Что бы ты выбрал?»
  • 1983 – фильм «Пацаны»
  • 1984 – фильм «Дети раздоров»
  • 1984 – фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный…»
  • 1985 – незавершенный фильм «Незнакомка»