Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция. Идея: Справочник Литературных терминов

Идея (гр. idea - понятие, представление) - мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них.

«Идея есть познание и стремление (хотение) [человека]», - учит В. И. Ленин («Философские тетради», стр. 188).

Та или иная идея всегда определяется общественным строем, в котором живут люди, материальными условиями жизни общества.

В классовом обществе идеи, представления людей о жизненных явлениях, их отношение к явлениям жизни, их стремления выражают точку зрения того или иного класса, его материальные интересы в этом обществе.

Идея художественного произведения - его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении; идея писателя - мысль, выраженная им в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц произведения, их поступках и переживаниях .

Изображая людей и жизненные явления, писатель выражает своё отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение к ним v читателя. В идеях писателя, в его отношении к жизненным явлениям отражаются интересы класса, которому он сочувствует, на чью сторону он становится в народной борьбе.

Так, повествуя о жизни и борьбе Павла Корчагина и его товарищей, Н. Островский в интересах народа, борющегося с эксплуататорскими классами, художественно убедительно и жизненно правдиво показал, что нет таких трудностей, какие не может преодолеть человек, если он воодушевлён великой целью - борьбой за счастье человечества, строительством коммунизма. В этом главная, основная идея, главная мысль романа «Как закалялась сталь», идея, воодушевлявшая на творческий подвиг и самого Н. Островского.

Следует иметь в виду, что полноценное художественное произведение, правдиво и широко отражающее жизнь, не исчерпывается одной основной идеей. Наряду с ней писатель выражает в образах и ряд других идей, в той или иной мере связанных с основной идеей произведения, передаёт своё отношение к различным сторонам жизни, изображаемым им.

«И»: Идеал ,

При анализе художественного произведения всегда важно не только то, что хотел сказать в нем автор, но и то, что у него получилось - «сказалось». Писательский замысел может реализовываться в большей или меньшей степени, но именно точка зрения автора в оценке героев, событий, поднимаемых проблем и должна быть истиной в последней инстанции при анализе

Определение понятия

Наглядные примеры

Вспомним один из шедевров русской и мировой литературы 19-го века - роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Что говорил по его поводу автор: он любил в книге «мысль народную». Какие можно выделить основные идеи произведения? Это в первую очередь утверждение того, что народ - главное достояние страны, движущая сила истории, создатель материальных и духовных ценностей. В свете такого понимания автор развивает повествование эпопеи. Главных героев «Войны и мира» Толстой настойчиво ведёт через ряд испытаний, к «опрощению», к приобщению к народному мировоззрению, миропониманию, мирочувствованию. Так, Наташа Ростова гораздо ближе и дороже писателю и нам, чем Элен Курагина или Жюли Карагина. Наташа далеко не столь красива, как первая, и не столь богата, как вторая. Но именно в этой «графиничке», почти не говорящей по-русски, есть что-то исконное, национальное, природное, что роднит её с простым народом. И Толстой искренне любуется ею во время танца (эпизод «В гостях у дядюшки»), а описывает так, что и мы попадаем под удивительное обаяние образа. Замечательно раскрывается авторская идея произведения и на примерах и Пьера Безухова. Оба аристократа, в начале романа живущие своими личными проблемами, проходят - каждый свои - пути духовно-нравственных исканий. И тоже начинают жить интересами своей страны и простого люда.

Причинно-следственные связи

Идея художественного произведения выражается всеми его элементами, взаимодействием и единством всех компонентов. Её можно считать выводом, своего рода «жизненным уроком», который делает и извлекает читатель, приобщаясь к художественному тексту, знакомясь с его содержанием, проникаясь мыслями и чувствами автора. Тут важно понимать, что частички писательской души есть не только в положительных, но и отрицательных героях. В этом плане очень хорошо сказал Ф. М. Достоевский: в каждом из нас борется «идеал содомский» с «идеалом Мадонны», «Бог с дьяволом», а поле битвы этой - человеческое сердце. Свидригайлов из «Преступления и наказания» - очень показательная личность. Развратник, циник, подлец, по сути - убийца, ему не чужды иной раз жалость, сострадание и даже некоторая порядочность. И перед тем как свести счеты с жизнью, герой совершает несколько добрых дел: пристраивает детей Катерины Ивановны, отпускает Дуню… Да и сам Раскольников, главное лицо произведения, одержимый идеей сделаться сверхчеловеком, тоже раздираем противоречивыми мыслями и чувствами. Достоевский, человек в повседневности очень непростой, раскрывает в героях разные стороны и своего «я». Из биографических источников о писателе мы знаем, что в разные периоды жизни он много играл. Впечатления от разрушительного воздействия этой пагубной страсти нашли отражение в романе «Игрок».

Тема и идея

Остаётся разобрать ещё один важный вопрос - о том, как соотносятся тема и идея произведения. В двух словах это объясняется так: тема - это то, что в книге описывается, идея - оценка и отношение к этому автора. Допустим, повесть Пушкина «Станционный смотритель». В ней раскрывается жизнь «маленького человека» - бесправного, всеми угнетаемого, но имеющего сердце, душу, достоинство и осознание себя частью того общества, которое смотрит на него свысока. Это тема. А идея - в раскрытии нравственного превосходства маленького человека с богатым внутренним миром перед теми, кто стоит выше него на социальной лестнице, но нищ душой.


Видеоурок 2: Композиция, стадии развития действия

Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза

Тема – комплекс событий, формирующих основу литературного произведения.

Другими словами, темой называется все то, о чем рассказывает автор своему читателю.


Идея художественного произведения – это основная мысль, эмоциональная составляющая, смысловое содержание произведения.

Чтобы понять идею, нужно тщательно проанализировать текст. Идея заключает в себе индивидуальный взгляд писателя на окружающий мир, его сугубо личное понимание происходящих процессов и явлений.



Проблема – главный вопрос, поставленный в произведении:
  • Национально-историческая
  • Философская
  • Социально-политическая
  • Нравственно-этическая

Когда интересуются каким-либо произведением, интересуются в первую очередь сюжетом. Это комплекс событий, из которых состоит произведение.

Сюжет представляет собой содержание литературного опуса, выявляет характеры персонажей, демонстрирует отношение автора к описанным им самим явлениям и жизненным ситуациям.

Кроме событий, происходящих в жизни действующих лиц, сюжет может содержать лирические отступления, раскрывающие события внутренней жизни автора.

Композиция – прием построения литературного произведения.

Организация композиция может быть сюжетной или несюжетной. Композиционное построение необходимо автору для наиболее полного воплощений своего замысла.


Составные части композиции:

    композиция сюжета

    группировка персонажей

    расстановка других действующих лиц

    речевые особенности

    композиция элементов, не входящих в сюжет

Эпиграф. Часто перед произведением автор помещает некое краткое изречение, одну-две строчки, четверостишие.

Цель такого приема – помочь читателю лучше понять авторский замысел. Эпиграф служит ключом к пониманию замысла автора произведения.


Антитеза стилистический прием в литературе, когда образы и понятия противопоставляются друг другу в диаметрально противоположном значении.


Стадии развития действия


Экспозиция. «Открывает» сюжет произведения экспозиция. В этой части читатель получает вводные данные о событиях, которые вскоре получат развитие.

Автор рассказывает читателю о том, что происходило до начала действия произведения. В основном в этой части характеризуются основные действующие лица. Экспозиция может быть прямой или задержанной. Если произведение начинается с экспозиции – это прямой вид, если место экспозиции автор определяет в середине или ближе к концу – налицо задержанная экспозиционная часть. Самый популярный пример такого расположения – описание жизни Чичикова.


Завязка – событие, определяющее начало действия.

Завязка либо сама организует конфликт, либо выявляет конфликтную ситуацию на момент начала произведения.


Кульминация – наивысшая, напряженнейшая точка в развитии действия, когда конфликт достигает вершины своего развития.

После кульминационной точки действие постепенно переходит к развязке.


Развязка – исход действия, некая смысловая точка произведения.

Конфликт состоялся, сюжет переходит в финальную стадию.

Эпилог завершает произведение. Как правило, в этой части автор рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев спустя определенное время после описанных в произведении событий.

Лирическое отступление особый прием композиции, с помощью которого автор имеет возможность высказать свое субъективное мнение относительно героев произведения, каких – либо действий или явлений, прокомментировать развитие сюжета.

В лирическом отступлении могут содержаться отвлеченные авторские размышления, напрямую не связанные с сюжетом, но тематически сохраняющие единство с общей темой произведения («Мертвые души», «Евгений Онегин»).

Конфликт (лат. «столкновение») – противоборство, противоречия, определяющие развитие сюжета любого литературного произведения.

Между кем и кем возникает конфликт? Вся литература построена на нескольких типах конфликта:

  • между действующими лицами
  • между главным героем и другими персонажами
  • между героем и обществом
  • конфликт героя с самим собой

Форма выражения конфликта – внешняя либо внутренняя.

Наиболее очевиден конфликт в драматических произведениях, эпосе.


Автор-повествователь

Нередко рассказ в произведении ведется от первого лица. В этом случае в роли рассказчика выступает сам сочинитель, именуемый автором – повествователем. Он лично наблюдал события, которые описывает в своем произведении. Автор-повествователь не переходит в состав персонажей, он только наблюдает происходящее, оценивает события и их участников. Так, Максим Максимович хорошо знаком с Печориным, может много рассказать о нем.

Иногда автор – повествователь волею автора превращается в Рассказчика (написание с заглавной буквы подчеркивает его равноправное положение в тексте). Рассказчик наделяется характером, снабжается определенными манерами, собственным характером.




Первый образ автора в отечественной литературе создан в «Евгении Онегине», он входит в общий круг персонажей на равных условиях, участвует в действии, поясняет происходящее, дает оценки, комментирует события. Читатель наблюдает его автором –повествователем, автором - персонажем, автором – лирическим героем.

Персонаж . Ни одно литературное произведение не может существовать без персонажей, с помощью которых развивается сюжет. Персонаж может быть главным или второстепенным. Кроме активного личного участия в действии, персонаж может быть представлен читателю другим действующим лицом или автором. Центром внимания может быть в некоторых произведениях один персонаж (Рудин, Печорин), в других – сразу несколько («Тихий Дон»).


Интерьер в произведении художественной литературы изображает внутреннюю обстановку (говоря современным языком – рисует дизайн помещения).

Авторы часто используют описание домашней обстановки для характеристики действующего лица, усиливая эмоциональное восприятие текста. К примеру домашняя обстановка в «Войне и мире» характеризует внутренний мир обитателей дома.

Характер литературный . Любое произведение складывается из нескольких составляющих, в том числе – из характеров, человеческих образов. Литературный характер несет в себе нечто единое, индивидуальное и неповторимое, относящееся только к конкретному образу произведения. Характер является одной из главных составных частей произведения в целом.

Тип – герой литературного произведения, некий собирательный образ, вобравший в себя явление времени, исторического момента, общественного события, и т.д.

Примером литературного героя, по которому можно судить о людях, не нашедших общего языка с обществом, отвергнутого, непонятого, могут служить Печорин или Онегин.

Герой лирический лирический образ поэта, чей внутренний мир раскрывается через состояние души или переживание в какой-либо конкретной ситуации.

Если точнее – это одно из возможных проявлений авторского сознания. Лирический герой может иметь собственную биографию, иногда – обрисованный в общих чертах внешний облик.


Система образов

Представляет собой комплекс художественных образов произведения, вбирающий в себя не только образы действующих лиц, но и сопутствующие образы - детали, символы ит.д.

Портрет содержит описание внешности персонажа, то как он выглядит, чтобы читатель ярче мог представить себе действующее лицо произведения, воспроизвести его в своем воображении.

Портрет дает описание не только черт лица, но и то, как и во что персонаж одет, отмечает манеру разговора, мимические особенности, характерные жесты. Кроме этого, в литературе часто используется психологический портрет – когда автор через внешность хочет показать внутренний мир своего героя.

Пейзаж , изображающий в литературном произведении природу, может служить особенным приемом описания состояния персонажа в определенный момент, оригинальным средством его характеристики.

«Говорящая фамилия» . Очень часто для лучшей «узнаваемости» персонажа авторы прибегают к такому особенному приему как придание действующему лицу «говорящей» фамилии. Фамилия при этом отражает какую-либо черту его характера, поведения. Метод особенно часто использовался русскими писателями-классиками (Скотинин, Ляпкин-Тяпкин, Вральман и т.д.).

Ремарка чаще всего сопровождает драматические сочинения. Автор с помощью ремарки как бы «сопровождает» действие - поясняет происходящее, уточняет, объясняет. Ремарка предназначается для актеров, занятых в пьесе, облегчает работу режиссера при постановке действия на сцене.

«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Если заходит речь о «вечном» в литературе – разговор касается «вечных тем» и «вечных образов». Вечное подразумевает нечто, имеющее непреходящее значение для всего человечества на протяжении всего периода существования мироздания.


Вечные темы:

Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) - это предмет познания. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в произведении.

В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи.

Предметом изображения в произведениях худо­ж литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.).

Но основным предметом познания в художествен­ной литературе являются харак­терные особенности человеческой жизни. Это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни.

Есин: Тема – «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания».

Томашевский: «Единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции».

Сюжет может быть одним и тем же, но тема различается. В массовой литературе сюжет тяготеет над темой. Жизнь очень часто становится объектом изображения.

Тема часто определяется литературными пристрастиями автора, принадлежностью его к определенной группировке.

Понятие внутренней темы – темы, сквозные для писателя, это то тематическое единство, которое объединяет все его произведения.

Тема является организующим началом произведения .

Проблема – это выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, разрешающийся по мере развертывания произведения, - это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он считает наиболее существен­ными.

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание.

Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

Именно благодаря выражению идеи в образах литератур­ные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.

Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмыс­ления писателем изображаемых им характеров и вытекает из его мировоззрения.

Идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя.

Читатель обычно искренне поддается иллюзии того, что все, изображенное в произ­ ведении, - это сама жизнь; он увлекается действиями, судьбами героев, переживает их радости, сочувствует их страданиям или же внутренне их порицает. При этом читатель часто сразу не осознает, какие существенные особенности воплощены в героях и во всем ходе изо­ бражаемых событий и какое значение имеют подробности их поступков и переживаний.

А ведь эти подробности создаются писателем для того, чтобы через них возвысить характеры одних героев в сознании читателя и снизить характеры других.

Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа­ тель. В этом ему часто помогает литературная критика.

Любой анализ литературного произведения начинается с определения его темы и идеи. Между ними существует тесная смысловая и логическая связь, благодаря которой художественный текст воспринимается как целостное единство формы и содержания. Правильное понимание значения литературоведческих терминов тема и идея позволяет установить, насколько точно автор сумел воплотить свой творческий замысел и стоит ли читательского внимания его книга.

Определение

Тема литературного произведения – это смысловое определение его содержания, отражающее авторское видение изображаемого явления, события, характера или другой художественной реальности.

Идея – замысел писателя, преследующего определенную цель в создании художественных образов, в использовании принципов сюжетостроения и достижении композиционной целостности литературного текста.

Сравнение

Образно говоря, темой можно считать любой повод, побудивший писателя взяться за перо и перенести на чистый лист бумаги отраженное в художественных образах восприятие окружающей действительности. Писать можно о чем угодно; другой вопрос: с какой целью, какую задачу ставить перед собой?

Цель и задача определяют идею, раскрытие которой и составляет сущность эстетически ценного и общественно значимого литературного труда.

Среди многообразия литературных тем можно выделить несколько основных направлений, которые служат ориентирами для полета творческого воображения писателя. Это исторические, социально-бытовые, приключенческие, детективные, психологические, морально-этические, лирические, философские темы. Список можно продолжить. В него войдут и оригинальные авторские заметки, и литературные дневники, и стилистически отточенные выписки из архивных документов.

Тема, прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.

Идея – глубинное содержание произведения. Тема – мотив, позволяющий реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного контекста.

Выводы сайт

  1. Тема определяет фактическое и смысловое содержание произведения.
  2. Идея отражает задачи и цели писателя, которых он стремится достичь, работая над художественным текстом.
  3. Тема обладает формообразующими функциями: она может быть раскрыта в малых литературных жанрах или получить развитие в крупном эпическом произведении.
  4. Идея – основной содержательный стержень художественного текста. Она соответствует концептуальному уровню организации произведения как эстетически значимого целого.