Исследовательская работа "секреты ненецкого орнамента". Народные художественные ремесла ямало-ненецкого автономного округа Основа орнаментальной системы хантов

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Герб Ямало-Ненецкого автономного округа .

Описание герба автономного округа. (из Закона "О гербе ЯНАО" (N41-ЗАО от13 октября 2003 года).

  1. Герб автономного округа состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.
  2. Описание короны: золотой орнаментированный обруч о семи видимых остроконечных зубцах (пяти на передней стороне обруча); передний (средний) зубец орнаментирован и завершен золотым же изображением пламени; обруч короны также орнаментирован.
  3. Рисунки герба автономного округа в многоцветном и одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему Закону.
  4. Объемное изображение герба автономного округа в многоцветном варианте находится на хранении в постоянной экспозиции Государственного учреждения "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского".

Официальное толкование герба автономного округа.

  1. Герб автономного округа составлен по установленным геральдическим правилам, является своеобразным памятником преемственности истории и культуры региона, отражает его природно-климатическую особенность и основную направленность деятельности коренного населения автономного округа.
  2. При исполнении герба автономного округа применены четыре основных геральдических цвета: сине-голубой, белый (серебряный), красный, а также цвет золота, которые символизируют следующее: сине-голубой - символ величия, созидания, красоты, цвет неба и воды (моря, рек, озер); белый (серебряный) - символ чистоты, добра, возрождения, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов; красный - символ жизни и единства; золото - символ могущества, богатства, справедливости, великодушия. Золото в гербе автономного округа аллегорично показывает уникальную северную природу, неисчерпаемое богатство недр автономного округа.
  3. Северный олень символизирует мощь и независимость территории".

Герб ЯНАО внесён в регистр Государственной герольдии при Президенте Российской Федерации за N 584.

Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа .

Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа принят Государственной Думой ЯНАО 28 ноября 1996 года и утверждён губентатором округа Ю. Нееловым 9 декабря (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа" N47). Согласно тексту Закона:

"Статья 2. Флаг Ямало-Ненецкого автономного округа представляет собой прямоугольное полотнище сине-голубого цвета. От нижнего края,на расстоянии одной седьмой части флага, проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок от древка до правого края полотнища общей шириной одной пятой части ширины флага.

Ширина белого рисунка, изображённого в виде орнамента (геометрически правильных фигур "Оленьи рога"), составляет восемь частей из десяти общей ширины горизонтального рисунка. Красная, синяя полосы одинаковы по ширине и соответствуют размеру ширины основания орнамента, т.е. каждая равна одной десятой части общей ширины горизонтального рисунка. Площадь единицы элемента, образующего орнамент, имеет ромбовидную форму и составляет 1/1350 часть всей площади флага.

Каждый орнамент состоит из девяти равных ромбов. Отношение ширины флага к его длине 2:3".

23 апреля 2003 года на заседании Госдумы Ямала был принят Закон "О внесении изменений в закон "О флаге Ямало-Ненецкого автономного округа".

Ненцы

В суровых условиях Заполярья

Таймырские ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.

Среди бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!»

Живя среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.

Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном

Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.

Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом

Женская шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого. Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов. Нашивают­ся полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также метал­лические подвески. Обычно это нани­занные одна за другой медные трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.

Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска

В центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями.

В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.

z0000039/st046.shtml

Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно перед меховой опушкой.

Узор ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг, известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями, вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «со­боль».

Таким же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.

Ненецкая сумка

Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей, пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оле­нят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжи­ли.

Ненцы издавна известны как от­личные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом.

Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают свои деревян­ные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемо­го трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум уси­лий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места, где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.

Сравнение с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспом­нить при этом о знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками.

Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.

Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду, которую носили ненцы.

Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты.

234927/photos/?category=16

Живут ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.

Малочисленные народы Крайнего Севера, живущие в Ямало-Ненецком автономном округе, в своём историческом развитии создали оригинальную культуру, максимально приближенную к условиям жизни в Заполярье.

Эта культура проявляется не только в повседневной хозяйственной деятельности, она теснейшим образом связана с ней — это основа, исток духовной жизни северных народов, их отличие друг от друга. Например, по конструкции нарт, покрою одежды, внутреннему убранству чума знающий глаз точно определит национальную и родовую принадлежность хозяина.
С бытовой и производственной культурой аборигенов Ямальского Севера тесно связано искусство украшения и орнаменталистики одежды, утвари ненцев, ханты, селькупов. Занимаясь созданием украшений, мастера добиваются органичного соединения высокой художественности работы и практичности в применении изготовленной вещи.


Одежда ямальских аборигенов разнообразна по своему покрою и декоративному оформлению. Ряд её элементов восходит к глубокой древности народов Севера и содержит в себе одухотворение явлений природы, которой поклонялись предки.

Поэтому у каждой народности свои требования к внешнему убранству одежды, которое также отличает не только народ от Народа, но и род от рода, мужчину от женщины или ребёнка.
Традиционным у народов Севера было украшение орнаментом одежды — летней и зимней, предметов домашнего обихода, различных видов сумок: они служили для хранения женских вещей, для хранения продуктов или перевозки товаров при касланиях.

В орнаменте обычно использовался мех оленя различных оттенков, сукно. Яркие цветовые пятна орнаментированной одежды, убранства хорошо видны на белоснежных просторах тундры.
С развитием цивилизации народы Севера начинают использовать для создания своих орнаментов современные материалы, не утрачивая своей национальной самобытности. Из традиционных материалов с применением современных изготавливаются не только национальные предметы быта тундровиков, но и современные косметички, кошельки, бумажники, многое иное, что несёт на себе печать древнего искусства народов Севера в современном мире.

А ведь, сколько разновидностей орнаментов. Узоры, композию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например:

«локоть песца»;
«боковое приспособление для костра»;
«лошадиный нос»;
«утиные крылья»;
«след медведя»

Из музея девочки Савонэ в г.Надым

Более позднее появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.) Существует множество вариантов, орнамент подвергался переработке.

Нац.орнамент с правой и левой стороны (мелкий шов, сшитый сухожилием)

Фрагмент - меховой шубы, шапки с металическими и бисерными украшениями. Ненцы

Мужской пояс - бисер кость кажа. Ненцы

Фрагмент - женская меховая шуба (ненцы)

Нижний орнамент женской одежды - сукно. Ханты

Женская меховая шуба и бок. орнамент. Ханты

Берястенныем чаши на салфетке из сукна с нац. узором

Женская сумка. Ненцы

Праздничная оленья упряж

Праздничная оленья упряж

Детская одежда. Ненцы

Женская одежда. Ханты

Орнамент на сумке. Ханты

Ненцкая сумка, украшенная узором полосами из сукна, бисера, меха, кожи. Бисерные полосы - пояса

Летняя женская одежда. Ханты

Нагрудное украшение платья. Ханты

Сумка-туцю - мех, кожа, сукно. Лесные ненцы

Игольница - кожа, бисер, сукно. Селькупы

Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах.

К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать.

Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов.

Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине.

Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ.

По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями.

Айгуль Игтисамова