Национальная принадлежность. Open Library - открытая библиотека учебной информации Почему стоит сохранять национальную самобытность

Комплекс прав, связанных в национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом ("американец", "француз", "немец").

Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруднялись определить свою национальность, так как родились от смешанного брака.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности. Данные правила не влекут за собой никаких юридических последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявителя, а при новой паспортизации населения соответствующая графа в паспорте вообще должна исчезнуть.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зарубежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законодательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятственной эмиграции в эти страны. Кроме тога, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регионов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рассматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание права республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР (в ре-Глава И- Личные права и свободы 191

Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики припятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан Российской Федерации в деле развития культуры языка и т. д. способствует Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г.

Страница

Эти и многие другие нормы создают широкую систему гарантий конституционной нормы на пользование родным языком и связанных с этим других прав.

Национальная принадлежность

Статья 26 Конституции РФ регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе - с национальностью.

Для того чтобы уяснить предписания части первой, необходимо обратиться к предшествующей практике. В течение длительного времени графа «национальность» содержалась во всех анкетах, которые заполняли в обязательном порядке граждане России (при приеме на работу, выезде за границу, при вступлении в общественное объединение и т.д.). Эта графа сохранена и в настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории страны.

На законодательном уровне в Российской Федерации признано существование народов, в отношении которых в годы сталинского террора но признакам национальной или иной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений (статья 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»).

В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации и пока еще официально не отмененными, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В новой Конституции сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав (см. комментарий к статье 19). В частности, это не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в общественных объединениях граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированных в качестве национально-культурной автономии (часть третья статьи 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»).

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России (см. раздел III Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.). Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве состава преступления рассматривается нарушение равноправия граждан в зависимости от национальности (статья 136).

Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

В части второй комментируемой статьи используется группа понятий, характеризующих различные элементы статуса языка. В настоящее время такие понятия не получили законодательного толкования, однако их определение имеет существенное значение для усвоения содержания данного конституционного положения.

Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, родной язык - язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Однако в определенных случаях это может быть и язык иной этнической группы (например, если ребенок усыновлен в младенчестве родителями другой национальности).

Понятие «язык общения» достаточно широкое, включающее в себя те средства общения, которые данный человек использует в межличностных контактах как на бытовом, так и на официальном уровне. Языком общения может быть родной язык, государственный язык, язык иной этнической группы.

Под языком воспитания понимается тот, который используется при формировании навыков поведения ребенка в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях.

Языком обучения считается тот, па котором ведется преподавание в образовательных учреждениях.

Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем пли иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим (часть третья статьи 9 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»), однако этот выбор обусловлен теми возможностями, которые предоставляет система образования (пункт 2 статьи 6 Закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»).

В сфере образования граждане Российской Федерации могут реализовать свои права, связанные с национальной принадлежностью, в рамках национально-культурной автономии. В целях обеспечения права па получение основного общего образования па родном языке. на выбор языка воспитания и обучения общественные объединения граждан, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные и образовательные учреждения с обучением на родном языке, разрабатывать для них учебные программы и издавать необходимую учебную литературу, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на родном языке и углубленным изучением родного языка, истории и культуры (статья 11 Федерального закона «О национально-культурной автономии»). Вопрос о реализации предоставленных прав свободно решают сами лица, принадлежащие к определенной этнической общности. Органы исполнительной власти и местного самоуправления с учетом конкретных условии региона лишь создают возможности для сохранения культурно-национального своеобразия.

Под языком творчества понимается тот, который применяется для создания произведений культуры и науки, а также для их интерпретации. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (статья 10), каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, причем реализация права человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на любительской, так и на профессиональной основе.

С точки зрения юридической техники положения части второй комментируемой статьи сформулированы недостаточно четко. Реализация закрепленных на конституционном уровне прав зависит не только от желаний конкретного человека, но и от объективных условий и возможностей, предоставляемых государством в данной сфере. Так, для получения образования на родном языке необходимо, чтобы существовали соответствующие образовательные учреждения, где преподавание ведется на этом языке специалистами - носителями языка и имеются все необходимые учебно-методические материалы для обучения. Использование родного языка в качестве средства общения зависит от того, есть ли другие представители данной этнической группы, владеющие этим языком, в той местности, где проживает данный человек.

Задача: формировать представление о национальной принадлежности человека.

Игра «Волшебное зеркало»

Цель: воспитывать уважительное отношение к представителям разных национальностей.

Оборудование: зеркало

Инструкция по проведению игры: Рассадить детей так, чтоб участники игры имели возможность рассмотреть друг друга. Объяснить, что право голоса получает только тот, у кого в руках находится волшебное зеркало. Все остальные участники должны будут внимательно слушать до тех пор, пока волшебное зеркало не перейдёт к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать зеркало. Учитель следит за тем, чтобы каждый ребёнок получил возможность описать черты собственной внешности,поучаствовать в игре.

Каждый участник начинает рассказ о себе словами:

Зеркало волшебное я в руках держу,
В зеркале волшебном портрет свой нахожу,
Похож я на родителей, горжусь собою я
И обо всех чертах моих поведаю, друзья.

После вступительных слов, участник игры описывает собственную внешность, отмечая цвет волос, глаз, кожи (белая, смуглая и т.п.). Важна доброжелательная обстановка, положительный эмоциональный фон при проведении игры.

Кто боялся рассказывать о себе?
- Что вас смущало?
- Как к вашему рассказу отнеслись другие дети?
- Чем вам понравилась игра?

Все живущие на Земле люди отличаются друг от друга. Но среди огромного человеческого многообразия выделяются небольшие группы - нации, в которых люди говорят на одном языке, живут на одной территории, имеют свои обычаи и культуру.

Слово «национальность» произошло от латинского nation – народ, то есть принадлежность человека к той или иной группе людей. Каждый имеет право определять свою национальность самостоятельно. Она зависит от происхождения его родителей. Чувство национальной принадлежности помогает человеку раскрыть свой творческий потенциал, осознавать себя частичкой своего народа, испытывать гордость за представителей своей национальности, трудиться на благо народа. У каждой нации есть что-то своё - особенное, характерное только её представителям.

В Российской Федерации проживает свыше 160 национальностей. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составляет 116 миллионов человек (80% жителей страны). Такие национальности как – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек.

Независимо от национальности люди должны соблюдать уважение друг к другу и такт. Важно оценивать человека по его моральным качествам, а не по национальному признаку. Среди любой национальности есть люди добрые, честные, трудолюбивые, гостеприимные, справедливые. Но есть и другие – злые, агрессивные, завистливые, глупые. Об этом важно помнить, так как часто национальные различия служат причиной вражды между людьми. Иногда можно услышать как дети и взрослые посмеиваются над представителями других наций, их традициями и обычаями. Оскорбляя человека, высмеивая его национальные черты, такие люди разжигают национальную вражду. Важно научиться проявлять такое отношение к людям, какого вы ждёте от других людей по отношению к себе.

У разных национальностей тысячелетиями вырабатывались различные правила общественного поведения. У каждого народа есть свои представления о том, что вежливо и что невежливо. Есть общепринятые правила вежливости. К какой бы национальности не был вежливый человек, он никогда не повернётся спиной к собеседнику во время разговора, не будет сквернословить в его присутствии, неуважительно отзываться о нём. У каждого народа есть своя манера вести беседу, свои национальные правила вежливого поведения и пожелания.

Армянин в беседе подробно расспросит собеседника о здоровье его родителей, детей, а вот о здоровье того, с кем говорит, спросит вскользь. Жители Китая, поприветствовав своего знакомого, обмениваются фразами: «Ты ел?» - «Ел». Или «Ты ел?» - «Ещё нет». Японцы в беседе употребляют преувеличенно хорошие слова: «ваше почтенное имя», «ваше благоухающее имя».

Игра «Самого себя любить»

Цель: внимательно относиться к самому себе, уважать и принимать себя.

Оборудование: лист бумаги, карандаши или мелки.

Инструкция по проведению игры: Перед проведением игры учитель предлагает её удобно сесть, сделать три глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе огромное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок, вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: "Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее". Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку.

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно - вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: "Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!" (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: "Я люблю себя!". В какой части тела ты ощущаешь это?

А теперь мы вернёмся в наш класс. Приятно потянемся, немного напряжёмся, расслабим тело и откроем глаза. Скажем все вместе "Я люблю себя!".

Как вы думаете, почему люди любят себя?
- Как вы думаете, почему некоторые люди не любят себя?
- Где в своем теле вы чувствуют эту любовь.
- Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
- Что бы вы сделали, чтобы чаще думать о себе хорошо?

Нашу планету Земля населяют тысячи народов. Уже в далёкие времена путешественники заметили, что людям свойственно отождествляет себя с определенной группой людей - нацией. Нет плохих и хороших национальностей. Каждый вправе определять сам, без принуждения, свою национальную принадлежность. Принадлежность к той или иной нации ребёнка определяется происхождением его родителей. Этот выбор ребёнок делает самостоятельно. Национальная принадлежность подразумевает сохранение связей между поколениями, хранение традиций, чувство Родины и многие другие, ценностные для человека качества.

А сейчас прослушай те сказку:

ЗАКОН ГОР

Вот что рассказал мне старик пастух, которого я повстречал как-то летом на одном из горных перевалов Кавказа.

«Это случилось очень давно, когда мой дед был еще мальчишкой.

Поздно вечером к сакле на окраине аула подскакал всадник. Он был бледен и тяжело дышал. Одежда его была изорвана, бока коня взмылены.

Не позволишь ли, отец, да продлит твои годы небо, переночевать в твоем доме? - обратился он к вышедшему на шум хозяину сакли. - Уже темнеет, а путь мой далек.

Заходи, будешь гостем, - ответил старик хозяин и широко распахнул полог у входа.

Путник привязал к дереву коня и вошел в дом. Хозяин поставил на стол все, что у него было: хлеб, сыр, вино.

Прошу тебя, окажи мне честь и раздели со мной ужин, - сказал он и пригласил гостя садиться.

В этот момент за окном послышался топот. К сакле подскакали трое всадников.

Эй, хозяин! - закричал один из них. - В твоем доме скрывается беглец! Вот его конь!

Я не знаю никаких беглецов,- ответил хозяин. - В моем доме гость. А гостя не спрашивают, кто он и откуда.

Берегись! - воскликнул преследователь. - Он вор. Не заставляй нас прибегнуть к оружию!

Я должен охранять жизнь гостя,- тихо проговорил хозяин сакли. - Пока он в моем доме, он под моей защитой. Разве ты не знаешь закона гор? Хозяин отвечает за безопасность того, кто переступил порог его дома. Уезжайте отсюда и не навлекайте позора на мое имя.

Мы возьмем его силой! - закричал второй преследователь, и все трое схватили ружья.

Только когда я буду мертвым, - твердо сказал хозяин сакли.

Он снял со стены два ружья. Одно из них дал гостю, другое оставил себе.

Засвистели пули. Преследователи старались пощадить старика, но одна из пуль все же попала ему в грудь...»

Я слушал пастуха, и мне было обидно, что так бессмысленно погиб хороший человек. Подумать только, до какой нелепости может довести слепое следование устаревшим обычаям!

Старик отдал свою жизнь, защищая человека, которого он видел первый раз в жизни. Он защищал неизвестного только потому, что тот был его гостем.

От этого рассказа веет седой стариной. В наши дни жителям даже самого глухого горного селения и в голову не придет, конечно, защищать преступника, если он попытается укрыться в качестве гостя.

Это не значит, однако, что мы стали менее радушны.

(По А.А.Дорохову)

К закавказским народам относят жителей Грузии, Армении, Азербайджана. Представители этих национальностей наделены высоко развитым, чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения. Они хранят национальные традиции, с подчеркнутым уважением и вниманием относятся к старшим по возрасту. В повседневной жизни и общении с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тяга к образованию групп по национальному признаку. Закавказские народы обладают хорошими организаторскими способностями, самостоятельностью, они стремятся стать лидерами в коллективах.

В подобных случаях проявляются особенности воспитания мальчиков. С детства им внушают значимость роли мужчины, отца, брата. С малых лет мальчиков приучают заботиться о младших братьях и сестрах, что превратилось, по сути дела, в национальную традицию. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, почти не подвергаются наказаниям. На Кавказе у всех народов популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также национальные традиции с ранних лет развивают у мальчиков сильную волю, выносливость, ловкость.

Литература:

Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл. Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000. – 591 с.

Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И.Линго. Худ. М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. -176 с., ил. (Серия: «Потехе час»).


1. Национальная принадлежность - это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п.
Комментируемая статья признает право каждого самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность на основе кровного родства и других признаков, которые могли бы свидетельствовать о его этническом происхождении. Конечно, в основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п.
Именно поэтому по смыслу комментируемой статьи национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу.
Важным нововведением в комментируемой статье стало право, а не обязанность, как это было прежде, указывать свою национальность. Иными словами, запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности и указание ее в документах, например, в паспорте. Именно поэтому графа "национальность" изъята из различных учетных документов.
Поскольку, однако, национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации.
До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции.
Отсутствие указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность.
2. Язык является орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе, важнейшим элементом любой нации, ее культуры, основной формой национального самосознания.
Языки народов нашей страны, как отмечается в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов РСФСР" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 50 Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804), - национальное достояние Российского государства. Они являются его историко-культурным наследием и находятся под его защитой. Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие.
Конституционное право, закрепленное комментируемой ч. 2 ст. 26 Конституции, вытекает из принципов Всеобщей декларации прав человека, из Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. Правовые гарантии реализации этого права закреплены законодательством Российской Федерации. Так, Закон "О языках народов РСФСР" направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков народов России и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки подзаконных нормативных актов в целях реализации его положений. Закон исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Это означает, что в стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли.
Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. "Знание или незнание языка, - отмечается в ст. 5 Закона "О языках народов РСФСР", - не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону".
Закрепленное Конституцией право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах - на бытовом или на официальном уровне - тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык.
Гражданам нашей страны, не владеющим государственным языком и языком республики в составе Российской Федерации, предоставлено право выступать на заседаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Гражданам Российской Федерации гарантировано также право обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения в предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
При этом ответы даются на языке обращения, а при невозможности дать ответ на языке обращения - на государственном языке Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлены и другие гарантии общения на родном языке. Так, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Гарантии употребления родного языка в судопроизводстве имеются и в процессуальном законодательстве. В частности, тем, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство или производство по делам в правоохранительных органах, гарантируется право выступать в суде на родном языке. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 489).
3. Право выбора языка воспитания и обучения осуществляется прежде всего родителями или заменяющими их лицами. Оно обеспечивается созданием системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов Российской Федерации. Тем, кто проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований либо не имеющим таковых, а также представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ и от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) гарантирует гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) его уставом.
Значительное место в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (СЗ Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2965) также занимают вопросы получения образования на национальном (родном) языке и выбора языка воспитания и обучения. В частности, установлено право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Для обеспечения этого права национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования); учреждать другие образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке (ст. 10, 11 Закона).
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных, дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национальнокультурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения яс обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дошкольного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков) и национальных культур (ст. 12 того же Закона).
Актуальным остается призыв, содержащийся в Декларации о языках народов России, принятой 25 октября 1991 г., способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов нашей Родины, всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту родной речи.