Кто такой и а гончаров. Иван александрович гончаров - биография, информация, личная жизнь

Иван Александрович Гончаров (1812-1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова - стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» - были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» - отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855-57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя - Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.

Затем в 1831 1834 годах на словесном отделении Московского университета.

После окончания университета с конца 1834 года по апрель 1835 года Гончаров служил секретарем канцелярии губернатора Симбирска.

В мае 1835 года переехал в Петербург и поступил на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов переводчиком.

Подрабатывал репетиторством, был учителем русской словесности и латыни у детей художника Николая Майкова, в доме которого часто собирались известные писатели, музыканты, живописцы. В семье Майковых выпускались рукописные альманахи "Подснежник" и "Лунные ночи", в которых были помещены первые стихотворные и прозаические произведения Ивана Гончарова.

Первые стихотворные опыты Гончарова были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк "Иван Саввич Поджабрин" (написан в 1842 году, опубликован в 1848 году). В 1846 году Гончаров познакомился с Виссарионом Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 году был опубликован первый роман писателя "Обыкновенная история".

С октября 1852 года по август 1854 года Гончаров участвовал в экспедиции вице-адмирала (с 1858 года - адмирал) Ефимия Путятина в Японию на военном фрегате "Паллада" в качестве его секретаря. Во время экспедиции Иван Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили цикл очерков "Фрегат Паллада" , печатавшихся в журналах в 1855-1857 годах (отдельно изданы в 1858 году).

В 1855 году Гончаров вернулся на службу в департамент.

С 1856 года он работал цензором в Петербургском цензурном комитете. В 1857 1858 годах Гончаров, сохраняя должность цензора, преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу.

В 1860 году Иван Гончаров стал членом корреспондентом Академии наук по отделению языка и словесности.

В 1862 1863 годах был главным редактором правительственной газеты "Северная почта".

В 1982 году в городе был открыт литературно мемориальный музей Гончарова.

В Ульяновской области традиционные Гончаровские чтения уже треть века собирают поклонников творчества писателя со всех уголков России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(1812-1891) русский прозаик, критик

Будущий выдающийся русский писатель родился в семье купца Александра Ивановича Гончарова. Предки его были военными. Дед Иван Иванович в 1732 году начал вести записи в семейном «Летописце», куда вносил важные семейные события. Из «Летописца» известно, что мать писателя Авдотья Матвеевна происходила тоже из купеческого рода. В семье Гончаровых было четверо детей, и после смерти мужа мать свою жизнь посвятила детям.

Иван Александрович Гончаров всю жизнь был благодарен матери за то, что она сделала для него и его брата и сестер. «Мать любила нас не тою сентиментальною, животного любовью, которая изливается в горячих ласках, в слабом потворстве и угодливости детским капризам и которая портит детей. Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока».

В воспитании детей после смерти отца на помощь матери пришел друг семьи, крестный отец Николай Николаевич Трегубое. Это был человек передовых взглядов, бывший морской офицер. В его богатой библиотеке, Иван Гончаров пристрастился к чтению. Николай Николаевич возбудил в мальчике интерес и к морским путешествиям.

Начальное образование Иван Гончаров получил в частном пансионе, затем он продолжил учебу в Московском коммерческом училище, но не закончил его. В 1831 году Иван Александрович Гончаров поступил на филологическое отделение Московского университета. Во время учебы он интересовался теорией и историей литературы, изобразительным искусством, архитектурой. Но самое сильное впечатление осталось у будущего писателя после посещения в 1832 году университета Александром Сергеевичем Пушкиным . Впоследствии Гончаров вспоминал: «Когда он вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий («Евгения Онегина», «Полтавы» и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое воспитание».

Во время учебы в университете, Иван Гончаров обратился к литературному творчеству. Служба после окончания университета в канцелярии симбирского губернатора, а затем (с 1835 года) в Петербурге, в министерстве финансов, не мешала его увлечению литературой.

Сначала это были стихотворения, но Иван Гончаров очень скоро отошел от романтических восторгов. В 1838 году была опубликована антиромантическая повесть «Лихая болесть», а в 1839 году - повесть «Счастливая ошибка». Под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя в 1842 году он публикует очерки «Иван Саввич Поджабрин». А роман «Обыкновенная история», опубликованный в 1847 году, привел писателя в большую литературу. Это произведение привело в восторг и читателей, и критиков. Виссарион Григорьевич Белинский высоко оценил роман: «Главная сила таланта Ивана Гончарова - всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств... К особым его достоинствам принадлежит, между прочим, язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся». Лев.Николаевич Толстой считал, что в этом романе «видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которым можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Смысл романа заключается в неприятии и осуждении пустой романтики и всего того, что не содержит высокой идеи, столь необходимой человеку. Эта тема находит продолжение и в последующем романе Ивана Александровича Гончарова - «Обломов».

В 1849 году был напечатан «Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа». Публикация этого отрывка вызвала различные критические высказывания и сразу же привлекла к себе внимание. Но до окончания романа было еще далеко.

В 1852 году русское правительство решило отправить на фрегате «Паллада» делегацию в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. Иван Гончаров с детства мечтал о морских путешествиях, и такая возможность ему представилась. В этом плавании он исполнял обязанности секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Е.В. Путятина. Это путешествие стало одним из самых ярких впечатлений Гончарова, а результатом двухлетнего путешествия явились двухтомные очерки «Фрегат "Паллада"» (1858).

После окончания работы над очерками, Иван Александрович Гончаров возвращается к «Обломову», и в 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках». Над этим произведением писатель работал более десяти лет. Роман принес Гончарову мировую славу, потому что это было центральное произведение во всей русской литературе по масштабности художественного исследования российского дворянского «байбачества». Личность главного героя романа - Обломова - вызывает у читателя симпатию. Он ничего не делает, просто лежит, но рядом с ним все становятся лучше и добрее. Автор считал, что «только любящий и живой человек создает около себя светлый круг, целую сферу счастья, не только тем, что посещает больницы, основывает школы, а тем, что к чему ни прикоснется своей человеческой, симпатичной, доброй натурой, то везде делается тепло, честно, хорошо и чисто».

Продолжая изучать психологию русского дворянства, Иван Гончаров создает новое произведение, свой третий роман - «Обрыв» (1869). «Этот роман - была моя жизнь, я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь. Пересказывая этот роман Тургеневу, я заметил, что, окончив «Обломова» и этот роман, т.е. Райского - я кончу все, что мне на роду написано, и больше ничего писать не буду».

Но демократическая критика высказала резкое недовольство романом. В героях произведения критика не увидела истинного движения жизни, а лишь «колеблющиеся шаги» людей, идущих наугад, тех, чьи действия «без начала и без конца». Поэтому замысел четвертого романа Гончарова остался неосуществленным.

Но он не перестал заниматься литературной деятельностью. В этот период писатель публикует критические работы: статью «Мильон терзаний» (1872) - классическую работу о комедии Александр Сергеевич Грибоедова «Горе от ума», «Заметки о личности Белинского», театральные и публицистические заметки, статью «Гамлет», очерк «Литературный вечер», газетные фельетоны. Завершает литературную деятельность Гончарова 70-х годов критическая работа о своем творчестве «Лучше поздно, чем никогда».

Последние годы жизни он был близок с Анатолием Федоровичем Кони , который оставил ценные воспоминания о писателе. Несмотря на болезнь, Иван Гончаров пишет очерки-воспоминания о детстве, о родине, об учебе в университете. Эти произведения рассказывают о природном даре и культуре писателя. Но самое искреннее и задушевное признание он высказал в письме к Софье Александровне Никитенко, своему большому другу: «Скажу Вам наконец вот что, чего никому не говорил: с той самой минуты, когда я начал писать для печати... у меня был один артистический идеал: это изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры...»

Изображению этой человеческой натуры, Иван Александрович Гончаров посвятил свою жизнь.

Иван Александрович Гончаров родился в 1812 городе Симбирске в купеческой семье. Спокойное детство в большом доме с садом он дарил героям всех своих романов.

Семилетний Иван остался без отца. Но его крёстный, отставной моряк Трегубов, взял на себя заботу о воспитании, обучении и духовном становлении мальчика.

Образование

Домашнее обучение под руководством крёстного сменилось обучением в частном пансионе. Гончаров по настоянию матери в 10 лет был определён в коммерческое училище в Москве, где проучился 8 лет. У Гончарова не было тяги к коммерции, поэтому он оставил училище в 18 лет, не окончив его.

Ещё в пансионе будущий писатель увлёкся литературой, читал русских классицистов, затем, уже в училище, Карамзина и Пушкина . «Евгений Онегин» потряс юношу поэзией и правдой современной жизни. Неудивительно, что для продолжения образования Гончаров выбрал словесный факультет Московского университета, куда успешно сдал экзамены в 1831 году и где проучился 3 года.

Карьера и первые литературные опыты

По окончании университета Гончаров вернулся погостить в Симбирск к матери и сёстрам. Он целый год провёл на скучной бюрократической должности секретаря губернатора Симбирска. Потом Гончаров уехал в Петербург и получил должность переводчика иностранной переписки в министерстве финансов. Кроме того, он стал учителем латыни старших сыновей живописца Николая Майкова и с головой окунулся в культурную жизнь. Опыт учительства очень пригодился Гончарову в конце жизни, в 1873 г., когда он был учителем словесности у детей Великого князя Константина Николаевича.

В семье Майковых вышли в рукописных альманахах первые произведения Гончарова «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Литературное творчество и общественная жизнь

В 1846 г. был написан, а в 1847 г. опубликован в журнале «Современник» первый роман Гончарова «Обыкновенная история» . Это история становления романтического молодого человека Александра Адуева и превращения его в предприимчивого реалиста.

Больше двух лет, в 1852-54 гг., Гончаров провёл в экспедиции в должности секретаря при адмирале Путятине, который отправился налаживать с Японией торговые отношения. С первых дней путешествия писатель вёл путевые записки, ставшие основой путевого очерка «Фрегат Паллада» , изданного в 1858 году отдельной книгой.

Гончаров не противопоставляет другие культуры своей собственной как враждебные и непонятные, а пытается увидеть их специфику, понять их. Гончаров ищет общее у разных культур, прослеживает тенденции развития от невежества к цивилизации, свойственные любой из них.

Работа для денег и дело всей жизни

По возвращении Гончаров находит место цензора, а с 1862 г. главного редактора в газете «Северная почта», через год становится членом совета по делам печати. Гончаров выходит в отставку в 1867 г. Работа отнимала много сил, но в 1859 г. в «Отечественных записках» вышел главный роман Гончарова «Обломов» , начатый ещё в 1848 г. Роман имел успех.

Гончаров писал Обломова с себя. Недаром петербургские друзья звали его «принц Лень». Роман описывает судьбу духовно развитой личности в современном мире. В обыкновенном дне Обломова представлена вся его жизнь. В «Сне Обломова» описана жизнь нескольких поколений Обломовых и истоки личности героя.

Понятие «обломовщина» оказалось типичным для русского общества и для русского характера. Через судьбу и характер одного героя Гончаров показал общественное явление: не все могут реализоваться в полезной деятельности.

В 1869 г., уже выйдя в отставку, Гончаров заканчивает роман «Обрыв» , который он называл «дитя моего сердца». Гончаров работал над ним 20 лет.

Три романа Гончарова описывают последовательно сменяющиеся эпохи русской жизни, а также три типа героев, каждый из которых – часть личности самого Гончарова: и Александр Адуев, сумевший преодолеть в себе сентиментальность и ставший предприимчивым; и ленивый, но благородный и нравственный Обломов; и пессимистичный Райский, трагически бездействующий в общественной и частной жизни. Романы Гончарова считаются эталоном этого жанра.

В последние годы жизни Гончаров писал очерки и этюды, из которых самый известный – «Мильйон терзаний» о комедии Грибоедова «Горе от ума» .

Гончарову не посчастливилось умереть, как его герою Обломову, на руках у любящей женщины. Последние годы Гончаров был болен и одинок. Зато у него, как у Обломова, был верный слуга, которому писатель оставил наследство. Гончаров умер в возрасте 79 лет, простудившись и заболев воспалением лёгких.

Ива́н Алекса́ндрович Гончаро́в (6 (18) июня , Симбирск , Российская империя - 15 (27) сентября , Санкт-Петербург , Российская империя) - русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Георгий Гончаров - Галактические опасности

    ✪ Психосоматика: ликбез для врачей и психологов

    ✪ Иван Кириллов: метамодальность vs эклектичность

    ✪ Георгий Гончаров Происхождение людей 24 05 15 Курилка Гутенберга

    Субтитры

Детство

Отец, Александр Иванович (1754-1819), и мать, Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина; 1785-1851), Гончаровы принадлежали к купеческому сословию . В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором и садом проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории », «Обломове » и «Обрыве ».

Когда Гончарову было всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Писатель вспоминал:

Образование

Первоначальное образование Гончаров получил дома, под началом Трегубова, затем в частном пансионе . В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище , где уже учился его старший брат Николай.

Восемь лет провёл Гончаров в училище. Хотя обучение было для него малоинтересно, его имя регулярно помещалось на «красной доске» училища . Духовное и нравственное развитие Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. Гончаров вспоминал:

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

В 1830 году по просьбе матери он был исключён из списка пансионеров. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета . Через год, в августе 1831 года , после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Барышев , Белинский , Герцен , Огарёв , Станкевич , Лермонтов , Тургенев , Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Жизнь после университета

Обе экспедиции увенчались успехом - японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри , прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой для демонстрации военной мощи Америки, запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу - город Эдо (сейчас Токио). Адмирал Путятин 10 августа 1853 года прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, никаких прямых угроз не высказывал и добился положительных результатов для России, а в 1855 году, через 2 года, закрепил налаженные отношения в договоре.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» ( -) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Служба в качестве цензора

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора . Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она, по крайней мере, была непосредственно связана с литературой.

В 1865 году Гончаров стал членом Совета по делам печати; а в 1867 году он вышел на пенсию в чине генерала. Гончаров подал в отставку, ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя - он уже опубликовал роман «Обломов » в 1859 году.

Расцвет творчества

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина ». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его читателей принесли Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением - романом «Обрыв ». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма », писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма , социализма и коммунизма », то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года , когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию , и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу :

Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета.

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Последние годы жизни Ивана Гончарова

«Обрыв » стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после окончания работы над произведением жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии . Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову . Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге », «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды , как «Мильон терзаний », «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и через три дня, в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волковское кладбище). В некрологе , опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу , Герцену , Островскому , Салтыкову , Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

Память

Памятники:

  • В Ульяновске (Симбирск)
  • В Димитровграде (Мелекесс)
  • мемориальная доска в городе Марианске-Лазне (Чехия), повествующая, что в этом городе русский романист написал свой роман «Обломов»

Улицы, носящие имя И. Гончарова в городах России: Ульяновск ,