Пракситель скульптор древней греции и его произведения. Пракситель — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Древнегреческий скульптор Пракситель: биографическая справка

В продолжение статей о и , а так же статьи выкладываю две небольшие статьи о Праксителе.

Пракситель (Praxiteles) — древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота , род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла , полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, как большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора — материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость.

П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом, весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита , изваянная П. для города Книда ; предание гласит, что натурщицею для неё служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало Навазу, стоящую у ее ног.

Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини – Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская .

По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры . Изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полу животных. Например, его»Фавн», насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это — грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый.

Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано , статуя П ., изображавшая Аполлона Савроктона , в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева.

Наконец, до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. — знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания , была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры , в Олимпии . К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис , которого держит Гермес ; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов — крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку — малютку Диониса , он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке — по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта — верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку , находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте , в Англии.

изобразительный ряд из Yandex.ru , а так же http://www.museum.ru/N30573

Вот выдержки из статьи Александры Германовой Мир Праксителя:

Мир Праксителя

Античная скульптура в Лувре

Александра ГЕРМАНОВА

Организовать древнегреческому скульптору Праксителю персональную выставку — дело не из легких. Аналогичные «именные» выставки устраивались в Европе считанные разы. Из последних — в 1990 году во Франкфурте-на-Майне проходила выставка, посвященная Поликлету , в 1995 году в Выставочном дворце в Риме — Лисиппу.

Мраморных оригиналов Праксителя (390 — 330 годы до н.э .) сохранилось до обидного мало. Почему Лувр, который даже не является обладателем этих редких работ, взял на себя просветительскую миссию, — понятно. Здесь хранится знаменитая Венера Милосская , которая по типу изображения восходит к воспетой многочисленными античными источниками Афродите Книдской Праксителя. Принято считать, что храмовая Афродита Книдская Праксителя была одним из первых образцов изображения женской обнаженной натуры. Полумифическая идея, но красивая, и почему бы не ухватиться за нее организаторам выставки в Лувре, где хранится другая всемирно известная обнаженная.

Чтобы понятнее передать мысль устроителей, выставку можно назвать «Мир Праксителя». Материал поделили на шесть секций — оригинальный Пракситель, античные исследователи скульптора, знаменитые работы эллинистических и римских эпигонов и копиистов, воображаемый Пракситель (подражатели скульптора в искусстве нового времени и живописцы-биографы), карьера Праксителя через дебаты историков искусства и филологов-классиков XIX века и, наконец, современный срез — новые датировки и новая мифология.

…Главным творением Праксителя была Афродита Книдская. Она являлась местной достопримечательностью — нередко посещение статуи и храма в Книде становилось целью путешествия в Малую Азию. Плиний называл Афродиту «прекраснейшей статуей не только Праксителя, но вообще в целом свете». Работа не сохранилась, но память о ней живет в многочисленных греческих и римских копиях. О том, что копии эти делались непосредственно «в присутствии» оригинала, свидетельствуют многочисленные книдские монеты .

Около ста музеев откликнулись на зов Лувра и прислали в Париж свои варианты знаменитой статуи. Кураторы особенно опекают две — так называемую «Колонну Венеры» и «Бельведерскую Венеру» (обе из Ватикана). Луврский образец книдской красавицы — «голова Кауфмана» — на почетном месте в секции копий.

Если вернуться к подлинникам, то для экспозиции выбрали две — пьедестал Мантинейской группы (рельеф с изображением сцен из жизни детей Латоны Аполлона и Лето ) и голову Артемиды , атрибутированную Праксителю Деспинисом. Конечно, эти две композиции из Афинского национального музея уступают по красоте статуе Гермеса с младенцем Дионисом, но этот шедевр, упомянутый Павсанием , найден и хранится в Олимпии, и пределы Греции покидать не должен.

Интересно подана на выставке тема Фрины. До нас дошли истории о том, как знаменитую гетеру судили за богохульство, и на суде она должна была предъявить присутствующим греховный объект — свое тело. Сюжет необычного суда над гетерой был достаточно популярным у художников. Гамбургская Кунстхалле прислала отличную работу Леона Джерома «Фрина перед судьями» 1910 года.

Кроме обнаженной женской натуры Праксителю приписывают многочисленных Вакхов и сатиров. Типаж «Отдыхающий сатир» был мощно растиражирован римлянами. Многих собрали на выставке — опять же во главе с луврским.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Пракситель.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018

Пракситель.
Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали не только
лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей древности. Город
Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть статую богини.
Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры) предложил книдянам
простить им очень значительный долг, если они отдадут ему статую, книдяне без
колебаний ответили ему отказом. Даты рождения и смерти Праксителя точно
неизвестны. Биография великого скульптора является результатом кропотливого труда
многих поколений учёных, которые путём сопоставления различных сведений
воссоздали историю жизни и творчества мастера. Пракситель родился около 390 года
до нашей эры. Он был афинянин и происходил из семьи художников. Его дед,
Пракситель Старший, и отец, Кефисодот Старший, были скульпторами. Впоследствии
скульпторами стали и сыновья самого Праксителя - Тимарх и Кефисодот Младший.
Ещё в мастерской отца Пракситель слышал споры художников, философов и поэтов, и
именно эта художественная и интеллектуальная атмосфера оказалась необычайно
важной для формирования молодого скульптора. Большую роль в его жизни сыграла и
любовь к красавице Фрине, которая сумела создать вокруг Праксителя атмосферу
любви и творческого подъёма. Пленительные женские образы Праксителя, без
сомнения, имели своим прототипом Фрину. Произведения Праксителя постигла та же
судьба, что и большинство произведений великих греческих скульпторов: оригиналы их
утрачены, и судить о них можно лишь по копиям римского времени. Если Книд
прославился благодаря Афродите, то маленький беотийский городок Феспии - родина
Фрины - привлекал путешественников потому, что Фрина поместила сюда
мраморного Эрота работы Праксителя.

Пракситель Плиний говорил, что в его время статую Афродиты Книдской считали
не только лучшим произведением Праксителя, но и самой прекрасной статуей
древности. Город Книд стал местом, куда стекалась масса паломников, чтобы увидеть
статую богини. Когда вифинский царь Никомед I (278–255 годы до нашей эры)
предложил книдянам простить им очень значительный долг, если они отдадут ему
статую, книдяне без колебаний ответили ему отказом. Однажды она попросила у
скульптора в доказательство его любви подарить ей прекраснейшую статую из его
мастерской. Он хотел предоставить выбор ей, но Фрина, в надежде узнать его
собственное мнение, однажды вбежала к нему с вестью о пожаре в его студии;
Пракситель вскричал: «Я пропал, если мои Сатир и Эрот сгорели». Фрина выбрала
Эрота и подарила статую родному городу. Эрот, бывший некогда богом­творцом у
Гесиода, у Праксителя превратился в изящного и мечтательного юношу - символ
могущественной, покоряющей душу любви. Ему было ещё далеко до озорного и
распущенного Купидона эллинистического и римского искусства. Одно из
произведений Праксителя «Сатир, наливающий вино» было настолько прославлено, что
дошло до нас во многих римских репликах: Нимфы со смехом весёлым, Даная­краса, о
Пракситель, Пан козлоногий - вина мех он несёт на себе, - Белого мрамора всё. Но к
этому нужно прибавить Мудрые руки твои, гения высший талант. Даже сам Мом -
злоковарный насмешник невольно промолвит: Верх совершенства, о Зевс! Истинный
гения дар! Как отмечает Г. И. Соколов: «Тема отдыха, покоя, мечтательной
задумчивости, прозвучавшая в ранней работе мастера, определила дальнейший
характер его творчества. Сатир, изображённый в виде стройного юноши, наливающего
вино из кувшина в чашу, воплощает собой прекрасную и гармоничную природу.
Композиция изваяния безупречна. Изгиб фигуры изящен и грациозен. Голова заключена
в прекрасную рамку рук и воображаемой струи влаги. Умение создавать плавные,
текучие контуры статуй - одна из самых замечательных способностей Праксителя.
Элегия его образов рядом со взволнованными героями Скопаса воспринимается
особенно отчётливо». Ещё в ранний период своего творчества Пракситель обращается
и к воплощению в своём искусстве женской красоты. В 1651 году в античном театре, в
Арле (во Франции), была найдена статуя, которая считается копией его статуи
Афродиты, приобретённой в своё время жителями города Коса. В этом прекрасном
изображении полуобнажённой юной богини чарует плавный ритм, непосредственность и
свежесть, которые характеризуют ранние произведения Праксителя. И вместе с тем
образ обладает той внутренней значительностью, которая рождается только высоким,
гуманным представлением художника о людях. В период между 364 и 350 годами до
нашей эры Пракситель совершил поездку в Малую Азию. Он был уже вполне
сложившимся мастером. В этот период он создал статую обнажённой Афродиты,
приобретённую городом Книдом (364–361 годы до нашей эры). Моделью ему по­
прежнему служила Фрина. Статуя Афродиты Книдской вызывает глубоко волнующее
чувство. Она более человечна и одухотворённа, чем в произведениях искусства
предшествующего столетия. Соединение духовного и физического совершенства
придаёт образу Афродиты Книдской ту глубину и обаяние, которые ощущались

каждым видевшим её. Богиня изображена совершенно обнажённой, собирающейся
войти в воду. Её слегка изогнутая фигура, сдвинутые ноги, стыдливый жест правой
руки - жизненно верны и вместе с тем лишены житейской обыденности. Грация
движений, певучий и плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и
стройности её зрелого, прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает лёгкая
мечтательная улыбка, томно и нежно смотрят небольшие чуть удлинённые глаза, их
«влажный» взгляд полон жизни. Мягкие пышные волосы дополняют прелестный облик
Афродиты. Это созданное вдохновенным резцом изваяние оживляла раскраска, так что
мы вправе представить себе голубые глаза, нежный румянец щёк, яркие губы и золотые
волосы. Несмотря на женственность и грацию образа, статуя была довольно
монументальна. Этому способствовали и её сравнительно большой размер (около двух
метров) и такая деталь, как большая гидрия с наброшенной на неё одеждой богини.
Создавая равновесие в нижней части, где стройные ноги Афродиты были бы слишком
легки по сравнению с верхней частью статуи, гидрия придаёт и всей композиции
большую устойчивость. Сохранилось несколько греческих эпиграмм на статую
Афродиты Книдской Праксителя. Вот, к примеру, две из них, написанные философом
Платоном: 1. В Книд через пучину морскую пришла Киферея­Киприда, Чтобы
взглянуть на свою новую статую в нём, И, осмотрев её всю, на открытом стоящую
месте, Вскрикнула «Где же нагой видел Пракситель меня?» 2. Нет, не Пракситель тебя,
не резец изваял, а сама ты Нам показалась такой, какой ты была на суде. Оригинал
статуи не сохранился, и сегодня приходится воссоздавать образ Афродиты Книдской,
прибегая к копиям римского времени. Лучшей из них считается Ватиканская, хорошо
передающая монументальность статуи. Её автору, однако, не хватило умения
полностью передать совершенство моделировки мрамора. Кроме того, впечатление от
Ватиканской статуи портят неудачно реставрированные руки. Мастеру другой
(мюнхенской) копии удалось передать женственность и чарующую неясность богини, но
его работа, выполненная, вероятно, во II веке нашей эры, носит отпечаток излишней
утончённости. Лучше других удалось передать прелесть оригинала греческому
мастеру, создавшему копию из собрания Кауфман. Тонкая моделировка отлично
передаёт нежность томного, полного жизни взгляда, сочность губ, чистый лоб, гибкую
полноту прекрасной шеи и смело очерченный овал лица. Особую красоту образу
Афродиты придают мягкие волнистые волосы, разделённые прямым пробором и
собранные на затылке в тяжёлый узел. Из Книда Пракситель отправился в город Эфес,
где несколько лет проработал над украшением алтаря Артемиды Прототропии
восстанавливаемого в то время знаменитого храма Артемиды Эфесской. Именно его
сжёг в 356 году до нашей эры печально известный Герострат. В Париопе, где
Пракситель пробыл некоторое время, им была создана статуя Эрота, пользовавшаяся
значительной известностью.

Изображения Эрота сохранились на монетах, но они дают только самое общее
представление об этой статуе. Около 350 года до нашей эры Пракситель возвратился в
Афины. В его жизни к этому времени произошёл перелом, бурная молодость была
позади, он расстался с Фриной, наступила зрелость, пора раздумья. Творчество
Праксителя становится строже и глубже. В Афинах он выполнил для храма Артемиды
Брауронии на Акрополе статую Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена
мраморная статуя Артемиды, которая, вероятно, представляет собой копию Артемиды
Праксителя. Позднее, в 343 году до нашей эры, Пракситель выполнил свою другую
известную статую Гермеса с Дионисом.



















безудержное
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом». Около
330 года до нашей эры Пракситель умер. Он создал большую школу, имел много
последователей, почитателей своей манеры и стиля. Однако его ученикам не удавалось
достичь такой же красоты и жизненности его образов. Сыновья Праксителя - Тимарх
и Кефисодот Младший, работавшие в конце IV - начале III века до нашей эры, уже
были художниками эпохи эллинизма. Пракситель - великолепный мастер гармонии,
отдохновения. Его памятники вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые
дымкой печали. Как считает Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось
превзойти уверенное мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность
вдохнуть в застывший камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную
негу
веселье».
В Афинах он выполнил для храма Артемиды Брауронии на Акрополе статую
Артемиды. В Габиях (в Италии) была найдена мраморная статуя Артемиды, которая,
вероятно, представляет собой копию Артемиды Праксителя. Позднее, в 343 году до
нашей эры, Пракситель выполнил свою другую известную статую Гермеса с Дионисом.
Вилл Дюрант пишет: «С достойной сожаления краткостью Павсаний замечает, что
среди статуй Герайона в Олимпии был „каменный Гермес с младенцем Дионисом на
руках, работы Праксителя". Немецкие археологи, работавшие на этом месте в 1877
году, увенчали свои труды находкой этой фигуры, погребённой под столетними
отложениями мусора и глины. Описания, фотографии и слепки не способны передать
всю красоту этого произведения; нужно встать перед ним в маленьком музее в
Олимпии и украдкой коснуться пальцами его поверхности, чтобы ощутить гладкость и
живую ткань этой мраморной плоти. Богу­вестнику поручено спасти младенца Диониса
от ревности Геры и доставить его к нимфам, которые тайно его воспитают. По дороге
Гермес сделал остановку, прислонился к дереву и поднёс к ребёнку виноградную
гроздь. Фигура младенца сделана грубо, словно всё вдохновение художника было
истрачено на старшего бога. Правая рука Гермеса отбита, а над ногами кое­где
пришлось потрудиться реставраторам; всё остальное, очевидно, сохранилось в том же
виде, в каком вышло из мастерской скульптора. Крепкие члены и широкая грудь
свидетельствуют о здоровом физическом развитии; шедевром является уже одна
голова с её аристократичной соразмерностью, точёными чертами лица и вьющимися
локонами; правая нога совершенна именно там, где совершенство в скульптуре такая
редкость. Античность не придавала этой работе первостепенного значения, что
свидетельствует о неисчислимых художественных сокровищах той эпохи». В поздний
период своего творчества Праксителем была создана статуя «Отдыхающего сатира»,
представляющая собой дальнейшее развитие композиции «Гермеса с Дионисом».

Пракситель - великолепный мастер гармонии, отдохновения. Его памятники
вызывают светлые мысли и чувства, слегка тронутые дымкой печали. Как считает
Дюрант, «до сих пор ни одному скульптору не удавалось превзойти уверенное
мастерство Праксителя, почти чудодейственную его способность вдохнуть в застывший
камень покой, грацию и самое нежное чувство, сладострастную негу и безудержное
веселье».

Пракситель - древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
"Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

"Афродита Книдская", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.

8 – Работы Праксителя

Пракситель, афинский скульптор эпохи Александра Македонского, является одним из самых знаменитых греческих творцов, стоя наравне с Фидием. Его работы - в основном, изображения богов, в которых достигнут совершенно новый уровень человечности и естественности поз

Еще яснее, чем Скопаса, письменные источники обрисовывают Праксителя, его современника, хотя и более юного. Этот художник является в них главным мастером последних десятилетий царствования Александра Великого (370-330 гг.). Людвиг фон Зибель называл "эпохой Праксителя" все поколение, к которому он принадлежал.

Пракситель был афинянин. Его искусство вначале, как и искусство Скопаса, довольствовавшееся полигнотовскими находками, очень быстро вошло в родной ему фарватер аттической красоты, грации, мягкости и подвижности. Но цветущая пора Афин уже миновала. Только очень немногие произведения этого мастера остались в его родном городе. Они были рассеяны по разным городам Греции, островам, малоазийскому континенту, и повсюду распространили славу аттического искусства.

В литературных источниках Пракситель является также изобразителем преимущественно богов, и притом юных и прекрасных, в душевном или чувственном возбуждении. Аполлон и Артемида с их матерью Латоной, Дионис (Вакх) с целым рядом жизнерадостных божеств, Афродита, богиня плотской любви, и Эрос, крылатый мальчик, выросший в юношу, - вот любимцы Праксителя, мраморными и бронзовыми статуями которых он, на удивление современному ему миру и потомству, украшал храмы и площади городов, населенных греками. За изображение смертных брался он лишь изредка: известны две статуи знаменитой гетеры Фрины и всего только одно изваяние победителя на Олимпийских играх. Выработка типичного атлетического тела уже перестала быть задачей аттического искусства в рассматриваемую эпоху: в нем на первом плане стояло индивидуализирование богов согласно их сущности, то есть более точное, чем прежде, характеризирование типа тех или других определенных божеств. К самым ранним из праксителевских трехфигурных изваяний богов, вероятно, принадлежала группа, украшавшая собой двойной храм Асклепия и Латоны в Мантинее. Она изображала Латону с ее детьми, Аполлоном и Артемидой, а на пьедестале группы были представлены в рельефных фигурах музы и Марсий. Позднее в Риме общее внимание привлекла к себе праксителевская группа Диониса с сатиром Стафилом (олицетворением виноделия) и менадой Мефе (олицетворением пьянства).

Из олицетворений отдельных богов, изваянных Праксителем, статуя нагой Афродиты, находившаяся в Книде, была в древности самой знаменитой. Богиня любви была изображена входящей в воду; правой рукой она прикрывала свою наготу, а левой опускала снятую с себя одежду на стоявшую подле нее вазу. Плиний Старший рассказывал, что многие ездили в Книд специально для того, чтобы полюбоваться этой статуей. Одновременно с ней Пракситель изваял другую Афродиту, в одежде, проданную на остров Кос. Знаменитейшие из праксителевских статуй Эроса находились в Феспиях и Парионе на Пропонтиде. К высокочтимым изваяниям богов этого художника принадлежали также мраморный Гермес с младенцем Дионисом на руках, стоявший в храме Геры в Олимпии, Аполлон, убивающий ящерицу (Сауроктон), бронзовая Артемида Браурония в афинском Акрополе и различные изваяния сатиров, в том числе одно, которое сам скульптор считал лучшим из своих созданий.

Довольно ясное понятие о книдской Афродите и парионском мощнокрылом Эросе мы можем составить себе по их изображениям на монетах. Но сами по себе эти маленькие изображения передают великие произведения лишь в общих чертах и неточном виде. И в настоящем случае пополнить наше знакомство с исчезнувшими оригинальными скульптурами могут сохранившиеся мраморные статуи.

Обращаясь прежде всего к подлинным произведениям Праксителя, мы должны снова сказать, что имеем счастье владеть обломком одного юношеского, известного по письменным источникам, произведения этого мастера и еще большее счастье - обладать одним, почти совсем целым, собственноручным, как это удостоверено, произведением Праксителя, относящимся к поре его полной зрелости. Юношеское произведение - пьедестал вышеупомянутой мантинейской группы, рельеф которого изображает состязание Аполлона с Марсием. Обломки этого пьедестала находятся в Национальном музее в Афинах. Аполлон, представленный в одежде, с лирой в руках, сидит слева на утесе, в позе "олимпийского спокойствия". Справа Марсий, совершенно нагой, пытается извлекать на своей двойной флейте победоносные звуки. Но его поражение уже решено бесповоротно. Раб, изображенный в середине между обеими фигурами, уже приближается к нему с ножом в руке, чтобы содрать с него кожу. Все остальные плиты пьедестала заняты музами, характеристика которых еще ограничивается снабжением их музыкальными инструментами или свитками рукописей (рис. 281). Мастерство Праксителя видно в этих стройных, благородных фигурах, которые все, кроме Марсия, полны спокойствия и самодовольства. Конечно, нигде прямо не говорится, что великий мастер собственноручно исполнил рельефы данного пьедестала; довольно эскизная их обработка действительно дает повод предполагать, что они только вышли из мастерской Праксителя.

Относительно произведения зрелой поры этого мастера - оно найдено при раскопках в Олимпии - не может быть никаких сомнений. Трей доказал, что эта находка - сравнительно хорошо сохранившееся, оригинальное, мастерское создание Праксителя, упоминаемое Павсанием. Мы говорим о статуе Гермеса с младенцем Дионисом на руках, стоявшей в храме Геры в Олимпии. На рисунке 282 это произведение представлено в том виде, как оно реставрировано Рюмом. Пополнены правая рука и левая голень с левой стопой. Правая нога и левая рука - древние. Бог ристалищ, юный красавец Гермес, стоит совершенно нагим в спокойной, непринужденной позе. Левой рукой, на которой сидит новорожденный бог вина, он облокотился на древесный ствол, с него живописными складками свешивается накинутый короткий плащ. Держа в поднятой высоко правой руке кисть винограда и устремив свой взор на бога-малютку, Гермес показывает ему как игрушку этот будущий его атрибут и знак власти. Видно, что, маня Диониса виноградом, Гермес, посланник богов, забавляется, но его душа замкнута и не участвует в возложенной на него воспитательной задаче. Трудно вообразить себе что-либо более совершенное, чем юная безбородая голова этой фигуры с короткими кудрями, правильными чертами лица, и что-либо более изящное, чем это крепкое и упругое как сталь, благородно красивое и вместе с тем естественно-соразмерное во всех своих частях тело. Никогда не было изваяно из мрамора ничего более прекрасного, мягкого и жизненного, нежели эта скульптура. Никогда душа и тело не сливались так неразрывно, как в этих чистых формах, в этих тонких чертах.

Фуртвенглер признал за собственноручную работу Праксителя еще одно произведение - голову Афродиты, полную выражения и соединяющую в себе красоту человеческую с красотой божественной; она находилась в коллекции лорда Леконфильда в Лондоне; наконец, такие ученые, как Фуртвенглер и Михаэлис, считали подлинным произведением Праксителя юношескую длиннокудрую голову элевзинского бога подземного мира Эвбулея, Афинский национальный музей. Она также превосходна, но, по нашему мнению, относится к более позднему времени, как о том можно заключить по особенной мягкости ее лепки.