Орфей и эвридика в искусстве. Картина «Орфей, ведущий Эвредику через подземный мир» Жан Батист Камиль Коро Фурий из орфея и эвридики рисунок карандашом

» — известная картина, которую написал французский художник Жан Батист Камиль Коро (1796-1875). Картина была написана на основе одного из , который повествует о музыканте Орфее и его жене — нимфе Эвридике. Стоит отметить, что Камиль Коро не единственный художник, который обратился к этому мифу для создания живописного полотна, например у Николы Пуссена есть картина «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Также стоит знать, что легенда об Орфее и Эвридике сыграла очень важную роль в развитии оперы.

Краткое описание мифа «Орфей и Эвридика»

Эвридика — прекрасная нимфа стала женой великого музыканта Орфея. Орфей, в свою очередь, был сыном речного бога Эагра и музы Каллиопы. Орфей сильно любил свою жену, однако его счастью помешал укус ядовитой змеи. От укуса его любимая муза умерла.

После долгих страданий Орфей всё же решился вернуть Эвридику и спустился в царство мёртвых. Здесь он повстречал перевозчика душ Харона, которого заворожил своей музыкой на лире и тот перевёз его на другой берег реки Стикс, в царство Аида. Своей музыкой Орфей поразил и царя Аида, да так, что тот согласился отпустить Эвридику в мир живых, но только с одним условием. Впереди него пойдёт Гермес, за которым Орфей должен следовать неотступно. Сзади него будет идти Эвридика. Что бы ни случилось, он не должен оглядываться. Если Орфей хотя бы раз оглянется назад — его жена вернётся в мир мёртвых. Орфей согласился и пошёл вслед за Гермесом.

Шли они долго в полумраке. Так как Эвридика в мире мёртвых была лишь тенью, он совершенно не слышал её шагов и постоянно сомневался — не отстала ли его возлюбленная, не потерялась ли во мраке? И вот уже впереди забрезжил свет, который указывал на выход в мир живых. Тропинка стала круто подниматься вверх, всё вокруг загромождено камнями. Ещё больше забеспокоился Орфей, что Эвридика отстала, ведь когда выход уже так рядом он может её просто потерять… и тогда обернулся. Орфей увидел свою жену совсем близко, но наставление Аида сработало и та тут же исчезла.

Жан Батист Камиль Коро — Орфей, ведущий Эвредику через подземный мир

Для производства вам необходимы качественные товары? Шестигранники стальные и многое другое вы можете приобрести на сайте компании http://stalmaximum.ru/layout-option/prokat/shestigrannik . Большой ассортимент и удобное сотрудничество.

Страница 1 из 2

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.

Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.

Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.

Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти - бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, - даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица...

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.

Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.

Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.

Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль.

Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых.

Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона:

Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал:

Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой!

Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом.

Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак.

Только младший брат бога Смерти - бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, - даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.

Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

Не дыша слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч.

Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил:

Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

Орфей сказал Аиду:

Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, - никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила... Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе!

Так говорил Орфей и просил Персефону:

Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!

Пусть будет так, как ты просишь! - сказал Аид Орфею. - Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать...

Всё, что прикажешь! - воскликнул Орфей. - Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику!

Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, - сказал Аид. - Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься - потеряешь её навеки!

И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Крутая каменистая тропинка вела наверх, на землю.

Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним. Только сердце его стучало:

«Эвридика! Эвридика!»

Наконец впереди стало светлеть, близок был выход на землю. И чем ближе был выход, тем светлее становилось впереди, и вот уже всё стало ясно видно вокруг.

Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним?

Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся.

Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя! На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо... Но лишь на мгновение.

Тотчас отлетела тень Эвридики, исчезла, растаяла во мраке.

Эвридика?!

С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь пришёл на берег чёрного Стикса и звал перевозчика. Но напрасно он молил и звал: никто не отозвался на его мольбы. Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого.

Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь - Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.

Орфей и Эвридика / Древнегреческий миф для детей
Художник: Г. Кислякова

1 слайд

На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков.

2 слайд

За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно.

3 слайд

Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.

4 слайд

5 слайд

Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.

6 слайд

Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску. И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца. Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой. Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль. - Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё. Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой!

7 слайд

8 слайд

Но Смерть не приходила. И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых. Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс. По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.

9 слайд

Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.

10 слайд

Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами. Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку. Орфей стал просить Харона: - Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал: - Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой! - Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!

11 слайд

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его.

12 слайд

Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал. Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.

13 слайд

14 слайд

Со сверкающим мечом в руке, в чёрном плаще, с огромными чёрными крыльями, стоял за спиной Аида бог Смерти, а вокруг него толпились прислужницы его, Керы, что летают на поле битвы и отнимают жизнь у воинов. В стороне от трона сидели суровые судьи подземного царства и судили умерших за их земные дела.

15 слайд

В тёмных углах зала, за колоннами, прятались Воспоминания. У них в руках были бичи из живых змей, и они больно жалили стоявших перед судом. Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых: Ламию, которая крадёт по ночам маленьких детей у матерей, и страшную Эмпузу с ослиными ногами, пьющую кровь людей, и свирепых стигийских собак. Только младший брат бога Смерти - бог Сна, юный Гипнос, прекрасный и радостный, носился по залу на своих лёгких крыльях, мешая в серебряном роге сонный напиток, которому никто на земле не может противиться, - даже сам великий Громовержец Зевс засыпает, когда Гипнос брызжет в него своим зельем.

16 слайд

17 слайд

Аид грозно взглянул на Орфея, и все вокруг задрожали.Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел ещё вдохновеннее: он пел о своей любви к Эвридике.

18 слайд

Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил: - Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.

19 слайд

Орфей сказал Аиду: - Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, - никто из смертных не может избежать её. Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Она ещё так мало жила на земле, так мало успела порадоваться, так недолго любила... Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью. Ведь всё равно после она вернётся к тебе! Так говорил Орфей и просил Персефону: - Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!

20 слайд

21 слайд

Пусть будет так, как ты просишь! - сказал Аид Орфею. - Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю. Но ты должен обещать... - Всё, что прикажешь! - воскликнул Орфей. - Я готов на всё, чтобы увидеть вновь мою Эвридику! - Ты не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, - сказал Аид. - Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься - потеряешь её навеки! И Аид приказал Эвридике следовать за Орфеем.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса. Мифы Древней Греции. Орфей и Эвридика


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия по литературному чтению для 4 класса по теме: «Мифы Древней Греции. Орфей и Эвридика». Данное мероприятие входит в цикл «Из списка литературы на лето». Материалы из цикла можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев. Данное внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся четвёртых классов.
Цель: знакомство детей с мифом Древней Греции об Орфее и Эвридике.
Задачи:
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать навыки выразительного чтения;
- учить анализировать и сравнивать мифы;
- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;
- прививать любовь к чтению в целом;
- совершенствовать культуру младшего школьника.

Ход мероприятия

Учитель: Ребята, давайте вспомним, с какими мифами Древней Греции мы с Вами уже знакомы?
(Далее следуют ответы детей).
Учитель: На наших занятиях мы будем продолжать знакомиться с увлекательными и поучительными историями. Узнаем новых героев мифов Древней Греции, совершивших великие подвиги. На прошлом занятии мы с Вами говорили, что великие народы прошлого оставили нам бесценное наследие. Древними мастерами созданы бессмертные шедевры архитектуры, скульптуры, живописи, которые и сегодня, спустя тысячелетия, восхищают нас своей красотой и совершенством.

Примерный текст:
Перед Вами Столица Греции - Афины .


Из мифологии известно, что имя богини мудрости - Афины - город получил после спора Афины с владыкой морей Посейдоном. Афины были крупным и могущественным городом, одной из колыбелей греческой культуры. В период - около 500 года до н. э. до 300 до н. э. - город являлся важным культурным центром.

Афина - богиня мудрости

Древние греки, например, расписывали любые виды глиняной посуды. Они наносили роспись, с помощью обжигаемых красок. Произведения керамики, особо тщательно оформленные, они приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты дошли до нас. Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев.

Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина (около 520 г. до н. э.)

Древние греки были прекрасными скульпторами. Они изображали на барельефах богов и героев. Одно из семи чудес света - храм Артемиды . Это всегда юная богиня охоты и плодородия.


Именно ей сентиментальные древние греки и воздвигли огромный храм из чистого белого мрамора. Сооружён он был в городе Эфесе в первой половине VI века до н. э.
Вернёмся к Афинам. Итак, у Афин было две возвышенности: Акрополь и Ликавитос. Акрополь - в переводе с греческого: «верхний город» - возвышающийся на 150 метров над главным городом Греции. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться, а также возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный - это Афинский Акрополь.
На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон , посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) - покровительнице города. Построен он в 447-438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.


Парфенон - классический древнегреческий храм - прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Возводили его из пентелийского мрамора. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (у Парфенона - 8 и 17). В центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос , выполненная из золота и слоновой кости.


Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям. Парфенон функционировал не только, как храм, он использовался и как казначейство, церковь, мечеть и крепость.
Интересный факт: В 1821 году греки вели борьбу за независимость от Османской империи. В одном из сражений греки осадили Акрополь. Когда у турок стали заканчиваться боеприпасы, они стали вскрывать колонны Парфенона, извлекать оттуда свинцовые скрепляющие элементы и резать на пули. Узнав об этом, греки сами послали противнику партию свинца, чтобы только не допустить разрушение памятника.
В настоящее время Акрополь - символ Афин , главная достопримечательность города. На территории Акрополя располагаются остатки величественных храмов: Эрехтейона, Гекатомпидона, Ники Аптерос. Самым знаменитым храмом Акрополя считается Парфенон. А стоящая когда-то в нём громадная бронзовая статуя Афины в золотом шлеме до сих пор будоражит воображение людей.
Новый музей Акрополя. Расположен он всего в 300 метрах от Акрополя, но не холме. Ультрасовременное здание в 5 этажей со стеклянными полами и площадью в 226 тысяч квадратных метров было построено на месте проведения археологических раскопок и начало свою работу с 2009 года. Сквозь стеклянный пол на первом этаже можно видеть остатки древних улиц. В музее выставлено множество древних скульптур, различных экспонатов, общее число которых составляет около 4 тысяч единиц.
Храм Зевса Олимпийского - храм главного бога Олимпа, или Олимпейон. Является самым большим храмом во всей Греции, стройка которого заняла приблизительно VII веков (с VI по II века до нашей эры). Расположен недалеко от Акрополя. Храм Зевса - великий памятник греческой истории, но жаль, что он совершенно разрушен. Напоминают о былом великолепии только 14 оставшихся (из 104) огромных колонн, высота которых достигает 17 метров.


Театр Диониса. Представляет собой античное театральное здание, расположенное на склоне Акрополя. Один из самых древних театров мира, построен был в V веке до нашей эры. Театр первоначально был деревянным, выступления устраивались всего 2 раза в год. Он вмещал в себя ровно половину жителей Афин - 17 тысяч зрителей. После реконструкции: сцена и зрительские места в 67 рядов стали мраморными. На них до сих пор заметны нанесенные имена и должности владельцев, это были кресла особо важных гостей. Представления проводились под открытым небом при естественном освещении, а благодаря великолепной акустике, слова актёров были четко слышны на самых последних рядах.
Одеон Герода Аттика. Одеон - место для проведения музыкальных и певческих соревнований. Был построен в 165 году нашей эры на южном склоне Акрополя. Он имеет классическую форму античного театра на 5 тысяч мест. Одеон сохранился до нашего времени практически в первоначальном варианте (нет только разноцветной мраморной облицовки и некоторых статуй). Одеон посещают миллионы зрителей во время ежегодного Афинского фестиваля (с июня по сентябрь).
Таким образом, Афины - это настоящая колыбель человечества. Увидев Акрополь, храм Зевса, театр Диониса и другие шедевры древних мастеров, мы с Вами как бы прикоснулись к истории зарождения цивилизации. К величественным сооружениям Древней Греции наиболее точно подходят слова: «Архитектура - это застывшая музыка».


(Звучит греческая музыка).
Учитель: А теперь предлагаю Вам поработать в группах и выполнить задания – сложить пазлы и назвать древнегреческие шедевры, которые у Вас получатся. Но сначала вспомним правила работы в группе.
(Далее следуют ответы детей и групповая работа).
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю познакомиться с Орфеем и Эвридикой. Один из самых знаменитых мифов - миф о любви Орфея и Эвридики.
(Далее следует прочтение мифа Древней Греции «Орфей и Эвридика».)


Учитель: Ребята, понравился ли Вам миф? Расскажите, кто главные герои? Охарактеризуйте их. За что полюбила Эвридика Орфея? Как Вы думаете, почему счастье Орфея и Эвридики было таким недолговечным? Расскажите, как Орфей попал в подземное царство? Как Вы считаете, почему Орфей вернулся на землю один? На Ваш взгляд, какое качество характера помешало Орфею быть счастливым со своей возлюбленной Эвридикой? Давайте вспомним основные события мифа. Какие чувства Вы испытываете после прочтения данного мифа? Что показалось особенно удивительным?
(Далее следуют ответы детей на вопросы учителя).
Учитель: Задайте свои вопросы.
Примечание: Читая мифы детям, будьте готовы к большому количеству вопросов.
(Учитель отвечает на вопросы детей).
Учитель: Орфей - загадочная фигура в мировой истории. О нём дошло очень мало достоверных сведений, но при этом очень много мифов, сказок, легенд. Жил Орфей за одиннадцать поколений до Троянской войны. Появляется он в очень сложное для истории Греции время, когда люди погрузились в полудикое состояние самых низменных и грубых проявлений. Около 5 тысяч лет назад и появляется фигура человека, ослепляющего своей физической и духовной красотой. Орфей - «лечащий светом» («аур» - свет, «рфе» - лечить). Его называют «прославленным отцом песен», говоря о нём, как о создателе лиры, которая по его имени называется также арфой. Орфей - певец и музыкант. Слова из Орфического гимна: «Я буду петь для понимающих - затворите двери, непосвященные!». Он изобрёл музыку и стихосложение. Древние люди верили во всемогущую, божественную силу музыки. Считалось, что Орфей прославился волшебным даром, который получил от своей матери, музы Каллиопы. Он довёл количество струн на лире до девяти. Его игра и пенье покоряли стихии; когда он путешествовал с аргонавтами, выручая своих друзей во время испытаний, волны и ветер смирялись, зачарованные его дивной музыкой. Орфей наделён магической силой, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни - сдвигаться с места. Эвридика – это нимфа, жена Орфея.


Миф об Эвридике и Орфее - прекрасный пример настоящей искренней любви. Орфей пошёл на всё, чтобы вернуть свою любимую. Он сделал то, что никому не удавалось: он сумел разжалобить сурового повелителя подземного царства Аида. Немного не хватило Орфею, чтобы вернуть в царство живых свою любимую. Мораль: нельзя вернуть то, что утрачено навсегда, как бы сильно тебе этого не хотелось.
Учитель: А теперь, ребята, я попрошу Вас выполнить задание – раскрасить Эвридику. Работать будем каждый индивидуально.
(Проводится индивидуальная работа с детьми).


Учитель: Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без живописи. Современная наука, искусство, и в целом культура имеют древнегреческие корни. А теперь я предлагаю Вам прослушать фрагмент одного музыкального произведения.
(Далее следует прослушивание музыкального фрагмента из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»)
Учитель: Вам понравилось музыкальное произведение? Каковы отличия от прочитанного нами мифа?
(Далее следуют рассуждения детей).
Учитель: К сюжету греческого мифа обращались многие композиторы, музыканты и поэты.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).
Примерный текст:
В конце XV века для театральной сцены оказалось интересным предание о судьбе Орфея и его любимой жены - прекрасной Эвридики. В итальянском городе Мантуя поэт Анджело Полициано написал первую драматическую пьесу.
Именно об Орфее была написана и одна из первых на свете опер - "Эвридика" , исполнена в 1600 году во Флоренции на свадьбе Марии Медичи и Генриха IV. Её авторами были поэт Оттавио Ринуччини и певец-композитор Якопо Пери (1561-1633 г. г.) по прозвищу Длинноволосый.
Ещё через семь лет в 1607 году Клаудио Монтеверди (1567-1643 г. г.) написал оперу «Орфей» .


В 1762 году композитор К. Ф. Глюк создал ещё одно музыкальное произведение – оперу «Орфей и Эвридика». Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787 г. г.) - австрийский композитор. Его опера была первой реформаторской оперой, она считается шедевром композитора и оперного искусства. Арии, оркестровые номера, сцены во многом напоминают классические оперы XIX века.


К мифу об Орфее и Эвридике композиторы обращались и в более поздние времена. В целом же, на этот сюжет было создано свыше 50 опер.
Вот некоторые из них: «Орфей» Иоганна Кристиана Баха (младшего сына великого Иоганна Себастьяна Баха), «Превращённая лира Орфея» Крейзера и его же оперная дилогия «Орфей», «Орфей и Эвридика» Фукса, незавершённая опера Йозефа Гайдна, «Сказание об Орфее» итальянца Альфредо Казеллы, «Орфей и Эвридика» австрийца Эрнста Кшенека, «Несчастья Орфея» француза Дариуса Мийо и многие другие.
Миф об Орфее и Эвридике увлёк и венгерского композитора и пианиста Ференца Листа (1811-1886 г. г.). Он написал программную симфоническую поэму «Орфей». Орфей для композитора-романтика - символ всего искусства, Эвридика - символ идеала, потонувшего в горе и страдании, а плач Орфея - скорбь по идеалу, гибель которого на земле не может предотвратить даже великая сила искусства.
Заметное появление Орфея на перепутьях XX века произошло в 1948 году , когда в Нью-Йорке был поставлен балет "Орфей" российского композитора и дирижера Игоря Стравинского (1882-1971 г. г.), с 1914 года жившего за рубежом, а недавно вернувшегося в Москву.
Современный миф об Орфее описан в первой отечественной рок-опере - "Орфей и Эвридика" (зонг-опера в двух частях), написанной в 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным .
Прекрасная певица Анна Герман исполнила песню «Танцующие Эвридики» , и под таким же названием вышел её диск.