Кукла оберег своими руками: мастер класс в русском стиле. Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла Куклы народов поволжья своими руками

НАРОДНАЯ КУКЛА

Почему у народной куклы нет лица?Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу - в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

"Крупеничка"

Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердца
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!
Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном, пшеницей или горохом. Это главная кукла в семье.
Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.Затем куклу сжигали.

"ДЕНЬ И НОЧЬ"

В южных губерниях России существовала кукла - оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

"ПАРОЧКА"

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака

"Толстушка-Костромушка"
Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка.
Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.
Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

"Солнечный конь"
Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
Конь - друг и спутник человека в жизни. Он является проводником человеческих душ в этот мир.
В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Без этого животного не могла обойтись ни посевная, ни поездка, ни свадьба. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех времен сохранилось выражение "быть на коне", означающее успех и удачу.
Поселите Солнечного коня у Вас дома, и он принесет счастье и удачу.

"ПАРАСКЕВА"

Кукла Параскева - берегиня женских ремёсел. Св.мч.Параскевы - это христианская покровительница женщин и женского труда. В ноябре есть праздник - день Параскевы Пятницы. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц.

Кукла "Желанница"

Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполнится.

Русская народная кукла "Спиридон-Солнцеворот"

Присказка: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет".
Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.
На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривали: "Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!".
В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, имеющим круглую форму, будто куколка должна была забрать все старое и негодное от людей и высвободить силы для новой жизни.
Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены.
Спиридон поворотом колеса может полностью изменить Вашу жизнь, направив ее в нужную сторону.

Кукла "Веснушка"

C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости.

"БОГАТСТВО"
Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток.

Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому.

По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.

"МИРОВОЕ ДЕРЕВО"

Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.

В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю - корень (подземный мир), среднюю - ствол (земной мир) и верхнюю - крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила.

Мировое дерево - это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста

"ЛИХОРАДКИ"

Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясовиц».

В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея.

Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья.

«Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.

В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея.

Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок - девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.
Вот эти названия:
1. Трясся (Трясавица) - от глагола «трясти».
2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», - то есть она производит внутренний жар.
3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.
4. Гнетея - она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.
5. Грудица или Грынуша - ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.
6. Глухея или Глохня - налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.
7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».
8. Пухнея - пускает по всему телу отек (опухоль).
9. Желтея, Желтуха - эта желтит человека, «аки цвет в поле».
10. Коркуша, или Корчея - ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.
11. Глядея - не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.
12. Невея (мертвящая), огнеястра - она всех проклятее, и если вселится в человека - он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

"МОТАНКА"

Куколка Мотанка берёт своё начало из Украины. Обязательным элементом мотанок является крест из ниток на лице. Крест - это мощный оберег. Горизонтальная полоса - земля, женское начало, вертикальная - небо, мужское начало. Это и 4 времени года и 4 стороны света. Мотанки не имели лица, а вместо глаз, рта - крест из ниток. Крест в круге - это солярный знак, таким образом, кукла с таким лицом несёт в себе солнечную энергию.

"МАСЛЕНА"

Кукла Маслена или Домашняя Масленица, считалась "сестрой" Масленицы, которую сжигали по окончании празднеств. Поднятые руки приветствуют солнце, а особым образом сложенная юбка (складки по солнцу) символизирует коловрат. Оберег на весь год.

Удмуртская зольная кукла для женского здоровья

Это целительская куколка. Считалось, что она собирает на себя женские недуги. Куклу дарили больной женщине, а через некоторое время уносили в лес, чтобы вынести хворь из дому. Голова куклы из золы, а тулово и ручки - из очищенной сосновой палочки.

"БЛАГОДАТЬ"
Кукла делалась на раздвоеной веточке, сруками, поднятыми к небу – чтобы руки никогда не опускались и благодатьникогда не покидала.

В остальном – это традиционная узелковая кукла, сделаная без шитья, из домашних лоскутков.
Поднятые ручки куколки символизируют радость и благодарность жизни. Куколка напоминает человеку, что для привлечения благодати в свою жизнь надо жить в радости. Дарят такую куколку и желают: не грусти, не унывай, руки не опускай.
Дарили ее со словами "Не грусти, не унывай, руки не опускай".

"КУЗЬМА И ДЕМЬЯН"

В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.
Святые Косма и Дамиан - асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.
Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел - «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия.

Куклу "КОЛОКОЛЬЧИК" называют ещё куклой добрых вестей, её родиной считается Валдай.
Считалось, что звон колокола защищает людей от всех напастей, поэтому у этой куклы три юбки в форме колокольчика (разной длины) белая, желтая, красная(ну или вариации этих цветов), т. е. медный, серебряный и золотой колокольчик.
Даря колокольчик, вы как бы желаете человеку получать только хорошие вести.
Эту куклу подвешивали над входом в дом, она была оберегом, считаю, что ничуть не худшим, чем всякие китайские фень-шуи. Нам, русским людям лучше использовать свои обереги, а не заморские.

КУКЛА НА ВЕНИКЕ
, с благополучием (дабрабытом) куклу на венике никак не связывали, поскольку, какая от веника может быть прибыль. А вот очищать и защищать (от зла) с его помощью дом – самое то. Оттого и пристраивают эту куколку обычно при входе, приговаривая
«С добром к нам входите, а зло оставьте за порогом.»

НОЧНИЦЫ
Ночью они защищали дом от проникновения вредоносных сил через окна. Их обязательно делали из ткани мрачной «неприятной» расцветки и ставили на подоконник. Мол, заглянет снаружи злыдня какая в окошко, увидит там ТАКОЭ некрасивое, да и уйдет туда, где чего-нибудь поприглядней найдется

"АНГЕЛ"
Время зимних Святок считалось на Руси безвременьем. В этот период на землю к людям приходили духи, как темные, так и светлые. Наши предки верили, что каждый человек имеет своего Ангела-хранителя, который защищает его от темных сил. Даря ангела, мы напоминает о его существовании и призываем помощь и защиту.
"БЕРЕГИНЯ"
Берегиня бытовала в Калужской области. Она несла частичку души хозяйки и помогала защищать дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руках у нее узелок с пшеницей. Берегиню нужно поместить над входом выше головы, так чтобы она могла видеть входящих в дом. Народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей.
.
"КРЕСТЕЦ"
Это самая древняя обережная кукла наших предков. «Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света» (А.Б. Рыбаков, «Язычество древней Руси»). «Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

«Перевертыш», «Вертушка». Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка – это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой и лад своего мира.

"КАПУСТКА"
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех. По Капусткам гадали: поставят куколок в хоровод, завяжут девушке глаза, а та должна выбрать себе из них куколку. Если у куклы груди разные, то дети будут погодки, если куколка лицом в хоровод – девке дома сидеть, а если из хоровода – сватов ждать

В жизни наших предков повсеместно использовались приемы бытовой магии. Например, в красном углу дома хранили специальную «очистительную» тряпичную куколку. Когда в семье случались разлады, то женщина, оставшись одна, открывала окна и будто маленьким веником – куклой выметала сор из избы. Имеется в виду, конечно, не материальный мусор, а тот сор, из-за которого начинаются ссоры в доме. И сегодня эта куколка поможет поддерживать в семье мир и покоЙ.

"ФИЛИППОВКА"

Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Это обрядовая кукла, и делали её (также как дарили) на Филиппов день, 27 ноября, отдавая дань непростому женскому труду.

Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм. а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами.

Другая кукла-многоручка зовётся Десятиручка, но она делается девушками, которые садятся за приданое и сразу сжигается, Филипповка же хранится в течение всего года.

Обереговые куклы:

1. Куватка

2. Ангелочек

3. Лихоманки

4. День и ночь

5. Параскева

6. Вепсская

7. Бабушкина кукла

8. Колокольчик

Обрядовые куклы:

1. Неразлучники

2. Мировое дерево

3. Масленица и «Домашняя Масленица»

4. Коляда

5. Кострома

6. «Кукушечка» и кукла Кукушечка

7. Покосница

8. Купавка

10. Зольная кукла

11. «Козьма и Демьян»

12. Капуста

Игровые куклы:

1. Столбушки

2. Малышок - голышек

3. Барыня

4. Кукла «на выхвалку»

5. «Простоволосая»

6. «Кукла с косой»

7. «Кукла нарядная»

8. Девка-Баба
РВАНКА

2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Что означает слово «кукла»?...............................................................................................1
Как появилась кукла? ……………………………………………………………………..1­3
Куклы ­ обереги……………………………………………………....................................3
Игровые куклы…………………………………………………………………………..... 3
Обрядовые куклы………………………………………………..…………………………4
Куклы в нашей семье………………………………………………....................................4
Куклы чувашского народа................................................................................................... 5
Технология изготовления народной куклы………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………….7
Список используемых источников………………………………………………………...8
Приложения.

Введение.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» ­ гласит народная мудрость. В
куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. О кукле можно
заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она
может стать подружкой, сестрой, дочкой.
Думаю, что нет ни одной девочки, которая не любила бы играть в куклы. У наших
предков не было в детстве столько игрушек, сколько у современных детей. Зато их
игрушки были особенные, волшебные, сделанные мамиными, бабушкиными руками
из натуральных материалов: ткани, дерева, травы, соломы, ниток. Народные куклы
бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с
традиционными приёмами их изготовления.
Что означает слово «кукла»?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется, что кукла – это детская
игрушка в виде фигурки человека.
У Дмитрия Николаевича Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека,
животного, сделанное из какого­нибудь материала для забавы детей или для
театральных представлений.
По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является
детской игрушкой.
Как появилась кукла?
Существуют мифы и легенды о появлении куклы. Если верить мифам, кукла
появилась даже раньше людей. Мифы о том, как боги из разных материалов делали
кукол, а те превращались в людей, встречаются у японцев, китайцев, индийцев.
В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и
кости ещё в каменном веке. Это предшественники кукол­игрушек: идолы,

истуканы, кумиры, божества. Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в
России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском
быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца,

В книге И.Н Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная
баночки,
далее.
так

и
кукла» написано, что самые первые куклы делались из золы. Делали кукол не
только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако
все народные куклы были похожи в одном: у них не было лица, просто белый
лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.
Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет тому назад. Это
подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если
изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех
членов семьи. Сначала у народной чувашской куклы было предназначение
оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими
куклами. Чувашские дети изготавливали куклы из подручного материала: соломы,
глины, холста, нитки, дерева, лыка. Это зависело от того, чем занимались в данный
момент их родители. Например, если отец плел лапти, девочки играли в куклы,
используя колоды для лаптей. Если в семье было несколько детей, то на каждого
из них имелась колода по размеру ноги. Таким образом, девочки изготавливали
кукол ­ пеленашек разного объема, которые напоминали русских матрешек. Своих
кукол девочка катала по полу в только что сделанных лаптях. Для этого отец
готовил из лыка красивого коня. Во время работы с деревом отец или старшие в
семье готовили для детей игрушки из дерева. Деревянная кукла украшалась
чувашским вырезным орнаментом. Примечательно, что Андриан Николаев с собой
в космос брал деревянную куклу, расписанную чувашским орнаментом.
Глиняные игрушки в большинстве случаев изготавливались самими детьми в
весеннее и летнее времена года. Они долго не хранились, так как не обжигались, а
сушились на солнце. Куклы­божества из глины готовились мастерами ­ ваятелями,
поэтому очень отличались от детских работ.

Соломенные игрушки изготавливались круглый год. Даже зимой печка топилась
соломой, занесенной из холода в тепло, она размягчалась и являлась прекрасным
материалом для детского творчества. Соломенных кукол у девочек было много и
они наряжали их, показывая свое творчество. Нужно отметить, что из соломы
делались и игрушки­обереги. Они вешались на потолок, были легкими, а
золотистый цвет радовал глаз и являлся самым любимым цветом чувашей – цветом
солнца.
Куклы – обереги.
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий,
злых духов. Кукла берегла человека и была ему оберегом.
Кукла «Берегиня» ­ от слова "беречь", "оберег". Эту куклу традиционно ставили
напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих
и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от тёмных сил, ссор, болезней.
Пеленашка ­ древнейшая кукла­оберег. Куклу Пеленашку клали в колыбель к
ребёнку до крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу
убирали из колыбели. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Кубышка­травница – кукла, наполненная душистой лекарственной травой.
Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется
травяной дух, который отгонит духов болезни.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и
свёрнутые.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались
очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и
скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой
шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Часто таких кукол
делали сами дети.
Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга, собеседника.
Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось

скучно или страшно, к зайчику можно было обратиться как к другу, поговорить с
ним, пожаловаться или просто поиграть.
Обрядовые куклы.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась
частица души. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.
Кукла Купавка ­ это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало
купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с
собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и
Ивана Купала.
Неразлучники. Куклы «Неразлучники» являются символом крепкого брачного
союза. Эти свадебные куклы имеют общую руку, которая является продолжением
руки другой куклы, что означает, совместно преодоление всех жизненных невзгод.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку.
Её делали после сбора урожая. В основе куклы ­ мешочек с зерном, собранным с
поля.
С куклой Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла ­ символ
солнца и добрых отношений в семье. Кукла Коляда изготавливалась из спила
дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находились хлеб и соль. За пояс был
заткнут веник, которым Коляда отгоняла нечистую силу.
Куклы в нашей семье.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. В нашей семье
тоже играли с куклами. Хочу привести в пример рассказ моей бабушки Федоровой
Светланы Николаевны (1951 года рождения). Послевоенное время деревенские
дети не имели покупных игрушек, приспосабливали любой подручный материал
для изготовления игрушек. Бабушка вспоминает о том, когда осенью в деревни
кололи свиней, из них варили холодец. Её мама, перебирала кости, приговаривала:
«Это косточка – Светлана, это ­ Наденька». Это она распределяла косточки для
игр детям. Из этих косточек бабушка с сестрами, «создавали»целые семьи: папу,

маму, дочек, сыночков. Они их раскрашивали, как бы одевали в одежду. Из
коробочек мастерили дома и куклы «ходили в гости друг другу».
У моей мамы были пластмассовые, резиновые куклы, в красивых платьях,
туфельках и с шикарными синтетическими причёсками.
Куклы чувашского народа.
Мажанова Лидия Николаевна, 1948 года рождения, проживающая в нашем селе
Нижняя Якушка, рассказала о технологии изготовлении чувашской куклы Йерех:
«Помню, когда я была девчонкой, мы с подружками делали кукол на палочке. За
основу брали палочку из рябиновой ветки, на которую насаживали скрутку из
лоскутков ткани. Лицо куклы иногда рисовали угольком из печки, но чаще
вышивали, используя традиционные приёмы народной вышивки. Одевали куклу в
белую холщовую рубаху, украшенную ручной вышивкой, поверх которой надевали
фартук. На голову куклы повязывали платок. Тряпичная кукла была самой
распространённой игрушкой среди чувашских девочек. Одна из самых любимых
игр ­ игра «в свадьбу»». Кукла – оберег чувашского народа Йерех. Обрядовая
кукла без лика. Как правило, лицо не обозначалось. Кукла без лица считалась
предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых
сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему
благополучие, здоровье, радость. Таким же образом изготавливались куклы­
обереги. Чуваши делали Йерех – духа покровителя семьи и хозяйства.
Чувашское слово йерех не только по произношению, но и по значению
тождественно армянскому ереха – «малютка, младенец, малыш». В 17­томном
словаре чувашского языка Николая Ивановича Ашмарина пукане – кукла.
Разбирая тряпичные куклы, Г.И.Дзенискевич обратила внимание на важную деталь:
йерех из тряпок в середине содержит неочищенный из коры прутик. «Платье
надето на остов, состоящий из обломка рябиновой ветки, вернее на прутик, на
одном конце которого привязана маленькая круглая голова, …на уровне плеч к

прутику привязан другой маленький поперечный прутик, к которому прикреплены
два тряпичных шарика, изображающих груди. На лице нет ни глаз, ни носа, ни рта;
вместо них имеется четыре накрест привязанные узкие соломенные полоски.
Верным представляется мнение Г.И. Дзенискевич о том, что древесная
основа (в форме креста) является вместилищем божества.
Сохранился йенчек – род кошелька, в котором женщины носят жертвенные деньги,
когда идут на поклонение йереху.
Одно из главных отличительных черт йерех является то, что создатели их,
придавая большое значение наряду богинь лишь в редких случаях подчеркивают
наличие у них ног. Указанная особенность характерна и для йерех, выполненных из
глины и дерева. Глиняные и деревянные куклы – наглядные образцы народной
скульптуры малой формы из твердого материала – были сотворены намного
раньше, чем тряпичные йерех – «куклы» из лоскутков.
В разных местах йерех связана с разными поверьями, однако кажется, больше
всего знают о ней на севере. Здесь считают, что когда­то давным­давно она была
старой девой и занималась знахарством, лечением. При жизни она настолько
прославилась своим умением лечить, что после смерти начали её уважать и в
молитвах обращаться к ней при опухолях и глазных болезнях. Телесно она не
видна, а появляется иногда во сне в образе старой девы. Вообще считается добрым
духом, так как лечит болезни. Но если её обидеть, может навредить.
Технология изготовления кукол в народных традициях.
Я хочу рассказать и показать, как можно сделать своими руками куклу Йерех.
Схема изготовления куклы­оберега Йерех представлена в приложении 6.
Этапы изготовления:
1. Берём 2 рябиновых прутика (длинный и короткий).
2. 4 лоскутка белой ткани (2 маленьких – для изготовления грудей, 1 средний
для изготовления головы, 1 больной лоскуток для платья, нитки).
3. Из среднего лоскутка изготавливаем голову.

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

«История кукол» - Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. Любой ребенок имел свою куклу. История куклы. С пяти лет такую потешку могла сделать любая девочка. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души.

«Население Поволжья» - Население растет быстро, но не за счет естественного прироста, а вследствие миграции населения. Казань. ККМ – химическая промышленность. Проверка домашнего задания: В список 100 крупнейших машиностроительных предприятий России входят 16 заводов Поволжья. Поволжье – наиболее заселенный и освоенный район России.

«Район Поволжье» - Агропромышленный комплекс района представлен развитым сельских хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Поволжский район имеет своеобразную вытянутую форму. Экономическое районирование России. По выращиванию арбузов и томатов, производству муки, мяса и крупы, поваренной соли, улову осетровых рыб Поволжье занимает первое место в стране.

«Летние костюмы» - "Летний костюм". Цель, задачи проекта. Подготовить изделие к примерке. Плетение кружева челноком несложно и увлекательно. Монтаж (соедин. всех частей юбки). Думаю, что сочетание свободной юбки и прилегающего топа, будет удачным. Вот я кружусь перед зеркалом, довольная собой. Самооценка проектного изделия.

«География Поволжья» - Основная религия поволжья – православное хрестианство. Голод в поволжье. Поволжье. Поволжье превратилось в край нефти и газа. Красоты поволжья. Крупнейшие центры ВПК - Самара, Казань, Саратов, Ульяновск. Распространение ислама в Поволжье произошло мирным путем. В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья -машиностроение и нефтехимия.

«Тряпичная кукла» - В зависимости от назначения. 1. Выяснить историю возникновения тряпичных кукол. Обрядовые куклы. Сложная кукла представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Девка-Баба, народная игровая кукла. Игровые куклы. В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл.