Научно-исследовательский проект "народный костюм". Исследовательская работа на тему: История народного костюма Исследовательская работа народный костюм

Злыгастева Галина, Сергиенко Кристина

Научно исследовательская работа "Русский народный костюм в прошлом и настоящем"

Скачать:

Предварительный просмотр:

XXVШ открытая научная конференция учащихся

Ставропольского края

Секции: прикладное творчество

Название работы: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Сергиенко Кристина

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 6а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена Михайловна,

Учитель технологии.

Ставрополь 2014

Введение…………………………………………….……………………..……......3-4

Глава 1 ……………………………………………………………………………….4

История развития Русского народного костюма……..…….........................…....4

1.1.Костюм и его роль в жизни человека…………...................................….....4-7

1.2.Устройство сцены. Главное песни и танца…………………….…...………..7

Глава 2 ……………………………………………………………….………………..7

Постановка танца………….……………………………………………….…….......7

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.….……………………………….....7-8

2.2.Сценарий постановки танца и изготовление костюма.....……….…...……..8

2.3.Подготовка к постановке танца…………………………………...……...…..8

Глава 3 …………………………………………………………………….……...……8

Танец, народный костюм и школа……………………………….………..…..….8-9

4. Выводы………………………………………………………………………..…..…9

Литература………………………………………………………….………….….…...10

Введение

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Все дети любят петь, танцевать, в своих фантазиях они перевоплощаются в сказочных персонажей, принцесс, артистов. А что это такое? Откуда появился костюм? Как изготовить стилизованный костюм для танца? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о костюме, традициях культуре России и других стран. Тема «Русский народный костюм в прошлом и настоящем» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается костюм, но не на основе работы современного профессионального мастерства, а народного фольклорного. Тем более мы в начальной школе ставили спектакли, выступали в ансамбле «Жаворонушки» с песнями и танцами: «Коляда», «Рождество». В 5 классе участвовали в фестивале «Казаки дарили казачкам шали», в 6 классе приняли участие в районном фестивале «Кубанский казачек». Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных костюмов, алгоритма создания народного костюма. При выборе направления исследований мы остановились на Русском народном костюме. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна . В наше время все меньше людей ходит в театр, выставки, библиотеки. Предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, Русский народный костюм. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что костюм играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх, постановках, спектаклях, песнопениях. Дети знакомятся с окружающим миром. Русский народный костюм – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети и взрослые с удовольствием включаются в искусство пения и танца: поют песни, танцуют, перевоплощаются в тот или иной образ, а костюм им в этом помогает. Цель нашего исследования - узнать историю создания русского народного костюма и сшить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами : узнать историю Русского народного костюма; сшить стилизованный костюм. Показать танец в костюмах

в стиле «Гжель». Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема. Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения русского народного костюма, алгоритма создания костюма. В соответствии с

вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи: определить происхождение русского народного костюма; выяснить алгоритм создания русского народного костюма, поставить танец; взаимосвязь костюма, танца и школы; изготовить костюм и поставить танец, объектом исследования является русский народный костюм. Объект нашего исследования – русский народный костюм, предмет – его изготовление. Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования - алгоритм создания русского народного костюма. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной, специалистами библиотеки. Теоретическая значимость данного исследования расширяет существующую информацию о народном костюме, систематизирует знания о культуре в жизни человека, о процессе создания костюма, танца и о процессе изготовления костюма. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проведем мастер-класс и поставим танец. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, а танец в постановке спектакля, на праздничном концерте. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1 История развития Русского народного костюма

1.1Костюм, его роль в жизни человека.

По детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило

крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа, и были выработаны приемы его

изготовления. Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не

выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. Платье (сорочка). На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез, спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки, украшали вышивкой, или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сарафан. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

Душегрея. Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Летник. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову, и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла. Орнамент. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история.

Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в

то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела

свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Головные уборы. Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

Это интересно: древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужской костюм. Рубаха. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты (штаны). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Кафтан. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили

русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли, или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан. Дополнение: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол, доходивший до колен и снабженный рукавами. При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в

сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. Современность. Русский народный костюм. Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем

в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, народного костюма - это невозможно, пусть на сцене, возродится единство этой культуры, и она окончательно не исчезнет. Костюмы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Народный костюм как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Вашему вниманию я представляю проект « Русский народный костюм в прошлом и настоящем».

1.2 Устройство сцены, главное песни и танца.

Устройство «сцены» народного представления крайне примитивно. В процессе своего развития были выбраны три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный – в балагане, а зрители обычно размещались на скамейках вокруг балагана. Наша третья сцена: вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. В дни больших праздников представления шли беспрерывно, артисты нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки. Таким образом, русская сцена в XVII веке не только явилась первым русским «концертом» представлением, но и

подготовила зрительскую аудиторию к восприятию искусства, возможно, стала одной из причин появления в России профессионального мастерства в искусстве песен, танцев.

Глава 2 Постановка танца

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.

Итак, появились артисты и зрители. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем песни вошли в каждый дом, где устраивались в семьях посиделки с пением и танцами. Люди сами сочиняли песни, придумывали и шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор песни и танцы вошли в нашу жизнь, и заняли свое достойное место. Мы решили создать танец, сшить костюм, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания костюма и танца. Оказалось, что конкретного алгоритма создания танца не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи: поиск идеи, выбор сюжета,

поставить танец, подобрать музыку, изготовить костюмы в народном стиле, подобрать исполнителей и проводить репетиции.

2.2. Сценарий постановки танца и изготовление костюма

Самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки танца «Московская кадриль». Выбрали стилизованные русские народные костюмы в стиле росписи «Гжель». Почему именно это произведение? На наш взгляд это самый лучший выбор, подходящий к нашему стилю, образу русских народов. Мы неоднократно консультировались со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по сценической и литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной. Получили разрешение на постановку танца. Изготовили костюмы.

2.3. Подготовка к постановке танца

А сколько подготовительной работы потребовалось для русского костюма: построить чертеж, раскроить, сшить, обработать изделие аппликацией, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у

постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия. Подготовка танца и музыкального материала изготовление костюмов чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили костюмы из ткани и много репетировали танец. (Приложение №1)

Вывод: Мы живем, на русской земле и нас интересуют быт и нравы не только русских народов, но и зарубежных, проживающих здесь. Мы решили создать танец, опираясь на нашу самобытную культуру.

Глава 3 Танец, народный костюм и школа

Русский народный костюм может прийти на помощь при изучении истории, а так же при ознакомлении с литературными произведениями, при создании школьного музея, урока технологии, МХК. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием русских народных песен. Основан школьный

фольклорный ансамбль «Жаворонушки» руководитель Иванова Ольга Анатольевна, танцевальный ансамбль «Контраст» руководитель Романова Ольга Яковлевна.

Театральные, танцевальные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения культуры русского народа. Серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию песни, танца, оказываются вовлеченными в творческий процесс. «Фольклор» превращает неуверенного в себе “вечного троечника” в Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Сильные ученики помогают слабым, укрепляет ответственность за успех общего дела. Построено и направленно на изучение нравственности, культуры, характера человека и поведения в обществе. В виде «игры» ребенок моделирует свое поведение и как поведение на сцене. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим. Как и говорилось ранее, искусство поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Выводы

На основе исследований мы пришли к выводу, что песни и танцы являются важным фактором в развитии ребенка. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения, находят их в искусстве. Несомненно, костюмы, должны соответствовать эстетическим требованиям и гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество костюма. В процессе исследования было установлено, что искусство служит не только средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями индивидуальности. В нашей работе мы установили, что русский народный костюм переживал много веков. Благодаря искусству ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Участвуя в постановках, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе. Народный костюм способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально

– чувственное отношение к окружающему миру. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Мы считаем, что наша работа помогает нам окунуться в прошлое и настоящее русского народа. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Литература.

  1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
  2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
  3. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
  4. Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
  5. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
  6. Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
  7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  8. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
  9. Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

Человечество находится на пороге нового тысячелетия, на пороге XXI в. Каким ему быть - наша забота. Настало время больших и серьезных перемен в жизни общества, время серьезных забот о человеке, о его благе. Настало время всерьез подумать также о нашей культуре, искусстве, о развитии богатейших национальных традиций.

Решение актуальных задач повышения качества изделий народного потребления неразрывно связано с обновлением и развитием ассортимента современной одежды, обуви, дополнений к костюму. Творческим источником, способствующим обновлению и расширению ассортимента, повышению качества одежды, обуви является русский народный костюм.

Русский народный костюм как богатейший художественно-конструкторский источник творчества почти не изучался, не исследовался. Исследователи-историки обращались к русскому народному костюму в основном как к историко-этнографическому источнику, как объекту материальной культуры. Имеются лишь фрагментарные работы, рассматривающие, например, декоративное оформление русского народного костюма отдельных регионов. Этим объясняется актуальность темы исследования, имеющей также глубокий идейно-нравственный, патриотический смысл: искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Здесь, наверное, уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости".

Народный костюм сегодня - в основном достояние музейных коллекций. В музеях хранятся главным образом образцы народного костюма XIX - начала XX в. Дело в том, что сама идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники национального традиционного искусства, родилась поздно - в XIX в. Эти "живые" музейные материалы и являются в монографии основным объектом исследования.

Русский народный костюм как памятник народного искусства, собранный музеями, "обнародован" сегодня весьма недостаточно. Справедливы порой упреки художников, искусствоведов, писателей и других деятелей искусства в адрес музеев о скупой, а порой неверной и даже искаженной пропаганде русского народного костюма музейными экспозициями. Как образно писал в журнале "Москва" В. Щербаков, в существующих музейных экспозициях народного костюма чаще можно увидеть залатанные армяки из грубого холста, совершенно изношенный, потерявший вид простенький сарафан, истоптанные лапти и т.п.

Наиболее содержательные, красочные костюмы, как правило, хранят музеи в запасниках, их чаще всего можно отыскать в сундуках, ящиках или шкафах, старательно упакованными, спрятанными от людских глаз. Из-за такой "пропаганды" современник, специалист не в силах представить, насколько мудр, изобретателен русский человек, какими богатыми духовными возможностями и благородством он наделен.

Отдельные временные выставки-экспозиции, практикуемые, например, Вологодским и другими областными краеведческими музеями, Музеем народного искусства (МНИ), Государственным Историческим музеем (ГИМ), Государственным музеем этнографии (ГМЭ, С.-Петербург), не в состоянии восполнить пробел в пропаганде и познании богатства русского народного костюма.

К сожалению, музейные коллекции костюмов иногда доступнее зарубежному зрителю, чем своему народу. Известны неоднократные высказывания прессы об отсутствии литературы, раскрывающей достоинства русского народного костюма, а также о выпуске отдельных изданий, не имеющих ни эстетической, ни практической ценности. Таким изданием, например, справедливо называют выпущенные в 1966 г.

издательством "Советский художник" открытки русского народного костюма XIX в. художника В.И. Гордеевой, которая лишь пародировала подлинно народную красоту и даже фальсифицировала некоторые костюмы.

Не всегда достойными пропагандистами русского народного костюма являются самодеятельные народные хоры и ансамбли. ""Плиссированные юбки, сарафаны с аляповатыми орнаментами, стилизованные кокошники, клеенчатые сапоги... Этот же псевдорусский стиль проникает и в профессиональное искусство", - так писал в 70-х гг. В. Щербаков. Это замечание актуально и сегодня. Не получили пока широкого развития богатые традиции народного костюма и в современном бытовом костюме. Причиной всему этому - недостаточность знаний о подлинном русском народном костюме, недоступность первоисточника специалистам, отсутствие фундаментальных исследований по выявлению художественно-конструкторских достоинств русского народного костюма.

С течением времени богатейшее национальное наследие, хранящееся в музеях, приобретает еще большую уникальность и ценность. Доступ в музеях к таким произведениям народного искусства все больше ограничивается, а интерес специалистов к ним все более увеличивается. Являясь достоянием музейных коллекций, народный костюм сегодня -своего рода неподвижный "консервант культуры". Чтобы традиционная культура народа, отраженная в художественных памятниках, каким является костюм, стала доступной и широко понятной современнику, и в первую очередь специалисту, требуется создание особой связи с первоисточником. Необходима такая связь с музейными образцами, чтобы, не обращаясь к подлинникам народного костюма, можно было получить достоверную информацию о них. Возникла необходимость разработки принципа и метода перевода содержания народного костюма на язык специфических карт и составления банка данных.

Впервые исследование художественных достоинств русского народного костюма построено на обширном подлинном материале. Автором в течение 20 лет изучались подлинники музейных собраний российских областных краеведческих музеев (12 регионов), в ГМЭ (Санкт-Петербург), МНИ и ГИМ (Москва) и других музеях; в исследование включен также материал, собранный автором во время экспедиции на Русский Север (1966-1967 гг.) и переданный музею Московского текстильного института.

Исследование художественно-конструкторских достоинств проводилось в основном на примере народного праздничного костюма, который в большей степени декорировался, был наиболее красочным и больше сохранился. Повседневная одежда представляла в основном те же конструктивные решения, что и праздничная, но изготовлялась из более грубых тканей.

Основные цели исследования следующие:

  • выработка методики работы с подлинниками русского народного костюма. Систематизация материала музейных коллекций и разработка классификатора русского народного костюма;
  • выявление наиболее характерных элементов костюма каждого исследуемого региона, расшифровка их и донесение до специалиста композиционно-конструктивных достоинств элементов народного костюма, а также установление специфической коммуникации с первоисточником;
  • реставрация композиций костюмов-комплексов по регионам и выделение костюмов-образов, которые наиболее выразительно представляют особенности каждого региона, иллюстрируя композиционно-пластическое своеобразие костюмов.

Это новое направление исследования, профиль научной деятельности художника-конструктора, специалиста современного костюма, который ставит задачей выявление композиционно-конструктивных особенностей народного костюма с целью использования художниками-конструкторами в творческой деятельности первоисточника при создании современного костюма (бытового, сценического).

Поставлена задача донести до современного специалиста по костюму эстетическую сущность русского народного костюма. Исследование направлено также на пропаганду богатства духовных и эстетических возможностей русского народа через выявление художественных достоинств традиционного национального народного костюма.

Необходимо отметить, что исследование впервые проводилось с позиции выявления художественных достоинств русского народного костюма как ансамбля на обширном подлинном материале. Автором изучено и проанализировано свыше тысячи подлинных образцов элементов русского народного костюма основных музейных коллекций страны, располагающих такими памятниками национального искусства.

Изучение подлинников музейных коллекций усложнялось тем, что не всегда имелись сведения относительно места, времени бытования элементов костюмов; собранные музеями экспонаты в большинстве случаев разрознены, не скомплектованы. Проведена работа по подбору и комплектованию элементов и реставрации костюма в целостные композиции.

Изучение и систематизация музейных подлинников проводились по принципу выявления наиболее типичного, характерного с учетом накопленного опыта работы с первоисточником, необходимых знаний, а также имеющихся литературных и иллюстративных материалов по русскому народному костюму. Была поставлена задача реконструировать элементы русского народного костюма, выявить двязь между материалом, конструкцией, технологией изготовления и формой.

Исследованию подлинников предшествовали составление описания экспонатов, их фотографирование (на черно-белую фото- и цветную слайдовскую пленку), зарисовка и замер. Была разработана система замера экспонатов и определены составные детали каждого элемента, их величина и конфигурация, позволяющие воспроизвести развертку поверхности элементов костюма на ЭВМ и реконструировать конструктивно-технологические особенности образца.

Замеры экспонатов проводились так, чтобы можно было получить внешний вид образца спереди и сзади. Составление общего внешнего вида элемента костюма проводилось складыванием образца вдвое и наложением передних полотнищ (полочек) на заднее полотнище (спинку) по линии плеча и середине рукава. Образцы укладывались на плоскость симметрично, осью симметрии являлась продольная вертикальная линия - середина переда совмещалась с серединой спинки.

Общий вид (вид спереди и сзади) иллюстрирует расположение линий соединения полотнищ-деталей, связь конструкций с материалом, т.е. наличие модульной зависимости конструкции и формы от ширины полотнища ткани, заданного параметрами ткацкого станка.

Согласно замерам были проставлены основные параметры деталей. При этом фиксировались ширины полотнищ ткани, ширина и длина клиньев, ноликов, ластовиц. Для получения необходимых дополнительных замеров с целью получения полного представления о конструкции образцы располагались соответственно в наиболее прочитываемых положениях.

Развертка поверхности образца строилась в масштабе с ориентацией на оси координат - -середину переда и спинки и линию плечевого пояса (линия перегиба полочки и спинки и соответственно продольная, средняя линия перегиба в случае цельновыкро-енных полотнищ).

Формирование картотеки конструкции ставит целью проиллюстрировать развертку деталей и внешний вид (спереди и сзади) элементов костюма, подчеркнуть рациональность конструкции, ее функциональность, подтвердить безостатковый модульный раскрой одежды.

При формировании картотеки композиции на изображения внешнего вида (спереди и сзади) картотеки конструкции наносились характерные для образца декоративные элементы с целью реконструкции композиции и выявления с помощью конструктивных линий выразительности образца. Картотека композиции иллюстрирует связь декора с формой и конструкцией, т.е. в какой степени конструктивные линии являются одновременно композиционными (декоративными). Таким образом по картотекам двух массивов представляется возможным получить информацию об архитектонике элементов костюма.

Предлагается самостоятельное цифровое кодирование конструкции и композиции элементов костюма. С учетом направленности исследования первоисточника не требуется подробнейшая дословная информация, допускается обобщение с сохранением образной характеристики. В связи с этим при кодировании цвета и рисунка ткани (материала), орнаментальных мотивов предполагается классифицирование этих характерных особенностей - создание банка данных эталонов цвета (фона) тканей и декора.

Исследованию русского народного костюма по сохранившимся подлинникам предшествовало изучение древнерусского костюма. Поэтому интерес вызывает история элементов, составляющих русский костюм, и костюма в целом как ансамбля.

Здесь более всего интересен крестьянский костюм как основа национального традиционного костюма.

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм - это источник творчества. Русская национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Эта тема меня очень заинтересовала. Когда мы готовились в классе к народным праздникам, то пришлось делать народный костюм для выступления. Вот я решила узнать об этом поподробнее.

Цели моей работы:
1)Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.
2) Создать эскиз современного костюма для девочки с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.

Задачи:
1)Собрать материал о русском народном костюме женщины.
2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.
3)Познакомить одноклассников с русскими традициями женской одежды.

Этапы работы
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Постановка проблемы.
Сбор материалов по теме проекта.
Изготовление эскиза костюма для современной девочки с элементами народного костюма.

Проблема:
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах?
В чем особенности народного костюма?
Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?

Гипотеза
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.

Основная часть
Читая и рассматривая книги, я поняла, что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.
Одежда различалась:
- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),
-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).
Как правило, менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм отличался от одежды простых людей.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.
У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.
У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские, женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Ходить в такой одежде было удобно.
Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда, на лямках как у современных сарафанов.

Ткани, цвет, орнамент
Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные - льняные. Хозяйки сами их ткали и красили. В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных. Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах. Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине. Цвет - язык народа. Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Использовали для этого корни, стебли, листья, кора растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому существовали три древнейших цвета одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета.
Каждый цвет имел свое значение.

Белый цвет считался символом замужней женщины-матери. Красный цвет - цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу.
Черный цвет символизировал вечный покой, землю.
Зеленый цвет символизировал растительный мир.
Голубой цвет - символ воды и неба.

Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.

Практическая часть

Вот бы такой красивый сарафан появился у меня. Современная одежда значительно отличается от той, которую носили наши предки. Ткани и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные. Узоры не считаются магическими, как думали наши предки - язычники. И нет той бережливости к вещам.
Но сколько теплоты в узорах, нежности в сочных цветах, приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в одежде наших прабабушек и прадедушек. В таких вещах уютно и приятно в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек. Вот я и придумала эскиз нарядной рубашки и сарафана. Рубашку украсила традиционной вышивкой, свободный сарафан на пуговицах выполнила в ярких цветах. А для шитья такого наряда надо взять льняную ткань.

В таком виде творчества, как роспись по дереву, большинство работ – это изделия, которые относятся к народным промыслам. Выполняя их, мастер всегда обращается к старинным традициям. Это могут быть различные предметы, украшенные сценами из прошлой жизни русского народа: чаепитие, катание на тройке, народные праздничные гуляния. Это могут быть игрушки, изображающие людей или сказочных персонажей. Поэтому, мастеру по росписи очень важно иметь правильные знания о том, во что были одеты люди выбранного исторического периода и региона в котором жили персонажи.

Изображая своих героев с исторической достоверностью, мастер одновременно постигает сам и сохраняет память о русских традициях и обычаях для зрителя.

В этом исследовании практическая работа представляет собой реконструкцию старинного женского боярского костюма 17 века, созданную на основе фотографической коллекции.

Цель:

Изучить особенности русского национального костюма, особое внимание уделив костюму Московской губернии.

Объект исследования: русский женский национальный костюм

Предмет исследования: особенности русского женского национального костюма и его элементов

Гипотеза : особенности русского национального костюма и его элементов зависят от того в какое время, какими инструментами, из каких материалов, в каком регионе и для кого именно он был изготовлен. Костюм Московской губернии имеет характерные отличия от костюмов других регионов России.

Задачи.

1. Изучить особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

2. Описать классификацию элементов русского национального костюма.

3. Собрать необходимое количество образцов русского национального костюма и его элементов.

4. Выполнить анализ собранного материала с целью: определить особенности народного костюма Московской губернии.

5. Оформить коллекцию образцов в формате каталога.

6. Создать реконструкцию костюма Московской губернии ХIX в.

Методы исследования:

Сбор информации из доступных ресурсов г. Москвы: библиотеки, музеи, выставки, материалы клубов реконструкции, образовательные интернет-порталы, частные коллекции.

Систематизация материала в соответствии с общепринятой классификацией элементов народного костюма.

Анализ данных.

Практический эксперимент в формате реконструкции костюма.

Особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

1. Внешний вид костюма имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона.

2. Женский народный костюм имеет отличительные особенности в зависимости от того, какому сословию принадлежит.

3. В гардероб русской женщины входили костюмы разного ритуального назначения.

4. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало. До реформ Петра Великого (1698 год 17 век) по всей Руси люди носили только русскую традиционную одежду.

5. Изменялись ткани, используемые для пошива одежды

6. Московский костюм, и его особенности

Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности . Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь . Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом , т. к. народный костюм - это система , отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры , достояние нашего народа , летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры.

Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом .

Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие

Задачи :

-Познакомить детей с русским народным костюмом , с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма .

Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Развивать у детей эстетический вкус , творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству .

Воспитывать чувство гордости за свой народ , культуру, за «золотые» руки русских мастеров .

Задачи системы дошкольного образования , требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами . Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал . Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.

Принципы реализации :

В основу положены следующие принципы воспитания :

1. Доступность : учет возрастных особенностей детей ; адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность : интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения , предложенного к изучению материала каждым ребенком.

6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему : «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю » на учебный год и система работы по его реализации. (условия)

Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали :

Изучение истории костюма . Где дети знакомятся с внешним видом костюма , его формой, расцветкой, элементами украшения.

В своей работе используем фольклор : пословицы, поговорки, загадки о костюме , сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях

Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани : лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы , т. е. трудовые действия : прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника , отличие между праздничным и будничным костюмом .) раскрываем его символичность , даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах , краски тканей , образы, передаваемые в силуэте костюма .)

Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках , вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)

Условия реализации :

Организация предметно-пространственной развивающей среды . Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей , Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю , костюму , сказкам, Творческая мастерская , Раскраски , обводки, Уголок «Ряженья»

Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.

Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую , продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)

Организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора , воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре , сформировали знания об устройстве русского быта , об истории русского костюма . У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников , позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа , гордость за его достижения.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер.

Аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.