Белые ночи в Питере – удивительное зрелище. «Белые ночи» главные герои Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы
Как они появились, и как объяснить это явление? Такие удивительные ночи встречаются не только на берегу Невы, а и во многих других уголках нашей планеты. Для большинства людей они ассоциируются с чем-то мистическим, необъяснимым, и сейчас мы все это обсудим.
Что собой представляют белые ночи
Маленькие дети задают множество вопросов, а родители и учителя объясняют им, что собой представляют те или иные понятия. Любое пояснение сопровождается фразой: «Только так и никак иначе!» Это формирует у людей понятие того, что днем светит солнце и поэтому светло, а ночью становится темно из-за появления луны. Это правильный порядок смены дня и ночи, и к этому мы привыкли, но иногда природа меняет свои правила. Такой нестандартной ее «проделкой» являются и белые ночи.
Белые ночи Санкт-Петербурга - это сумерки, которые распространяются на все темное время суток. Сумерками, с точки зрения астрономии, принято называть период, когда солнце располагается на самой небольшой глубине под горизонтом.
Почему именно Санкт-Петербург?
В большинстве случаев белые ночи ассоциируются с великим Санкт-Петербургом. Следует отметить, что это далеко не единственный город, в котором можно наблюдать такое превосходное явление, создателем которого является сама природа. Белые ночи Санкт-Петербурга считаются самыми прекрасными, хотя аналогичным явлением можно полюбоваться и в Сургуте, Мурманске или Архангельске. Однако только одному из этих городов было суждено прославиться.
Для того чтобы полюбоваться этим невероятным зрелищем, в Санкт-Петербург съезжаются люди со всего мира. Даже местные жители с нежностью и трепетом ждут наступления этого события. В этом нет ничего удивительного, поскольку город славится не только своими особенными ночами. Невозможно остаться равнодушным, когда наблюдаешь за историческим наследием, непревзойденным пейзажем, архитектурой и атмосферой. А если добавить к этому всему белые ночи? Именно поэтому Санкт-Петербург - город белых ночей. Только он удостоен этого почетного звания.
Когда начинаются и сколько длятся такие ночи
В России это удивительное явление можно наблюдать в разные периоды в разных городах.
- Санкт-Петербург. Белые ночи - период приблизительно с конца мая по начало июля. Если говорить точнее, то они обычно начинаются с 11 июня и длятся до 2 июля.
- Архангельск. Здесь белые ночи приходят немного позже, а именно - 13 мая. А заканчиваются они в конце июля.
- Петрозаводск. Здесь ночи более яркие, и продолжительность их дольше.
- Воркута, Мурманск и Норильск. Их общей чертой являются полярные дни и ночи.
Почему они возникают?
Наверное, многих интересует, почему ночи - белые? Как возникает это явление? Происходит оно по причине нахождения солнца под горизонтом на небольшой глубине. Этот период называется сумерками, и они имеют несколько градаций.
- Гражданские сумерки. В это время на улице достаточно светло, но звезд на небе не видно. Начинаются они непосредственно после захода солнца. Они длятся до момента, пока светило не опустится на 6 градусов ниже горизонта.
- Навигационные. Когда наступают эти сумерки, можно полюбоваться яркими звездами, которые прекрасно видны на небе.
- Астрономические сумерки. Небесное светило должно опуститься на 12 градусов ниже горизонта, и тогда они наступят.
Основной причиной появления белых ночей является широта. На низких широтах вышеперечисленные виды сумерек меняются с такой скоростью, что мы этого не замечаем. Совсем другая ситуация происходит с высокими широтами, где и наблюдается это прекрасное природное явление.
Солнечные лучи по-разному освещают планету из-за наклона Земли к плоскости орбиты. Северная полярная область во время летнего солнцестояния становится более освещенной, а на широте выше 65 градусов и вовсе наступает полярный день. Так принято называть период, когда небесное светило не опускается за горизонт.
Незабываемые мгновения
Петербургские белые ночи сопровождаются целым рядом культурных мероприятий. Масштабность и неповторимость некоторых из них просто уникальна. Туристы, как и сами жители города, с удовольствием любуются этим захватывающим зрелищем и принимают участие в развлекательных мероприятиях.
Одним из приуроченных к белым ночам событий считается всероссийский бал выпускников «Алые паруса». Первый этап мероприятия проходит на суше и в дневное время, а второй проводится в акватории Невы. Ночью можно понаблюдать за этим грандиозным мультимедийным светопиротехническим шоу.
Еще одним уникальным событием в северной столице является музыкальный фестиваль, который носит имя времени и места своего проведения, а именно «Белые ночи Санкт-Петербурга». В нем принимают участие звезды как отечественного, так и мирового масштаба.
Самое главное событие
Самым главным событием, которым сопровождаются белые ночи, считается разведение мостов и прохождение теплоходов по Неве. Следует отметить, что это завораживающее и очень красивое зрелище, которое невозможно пропустить во время ночной прогулки по Питеру.
Существует определенный график разведения мостов, поэтому можно полюбоваться не только красотой белых ночей.
Как видите, белые ночи - это не только завораживающее природное явление, но и культурная ценность. Однажды увидев белые ночи Санкт-Петербурга, вы никогда не сможете его забыть. Неповторимая красота города и это удивительное природное явление были прославлены великими классиками и живописцами, среди которых такие известные личности, как Ф. М. Достоевский и А. С. Пушкин. Они воспевали белые ночи в своих произведениях, чем и прославили город на весь мир. Непременно посетите северную столицу во время белых ночей и полюбуйтесь этим зрелищем.
Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».
Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.
Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.
Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.
И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.
Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.
Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.
Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?
Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.
Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?
Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.
Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.
Образ Петербурга в повести «Белые ночи»
Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.
Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.
Языковые особенности в произведении
Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.
Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.
Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»
Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.
В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.
Темы в романе «Белые ночи»
Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.
Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.
Идея «Белых ночей» Достоевского
Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Как только не называют жители и гости России Санкт-Петербург - Северная столица, Венеция, Пальмира. Этот удивительный город с первого дня знакомства влюбляет в себя приезжих, а его жители по праву гордятся тем, что живут здесь. Огромное количество архитектурных и исторических памятников, знаменитая и разводные мосты на ней - это совсем не полный список достопримечательностей, которыми знаменит Питер.
Белые ночи - это главное событие, очаровывающее своей необычайной красотой не только но и манящее гостей в Северную столицу. По правде сказать, такое явление наблюдается не только в Санкт-Петербурге, например, в Волгограде, есть одна такая ночь, в Архангельске - 77, а недалеко от бухты Тикси так вообще светло на протяжении 2,5 месяцев, но именно этому городу суждено было очаровать многих поэтов и писателей, посвятивших ему свои лучшие произведения.
Официально принято считать, что в Питере начитаются 11 июня и заканчиваются в первых числах июля, но на самом деле светлеть уже начинает с 26 мая, а по-настоящему ночь вступит в свои права где-то в середине лета. Многие питерцы отмечают, что светлее всего 21 июня, то есть в Как бы там ни было, но именно в конце мая в начинают съезжаться туристы не только с соседних государств, но и с дальнего зарубежья.
Белые ночи в Питере дарят незабываемые ощущения. Когда на часах уже глубоко за полночь, а на улице светло, на душе становится хорошо и радостно. В такое время даже спать не хочется, туристы часами бродят по городу, любуясь памятниками архитектуры. Самым главным местом, привлекающим всех влюбленных и романтиков, считается набережная. Многие стоят целую ночь, любуясь Невой и наблюдая, как вечером разводят, а на рассвете сводят мосты. Это зрелище прекрасно само по себе, но особенного шарма ему добавляют именно белые ночи.
Питер знаменит еще и многочисленными праздниками и фестивалями, проходящими здесь в это время. Гости и жители Северной столицы могут стать участниками празднования дня выпускников школ «Алые паруса», а также Дня основания города. На и можно посетить концерты, а также полюбоваться светопиротехническим мультимедийным шоу. Ежегодно посмотреть на белые ночи в Питере приезжает около 3 миллионов туристов. Бал «Алые паруса» так вообще считается значимым мероприятием и проводится всегда на высоком уровне, его еще называют визитной карточкой города.
Санкт-Петербург - это уникальное место, знаменательное многими достопримечательностями и великими событиями. Если очень хочется познакомиться с российской Венецией, то уж лучше всего ехать в начале лета, чтобы застать белые ночи. В Питере в это время очень красиво и романтично. Хоть в темное время суток и не так светло, как днем, но фотографировать понравившиеся объекты можно и без вспышки. Ночи представляют собой что-то среднее между вечерними сумерками и рассветом, что наполняет их неповторимой романтикой и загадочностью. Кто хоть раз стал свидетелем этого удивительного явления, тот будет с теплотой вспоминать о времени, проведенном в Санкт-Петербурге.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчасаА. Пушкин "Медный всадник"
К
огда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, наступают знаменитые белые ночи. Наблюдается это явление на широтах, превышающих 60, когда центр Солнца в полночь опускается под горизонт не более чем на 7. Продолжаются белые ночи в Петербурге с 11 июня по 2 июля. Однако следует сказать, что хотя это удивительное природное явление наблюдается в обоих полушариях, как литературное явление оно стало феноменом только петербургской культуры. Белые ночи - визитная карточка Санкт-Петербурга. Летними белыми ночами поднимаются крылья петербургских мостов и по Неве проходят караваны судов. И тогда кажется, что весь город плывет в неведомое. Так, как сказал об этом Б. Окуджава.
Плывут дома, как корабли из дальних стран,
Спокойных дум не нарушая
Ночь белая, - сегодня ты - мой океан,
Мне по душе твоя душа большая.
Н
а протяжении трех столетий по-разному раскрывался в литературе образ петербургских белых ночей. О дивных петербургских ночах писали поэты, прозаики, историки, философы и публицисты. Все они создавали свой образ - призрачный, манящий, прекрасный, иногда зловещий. Одно из ранних описаний летней белой ночи находим у Михаила Никитича Муравьева (отца известного декабриста) в статье "Богине Невы" (1794). В идиллии Н.И. Гнедича "Рыбаки" (1821) возникает целостное описание петербургской белой ночи. Создатель русского толкового словаря В.И. Даль, приводя большое количество слов с прилагательным белый, не ввел словосочетание белая ночь. Можно утверждать, что русская литература постепенно выходит к новому восприятию образа белая ночь, создавая разнообразные, художественно выразительные описания. Неслучайно, певец Петербурга Ф. Достоевский одну из своих сентиментальных повестей, пронизанную фантастическим светом и поэзией, назвал "Белые ночи", Н. Гоголь, продолжая художественное исследование этого явления, писал " …в белую ночь город кажется погруженным в "мечтательность" и "задумчивость"… великий французский писатель А. Дюма утверждал, что " любить в белую ночь, значить любить вдвойне", а знаменитый Казанова неожиданно для себя открыл, что "белые ночи есть целомудрие". В литературе образ "белых ночей" присутствует как полнокровный герой, как фон, как место действия.
А
нтология имеет не только частный характер, но может заинтересовать библиотекаря, краеведа, педагога, учащегося. Предлагаемый сборник художественных текстов и библиографических списков авторов включает широкий круг имен литераторов. Читатель найдет здесь строки В
. Кюхельбекера, А.Пушкина, Н.Агнивцева, А. Блока, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого - всего 44 автора.
С
оставители не ставили своей целью оценивать или сравнивать описание белых ночей, собрав воедино разных авторов. Цель иная, дать прекрасную возможность не только "погрузиться" в культуру прошлого, но и связать её с ценностями сегодняшнего дня.
М
атериал сгруппирован в алфавитном порядке имен авторов текстов и снабжен краткими биографическими сведениями.
Э
то только часть из создаваемого электронного каталога "Белые ночи", которая станет полноправным компонентом информационных ресурсов библиотеки, дополняя и обогащая его полнотекстовыми базами данных.
Николай Агнивцев 1888 - 1932
Н иколай Агнивцев - поэт, драматург, детский писатель, получил известность среди студенческой молодежи и петербургской богемы благодаря своему музыкально-лирическому дарованию. В 1921 написал цикл стихов, посвященных Петербургу. Петербург для Агнивцева - сказочный город, "вознесенный словом над Невой". Он населен тенями некогда живших, ныне живущих и выдуманных людей.
Белой ночью Посмотрите, посмотрите, Господин в крылатке тихо У Сената, сдвинув брови, Отчего так странно-бледен Чу! К нему, гремя оружьем,
Посмотрите, посмотрите, С Петропавловской твердыни И тотчас же возле арки, Зазвенели где-то шпоры, - "Герман?!"-"Лиза?.." И, тотчас же, - Александр Сергеич, вы ли, Белой, мертвой странной ночью, Странный город Санкт-Петерург - гранитный город, Как явь, вплелись в твои туманы Недаром Пушкин и Растрелли, И майской ночью в белом дыме, |
Вдали от тебя, Петербург Ужель в скитаниях по миpy Санкт-Петербургские триолеты Скажите мне, что может быть Скажите мне, что можеть быть |
Иннокентий Анненский 1855-1909
И ннокентий Анненский поэт, драматург, критик, переводчик, непревзойденный мастер поэтических деталей. Его творчество, неразрывно связанное с Петербургом, по-прежнему производит неотразимое впечатление. Стихотворение "Петербург" было написано поэтом в 1903 году.
Петербург
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты…
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале, -
Завтра станет ребячьей забавой.
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки…
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
1903