диана вишнёва. Iv международный фестиваль современной хореографии context. диана вишнёва Фестиваль дианы вишневой context

МОСКВА, 14 ноя — РИА Новости. В понедельник в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко открылся международный фестиваль современной хореографии "Context. Диана Вишнёва", который будет проходить в Москве и Санкт-Петербурге до 19 ноября.

"Балет Москва" представляет первую премьеру сезона "Луна напротив" Театр "Балет Москва" открывает сезон премьер абсолютно новой программой, посвященной современной хореографии. Это балет "Луна напротив", созданный хореографом Андреем Пимоновым на музыку Джона Адамса.

В программе — выступления ведущих коллективов из Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США, финал конкурса молодых хореографов, творческие встречи, воркшопы, мастер-классы и кинопоказы. Неизменными площадками для фестиваля останутся Гоголь-центр и электротеатр "Станиславский".

"В этом году "Context" расширяет свою географию. Он пройдет не только в Москве, но и в моем родном городе, на исторической сцене Мариинского театра, — сказала накануне открытия арт-директор фестиваля Диана Вишнёва. — Я давно планировала привезти фестиваль в Петербург, поэтому очень рада, что нам это удалось, во многом благодаря поддержке Валерия Гергиева. Одним из главных событий фестиваля станет приезд Матса Эка и Аны Лагуны. Выдающийся хореограф не так давно объявил о завершении карьеры, поэтому для нас особая честь, что он согласился показать свою последнюю постановку, которую представит его жена и муза Ана Лагуна".

Московские зрители смогут увидеть сразу три постановки труппы "Балет Мориса Бежара". Коллектив покажет балет своего основателя Мориса Бежара "Im Chambre Séparée" и впервые в России представит постановки "Цвет блюз" и "Словно с Луны свалившиеся" преемника маэстро Жиля Романа. Танцевальный театр Люцерна представит одну из последних постановок Георга Райшла "UP/Beat", а также "Соло" из постановки "chaMOODim", созданную специально для фестиваля "Context. Диана Вишнёва". Ана Лагуна выступит в дуэте с Иваном Ауцели в постановке Матса Эка "Топор" (AXE).

В честь 110-летия Дмитрия Шостаковича американский хореограф Алонсо Кинг, художественный руководитель труппы Alonzo King LINES Ballet, представит на фестивале балет, вдохновленный произведениями русского композитора. Его труппа покажет постановки "Writing Ground Quintet" и "Concerto for Two Violins".

В Северную столицу впервые приедет труппа Introdans, уже дважды принимавшая участие в "Context. Диана Вишнёва". Голландцы покажут две постановки: "Cantata" и "In Memoriam". Молодой коллектив Национальной школы балета Канады представит работу "Come in", изначально созданную Азур Бартон для Михаила Барышникова.

Особое выступление для зрителей Москвы и Петербурга готовит и сама Диана Вишнёва — вместе с выдающейся французской балериной Орели Дюпон она представит постановку хореографа Охада Наарина "B/olero".

Одним из ключевых событий фестиваля станет финал конкурса молодых хореографов, который пройдет 16 и 17 ноября на сцене электротеатра "Станиславский". Свои работы представят шесть участников: Софья Гайдукова, Павел Глухов, Мария Сиукаева, Ольга Васильева, Римма Пипоян, Алексей Бусько. "Главная цель конкурса — поддержка развития современного танца в России. Наша задача — дать каждому начинающему хореографу возможность реализовать свои замыслы, поверить в себя, получить конструктивную критику и советы от мэтров", — говорит куратор конкурса, педагог Большого театра Анастасия Яценко.

Победитель конкурса молодых хореографов получит грант на стажировку в одной из ведущих зарубежных трупп. Помимо основного приза, впервые в рамках "Context. Диана Вишнёва" одному из участников конкурса будет присужден приз зрительских симпатий — его предоставит партнёр фестиваля "Интеллектуальный клуб 418".

В рамках международного фестиваля будет запущена серия творческих встреч ContextSpeaks в формате открытых бесед с выдающимися хореографами и танцовщиками об искусстве, карьере и жизни. 15 ноября в Гоголь-центре пройдет ContextSpeaks: "Разговор с хореографом. Матс Эк и Самуэль Вюрстен". В рамках вечера состоится российская премьера фильма-балета Матса Эка "Место" (Place), который был снят в режиме трансляции. Балет был создан специально для Михаила Барышникова и Аны Лагуны.

В этом году образовательная программа рассчитана как на профессионалов индустрии, так и на широкую публику. Впервые на фестивале пройдет серия воркшопов. Вита Хлопова, исследователь современной хореографии и основатель проекта No fixed points, проведет занятия по танцевальной критике. Театральный фотограф Марк Олич поделится особенностями съемки балетных спектаклей. Профессиональный визажист и beauty-блогер Елена Крыгина откроет секреты сценического макияжа. Для танцовщиков и хореографов пройдут мастер-классы ведущих зарубежных постановщиков contemporary dance.

В кинопрограмму, войдут фильмы о лучших современных хореографах и великих танцовщиках. Участниками кинокартин стали такие мэтры, как: Алонсо Кинг, Саша Вальц, Бенджамин Мильпье, Охад Наарин, Матс Эк, Рудольф Нуриев, Михаила Барышникова и Ана Лагуна.

"Фокус кинопрограммы этого года — хореографы. Зачастую для публики их имена остаются в тени, но именно они актуализируют контекст классических постановок и раздвигают горизонты современной хореографии. Именно их работам рукоплещет публика, порой даже не зная имени создателей нового шедевра. Кинопрограмма Context в ЦДК позволит узнать их намного лучше: из чего рождался творческий метод этих хореографов, что за ними стоит, как они работают. Только документальное кино позволяет видеть этот процесс без искажений", — отмечает куратор кинопрограммы директор Центра документального кино Софья Капкова.

Кинопоказы пройдут в Москве (ЦДК) и Санкт Петербурге ("Англетер").

МОСКВА, 14 ноября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Международный фестиваль современной хореографии "Context. Диана Вишнёва", который станет четвертым по счету, впервые пройдет в Москве и Санкт-Петербурге. Смотр, возглавляемый знаменитой балериной, сегодня открывается в Москве, а 19 ноября завершится в Петербурге, сообщил ТАСС куратор фестиваля Самуэль Вюрстен.

Собеседник агентства назвал отличительной чертой фестиваля 2016 года расширение его географии от Москвы до Санкт-Петербурга. "Для нас этот шаг очень важен, так как он подчеркивает, что фестиваль - значимое танцевальное событие в России, а также за ее пределами", - отметил куратор смотра.

"Я имею в виду и тот факт, что в этом году значительно увеличилось число участников фестиваля, в частности, зарубежных", - пояснил Вюрстен. Он проинформировал, что в программу смотра включены выступления ведущих коллективов из Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США. "В этом году хореографов и танцевальных компаний, которые выразили желание участвовать в фестивале, было больше, чем мы могли бы принять", - заявил собеседник агентства.

По его мнению, популярность смотра напрямую связана с большим почтением, с которым к Диане Вишнёвой относятся во всем мире. Она - одна из выдающихся танцовщиц современности, уверен куратор фестиваля "Context. Диана Вишнёва". Наиболее привлекательной особенностью смотра он считает выступления самой Дианы Вишнёвой на созданном и руководимом ею фестивале.

Сюрприз от Дианы Вишнёвой

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва не только основала фестиваль "Context", дала ему свое имя и стала арт-директором, но и регулярно участвует в программе смотра, подчеркнул Вюрстен. "В прошлых сезонах фестиваля мы представили результат уникальной совместной работы Дианы с такими знаменитыми хореографами, как Иржи Килиан, Ханс ван Манен и Марко Гекке. В этом году нам удалось добавить Охада Наарина к этому впечатляющему списку выдающихся хореографов, с которыми работала Диана", - сообщил он.

Как рассказала сама Диана, она давно хотела поработать с Охадом Наарином. "Мы постоянно списывались, но встретиться никак не получалось. Наконец, во время гастролей Мариинского театра в Эдинбурге, мы увиделись, как говорится, глаза в глаза, и альянс сложился", - рассказала балерина.

По ее словам, номер называется "Bolero". "Я впервые танцую в дуэте с женщиной", - пояснила Вишнёва, партнершей которой выступит звезда французского балета, директор балетной труппы Парижской Национальной оперы Орели Дюпон. "Эту композицию мы покажем и в Москве, и в Санкт-Петербурге", - уточнила Диана.

"Я давно планировала привезти фестиваль в свой родной Петербург, - сказала она. - Поэтому очень рада, что нам это удалось во многом благодаря поддержке Валерия Гергиева, ведь заключительный гала-концерт состоится на Исторической сцене Мариинского театра".

Программа фестиваля

Откроется фестиваль "Context. Диана Вишнёва" в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). По традиции, площадками смотра станут также "Гоголь-центр" и Электротеатр "Станиславский".

Московские зрители смогут увидеть сразу три постановки труппы "Балет Мориса Бежара". Одну из своих новых работ представит столичной публике Танцевальный театр Люцерна. Труппа американского хореографа Алонсо Кинга покажет его постановку, созданную на музыку Дмитрия Шостаковича и посвященную 110-летию со дня рождения русского композитора.

Особым событием фестиваля станет приезд выдающегося шведского хореографа Матса Эка и его жены и музы Аны Лагуна. Недавно мэтр объявил о завершении карьеры, но согласился привезти в Москву свою последнюю постановку под названием "Топор", которую исполнят Ана Лагуна и Иван Ауцели.

Кроме того, в Москве пройдет финал конкурса молодых хореографов, организуемого фестивалем "Context. Диана Вишнёва". Победитель получит грант на стажировку в одной из ведущих зарубежных трупп. Также запланированы мастер-классы и обширная кинопрограмма, которая включит фильмы о Рудольфе Нурееве, Михаиле Барышникове, Саше Вальц и других магах танца.

В северную столицу впервые приедет голландский коллектив Introdans и молодая труппа Национальная школа балета Канады. Завершится фестиваль большим гала на Исторической сцене Мариинского театра.

Топор как философия любви

Международный фестиваль современной хореографии Context Диана Вишнева проводит уже в четвертый раз. Знаменитая балерина является его основателем и арт-директором. Именно этот фестиваль на сегодня и является самым значимым из многочисленных форумов современного танца у нас в стране и с этого года проводится не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Выступления ведущих коллективов Франции, Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США … А еще конкурс молодых хореографов, кинопоказы, творческие встречи, мастер-классы, лекции…– все это ожидало зрителей «Контекста» в этом году.

Ана Лагуна и Иван Ауцели в балете Матса Эка Axe. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/

Особенно в заслугу Вишневой, стоит поставить организацию воркшопа или конкурса молодых хореографов, как и в прошлом году прошедшего в Электротеатре. Это весьма полезная и нужная часть фестиваля, хотя участники и прошлогоднего и нынешнего соревнования особого оптимизма на скорую нормализацию дел в отечественном современном танце не слишком внушают…

Из 6 прошедших отборочный тур хореографов- финалистов (своё участие в конкурсе заявили в общей сложности 70 (!) претендентов) внимание привлек Алексей Бусько – бывший премьер труппы Раду Поклитару «Киев модерн-балет». Даже слишком откровенное цитирование из спектакля Анжелена Прельжокажа «Парк» (причем помимо поцелуев используется даже таже самая музыка Моцарта) пересыпанное хореодраматическими режиссерскими приемами из арсенала своего бывшего начальника в номере «Блаженные» автор обыгрывает по-своему, обнаруживая явный талант, нестандартное хореографическое мышление и самое главное хоть какие-то режиссерские навыки, почти полностью отсутствующие у других конкурсантов. Своеобразную работу под говорящим названием «Объект Т.Е.Л.О.» представил на этом конкурсе и московский хореограф Павел Глухов. Ему достался впервые учрежденный на этом конкурсе приз зрительских симпатий. Почему победу жюри присудило маловыразительному и невнятному номеру «The room» хореографа из Петербурга Ольге Васильевой сказать трудно. Можно лишь констатировать, что победа на прошлогоднем конкурсе явно пошла на пользу Константину Семенову, вне конкурса показавшему в рамках воркшопа свою новую работу «Andantino. Сон одной бабочки». Видно, что работы хореографа становятся более осмысленными, он развивается, постепенно обретая собственный подчерк.

Разнообразна была и международная программа фестиваля. На сцене Гоголь-центра американский хореограф Алонсо Кинг - художественный руководитель труппы Alonzo King LINES Ballet - в честь 110-летия Дмитрия Шостаковича представил балет, вдохновленный произведениями русского композитора. Его впервые приехавшая в Россию труппа кроме того показала 8-минутную постановку «Основа письма» на мотивы иудейской, христианской, мусульманской и тибетской духовной музыки. Изощренная хореография с использованием очень пластичных, но совершенно лишенных какой-бы то ни было сексуальности, практически обнаженных (основной сценический костюм: плавки на танцовщиках и купальники на танцовщицах) женский и мужских тел не давала скучать разве что первые 10 минут. Потом зубодробительные комбинации танцовщиков явно повторялись, утомляя своей предсказуемостью и однообразием. При этом и хореография второго балета мало чем отличалась от балета «Шостакович».

Основной приманкой фестиваля в этом году была конечно легендарная труппа Мориса Бежара из Лозанны, выступившая во втором отделении вечера. И можно лишь пожалеть и о том, что собственно бежаровскую хореографию впервые принявшая участие в этом фестивале всемирно известная компания не показала, ограничившись лишь па-де-де из балета «Вена, Вена, город моей мечты» на открывавшем фестиваль гала-концерте. Более полноценную в этом смысле программу бежаровские танцовщики показали через пару дней в Санкт- Петербурге на фестивале «Дягилев. P.S.». Что же касается хореографии нынешнего руководителя труппы Жиля Романа, балет которого «Словно с Луны свалившиеся» труппа Бежара представила в России, то в этой постановке можно было любоваться лишь пластикой Жюльена Фавро и Элизабет Рос, двух звезд труппы еще бежаровских времен, не растерявших со временем гипнотизма, роскоши и очарования своего танца.

Еще одной сенсацией фестиваля, стало участие в нем Матса Эка. Вот эта хореография никакого разочарования вызвать не могла, такая от неё шла энергетика и мощь. Учитывая, что недавно Матс Эк попрощался со сценой, и сочинять новые, а также давать разрешение на прокат старых своих работ пока не собирается, показ на открытии и закрытии фестиваля его последней танц-пьесы Axe («Топор») трудно переоценить…

На сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко вязанки дров и немолодой человек (Иван Ауцели) настоящим топором сосредоточено и долго рубит поленья… Реальный, отчетливо слышимый и заглушающий все остальные шумы стук топора - единственная нота пролога этой пронзительной истории разыгрываемой на сцене двумя немолодыми артистами. Она (Ана Лагуна, жена и муза великого хореографа) под неожиданно возникающую музыку Джазотто, всем известную как «Адажио» Альбинони смешными припрыжками, перекатами и приседаниями кружит вокруг него, всячески стараясь обратить на себя внимание. А перед нами пролетает их жизнь… Жизнь составленная из столкновений, противоречий (как говорит Матс Эк поясняя смысл своего сочинения: «для него рубка дров дело практического толка, для неё тяжелый акт насилия») и примирений… Жизнь спрессованная в мгновения, но открывающая окно в Вечность... Ведь в этом 15-минутном номере, по сути рассказе о мужчине и женщине и их проходящей мимо жизни, в этой такой неказистой на первый взгляд и незамысловатой хореографии скрыто чувство сопричастности к великому таинству любви, которую пронесли через жизнь друг к другу эти люди…

Фотография: DR

14 ноября 2016 года в Москве открыл четвертый сезон международный фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнёва». Свои постановки, многие из которых российские зрители увидели впервые, представили ведущие зарубежные коллективы мира.

Фестиваль впервые проходит в стенах одного из старейших московских музыкальных театров - в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На вечере лозаннская труппа «Балет Мориса Бежара» представила работу своего основателя Мориса Бежара Im Chambre Séparée и, впервые в России, постановку своего нынешнего художественного руководителя Жиля Романа «Цвет блюз». Ведущая американская труппа Alonzo King LINES Ballet исполнила танец Concerto for Two Violins на музыку И.-С. Баха. Новое имя для России - Танцевальный театр Люцерна показал одну из последних постановок Георга Рейшла под названием UP/Beat, а также соло из постановки chaMOODim, созданной специально для фестиваля. Одним из ключевых событий вечера стала постановка великого Матса Эка «Топор» (AXE) в исполнении выдающейся танцовщицы и музы хореографа Аны Лагуна и Ивана Ауцели. Работа была впервые показана в России.

Особенным и долгожданным для московских зрителей стало выступление Дианы Вишнёвой и выдающейся французской балерины Орели Дюпон. Дуэт представил постановку хореографа Охада Наарина B/olero. Для российского зрителя это было первое знакомство с неординарным прочтением известной композиции Мориса Равеля.

Еще до официального открытия фестиваля состоялся мастер-класс для профессиональных танцовщиков. 12 ноября в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко педагог-репетитор Ильяр Элезра провела занятие по инновационной танцевальной технике Gaga, языку движений, который разработал известный хореограф Охад Наарин. Наравне с другими участниками мастер-класс посетили арт-директор фестиваля Диана Вишнёва и художественный руководитель Парижской оперы Орели Дюпон.

Впервые в истории фестиваля его закрытие состоится в Санкт-Петербурге. В Северной столице пройдет кинопрограмма, открытый урок Национальной школы балета Канады для молодых танцовщиков и торжественное гала-закрытие на Исторической сцене Мариинского театра.

Фестиваль «Context. Диана Вишнёва» пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 14 по 19 ноября 2016 года. В программе - выступления ведущих коллективов из Швеции, Нидерландов, Швейцарии, Канады и США, финал конкурса молодых хореографов, творческие встречи, воркшопы, мастер-классы и кинопоказы.