Как научиться рисов. Как научиться рисовать карандашом для начинающих. Если польза от рисования настолько ощутима, то почему мы все-таки не рисуем

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

Еще совсем недавно меня саму волновал этот вопрос утром, днем и ночью. Поэтому я прекрасно понимаю, что чувствуют те, кто хотят рисовать, но никак не могут начать. Точнее не знают как.

№1. Рисовать каждый день!
Да, именно каждый день. Хотя бы 10-15 минут, но каждый день. Для этого прекрасно подойдет, например, проект "365 дней в зарисовках", целью которого и есть ежедневное рисование. Это очень сложно, скажу честно. Иногда нет времени (нагрянули гости, отпуск, командировка), иногда настроения (стресс, депрессия, недовольство собой), иногда сил после сложного дня. И все же, несмотря на все преграды, важно не пропускать ни одного дня. Пусть это будет маленькая зарисовка за 2 минуты, но не пропускать. Так как на следующий день нужно будет рисовать 2 зарисовки, а пропустив неделю - догонять уже 7 дней. Дабы зарисовки не были в тягость, лучше выбирать формат поменьше, например, А5. Лично я рисую в блокноте, который всегда могу взять в собой. Да и зарисовки находятся в одном месте, что мне также нравится. Некоторые выбирают отдельные листы, формат А4... У каждого свой подход к ежедневным зарисовкам, выберите свой и начинайте. ;)

№2. Рисовать то, что хочется и нравится, а не все подряд.

Начинайте рисовать с того, что легче, а не со всего подряд. Чашку/бокал/бутылку намного легче нарисовать, чем шторы. Точно также и книгу легче нарисовать, чем несколько домов. Лучше научиться рисовать 2-3 вещи очень хорошо, чем 25 как-нибудь.

№3. Разрешить себе рисовать плохо; рисовать ради удовольствия, а не для результата.
Это поможет расслабиться и просто рисовать. Именно в этом случае появляются лучшие работы, ведь вы не ждете от себя шедевров. Как только я перестала думать о результате, я тут же перестала бояться сделать непоправимую ошибку, нарисовать плохую работу. Покуда вы учитесь, рисуете в свое удовольствие, для себя, а не на заказ, вы всегда можете взять новый лист и начать еще раз или еще раз. Если я знаю, что тема зарисовки/работы для меня нова, я не рисую в блокноте или на дорогой бумаге, а беру поштучную акварельную бумагу (купленную специально для таких случаев - 100 листов А4 формата за 3 евро) и разрешаю себе делать ошибки. :)

№4. Делать предварительный карандашный набросок.
Иногда так хочется взять и сразу нарисовать акварелью (или другим материалом) все так, как давно нарисовано в голове. А на деле оказывается, что круг получился не круглый, линии неровные и дерево должно было быть не там. Дабы предотвратить такие ситуации, я приучила себя всегда делать карандашный набросок. Его можно исправить, подкорректировать или совсем перерисовать. Вот когда рука набита и я уверена, что карандашный набросок будет лишним, я позволяю себе работать без него. Хотя далеко не все получается с первого раза даже с набитой рукой.

№5. Рисовать как с натуры, так и по фотографии.
Многие считают, что рисование с натуры - мастерство, а вот по фотографиям - такие себе каляки-маляки. Кому какая разница что говорят другие, если нам так удобнее рисовать и работы от этого только выигрывают? Некоторые вещи я стараюсь рисовать только с натуры (например, посуду, обувь), ибо их можно покрутить, рассмотреть, пощупать. Но что делать, если нет нужной натуры или хочется посмотреть как можно было бы изобразить этот предмет с помощью фотоаппарата?! Кстати, это необязательно должны быть чужие фотографии, часто я фотографирую рисуемый объект сама и сверяю линии, так бы говоря.

№6. Копировать чужие работы.
Покуда вы учитесь и не выдаете чужие работы за свои, не продаете их, почему бы не копировать чужое творчество в целях обучения? Так вы сможете быстрее найти свою тему, материалы, техники; поймете, что то, что очень нравится в чужих работах, абсолютно не ваше. Либо же копируя чужое, найдете свое композиционное или цветовое решение. Не бойтесь открыто говорить об этом. Вы учитесь, а в учебе все средства хороши.


№7. Рисовать для себя.
Рисуйте для себя, а не для чужих глаз, комментариев, отзывов. По крайней мере, первое время, пока вы не станете увереннее в своих силах. Особенно важно прислушаться к этому совету, если у вас нет поддержки, родные и близкие считают ваше увлечение детскими забавами и не придают серьезного значения вашим желаниям, и уж тем более результатам.

№8. Никого не слушать, точнее не слушать абы кого .
Этот совет дополняет предыдущий и также является очень важным. Первые зарисовки/рисунки/работы скорее всего далеки от идеала. Неуверенность и сомнения ходят по пятам. Так зачем вам нужна чужая, зачастую некомпетентная, критика? То же касается и зарисовок на улице. Прохожие и всякие зеваки безумно любят совать нос в чужие листики, блокноты и холсты. Когда вы наберетесь опыта и уверенности, вы сами почувствуете, что пора. :) А пока можно (если очень нужно и хочется) выставлять работы в своем журнале (если вы доверяете своим читателям) либо в профильных сообществах (например, club_365 или art_expiration ).

№9. Пробовать разные материалы.
За время моего 11-месячного рисования я попробовала графитные карандаши (в народе их называют "простыми"), цветные, акварельные, гуашь, акварель, акрил и тушь. Естественно, все это было постепенно, поочередно. Познакомившись с разными материалами, я поняла, то карандаши - совсем не мое, работы гуашью и акрилом получаются только в стиле импрессионизма и никак иначе, а вот акварель и тушь дают мне огромное поле для творчества. Если бы я остановила свой выбор только на цветных карандашах (с которых начала свои "365"), я бы до сих пор мучилась с тенью, светотенью и рефлексами. ;)

№10. Купить хорошие материалы.
Это не обязательно должны быть самые дорогие, и не все сразу. Но это должны быть качественные материалы. Намного приятнее рисовать акварелью на акварельной бумаге, нежели на ксероксной (ведь она практически всегда под рукой), которая тут же коробится и промокает. Да и детская акварель (она же школьная) усугубит обучение.

№11. Собирать все, что вдохновляет.
Когда окружаешь себя вдохновляющими вещами, фотографиями, чужими работами, невольно и сам хочешь добиться такого же мастерства. Заведите виртуальную папку на компьютере или пластмассовую/картонную коробку дома и собирайте все, что нравится и вызывает восхищение. Грустно, не знаете, что нарисовать - взгляните на свои находки, материалы, вырезки, листочки и вдохновение тут же даст о себе знать. ;)

№12. Не читать обучающие книги.
Вам не нужны книги, которые научат рисовать за месяц или 10-20-30 уроков. В большинстве случаев они просто выкачивают деньги и не дают никаких результатов. Полистать, возможно, и будет полезно, но в целях поиска ответа на один вопрос (например, как правильно изобразить человеческий глаз, если никак это не получается). А вот книги Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески" и "Разреши себе творить" я бы посоветовала сделать настольными. Для начинающих более подходящей будет вторая книга, но и первая очень полезная. Как раз здесь вы сможете познакомиться со способами раскрепощения как себя, так и своей фантазии, как не бояться белого листа и рассмотреть сотни примеров практикующего иллюстратора и дизайнера.

№13. Прислушиваться к себе.
И самое важное - рисование каждый день не подразумевает большие, законченные работы. Это всего лишь зарисовки, но и они приносят огромную пользу. Ежедневные занятия спортом приносят со временем прекрасные результаты. Тоже касается любого навыка и рисование здесь не исключение. Просто кому-то на это потребуется полгода, кому-то год, а кому-то, возможно, и 3. Но я уверена, что научиться рисовать можно в любом возрасте и с любой подготовкой. Начните и вы сами в этом убедитесь!

Каждый из советов проверен мной на практике, большинством из них я пользуюсь до сих пор.

Если у вас есть другие советы к начинающим, проверенные опытом и временем, поделитесь, пожалуйста, в комментариях! :)

Развитие детей зависит от ряда аспектов. При этом родители задают вопросы – зачем ребенку рисование? Как начать? Требуется ли сосредотачиваться на этом увлечении? Важность тематики определяется тем, что речь идет о детях. Найдя ответы на вопросы, родителям проще понять, как к этому относиться и к чему стремиться.

В чем польза?

Рисование – это то, что ребенок начинает делать первое, так он проявляет старания и свою личность. Поэтому вопрос, с какого возраста нужно рисовать возникает всегда, а ответ на него чем раньше, тем лучше. В первых рисунках есть смысл, так как это работа мозга малыша и его способности.


Ребенок, не имея развитую мелкую моторику, приобретает способности владеть руками и удерживать в них карандаш, при этом наблюдая за результатом своего творчества. Первые штрихи получаются хаотичными, но постепенно всё выравнивается и приобретает смысл. Когда малыша становится старше, то по его рисункам родители легко определят настроение и желания.

Научить кроху этому процессу не так сложно, как может показаться. Маленький человек, вокруг себя замечает много нового и необычного. А когда он рисует, то в этом процессе такие знания и открытия приходят в порядок, приобретают форму, размер. Именно – это и есть цель. Ученые, психологи работают над детским рисунком и дают им определения и понятия. Существуют ступени эволюции детского рисунка:

  • Изображение в виде схем.
  • Появление форм и линий.
  • Сравнение с источником информации.
  • Пространственное изображение.

Когда кроха подымается по такой лестнице, то его мышление становится осознанным и полноценным. Требовательно всем родителям рисовать с ребенком. Дело в том, что перед тем как что-то изобразить на бумаге, придется подумать, увидеть или представить. Проанализировать, понять какими формами будет обладать, после чего всё это собрать воедино. Происходит в голове детей всё поэтапно.

Посещение уроков

В школьный период у чада начнутся занятия по ИЗО, но часто мамы и папы детей отправляют на дополнительные секции ещё в дошкольном возрасте. Чем полезно такое решение? Наличие вопроса понятно, так как не все родители одобряют данное действие, потому что шедевры можно создавать и дома. С педагогом будет несложно понять, что у ребенка талант, хотя такая секция полезна не только художникам. Потому что доказано, изотерапия принесет плоды, но при этом нужно понимать какие задачи перед этим стоят:

  • Умение поставить кисть. Если это делается с раннего возраста, то в дальнейшем не возникнет проблем с аккуратным письмом. Люди в детстве много рисующие, красиво пишут.
  • Мелкая моторика. Хорошо развитая, позволяет крохе рано начать говорить.
  • Развитие памяти. Педагоги знают чему учить, и дети выполняют задание – рисунок по памяти.
  • Усидчивость с раннего детства. Дома малыш может не так себя вести, как у педагога.
  • Проявление способностей. Каждый малыш показывает свои личные таланты, по которым педагог делает выводы и дает советы родителям.
  • Умение различать цвета. Дети учатся не только понимать стандартные оттенки цвета, но и полутона и тени.
  • Интерес к творчеству. Его сложно развивать у взрослого ребенка, всё это требует тренировки с дошкольного возраста. В работу включается мозг, а именно правое полушарие – это творческое мышление. Развитие происходит постепенно, что ведет к появлению разносторонней личности.

Чтобы ребенка отправить к профессионалу на занятия от него не требуется таланта или способностей. Нужно чтобы у малыша было желание к таким занятиям. У родителей не должно быть много требований к малышу иначе ничего не получится добиться. В дошкольном возрасте важно не приобретать результат и шедевры, а выполнять поставленные задачи.

Как понять талант?

По статистике основная часть всех детей любит рисовать, и показывает неплохие результаты. Но мама и папа должны быть объективными и простые рисунки не выдавать за что-то сверхъестественное и проявление особенного таланта. Каждый ребенок самовыражается через свои шедевры, поэтому получается что-то особенное и индивидуальное. Отправляясь, в школу искусств, всем малышам придется выполнять задание, а это не так просто. И для продвижения в этой области надо иметь – упорство, трудолюбие и старательность.

Если речь идет уже о школьнике, то нужно постараться и совмещать основные занятия с дополнительными и при этом не потерять интерес к искусству. Поэтому с таким решением родители не должны торопиться, а лучше обратит внимание на ребенка и наличия стремления к рисованию.

Как понять, что у малыша настоящий талант и начать стимулировать? Считается, что сложности в этом нет и понять можно дома использую простой тест. Придется дать ребенку два одинаковых черно-белых рисунка и попросить их раскрасить. Если малыш будет усердно стараться, передавая настроение в цветах, то это о многом говорит, если просто раскрасит, то это его занятие и не больше.

Что используют профессиональные художники?

Часто родители задаются вопросом, чем лучше рисовать? Инструментов для изобразительного искусства хватает. Все они имеют особенности нанесения на бумагу, одни простые, а другими придется научиться работать. Чем разрешается рисовать детям:

  • Пальчиковые краски. Такой способ подходит для малышей, потому что не требуется использовать кисть и прочие инструменты. Они создаются на основе полностью безопасных составляющих и не принесут вреда ребенку, они густые и приятные на ощупь. Никакой кроха не откажется пошалить пальчиками на листочке, получив картину.
  • Рисование карандашом. Это самый простой способ, он не пачкает руки, одежду и используется везде. Остается лишь подобрать верную форму инструмента, для удобства.
  • Фломастеры. Это палитра цветов, помимо этого ширина носика дает возможность изображать любой шедевр.
  • Песок. Это современное направление в искусстве, есть много школ для обучения. Ребенок делает рисунок по подсвеченному стеклу, получаются уникальные картины.
  • Краски. Для дошкольников подойдет гуашь, а вот более опытные таланты могут использовать масло.
  • Пластилин. Такой процесс используется в дошкольных учреждениях, так как малышам это нравится. Помимо простого интереса активно, развивается мелкая моторика, и кисти с пальчиками подготавливаются к письму.

Для творчества нет ограничений, и постоянно появляется что-то новое и особенное. Дети талантливы, нужно начинать развивать их способности как можно раньше. Маме или папе для этого многое не требуется небольшое количество внимания, и интерес разовьется сам. Хорошо посещать секции не только в школьном возрасте, но и в более юном.

Изотерапия?

Искусство используется не только для развития таланта, но и лечения людей, а также коррекции некоторых отклонений. И это имеет свое название – арт-терапия. Всё в основном используют психологи, чтобы различить состояние ребенка, начать воздействие в виде лечения. В такой процедуре выделяют и виды, один из которых это изотерапия, она на сегодня самая изученная и эффективная. Применяется в работе многими специалистами.

Не все мамы и папы понимают, для чего ребенку может потребоваться такое лечение? Всё это психологические понятия и внесения коррекций в состояние ребенка. Рисунок помогает малышу в некоторых проблемах:

  • Избавиться от негативных эмоций.
  • Убрать нервное напряжение.
  • Избавиться от страхов и понять, откуда они появились.

Психотерапевт использует способ рисования, помогает ребенку воссоздать любую сложную картинку, проиграть её и сделать выводы. Часто врач достает те проблему у крохи, которые его беспокоят, но подсознательно. Часто родители могут не понимать, что происходит с малышом, а врачи «вытаскивают» из него все проблемы и помогают с ними бороться. Школьникам изотерапия помогает стать раскрепощенными, повысить самооценку, избавиться от агрессии в поведении и т.д. Для некоторых детей, это проблема, не дающая им полноценно развиваться в обществе.

Сами занятия проходят под различным направлением. Специалист использует краски, карандаши, пластилин и т.д. Но лучше доверять свое чадо только профессионалу, имеющему года практики за плечами. Потому что психика ребенка тонкая и сломать её легко. Когда чада делает свои шедевры на листе бумаги, то врач проводит оценку и понимает, что не так. После чего разрабатывается индивидуальная программа лечения или коррекция состояния.

Почему надо рисовать? Этот вопрос нашел ряд ответов: выявление способностей и таланта, увлекательное занятие, лечебная процедура и т.д. Заниматься искусством лучше как можно раньше каждый ребенок талантлив и это помогает верно, формироваться личности.

Подводя итоги

Понятно, что польза в рисовании имеется, поэтому каждый ребенок должен иметь в своем арсенала краски и альбом. Это делается каждый день и тогда интерес и польза только нарастают. Рисование это:

  • Хороший способ развития мелкой моторики, что помогает влиять на речь и готовить кисть к письму. Всегда такое направление первоочередное в развитии каждого ребенка.
  • Умственное развитие. Словарный запас малыша расширяется, речь становиться связной и понятной. В процессе творчества идет работа обоих полушарий мозга.
  • Эмоциональное выражение и контроль. Оценивая работу ребенка можно точно понять, по цветовому выражению, в каком настроении прибывает дитя. Психологи хорошо работают с искусством крохи и определяют, счастлив ли ребенок и есть ли проблемы.
  • Возможность развить талант, художественные навыки и чувство гармонии.
  • Объединение нескольких наук, без которых формирование личности не может быть полноценным. Но самое главное, что искусство помогает ребенку познать окружающий его мир.
  • Развитие логического мышления. Так как идет предварительно анализ, того, что хочется изобразить, понять, как верно создать пропорции и сравнивает.
  • Умение организовываться. Требуется всё подготовить, только после приступить к творчеству, так ребенок готовится к школе и самостоятельности.

У ребенка для создания шедевров должна быть своя коробочка, в которой он всегда найдет нужные принадлежности. Постепенно малыши понимают, что искусство их привлекает, начинают аккуратно и бережно относиться к своим работам и принадлежностям.

Родители всегда являются «локомотивом» для каждого ребенка. Поэтому любые начинания обязаны поддерживаться и поощряться. Каждый рисунок мама или папа внимательно рассматривают, цитируют, что они там видят и хвалят. Также хороший способ стимулирования уроков рисования, это разместить работу на видное место в доме. Всегда в наличии у мамы папка, в которой она будет хранить талантливые начинания своего ребенка, и показывать их родственникам.

Чтобы желание не пропадало, придется стараться и создавать все условия для этого процесса. Самое первое, это раскраски, подобранные по возрасту. Если ребенку от 2 до 3 лет, они должны быть крупными и понятными. Например, яблоко, апельсин, кошка. Не стоит давать сразу же все цвета красок, карандаша, фломастера, чтобы не разбегалось внимание. Это первоначальные задатки, после чего кроха может преодолевать уже серьезные рисунки с мелкими деталями и разнообразными темами.


После трех лет актуальны рисунки помогающие узнать окружающий мир – животные, цветы, птицы, деревья и т.д. А вот дальше, 6 лет ребенку уже интересно создавать разносторонние рисунки, где есть фон, основные персонажи и тематика. В продаже многообразный ассортимент товара для творчества, не стоит ограничиваться, так детки увлекаются и становятся талантливыми.

Рисование развивает в каждом ребенке многое - фантазию, мышление, талантливость и т.д. И понятно, что как только малыш приобретает способность сидеть и держать кисть для рисования, он должен начинать создавать свои оригинальные картины. Никаких ограничений в желании, а наоборот стимулирование и поощрение. Если что-то с рисунками происходит не так, мама их может показать врачу и получить некоторые объяснения состояния своего малыша.

Рисование – это художественный навык, освоив который, вы получите немалое удовольствие, со временем он даже может превратиться в потрясающее хобби. Вам может показаться, что для того чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо посещать профессиональные уроки, но это не так. Простым рисованием ради собственного удовольствия можно сэкономить деньги и улучшить свои навыки. Чтобы научиться рисовать без посещения уроков, делайте наброски короткими штрихами, накладывайте тени, выделяйте отдельные фигуры в объектах различной формы и как можно больше практикуйтесь.

Шаги

Часть 1

Начальные наброски

    Выберите объект для рисования с натуры. Если возможно, найдите для себя что-нибудь значимое, например, ваш любимый цветок или свою собаку. На начальном этапе вам, скорее всего, будет проще рисовать с натуры, чем по памяти или из воображения. Поэтому, если вы будете рисовать что-нибудь такое, что вам нравится, это поможет вам сконцентрироваться.

    • Если вы только пробуете рисовать, вам пока еще не нужны специальные художественные материалы. Для работы подойдет любая ручка или карандаш и имеющаяся под рукой бумага.
  1. Нарисуйте общий набросок короткими штрихами. Легко нажимайте карандашом на бумагу. Концентрируйтесь на той линии, которую рисуете, забыв о самом объекте. Если вы рисуете собаку, забудьте о ней. Вместо этого начните чертить ее контуры. Они представляют собой границы между телом собаки и окружающей обстановкой. Начертите эти контуры короткими штрихами.

    • Чем короче будут ваши штрихи, тем более аккуратным получится набросок.
    • Не критикуйте свою работу. Двигайтесь быстро и по ходу оттачивайте свои штрихи.
  2. Прорисуйте детали. Как только будет готов набросок объекта в общих чертах, начните прорисовывать его детали. Постарайтесь выявить отличительные черты или метки на предмете, например, скол на чашке или клок шерсти у собаки, ориентируясь на которые можно расположить на рисунке остальные близлежащие детали.

    Наложите тени. Накладывать тени будет немного труднее, но они позволяют отразить на рисунке игру светотени, а также создают объем. Посмотрите, с какой стороны объект освещается солнцем. Затем возьмите остро заточенный карандаш и равномерно заштрихуйте участки полутени. Как только кончик карандаша затупится, перейдите к штриховке более темных участков. Чтобы карандаш оставлял более темные штрихи, нажимайте на него сильнее.

    • Практиковаться в наложении теней можно посредством рисования плавной шкалы теней. Начните рисовать шкалу от края листа. Во время работы перемещайте карандаш туда-сюда. По ходу работы начинайте сильнее давить на карандаш, чтобы постепенно делать штрихи более темными.
    • Также полезно практиковать рисование шкалы ахроматических цветов. Поделите вытянутый прямоугольник на пять секций. Оставьте первую секцию белой. Последнюю секцию закрасьте настолько темным цветом, насколько это возможно. В промежутках между этими двумя секциями (в трех центральных секциях) распределите свои штрихи таким образом, чтобы получить переходящие (от светлого к темному) оттенки серого.
  3. Соединяйте различные геометрические формы в фигуры. Научитесь составлять отдельные блоки, из которых формируются контуры предмета. Например, стол можно представить в виде набора прямоугольников и цилиндров, а змею – в виде серии кругов. Как только вы научитесь выделять в предметах отдельные геометрические блоки, то сможете рисовать их даже по памяти (без натуры).

    • Тратьте некоторое время на то, чтобы внимательно рассмотреть предметы и попытаться вписать их в отдельные геометрические формы.
  4. Выполняйте наброски предмета в разных ракурсах. Соберите рисуемый объект из различных форм. В ходе работы над наброском сотрите лишние и дочертите необходимые линии, чтобы объект на рисунке приобрел необходимую форму. Закончив рисовать этот набросок, попробуйте нарисовать этот же предмет с других ракурсов. Например, в профиль голова лошади может состоять из квадрата носа, круга щеки и треугольника ушей, но ту же голову можно нарисовать и во многих других ракурсах.

    • Впоследствии возвращайтесь к этим наброскам, чтобы улучшить остальные свои рисунки.
  5. Нарисуйте выбранный объект заново. В следующий раз, исправив различные ошибки на набросках в различных ракурсах, нарисуйте объект заново. Сначала даже можно опираться на подготовленные наброски. Составьте предмет из базовых геометрических форм, затем прорисуйте его детали и исправьте возможные ошибки. Как только у вас накопится определенный опыт, можно будет рисовать этот объект в различных позах даже по памяти.

    • Вполне допустимо делать некоторые упрощения в рисунке, они могут даже стать вашим индивидуальным стилем. Например, запоминание расположения каждой отдельной мышцы на теле может занимать слишком много времени.

Часть 3

Изучение техники рисования
  1. Изучите информацию о различных техниках рисования. В местной библиотеке должны быть книги о различных стилях рисования от реализма до японской манги. Подобные книги также можно приобрести в книжных магазинах. Чтобы ознакомиться с бесплатными идеями и демонстрационными уроками по рисованию, задайте поисковый запрос в поисковике или на YouTube по фразе "как рисовать (предмет)".

    • Книги по анатомии также могут послужить хорошим источником информации для реалистичных рисунков. Учитесь по ним схематически рисовать скелет и мышцы.
  2. Начните работать с дополнительными материалами. Обычно лучше пользоваться чем-то одним до того, как вы накопите опыт, например, карандашом и бумагой. Потом же можно подыскать альтернативы, которые вам больше понравятся и помогут выработать собственный стиль, например, начать работать с цветными карандашами или с углем. Кроме того, даже простые карандаши бывают различной твердости, что позволяет расширить возможности в накладывании теней.

    • Стандартными считаются карандаши ТМ (HB). Карандаши Т-категорий (Н) более твердые и подходят для рисования светлых линий. Карандаши М-категорий (B) мягче и подходят для рисования более темных линий.
    • Степень твердости и мягкости карандашей выражается цифрой. У твердых карандашей (Т или Н) самая высокая твердость выражается девяткой, а у мягких карандашей (М или В) девяткой обозначается самая высокая мягкость.
    • Виниловые ластики и клячки не повреждают бумагу, в отличие от обычных резиновых ластиков, но они не стирают цветные карандаши. Благодаря пластичности таких ластиков (у них тестообразная консистенция) им можно придавать любую форму для точного удаления отдельных мелких деталей карандашного наброска.
  3. Научитесь представлять себе сам процесс рисования. Когда не будете заняты непосредственно рисованием, осмотритесь вокруг. Подумайте, как можно было бы отразить окружающую обстановку в рисунке. Например, представьте, как вы накладываете тени вокруг нарисованных глаз, прорисовываете зрачки и радужные оболочки. Такой ход мышления позволит вам продумать работу над линиями и созданием своего собственного стиля.

    • Цель состоит в том, чтобы научиться видеть детали, а не только общие формы. Вместо того чтобы думать о самом глазе, думайте о линиях и цветах, которые позволят вам нарисовать этот глаз.
  4. Практикуйтесь. Рисование во многом похоже на такие навыки, как игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде. Как только у вас появляется свободное время, садитесь и рисуйте наброски. Упражняйтесь в накладывании теней и использовании различных техник рисования. Работайте над набросками предметов в различных ракурсах. В промежутках между занятиями рисованием просто проводите время с интересующими вас объектами, чтобы узнать о них больше и при этом не переутомиться.

  • Введите себе в привычку рисовать каждый день. С такой привычкой вам будет легче заставить себя практиковаться, и вы быстрее улучшите свои навыки.
  • Не расстраивайтесь из-за осознания совершенных ошибок. Такое восприятие останавливает многих начинающих художников. Запомните, даже опытные художники продолжают учиться в ходе своего творчества.
  • Чтобы освоить точную координацию движений руки, потребуется время. Продолжайте практиковаться, наносите короткие штрихи на базовые геометрические фигуры, и со временем результаты улучшатся.
  • Нет необходимости приобретать дорогие художественные материалы. Для учебы будет вполне достаточно блокнота и простых карандашей.
  • Развитие навыка выделять в предметах отдельные геометрические формы также требует времени, но это помогает выполнять более точные наброски.

Предупреждения

  • Кто-нибудь или даже вы сами можете попытаться отговорить себя от этой затеи. Но не слушайте тех, кто говорит, что у вас нет таланта. Рисованию необходимо учиться, и если вам нравится заниматься этим, просто продолжайте работать над собой.