Какие произведения написал александра волкова. Александр Волков. Биография писателя. Образование, преподавательская деятельность

Волков Александр Мелентьевич

Выполнила:

студентка 2Б группы

Устьянцева Ксения



В маленьком городке Усть–Каменогорске,

в стариной крепости, где отбывал солдатскую службу крестьянин Мелентий Волков, 14 июля 1891 года родился его первенец Александр.




В то время он самостоятельно осваивал немецкий и французский языки. В конце первой мировой войны, уже призванный на воинскую службу

Он экстерном сдал выпускные экзамены в Семипалатинскую гимназию. Позже за его плечами остался Ярославский педагогический институт.






Сказочная повесть "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" является продолжением сказки А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".

В ней рассказано, как злой столяр Урфин Джюс смастерил деревянных солдат и завоевал Волшебную страну. На выручку ее обитателям поспешили Элли и ее дядя, моряк Чарли Блек.


Сказочная повесть "Семь подземных королей" продолжает рассказ о приключениях девочки Элли и ее друзей в Волшебной стране. На этот раз друзья попадают в царство подземных рудокопов и становятся участниками новых удивительных приключений.



Сказочная повесть "Желтый туман" продолжает рассказ об удивительных событиях, происходящих в Волшебной стране, где живут Страшила, Железный Дровосек, Смелый Лев и куда снова попадают их маленькие друзья.


Сказочная повесть "Тайна заброшенного замка" является продолжением книг "Волшебник Изумрудного города", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей", "Огненный бог Марранов", "Желтый туман" и завершает серию книг A.M.Волкова о Волшебной стране.


У Волкова есть и другие произведения:

сборник "След за кормой" (1960), посвященный истории мореплавания, о первобытных временах, о гибели Атлантиды и об открытии Америки викингами; повесть "Приключения двух друзей в стране прошлого" (1963) . Волков также известен как переводчик.



Здесь подготовлена постоянная выставка книг и писем сказочника.

Музей располагается в старом корпусе университета, где некогда учился Александр Мелентьевич.


Награды

За самоотверженный труд в военное и мирное время на благо советской детской литературы А.М. Волков был награжден правительственными наградами:

  • орденом Трудового Красного Знамени (1953),
  • медалями «За доблестный труд» в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.»,
  • «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»,

а также профессиональными наградами.

Станислав Черных

Страна детства – это заросли кустарников на берегу реки, увлекательные игры в смелых и находчивых разведчиков, в бесстрашных партизан, в «красных» и «белых», это полные впечатлений походы по родному краю, рыбалка с ночевкой, с захватывающими и жуткими рассказами у костра про героев и злодеев... Страна детства – это необычайно чудесный мир, где человек учится читать и писать, мечтать и фантазировать, любить и ненавидеть.
В этой изумительной стране человек живет кипучей и насыщенной жизнью, до предела наполненной яркими впечатлениями. Он постигает мир, совершает открытия, начинает различать зло и добро, правду и кривду. Ему помогают добрые советчики и наставники – книги. Они открывают мальчишкам и девчонкам тайны о полетах на Луну и другие планеты, о морях и океанах, о кораблях и самолетах, о дальних странах...
Рассказать о сложном просто и занятно, об обычном интересно и увлекательно не каждому дано. Этим счастливым даром обладал писатель Александр Мелентьевич Волков. Он подарил детям около двадцати книг. Это «Чудесный шар», «Зодчие», «Скитания», «Два брата», «Царьградская пленница», «След за кормой», «Приключения двух друзей в стране прошлого» и другие.
Наибольшей популярностью пользуются повести-сказки «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Огненный бог марранов», «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка». А его великолепная книга «Земля и небо» вот уже более трех десятилетий служит своеобразной настольной энциклопедией по астрономии, путеводителем по Вселенной. Она переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский, хинди, бенгали, китайский, вьетнамский и многие другие языки. Книга выдержала около тридцати изданий. Если бы Волков написал только одну эту книгу, то и это создало бы ему широкую известность.
Все произведения писателя, человека с большим и чутким сердцем, овеяны любовью к своему народу и его истории, к древним городам и памятникам, воздвигнутым умельцами из народа. В них мудрость автора.
Но прежде чем рассказывать о творчестве писателя, хотелось бы напомнить о его поучительном жизненном пути.
Чтобы уточнить отдельные вехи из его биографии, я впервые навестил писателя в апреле 1969 года. В ясный солнечный день состоялось наше знакомство в его московской квартире по Новопесчаной улице (ныне улица имени Вальтера Ульбрихта). Дверь мне открыл человек среднего роста, коренастый, сутулый, с седой, почти совершенно белой головой, внимательным прищуром добрых глаз. Это был Александр Мелентьевич Волков. Обменявшись рукопожатиями, мы прошли в его рабочий кабинет. Здесь все было просто. У окна стоял большой старый письменный стол. По обе стороны шкафы с книгами и письмами читателей. Он усадил меня в старое кресло и стал расспрашивать об Усть-Каменогорске, то и дело предаваясь воспоминаниям. Говорил он живо, увлекательно, образно, быстро, создавая атмосферу доброжелательности.
Родился писатель 14 июня 1891 года в Усть-Каменогорске, в хате под соломенной крышей. За окном в огороде каждое лето цвели подсолнухи и мальвы, щебетали птахи. Хата стояла в Малороссийском переулке у реки Ульбы. Отец Саши Мелентий Михайлович, секисовский крестьянин, служил в Усть-Каменогорской крепости солдатом. Будучи человеком недюжинного ума, быстро освоил грамоту в военной учебной команде и благодаря этому дорос до чина фельдфебеля. Когда женился, обучил грамоте свою жену Соломею Петровну.
Уже в раннем детстве Александр увлекался рыбной ловлей и путешествиями по родному краю. А еще любил он ездить в Секисовку, к своему деду. Здесь наблюдал он, как крестьяне ткали холсты, выделывали армячину, гнули дуги, мастерили телеги и сани.
Двадцатый век принес стремительное развитие таким чудесам человеческой техники, как кинематограф, радио, автомобилизм, авиация. Однако цивилизация и технический прогресс в начале нового столетия почти не коснулись Секисовки и других деревень Прииртышья. Алтайская деревня не пользовалась керосином, хотя в Усть-Каменогорске, Риддере, (Лениногорске), Зыряновске, Зайсане уже широко применялось керосиновое освещение. Правда, ушла она и от дедовской «лучинушки». Свет давали жировики – глиняные плошки, куда наливалось растопленное сало и вставлялся плетеный фитилек. Чадя и треща, такой жировик слабо освещал избу неровным трепетным светом, и при этом свете совершались все домашние работы в долгие зимние вечера и не в менее долгие зимние утра...
В Секисовке в основном жили старообрядцы, не принявшие церковных реформ семнадцатого века и бывшие оппозиционными официальной православной церкви.
В секисовской церкви хранились старинные рукописные книги времен царя Михаила Федоровича, и Саша Волков любил перелистывать огромные, переплетенные в деревянные доски тома «Часослова», «Триоди цветной», «Триоди постной» и «Октоиха» с непонятными крюками, изображавшими ноты.
Эти незабываемые картины детства, воспоминания о дореволюционном деревенском и городском быте помогли впоследствии Александру Мелентьевичу при работе над книгами «Чудесный шар», «Два брата», «Зодчие», «Царьградская пленница» и другими.
Читать Александр выучился чрезвычайно рано, на четвертом году жизни. В семь-восемь лет читал Майн Рида, Жюля Верна и даже Диккенса. Любил А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина.
После окончания трехклассного городского училища (в каждом классе учение продолжались два года) перед юношей встал извечный вопрос: кем быть? У отца семья в семь человек, а получал он 10 рублей жалованья в месяц. Послать сына в Семипалатинскую гимназию не было средств, да и для этого требовалось подготовиться по четырем или хотя бы по трем языкам. А это означало занятия с частными преподавателями и расход в несколько сот рублей!
Представлялась возможность поступить в Семипалатинскую учительскую семинарию, где давалась казенная стипендия, на которую можно было бы прожить. Но в приготовительный класс семинарии принимали пятнадцатилетних юношей, а Волкову было только тринадцать...
«Что делать? Пойти мальчиком в магазин? Перетаскивать штуки ситца, ящики с мылом, перекатывать бочонки с селедкой? Слушать грубые приказания и площадную брань купца и приказчиков? Учиться плутовать, обманывать и обвешивать покупателей?» – такие вопросы встали перед юношей. Но отец об этом и слышать не хотел. Он к тому времени уже покинул солдатскую службу и сам на опыте изведал горькую приказчичью судьбу...
И хоть трудно было ему одному содержать разросшуюся семью, он сказал сыну:
– Ну, что ж делать... Расти, сынок! Через два года поедешь в учительскую семинарию. А до тех пор уж как-нибудь перебьюсь...
Но Саше не сиделось без работы. Он овладевает переплетным делом, что дает ему доступ к личным библиотекам наиболее состоятельных людей станицы Усть-Бухтарминской, где в это время проживали Волковы.
Скромный заработок компенсировался десятками вновь прочитанных книг. Среди них были и сочинения графа Льва Толстого, и «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец, и «Полный курс лечения накожных болезней».
Когда А. М. Волкову исполнилось пятнадцать, отец получил работу в городе Усть-Каменогорске. Начались приготовления для поступления в Семипалатинскую учительскую семинарию, откуда пришел благоприятный ответ.
И вот настала пора ехать в Семипалатинск,– с улыбкой вспоминает Александр Мелентьевич. – Я собрал свои нехитрые пожитки и отправился на Верхнюю Пристань, чтобы отсюда первым пароходом отплыть в Семипалатинск, где с 1 августа начинались вступительные экзамены в семинарию. Однако проходит день, и другой, и третий, а парохода все нет. Лето выдалось сухое, Иртыш обмелел, и немногочисленные пароходы, обслуживавшие верхний плес реки, засели на мелях, одни выше, другие ниже Усть-Каменогорска. А в те поры, когда пароход садился в наших краях на мель, он садился всерьез и надолго...
Наступило 3 августа, в семинарии прошли первые экзамены. Мое горе не поддается описанию. Но эта неудача обернулась для меня нежданной и большой удачей, изменившей к лучшему весь последующий ход моей жизни.
Скоро стало известно, что в Томске в 1906 году открылся учительский институт, тогда десятый по счету во всей огромной стране и единственный на «Азиатскую Россию» – Западную и Восточную Сибирь, Дальний Восток, Казахстан и Среднюю Азию.
Александр проходит подготовительный курс, получает аттестат с круглыми пятерками и в 1907 году отправляется в дальний путь – за две тысячи верст.
Конкурс был огромный: на 25 мест претендовало 150 человек. Незаурядные способности и превосходная память позволили Волкову с успехом выдержать экзамены и быть зачисленным в студенты. Ему назначили стипендию 16 рублей 66 копеек в месяц и дали бесплатное место в общежитии. Александр почувствовал себя богатым человеком. На первую же стипендию накупил книг. И часто ночи напролет проводил за чтением.
Учительский институт он окончил в 1910 году и получил право преподавать в городских и высших начальных училищах, в младших классах гимназий и реальных училищ. Сначала работает учителем в старинном алтайском городе Колывани, а потом возвращается в родной Усть-Каменогорск, в училище, где он провел свои школьные годы.
– Во время работы в школе я преподавал, все или почти все: физику, математику, естествознание, русский язык, литературу, историю, географию, рисование и даже латынь. Кроме пения, – пошутил Александр Мелентьевич.
В это время он самостоятельно осваивает французский и немецкий, еще не зная, что благодаря этому позднее откроет для русского читателя увлекательный роман Жюля Верна «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», переведет «Дунайского лоцмана».
Накануне революции Волков пробует перо. Его первые стихи «Ничто не радует меня», «Мечты» были напечатаны в 1917 году в газете «Сибирский свет». В 1917 – начале 1918 года он входит в состав Усть-Каменогорского совдепа и участвует в выпуске газеты «Друг народа». В это время пишет ряд пьес для детского театра, которые с большим успехом шли на сценах Усть-Каменогорска и Ярославля.
Начало двадцатых годов на востоке Казахстана было неспокойным, тревожным. По селам рыскали банды. Даже здесь, в благодатном краю, было голодно, не хватало хлеба. Тиф и холера валили людей с ног.
– Приходилось порой давать уроки за сено для коровы, за масло, за хлеб и топливо. Трудно было, но интересно и весело, – рассказывал Александр Мелентьевич о годах своей молодости.
Тяга к дальнейшему пополнению знаний заставляет Волкова покинуть родной край. В 1926 году он переезжает в Ярославль, где работает директором средней школы и одновременно занимается самообразованием, экстерном сдает экзамены за физико-математический факультет педагогического института. В 1929 году Александр Мелентьевич перебирается в Москву, где работает заведующим учебной частью рабфака.
В начале тридцатых годов в Московский государственный университет поступило несколько необычное заявление от учителя с двадцатилетним стажем работы в школе Александра Волкова, он просил зачислить его на математический факультет, хотя в школе преподавал русский язык, литературу и историю. Вдобавок к этому не были ясны мотивы, побуждающие стать студентом в столь солидном возрасте.
После некоторых колебаний Волков был зачислен в университет. И к удивлению и восхищению профессоров и преподавателей сорокалетний студент одолел пятилетний курс университета за семь месяцев...
В августе 1931 года Александр Мелентьевич был утвержден доцентом Московского института цветных металлов и золота имени М. И. Калинина, где читал курс высшей математики вплоть до ухода на пенсию в феврале 1957 года.
Во время работы в институте Волков отдавался не только математике, а продолжал пополнять свои знания по литературе, истории, географии, астрономии, активно занимался переводами с английского, французского и немецкого языков. Однажды, во время занятий для практики переводом с английского, в его руки попала популярная в Америке сказка Лимана Фрэнка Баума «Мудрец из страны Оз». Она привлекла математика оригинальностью своих героев, удивительной их судьбой. Девочка Элли, занесенная в Волшебную страну ураганом, находит своих будущих друзей в самом бедственном положении. Соломенное чучело Страшила сидит на колу в пшеничном поле, и над ним смеются нахальные вороны. Железный дровосек, заколдованный злой волшебницей, ржавеет в глухом лесу, и час его гибели недалек. Лев, который по всем сказочным законом должен был бы править звериным царством, настолько труслив, что боится любого врага...
Но как необычны их желания, какие высокие цели они ставят перед собой! Страшиле нужны мозги, с мозгами в голове он станет, как все люди, а это его заветная мечта. Дровосек хочет получить сердце, которое могло бы любить. Льву без смелости не сделаться царем зверей, а если он этого добьется, то станет править своим народом мудро и справедливо.
Все было задумано Баумом хорошо, но действие в сказке развивалось случайно, не было единой линии, связывающей поступки героев. Каждый из них старался только для себя. И тогда Волков придумал предсказание магической книги Виллины: «Пусть Элли поможет трем существам добиться исполнения их заветных желаний, и она вернется домой».
Все стало на свои места, крепко спаялось со сказочной логикой. Заработало великое правило: «Один за всех, все за одного». Герои бодро зашагали по дороге, вымощенной желтым кирпичом...
А. М. Волков многое изменил в сказке Ф. Баума, развил сюжет, заставил заговорить собачку Тотошку. Так как в волшебной стране, где разговаривают не только птицы и звери, но даже люди из железа и соломы, умный и верный Тотошка тоже должен был говорить!
Пересказывая вечерами сказку своим детям, Волков каждый раз добавлял все новые и новые подробности...
Раз моя сказка нравится моим детям, она, возможно, будет интересна и другим малышам,– рассуждал Александр Мелентьевич. – Ничто не мешало коллеге, математику Кэрроллу, быть и отличным сказочником».
И он решил обратиться за советом к С. Я. Маршаку. Он писал:

«Многоуважаемый Самуил Яковлевич! Простите, что обращаюсь к Вам, но я, если можно так выразиться, Ваш «литературный крестник».
Несколько слов о себе. Я доцент математики одного из московских институтов. Педагогической деятельностью занимался много лет. Работал в низшей школе, в средней, а теперь в высшей. Детей, их интересы, знаю «до дыхания».
К литературе всегда имел склонность. Двенадцати лет начал писать роман с потрясающе оригинальной фабулой: герой по имени Жерар Пикильби (!) после кораблекрушения попадает на необитаемый остров... Живя в Сибири (я сын крестьянина, родом с Алтая), писал детские пьесы, которые с успехом ставились в школах.
Потом переехал в Москву, занялся научной работой, написал несколько трудов по математике. Влечение к литературе, казалось, заглохло. Но это только казалось. Оно дремало в глубине души и воскресло с новой силой, разбуженной Вашими статьями в «Правде», где Вы призывали новых людей в детскую литературу. Я не мог противостоять искушению и начал писать.
Основной моей работой в 1936 году являлась историческая повесть «Первый воздухоплаватель» (я ее теперь почти закончил). Но в промежутках между работой над повестью я переработал неизвестную в нашей литературе сказку одного американского писателя (я знаю латинский, французский, английский и немецкий), увлекшую меня оригинальной фабулой и какой-то особой поэтической прелестью. Я значительно сократил книгу, выжал из нее воду, вытравил типичную для англосаксонской литературы мещанскую мораль, написал новые главы, ввел новых героев. Сказку я назвал «Волшебник Изумрудного города». Хотелось бы, прежде всего, подвергнуть эту работу Вашему суду, Вашей оценке. Откровенно скажу Вам – работая над сказкой, я чувствовал себя неловко, хотя и прекрасно сознавал всю огромную важность детской литературы. Но Ваша статья о Льюисе Кэрролле, авторе «Алисы в стране чудес», влила в меня уверенность. Я знаю эту сказку, но не предполагал, что автор – мой коллега по научной работе, профессор математики!
Итак, уважаемый Самуил Яковлевич, разрешите прислать Вам рукопись сказки. Она невелика – около четырех печатных листов. Вы меня вдохновили на литературную работу, от Вас я хотел услышать ее оценку.
С товарищеским приветом, глубоко уважающий Вас А. Волков.
Москва, 2 апреля 1937 года».
Маршак обрадовался этому письму и быстро – 9 апреля – на него откликнулся:
«Многоуважаемый Александр Мелентьевич, Ваше письмо очень меня обрадовало и заинтересовало. Надеюсь, что рукописи Ваши еще больше меня обрадуют. Жду присылки «Первого воздухоплавателя» и «Волшебника Изумрудного города».
Постараюсь, насколько позволит мое здоровье, а оно в последнее время в довольно плохом состоянии,– поскорее прочесть обе вещи и написать Вам с полной откровенностью, что я о них думаю.
То, что Вы пишете о себе и своей работе, дает мне основание предполагать, что Вы окажетесь полезным и ценным человеком для нашей детской литературы».
Вскоре Волков отправил Маршаку рукопись сказки и письмо:
«Многоуважаемый Самуил Яковлевич! Посылаю Вам «Волшебника Изумрудного города». Хотелось бы, чтобы рукопись Вас порадовала. С нетерпением буду ожидать Вашего отзыва, но, конечно, ничуть не хочу стеснять Вас в сроках: пусть их продиктуют Ваши время и здоровье.
Я должен сделать несколько предварительных замечаний. Сказка Фр. Баума имеет объем в шесть печатных листов. Из оригинала сохранились (и притом в свободной переработке), я думаю, около трех. Две главы, замедляющих действие и прямо не связанные с сюжетом, я выбросил. Зато мной написаны главы «Элли в плену у людоеда», «Наводнение» и «В поисках друзей». Во всех остальных главах сделаны более или менее значительные вставки. В некоторых случаях они достигают полстраницы и более, в других – это отдельные абзацы или фразы. Конечно, их все невозможно перечислить – их слишком много.
Хотелось бы услышать Ваше мнение как о сказке в целом, так и о вставленных мною главах – входят ли они органически в сюжетную ткань сказки, не нарушают ли они стиля повествования?
Очень также прошу Вас, Самуил Яковлевич, обратить особое внимание на идеологическую сторону. Я стремился провести через всю книгу идею дружбы, настоящей, самоотверженной, бескорыстной дружбы, идею любви к родине. Не знаю, насколько мне это удалось.
Я очень прошу Вас читать сказку с карандашом в руке и делать в рукописи все поправки и замечания, какие Вы сочтете нужными. Я буду Вам за это бесконечно благодарен.
«Первого воздухоплавателя» я сейчас окончательно пишу и правлю перед последней перепечаткой. Нужно сказать, что он прошел у меня несколько редакций и сейчас будет перепечатываться в пятый раз (а в некоторых частях и больше). Но об этом после. Надеюсь выслать Вам повесть к 1 мая. У меня сейчас большая «нагрузка» по основной работе (заведую кафедрой, читаю аспирантские курсы и т. д.), но каждую свободную минуту посвящаю литературе.
Простите за длинное письмо. Хотелось бы написать и более, но не хочу злоупотреблять Вашим временем.
С сердечным приветом. Ваш А. Волков.
11 апреля 1937 года».
Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» произвела хорошее впечатление на Маршака. В письме Волкову он пишет:
«Рукопись Вашу («Волшебник Изумрудного города») я получил и сейчас же прочел, но болезнь помешала мне своевременно ответить Вам.
В повести много хорошего. Вы знаете читателя. Пишете просто. У Вас есть юмор. Когда мы с Вами увидимся – либо в Москве, либо в Ленинграде, если Вы сможете сюда приехать, – я выскажу Вам некоторые свои замечания в отношении языка, стиля и т. д. Пока же я хочу только сказать Вам, что, по моему впечатлению, Вы можете быть полезным детской нашей литературе.
Если говорить о недостатках повести, то я пока указал бы только на один – объясняющийся, впрочем, тем, что в основу повести положена иностранная сказка: повесть немножко вне времени. Разумеется, в сказочной, фантастической повести Вы имеете право на некоторую отвлеченность, «вневременность». Но если Вы вчитаетесь в «Алису», Вы увидите, что, несмотря на всю фантастику, Вы чувствуете в этой вещи Англию совершенно определенной эпохи. Даже на пересказах и переводах всегда есть печать того или другого времени, есть какая-то точка зрения, по которой можно почувствовать, где и когда это делалось.
Все же я хотел бы, чтобы Ваш первый опыт дошел до читателя. Я поговорю о повести с редакцией Детиздата (если Вы против этого не возражаете), и тогда решим, как и с кем Вы будете над книгой работать. Надеюсь, что редакция долго не задержит решения вопроса о том, может ли она включить книгу в свой план...»
По рекомендации С. Я. Маршака сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» увидела свет в 1939 году тиражом в двадцать пять тысяч экземпляров и сразу же завоевала симпатии читателей. Поэтому на следующий год появилось ее повторное издание, а к концу года она вошла в так называемую «школьную серию», тираж которой составлял 170 тысяч экземпляров.
По просьбе юных читателей книга переиздавалась около двадцати раз, переведена на многие языки народов СССР и издана в Болгарии, ГДР, Югославии, Румынии и других странах мира. Общий тираж ее составляет около трех миллионов экземпляров.
В издании второй книги А. М. Волкова «Чудесный шар», которую автор в первоначальных вариантах называл «Первый воздухоплаватель», большое участие принял Антон Семенович Макаренко, который только что переехал на жительство в Москву, где полностью отдался научной и литературной работе.
Открыв А. М. Волкову двери в детскую литературу, С. Я. Маршак и А. С. Макаренко не ошиблись. Его творчество не знало срывов и спадов. С каждым годом оно обретает все большее число поклонников. Оно любимо и самыми маленькими, и теми, которые уже возмужали, но с годами не забыли его чудесные книги.
«Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали, чтобы писатель продолжил сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и ее верных друзей – Страшилы, Железного дровосека, Трусливого льва и смешной собачки Тотошки.
«Дорогой писатель Волков! Нам Ваша книга очень понравилась, но хочется знать, что дальше случилось с Элли и ее друзьями. С нетерпением ждем продолжения. С пионерским приветом 5-й класс «В»...
На письма подобного содержания Волков откликнулся книгами «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей».
Первая из них затем выдержала около двадцати изданий (общий тираж свыше полутора миллионов экземпляров), а вторая – более десяти изданий (около полмиллиона экземпляров).
Но читательские письма продолжали идти с просьбами продолжить рассказ. Александр Мелентьевич вынужден был ответить своим «напористым» читателям:
«...Многие ребята просят меня, чтобы я писал еще сказки об Элли и ее друзьях. Я на это отвечу: сказок об Элли больше не будет.
Мои юные читатели, Вы забываете, что Элли растет, как и Вы сами. В раннем возрасте волшебные путешествия не очень вредили учению Элли, но представьте себе, что, начиная хотя бы с третьего класса, Элли будет ежегодно отсутствовать в школе по четыре, пять месяцев, а потом явится и преспокойно скажет: я была в Волшебной стране! Там опять случились неприятности со Страшилой и Железным Дровосеком, и я их выручала. Как посмотрели бы на это учителя? Вот почему, хотя мне, как и вам, жаль расставаться с Элли, но придется это сделать. Надо дать девочке дорогу в настоящую жизнь.
Желаю Вам счастья, успехов в учебе. Сердечно Ваш А. Волков».
Но поток писем с настойчивыми просьбами продолжить сказки не уменьшался. И добрый волшебник внял просьбам своих юных поклонников. Он написал еще три сказки – «Огненный бог Марранов», «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка».
Примечательно, что три из этих сказочных повестей впервые появились в журнале «Наука и жизнь». <...>
Вряд ли нужно напоминать, о чем эти, известные всем, сказки. Они имеют четкую основу и глубокий смысл: дружба, основанная на бескорыстии, безгранична, добро побеждает зло, справедливость торжествует, порок наказывается.
По мотивам сказочной повести «Волшебник Изумрудного города» писатель в 1940 году написал одноименную пьесу, которая ставилась в кукольных театрах Москвы, Ленинграда, Тулы, Новосибирска, Воркуты, Перми, Кишинева, Симферополя, Курска и других городов страны, а также в Праге.
В шестидесятые годы А. М. Волков создает вариант пьесы для театров юного зрителя. В 1968 и последующие годы по новому сценарию «Волшебник Изумрудного города» ставится театрами страны.

Пьеса «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» шла в кукольных театрах под названиями «Урфин Джюс», «Побежденный Урфин Джюс» и «Сердце, ум и храбрость».
В 1973 году объединение «Экран» сняло кукольный фильм из десяти серий по сказкам А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей».
В 1967 году Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» (Апрельский завод) выпустила долгоиграющую пластинку с записью постановки пьесы «Волшебник Изумрудного города» с участием Р. Плятта, М. Бабановой, А. Папанова, Г. Вицина и других известных артистов, а в сентябре 1974 года по Всесоюзному радио с их участием прозвучала радиопостановка «Волшебник Изумрудного города» в двух частях.
Не меньшей популярностью пользуются в стране исторические произведения Александра Мелентьевича Волкова «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», «След за кормой». Кратко напомним, о чем эти произведения.
Действие романа «Два брата» происходит в один из самых интереснейших периодов отечественной истории – во время эпохи петровских реформ, упрочивших положение Российского государства в мире.
Исторический роман «Зодчие» переносит читателя в эпоху царствования Ивана Грозного. В нем рассказывается о сооружении в Москве прекраснейшего и неповторимого по своим архитектурным формам, величию и красоте памятника русского зодчества–храма Василия Блаженного. Это архитектурное чудо XVI века возведено русскими умельцами в честь победы русского государства над Казанским ханством. В книге правдиво воспроизведены картины беспросветной жизни крестьянского населения и московской голытьбы. Автор знакомит читателей со всеми сторонами жизни на Руси. Прототипами главных героев романа являются архитекторы Барма и Постник.
В романе «Скитания» – та же эпоха, но другая страна – Италия, детство и юность Джордано Бруно.
Одна из последних книг Александра Мелентьевича «Царьградская пленница» переносит нас во времена Ярослава Мудрого, знакомит с Киевской Русью XI века и столицей Византии – Царьградом. В повести рассказывается о трудных и интересных приключениях на пути «из варяг в греки», о культуре и быте того времени.
Книга «След за кормой» повествует о том, как человек начал строить небольшие суда и преодолевать на них водные преграды, как зародились и развивались на Земле кораблестроение и мореплавание.

Как педагог Александр Мелентьевич Волков отдавал силы и научно-художественному жанру. В годы войны он написал книги «Бойцы-невидимки» (математика в артиллерии и авиации) и «Самолеты на войне».
А вот еще одна книга Волкова «Земля и небо», впервые увидевшая свет, как и большинство других произведений писателя, в издательстве «Детская литература» в 1957 году. И уже на следующий год она была удостоена второй премии на конкурсе за лучшую книгу о науке и технике для детей школьного возраста.
Книга сразу же получила большую популярность в нашей стране и за рубежом и выдержала более 30 изданий общим тиражом около двух миллионов экземпляров. Ее с интересом читают дети Индии и Вьетнама, Франции и Великобритании, Чехословакии и Польши, Болгарии и Сирии, казахи и украинцы, молдаване и латыши, узбеки и литовцы, мальчишки и девчонки многих национальностей нашей страны. Она вводит их в мир географии, истории и астрономии.
Автор знакомит читателя с путешествиями Магеллана и Христофора Колумба, учениями Птолемея и Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея о Вселенной и их удивительных открытиях на небе, с первыми телескопами и обсерваториями, с величиной земного шара, со странами света, с тем, как люди ведут счет времени.
С захватывающим интересом рассказывает о метеорах, звездных дождях и кометах, о Солнце и звездах, о Млечном Пути и о галактиках в океане Вселенной...
С каждым изданием книга пополнялась новыми деталями и подробностями, связанными с самыми последними достижениями науки и техники в освоении космического пространства, полетами человека в космос.
Общий тираж произведений А. М. Волкова, из­данных на многих языках мира, превысил двадцать миллионов экземпляров. О них написаны десятки лестных рецензий.
Несмотря на преклонный возраст, Александр Мелентьевич продолжал трудиться до последних дней жизни – создавал новые книги, живо интересовался новейшими достижениями науки и техники.
Мне довелось пять раз встречаться с этим замечательным человеком и около десяти лет переписываться с ним. В октябре 1975 года в Москве в моем распоряжении оказалось свободное время. Позвонил Александру Мелентьевичу Волкову. Узнав, что я нахожусь проездом в Москве, он высказал пожелание, чтобы я непременно и его навестил.
И вот я на квартире у Волкова. Он встретил меня радостно, как старого знакомого.
Мы говорим о книгах, готовящихся к изданию, о творческих планах на будущее. Александр Мелентьевич поднялся с кресла, достал со стола рукопись. На титульном листе было написано: А. М. Волков. «В поисках правды. Научно-популярная книга для детей среднего школьного возраста» В древние времена начало разлива рек и другие явления природы, в том числе и затмения Солнца и Луны, предсказывали жрецы – служители церкви. Они занимались изучением небесных светил Знание астрономии давало им огромную власть над народом. Потом наукой о Вселенной стали заниматься самые образованные люди. Открывая закономерности в природе, они стали разоблачать жрецов, из-за чего навлекали на себя немилость и гнев церкви. Пытливые и самоотверженные, они в поисках правды шли на смерть, чтобы доказать истину. Как раз этому и была посвящена новая книга...
Последняя наша встреча состоялась в декабре 1976 года. Александр Мелентьевич выглядел усталым и больным, но, как всегда, был приветлив и гостеприимен. В этот день он любезно предоставил мне возможность ознакомиться с письмами своих читателей, а их в архиве писателя десятки тысяч. Одни просят выслать ту или иную книгу, другие предлагают сюжеты, просят продолжить сказки, которые настолько полюбились детям, что некоторые, желая иметь их у себя, переписывали от руки. Во многих письмах дети и их родители высказывали писателю слова благодарности за его замечательные произведения и нередко приглашали Александра Мелентьеву в гости в Сибирь, на Алтай, на юг.
3 июля 1977 года Александра Мелентьевича Волкова не стало. Но остались его книги, которые будут жить долго и переиздаваться много раз, волшебное перо его принесет много радостных и счастливых минут еще не одному поколению читателей.

Очерк (с сокращениями) из книги: «С берегов Иртыша». Алма-Ата: Казахстан, 1981 г.

Годы жизни: с 14.07.1891 по 03.07.1977

Советский писатель, драматург, переводчик.

Александр Мелентьевич Волков родился 14 июля 1891 года в Усть-Каменогорске в семье военного фельдфебеля и портнихи. Будущему писателю не было и четырех лет, когда отец научил его читать и с тех пор он стал заядлым читателем. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища и в 12 лет он закончил его лучшим учеником. В конце I-й мировой войны, он сдает выпускные экзамены в Семипалатинской гимназии, а затем заканчивает Ярославский педагогический институт. В 1910 году, после подготовительного курса, поступил в Томский учительский институт, который окончил в 1910 году с правом преподавания в городских и высших начальных училищах. Александр Волков начал работать учителем в старинном алтайском городе Колывани, а затем в родном городе Усть-Каменогорске, в училище, где начинал свое образование. Там он самостоятельно освоил немецкий и французский языки.

Накануне революции Волков пробует перо. Его первые стихи «Ничто не радует меня», «Мечты» были напечатаны в 1917 году в газете «Сибирский свет». В 1917 - начале 1918 года он входит в состав Усть-Каменогорского совдепа и участвует в выпуске газеты «Друг народа». Волков, как и многие «старорежимные» интеллигенты, не сразу принял Октябрьскую революцию. Но неиссякаемая вера в светлое будущее захватывает его, и вместе со всеми он участвует в строительстве новой жизни, учит людей и учится сам. Он преподает на открывающихся в Усть-Каменогорске педагогических курсах, в педтехникуме. В это время пишет ряд пьес для детского театра. Его веселые комедии и пьесы «Орлиный клюв», «В глухом углу», «Деревенская школа», «Толя-пионер», «Цветок папоротника», «Домашняя учительница», «Товарищ из центра» («Современный ревизор») и «Торговый дом Шнеерзон и Ко» с большим успехом шли на сценах Усть-Каменогорска и Ярославля.

В 20-х годах Волков переезжает в Ярославль на должность директора школы. Параллельно с этим он экстерном сдает экзамены на физико-математический факультет педагогического института. В 1929 году Александр Волков переезжает в Москву, где работает заведующим учебной частью рабфака. К тому времени, когда он поступил в Московский государственный университет, он уже являлся сорокалетним женатым мужчиной, отцом двоих детей. Там, за семь месяцев, он одолел весь пятилетний курс математического факультета, после чего в течение двадцати лет являлся преподавателем высшей математики в Московском институте цветных металлов и золота. Там же он вел для студентов факультатив по литературе, продолжал пополнять свои знания по литературе, истории, географии, астрономии, активно занимался переводами.

Позднее, на пятом десятке Александр Мелентьевич всего за 7 месяцев блестяще заканчивает математический факультет Московского университета. А вскоре становится преподавателем высшей математики в одном из московских ВУЗов. И вот здесь происходит самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича. Началось все с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ". Книжка ему понравилась. Он начал пересказывать ее двум сыновьям. При этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать Элли. Тотошка, попав в Волшебную страну, заговорил. А Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин... Появилось множество и других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, то вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский "Мудрец". Американская сказка превратилась просто в сказку. А ее герои заговорили по-русски так же непринужденно и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски.

Самуил Яковлевич Маршак, познакомившись с рукописью "Волшебника", а потом и с переводчиком, настоятельно посоветовал ему заняться литературой профессионально. Волков прислушался к совету. "Волшебник" был издан в 1939 году.

Невероятный успех цикла Волкова, сделавший автора современным классиком детской литературы, во многом задержал "проникновение" на отечественный рынок оригинальных произведений Ф. Баума; тем не менее, за исключением первой повести, цикл Волкова представляет собой плод его самостоятельной фантазии.

Помимо произведений для детей Волков является автором других работ. Большой популярностью пользовались в стране исторические произведения Александра Мелентьевича - «Два брата», «Зодчие», «Скитания», «Царьградская пленница», сборник «След за кормой», посвященный истории мореплавания, первобытным временам, гибели Атлантиды и открытию Америки викингами.

Кроме этого Александр Волков опубликовал несколько научно-популярных книг о природе, рыбной ловле, истории науки. Самая популярная из них - «Земля и небо» (1957), вводящая детей в мир географии и астрономии, выдержала многократные переиздания.

Волков занимался переводами Жюля Верна («Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» и «Дунайский лоцман»), его перу принадлежат фантастические повести «Приключение двух друзей в стране прошлого» (1963, памфлет), «Путешественники в третье тысячелетие» (1960), рассказы и очерки «Путешествие Пети Иванова на внеземную станцию», «В горах Алтая», «Лапатинский залив», «На реке Буже», «Родимое пятно», «Удачный день», «У костра», повесть «И кровью обагрилась Лена» (1975, не опубликовано?), и многие другие произведения.

В детстве в доме отца книг было немного, и с 8 лет Саша стал мастерски переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать.

Еще в детстве прочел Майн Рида, Жюля Верна и Диккенса; из русских писателей любил А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина.

Библиография

Цикл Волшебник Изумрудного города
В основе первой книги лежала книга американского детского писателя Лаймена Фрэнка Баума Удивительный Волшебник из Страны Оз.
(1939)
(1963)
(1964)
(1968)
(1970)
(1975, опубликована в 1982)

Научно-популярные книги
Как ловить рыбу удочкой. Записки рыболова (1953)
Земля и небо (1972)
В поисках правды (1980)

Стихи
Ничто не радует меня (1917)
Мечты (1917)
Красная Армия
Баллада о советском летчике
Разведчики
Юные партизаны
Родина

Песни
Походная комсомольская
Песня тимуровцев

Пьесы для детского театра
Орлиный клюв
В глухом углу
Деревенская школа
Толя-пионер
Цветок папоротника
Домашняя учительница
Товарищ из центра (Современный ревизор)
Торговый дом Шнеерзон и Ко

Радиопьесы (1941-1943)
Вожатый уходит на фронт
Тимуровцы
Патриоты
Глухой ночью
Фуфайка

Исторические очерки
Математика в военном деле
Славные страницы по истории русской артиллерии

Переводы
Жюль Верн, Дунайский лоцман
Жюль Верн, Необычайные приключения экспедиции Барсака

Экранизации произведений, театральные постановки

Волшебник Изумрудного города:
1974 - Кукольный мультфильм (10 серий), снятый по мотивам сказок Волкова "Волшебник Изумрудного города", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" и "Семь подземных королей".
1994 - Фильм режисера Арсенова. В фильме звездный состав актеров: Невинный и Невинный младший, Павлов, Варлей, Щербаков, Кабо, Носик.

Волков Александр Мелентьевич - писатель, драматург, переводчик. Родился 14 июля 1891 в г. Усть-Каменогорске в семье отставного унтер-офицера. В 1907 приехал в Томск , поступил в томский , через три года получил право преподавания в городских и высших начальных училищах. Работал учителем в городе Колывани, а затем в родном городе Усть-Каменогорске. С 1929 жил в Москве. Сорокалетним женатым мужчиной, отцом двоих детей, за семь месяцев подготовился и сдал экзамены за пятилетний курс математического факультета МГУ. Работал преподавателем высшей математики в Московском институте цветных металлов и золота.

Писатель Александр Волков с сыном Вивианом

Его первыми литературными опытами были стихи. В томской ежедневной общественной, литературно-политической газете «Сибирский свет» (1917, № 13) опубликовано его печальное стихотворение:

Ничто не радует меня,
Не веселит мой взор печальный;
На склоне жизни прожитой
Я утомлен дорогой дальней.
Печально я гляжу вперед:
Не встречу ласкового взора
Я на закате дней моих;
Ни слова дружбы, ни укора
Не скажет мне мой друг былой;
Он скрыт холодной и немой
Стеной угрюмой и высокой.
А я один с кручиной злой
Живу печальный и больной
И мой конец уж недалеко.

В Усть-Каменогорске участвовал в выпуске газеты «Друг народа», написал несколько пьес для детского театра. Как-то в качестве материала для упражнений по английскому языку, ему принесли книгу Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел ее, рассказал своим детям и решил перевести. В итоге получился не перевод, а переложение книги американского автора. В 1939 сказка была издана. В шестидесятые годы им были написаны еще шесть сказочных повестей об Изумрудном городе - «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1964), «Огненный бог марранов» (1968), «Жёлтый туман» (1970), «Тайна заброшенного замка» (1975, опубликована в 1982).

Им написано 20 книг - несколько научно-популярных и исторических романов и повестей, детские фантастические повести «Путешественники в третье тысячелетие» (1960) и «Приключения двух друзей в стране прошлого» (1963), научно-популярные книги по географии, рыбной ловле, астрономии, истории. Его книги переведены на 30 языков.

Изумрудный город Томск: зелёные факты

  1. Настоящий Изумрудный замок возвышается в Томске на улице Белинского , 19. Архитектор С. Хомич построил его в 1904 году для своей семьи. В 1924 г. в особняке размещался Эксплуатационный техникум Томской железной дороги . Затем там какое-то время жили студенты ТГУ . Во второй половине 30-х в особняке жили медицинские работники, потом располагались по очереди областной дом ребенка № 3 и областная детская больница. Сейчас Изумрудный замок занимают чиновники: комитет по лицензированию Томской области и Росздравнадзор. Памятник архитектуры федерального значения.
  2. «Изумрудный город» - первый в нашем городе торгово-развлекательный комплекс. С огромными магазинами еды, бытовой техники, спорттоваров, кинотеат­ром и т. д. Находит он на пересечении пр. Комсомольского и ул. Сибирской. Перед ТРЦ установлена скульптурная композиция с героями сказки, а ко входу в здание будет вести дорожка из желтого кирпича. Плюс цвета и элементы дизайна, напоминающие об Изумрудном городе. Площадь комплекса составит 42 тысячи м2. Открылся «Изумрудный город» в апреле 2014 года.
  3. Бронзовый памятник Элли, Тотошке и всем-всем-всем. Будучи убежденным сторонником идеи, что образ Изумрудного города пришел к Волкову именно в Томске , писатель Андрей Олеар предложил поставить в нашем городе памятник героям сказки. По его словам, «скульп­турная композиция будет представлять собой Льва, на котором сидит девочка Элли, Страшилу, рядом Железного Дровосека с топором и верного друга Элли Тотошку рядом со Львом. И все они выходят из раскрытой бронзовой книги». Располагаться памятник будет как раз у ТРК «Изумрудный город».

Произведения писателя-сказочника Волкова

Усть-Каменогорск - маленький захолустный городок. Там, в старинной крепости, где отбывал солдатскую службу крестьянин Мелентий Волков, родился его первенец - Александр.
Мальчику не было и четырёх лет, когда отец научил его читать. С тех пор Саня стал заядлым книгочеем. Шести лет от роду его приняли сразу во второй класс городского училища. А в двенадцать он закончил его лучшим учеником. Ещё через несколько лет Саша - нет, теперь уже Александр Мелентьевич - преподавал в том самом усть-каменогорском училище, где прежде сидел за партой.
В неполные двадцать лет - всеми уважаемый горожанин. Что ещё надо крестьянскому сыну? Многое…
В конце Первой мировой войны, уже призванный на воинскую службу, он экстерном сдал выпускные экзамены в Семипалатинскую гимназию. Позже за его плечами остался Ярославский педагогический институт. А на пятом десятке этот неугомонный человек поступил и блестяще окончил математический факультет Московского университета. Причём всего за семь месяцев! И вскоре уже преподавал высшую математику в одном из московских ВУЗов.
Вот здесь и произошёл самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича Волкова.
Началось всё с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил выучить ещё и английский. А для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума «Мудрец из Страны Оз». Книжка ему понравилась. Очень. Так, что он начал пересказывать её своим сыновьям. При этом кое-что переделывая, кое-что добавляя. Девочку стали звать Элли. Тотошка, попав в Волшебную страну, заговорил. А Мудрец из Страны Оз обрёл имя и титул - Великий и Ужасный Волшебник Гудвин… Появилось и множество других милых, забавных, иногда почти незаметных изменений. И книга стала как будто просторнее и светлее. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский «Мудрец». Американская сказка превратилась просто в сказку. А её герои заговорили по-русски так же непринуждённо и весело (может быть, даже чуть веселее), как за полстолетия до этого говорили по-английски.
Самуил Яковлевич Маршак вскоре познакомился с рукописью новой сказки, а потом и с автором-переводчиком. И настоятельно советовал ему заняться литературой профессионально. Волков прислушался к совету.
В 1939 году «Волшебник Изумрудного города» вышел в «Детиздате». И повторилась история баумовского «Мудреца»: в том же году книга была выпущена вторым, а в начале 1941-го - третьим изданием.
За время войны сказку, конечно, несколько подзабыли. И только в конце 1950-х годов, когда художник Леонид Владимирский сделал к «Волшебнику» новые рисунки, её издали опять. И юные читатели вновь отправились в путешествие по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом. А к автору стали слетаться письма - десятки, сотни, тысячи. С одной-единственной просьбой: продолжить сказку! Да и сам Волков не смог устоять перед магией баумовской и в какой-то мере своей фантазии и написал целую серию книг о Волшебной стране, уже совершенно оригинальную.
Но Волков-писатель - не только сказочник, хотя его исторические и научно-популярные книги известны не так широко. А жаль. С ними, поверьте, стоит познакомиться поближе.

Ирина Казюлькина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.М.ВОЛКОВА

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ / Худож. Ю.Соловьёв. - СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 639 с.: ил.
Издатели несколько покривили душой, назвав этот огромный том «полным собранием сочинений» А.М.Волкова. На самом деле в книгу вошла только сказочная эпопея о Волшебной стране. Наверное, кто-то порадуется, обнаружив под одной обложкой все шесть сказочный повестей о приключениях Элли и Энни, но подобная радость станет доступной лишь для людей, наделённых недюжинной силой. Обычному ребёнку управиться с увесистым томом будет весьма затруднительно.

ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА / Худож. Л.Владимирский. - М.: АСТ: Пушкинская б-ка, 2004. - 287 с.: ил. - (Внеклассное чтение).
УРФИН ДЖЮС И ЕГО ДЕРЕВЯННЫЕ СОЛДАТЫ / Худож. Л.Владимирский. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 207 с.: ил.
СЕМЬ ПОДЗЕМНЫХ КОРОЛЕЙ: Сказоч. повесть / Худож. Л.Владимирский. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 190 с.: ил.
ОГНЕННЫЙ БОГ МАРРАНОВ: Сказоч. повесть / Худож. Л.Владимирский.- М.: АСТ: Астрель, 2003. - 196 с.: ил.
ЖЁЛТЫЙ ТУМАН: Сказоч. повесть / Худож. Л.Владимирский. - М.: АСТ: Астрель, 2001. - 222 с.: ил.
ТАЙНА ЗАБРОШЕННОГО ЗАМКА / Худож. Л.Владимирский. - М.: Дом, 1992. - 183 с.: ил.
Кто уже знаком с Элли, Тотошкой, Страшилой, Дровосеком и Трусливым Львом, тот непременно захочет узнать, что же с ними случилось дальше. А кто их ещё не знает - скорее знакомьтесь! Иначе вы так и не попадёте в Волшебную страну и не увидите Изумрудный город.

Иллюстрации Леонида Викторовича Владимирского к сказочной эпопее А.М.Волкова давно стали классикой, но есть издания «Волшебника Изумрудного города», оформленные другими художниками. Вот несколько из них:

ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА / Худож. В.Чижиков. - М.: Астрель: ОНИКС, 2000. - 191 с.: ил. - (Любимая книжка).
ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА / Худож. Э.Васильев. - М.: РОСМЭН, 2000. - 143 с.: ил.
ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА / Худож. О.Горбушин. - М.: Самовар, 1998. - 175 с.: ил.
ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА / Рис. Н.Щелканова. - СПб.: Лицей, 1992. - 158 с.: ил.


* * *

В ПОИСКАХ ПРАВДЫ. - М.: Дет. лит., 1987. - 154 с.: ил. - (Библ. серия).
Герои этой книги - Аристотель, Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Константин Циолковский. И ещё многие другие, чьи имена навеки вошли в историю астрономии.

ДВА БРАТА: Роман. - М.: Столетие: Междунар. кн., 1995. - 382 с.: ил. - (Ист.-приключенч. романы для юношества).
Случилась эта история в России во времена царствования Петра Первого. Жили тогда два брата - Илья и Егор Марковы, дети бедной стрелецкой вдовы. Разные у них были характеры, потому и судьбы сложились по-разному…

ЗЕМЛЯ И НЕБО: Занимательные рассказы по географии и астрономии / Рис. Б.Кыштымова. - М.: Дет. лит., 1974. - 208 с.: ил.

СКИТАНИЯ; ЧУДЕСНЫЙ ШАР: Ист. романы. - М.: Столетие: Междунар. кн., 1995. - 525 с.: ил. - (Ист.-приключенч. серия для юношества).
«Скитания»
Книга о детстве и юности великого итальянского философа и астронома Джордано Бруно.

«Чудесный шар»
Упекли купеческого сына Дмитрия Ракитина в крепость, и придётся ему провести в заточении всю жизнь. Да не таков он человек, чтобы смириться с этим. Нельзя из крепости убежать. Так, верно, улететь можно?..

СЛЕД ЗА КОРМОЙ. - М.: Дет. лит., 1972. - 208 с.: ил.
История мореплавания с первобытных времён до легендарных походов отважного викинга Лейфа Эриксона.

ЦАРЬГРАДСКАЯ НЕВЕСТА; ЗОДЧИЕ. - М.: Столетие: Междунар. кн., 1995. - 528 с.: ил. - (Ист.-приключенч. серия для юношества).
«Царьградская невеста»
Похитили печенеги Ольгу, жену кузнеца Стоюна, увезли и продали в рабство в далёкий город Царьград. Как же найти и спасти пленницу?..

«Зодчие»
Стоит в Москве на Красной площади знаменитый храм Василия Блаженного. Русским умельцам, построившим его в далёком ХVI веке, и посвящён этот роман.

Ирина Казюлькина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.М.ВОЛКОВА

Волков А.М. Повесть о жизни // Вслух про себя. - М.: Дет. лит., 1978. - С. 61-78.

Бегак Б.А. Жил-был мальчик // Бегак Б.А. Правда сказки. - М.: Дет. лит., 1989. - С. 63-72.
Бегак Б.А. Об авторе этой книги // Волков А.М. Зодчие. - М.: Дет. лит., 1986. - С. 3-6.
Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. - М.: Баллас: С-Инфо, 1995. - С. 31-33.
Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Рассказы об авторах ваших книг. - М.: Мегатрон, 1997. - С. 61-65.
Кулешов Е.В. Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Очерки о детских писателях. - М.: Баллас, 1999. - С. 37-38.
Невинская И.Н. Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Русские детские писатели XX века. - М.: Флинта: Наука, 1997. - С. 99-101.
Розанов А. Мальчик из долгой деревни // Волков А.М. Волшебник Изумрудного Города; Урфин Джюс и его деревянные солдаты. - Кемерово: Кн. изд-во, 1989. - С. 360-364.
Розанов А.С. Учитель из нашего города // Розанов А.С. Первороссийские мальчики. - Алма-Ата: Жалын, 1988. - С. 96-107.
Петровский М. Правда и иллюзии страны Оз // Петровский М. Книги нашего детства. - М.: Книга, 1986. - С. 221-273.
Рахтанов И. Волшебник-учёный // Рахтанов И. Рассказы по памяти. - М.: Дет. лит., 1971 - С. 32-55.
Токмакова И.П. Об авторе и его книгах // Волков А.М. Два брата. - М.: Дет. лит., 1981. - С. 5-8.
Тубельская Г.Н. Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Тубельская Г.Н. Детские писатели России. - М.: Шк. б-ка, 2002. - С. 52-54.

И.К.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.М.ВОЛКОВА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ -

Волшебник Изумрудного города. Сцен. В.Коростылёва. Реж. П.Арсенов. Комп. Е.Крылатов. Россия, 1994. В ролях: Катя Михайловская, В.Невинный, В.Павлов, Н.Варлей, Е.Герасимов, Б.Щербаков, О.Кабо и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Волшебник Изумpудного гоpода. В 10-ти сер. Реж. К.Малянтович, Ю.Калишер, Ю.Трофимов, Л.Аристов и др. СССР, 1973-1974.