Анализ произведения где наша роза. Анисимова Т.А. Предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева. Сообщение темы и целей урока

Цель работы – выявление художественной детали – розы в произведениях И.С. Тургенева, исследование влияние её на характеры персонажей, их судьбу.

Задачи исследования :

Доказать важность роли художественной детали в произведениях.

Определить символическое значение розы в литературе.

Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева.

Доказать, что роза – это не случайная аллегория в творчестве поэта.

Объект исследования – произведения писателя, в которых упоминается цветок роза.

Роза – «знак» любви главных героев повести И.С. Тургенева «Вешние воды»

В тургеневскую эпоху символика растений широко использовалась в повседневной жизни, искусстве и литературе. Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: «Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно - как лепестки столиственной розы…» Не случайна в этой связи сама фамилия героини - Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится «знаком» любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. «Возвращённую розу» Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены «знойным вихрем» любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под «знаком» розы: Санин три дня носил её «у себя в кармане» и без конца «лихорадочно прижимал к губам».

В сцене свидания Санина и Джеммы, «когда мгновенно как вихрь налетела на него любовь», девушка, «достав из корсажа уже увядшую розу, бросила ее Санину. – «Я хотела дать вам этот цветок…» Он узнал розу, которую отвоевал накануне…» (VIII, 297-298). Эта красная роза – метафорический образ Джеммы и ее жизни, которые девушка отдает Дмитрию Санину.

Роза – одна из внешних причин, вызывающих поступки Санина. После дуэли он понимает, что любит Джемму. «Он вспомнил о розе, которую вот уже третий день носил у себя в кармане: он выхватил ее и с такой лихорадочной силой прижал ее к своим губам, что невольно поморщился от боли» (VIII, 314).

Тургеневская повесть наполнена красными розами. Они цветут в саду Джеммы, вазы украшают ее дом.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны – загубленную жизнь героя.

Роза как атрибут красивой женщины в повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц – так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

Владимир видит девушкуЗину среди зелени, в саду - это обнаруживает связь героини с природой, гармоничность ее образа. «…Дня три спустя она встретила меня в саду. Я хотел уклониться в сторону, но она сама меня остановила.

Дайте мне руку, – сказала она мне с прежней лаской, — мы давно с вами не болтали.

Я взглянул на нее: глаза ее тихо светились и лицо улыбалось, точно сквозь дымку.

Вы все еще нездоровы? – спросил я ее.

Нет, теперь все прошло, -отвечала она и сорвала небольшую красную розу. — Я немножко устала, но и это пройдет…». Почему же героиня сама сорвала розу – символ любви? Неужели юноша не мог этого сделать в знак уважения и восхищения женщиной? И.С. Тургенев хочет показать, что Володя совсем юный, хотя влюблён в Зинаиду. Она относится к нему как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

«… – И вы опять будете такая же, как прежде? – спросил я. Зинаида поднесла розу к лицу -и мне показалось, как будто отблеск ярких лепестков упал ей на щеки…»

Будемте друзьями — вот как! — Зинаида дала мне понюхать розу…»

Я для вас ребенок, — перебил я ее.

Ну да, ребенок, но милый, хороший, умный, которого я очень люблю. Знаете ли что? Я вас с нынешнего же дня жалую к себе в пажи; а вы не забывайте, что пажи не должны отлучаться от своих госпож. Вот вам знак вашего нового достоинства, – прибавила она, вдевая розу в петлю моей курточки, — знак нашей к вам милости. ,..»

Это признание и подаренная роза как атрибут красивой женщины переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед. (Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Иван Сергеевич Тургенев в своем романе «Отцы и дети» уделяет внимание символике розы: «…Однажды, часу в седьмом утра, Базаров… застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз…». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, – атрибут Богородицы. Это символ любви, красоты, памяти, вечности. Роза - атрибут богинь любви, весны.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Уже при обрисовке портрета молодой женщины в этой сцене появляется символ розы. Фенечка “очень похорошела”: “Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки”.

Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков.

Когда после размолвки с Одинцовой, Базаров вновь оказался в имении Кирсановых, он с игривостью кавалера многозначительно намекает Фенечке, что докторам за услуги полагается платить, и в качестве платы просит розу из срезанного ею букета в подарок: “Какую вам, красную или белую?” Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: “Красную, и не слишком большую”. Роза как таковая Базарову ни к чему, она нужна только как символ. « А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали». «.. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку…»

Возможно, Базаров способен все-таки нравиться женщинам, а может, ему хочется чьего-то сочувствия и сострадания, и его слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», – были далеко не шуточными.

Получается, что Базаров посредством «языка цветов» иносказательно просил о любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Словно в противовес другим писателям роза у Тургенева – символ любви, а не причина бед, ключик от дверцы, которая не дает нам выйти из мира огорчения.

Роза – символ жизни и смерти в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева

«Как хороши, как свежи были розы..» И.С. Тургенев

«Стихотворения в прозе» создавались на протяжении 1877-1882 годов. Критика увидела в новом произведении Тургенева прежде всего отражение наиболее сокровенных мыслей и переживаний писателя, «зеркало его духовного состояния».

Задумчивая элегия Мятлева «Розы» возродилась в 19 веке в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева. Одно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…».

Начинается такими строками: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

« Как хороши, как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тема стихотворения в прозе Тургенева - грусть при воспоминаниях о давно прошедшей юности, Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание.

Какие образы возникают в этом произведении?

Зима- старость;

Роза – молодость.

Уже на уровне композиции стихотворения мы понимаем неразрывность этих понятий: жизни и смерти, молодости и старости. Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья…

Становится грустно от того, что ощущаешь конечность человеческого бытия, но символ розы пробуждает уверенность в том, что есть что-то вечное.

Абзац заканчивается словами: «И все они умерли…умерли.» Последнее воспоминание перед смертью – «Как хороши, как свежи были розы…»

Строчки из стихотворения И.Мятлева «Как хороши, как свежи были розы…» – своеобразное напоминание о том, как прекрасна молодость, особенно когда в душе живет любовь. А розы – это символ, увы, прошедшего счастья, радости, всего мира далекого прошлого.

А еще два десятилетия спустя строки вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображающей молодую девушку с букетом увядших роз.

«Роза» И.С. Тургенев

Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто - Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл. Любовь налетела на нее внезапно. Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы , брошенной в горящий камин. Первый олицетворяет собой неожиданное и бурное проявление чувства, вторая - разрушительную силу любви, которая в своем пламени сжигает человека.

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование», – писал в восхищении Павел Анненков, отзываясь на «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева

Роль детали в русской литературе имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно, несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показать авторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.

В ходе данного исследования можно доказать, что роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. И именно эта деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу 60 – 70-х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

Отцы и дети . – М.: Издательство: АСТ, 2005.
  • Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. – М.: 2003.
  • Штерн Ф.И. Реализм и литературная традиция. Тургеневские “Стихотворения в прозе” и их отдаленные предшественники. Учение поэтики реализма. Вологда, 1990.
  • Щеблыкин И.П. История русской литературы XI – XIX в. – М.: Высшая 2005.
  • В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь», помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети». Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза». Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

    Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной».

    Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо». Душа отдана огню любви.

    Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

    Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари», «порывистый ливень», «потоп дождя» – символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое».

    «Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

    Эти слова, значащиеся в названии стихотворения, на протяжении его всего используются ровно шесть раз. Уже по нему можно догадаться, какую извечную тему затрагивает стихотворение. Пожилой человек вспоминает свое прошлое, молодость, которая безвозвратно ушла, оставив после себя лишь морщины. Все произведение сквозит горечью и сожалением. Тургенев говорит о жизни возвышенно, даже в каком-то роде торжественно, размышляя в то же время о ее бренности.

    Картины прошлых лет светлы и вызывают, пожалуй, лишь улыбку на лице. Но настоящее мрачно и темно.

    Эту антитезу помогают выстроить два главных образа, используемых Тургеневым. Один – свежие розы, роскошные и прекрасные в своем величии. Другой же – свеча, которая вот-вот погаснет. В стихотворении можно найти уйму вещей, которые противоположны друг другу. Молодость героя приходится на лето, теплое и беззаботное время года. Но на самом деле действия происходят промозглой зимой. Особенно символичен в произведении свет. Образ свечи очень напоминает образ жизни. Свет все меркнет, свеча догорает, рано или поздно, но наступит тьма.

    Прошлое описано ярко. Тургенев использует длинные предложения, чтобы развернуто

    Рассказать о нем. Но настоящее – вяло, просто и коротко. Оно и не требует большего. Строки, посвященные нынешнему времени, пронизаны печалью и безысходностью.

    В стихотворении Тургенева можно раз за разом услышать самые разнообразные мелодии. И то не столько мелодии фраз, благодаря которым можно вжиться в образ лирического героя. Но это и звуки вальса, булькающий самовар, смех детей. Читатель может услышать сквозь строки стихотворения, как горит и трещит свеча, как покашливает старик и шепчет что-то себе под нос. Нет никого сюжета. Нельзя даже сказать, насколько все эти картины, всплывающие в воображении героя, действительно имели место быть в жизни, слишком уж сильно они похожи на преувеличение. Возможно, это всего лишь его мечта, так и не сбывшаяся в реальности. Теперь уже это не имеет значения. У героя осталось всего ничего, единственное живое существо, которое теперь рядом, это пес, такой же старый, как он сам.


    Тема:
    Слово, контекст, текст и проблема экспрессивности стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». Лингвистический анализ текста, 11 класс
    Цели урока:
     углублять знания учащихся о структуре текста и взаимосвязи его элементов на примере лингвистического анализа стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»;  рассмотреть проблему экспрессивности в тексте, какие средства языка помогают создать автору впечатление эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма;  развивать мыслительные способности учащихся, их познавательную активность;  воспитывать интерес к родному языку.
    Методы

    приемы:
    беседа, комментированное письмо, выразительное чтение стихотворения, лингвистический анализ текста, синтаксический разбор простого предложения.
    Оборудование:
    портрет И.С.Тургенева, сборник стихотворений в прозе И.С.Тургенева, текст стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, таблица «Уровни организации текста И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» для каждого ученика, живые розы в хрустальной вазе.
    Ход урока

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания. Опрос учащихся по теме «Знаки

    Сообщение темы и целей урока.

    Лексическая

    работа:
    экспрессивность, текст, контекст, коннотативная (окраска), бытие, время, пространство.
    IV. Повторение и углубление изученного материала по теме «Знаки

    препинания в простом и сложном предложении».
    Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы… 1.Учитель: Из какого произведения И.С.Тургенева взят этот отрывок? 2.Пунктуационно-орфографический анализ отрывка из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». 3. Синтаксический разбор первого предложения.

    Слово

    учителя.

    тематических

    ряда,

    эмоционально-

    экспрессивные

    системы

    (жизнь-смерть)

    цикле

    «Стихотворения

    прозе» И.С.Тургенева.
    Сущность бытия, по Тургеневу, – в парадоксальном единстве жизни и смерти. («Старик», «Стой!», «Черепаха», «Как хороши, как свежи были розы…»)
    VI. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как

    хороши, как свежи были розы…» (1879).
    Учитель: О чем же стихотворение в прозе, которое мы прочитали? Какие чувства и мысли возникают после его прочтения? Назовите ключевые слова. Молодость, жизнь – старость, смерть.
    VII. Лингвистический анализ текста
    стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…».
    1) Работа в группах.
    I экспертная группа анализирует повествовательный монолог лирического героя (тематический ряд (старость, смерть)); II экспертная группа анализирует «включения», то есть воспоминания лирического героя (тематический ряд (молодость, жизнь)). Главные эксперты обобщают ответы учащихся, выделяя главное, то, что остальные ученики записывают в тетрадях.
    2) Заполнение таблицы «Уровни организации текста И.С.Тургенева

    «Как хороши, как свежи были розы…». Ключевые слова: жизнь –

    смерть.
    - фонетика - лексика - морфология - синтаксис - средства выразительности в тексте - особенности языка автора
    3) В ходе анализа учащиеся отвечают на вопросы:
    1. Каким же способом ощущение глубоко интимного чувства передается через сторонне-объективное изображение? 2. Как навевает Тургенев на душу чувство щемящей, невосполнимой утраты радости, молодости, жизни? 3. Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности, напряженного, глубокого лиризма?
    4)

    Чтение

    стихотворения

    И.П.Мятлева

    «Розы»

    хороши, как свежи были розы в моем саду!..) учеником.
    Учитель: Эта строка употребляется и Игорем Северяниным в стихотворении «Классические розы» (1925). Послушайте это стихотворение и подумайте, в прямом значении или в качестве символа употребляется здесь слово «розы»?

    Чтение

    стихотворения

    И.Северянина

    «Классические

    розы»

    учеником.

    VIII. Итак, подведем итоги урока
    Ребята, проанализировав текст И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», мы убедились, что слово в контексте, в тексте может приобретать контекстные приращения смысла, коннотативную (дополнительную) окраску, не свойственную в системе языка. Все перечисленные на уроке способы формирования языка произведения помогают Тургеневу создать впечатление повышенной эмоциональности, экспрессивность текста стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
    IX. Рефлексия
    Ребята, наш урок подходит к концу, я предлагаю вам еще раз вспомнить все, что было на уроке, и дописать предложения. Сегодня на уроке я узнал… Самым интересным для меня было… Для себя я возьму… (Предложения зачитывают 2-3 ученика) Выставление оценок
    X. Домашнее задание
    Написать сочинение-эссе «Помните, у Тургенева…».