Программная музыка. Что такое программная музыка? Примеры и определение программной музыки Какие музыкальные произведения называют программными

Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии "Франческа да Римини"? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе.

Может быть, вы уже знаете, что концерт - произведение многочастное, как говорят музыканты циклическое, а в фантазии всего одна часть. Но сейчас нас интересует не это. Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта или сонату Бетховена. Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ее развитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы , как они изменяются, разрабатываются . А можете и воспроизводить в своем воображении какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой человек, слушающий музыку вместе с вами.

Конечно, не бывает так, чтобы вам в звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому - ласковая колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и с разгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гулом сражения...

А во "Франческе да Римини" Чайковский самим названием указал точно, что именно рисует его музыка: один из эпизодов "Божественной комедии" Данте. В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней, мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый тенью древнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душ прекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своей несчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисует адские вихри, средний раздел произведения - горестный рассказ Франчески.

Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию Чайковский назвал "Зимние грезы". Первой ее части он предпослал заголовок "Грезы зимней дорогой", а второй - "Угрюмый край, туманный край".

П. И. Чайковский. Симфония №1 соль минор, соч. 13. "Зимние грезы".
Часть 1. "Грезы зимней дорогой"
П. И. Чайковский. Симфония №1 G-mol, соч.13. "Зимние грезы".
Часть 2. "Угрюмый край, туманный край"
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

Берлиоз, кроме подзаголовка "Эпизод из жизни артиста", который он дал своей Фантастической симфонии, еще очень подробно изложил содержание каждой из ее пяти частей. Это изложение по характеру напоминает романтическую новеллу.

И "Франческа да Римини", и симфония "Зимние грезы" Чайковского, и Фантастическая симфония Берлиоза - примеры так называемой программной музыки.

Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит "программа", то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так, например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине "Садко" или Лядов в "Кикиморе".

Бывает, что, обращаясь к широко известным литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать этот литературный

Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие " программа для ЭВМ".

  • то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном ("литеральном") представлении до исполнения программы;
  • то, что порождается в ходе функционирования программы – это так называемые "нелитеральные" (non- literal ) элементы.

Из законодательного определения, приведенного в ст. 1261 ГК РФ, следует, что в российском законодательстве термином охватывается три группы объектов: 1) объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств; 2) подготовительные материалы; 3) порождаемые программой аудиовизуальные отображения. Общее требование к этим трем группам объектов – объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.

По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:

  • в машиночитаемой форме – это собственно исполняемый код и некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
  • в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).

К нелитеральным элементам – порождаемым программой аудиовизуальным отображениям – относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды – все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными – оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.

Важно понимать, что каждый из трех элементов, которые охватываются определением программы для ЭВМ, охраняется сам по себе. Как следствие, например, несанкционированное копирование только лишь листинга программного модуля или скриншотов игры уже составляет состав правонарушения, независимо от того, копируются ли соответствующие исполняемые файлы.

Многие привыкли к тому, что кинофильм сейчас можно просмотреть на ноутбуке, а запись концерта, скажем, прослушать через звуковую карту компьютера. По большому счету, можно было бы признать программой практически любое произведение , выраженное в цифровой форме, ведь это всегда наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например, воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются, и смешивать программы с другими произведениями не стоит.

Программа – это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы, как таковые, ни к какому результату приводить не могут.

Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3 или vorbis) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке) – сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация , а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм .

Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках , если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.

В силу прямого указания ст. 1350 ГК РФ программы для ЭВМ, а также решения, заключающиеся только в представлении информации определенным образом, не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется главным образом программами, управляющими работой универсальных компьютерных устройств.

Классификация программ

Программы, применявшиеся в первых вычислительных машинах на заре компьютерной эры, решали различные задачи, связанные с преобразованием вводимой информации – от расчетов баллистических траекторий полетов снарядов до перебора миллионов комбинаций шифротекста с целью его расшифровки. Ввод определенной информации (например, с помощью перфокарт) позволял добиваться требуемого результата работы программируемых устройств, например станков. Проще говоря, ЭВМ была не чем иным как машиной по переработке вводимой информации, а программа являлась одним из элементов машины, определяющим алгоритм такой переработки.

Позже, с развитием технологий хранения больших объемов информации в цифровом виде, программы стали дополняться базами данных; и уже с базами данных программные продукты из инструмента обработки информации превратились для человека в источник нового знания. Появились экспертные системы, обучающие программы, программы для контроля знаний, тестирования.

Появление мультимедийных технологий и широкое распространение персональных домашних компьютеров с начала 90-х годов прошлого столетия способствовало появлению нового относительно самостоятельного класса программ, носящих уже не инструментальный, а развлекательный характер. Эти программы вызывают эмоциональные и эстетические переживания, то есть по своему воздействию схожи, скорее, с традиционными произведениями искусства. Веб-сайты – тоже особого рода программы, а популярные Интернет -порталы, как правило, включают в себя и объемные базы данных , и наборы аудио- и видео- произведений.

И наконец, на рубеже двухтысячных одновременно с повсеместным распространением беспроводных персональных устройств стали развиваться мобильные приложения и веб-службы, функциональность и полезность которых предопределяется, прежде всего, активностью и многочисленностью пользователей, устанавливающих между собой связи и объединяющихся в сеть для каких-либо общеполезных целей 1Речь идет о феномене "WEB 2.0", определение которому попытался дать Тим О’Рейли. См. Tim O"Reilly. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // http://oreilly.com. .

Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум четыре функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:

  • программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;
  • программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);
  • программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами;
  • программа как инструмент эффективной коммуникации между людьми и сообществами.

Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер, тем не менее, позволяет продемонстрировать разноплановость современных программных продуктов. Не стоит сводить программы только к инструментальным системам, своего рода "цифровым средствам производства". Наоборот, совершенствование техники и телекоммуникационных каналов приводит к более тесной интеграции программ с иными произведениями: музыкой и фотографией, литературными и визуальными работами. Программы превращаются в комплексные составные объекты авторского права .

Мировая практика свидетельствует о том, что в абсолютных показателях количество инсталлируемых экземпляров так называемых продуктов домашнего назначения сейчас существенно превышает число инсталлируемых копий программ делового назначения. Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы их распространения.

Важно разделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.

Заказное программное обеспечение англоязычной литературе – " custom software ", " bespoke software ") – исторически более ранний класс ПО . Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60 70-х годах прошлого века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Сторонние коллективы программистов предлагали клиенту в этом случае не готовый программный продукт , а свои услуги по написанию, настройке и сопровождению программного обеспечения. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации (только организация тогда могла позволить себе иметь ЭВМ) и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.

Тиражные программы (в англоязычной литературе – " canned software ", " packaged software ", " standard software ") представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей. Такие программы с конца 70-х годов начали поставляться в виде стандартизованных готовых к непосредственной эксплуатации пользователями пакетов. В наши дни дистрибутивы с такими программами обычно тиражируются достаточно большими количествами (отсюда и название) на носителях и попадают на прилавки магазинов или распространяются через Интернет . Возможности по изменению или наращиванию функциональности в таких программных пакетах либо отсутствуют, либо предоставлены пользователю в незначительной степени (настройка интерфейса, подключение внешних компонентов и т.п.).

Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок. Например, существует гибко настраиваемое тиражное ПО , которое позволяет взыскательному пользователю в случае необходимости произвести тонкую настройку типового прикладного решения под свои нужды, в том числе нарастить необходимую функциональность. С точки зрения клиента, заключающего комплексный договор на поставку и внедрение автоматизированных систем, зачастую нелегко понять, где кончается поставка тиражных программных компонентов и начинаются услуги самого поставщика по написанию или настройке поставляемого ПО . Заказные разработки могут писаться на основе и с использованием какой-то определенной технологической платформы , представляющей собой тиражный продукт.

Но с позиций юридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезно все же разделять эти два класса ПО : важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО .

Верны ли утверждения?
А) Б.М.Теплов – советский композитор, который все свое творчество посвятил детям
В) Ф.Фребель – немецкий педагог, чьи рекомендации к процессу музыкального воспитания были приняты за основу в дореволюционной период
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 20-е годы XX в. в детских садах СССР праздновали День Парижской коммуны
В) В 30-е годы XX в. в журнале «Дошкольное воспитание» создается специальный отдел «Методика и научно-иссле-довательская работа»
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В 40-х годах XX в. невозможность привезти с собой в эвакуацию пианино привела к использованию в детских садах различных музыкальных инструментов, вызывала интерес к народным музыкальным инструментам, песенному, игровому, танцевальному, народному творчеству
В) В конце 50-х годов XX в. внимание уделялось задачам и средствам общего эстетического воспитания, однако вопросы развития музыкальности ребенка опускались
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются диез, бемоль и бекар
В) Ступени лада образуют гамму, то есть звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Вокальные жанры делятся на сольные, ансамблевые и хоровые
В) Инструментальная музыка бывает сольная, ансамблевая и оркестровая
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Квартет – музыкальное произведение для четырех исполнителей
В) Кварта – название музыкального интервала
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Мелодия – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада
В) Форма – определенный композиционный план музыкального произведения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений
В) Основной тип созвучия – аккорд, представляющий собой созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков), в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ
В) В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Это звуковое, материальное воплощение музыкальной идеи, замысла художника
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, поскольку образуется в особой музыкально-звуковой (ладовой) системе и ритмической организации, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой
В) В.В.Медушевский разработал теорию интонации, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Музыкальные произведения, рекомендуемые дошкольными образовательными программами, должны быть небольшими по объему, время их заучивания не должно превышать 5–8 минут
В) Основные музыкальные способности (по Б.М.Теплову) связаны с восприятием и воспроизведением звуко-высотного и ритмического движения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) На рубеже XIX–XX веков в России была развита сеть детских садов с длительным пребыванием детей (7, 9 или 12 ч), в зависимости от условий работы матери
В) В 20-е годы прошлого века эстетическое воспитание детей в детских садах было заменено патриотическим воспитанием, имевшим явную революционную направленность
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Назначение музыкально-дидактических упражнений – научить ребенка различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений
В) В 40-50-е годы в СССР отсутствовала сеть дошкольных образовательных учреждений
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Первые педагоги с музы-кальным образованием, отвечающие за постановку музыкаль-ной работы со всеми детьми детского сада, появились в опытных детских садах в 40-е годы XX века
В) Музыкальный инструмент, наиболее часто используемый детьми на музыкальных занятиях для воспроизведения несложных жанрово-определенных мелодий, – металлофон
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По В.В.Медушевскому, ведущее свойство музыкальной интонации – ее целостность
В) Тембр – это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) По способу существования можно выделить классическую, популярную и народную музыку
В) По составу исполнителей и способу исполнения в музыке различаются вокальные и инструментальные жанры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Под музыкальной деятельностью подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкального воспитания с целью их подготовки к предстоящей работе в других областях жизни
В) Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат – является своеобразным видом дыхательной гимнастики
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Программой может являться заглавие музыкального произведения.
В) Содержание непрограммной музыки составляют эмоции.
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) С 1945 г. в программу работы детских садов был введен праздник День Победы
В) Контроль за проведением процесса музыкального воспи-тания детей осуществляют городские и районные методичес-кие центры
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Формирование музыкального восприятия ребенка происходит при помощи постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств вырази-тельности и формы
В) При выборе репертуара для развития музыкального восприятия необходимо учитывать жизненный и музыкальный опыт ребенка
Подберите правильный ответ
____ – один из важнейших жанров симфонической музыки, представляющий собой музыкальное произведение, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром
_____ (с греч. – соразмерность, стройность) – закономерное чередование музыкальных звуков
_____ – способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти
_____ в музыке имеют свое название – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава
_____ всегда имеет трехдольный размер
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей являются вокальные и инструментальные музыкальные произведения, используемые как для слушания, так и для исполнения
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» составляют вопросы целенаправленного управления процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установление взаимосвязей между ними
_____ дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» является получение теоретических знаний и формирование профессиональных компетенций в области образовательной работы по организации процесса музыкального воспитания в дошкольном учреждении
_____ метр – метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли
_____ музыка – музыкальный фольклор, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа
_____ музыка – это образцовые, совершенные музыкальные произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени
_____ музыка – это широко тиражируемая музыка сегодняшнего дня
_____ музыкального произведения представляет собой его определенный композиционный план
_____ представляет собой отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления, выраженное художественными средствами
_____ представляет собой совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания
_____ представляет собой сценическое действие для солистов, хора и оркестра
_____ является исторически наиболее древним типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения
_____ является мышлением в художественных образах
_____ является одним из основных свойств музыкального звука, характеризующего результат продолжительности колебания звучащего тела
_____ – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах
_____ – вокальная музыкальная форма, не подчинённая симметрическому ритму, род певучего разговора
_____ – вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, представляющее собой камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением
_____ – жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки
_____ – звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстоят друг от друга на целый тон или полутон
_____ – инструментальная пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления
_____ – искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной
_____ – качество звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний в секунду
_____ – музыкальное произведение для двух инструментов или певческих голосов
_____ – музыкальное произведение для трёх инструментов или певческих голосов
_____ – наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией
_____ – область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении
_____ – порядок чередования равных по длительности долей музыки
_____ – создаваемая народом и бытующая в народных массах народная музыка
_____ – соотношение между двумя звуками определённой высоты
_____ – художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада
_____ – это исторически сложившийся род и вид произведений искусства в связи с их происхождением, назначением, способом и условиями исполнения, особенностями содержания и формы
_____ – это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности
_____ – это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью воздействия через музыку на духовный мир детей, прежде всего на их нравственные качества
_____ – это целостность изобразительности и выразительности
_____ – это язык музыки, наиболее полно выражающий чувственный мир человека
_____ – способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении
_____ – это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых
_____ - способность различать ладовые функ-ции звуков мелодии, эмоционально воспринимать музыку
_____________ – это художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека
Бубен относится к группе _____ музыкальных инструментов
В _____ годы XX века на праздниках в детском саду дети исполняли пляски «красноармейцев и колхозниц», матросский танец «Яблочко», перепляс «На привале» и т.д.; играли в игры: «Морские волки», «Летчики на аэродроме», «Разведка» и т.д.; устраивали аттракционы: «Бег с гранатой», «Кто скорее доставит донесение командиру?», «Найди па-кет», «Метание в цель» и т.д.
В детских садах в 20-е годы XX в. отмечался праздник _____
В конце 50-х подов XX в. основное внимание уделялось _____
Восприятие музыки формируется у ребенка _____
Выполнение ребенком упражнений типа «Что мы показываем», инсценировки сюжетов песен под пение педагога; исполнении танцев т.д. относится к _____
Дети начинают более дифференцирован-но воспринимать характер, форму и средства выразительно-сти музыкального произведения, давая на вопросы педагога словесные ответы ______
Дети начинают обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступле-ние, куплет, запев, часть, темп и т.д. в ______
Дети, начинают воспринимать ха-рактер и средства выразительности музыкального произве-дения даже без опоры на игровые образы и приемы обуче-ния _____
За правильную постановку музыкального вос-питания в детских садах отвечает ______, имеющий специальное дошкольное и музыкальное образование
Из представленных деятелей науки и культуры назовите детского композитора
К народным музыкальным инструментам относятся _____
Музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов - инструменталистов и/или вокалистов - получила название ______ музыки
Музыка, не включающая в себя словесного текста, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание, называется _____
Музыкальное воспитание в детском саду не предусматривает _____
На революционных праздниках 20-х годов прошлого столетия в детском саду обязательно исполняли _____
На рубеже XIX-XX вв. большое влияние на процесс музыкального вос-приятия дошкольников оказывала _____
Назовите музыкальный жанр, не связанный со сценическим искусством
Одна из специфических характеристик музыкального звука, характеризующая его колористическую (обертоновую) окраску называется _____
Первые дошкольные учреждения России применяли в основном рекомендации к процессу музыкального воспитания, раз-работанные _____
Рекомендации к процессу музыкального воспитания, раз-работанные Ф.Фребелем, характеризовались _____
С поэтическими текстами связана, как правило, _____ музыка
Симфонии, концерты для солирующего инструмента и оркестра, увертюры, сонаты и пр. относятся к _____ музыке
Созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков – _____.
Фортепиано относится к группе ______ музыкальных инструментов
Характеристиками лада являются _____
Целями изучения дисциплины «Теория и технологии музыкального воспитания детей» являются
Частушка относится к _____ жанру

Программная музыка , род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса - симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже - вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В П. м. широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид П. м. - картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма , выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив ), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. - клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм ), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков - «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов - Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч.(сочинение), т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271-349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

Цели урока:

  1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения (использование литературных и художественных произведений, сочинений учащихся по изученным музыкальным произведениям) как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
  2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Инструменты симфонического оркестра», объяснение нового материала.
  3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по развитию навыков анализа музыкальных произведений.
  2. Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы.
  3. Развивать умение «активно» слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (лото), репродукции картин зарубежных и русских художников, CD компакт-диски, музыкальный центр.

Предполагаемый результат:

  1. Осознание учащимися понятий «программная музыка», «обобщённая и конкретная программность».
  2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений.
  3. Запоминание учащимися выразительных средств, которые необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности.

Ход урока

I. Повторение.

Наш урок посвящён теме «Программно – изобразительная музыка», и поскольку мы только что закончили изучать тему «Тембры инструментов симфонического оркестра», давайте повторим всё, что вы запомнили.

Поиграем в лото (детям раздаются карточки с вопросами, называются понятия, учащиеся должны правильно разложить их на карточках) :

  1. Приём игры на струнно-щипковых инструментах путём защипывания струны – (пиццикато).
  2. «Окраска» звука – (тембр).
  3. Высокий детский голос – (дискант).
  4. Ансамбль из пяти исполнителей – (квинтет).
  5. Раздвижной медный духовой инструмент – (тромбон).
  6. Произведение о природе, сельской жизни – (пастораль).
  7. Ансамбль из четырёх исполнителей – (квартет).
  8. Низкий женский голос – (альт).
  9. Запись всех партий оркестровых инструментов – (партитура).
  10. Струнный инструмент, не входящий в состав квартета – (контрабас).
  11. Переложение оркестровой музыки для фортепиано – (клавир).
  12. Одноголосное исполнение – (соло).
  13. Руководитель оркестра – (дирижёр).
  14. Высокий мужской голос – (тенор).
  15. Ансамбль из двух исполнителей – (дуэт).
  16. Высокий женский голос – (сопрано).

А теперь посмотрите на доску и определите, какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра. (На доске – репродукции картин Э.Моне «Флейтист», В.Тропинина «Гитарист», Ф.Хальса «Рыбак, играющий на скрипке», Д.Левицкого «Арфистка».) (Приложение 2)

Послушайте стихотворение Якова Халецкого, и перечислите все инструменты, которые в нём встретите, а также группы, к которым они относятся:

О, если б вы знали,
Как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюблено вздыхая,
Поёт –
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа,
Прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки
Гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты.
Где столько красот,
Необычных подчас,
Ведут свои партии хором.
И снова басит
Ветеран-конрабас
В согласьи с самим дирижёром.
А ноты,
Слетая с натянутых струн,
Вокруг рассыпают улыбки.
И вторят им
Полные радостных дум
Гитары, и трубы, и скрипки!

II. Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке?

Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Умение превратить видимое в слышимое подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море – людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор – Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский – например, в фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов. Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа. Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

Сегодня мы будем говорить об изобразительности в симфонической музыке, так как именно в ней особенно ярко проявляется тембровая изобретательность композиторов.

Что легче всего изобразить в музыке? Конечно же, звуки природы.

Мы уже говорили о том, что Н. Римский-Корсаков в своей музыке рисовал удивительные картины морской стихии. На одном из первых уроков, посвящённом теме «Легенды о музыке», мы слушали его произведение, в котором показано море. (Дети называют симфоническую картину «Садко».) Какое море в нём изображалось? (Ответы учащихся суммируются, делается вывод о величавом, суровом и несколько сумрачном настроении этого произведения; делается сравнение с настроением картины И.Айвазовского «Среди волн» (1898 г.).) (Показ картины.)

Еще одна картина моря нарисована Н.Римским-Корсаковым в опере «Сказка царе Салтане» – во втором «чуде о 33-х богатырях». Вспомним, как их описывает Пушкин (стихотворение зачитывает один из учащихся) :

Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

А теперь послушаем это произведение. Что слышно в музыке? Рокот волн, завывание и свист ветра – пассажи струнных и деревянных духовых инструментов. Не правда ли, картина И. Айвазовского «Черное море» (1881 г.) (Приложение 3) подходит по настроению к этой музыкальной картине? Кажется, что сейчас выйдут из бушующих волн могучие витязи. Не случайно это произведение можно назвать «картинкой» – дело в том, что позднее Римский-Кросаков на основе музыке к опере создал симфоническую картину «Три чуда» о трех чудесах Царевны Лебеди. (Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».) (Приложение 4)

А теперь давайте вспомним, как называется произведение о природе спокойного, идиллического характера? (Пастораль.) Изумительные картины природы нарисованы австрийским композитором Людвигом Ван Бетховеном (показ портрета В. Думаняна) в шестой симфонии, которая так и называется – «Пасторальная».

Во 2-й части – «Сцене у ручья» можно услышать остроумное трио кукушки, соловья и перепела. (После прослушивания дети называют инструменты, которые изображают этих птиц – флейта, флейта-пикколо и кларнет.)

Вспомните пьесу «Утро» Эдварда Грига. Частью какого произведения она является? Сходна ли она по настроению со второй частью симфонии Л.Бетховена? Какие приёмы звукоизобразительности использовал Э.Григ? (Голоса птиц изображают деревянные духовые инструменты.)

А можно ли в музыке изобразить шум леса? Немецкий композитор второй половины XIX века Рихард Вагнер в своей опере «Зигфрид» изобразил легкий ветерок, гуляющий в кронах деревьев. Послушайте стихотворение американского поэта Генри Лонгфелло «Солнечный день»:

О. безупречно ясный день!
Меня охватывает лень,
И безраздельно полон я
Одним блаженством бытия!
И вздохи ветра мне слышны,
Чудесной музыки полны.
В ветвях, склонённых до земли,
Деревья струны обрели.

А теперь послушайте музыку Р.Вагнера. Не правда ли, она очень сходна по настроению со стихотворением Лонгфелло? Также можно провести параллель с картиной В.Васнецова «Дубовая Роща в Абрамцево» (Приложение 5), написанной в 1883 году, в тоже время, когда была создана опера Вагнера. Как передано движение листвы? (Пассажами деревянных духовых инструментов.)

А как в музыке изобразить пространство? Впечатление простора, объёмности звучания помогают создать интервалы, звучащие прозрачно, пусто (квинты и октавы). В первой части одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича – крупнейшего симфониста XX. (Показ изображения скульптуры В. Думаняна.) Изображено огромное пространство Дворцовой площади. Эта часть так и называется – «Дворцовая площадь». В каких регистрах звучит музыка? (Крайние регистры, тембры засурдиненных струнных и арфы.)

Итак, в этих произведениях основным выразительным средством являлся тембр инструментов. Другие приёмы существуют для изображения движений людей, зверей, птиц. Если изображается движение, какие выразительные средства должны выйти на первый план? (Ответы детей суммируются, делается вывод: ритм и темп.)

Мы уже знакомы с одним симфоническим произведением, где изображено много персонажей – это «Петя и волк» С. Прокофьева. Вспомните, чьи характерные движения изобразил С. Прокофьев? (Птички, Кошки, Утки. Волка. Дедушки и самого Пети.) В каждом герое С. Прокофьев подчеркнул его характерную черту – лёгкость походки Пети (пунктирный ритм), ворчливость дедушки и т. д.

Мы также писали сочинение по произведению М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». В какую сюиту входит это произведение? («Картинки с выставки».)

Существует много музыкальных пьес, подражающих жужжанию насекомых. Самая знаменитая среди них – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как царевич Гвидон тайком попадал в «царство славного Салтана»)? (С помощью Лебеди он превращался то в комара, то в муху, то в шмеля):

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь обратился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопрос: как передается жужжание шмеля? (Хроматическим опеванием устойчивых ступеней в лёгких пассажах, использованием тембров флейты соло и струнных инструментов пиццикато.) В музыке изображает, как он набирает высоту и уносится ввысь

Французский композитор Камиль Сен-Санс написал целую зоологическую фантазию – «Карнавал животных». Послушайте биографическую справку об этом композиторе (зачитывает один из учащихся) для небольшого ансамбля инструментов: 2-х роялей, струнного квинтета, флейты и флейты пикколо, фисгармонии, ксилофона и челесты, По форме – это сюита из 14-ти миниатюр.

В этих пьесах можно узнать кенгуру, кур и петуха слона, танцующего вальс. Мы слушали один номер из этой сюиты («Лебедь»), когда говорили о кантиленной мелодии и писали сочинение. (Зачитывается лучшее сочинение.)

А сейчас мы послушаем вступление – «Королевский марш льва» – царь зверей и поэтому К.Сен-Санс избрал здесь жанр марша. (Исполняют пьесу фортепиано и струнный квинтет.) В произведении использован особый лад – дорийский (минор, в котором повышена VI ступень). Мелодия звучит сначала у струнного квинта (в это время в партии фортепиано звучат пассажи, усиливающие торжественное впечатление), затем у фортепиано.

Особое место занимают в музыке сказочные образы. Какие произведения Эдварда Грига, посвящённые гномам и троллям мы слушали? («В пещере горного короля» и «Шествие гномов».)

А сейчас мы обратимся к симфоническому скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». (Биографическую справку о композиторе зачитывает один из учеников.) Что такое скерцо? (Это произведение в быстром темпе, с причудливыми образами.)

Симфоническое скерцо «Ученик чародея» написано по балладе Гёте (отрывок из баллады зачитывает один их учащихся) :

Наконец ушёл из дому
Чернокнижник седовласый!
Так за дело! Мне знакомы
Все его слова и пассы.
На него похоже
Буду говорить,
Смело стану тоже чудеса творить!
Ну-ка старая метёлка,
Наготу прикрой ветошкой;
Хлопотунья, балаболка,
Раздвоись – и шаркни ножкой!
С головой – кастрюля, что ты вьёшь круги?
Перестань – и пулей из воды беги!..

Что ж! Метелка покорилась
И, подобно человеку,
Живо сбегала на речку
И в обратный путь пустилась
Глянул: а вода – наполняет враз...
Три больших ушата, чан, ведро, и таз...

Я забыл слова пароля, чтоб водица не текла,
Чтоб вернулась к прежней роли
Обнаглевшая метла!
Перестань! Иль будет худо,
Иль дождешься ты беды! –
А метла все носит с пруда
Ведра, полные воды...

О, спасенье! Мастер входит!
- Половинки. Слейтесь вместе
И, метлою, в угол влезьте!
Это мастера приказ!
Только мастер в старой славе
Для трудов волшебных в праве
Вновь из пекла вызывать вас!»

Каким инструментам можно поручить причудливо-фантастическую тему? (Ёе исполняют три фагота в унисон.) Комически-неуклюжую главную тему произведения сопровождает пиццикато струнных инструментов. (Прослушивание скерцо «Ученик чародея».)

III. Закрепление нового материала.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что такое программная музыка?
  2. Какие два типа программности вы знаете?
  3. Какие произведения мы сегодня слушали?
  4. Какое произведение вам больше всего запомнилось?
  5. Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приемы звукоизобразительности?

IV. Домашнее задание.

  1. Найти в произведениях по специальности приемы звукоизобразительности.
  2. Записать по памяти произведения, о которых велась речь на уроке, и их авторов.